На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия Эриха Фромма

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Оглавление 

 Введение 2 

 Э.Фромм - видный мыслитель XX столетия 3
        Краткая биография философа 3
        Неофрейдизм как новое слово в психоанализе 4
        Направления деятельности 4
 Философская концепция Фромма 7
        Фромм - реформатор психоанализа 7
        Социалистическая концепция Фромма 10
       Философская антропология и гуманистическая этика 12 

 Заключение 18 

 Список  литературы 19
 

     Введение
    Эрих  Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Пытался соединить Фрейда с Марксом  и экзистенциализмом. С абстрактно-гуманистических  позиций критиковал капитализм, выдвигал утопический проект создания "здорового  общества" на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной терапии".
    Фромм заслуженно занял свое место среди  виднейших мыслителей XX столетия. Его  коллегами и, отчасти, единомышленниками  в философском приятии мира можно  смело считать Достоевского, когда  речь идет о Личности, Толстого и  раннего Маркса во взгляде на проблему гуманного общества, Фрейда, Юнга и  Сартра в тонком, почти мистическом  рационализме подхода к природе  сознания и творческой жизни человека. Идеи его, нашедшие воплощение во множестве  произведений, использовал в ходе своего развития не только психоанализ, но и другие философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология. Значителен его вклад в развитие современной этики и политической философии. Философская мысль Э.Фромма стала импульсом к развитию гуманистического мышления нашего века. 

 

    
    Э.Фромм - видный мыслитель XX столетия
    Краткая биография философа
    Эрих  Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего  из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.
    Во  Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив  её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский  университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера, он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм  завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх, и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья  протекция впоследствии помогла  ему получить должность профессора в Чикаго.
    В 1925 году Фромм, завершил обязательную психоаналитическую подготовку, и открыл собственную частную практику. После  прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в  Женеву, а затем в 1934 г. в Нью-Йорк, США. В США он преподавал в Колумбийском университете.
    В 1943 Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы  психиатрии, а в 1946 выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.
    В 1950 г. Фромм переехал в Мехико, где  преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.
    Будучи  в Мексике, Фромм посвятил себя исследованиям, продолжил заниматься политической деятельностью, выступал с лекциями, писал книги и участвовал в  митингах.
    В период с 1957 по 1961 года также преподавал психологию в Мичиганском государственном  университете, а с 1962 г. — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в  качестве наблюдателя на конференции  по разоружению в Москве.
    В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 он переехал в Муральто (или  Локарно). Вскоре после окончания  работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом  и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался  в Швейцарии, в своем доме в 1980. 

    Неофрейдизм как новое слово в психоанализе
    Неофрейдизм, который Фромм представляет наряду с К.Хорни, Х.С. Салливаном и др., является одним из интересных направлений современной американской философии и психологии, возникшим в конце 30х гг. в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнографическими теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде. Неофрейдизм отклоняет учение З.Фрейда о либидо и сублимации, видя в бессознательном связующее звено между социальными и психическими структурами. Отличительной чертой неофрейдизма является "социологизация" психологии и, наоборот, психологизация самих социальных явлений. 

    Направления деятельности Фромма
      В центре внимания лично Э.  Фромма противоречивость человеческого  существования, взятая не в  качестве субъективно-личностной  деятельности, а как онтологический  факт. Философ различает следующие  дихотомии: патриархальный и матриархальный принципы организации жизни людей, авторитарное и гуманистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный (послушный) типы характера, обладание и бытие как два способа жизнедеятельности индивида, экзистенциальное и историческое существование человека, негативная "свобода от" и позитивная "свобода для" в процессе развития личности. Он исходит из того, что личностные и онтологические основания человеческого существования, с одной стороны, как бы дополняют друг друга, создавая одновременно уникальность и всеобщность человеческого бытия, а с другой противоречат друг другу в силу того, что уникальность и всеобщность несовместимы. Разрабатывая учение, представляющее собой синтез психоаналитических, экзистенциальных, философско-антропологических и марксистских идей, Фромм стремится найти способы разрешения дихотомий человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения человека, определить пути оздоровления западной цивилизации, показать перспективы свободного и творческого развития личности. Отвергнув биологизм Фрейда, он пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами, вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества, изучает основные тенденции развития западной культуры с ее потребительскими ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера, отчуждением. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносится им с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики, активизации индивида посредством методов гуманистического управления, распространения психодуховных ориентаций, являющихся эквивалентом религиозных систем прошлого.
    Подлинной ценностью человека Фромм считает  способность к любви, ибо любовь, в его понимании, служит критерием  бытия и дает ответ на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека, в результате чего уважение к жизни, чувство идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в единении с ним, по Фромму, становятся превалирующими, тем самым способствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от "кибернетической религии" к новому, гуманистическому духу, характеризующемуся нетеистической, неинституциональной религиозностью.
      Фромм, безусловно, разносторонен.  Он обращается к различным  культурам, к мифологии и религиозным  текстам, к восточной религии  и мировой философии. Он стремится  переосмыслить исходные установки  философии, этики, психологии, культурологии.  При этом он никогда не утрачивает  своей собственной темы, постоянно  возвращаясь к идеям, выраженным  в его первых работах, Фромм  в течение долгой плодотворной  жизни обогащал их.
 

     Философская концепция  Э.Фромма
    Фромм - реформатор психоанализа
    Рассмотрим подробней положения философской концепции Э.Фромма, пытаясь понять, что же привлекает к его работам столь большое внимание, как специалистов, так и простого читателя, и в чем же, собственно, его личный вклад в философию.
      Прежде всего, он выступал как  реформатор психоанализа. Фромм  проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих  страстей, мотивы человеческого  поведения. Он придал психоанализу  историческое измерение. Анализируя  возможности раскрепощения человека, Фромм проявил богатейшее социологическое  воображение. Тончайшие механизмы  психики он исследовал на фоне  многомерного социально-исторического  контекста.
      Фромм писал: " Я никогда не  соглашался с тем, что меня  причислили к новой "школе"  психоанализа, как бы ее ни  называли "культурной школой" или "неофрейдизмом". Я убежден,  что эти школы дали ценные  результаты, однако некоторые из  них отодвинули на задний план  многие открытия Фрейда. Я определенно  не являюсь "ортодоксальным  фрейдистом". Дело в том, что  любая теория, которая не изменялась  в течение 60 лет, именно по  этой причине не является больше  первоначальной теорией своего  создателя; она, скорее, окаменелое  повторение прежнего и, как  таковая, в действительности превращается  в установку. Свои основополагающие  открытия Фрейд осуществил во  вполне определенной философской  системе, системе механистического  материализма, последователями которой  было большинство естествоиспытателей  начала нашего столетия. Я считаю, что необходимо дальнейшее развитие  идей Фрейда в другой философской  системе, а именно в системе  диалектического гуманизма."
      В чем проявилось реформаторство  Фромма в психоанализе? Прежде  всего в том, что, в отличие  от Фрейда, философ считал человеческую  природу обусловленной главным  образом исторически, не преуменьшая  при этом роли биологических факторов. Он отказался от установки Фрейда, будто проблема человека может быть правильно сформулирована в терминах противопоставления биологических и культурных факторов (работа последнего года жизни "Greatness and limitations of Freud's Thought" N.Y., 1980).
      Фрейд считал, что человек является  закрытой системой, "вещью в  себе". По его мнению, природа  наделила человека определенными  биологически обусловленными стремлениями, и развитие личности служит  реакцией на удовлетворение или  фрустрацию этих стремлений. Фромм  же показал, что основной подход  к изучению человеческой личности  должен состоять в понимании  отношения человека к миру, к  другим людям, к природе и  к самому себе. Согласно его  воззрениям, человек изначально  социальное существо. Следовательно,  ключевая проблема психологии  состоит не в раскрытии механизма  удовлетворения или фрустрации  отдельных инстинктивных стремлений, а в отношении индивида к  миру.
      Различие между биологическим  подходом Фрейда и социальным  мышлением Фромма значительно  и радикально. Фрейд понял роль  бессознательной психосексуальной  энергии в жизни человека. Он  справедливо подчеркивал, что  она оказывает воздействие на  все сферы деятельности личности  и эмоциональную, и интеллектуальную. Согласно же Фромму, фрустрация  или эрогенность сами по себе  не приводят к закреплению  соответствующих установок в  личности человека. Значение фантазий  и физических ощущений состоит  не в наслаждении и не в  сублимации, а в том, что они  выражают стоящее за ни ми  специфическое отношение к миру.
      Фрейд исходил из глубокого  убеждения в порочности человеческой  природы. Фромм отверг эту посылку.  Он показал, что такие идеалы, как истина, справедливость, свобода,  хотя они часто оказываются  лишь пустыми словами или рационализациями, могут быть подлинными стремлениями  человека. Анализ, который игнорирует эти стремления в качестве динамических факторов, всегда ошибочен.
      Фромм, в отличие от Фрейда, показывал, что экономические,  психологические и идеологические  факторы находятся в сложном  взаимодействии. Они не являются  простым рефлексом сексуальности.  Человек реагирует на изменения  внешней обстановки тем, что  меняется сам. Психологические  факторы, в свою очередь, способствуют  дальнейшему развитию экономического  и социального прогресса. Известно, что Фромм пытался гуманизировать  психоанализ. По его мнению, именно  Фрейд стал впервые исследовать  личность, как некую тотальность.  Он открыл особый метод наблюдения  за человеком, который позволял  анализировать свободные ассоциации, ошибочные действия, символические  акты поведения. Вместе с тем  психоанализ не только метод  управляемой интроспекции. Его можно  считать своеобразной исповедью,  когда больной, направляемый специалистом, раскрывает свои мысли, желания,  тягостные или предосудительные  воспоминания и освобождается,  таким образом, от их вредного  воздействия. Он дополняется истолкованием  и критикой некоторых объективных  актов поведения, смысл которых  ускользнул от внимания традиционной  психологии. В частности, психоанализ  дал возможность доказать, что  сны имеют смысл. Он даже  позволил раз гадать этот смысл.  В классической древности, как  известно, снам придавали огромное  значение, считая их предсказаниями  будущего. Современная Фрейду наука  изгнала сны в область предрассудков  и суеверий, объявила их простым  "телесным" актом, своего рода  судорогой глубоко спящей психики.  В своей работе "Забытый язык" Фромм обращается к анализу  снов и мифов, подчеркивая,  что для древних миф играл  совсем другую роль, нежели в  наши дни. Люди, жившие в развитых  цивилизациях Запада и Востока,  рассматривали сны и мифы как  важнейшее выражение души. Неспособность  понимать их оценивалась как  неграмотность. Между тем сны  это универсальное явление человеческой  жизни. Оценивая обширный арсенал  символов, Фромм пытался типологизировать их, создавая реальную основу для сопоставления различных форм забытого языка.
      Эти открытия Фромма во многом  изменили направленность психоанализа, обеспечили новый виток его  развития. Они позволили использовать  методику неофрейдизма для анализа  социальноисторической динамики. Философу  удалось создать целую галерею  социальных типажей и характеров; он пытался осмыслить общественные, политические коллизии века. Вполне  естественно, что это привело  его к потребности выявить  гуманистический потенциал идей  К.Маркса. 

    Социалистическая  концепция Фромма
    Работа  Э.Фромма с названием "Концепция  человека у К.Маркса" ("Marx's Concept of Man" ) вышла отдельным сборником  в 1961 г. и содержала статью Фромма и ранние произведения К.Маркса. Публикация этого сборника была вызвана тем, что Фромм в это время вступил  в Социалистическую партию США и  попытался создать для нее  новую программу, ориентированную  на "гуманистического" Маркса. И  тут выяснилось, что в Америке  периода "холодной войны" и антикоммунизма вообще не было английского перевода ранних работ Маркса ( только в 1959 г. в Англии появился перевод, сделанный  в Советском Союзе ). Таким образом, Фромм в своем сборнике "Marx's Concept of Man" осуществил первую публикацию важнейших частей "Экономическо-философских  рукописей 1944 года" и "Немецкой идеологии" (18451846). Перевод был сделан Т.Б. Боттомором, английским социологом неомарксистской ориентации, с которым Фромм был в большой дружбе. Впечатление от этой публикации в США было огромным, а Фромм стал крупнейшей фигурой для американских неомарксистов.
      В своих работах "Концепция  человека у Маркса" и "Из  плена иллюзий" Фромм раскрыл  особенности философско-антропологического  мышления Маркса, показав, что  для него история человечества  это, прежде всего, летопись постоянного развития человека и одновременно растущего отчуждения. Весьма перспективно и оригинально истолковывая марксистское учение, американский философ отмечал, что отчужденный человек не только чужд другим людям, но лишен чело вечности как в естественном, природном, так и в духовном смысле. Такое отчуждение от человеческой сущности ведет к экзистенциальному эгоизму и формулируется как превращение человека в средство своего индивидуального существования. В процессе отчуждения человек в известном смысле лишается даже своего тела и окружающей его природы, а также своего духовного "Я", себя самого как человеческого существа.
      Фромм показал огромную разницу  между взглядами Маркса и воззрениями  коммунистов тоталитарного толка.  Человечность человека никогда  не должна служить лишь средством  для государства, класса или  нации. Отчуждение ведет к переоценке  всех ценностей. Человек является  пленником тех политических институтов, которые сам же создал.
      Хотя Фромм и отдал дань  наивному социальному прожектерству,  его оценки различных социальных  процессов отличаются исторической  дальновидностью, а многие идеи  носят характер провозвестия. Фромм  был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного  общества, причем не только нацистского,  но и казарменно-социалистического.  В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным  отклонением от исторической  магистрали, Фромм показал стойкость  и воспроизводимость тоталитаризма  как политической практики и  типа мышления. Предупреждения Фромма  содействовали отрезвлению социально-философской  и политической мысли, оказали  воздействие на изучение феномена  деспотии.
      Обращаясь к социалистической  идее, Фромм задолго до современных  прозрений пришел к выводу, что  социализм не должен быть обществом  заорганизованных, автоматизированных  индивидов, каждый из которых  подчинен государству, машинам,  бюрократии. Даже если бы государство,  подчеркивал он, стало бы работодателем в виде абстрактного капиталиста, даже если бы весь общественный капитал был бы сконцентрирован в одних руках (безразлично одного частного капиталиста либо одного государственного, общественного капиталиста) все равно такое общество нельзя было бы назвать социалистическим.
    Таким образом, в наследии Фромма имеется  много оригинальных идей, повлиявших на сознание XX в.: о человеке как "едва ли не самом эксцентричном создании универсума", об исторической обусловленности  страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении  сплава биологических и культурных факторов, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма. Фромм  обосновал возможности разностороннего  совершенствования человека как  живого, мыслящего и чувствующего существа. 

    Философская антропология и гуманистическая  этика
    О чем бы не писал Фромм  – о  бытии, власти, государстве, деспотии, культуре, нации, собственное рассуждение  он начинает с человека. Индивид  в определенной ситуации исторической, социальной, психологической, экзистенциальной таков исходный пункт его философствования. Соответственно все, что вырастает  из подобного размышления, содействует  постижению человека как феномена.
      Отвергая или исправляя попытки  раскрытия тайны человека, осуществленные  Л. Фейербахом, К. Марксом, З. Фрейдом, философ разработал целостное учение о человеке как чувствующем, страдающем и мыслящем существе. Человек, его сущность, социальная обусловленность суть основополагающих принципов миропонимания Фромма. Индивид в "нездоровом", "больном" обществе это и исследуемая реальность, в которую "заброшена" личность, и объект социальной критики Фромма. Наконец, "кодовое" предназначение его исследований поиски путей к "обновлению", "возрождению", "самовыявлению" и "самореализации" человека.
      Разумеется, определить Фромма как  специалиста в области философской  антропологии задача слишком  общая. Мы можем толковать персоналистское течение как нечто нерасчлененное.
      Многие философские направления,  например экзистенциализм и персонализм,  рассматривают человека в качестве  основной проблемы философии  вообще. Однако интерес к человеку, тем не менее, обнаруживается  по-разному.
      Персоналистская философия, обосновывающая  суверенитет личности, не может  отвлечься от вопросов: каковы  собственные пределы человека? в  чем он черпает основы нравственности? что питает его волевые импульсы? Она вовсе не стремится к  тому, чтобы поста вить в центр  собственной рефлексии человека. Мир для нее иерархичен. Внутри  этой философии Э. Фромм занимает весьма оригинальную позицию. Он превращает человека в меру всех вещей в том смысле, что отвергает все попытки подчинить человека какой-то иной сущности. Не только общество, но и вся Вселенная оцениваются Фроммом через призму человека.
      Но нет ли в таком подходе  откровенной идеализации человека? Разве человек заведомо добр, универсален и безграничен? Не  подрывает ли в таком случае  антропологическая мысль свои  собственные основания? Прославляя  человека, мы как бы сознательно  отвлекаемся от тех деструктивных  потенций, которые заложены в  нем. Не утопична ли гуманистическая  этика Фромма?
      Сразу можно отметить: ни идеализации, ни обожествления человека у Фромма нет. Он вовсе не отвлекается от того, что именно человек создал антигуманное общество, растерзал природу, развил в себе некрофильские тенденции. Американскому философу принадлежит глубокая и весьма последовательная концепция разрушительного в человеке. В этом легко убедится, если прочитать хотя бы его работы "Душа человека", "Из плена иллюзий" и др. Более того, именно Фромму принадлежит оригинальная мысль: история вовсе не стремится очеловечить человека. Напротив, она нередко пытается вытравить в нем истинно человеческое, извратить его природу. Конечно, многие исследователи и до американского ученого обращали внимание на негативные стороны человеческого существа. Но Фромм выступает как последовательный аналитик того зла, которое заключено в человеке. Фромм хорошо знает о падениях человеческой души. Ведь его первая книга "Бегство от свободы" (1941) была посвящена тоталитаризму. Теперь, когда человечество прошло через опыт массовых насильственных экспериментов с человеческим материалом, нужно сказать, без преувеличения: история это также и процесс расчеловечивания человека. Верно ли, что всякое философское постижение человека неотвратимо превращается в критическую теорию ? По всей видимости, верно, потому что человечество на протяжении своего развития много раз демонстрировало такую ситуацию, когда идея социальности не соизмерялась с человеческой природой, с человеческими потребностями.
      Не случайно Фромм принципиально  отказывался искать истоки общественного  миропорядка, нравственных исканий,  человеческих потенций в чем-то  ином, нежели в самом человеке. Он едва ли не единственный  исследователь в западной философии,  кто неуклонно развивает тему  человеческой сущности как реализации  продуктивного, жизнетворческого  начала. Человек сам по себе  не плох и не хорош. Он  открыт для самосозидания. Это  означает, что его можно соразмерять  с самим собой, то есть с  нераскрытым человеческим потенциалом.  В этом смысле человек может  оказаться некой идеальной меркой  не только для самого себя, но и для всей истории. Важно  только не отступать от этой  антропологической позиции, не  приискивать иных трансцендентных  критериев для оценки человеческого,  кроме как внутри него самого. В изложении этой идеи Фромм  всегда последователен. О чем  бы не зашла речь о социальной  динамике, об исторических ситуациях,  о процессе социализации, Фромм  всегда видит перед собой одну  и ту же проблему как раскрывается  в данном случае общечеловеческое.
      Итак, всякая философская антропология, естественно, начинается с вопроса  "Что такое человек?". Многие  мыслители пытались осветить  эту тему, перечисляя те или  иные уникальные человеческие  свойства. Одни считали, что человеческая  природа, скажем, обусловлена фактом  грехопадения, другие усматривали  ее в разумности человека, третьи  в его социальности. Подход Фромма  принципиально иной. Он отказывается  от конкретного определения человеческой  природы, которое сводилось бы  к обозначению человеческих задатков. В концепции американского исследователя  "человеческая природа" выступает  как философское понятие, некая  абстракция.
    Фромм постулирует вечность экзистенциального  поиска. Так, в философском наследии ученого возникает множество  бытийственных человеческих проблем  любовь, свобода, власть, смерть. Содержанием  человеческой истории, по Фромму, является стремление людей обрести самих  себя, реализовать те потребности, которые  порождены распадением прежних, изначально целостных связей. Однако конкретно сложившееся общество, та или иная форма социального  обще жития мешает полному воплощению человеческих потенций. На протяжении длительной истории человечества разум, воля, эмоции людей не получали и  не могли получить адекватного самовыявления. Общество не содействовало реализации глубинных потребностей, а, напротив, стесняло их или направляло в ложное русло.
      Но каковы эти глубинные человеческие  потребности, описанные в работах  Фромма? Это потребность человека  в общении, в межиндивидуальных  узах, в творчестве как в одной  из наиболее значимых интенций  человека, в ощущении глубоких  корней, гарантирующих прочность  и безопасность бытия, стремление  к уподоблению, к познанию, освоению  бытия.
      Фромм был бы, по-видимому, вполне  традиционным философским антропологом, если бы ограничился рассмотрением  тех проблем, которые воспроизведены в этой работе, человеческой природы, человеческой сущности, модусов человеческого существования, человеческих потребностей. Но американский философ был крупным представителем неофрейдизма. В его книгах содержится огромный эмпирический материал, раскрывающий глубинные проявления человеческого поведения. Как совместить, скажем, рассуждения Фромма об изначальных человеческих потребностях с анализом авторитарности, разрушительности человека? Иначе говоря, как, стремясь к познанию, творчеству, человек парадоксальным образом отрекается от свободы, самостийности и ищет возможности подчинить себя власти безропотно и окончательно ? Фромм разъясняет: по отношению к индивиду общество может выполнять различные функции содействовать раскрытию потенциальных способностей человека, его потребностей или де формировать эти внутренние побуждения, придавать им искаженную форму. Во-первых, человек утрачивает контакт с самим собой, в результате чего возникает феномен деперсонализации. Во-вторых, его отношения с другими людьми приобретают функциональный, овеществленный характер. Картина "всеобщей отчужденности", развернутая Фроммом, не представляется в наши дни ни абстрактной, ни утопи ческой, ни преувеличенной. Человек, по мнению философа, подчинен не только вещному миру. Общественные и политические обстоятельства, которые создает человек, подчиняют его себе. Отчужденный человек, который верит, что он господствует над природой, становится рабом вещей и обстоятельств, беспомощным придатком в мире, который сам есть не что иное, как застывшее (опредмеченное) выражение его собственных сил. Сегодня, как полагает Фромм, запуганное человечество со страхом ждет, удастся ли ему спастись или оно попадет под иго созданной им бюрократии. Разве можно не вдуматься в предостережение Фромма о том, что в информационном обществе может вообще исчезнуть проблема свободы человека, его ответственности, ибо этот мир, если он будет выкроен по меркам технократического мышления, перестанет быть человеческим? Процесс социализации, по мнению Фромма, начинается уже с того мгновения, когда индивид проявляет себя и свое отношение к людям через формы человеческих отношений. Развитие той или иной формы общения приводит к формированию общественного характера (эта категория введена Э.Фроммом), то есть стабильной и четко выраженной системы ориентации. Соответственно пяти способам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникают способы адаптации к социуму рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный и продуктивный. На основе этого Фромм разрабатывает свою характерологию, придавая ей еще большее значение, чем Юнг. Он подчеркивает, что чем дальше развивался психоанализ, тем становилось яснее, что невротический характер можно понять только через невротический характер. Новая, создаваемая психоанализом, характерология, по мнению Фромма, крайне необходима для развития этической теории. Предметом этического исследования все чаще становятся не отдельные пороки и добродетели, а добродетельный или порочный характер. 
 

 


    Заключение
    Идеи  Эриха Фромма очень интересны  и актуальны. Он – значитальныя фигура в психологии, социологии, философии.
    Разрабатывая  учение, представляющее собой синтез психоаналитических, экзистенциальных, философско-антропологических и  марксистских идей, Фромм стремится  найти способы разрешения дихотомий  человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения человека, определить пути оздоровления западной цивилизации, показать перспективы  свободного и творческого развития личности. О чем бы не писал Фромм – о бытии, власти, государстве, деспотии, культуре, нации, собственное рассуждение он начинает с человека. Философа интересовало постижение человека как феномена.
    Очень большое внимание в его работах  уделяется любви. Эрих Фромм считал эту способность – подлинной ценностью человека, в своих работах отражает он много граней любви: искусство, самообновление, самообогащение, наслаждение и т. п., и при изложении теории любви он дает такое определение: «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.