На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коррекционно-развивающая программа по коррекции псевдобульбарной дизартрии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Где тема и содержание, как я должна ориентироваться?
Введение
Актуальность  проблемы и темы исследования.
     Человеческая  речь представляет собой результат  движений, которые выражают мысли  характеристическими движениями и  произносимыми или изображаемыми  словами.
     Если  речь составляет верное зеркало, отражающее в себе человеческий дух со всеми  его особенностями как индивидуальными, так и вытекающими из национального  характера, то, с другой стороны, она  служит верным отражением и болезненных  состояний души… там, где она поражается самостоятельно, расстройство ее само по себе составляет патологический объект.
     Самостоятельным процессом речь является в артикуляции  и дикции. Артикуляция, как двигательный акт, связана с наружным аппаратом  речи, а также с периферическими центральными нервными аппаратами, при помощи которых возникают разнообразные правильные  внутренние и внешние движения, образующие звуки, слоги и слова. Все расстройства артикуляции следует называть дизартрическими расстройствами речи. Дикция – представляет собой смешанный чувственно-интеллектуальный акт, посредством которого слова, как чувственные знаки для выражения мыслей не только связываются с представлениями, но, кроме того принимают грамматическую форму и синтаксические сочетания. Расстройства дикции можно называть дисфазиею.
     Следовательно, дизартрические и дисфазические  расстройства составляют область собственно расстройств речи, которые можно  соединить под именем  лалопатий. Таким образом,- лалопатии распадаются  на дизартрии.
     Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson- сочленение и dys – частица, означающая расстройство.
     Основные  проявления дизартрии состоят в  расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.
     Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень  неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном  и раннем периодах развития.
     Наиболее  часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений.
     Вопросы методики логопедической работы с детьми-дизартриками разработаны А. Г. Ипполитовой, О. В. Правдиной, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, И. И. Панченко и др.
Цель: разработать коррекционно-развивающую программу по коррекции псевдобульбарной дизартрии.
Объект: нарушение речевых и неречевых процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет: процесс коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей …
Задачи:
    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме  исследования.
    Рассмотреть подходы различных исследователей  к определению     сущности псевдобульбарной дизартрии.
    Изучить закономерности овладения речи ребенком.
    Разработать коррекционно-развивающую программу по коррекции псевдобульбарной дизартрии.
 
 
 
 
 
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения речевых нарушений.-каких именно-? 

1.1.                  Развитие речи в онтогенезе
     Речевая функция играет важную роль в психическом  развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному  мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
     Поэтому выраженные отклонения в речевом  развитии ребенка имеют самые  негативные последствия:
а) отстает  психическое развитие ребенка;
б) замедляется  формирование высших уровней познавательной деятельности;
в) появляются нарушения эмоционально-волевой  сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства  ущербности, нерешительности и т.д.);
г) возникают  трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.
     В литературе вопросам поэтапности становления  речи при ее нормальном развитии уделяется  достаточно много внимания. В монографии А.Н.Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, В.И.Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.
     Эти авторы с разных позиций рассматривают  и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.
Г.Л. Розенгард-Пупко  рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи.
     Опираясь  на исследования А.А. Леонтьева, можно  условно выделить ведущие периоды  речевого развития и в каждом из них определить ту симптоматику, которая  должна настораживать педагога в процессе общения с ребенком. Мы остановимся более подробно на четырех этапах:
1-й —  подготовительный(с момента рождения — до года);
2-й —  преддошколъный (от года до 3 лет);
3-й —  дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й —  школьный (от 7 до 17 лет).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
     Ребенок появляется на свет, и свое появление  он знаменует криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И  крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
     Поэтому, если в разделе «анамнестические данные» указывается, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда.
     Период  «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2—3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздельной речи. «Гуление» у всех детей народов мира одинаково.
     В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.
     Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется  и так называемое «зрительное  общение», во время которого ребенок  всматривается в мимику взрослого  и пытается воспроизводить ее. При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, деда и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.
     В 8,5—9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс  однозначен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом. Так, если на консультацию приводят ребенка безречевого в 2,5—3 года, который не понимает обращенную к нему речь и не говорит, важно выяснить не пропадало ли у него «гуление» в раннем возрасте. В подобных случаях необходимо обязательно сделать ему аудиограмму.
     В исследованиях специалистов по лингвистике  детской речи определена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до 7 лет (А.Н. Гвоздев, Е.И. Исенина, Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович).
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ  ЭТАП
     В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием  ребенка к речи окружающих, усиливается  его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» — упал, лежит, споткнулся; «дай» — отдай, принеси, подай; «биби» — идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед.
После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:
—     Папа, ди (папа, иди).
—     Ма, да кх (мама, дай кису).
Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:
а) механизм подражания словам окружающих;
б) сложная  система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;
в) благоприятные  условия, в которых воспитывается  ребенок (доброжелательная обстановка, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).
     Анализируя  количественные показатели роста лексического запаса детей в этом возрасте, можно  привести следующие данные: полтора  года — 10-15 слов, к концу второго  года — 30 слов, к трем годам —  примерно 100 слов.
     Таким образом, в течение полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей.
     Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий.
     Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями бок соответствующего грамматического оформления их: «Мама, дай Кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины).
     При нормальном речевом развитии этот период длится всего несколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.
     Многие  родители оценивают речевое развитие своего ребенка только по степени  правильности звукопроизношения. И  в этом они ошибаются, поскольку  показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в разных структурах предложений. Уже в 2,5—3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди идет идем не иду; кукла кукле куклу).
     В 1—3 года ребенок многие звуки родного  языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это  объясняется возрастным несовершенством  артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав(космонавт), пиямида(пирамида), итая(гитара), титаясъка(чебурашка), синюська(свинюшка).
     Как отмечает Н.С. Жукова, «с момента появления  у ребенка возможности правильно  строить несложные предложения  и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи».
     Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.
     Родители  и воспитатели должны быть информированы  о том, что наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.
     В три года практически заканчивается  анатомическое созревание речевых  областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас. Поэтому, если в 2,5—3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: гаки (глазки), ноти(ножки), око (окно), дев (дверь), ути(руки); да тина (дай машину) — необходимо немедленно проконсультировать его у логопеда, проверить физиологический слух и организовать коррекционные занятия в условиях ясельной или дошкольной логопедической группы. Оставлять без специальной помощи такого ребенка нельзя, т.к. будет упущен самый благоприятный период в его речевом развитии.
ДОШКОЛЬНЫЙ  ЭТАП
     Этот  период характеризуется наиболее интенсивным  речевым развитием детей. Нередко  наблюдается качественный скачок в  расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.
     Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.). Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот... который и т.д.):
—       Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет.
—     Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки.
—     Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер.
     В это время активный словарь детей  достигает 3-4 слов, формируется более  дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.
     В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
     В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
     Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком — играю с братиком; мамой были магазине — с мамой были в магазине; мяч упал и тоя — мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки Слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск — это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.
     Таким образом, к концу дошкольного  периода дети должны владеть развернутой  фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
     Уровень развития фонематического слуха  позволяет им овладеть навыками звукового  анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты  в школьный период. Как отмечал  А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).
ШКОЛЬНЫЙ  ПЕРИОД
     Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.
     Итак, развитие детской речи — это сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие — значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие — лишь частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка. 
 

Глава 1.2. Клинико-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартирией.
     Клинические проявления псевдобульбарной дизартрии входят в симптомокомплекс псевдобульбарного синдрома и проявляются у детей раннего возраста главным образом в расстройствах сосания, глотания, жевания, в нарушениях дыхания. Спастичность артикуляционных мышц и фонационных мышц играет большую роль в патологии речи у этих детей. Отмечаются самые разнообразные комбинации парезов черепномозговых нервов и различных артикуляционных и фонационных мышц.
     В зависимости от клинических особенностей в логопедической практике выделяются две формы псевдобульбарной дизартрии: спастическая и паретическая. Наиболее часто отмечается сочетание обеих форм. 

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии.
     При спастической форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выраженная спастичность артикуляционной и фонационной мускулатуры. Спастичность может преобладать над парезами артикуляционных мышц. В силу измененного мышечного тонуса паретичности подвижность артикуляционных мышц ограничена. Как и при всяком центральном парезе, страдают наиболее тонкие, изолированные движения. Особенно это касается движений языка вверх. Поэтому при указанной форме дизартрии нарушено, прежде всего произношение переднеязычных звуков, для которых требуется поднятие кончика языка вверх (р, л, ж, ш, ч). Нередко ограничены также движения языка в стороны, вниз, вперед. В тяжелых случаях имеется только ограниченное движение вперед, и язык едва касается края нижних зубов. Как и при всяком центральном парезе, крайне затруднено произвольное расслабление; попытка к движению и движение вызывают повышение мышечного тонуса в артикуляционной, фонационной, а также дыхательной мускулатуре, а в некоторых случаях и в скелетных мышцах (ассоциированные реакции).
     Следующей особенностью этой формы дизартрии является частое наличие синкинезий. Наиболее характерной синкинезией является движение  нижней челюсти, нижней губы при попытке поднятия кончика языка вверх. Характерно отсутствие произвольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических. Ребенок не может произвольно открыть рот и произнести звук а, в то же время он может зевать, плакать, кашлять. Ребенок не может по инструкции высунуть язык вперед, а при еде облизывает губы.
     В более легких случаях псевдобульбарной дизартрии активные движения артикуляционных мышц сохраняются, но объем их ограничен, ребенок с трудом удерживает позу языка, губ.
     Спастическая псевдобульбарная дизартрия возникает в результате двустороннего надъядерного поражения кортико-нуклеарных путей на различном уровне их протяжения...
Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии.
     При этой форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выраженный парез речевых мышц со значительной их слабостью и ограничением активных движений, нерезко повышенный или даже пониженный мышечный тонус. Не все авторы выделяют паретическую форму в самостоятельную, однако у детей раннего возраста при некоторых формах церебрального паралича нередко наблюдается преобладание паретического компонента над спастическим, что требует определенных логопедических приемов. С этой точки зрения правомерно выделение паретической формы. При этой форме дизартрии отмечается общая слабость лицевой, артикуляционной и жевательной мускулатуры. Язык обычно вялый, широкий, распластанный, занимает всю ротовую полость, подвижность его резко ограничена. Отмечается повышенная истощаемость речевой мускулатуры. Жевание крайне ослаблено, рот полуоткрыт, усилена саливация. В фонетическом отношении нарушено прежде всего произношение звуков, требующих наиболее точных дифференцированных движений языка (переднеязычные звуки) и достаточно мышечных усилий (смычные губные звуки — п, т, к, б, д, г), особенно губно-губные: п, б, м, язычно-альвеолярные звуки: р. При выраженной паретичности мышц языка может страдать и произношение ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют достаточного подъема спинки языка вверху и, ы, у. Для этой формы дизартрии характерно также то, что наряду с ограничением активных движений артикуляционных мышц отмечается большая трудность в удержании нужной артикуляционной позы. Язык может уклоняться в сторону более паретичной половины.
     В силу паретичности мышц мягкого нёба отмечается в той или иной степени выраженности открытая гнусавость. Ребенок все звуки произносит с носовым оттенком. Мягкое нёбо провисает, подвижность его при произношении звуков ограничена.
     Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии обычно медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная. В ряде случаев паретическая форма дизартрии, так же как и спастическая, осложняется нарушением кинестетического  восприятия речевых мышц и элементами оральной апраксии.
     Преобладание паралича наблюдается и в лицевой мускулатуре, поэтому амимия у детей обычно значительно выражена. Состояние мимико-артикуляционной мускулатуры аналогично тому, которое наблюдается в скелетной мускулатуре, где явления паралича также преобладают над спастичностью. Спастичность выявляется либо в определенных группах мышц при движении, либо при определенном положении тела (вертикальном) — в  этом случае она развивается в аддукторах бедер, икроножных мышцах, иногда в сгибателях или разгибателях пальцев. Повышения тонуса при изменении положения тела может возникать и в артикуляционных мышцах, но обычно он повышается незначительно и не доходит до степени выраженной спастичности, как имеет место при спастической форме.
     Локализацией поражения при паретической форме псевдобульбарной дизартрии, по мнению ряда авторов, является область варолиева моста... У  больных с этой формой дизартрии восстановление речи происходит с большим трудом — медленно регрессируют псевдобульбарные симптомы, дыхательные нарушения, с большим трудом развивается координация между дыхательными и артикуляционными движениями, поэтому нарушения звукопроизношения наряду с афонией и носовым оттенком голоса держатся долго.
     Речевая терапия при псевдобульбарной дизартрии должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка. На первом году жизни она имеет следующие задачи:
1) воспитание навыков  глотания, сосания, жевания;
2) развитие проприоцептивных ощущений в речевой мускулатуре путем           пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц;
3) развитие дыхательной функции;
4) питание голосовой активности.
  В дальнейшем наряду с работой над артикуляцией, фонацией, речевым дыханием и фонетическим слухом большое внимание уделяется воспитанию речевых кинестезии, развитию кинестетического следового образа в речевой мускулатуре, так и в мышцах пальцев рук. Вся речевая терапия проводится на фоне медикаментозной в едином комплексе реабилитационных мероприятий..(хрестоматия по логопедии.часть 1,стр.-182-184)
     Разграничение бульбарной дизартрии от паретической псевдобульбарной проводится в основном по следующим критериям:
• характер пареза или паралича речевой мускулатуры (при бульбарной — периферической, при псевдобульбарной — центральный);
• характер нарушения речевой моторики (при  бульбарной нарушены произвольные и  непроизвольные движения, при псевдобульбарной — преимущественно произвольные);
• характер поражения артикуляционной моторики (при бульбарной дизартрии — диффузный, при псевдобульбарной — избирательный с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений);
• специфика  нарушений звукопроизношения (при  бульбарной дизартрии артикуляция  гласных приближается к нейтральному звуку, при псевдобульбарной — отодвинута назад; при бульбарной — гласные и звонкие согласные оглушены, при псевдобульбарной — наряду с оглушением согласных наблюдается их озвончение);
• при  псевдобульбарной дизартрии даже при  преобладании паретического варианта в отдельных мышечных группах  отмечаются элементы спастичности.(логопедия.Л.С. Волкова, С.Н. Шаховский,стр. 177-)
     Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
     1.Легкая степень характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.