На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Умение жить в условиях инфляции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования и науки Российской Федерации
      ГОУ ВПО «Якутский государственный  университет им. М.К. Аммосова»
      Финансово-экономический  институт
      Кафедра «Экономической теории» 
 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА
      по  дисциплине «Экономическая теория»
      на  тему: «УМЕНИЕ ЖИТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ» 
 
 
 
 

                                                               Выполнил: Студент 3 курса
               Группы  БУ-08-с 
               заочной формы обучения
               Научный руководитель: доцент
               кафедры «Экономической теории» 
               
               
               
               

    Якутск 2009
Оглавление 

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Основные  теории инфляции …………………………………………….. 6
    1.1. Марксистская  теория инфляции …………………………………..
6
    1.2. Инфляция  в кейнсианской концепции…………………………….
8
    1.3. Инфляция  спроса и издержек……………………………………..
10
    1.4. Монетаристская концепция инфляции……………………………
12
    1.5. Современное  представление об инфляции как  о многофакторном процессе……………………………………………..
13
2. Анализ  современных инфляционных процессов  в России и антиинфляционной  политики………………………………………………. 16
    2.1. Инфляционные процессы в России на современном этапе……..
16
    2.2. Таргетирование  инфляции как новый инструмент  антиинфляционной политики зарубежных  стран……………………..
20
    2.3. Тенденции  развития антиинфляционной политики  России……..
27
Заключение…………………………………………………………………… 35
Список  использованной литературы……………………………………….. 38
   
   
 
 

       Введение 

      Несмотря  на то, что инфляция — хорошо известный  феномен экономической жизни, она  относится к тем элементам  системы производственных отношений, которые до сих пор недостаточно объяснены. Это связано с тем, что на протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса. Инфляция представляет собой сложный и неоднородный по причинам, механизму и последствиям социально-экономический феномен, что создает определенные трудности при исследовании как конкретных лежащих на поверхности черт инфляционного процесса, так и его внутренней структуры и качественных характеристик. Важным моментом, осложняющим анализ, выступает наличие неклассических форм этого явления, таких как подавленная инфляция или инфляция качества в плановой экономике, инфляция, связанная со структурными или трансформационными кризисами и т.д. 
Все вышеперечисленное является, по всей вероятности, одной из причин того, что к настоящему времени существует множество подходов к анализу инфляционных процессов, написана масса статей, издаются монографии, но до сих пор не найден компромисс различных точек зрения, ни один из подходов окончательно не доказал своей исключительной «правильности» по сравнению с другими, и в то же время ни один не был окончательно дискредитирован как однозначно неверный.

      В принципе можно сказать, что к  настоящему времени окончательно не сформулировано даже удовлетворительного определения инфляции. Разные авторы подходят к определению инфляции с разных позиций, но ни одно определение не может быть признано окончательным и отражающим инфляционный процесс во всей полноте и сложности системных экономических взаимосвязей как составной части воспроизводственного механизма. Во многих случаях в определении содержания инфляции наблюдается традиционность, проявляющаяся, например, в таком определении: «Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответствующий рост цен»1. Однако вследствие развития национальных экономик и их интеграции в мировую, интенсивность которых резко возросла во второй половине истекшего столетия, появляются все новые потенциальные причины инфляции в национальных экономиках и ощущается потребность теории в преодолении односторонности, присущей приведенному определению, потребность отразить в определении содержания инфляции обновляющуюся ее причинность, как с количественной точки зрения, так и качественной, а также приоритетность причин.
      Преодоление односторонности в определении  содержания инфляции связано с пониманием того, что это содержание эволюционирует, поскольку эволюционируют ценообразующие факторы и сама цена. Инфляция всегда выступает как процесс, протекающий в рамках определенного государства или группы государств в конкретный период времени. Исследование инфляции применительно к национальным экономикам и конкретным периодам их исторического развития позволяет отойти от односторонности и настроить исследователя на необходимость более обстоятельного обнаружения реально действующих причин, вызывающих этот процесс, и по возможности оценки их роли для повышения эффективности политики государства в предупреждении и сдерживании уже возникшего инфляционного роста цен.
      Умение  жить в условиях инфляции у каждой страны проявляется по разному, что  отражается в антиинфляционной политике страны. В современном этапе многие страны используют метод таргетирования инфляции, что может стать ценным опытом для России.
      Все отмеченное обосновывает актуальность и значимость выбранной темы исследования.
      Не  претендуя на исчерпывающее освещение  столь сложной и многоаспектной проблемы, в работе предпринята попытка изложить свое видение на эволюцию теорий инфляции.
      В соответствии с этим целью настоящего курсовой работы выступает исследование эволюции теорий инфляции.
      Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
      определить и охарактеризовать основные теории инфляции;
      выявить основные типы инфляции;
      проанализировать уровень инфляции в России на современном этапе и новейшие методы антиинфляционной политики.
      Объект  исследования – теории инфляции как отражение «умения страны жить в условиях инфляции».
      Теоретико-методологической основой исследования стали важнейшие теоретические посылки, имеющиеся в трудах многих отечественных и зарубежных экономистов.
      Наряду  с общетеоретическими методами, изучение инфляции требует широкого применения эмпирических методов познания, таких как описание в табличной, схематичной или графической форме изучаемых процессов и явлений, а также методов аналогии и сравнения. Эмпирической базой данного исследования выступают статистические материалы, конкретные экономико-статистические исследования, материалы научных конференций.
      Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает введение, две главы, заключение и  список использованной литературы.
       
 

 

       1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ИНФЛЯЦИИ  

      1.1. Марксистская теория инфляции  

      В традиционной марксистской экономике инфляция (от лат. inflatio - вздутие) понималась как нарушение в процессе общественного производства в докапиталистических формациях и в условиях капитализма, проявляющаяся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении. Инфляция, по марксистской школе, органически связана с особенностями воспроизводительного цикла, государственно-монополистическим регулированием хозяйственных процессов, милитаризацией экономики, безработицей и т.д.
      По  мнению марксистов, инфляция порождается социально-экономическими противоречиями капиталистического производства, диспропорцией между реальным объемом общественного продукта и его стоимостным выражением и используется господствующими эксплуататорскими классами для перераспределения национального дохода и национального богатства в свою пользу за счет снижения реальных доходов трудящихся. К непосредственным ее причинам марксистская школа относила объективно происходящие изменения в объеме и структуре общественного производства, политику монополий и империалистических государств, главным из которого считала дефицит бюджета.
      Марксистская  концепция инфляции признает, что  денежная эмиссия может порождать  инфляцию, но только при капитализме и не в каждом случае. При социализме, в условиях государственного декретирования цен, эмиссия является нормальным средством финансирования экономики. Жесткой зависимости между эмиссией и ценами нет2.
      Еще до Кейнса Маркс высказывал неверие в возможность контроля над денежной массой в условиях системы частных банков. Но при социализме, по мнению марксистов, это вполне выполнимая задача, хотя в условиях действия твердых государственных цен в этом, может быть, нет особой экономической необходимости.
      По  мнению экономистов марксистской ориентации, в условиях развитого сильного государства (капиталистического, а тем более, социалистического), нет необходимости  и в металлическом обеспечении  национальной валюты (разве только для международных расчетов). Однако считается необходимым следить за соответствием денежной массы, выдаваемой в качестве заработной платы, товарной массе, предлагаемой государственной торговлей. Большие старания прилагались в СССР для того, чтобы, так или иначе, вернуть в государственные финансы, выданные в качестве зарплаты деньги. Очевидно, это делалось не столько для стабильности цен, сколько для недопущения образования крупных личных денежных состояний3.
      Усиленная денежная эмиссия приводила к  накоплению на руках у населения большого объема наличных денег. С целью регулирования наличной денежной массы на руках у населения, согласно взглядам финансистов марксисткой школы, можно время от времени проводить конфискационные денежные реформы, которые направлены, главным образом, против лиц, имеющих особо крупные личные накопления. Такие реформы проводились в СССР в 1946 и 1961 годах.
      Наиболее  важным моментом марксистской концепции  инфляции являлось то, что основная ответственность за рост цен возлагалась  на частные монополии. Если в период классического капитализма рост цен сдерживается конкурентной борьбой, то в период монополистического капитала эта преграда росту инфляции исчезала. На этом основании марксисты считали естественным и исторически неизбежным переход от частного монополистического капитала к государственному (Социалистическое народное хозяйство страны с этой точки зрения является единой государственной).
      1.2. Инфляция в кейнсианской концепции 

      Кейнсианская  теория инфляции причиной инфляции считает избыточный спрос. Представители этой теории (Дж. М. Кейнс и Б. Хансен) исходят из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса. Они считают, что увеличение спроса со стороны государства и предпринимателей приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения, поскольку он (спрос) носит непроизводительный характер, ведет к инфляции. В связи с этим они рекомендуют стимулировать частные и государственные инвестиции, но ограничивать заработную плату трудящихся. В данной концепции активную роль играет «эффективный», или денежный, спрос, который, якобы, и создает денежную массу. Кейнс рассматривает два вида инфляции:
      1) полуинфляция (умеренная, или ползучая), т.е. такой рост денежной массы в условиях безработицы, который не представляет опасности, так как не столько приводит к росту цен, сколько способствует втягиванию безработных в процесс производства;
      2) подлинная инфляция (галопирующая) — она возможна при достижении полной занятости, когда рост денежной массы целиком проявляется в росте цен на товары и услуги.
      В связи с этим в своей работе «Общая теория занятости, процента и  денег» (1936) Дж.М. Кейнс рекомендовал проводить снижение не номинальной, или «денежной», заработной платы, которая, по его словам, является «неподатливой» в силу упорного сопротивления трудящихся, а осуществлять «гибкую, инфляционную денежную политику», ведущую в конечном счете к снижению реальной заработной платы.
      На  основе кейнсианской теории инфляции возникла так называемая «кривая  Филипса», отражавшая обратную зависимость в развитии цен и занятости в Великобритании. Новозеландский ученый Филипс на основе анализа тенденций в экономике Великобритании с 1861 по 1957 гг. пришел к выводу, что при помощи инфляции почти в течение 100 лет удавалось преодолевать спад производства и увеличивать занятость, а стабилизация цен сопровождалась снижением уровня занятости и экономической активности.
      В соответствии с «кривой Филипса» были разработаны рекомендации по обузданию инфляции» удержанию ее на умеренном уровне: или довести безработицу до высокого уровня, или профсоюзам вести более сдержанную политику при переговорах о повышении заработной платы. Однако экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. выявили новый феномен — стагфляцию, который опровергает «кривую Филипса», так как в эти периоды — периоды стагнации или кризиса — темпы инфляции не уменьшались, а возрастали.
      Кейнсианская  концепция инфляции признает, что денежная эмиссия может порождать инфляцию. Но Кейнс не соглашался с тем, что зависимость между эмиссией и инфляцией жесткая. Между моментом эмиссии и началом роста цен, по мнению Кейнса, существует значительный временной лаг, который всегда дает возможность упредить инфляцию, увеличив предложение товаров, если к этому имеются производственные возможности. При неполной загрузке производственных мощностей Кейнс считал более вероятным не рост цен, а увеличение производства и предложения товаров. Фактически, обеспечением бумажных денег, по Кейнсу, могут быть различные незадействованные производственные ресурсы.
      Кейнс не верил в возможность строгого контроля над эмиссией денег. Известно, что безналичные деньги могут  умножаться (мультиплицироваться) на счетах частных банков, и возможности  государства держать под контролем  этот процесс ограничены. Отчасти контроль над банковской мультипликацией денег мог бы осуществляться только через повышение и понижение учетной ставки (ставки рефинансирования) центральных банков. Но этот способ может охватить только часть денежного рынка. Кейнсиацы со временем пришли к представлению о том, что основной причиной инфляции является рост издержек производства – «инфляция издержек».
      1.3. Инфляция спроса и издержек 

     Помимо  основных, существуют также альтернативные концепции инфляции. К ним относят инфляцию спроса и инфляцию издержек. В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции.
     1) Инфляция спроса.
     Это явление нарушения равновесия между  спросом и предложением в сторону  спроса.
     Инфляция  спроса - вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения Графически инфляция спроса продемонстрирована на рис.1.14.
     
 
Рис.1.1. Инфляция спроса
 

     Причиной  такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов. В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к  количеству товаров; повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.
     2) Инфляция издержек.
     Это явление выражается в росте цен  вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:
     - олигополистическая практика ценообразования,
     - экономическая политика государства,
     - рост цен на сырье и т.д.
     Инфляция  издержек (инфляция предложения) - возникает  в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда.
     Инфляция  издержек может быть изображена графически (рис. 1.2). Смещение кривой совокупного предложения влево (АS1->АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен 1->Р2) сокращается реальный объем производства (Q2 < Q1), или реальный ВНП.
     
 
Рис.1.2. Инфляция издержек

     На  практике нелегко  отличить один существующий тип инфляции от другого, они тесно  взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек. 

      1.4. Монетаристская концепция инфляции 

      Монетаристская  концепция инфляции построена прежде всего на основе количественной теории инфляции американского экономиста Ирвинга Фишера. Главным в теории Фишера является следующее.
      Если  на рынке имеется некоторое количество денег и товара, то они обмениваются всегда, что называется, "все на все". В том случае, когда происходит увеличение массы товара, а денежная масса остается без изменения, происходит снижение цен - дефляция. Если на рынке происходит увеличение предложения денег, идет рост цен - инфляция.
      Эта теория не признает исключений. Эмиссия  всегда инициирует инфляцию, а не наоборот. Бумажные деньги должны иметь обеспечение  драгоценными металлами (или, может быть, другими ликвидными ценностями). Монетаристы, последователи Фишера, считают единственным способом избежать инфляции точное, без опережения, движение денежной массы вслед за ростом производства (Обычно имеется в виду рост ВНП или ВВП). Главный рецепт против инфляции - жесткий контроль государства за денежной массой.
     Авторы  и сторонники монетарных концепций  одной из основных причин инфляции считают рост номинального количества денег, превышающий рост производства благ при неизменной скорости обращения денег. Виновником инфляции в этом случае является либо банковская система, слабо контролирующая размер денежной базы и процесс создания чековых денег, либо население, увеличивающее использование своих долговых обязательств в качестве средств платежа.
      Представители данного направления рассматривают инфляцию как денежный феномен, т.е. результат избыточного количества денег в обращении. С этой целью они сопоставляют индексы денежной массы и физического объема ВНП. Здесь деньги играют активную роль, т.е. денежная масса «создает» спрос. 

    1.5. Современное  представление об инфляции как  многофакторном процессе 

      Попытку упорядочить и систематизировать  знания об инфляции сделала в конце 1970-х годов Л. Красавина. Она определяла инфляцию как "нарушение закона денежного обращения, вызываемое диспропорциями в процессе общественного воспроизводства и экономической политикой и проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них оборота, в обесценении денег". По ее мнению, сущность инфляции состоит в нарушении закона денежного обращения; причинами инфляции служат диспропорции в процессе общественного воспроизводства и экономическая политика; формы проявления инфляции - избыток денежной массы в обращении по сравнению с потребностями оборота и обесценение денег. В числе внутренних факторов развития инфляции она назвала милитаризацию экономики, модификацию экономического цикла, избыточность инвестиций по сравнению с нормальными источниками накоплений, государственно-монополистическое ценообразование и регулирование экономики, кризис государственных финансов, кредитную экспансию банков, избыток денег в обращении и увеличение скорости их оборота. Важнейшими внешними факторами инфляции она считала повышение цен в результате мировых структурных кризисов (сырьевого, энергетического, валютного), а также валютную политику капиталистических стран, направленную на экспорт инфляции в другие страны5.
      Очевидно, Л. Красавина придерживалась многофакторного  подхода к инфляции, правомерно полагая, что динамика денежных параметров предопределяется глубинными процессами общественного воспроизводства, и инфляция, следовательно, - не просто денежный, а общеэкономический феномен. Это означает, что инфляцию нельзя определять как нарушение закона денежного обращения. Известно, что законы общественной жизни всегда реализуются весьма запутанным и приблизительным образом, как некоторая никогда твердо не устанавливающаяся средняя постоянных колебаний. В экономической структуре общества каждый закон действует не изолированно, а во взаимной связи с другими. Выделение некоторых законов возможно только в теоретическом анализе, поэтому из отдельного закона можно вывести лишь абстрактное понятие. Явления же реальной действительности, тем более такое сложное, как инфляция, - результат взаимодействия многих законов.
      С учетом экономической динамики и  всей совокупности ценообразующих факторов, то есть на более высоком уровне теоретического анализа, инфляция выступает  как рост цен и обесценение  денег в результате расширения масштабов платежно-расчетного оборота, опережающего реальный рост производства. Такое понимание подразумевает разграничение денежных и неденежных (инфляционных и неинфляционных) факторов роста цен, установление определенных причинно-следственных связей; оно предполагает четкость теоретических представлений, но неприменимо к инфляции как явлению экономической жизни. В действительности инфляция оказывается сложным социально-экономическим процессом, своеобразным "черным ящиком", в котором, как в любой социально детерминированной системе, присутствуют самые разные связи и закономерности. При этом принципиальные различия между денежными, общеэкономическими, социальными и "надстроечными" факторами роста цен стираются (в силу механизма скорости обращения денег, изменения структуры накопленных ликвидных активов), и на поверхности инфляционных процессов появляется лишь результат их взаимодействия: рост общего уровня цен, означающий обесценение денег. Таким образом, инфляция в реальной жизни предстает как девальвация, количественно отражающаяся в повышении общего уровня цен и измеряемая ценовыми индексами. Некоторые авторы считают, что инфляция измеряется "обратными величинами от роста цен"6.
      Все рассмотренные понятия и причины инфляции не исключают, а дополняют друг друга. Они отражают процесс ее усложнения как явления экономической жизни и различные уровни ее теоретического анализа. Взятое изолированно, каждое из них характеризует какую-то одну из сторон сложного многофакторного процесса. Что же касается понимания инфляции как разного рода нарушений (воспроизводства, закона денежного обращения), то оно должно быть преодолено. Современная инфляция - не аномалия, это одновременно и результат, и способ разрешения противоречий, свойственных общественному воспроизводству и развитию. Есть основания считать, что источники инфляции коренятся не только в экономической, но и в социально-политической сфере, в общественном укладе жизни, в индивидуальной и общественной психологии современного индустриального общества. Это не значит, что с инфляцией нужно смириться, просто бороться с ней следует не только краткосрочными методами денежно-кредитной и фискальной политики. Необходимы глубинные преобразования, обусловливающие переход на постиндустриальную стадию развития, к "новой экономике". Наблюдающееся в мире расширение хозяйственного использования Интернета, обострение конкурентной борьбы, значительное уменьшение удельных издержек производства, ускорение обновления технологий, появление новых маркетинговых идей и профессий, "коммодитизация" (превращение ранее уникальных продуктов в рядовые) приведут, по оценкам исследователей, уже в ближайшие десятилетия к значительному увеличению доходов населения при снижении цен на товары и услуги . Не исключено, что многовековая проблема инфляции будет решена именно таким образом. 

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

      2.1. Инфляционные процессы в России  на современном этапе 

      В начале 2008 г. инфляционное давление оставалось высоким по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Динамика индекса потребительских  цен в России за 2007-2008гг., в процентах7 

      Принятые  в январе Правительством РФ меры по продлению октябрьского соглашения 2007 г. между крупнейшими производителями и ритейлерами о замораживании цен на некоторые социально значимые товары оказались низкоэффективными. При этом быстрый рост денежного предложения в конце 2007 г. оказывал повышательное давление на рост цен. Но во второй половине года из-за сокращения международных резервных активов, продаваемых ЦБ РФ для поддержания курса рубля, денежное предложение начало сокращаться, а темп роста цен – замедляться. В целом по итогам года ИПЦ достиг 13,3% по сравнению с 11,9% в 2007 г. Рассмотрим динамику инфляционных процессов в течение года.
      В группе продовольственных товаров  цены выросли на 16,5% (15,6% в 2007 г.) (табл. 2.1).
      Таблица 2.1
      Годовой темп прироста цен на отдельные виды товаров и услуг в России за 2005-2008гг.8
      (в  процентах)
Показатели 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2005-2008гг
ИПЦ (индекс потребительских цен) 10,9 9,0 11,9 13,3 53,3
Продовольственные товары 9,6 8,7 15,6 16,5 60,4
    Масло подсолнечное
2,1 -1,2 52,3 22,1 87,6
    Масло сливочное
8,2 6,8 40,3 10,5 79,2
    Макаронные  изделия
1,9 4,7 23,6 33,8 76,4
    Крупа и бобовые
0,2 12,1 24,7 25,8 76,2
    Хлеб и хлебобулочные  изделия
3,0 11,1 22,4 25,9 76,3
    Молоко и  молочная продукция
10,5 8,7 30,4 12,2 75,7
    Мясо и птица
18,6 5,9 8,4 22,2 66,4
    Рыба и морепродукты
12,7 7,8 9,0 15,1 52,4
Непродовольственные товары 6,4 6,0 6,5 8,0 29,7
    Строительные  материалы
9,1 11,5 16,2 11,3 57,3
    Бензин автомобильный
15,8 10,9 8,5 1,2 41,0
Платные услуги населению 21,0 13,9 13,3 15,9 81,0
    Услуги дошкольного  воспитания
32,1 28,5 11,8 20,7 129,1
    Жилищно-коммунальные услуги
32,7 17,9 14,0 16,4 107,6
    Услуги пассажирского  транспорта
15,8 14,2 13,6 22,5 84,0
    Услуги организаций  культуры
17,7 15,6 14,5 15,5 79,9
    Санаторно-оздоровительные  услуги
11,2 15,2 15,6 21,2 79,5
 
      Из  таблицы 2.1 видно, что, как и в 2007 г., продовольственные товары внесли наиболее значительный вклад в прирост ИПЦ за 2008 год. За январь–декабрь 2008 года основной вклад в рост цен на продовольственные товары внесло удорожание макаронных изделий (+ 33,8%), хлеба и хлебобулочных изделий (+ 25,9%), крупы и бобовых (+ 25,8%), мяса и птицы (+ 22,2%), подсолнечного масла (+ 22,1%). Платные услуги населению подорожали за год на 15,9% (13,3% в 2007 г.). За 12 месяцев 2008 г. сильнее всего выросли цены на услуги зарубежного туризма (+ 22,9%), услуги пассажирского транспорта (+ 22,5%), санаторно-оздоровительные услуги (+ 21,2%), услуги физкультуры и спорта (+ 21%), услуги дошкольного воспитания (+ 20,7%), бытовые услуги (+ 18,7%), жилищно-коммунальные услуги (+ 16,4%), медицинские услуги (+ 16,3%). Что касается непродовольственных товаров, то за 12 месяцев они подорожали в среднем на 8% (за 12 меся цев 2005 г. прирост составил + 6,5%). В январе–декабре больше всего увеличились цены на табачные изделия (+ 16,1%), медикаменты (+ 16%), моющие и чистящие средства (+ 17,5%) и строительные материалы (+ 11,3%). Рост базового индекса потребительских цен за 2008 г. составил 13,6% (за аналогичный период прошлого года – 11%). Таким образом, основными причинами значительной инфляции по итогам 2008 г. являлись быстрое удорожание продовольственных товаров, строительных материалов и ряда платных услуг.
      Из  приведенных в табл. 2.1 данных видно, что важнейшим компонентом инфляции в 2005–2008 гг. стал рост тарифов на услуги ЖКХ, цены на которые выросли за январь 2005 – декабрь 2008 гг. более чем в два раза. Далее по скорости роста цен можно выделить повышение цен на услуги пассажирского транспорта (+ 84%), услуги организаций культуры (+ 79,9%), санаторно-оздоровительные услуги (+ 79,5%) и некоторые продовольственные товары. Стоит отметить, что в 2008 г. был зафиксирован незначительный прирост цен на автомобильный бензин, что объясняется резким снижением цен на нефть осенью 2008 г. При этом цены на многие продовольственные товары, напротив, росли значительно быстрее, чем в предыдущие годы.
      Низкие цены на сырье, отток капитала из страны, а также падение общего спроса в экономике создают предпосылки для сужения денежного предложения и, при прочих равных, уменьшения темпов роста инфляции. Однако существуют не менее серьезные факторы, способствующие росту инфляции, такие как девальвация рубля, существенный рост тарифов на услуги естественных монополий, долларизация активов резидентов страны и увеличение скорости обращения денег в результате перевода средств из безналичной формы в наличную в условиях банковского кризиса. Таким образом, пока рано делать какие-либо прогнозы на 2009 г., но уже сейчас очевидно, что цены вырастут, по крайней мере, не меньше, чем в ушедшем году. По оценкам, инфляция в следующем году превысит 15%.
      В завершение данного раздела сравним темпы роста потребительских цен в РФ и других странах СНГ (табл. 2.2).
      Таблица 2.2
      Индексы потребительских цен в странах  СНГ в 2000-2008гг9.
      (в  процентах)
Страна  2000г 2001г 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г
Азербайджан 2 2 3 2 7 10 8 17 20,8
Армения -1 3 1 5 7 1 3 4 9
Белоруссия 169 61 43 28 18 10 7 8 14,8
Грузия 4 5 6 5 6 8 9 9 10
Казахстан 13 8 6 6 7 8 9 11 17
Киргизия 19 7 2 3 4 4 6 10 24,5
Молдовия 31 10 5 12 12 12 13 12 12,7
Россия 20 19 15 12 12 11 9 12 13,3
Таджикистан 24 37 10 17 7 8 12 22 20,4
Украина 28 12 1 5 9 14 9 13 25,2
 
      Можно заметить, что во всех странах СНГ  инфляция в 2008 г. ускорилась. При этом финансовый кризис, поразивший мировую экономику, оказывает на инфляционные процессы в России и других странах СНГ двоякое воздействие. С одной стороны, резкое замедление темпов роста денежного предложения во второй половине года приводит к снижению монетарной инфляции. Отметим, что сжатие денежного предложения происходило, несмотря на значительные антикризисные расходы правительства, вследствие массового перевода средств экономических агентов в валюту и снижения денежного мультипликатора. Следовательно, впервые за последние годы вновь наблюдается долларизация российской экономики. В 2009 г. тенденция уменьшения денежного предложения может быть продолжена в том случае, если Банк России и дальше будет поддерживать курс рубля на уровне выше равновесного. При этом даже значительный бюджетный дефицит, который, по оценкам правительства, достигнет в 2009 г. 8–10% ВВП, может не привести к значительному расширению денежного предложения, а лишь компенсировать его снижение в силу отмеченных выше факторов.
      С другой стороны, девальвация национальной валюты ведет к увеличению цен  на импортные товары и вызывает рост инфляционных ожиданий. Кроме того, инфляционные ожидания увеличиваются по мере роста финансовой нестабильности. Наконец, замедление экономической активности вызывает уменьшение спроса на деньги при снижении доверия экономических агентов к банковской системе, переводе рублевых сбережений в валютные. На наш взгляд, в российских условиях девальвация рубля всетаки приведет к росту инфляционного давления и ИПЦ по итогам 2009 г. окажется более высоким, чем в 2008 г. В то же время масштабы ускорения инфляции в настоящее время трудно поддаются оценке и зависят от многих факторов, среди которых можно выделить объем дополнительных расходов бюджета, политику Банка России по управлению курсом рубля, а также масштабы долларизации экономики. 

    2.2. Таргетирование инфляции как новый инструмент антиинфляционной политики зарубежных стран 

     В современной экономической литературе есть незначительные разногласия относительно количества режимов денежно-кредитной  политики, означающих установление промежуточной  цели, или т.н. «номинального якоря» монетарной политики. Так, Ф. Мишкин выделяет три режима10:
     1. Таргетирование11 обменного курса;
     2. Таргетирование денежных агрегатов;
     3. Таргетирование инфляции.
     Прямые  инструменты центрального банка (административное регулирование ставок, установление лимитов кредитования, регулирование нормативов обязательных резервов, валютные интервенции) являются более результативными на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, характеризующемся повышением степени открытости рынка, невысоким уровнем ликвидности и соответствующей неустойчивостью банковского сектора и финансового рынка, сопровождаемыми галопирующей инфляцией и гиперинфляцией. По мере осуществления дерегулирования, децентрализации и развития рынка растет эффективность рыночных (косвенных) инструментов (операций на открытом рынке и изменения уровня процентных ставок).
     В 1990-е годы в экономиках как развитых, так и развивающихся стран  наблюдалось два значимых тренда. Первый заключался в стремлении центральных  банков к четкому определению  промежуточных целей денежно-кредитной политики, будь то таргетирование инфляции, денежной массы или обменного курса. Второй тренд состоял в резком увеличении числа стран (с 8 до 54), преследующих цель именно таргетирования инфляции (13 из 54), или в которых данная цель, по крайней мере, провозглашалась наряду с другими, причем ни одна из этих стран впоследствии не отказалась от реализации заявленного режима, сделав его передовым с точки зрения мирового опыта.
     Необходимыми  предпосылками и условиями успешной реализации режима инфляционного таргетирования, по мнению ряда зарубежных авторов, являются:
    сохраняющаяся динамика показателя инфляции на относительно низком уровне;
    устойчивость бюджетно-налоговой системы, нивелирующая риск ее изменения и соответствующего воздействия на состояние денежно-кредитной сферы;
    способность центрального банка достоверно моделировать и прогнозировать динамику инфляции на основе разработанных моделей трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики;
    развитые финансовые рынки, способные обеспечить финансирование правительственных займов неэмиссионным способом и создающие условия для эффективного использования монетарных инструментов12.
     Подведение  теоретической и практической базы под режим таргетирования инфляции наделяет его несколькими обязательными элементами:
    институциональное соглашение между центральным банком и правительством относительно достижения и/или сохранения ценовой стабильности как основной конечной цели денежно-кредитной политики;
    выбор таргетируемого показателя, значение которого, определенное жестко или в виде коридора, представляет собой предел инфляции;
    публичное определение в количественном и временном аспектах обязательств монетарных властей по достижению ценовой стабильности;
    высокая степень независимости центрального банка в выборе операционных целей и инструментов денежно-кредитной политики;
    информационная прозрачность (транспарентность) денежно-кредитной политики и повышение ответственности регулирующих органов за достижение целевых значений инфляции.
     С одной стороны, выбор режима таргетирования инфляции априори означает отказ  от использования валютного курса  и денежных агрегатов в качестве промежуточных целей: в условиях глобализации выбор в пользу независимой  монетарной политики (в форме данного режима) сопряжен с отказом от жесткой фиксации обменного курса в силу действия классического правила Манделла-Флеминга13. С другой стороны, динамика обменного курса может оказывать существенное влияние на состояние экономики в целом, определяемое степенью ее открытости, импортозамещаемостью некоторых отраслей и др., и, следовательно, на темпы роста цен. В этой связи вопрос о сочетаемости монетарных целей и независимости центрального банка в их определении требует практического рассмотрения. При этом необходимо понимать, что имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты позволяют оказывать воздействие только на монетарные факторы инфляции (изменение объема денежной массы), тогда как изменение уровня цен обуславливается и неденежными факторами (стоимость факторов производства, соотношение спроса и предложения, изменение качественных характеристик товаров и т.д.). Этот вопрос особенно важен для развивающихся стран и переходных экономик, где после достижения средних и низких темпов инфляции резко возрастает влияние на цены обменного курса, структурных изменений в экономике, внешних шоков и т.д.
     Из  ряда стран с переходными экономиками  были выбраны Чехия, Польша и Венгрия, заметно продвинувшиеся на пути трансформации  с конца 1980-х гг. Опыт развивающихся стран представлен опытом Бразилии в период с 1994 г. (начало реализации стабилизационной программы «Реал») по настоящее время в силу ее близости к России по ряду социально-экономических показателей, таких как численность населения, величина ВВП в сопоставимых ценах, структура экспорта, монетизация экономики.
     Исследование  позволило выявить факты смены  режимов денежно-кредитной политики и ее инструментария в указанных  странах на протяжении рассмотренного промежутка времени. Чехия, Польша, Бразилия и Венгрия в конце 1990-х – начале 2000-х гг. перешли от режима таргетирования денежной массы и валютного курса к режиму таргетирования инфляции. При этом произошел отход от преимущественного использования прямых монетарных инструментов в пользу косвенных (рис. 2.2).
     Переходу  Национального банка Чехии к  режиму инфляционного таргетирования способствовало увеличение открытости чешской экономики и усиление влияния потоков капитала на динамику обменного курса, что обусловило нестабильность зависимости между регулируемыми ставками по РЕПО и денежным предложением, а также проявившаяся тенденция к увеличению роли регулируемых цен в динамике потребительских цен, осложнившая взаимосвязь между денежным предложением и инфляцией. 

Ключевые  инструменты   Режим
    административное регулирование ставок коммерческих  банков (Венгрия, 1987-1991гг.); 
    займы у центрального банка и установление предельных объемов кредитования банками своих клиентов (Венгрия, 1987-1992 гг., Чехия, до 1993г.);
    изменение нормативов обязательных резервов (Чехия, 1993-1996гг., Польша, 1993-1997гг., Венгрия, 1992-1996гг.)
  Таргетирование  денежной массы совместно с режимом  управляемого либо фиксированного валютного  курса (Чехия, 1993-1997гг., Польша, 1991-1998гг., Венгрия, 1987-2001гг., Бразилия, 1994-1999гг.)
   
    операции  РЕПО (Чехия);
    операции с собственными векселями (Польша);
    изменение ставки по депозитам (Венгрия);
    изменение учетной ставки (Бразилия).
  Таргетирование  инфляции совместно с режимом  управляемого валютного курса (Польша, 1998-2000гг., Венгрия, с 2001г.);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.