На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономико географическая характеристика производственных сил и транспорта Уральского экономического района. Характеристика Свердлов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство железнодорожного
транспорта
Московский  государственный  университет путей  сообщения (МИИТ) 

Курсовая  работа
По  дисциплине: «Экономическая
география и регионалистика»
Тема: «Экономико – географическая характеристика производственных сил и транспорта Уральского экономического района. Характеристика Свердловской железной дороги». 
 
 

Рецензент:                                                          Выполнил:
Гашникова Е.Л.                                                студент 2 курса
                                                                             шифр 0953- п/фк-1041
                                                                             Филимонов Е.И.                                                 

                                                     2010
Содержание: 
 

Введение           3 

I. Общая характеристика размещения производительных сил
    Уральского  экономического района.      5
II. Анализ экономико-географического положения Уральского
   экономического района.
2.1. Особенности экономико-географического положения    6
       Уральского экономического района.
2.2. Население и трудовые ресурсы       10
2.3. Природно-ресурсный потенциал Уральского
        района           12
III. Экономико- географическая характеристика важнейших
отраслей промышленного  производства Уральского района,
их роль в  российском производственном потенциале.   15
3.1. Экономико – географическая характеристика топливно-
 энергетического комплекса                                                     15
3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии.          16
3.3. Экономико  – географическая характеристика  машиностроительного комплекса.           20
3.4. Экономико  – географическая характеристика  химического и нефтехимического комплекса.       22
3.5. Экономико  – географическая характеристика  лесной, деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной промышленности. 23
3.6. Экономико – географическая характеристика строительного
 комплекса.           24
3.7.  Экономико  – географическая характеристика агропромышленного комплекса.           25
3.8. Внешнеторговые  перевозки.       25
3.9. География  пассажирских перевозок.       27
IV. Характеристика транспортной системы Уральского
   экономического района.        28
4.1. Общая характеристика транспортной системы.    28
4.2. Железнодорожный транспорт       29 
4.3. Речной транспорт         31
4.4. Автомобильный транспорт       32
4.5. Трубопроводный транспорт       33
4.6. Авиационный транспорт          35
Заключение          37
Список литературы         40

Введение

 Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны
 Общественное  производство всегда развивается в  конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный и воздушный виды транспорта. Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций.
 Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного цикла, запасы сырья, топлива, вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться «про запас». Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров.
 Данные  особенности подчеркивают взаимодействие размещение производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании народного хозяйства.
 Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают  железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может круглогодично обеспечивать перевозку массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны.
I. Общая характеристика размещения производительных сил
    Уральского экономического района.  

        Условия для ведения сельского хозяйства в Уральском районе  хорошие,  но неодинаковы в северной, средней и южной части, что зависит от климатических условий и рельефа местности. Более всего они  благоприятны  в  южной  части Урала, которая имеет зерново-животноводческое направление. Здесь выращивают картофель, овощи,  лен-долгунец,  подсолнечник,  разводят  крупный рогатый скот,  овец  и  знаменитых  оренбургских  коз.  В   Башкортостане   развито пчеловодство. На севере преобладает молочное   скотоводство,  птицеводство, на юге – мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, свиноводство.
    Через  Урал  проходят  транспортные   магистрали,   пересекающие   всю
территорию  России от западных границ  до  Тихого  океана.  С  востока  район получает сырье и топливо, а  продукцию  обрабатывающей  промышленности  -  с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ.
       На  Урале внутренние и межрайонные перевозки в большей степени осуществляются  по железным дорогам. Магистрали,  расположенные  в  меридиональном  направлении служат межрайонному сообщению, а в широтном -  обеспечивают  связи Урала с соседними районами России и странами "ближнего зарубежья".
    Особенно большое значение в  Уральском районе имеют дороги,  проходящие через Челябинск и Екатеринбург. Река Кама пересекает  территорию  только  на северо-западе и  обслуживает  перевозки  лесных  грузов.  Газ  из  Оренбурга транспортируется  по  газопроводу   через   Самару,   Стерлитамак,   Заинек, Новопсков, Ужгород в страны Европы. Протяженность газопровода  от  Оренбурга до западной границы бывшего СССР - 2750 км. Через Уральский район проходят все трубопроводы из Западной Сибири.
II. Анализ экономико-географического положения Уральского
   экономического района. 

2.1. Особенности экономико-географического  положения           Уральского экономического района. 

Урал  расположен в центральной части России, и такое расположение оказывает положительное влияние на формирование хозяйства.  Район имеет общие границы с Ханты – Мансийским автономным округом на севере и востоке, республикой Коми на  северо-западе, Кировской областью, Пензенской областью, республикой Татарстан, Ульяновской, Самарской и Саратовской областями на западе.  Площадь 824 тыс. кв.км.
      Центром является Екатеринбург. Он выделяется особым экономико-географическим положением на стыке европейских и азиатских районов России, Уральского экономического района, в узле, к которому сходятся семь главных железнодорожных путей страны, в том числе трансконтинентальные магистрали из Центра в Сибирь. Екатеринбург с такими поселениями как Березовский, Верхняя Пышма, Среднеуральск, Кольцово, Арамиль и более дальние и крупные Первоуральск, Ревда, Полевской, Сысерть, Белоярский, Асбест образуют крупныю городскую агломерацию. Подавляющее большинство поселений Екатеринбургской аггломерации имеют промышленный профиль.
    Вторая  по величине и экономическому значению группа поселений в Екатеринбургской области – Нижнетагильская, состоящая  из Нижнего Тагила и свыше 30 окружающих его городских поселений. Здесь  расположены мощные металлургические предприятия, к которым добавились предприятия, имеющие с металлургией технологические и экономические связи – по производству цемента, вагонов, пластмасс, строительных материалов, химической продукции.
     В Уральский район входят: Курганская, Оренбургская, Пермская (в т.ч. Коми-Пермятский автономный округ), Свердловская, Челябинская области,  республики Башкортостан и Удмуртская.  Район входит в два федеральных округа: Свердловская, Челябинская и Курганская области относятся к Уральскому федеральному округу; Оренбургская, Пермская (в т.ч. Коми-Пермятский автономный округ) области, республики Башкортостан и Удмуртская относятся к Приволжскому федеральному округу.
Республика  Башкоркостан
     Республика расположена в Предуралье  и на склонах Южного Урала.  Образована 23 марта 1919 как Башкирская АССР. С 1992 является республикой. 
В Предуралье выделяются Бугульминско-Белебеевская возвышенность (на западе), отроги Общего Сырта (на юго-западе), Уфимское плато (на северо-востоке). Обширное понижение  протягивается вдоль р. Белая. На востоке расположены горные хребты Южного Урала (высота до 1640 м, г. Ямантау) с прилегающей узкой полосой Зауралья. На юге - Залаирское плато. Река Белая – основная река, имеет притоки Нугуш, Сим, Уфа, Дёма.   
Центр республики – Уфа.
Республика  Удмуртия
     Республика Удмуртия расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Образована в ноябре 1920 как Вотская автономная область. 28 декабря преобразована в Удмуртскую АССР. С 1990 Республика Удмуртия.  Поверхность - холмистая равнина, расчленённая долинами рек и оврагами.
На севере - Верхнекамская возвышенность (высота до 330 м), на западе, в бассейне р. Кильмезь, - слабо дренированная и местами  заболоченная низменность. На юге - Можгинская и Сарапульская возвышенности. Центр  республики – Ижевск.
  

  Пермская область
     Пермская область расположена  на западных склонах Северного  и Среднего Урала и прилегающих  к нему с запада холмистых  равнинах. Область образована 3 октября  1938. На востоке области - хребты  Урала (высота до 1469 м), предгорные плато, останцовые кряжи (Силвинский, Полюдов). На западе - Верхнекамская возвышенность, на северо-западе - Северные Увалы. В центральной части - низменная равнина с долиной Камы. Основная река - Кама с притоками Весляна, Вишера, Яйва, Косьва, Чусовая, Коса, Иньва, Обва. Камское и Воткинское водохранилища.
  Центр  области – Пермь.
  Коми-Пермятский автономный округ
     Расположен в Предуралье, в верхнем  течении р. Кама. Образован 26 февраля  1925.  Рельеф слабохолмистый. На  севере - Северные Увалы, на западе - Верхнекамская возвышенность (высота до 280 м). Большую часть округа занимают низменные пространства.  Основная река - Кама с притоками Коса, Иньва, Весляна, Лупья, Леман. Озёра преимущественно пойменные. На севере много сфагновых болот.
 Центр  - Кудымкар.
Курганская  область
       Курганская область расположена  на юге Западной Сибири. Образована 6 февраля 1943.
Область расположена на юге Западно-Сибирской  равнины (высота до 210 м). Поверхность  почти плоская, слегка приподнятая  на западе и юго-западе, с многочисленными западинами, пологими гривами, межгривными понижениями и широкими долинами рек.
  Центр  области – Курган.
  Оренбургская область
          Оренбургская область расположена  в предгорьях Южного Урала.  Область образована 7 декабря 1934. В 1938-57 называлась Чкаловской областью. Простирается широкой полосой по Южному Предуралью, отрогам Южного Урала и крайнему югу Зауралья. На западе - увалы Общего Сырта, в центральной части - Губерлинские горы (высота до 667), на востоке - Зауральская равнина и западная окраина Тургайского плато. Основная река - Урал с притоками Самара, Орь, Большой Кумак, Илек. На северо-западе - притоки Самары, Камы и Белой (бассейн Волги). На юге - бессточные озёра.
  Центр  области – Оренбург.
  Свердловская область
          Область образована 17 января 1934. Занимает в основном восточные склоны Среднего и Северного Урала и прилегающую окраину Западно-Сибирской равнины (Зауралье). На юго-западе - увалисто-холмистое и слабо всхолмленное Предуралье (части Уфимского плато и Сылвинского кряжа). Высота до 1569 (г. Конжаковский Камень).  Основные реки - Тавда (притоки Пелым, Сосьва и Лозьва), Тура (притоки Ница и Пышма), Исеть, Чусовая, Уфа.   Центр – Екатеринбург. 
  Челябинская область
        Челябинская область расположена  на Южном Урале и в Зауралье. Область образована 17 января 1934. Челябинская область расположена в основном на восточных склонах Южного Урала и прилегающих территориях Зауралья. Высота до 1406 м (гора Нурлат).
По характеру  поверхности выделяют две части: западную, с грядовохолмистым рельефом и восточную - равнинную, с многочисленными впадинами, пологими гривами и межгривенными понижениями. Основные реки: Урал, Миасс. Многочисленны озёра с пресной и солёной водой, наиболее крупные - Увильды, Иртяш, Тургояк, Большие Касли, Чебаркуль. Центр – Челябинск.

2.2 Население и трудовые ресурсы

 
В районе проживает 20.4 млн. человек. Средняя  плотность населения- 25 чел./км, но в  южных и особенно северных районах  она резко снижается ( до 1 чел./км и ниже). Население Урала за последние годы несколько выросло за счет русских переселенцев из Средней Азии и Казахстана, но в дальнейшем оно будет сокращаться, поскольку естественный прирост в районе- отрицательный(-5). Для Урала характерен высокий уровень урбанизированности, сосредоточение большинства населения в крупных городах, что в значительной степени объясняется преобладанием крупных предприятий в промышленности Урала. В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 75% населения - это один из самых высоких показателей по стране. Четыре города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь. Наиболее урбанизированными являются Свердловская и Челябинская области, где в городах и поселках городского типа проживают соответственно 87 и 83% населения. Наиболее густо заселены Челябинская область и Удмуртия, наименее - Курганская и Оренбургская области, но даже в этих областях плотность населения выше средней по стране.
    Характеристика территории и проживающего на ней населения в Уральском экономическим районе по состоянию на 01.01.2008 года приведена в таблице 3. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3
Администротивно- территориальная  единица
Территория, тыс. км2
Численность населения, тыс. чел. В том  числе население, тыс. чел. 
 
Удельный  вес населения, % Плотность населения, чел./ км2
 
городское 
 
сельское
 
городское
 
сельское
Уральский район- всего 
824,4 20366,2 15155,9 5210,3 74,4 25,6 24,7
Республика  Башкортостан 143,6 4104,0 2661,1 1442,9 64,8 35,2 28,6
Удмуркская  республика 42,1 1632,6 1134,7 497,9 69,5 30,5 38,8
Курганская  область 71,0 1104,4 612,5 491,9 55,5 44,5 15,6
Оренбургская  область 124,0 2225,5 1420,9 804,6 63,8 36,2 17,9
Пермская  область 127,7 2825,3 2225,7 599,6 78,8 21,2 22,1
Коми  – Пермяцкий автономный округ 32,9 152,4 47,7 104,7 31,3 68,7 4,6
Свердловская  область 194,8 4646,4 4064,8 581,6 87,5 12,5 23,9
Челябинская область 87,9 3675,6 2988,5 687,1 81,3 18,7 41,8
 
 
     Население Урала многонационально, т.к. его заселение проходило из Сибири, а позже через Урал проходили пути миграций народов из европейской части. Сейчас в национальном составе преобладают русские. Помимо русских, составляющих более 80% населения, на Урале проживают и многие другие народы:
Башкиры- народ тюркской группы, исповедующий ислам. Проживает в основном в пределах республики Башкоторстан, в смежных областях и республиках( в Челябинской, пермской и Оренбургской областях). Но во всем населении Башкоторстана башкиры составляют лишь 22% населения, притом русских там 39%, а татар 28%.  
Удмурты- (старое название- вотяки)- народ финской группы. Проживают в основном в Республике Удмуртии(70%), но при этом они составляют лишь 31% от всего населения республики, тогда как русские- 60%.
Коми- Пермяки- народ финской группы, проживает в основном в Коми- Пермяцком автономном округе, составляя 60% от всего населения.
Помимо  названных народов, в Уральском  экономическом округе проживают  так же Чуваши, марийцы, мордова и  др.  
 

2.3. Природно-ресурсный  потенциал Уральского 
        района   

     Природные ресурсы Урала отличаются большим  разнообразием и оказывают огромное влияние на его специализацию  и уровень развития. Уральский  экономический район обладает  и минерально–сырьевыми, и топливными, и нерудными полезными ископаемыми. По запасам некоторых видов минеральных ресурсов (медных руд, асбеста, калийных солей) Урал занимает ведущее место в мире.
      Топливные ресурсы Урала представлены  всеми основными видами: нефтью  природным газом, углем, горючими  сланцами, торфом. Месторождение нефти  сосредоточены в основном в Башкортостане, Пермской  и Оренбургской областях и в Удмуртии, природного газа – в Оренбургском газоконденсатном месторождении, которое является  крупнейшим в европейской части страны. В Пермской области находится Кизеловский каменноугольный бассейн, а добыча бурого угла ведется у Челябинска.
     Месторождения железных руд и  руд цветных металлов сконцентрированы  в основном в пределах Уральских  гор – в Пермской области  город Березняки, Северо-Уральск  , Ревда, Карабаш, Кыштым, Красно-Уральск, Каменск-Уральский Свердловской области и в Челябинской области. На Урале известно свыше 2 тысяч месторождений и рудопроявлений железных руд, из них балансовых месторождений – 75, эксплуатируются – 29. Балансовые запасы железных руд 75 месторождений  Уральского экономического района на 1 января 2008 года составляли 14,8 млрд.т. в т.ч. по промышленным категориям  А+ В + С 1 – 9,2 млрд.т. По добыче железной руды  Урал уступает только Центрально – Черноземному экономическому району. Тем не менее, потребности района в железных рудах удовлетворяются за счет собственной добыче только на 3/5. В настоящее время ведется разработка бедных руд Качканарской и Бакальской групп месторождений, в которых сосредоточенны 3 /4 запаса уральских железных руд. Только благодаря тому, что руды многокомпонентные и содержат также ванадий и титан, добыча их  рентабельна.
      Урал выделяется большими запасами  разнообразных ресурсов цветных  металлов.  Это и медные руды (Красноуральская, Кировоградская, Гайское, и др. месторождения), и цинковые (преимущественно медно–цинковые), и никелевые  (Верхний Уфалей, Орск, Реж). Имеются значительные ресурсы алюминиевого сырья (бокситы), сосредоточенные в Североуральском бокситоносном  бассейне (месторождений Красная Шапочка, Северная, Сосьвинское). Правда, многие месторождения  бокситов уже истощены. Важную роль играет добыча золота, драгоценных и поделочных камней.
      Урал обладает крупными ресурсами  калийных и поваренных солей.  Здесь расположен один из самых  больших соленосных бассейнов - Верхнекаменский, его балансовые запасы по всем категориям составляют свыше 173 млрд.т. Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. На Урале сосредоточены основные промышленные запасы асбеста в стране: Баженовское (Свердловская область) и Киембаевское (Оренбургская область) месторождения. Имеются залежи глин, песков, известняка и др.
      Значительны лесные ресурсы района. Урал входит в многолесную  зону страны, по лесистости (свыше  40 %) уступает только Сибири, Дальнему Востоку и Северу европейской части страны. Преобладают хвойные леса. Основная часть лесных ресурсов расположена в северной части Уральского Экономического района – в Свердловской и Пермской областях.
 Многие  регионы Урала недостаточно обеспечены водными ресурсами. Средний многолетний объем речного стока составляет около 136км3 в год. Основные запасы поверхностных вод сосредоточены на западе Урала, что не совпадает с районами наибольшей концентрации промышленности.
      Климат Уральского экономического района изменяется с севера на юг, что связано с большей меридиональной протяженностью по сравнению с широтой. Условия для сельскохозяйственного производства более благоприятны в южной части Урала.
      Многие территории нуждаются  в проведении мелиоративных работ: северо-запад района – преимущественно в осушении болот (например, только Пермская область насчитывает свыше 800 болот), юг и юго-восток – в орошении земель.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III. Экономико- географическая характеристика важнейших
отраслей  промышленного производства Уральского района,
их  роль в российском производственном потенциале.
 
3.1. Экономико – географическая  характеристика топливно- энергетического  комплекса          
 
     В структуре хозяйственного комплекса  Уральского экономического района ведущую роль играет промышленность.
       Топливно – энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Особенно важно его развитие на Урале, где сконцентрированы многие тепло- и энергоемкие производства.
      Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но угольные месторождения истощаются, закрываются шахты и карьеры. Собственная добыча угля обходится дороже, чем использование привозных углей; ввозится как коксующиеся угли, так и энергетические (из Кузбасса). Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа, которая тем и менее не покрывает потребности Уральского экономического района. На базе Оренбургского газоконденсатного месторождения сформировался Оренбургский ТПК, откуда газ поступает в центральные районы России и на экспорт. Создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность, наиболее крупные заводы по переработке нефти расположены в Уфе, Саловате, Перми. 
Обьедененная Уральская энергосистема – это одна из крупнейших в стране, ее основа – теплоэнергетика, базирующая на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской ( 3,8 млн. КВт), Троицкой (2,5 млн. КВт), и Ириклинской (2,4 млн. КВт), Южно-Уральской ГРЭС и др. Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построенны на Ками: Воткинская и Камская; имеют несколько меньших по мощности гидроэлектростанции. На Урале есть атомная электростанция – Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах. Дальнейшее укрепление энергетической базы Уральского экономического района связанна с вводом в действие строящейся Пермской ГРЭС (4,8 млн. кВт), расширением Рефтинской ГРЭС, сроительство Башкирской и Южно-Уральской АЭС. Электроэнергия также будет поступать по ЛЭП Экибастус – Урал ( из Казахстана ), а в будующем – и из Западной Сибири и Канско-Ачинского ТПК. Для снабжения углем электростанции Урала разрабатывается проект углепровода Кузбасс – Урал протяженностью 2400 км.

Предполагается  также освоение Севера – Сосьвинского и Камского угольных бассейнов.
 
 
3.2. Экономико – географическая  характеристика черной  и цветной металлургии.
 
 
      Основа промышленности Урала – метолургический комплекс, в т.ч. черная и цветная металлургия. Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей рыночной специализации района. В структуре основных фондов Урала на долю черной металлургии приходится примерно 1/3.

     Как уже отмечалось, Урал не покрывает  своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно  ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000 – 3500 км), а также из Казахстана (Соколовска – Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовска – Сарбайского ГОКа. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горно-обогатительный комбинат, строится второй. Возрастает добыча Бакальских и Орско-Халиловских руд, в дальнейшем будет осуществляться добыча руд, залегающих на значительных глубинах (Серовское, Глубочевское и др. Месторождения). Большое значение придается также активизации геолого – поисковых работ на севере Уральских гор.
  Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны – 41,3 млн. т. (Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области). До последнего времени ферромарганец и силикомарганец поставлялись с Украины, из Казахстана – товарная руда.  
На Урале есть запасы и хромитовых руд (Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствии низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана. 
Коксующихся углей в районе нет, поэтому технологическое топливо – привозное, поступает из Кузнецкого угольного бассейна. В целях сокращения потребностей Урала в коксующемся угле предполагается шире применять новые технологии: использовать природный и попутный газ, некоксующийся уголь и прочее.

     Урал  отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий  – предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь, и прокат. Наиболеекрупные из них – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско – Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод – дают почти 80 % чугуна и 70 % стали, выполняемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке, и других центрах.
     Значительно развита на Урале и передельная  металлургия, в основном на старых заводов, которые по количеству преобладают  в районе. Производятся также ферросплавы, как доменные (Чусовой), так и выплавляемые электротермическим путем (Челябинск), трубопрокат (Первоуральск, Челябинск). Только на Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью.  
Тем не менее в отрасли существуют серьезные проблемы. Структура производимого в районе проката нуждается в совершенствовании. Машиностроение Урала – крупный потребитель проката, но свыше 1 / 3 проката приходится ввозить из других регионов. Нехватает листового проката, легированных сортов проката и других.

     Высокая концентрация металлургического производства имеет по мимо положительных сторон (снижение себестоимости продукции  и пр.) и крайне отрицательные  последствия: резкое ухудшения экологической  ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и других. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на южном Урале, страдающем от недостатка водных ресурсов, где в настоящее время сосредоточенно основное производство.
     Важное  направление льнейшего развития черной металлургии Урала – техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно – конверторных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Орско – Халиловском комбинате, Челябинском, Серовском, Алапаевском заводах. Реконструируются все трубные заводы. Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.
     Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно  – колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Добыча ведется в основном на Южном Урале. В ближайшее время начнется эксплуатация месторождений качественных руд меди на северном Урале (Ивдельском районе), отличающихся повышенным содержанием основных и попутных компонентов, низким содержанием вредных примесей; возможна открытая добыча. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добыче и руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаши, Медногорске. Последующая стадия обработки меди – ее рафинирование – осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. При выплавке меди образуются отходы, используемые в химической промышленности: для производства серно кислоты, суперфосфата ( например, на Медногорском медно – серном комбинате ). Так как медные руды обычно многокомпонентные и содержат кроме меди цинк, золото, кадмий, селен и другие элементы (до 25), медные заводы производят помимо меди другие металлы или их концентраты.
     На  Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добыче руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе. Новый горно-металлургический комбинат построен на базе Буруктальского месторождения. Кроме никеля он включает производство кобальта и железного концентрата, не нем осуществляется утилизация отходов для химических целей.
     Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые  заводы: Богословский (г.Краснотурьинск), Уральский (город Каменск – Уральский) и другие. Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, т.к. выплавка металлического алюминия очень энергоемкое производство.
     Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титано-магниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна.
  Для производства цинка в Уральском экономическом районе используется как местное сырье, представленное медно – цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск.
 
 
3.3. Экономико – географическая  характеристика машиностроительного  комплекса.
 
       Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения. Здесь развиты: тяжелое машиностроение (производство горно-металлургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическая (производство турбин, паровых котлов и других), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развивается электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.  
Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш », заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горно- рудной промышленности), Пермь (горно – шахтное машиностроение ), Уфа ( завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и другие. Оборудования для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуки, Троицке и др.  
Урал - не только металлургическая база для тяжелого машиностроения , но и крупный потребитель его продукции.

     Ведущий центр производства турбин - Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), в Кургане («Кургансельмаш»), Орске и других городах.  
Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть – Катав) , производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган) ; мотоциклов (Ижевск, Ирбит) , судостроением (Пермь), судоремонтом (Соликамск).

         Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и др.
     Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерное концентрация в крупных городах; недостаточное специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии. 
        Основные направления развития машиностроения Урала следующие:  
1. Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, внедрение гибких автоматических линий, оборудования со встроенной микропроцессорной техникой и пр.,

2. Углубление  специализации машиностроительных  предприятий. С этой целью в  малых и средних городах создаются  филиалы и цехи крупных заводов,  сюда выводятся «непрофильные»  предприятия из больших городов,  формируются централизованные ремонтные  и обслуживающие производства; 
3. Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т. п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации района на производстве продукции тяжелого машиностроения.

 
 
3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса.
 
         Химическая промышленность - отрасль рыночной специализации Урала – обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан , отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический регион – один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и другие.
         Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности. Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяется калийные. Калийные удобрения вырабатываются в районе добыче сырья (Верхнекамского соленосного бассейна). Основные центры расположены в Пермской области
( Березники,  Солекамск ).
Предприятия по производству азотных удобрений  размещаются в районе добыче угля и поваренной соли – Березники, работают в комплексе с металлургическими  заводами (используют косовый газ) –  Магнитогорск, Нижний Тагил; в районе нефтепереработки (применяют ее отходы) – Салават.  
Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов. При производстве минеральных удобрений используется серная кислота.

     Сернокислотная  промышленность Урала базируется как  на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировоград) и других отраслей.
       Содовая промышленность приближена к мосторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений при наличии известняков и угля. Основные центры на Урале- Березники и Стерлитамак.  
        Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефти и газа.

        Предприятие нефтехимии могут сочетаться с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными: «Пермнефтеоргсинтез», «Салаватнефтеоргсинтез» и др.
Химическая  промышленность имеет типичные для  Урала проблемы:  
- Чрезмерную концентрацию производства

- Недостаток воды
- Дефицит топливно – энергетических ресурсов.
 
 
3.5. Экономико – географическая  характеристика лесной, деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной промышленности.
 
 
    
Лесная промышленность - отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроение и др.). Развита химическая переработка древесины и ее отходов.  
      Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы находятся на севере.

        Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположено в Пермской (Краснокамск, Красновишерск, Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях. 
Основные напрвления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использовании лесных ресурсов; увеличения химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

 
3.6. Экономико – географическая  характеристика строительного
  комплекса.
 
       Строительная индустрия - на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах.  
   

3.7.  Экономико – географическая  характеристика агропромышленного  комплекса.
 
     Специализация сельского хозяйства Урала – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.
        В стр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.