На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Образование и наука второй половины XIX в

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1 

Образование и наука второй половины XIX в 

     Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения широких слоев      крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном на - родном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост в числе сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов ее средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.
  1.1. Развитие   образования. Наследием   крепостной   эпохи   бы. крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до 7  лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах этот процент повышался до 60—70%. в уездных — до 70—80%, в деревне грамотность была редким явлением. Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ. Несколько позднее, с 80-х гг., стала расширяться сеть церковно-приходских школ Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.
  В конце 90-х гг. XIX в. начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX в. всего лишь около четверти населения России было грамотно.
  По  вопросу о среднем образовании  велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направлений. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных  иностранных языков. Вторые считали  необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д.А.Толстого и И. Д. Делянова . Основой среднего образования стала классическая гимназия, в значительной мере оторванная от запросов современной жизни.
  С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века их число дошло до 142.
Только  выпускники мужских гимназий имели  право поступать в университеты. В 80—90-е гг. правительство старалось  ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр Делянова «о кухаркиных детях», в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.».
  Наряду  с гимназиями существовали мужские  реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев, получала среднее образование.
  Продолжался рост высшей школы. Число студентов  университетов с 1862 г. до середины 90-х гг. увеличилось втрое и составило 17 тыс. человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.
Высшее  техническое образование развивалось  гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс. За 40 лет было открыто считанное число высших технических учебных заведений. В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт.
  В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г. в Петербурге открылись Высшие женские курсы. По имени первого  их директора, профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, они получили название Бестужевских. Позднее женские курсы стали действовать в Москве и ряде других городов.
  Во  второй половине XIX в. дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование, на которое прежде меньше обращали внимания. Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных специалистах, но в то же время высшая школа была у него на подозрении как очаг неистребимой «крамолы».
1.2. Русская наука во второй половине XIX в. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности.
Большие успехи были достигнуты в области  математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821 — 1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. В 1860 г. он был избран иностранным членом Парижской академии наук. Чебышев положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857—1918). Е открытия подтолкнули развитие ряда важнейших направлений математики.
  В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839—1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники. 
 
 

в том  числе Александр Михайлович Ляпунов (1857—1918). Е открытия подтолкнули развитие ряда важнейших направлений математики.
  В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839—1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.
  Развитие  физической науки определило успехи в электронике. П. Н. Яблочков создал дуговую лампу («свеча Яблочкова и первым осуществил трансформацию переменного тока. А. Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.
  Открытием мирового значения было изобретение  радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859—1905) еще в студенческие годы проявил интерес к электротехнике. В дальнейшем изучение электрических явлений, электромагнетизма стало главным направлением его научных поисков.В 1895 г. на заседани-Русского физико-химического общества он выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов Продемонстрированный им прибор — грозоотметчик был, по существу, первой в мире приемной радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, но его попытки наладить радиосвязь на военно-морском флоте натолкнулись на скептицизм и непонимание командования.
Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825 — 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 лошадиных сил. Самолет Можайского отличался продуманной и для своего времени технически грамотной конструкцией. Официальных документов о его испытании нет. Судя по всему, попытка полета кончилась неудачно из-за недостаточной мощности двигателей. Уровень тогдашней техники не позволил Можайскому воплотить в жизнь его смелый замысел, но изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.
    60 — 70-е гг. XIX в. называют золотым веком русской химии. Ученик Н. Н. Зинина Александр Михайлович Бутлеров (1828— 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не утратили значения до настоящего времени.
  Во  второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907). Родился он в Тобольске в семье директора гимназии. Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете. Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки. 

  Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) положил начало современному почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография «Русский чернозем». В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухами. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие многих наук.
  Выдающимся  русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829—1905). На первых порах его судьба складывалась так же, как и большинства его сверстников-дворян: он стал офицером. Но, чувствуя влечение к научной работе, вышел в отставку и поступил вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета. Окончив курс наук, он за свой счет отправился за границу совершенствоваться в медицине. Ему посчастливилось стать учеником знаменитого немецкого ученого Г. Гельмгольца, физика, математика, физиолога и психолога. Сеченов подготовил диссертацию по физиологии алкогольного опьянения. Вернувшись на родину, он возглавил кафедру физиологии в петербургской Медико-хирургической академии и организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. Выдающееся значение имел его курс лекций о биоэлектричестве. В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили работы Сеченова «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды».
  Деятельность  другого всемирно известного русского биолога Ильи Ильича Мечникова (1845—1916) сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины.; В 1887 г. Мечников по приглашению французского ученого Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в своем знаменитом институте.
  Профессиональных  историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н. М. Карамзина «История государства Российского». Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе 1851 г. вышел первый том «Истории России с древнейших времен», написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820—1879). Затем в течение многих лет ежегодно выходили тома его «Истории». Последний. 29-й том вышел в  1880 г. События были доведены до 1775 г.
  Учеником  Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841 —1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В соответствии с духом времени Ключевский проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его «Курс русской истории», составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.
  Ключевский  вел тихую, размеренную жизнь, внешне небогатую событиями. «В жизни ученого  и писателя,— говорил он,—  главные биографические факты —  книги, важнейшие события — мысли».
  Широкую известность не только в России, но и за рубежом получили крупнейшие русские ученые, работавшие в области всеобщей истории. Максим Максимович Ковалевский (1851 —1916) прославился своими трудами по истории европейской крестьянской общины. Особое значение для русского читателя имела его работа - Происхождение современной демократии», где рассматривались поворотные моменты европейской истории конца XVIII в.
  Во  второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.!
1.3. Русские путешественники. Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.
  Начало  экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827—1914), географом, статистиком, ботаником. Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций.
  При поддержке Русского географического общества П.А. Кропоткин в 1864—1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью.
Николай Михайлович Пржевальский (1839—1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю. Затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он совершил четыре экспедиции в степи, пустыни и горы Монголии и Западного Китая. В результате экспедиций Пржевальского был обследован огромный район Центральной Азии от Тянь-Шаня до Тибета, включая пустыню Гоби. Пржевальский открыл горные хребты, окаймляющие Тибет с севера (один из них носит его имя). Он же нашел истоки реки Хуанхэ. В книгах Пржевальского описаны климат, растительный и животный мир этих мест.
  Заокеанские путешествия русских ученых во второй половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они в основном ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в 18 в. положил С. П. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846—1888). Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х гг. он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил он среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется берегом Маклая). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на берег Маклая. Составленные ученым описания народов Океании в значительной части были изданы лишь после его смерти.
  Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских  исследователей. К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX в. 
 

Глава 2 

Архитектура, скульптура и живопись 

2.1.Архитектура периода эклектики. Во второй половине XIX перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строи ли в основном дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать железнодорожные  вокзалы,  фабричные  корпуса,  магазины банки.  Расширилось применение железа и стекла,  началось пользование бетона.
  Теперь, в век денег и чистогана, приходилось  думать прежде всего не о красоте здания, а о его назначении — функции. Правда сначала архитекторы пытались ее скрывать. Первые вокзалы построенные К. А. Тоном, с фасадов больше походили на ратушу И только в облике Балтийского вокзала в Петербурге, построенного А. И. Кракау в 1857 г.. впервые нашла художественное выражение главная функция этого здания. Огромный застекленный арочный проем в верхней части фасада как бы выводил наружу пространство крытого перрона и переносил человека в атмосферу железной дороги со сверкающими лентами стальных путей, клубами пара, стуком колес.
  В дальнейшем в композициях больших магазинов стали совмещаться черты пассажа и традиционного русского гостиного двора Такое здание занимало весь квартал, и по нему, как по пассажу, можно было пройти с одной улицы на другую. Так было построено Главное здание Нижегородской ярмарки (архитекторы А". В. Трайман, А. Т. Тромбицкий, А. И. фон Гоген). Оно имело трехъярусную галерею.
В 1889—1893 гг. были построены Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А. Н. Померанцев). В те времена это было самое крупное торговое здание в России (ныне в нем размещается ГУМ). Три трехъярусные галереи соединили Никольскую улицу и Ильинку. Три поперечных нефа позволили переходить с галереи на галерею. Центральный световой купол строился по проекту инженера В. Г. Шухова. С функциональной точки зрения Верхние торговые ряды предоставляли максимум удобств.
  Во  второй половине XIX в. в России не строилось больших, парадных театральных зданий. Новые здания были менее монументальны, имели меньшее число ярусов и более глубокий амфитеатр. Таковы театры, построенные В. А. Шретером в Рыбинске, Иркутске и Нижнем Новгороде. Демократизация театрального искусства повлекла за собой строительство маленьких театров — в столице и провинции. Иногда театр строился в одном комплексе с пассажем, гостиницей и рестораном.
  В эти же годы было построено несколько  крупных музеев. В 1877 г. был открыт Политехнический музей в Москве (архитекторы И. А. Монигетти и Н. А. Шохин). Большим событием в культурной жизни России стало открытие Исторического музея на Красной площади. Его строительство велось с 1875 по 1883 г. Проект был разработан В. О. Шервудом при участии историка //. Е. Забелина, знатока старой Москвы.
  Архитектура не успевала осваивать те новые типы зданий, которые быстро распространялись в пореформенной России. Принцип «умного выбора», основополагающий принцип эклектики, приводил к смешению в архитектуре зданий декоративных украшений разных эпох и стилей (вплоть до мавританского). Балтийский вокзал оформлен был в стиле Ренессанса. Некоторые вокзалы строились в «готическом вкусе».
  «Русский  стиль» стал применяться при строительстве  не только храмов, но и светских зданий. Но «русско-византийская» стилистика Тона, парадная, торжественная, для них не всегда была уместна. Поэтому появилась новая разновидность «русского стиля». Она основывалась на традициях резьбы по дереву, народной вышивки. Широко использовались башенки, резные наличники, бочкообразные столбики и другие элементы деревянного зодчества. В таком стиле были построены Главный дом Нижегородской ярмарки. Политехнический музей. 

2.2 Скульптура. Сходные проблемы, хотя не столь остро, стояли в области скульптуры. В конце 50-х гг. XIX в. был объявлен конкурс на создание памятника «Тысячелетие России». Его намечено было воздвигнуть в Новгороде в 1862 г. в ознаменование тысячелетия со времени призвания Рюрика. Победителем конкурса стал 25-летний выпускник Академии художеств Михаил Осипович Ми-кешин (1835—1896). Под его руководством в работе над памятником    принимала   участие    многочисленная группа ваятелей. В скульптурах, опоясывающих сооружение, были отображены ос новные вехи истории России. Здесь мы видим великих князей, царей, императоров, выдающихся полководцев и флотоводцев, поэтов и писателей, композиторов и многих других славных сынов России. Всего было отлито 129 скульптурных фигур. Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу — эмблему царской власти. Коленопреклоненная женщина на шаре олицетворяет Россию. Ее осеняет крестом крылатый ангел.
Позднее по проекту Микешина был сооружен памятник Екатерине II в Петербурге. Дробная многофигурных, отличающая оба памятника,— своеобразная дань эпохе эклектики. Отказавшись от многофигурных композиций, Микешин создал очень динамичный памятник Богдану Хмельницкому в Киеве.
  В работе над памятником «Тысячелетие России» принимал участие Александр Михайлович Опекушин (1838—1923), выходец из крепостных крестьян. Самым значительным его произведением стал памятник А. С. Пушкину. На его открытие в 1880 г. собрались многие выдающиеся деятели русской культуры. С тех пор уже более ста лет стоит на Тверской задумчивый Пушкин — один из лучших московских памятников
.
2.3  Живопись эпохи передвижников. 9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но зародилось Товарищество передвижных художественных выставок, профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
  Передвижники  были едины в своем неприятии  «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией передвижников пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.—- идейная сторона искусства ценилась вы ше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.
Некоторые полотна передвижников, писанные с  натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богатым и бедным. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горе семейного раз дела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы». Передвижники совершили новые открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел по казать красоту и тонкий лиризм русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.
  Творчество  Федора Александровича Васильева (1850—1873), оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре.
Певцом  русского леса, эпической широты русской  природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воз духа. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, про бившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей до роге,— эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его по лотнах.
  Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860—1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полю бившегося пейзажа. 

  На  вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
Илья  Ефимович Репин (1844—1930) родился в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств. После ее окончания молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в ряд самых известных мастеров.
Кисти Репина принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо , пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, простой народ, полиция и калеки — все уместилось на этом полотне — величие, сила, немощь и боль России.
  Во  многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ, от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Народники на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.
  Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный  и его сын Иван», «Запорожцы» и др.). Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова) , писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Ф. Листа, Мусоргского) , художников (Крамского, Сурикова).
Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске , в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг. XIX в.. когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины, три живописные драмы: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове    и «Боярыня Морозова».
Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых  эпох, умел давать яркие психологические  характеристики. А кроме того, он был смелым художником-новатором. Достаточно вспомнить ослепительно свежий, пушистый снег в «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе — снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.
  В картине «Меншиков в Березове»  потолок полутемной избы изображен  настолько низким, что главный  герой непременно о не го ударился бы, если бы захотел встать. Взглянув на картину, зритель сразу чувствует трагическое несоответствие человека и его обстановки.
В «Утре  стрелецкой казни» художник нарочито «придвинул» собор Василия Блаженного вперед, к зрителю. Это помогло создать впечатление заполненности площади народом, избежав из лишнего множества лиц. Суриков смотрел на десятилетия вперед: отказ от фотографического реализма, от пространственной глубины. декоративная игра больших и малых цветовых пятен — все это в дальнейшем стало отличительными признаками новой живописи.
  Валентин  Александрович Серов (1865—1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли прежде всего портреты.
  В 1887 г. Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената Саввы Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, вольным или невольным участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа рас тянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. 

  Обитатели абрамцевского дома, конечно, понимали, что на их глазах свершилось чудо. Но только время дает окончательные  оценки. Оно и поставило «Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировой  живописи.
  На  следующий год Серов сумел почти повторить свое волшебство. Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»). Название закрепилось немного не точное: девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но на картине все так слит но, так едино — утро, солнце, лето, молодость и красота, что луч шее название трудно придумать.
  Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.
  Многие  картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, передвижников попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Худой и высокий окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг. XIX в. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.
  В 1898 г. в Михайловском дворце (творение К. Росси) был от крыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX в.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.