На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система менеджмента качества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
   В современных условиях высокое качество продукции является одним из главных факторов успеха предприятий, обеспечение их конкурентоспособности, экономический эффект. Каждое предприятие должно иметь подробный план повышения качества продукции решающего условия конкурентоспособности вырабатывать ясную и обоснованную программу управления качеством. В условиях жесткой конкуренции на рынке изготовитель стремится добиться стабильного качества своей продукции, используя все инструменты, выработанные мировой практикой. Одним из них является система менеджмента качества, комплексно охватывающая все аспекты деятельности предприятия и получившая широчайшее распространение и признание во всем мире. Система менеджмента качества (СМК) является частью общей функции управления предприятием, связанная с формированием и реализацией целей политики в области качества. Обеспечение качества всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции и предоставлении услуг. Эффективным средством успешного решения этой задачи является реализация положений международных стандартов ИСО серии 9000. В них изложены только стандартизованные элементы доказательств гарантирующего уровня качества и рекомендации по построению системы качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Система менеджмента качества.
1.1. Система менеджмента качества (СМК) - это система для руководства и управления организацией применительно к установленным государственным стандартам качества.
     СМК является частью системы менеджмента организации и направлена на улучшение результатов с поставленными целями достижения качества для того, чтобы удовлетворить требования всех участвующих в процессе сторон, в первую очередь потребителей.
     Система менеджмента качества может быть использована во всех видах управления, в первую очередь в процессах производства или предоставления услуг, а также в финансах, продаже продукции, к маркетингу.
    Менеджмент качества предполагает следующие действия:
    определение целей в области качества (планирование);
    безусловное выполнение требований к качеству (управление);
    создание уверенности у потребителей в надежности (обеспечение);
    усиление требований к качеству (улучшение).
Требования СМК  установлены  стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Организация по стандартизации.
   ISO (International Organization for Standartization) – это крупнейшая неправительственная международная организация по стандартизации, основанная в 1947 году с целью содействия развитию стандартизации в мировом масштабе, для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
  Сертификация ISO 9000 была разработана с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества.
  ИСО 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008) описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
   ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
   ИСО 9004:2009 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010) содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
  ИСО 19011:2003 (ГОСТ Р ИСО 19011-2003) содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
 Данный комплекс стандартов на системы менеджмента качества предназначен для улучшения взаимопонимания в национальной и международной торговле.
  Основным направлением деятельности ISO является разработка и публикация международных стандартов в различных сферах деятельности, признаваемых во всем мире. Сегодня насчитывается более 12 000 международных стандартов, охватывающих практически все виды экономической деятельности. Среди этих документов особое место занимают стандарты ISO определяющие требования к системам менеджмента качества. Не к качеству продукции или услуг, а именно к тому, как организована и функционирует система менеджмента. В национальной системе сертификации (ГОСТ Р) стандарты, входящие в серию 9000, именуются ГОСТ Р ИСО 9000:2001, ГОСТ Р ИСО 9001:2001, ГОСТ Р ИСО 9004:2001.
  Важность стандартов ISO серии 9000 заключается в определении единообразных требований к управлению организацией с точки зрения обеспечения качества ее деятельности. Стандарты имеют своей целью оказать помощь организации продемонстрировать свою способность поставлять продукцию (услуги), отвечающую требованиям потребителей, а также достигать целей повышения удовлетворенности потребителей посредством эффективного управления системой менеджмента, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечения соответствия требованиям потребителей при участии всех подразделений организации, всего персонала.
  Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO должна иметь:
    политику, в которой сформулированы ее цели и задачи, а также принципы их достижения;
    соответствующую политическую систему взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов;
    нормативную основу, соответствующую системе взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов, и представляющую собой совокупность непротиворечивых нормативных документов;
    эффективный механизм реализации требований, регламентированных документами нормативной основы.
 
 
 
 
 
 
 
1.3. Требования к документации в стандартах ИСО серии 9000.
  Важной особенностью стандартов ИСО серии 9000 является то, что они предъявляют требования не к качеству продукции напрямую, а к системе управления организацией на основе установленных в этих стандартах критериев качества продукции (услуг). Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
  Стандарт ИСО 9000 содержит основные положения систем менеджмента качества и устанавливает единую терминологию для менеджмента качества. ИСО 9001 - это стандарт, устанавливающий требования, которым должна отвечать СМК, чтобы гарантировать постоянное соответствие продукции и услуг требованиям заказчиков и регулирующих органов.
  ИСО 9004 - это стандарт-руководство, который дает рекомендации по постоянному улучшению СМК на благо всех сторон в целях стабильного обеспечения удовлетворенности потребителей.
  В настоящее время ИСО 9001 - это единственный стандарт в семействе ИСО 9000, по которому можно проводить сертификацию. Сертификация системы качества - это действия, проводимые по определенной схеме уполномоченной третьей стороной (независимой от организации и ее потребителей) с целью подтверждения соответствия СМК требованиям стандарта ИСО 9001 . Сертификация системы качества состоит из двух этапов: сначала проверяется, что документация СМК отвечает требованиям стандарта, а потом - что практическая деятельность организации соответствует процессам, зафиксированным в документации.
 Одним из наиболее сложных вопросов при внедрении и функционировании СМК является документирование процессов.
Обязательный  состав документации СМК определен ИСО 9001.
1. Документально  оформленные заявления о политике  и целях в области качества 
2. Руководство  по качеству - это документ, определяющий СМК организации (п. 3.7.4 ИСО 9000). В примечании к термину поясняется, что руководства по качеству могут различаться по форме и детальности изложения, исходя из соответствия размеру и сложности организации.
3. Документированные  (или письменные) процедуры. Это  документы, содержащие процедуры,  то есть установленные способы  осуществления деятельности или процесса (п. 3.4.5 ИСО 9000). В примечании к термину поясняется, что процедуры могут быть как документированными, так и недокументированными.
 ИСО 9001 требует  наличия следующих документированных  процедур:
1) управление  документацией 
2) управление  записями о качестве 
3) внутренние  проверки 
4) управление  несоответствующей продукцией 
5) корректирующие  действия 
6) предупреждающие  действия 
4. Документы,  необходимые организации для  обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления  ими. Стандарт ИСО 9001 не определяет  их виды, но предполагает, что  они могут быть созданы для  реализации некоторых требований (например, карты, графики и/или  описания процессов, оргсхемы, спецификации, инструкции, планы проверок, планы качества).
5. Записи. Этот  особый вид документов ГОСТ  Р ИСО 9000 определяет как документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности. ИСО 9001 требует поддерживать в рабочем состоянии:
    записи об анализе СМК со стороны руководства
    записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции
    записи, необходимые для подтверждения того, что производственные процессы и выпускаемая продукция соответствуют требованиям.
    записи о результатах анализа требований к продукции и о действиях, вытекающих из проведенного анализа
    записи о входных данных для проектирования и разработки
    записи результатов анализа проектирования и разработки, а также всех необходимых действий
    записи результатов верификации проектирования и разработки, а также всех необходимых действий
    записи результатов валидации проектирования и разработки, а также любых необходимых действий
    записи о вносимых изменениях, касающихся проектирования и разработки
    записи результатов анализа изменений проектирования и разработки, а также любых необходимых действий
    записи результатов оценки поставщиков и всех необходимых действий, вытекающих из этих оценок
    записи валидации (подтверждения) тех процессов, результаты которых не могут быть проверены последующим мониторингом или измерениями
    записи об эталонах (базисных данных), использованных для калибровки или поверки измерительного оборудования, для которого международных или национальных измерительных эталонов не существует
    записи валидации (подтверждения) предыдущих результатов измерений, если выявлено несоответствие измерительного оборудования установленным требованиям
    записи результатов калибровки и проверки измерительного оборудования
    записи о планировании, проведении и результатах внутренних аудитов
    записи, свидетельствующие о соответствии продукции критериям приемки (с указанием лиц, разрешивших выпуск продукции)
    записи сведений о характере несоответствия продукции и любых предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонение
    записи о результатах корректирующих действий
    записи о результатах предупреждающих действий.
 
  В организации могут применяться и различные другие виды документов. В целом состав документации, применяемой в СМК, охарактеризован в ИСО 9000. Он включает следующие комплексы документов:
1) документы,  предоставляющие согласованную  информацию о СМК организации,  предназначенную как для внутреннего,  так и внешнего пользования  (например, руководство по качеству);
2) документы,  описывающие, как СМК применяется  к конкретной продукции, проекту  или контракту (например, план  качества);
3) документы,  устанавливающие требования (например, спецификация);
4) документы,  содержащие рекомендации или  предложения (например, методические  документы);
5) документы,  содержащие информацию о том,  как последовательно выполнять  действия и процессы (например, документированные  процедуры, рабочие инструкции  и чертежи);
6) документы,  содержащие объективные свидетельства  выполненных действий или достигнутых  результатов (например, записи). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Общие сведения о стандартах систем менеджмента качества.
2.1. Основные принципы стандарта ISO 9001:
    ориентация на потребителя;
    лидерство руководителей;
    вовлечение работников;
    процессный подход;
    системный подход к менеджменту;
    постоянное улучшение;
    основанный на фактах подход к принятию решений;
    взаимовыгодные отношения с поставщиками.
  Система менеджмента качества, на основе стандарта ИСО 9001 позволит компании производить продукцию ожидаемого потребителем качества и расширить число потребителей своей продукции.
  Создание системы менеджмента качества на основе стандарта ИСО 9001 позволит организации выделиться на фоне конкурентов за счет обеспечения декларируемого качества продукции, эффективного распределения ресурсов, ответственности и полномочий персонала, и, как следствие, улучшения управленческих процессов внутри организации.
  Разработка системы менеджмента качества гарантирует оптимизацию инфраструктуры компании, повышение прозрачности всех процессов производства, минимизацию коммерческих и имиджевых рисков, связанных с ответственностью производителя.
   Внедрение системы менеджмента качества, разработанной в четком соответствии с размерами и нуждами организации, даст возможность снизить себестоимость производимой продукции, выйти на международные рынки, установить сотрудничество с западными компаниями, повысить имидж и репутацию организации, обеспечить ее экономическую устойчивость.
  Cертификация системы менеджмента качества позволит принимать успешное участие в тендерах и получать госзаказы, а также увеличить общую инвестиционную привлекательность и капитализацию бизнеса, и, как результат, получить долгосрочные конкурентные преимущества.
2.2. Принципы построения системы менеджмента качества ИСО 9000.
  Чтобы высшее руководство могло вести организацию в направлении улучшения деятельности в стандартах были определены восемь принципов менеджмента качества:
•  Ориентация на потребителя 
•  Лидерство  руководителей 
•  Вовлечение работников
•  Процессный подход
•  Системный  подход к менеджменту 
•  Постоянное улучшение 
•  Основанный на фактах подход к принятию решений 
•  Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Эти принципы образуют основу построения и функционирования СМК ИСО 9000.
  СМК, соответствующая требованиям ISO 9001:2000, является гарантом стабильности деятельности организации, а также того, что никакие форс-мажорные обстоятельства не повлияют на возможности организации предоставлять потребителям продукцию/услуги требуемого качества.
  Разработка и внедрение СМК, как и любой инновационный процесс, может сопровождаться негативными моментами:
    необходимость расходов организации на разработку и внедрение СМК;
    появление дополнительного объема работ, и как следствие значительные временные затраты;
    возникновения риска <неоправданных надежд>;
    увеличение бюрократии;
    сопротивление персонала изменениям.
Решение вышеуказанных  проблем зависит во многом от того:
    насколько серьезно настроены руководители и персонал компании на реализацию проекта по созданию и внедрению СМК;
    обладают ли они специальными знаниями в области менеджмента качества;
    имеют ли опыт ведения проектов.
   Цели проекта по созданию и внедрению СМК могут отличаться. В одном случае руководство организацией ставит задачу создать формальную СМК с целью ее сертификации и получения документа (сертификата), свидетельствующего о соответствии СМК требованиям стандарта ISO 9001. При этом, создавая СМК, реализуется минимум требований стандарта, который будет положительно оценен сертифицирующим Органом. Часто, перед созданием такой СМК руководство организацией выбирает Орган по сертификации, исходя из глубины и объема требований Органа. В этом случае СМК делается, скорее, не под требования стандарта, а под требования аудиторов Органа. Поэтому ждать пользы от такой системы не приходится - оказывается востребованной не СМК, а сертификат на нее.
   Если же целью проекта по созданию и внедрению СМК является получение действительно эффективной и результативной системы управления качеством, то эта работа ведется по - серьезному, на основе требований ISO 9004 с привлечением всего персонала, вовлечением руководителей и специалистов всех направлений. В этом случае нет необходимости искать удобный Орган по сертификации, так как эффективно работающая СМК имеет большие шансы на положительный исход сертификации. 

2.2. Технологии применяемые при создании СМК.
  О технологиях, применяемых при создании СМК, стоит поговорить несколько подробнее. Стандарт ISO 9001 требует применения процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества (четвертый принцип менеджмента качества: процессный подход: желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом). Речь идет об определении бизнес-процессов организации - создании их моделей, измерении эффективности процессов, анализе и совершенствовании процессов с точки зрения достижения бизнес-целей. Стандарт ISO 9000 дает следующее определение процесса - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Это краткое определение может быть расширено с целью конкретизации этого фундаментального понятия: процесс - это одна или более связанных между собой процедур или операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.
  Практически любая задача управления бизнес-процессами связана с пониманием того, как процессы устроены и как они работают, т.е. с необходимостью их описания (документирования). Документирование бизнес-процессов - это обязательный этап проекта по построению СМК. При этом потребности Компании связаны не только с описанием процессов, но и с измерением их эффективности, а также с последующим анализом и совершенствованием.
   Начальным и важнейшим этапом построения СМК является формулирование ее целей. Процессы СМК должны строится на основе сформулированных, четко понимаемых целей бизнеса. При этом так же должны быть определены показатели степени достижения целей, информация о которых собирается в ходе выполнения процессов.
  Чтобы понять, как работает современное предприятие, необходимо понять не только бизнес-процессы, но также данные, системы, организационную структуру, цели бизнеса, продукты, ключевые показатели, риски, компетентность персонала и даже внешнюю среду и корпоративную культуру. Более того, недостаточно и изучение каждого параметра отдельно. Все эти понятия имеют значение только тогда, когда они взаимосвязаны - важны именно их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому мы говорим не только о моделировании процессов, но и о моделировании бизнеса.
  Моделирование бизнеса - документирование, измерение эффективности, анализ и оптимизация работы предприятия или отдельных направлений его деятельности, его целей и задач, механизмов и ресурсов, используемых для их достижения, правовых ограничений и взаимоотношений со средой, в которой предприятие ведет свою деятельность.
   В идеале сначала должны быть определены цели и задачи бизнеса, затем разработаны процессы, которые позволяют достичь этих целей и ресурсное окружение, которое поддерживает эти процессы, в частности организационная структура.
Для чего все таки нужны модели? Модели бизнеса:
    вводят точность и методологичность;
    обеспечивают единственное, последовательное представление о деятельности организации;
    интегрируют процессы, ИТ- системы, организационную структуру, информацию, продукты, ресурсы;
    позволяют увидеть и проанализировать взаимосвязи различных видов деятельности;
    дают возможность осуществлять совершенствование деятельности, т.е. помогают реализовать на практике шестой принцип менеджмента качества постоянное улучшение: постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
 
   Еще одно важное требование стандарта ISO 9001 заключается в необходимости иметь управляемую нормативную основу СМК в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих непротиворечивых нормативных документов разного уровня. Стандарт ISO 9000 определяет документ как информацию и соответствующий носитель, который может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или комбинацией из них.
  Рассмотрим сначала аспекты, связанные с управлением документами. Одним из наиболее часто встречающих слов в стандарте ИСО 9001 являются слова, производные от слова «документ», «документированная процедура», «должны быть задокументированы», «документально оформлены» и т.д. Это объясняется тем, что принципиальным требованием к СМК является проведение её периодических проверок - самооценок, внешних и внутренних аудитов. Их проведение, возможно только если существует некий эталон, с которым можно сравнивать текущую деятельность и достигаемые результаты. В качестве такого эталона выступает документация СМК.
   «Пирамида» документов СМК начинается с документально оформленного заявления о политике и целях в области качества. На его основе разрабатывается основной документ СМК – «Руководство по качеству». Этот документ является квинтэссенцией системы, содержит основные положения, регламентирующие деятельность в рамках СМК и ссылки на документы следующего уровня - общесистемные документированные процедуры. Согласно стандарта ISO 9001 в организации должны быть разработаны шесть обязательных общесистемных процедур, описывающих управление документами, данными (записями), внутренним аудитом СМК и ее составных частей, несоответствующей продукцией, корректирующими и предупреждающими мероприятиями. Кроме обязательных общесистемных процедур нормативная основа может включать произвольное количество стандартов предприятия, регламентирующих отдельные аспекты деятельности СМК.
   Следующим слоем «пирамиды» являются документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими. К ним относятся рабочие методики, инструкции и технологические карты процессов. Разработка и актуализация этих документов станет более быстрой и эффективной при использовании инструментальной системы ARIS.
Основание пирамиды составляют записи (данные), предоставляющие  свидетельства соответствия требованиям  и результативности функционирования системы менеджмента качества. Наличие  объективных данных о деятельности СМК - требование седьмого принципа менеджмента качества: «принятие решений, основанное на фактах - эффективные решения основываются на анализе данных и информации».
  Организация эффективного использования персоналом большого числа документов нормативной основы СМК требует применения специальных технологий, например, систем управления документами.
  Наличие нормативной основы СМК еще не является гарантией ее эффективной работы. Необходимы механизмы реализации сформулированных в них требований. Все механизмы реализации требований СМК и осуществления процессов в рамках деятельности компании должны строиться на основе контура управления (цикла Деминга), включающего следующие фазы: планирование мероприятий, их выполнение, контроль полученных результатов и анализ этих результатов с целью корректировки существующих и выработки новых планов.
   Стандарт ISO 9001 требует, чтобы высшее руководство периодически проводило анализ деятельности организации в рамках системы менеджмента качества с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Здесь проявляется второй принцип менеджмента качества «лидерство руководителя - руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации».
   Важным моментом в создании эффективных механизмов реализации требований нормативной основы является четкая регламентация деятельности каждого сотрудника компании, определение и доведение до сведения всего персонала организации его ответственности и полномочий. Данное положение позволяет реализовать третий принцип менеджмента качества «вовлечение работников - работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности».
  Роль персонала в построении СМК, безусловно, является определяющей. Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом. Без уважения и соблюдения персоналом требований, обусловленных политикой и нормативной основой, построить эффективную СМК в принципе нельзя.
   Анализ требований стандартов ISO серии 9000 позволяет выделить две первоочередные задачи в отношении управления персоналом, решение которых позволит существенно повысить эффективность СМК:
1. Определение  и формализация требований к  персоналу, например, посредством  построения моделей компетенции  должностей и/или бизнес-ролей. Компетентность - это способности и знания, приобретаемые или совершенствуемые посредством развивающих мероприятий (тренинги, инструктаж, самообразование и т.п.).
  Построенные модели компетенции позволяют:
- Четко регламентировать перспективные требования к компетенции всего персонала компании, получив реестр компетенций. Сформулированный реестр содержит стратегически важную информацию, которая подвержена существенно меньшим изменениям во времени, нежели организационная структура, например. Очевидно, что данный реестр должен постоянно актуализироваться и пополняться;
- Определить набор компетентностей, требуемый для выполнения каждого процесса. Тем самым устанавливается взаимосвязь между процессами организации и компетенцией ее сотрудников;
- Установить причинно-следственные связи между стратегическими целями компании и требованиями к персоналу. 

  Работа по построению моделей компетенции должна содержать следующие этапы:
    Определение стратегических целей, например, путем использования методологии BSC;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.