На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и значение функций менеджмента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение……………………………………………………………..2 

1. Сущность и значение функций менеджмента…………………..2 

2. Классификация  функций…………………………………………4 

3. Характеристика общих функций менеджмента…………………5 

4.Виды управленческой  деятельности……………………………..8 

5.Анализ функций управления…………………………………….10 

Заключение………………………………………………………….11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
В кабинетах  многих менеджеров висят плакаты  со словами Анри Файоля: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, которым посвящена настоящая глава.  
Француз Анри Файоль (1841-1925) более 30 лет управлял горно-металлургическим синдикатом. В 1916 г. в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован его основной труд "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль", который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тейлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления. Таким образом, научный менеджмент появился сравнительно недавно - в начале ХХ века. Бурное развитие этой научной дисциплины продолжается. Так, лишь в последние годы выявилась важная роль контроллинга - современной концепции системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование. 
Выделенные А. Файолем пять функций менеджмента  дают основу для анализа работы современного управляющего.
1. Сущность и значение функций менеджмента. 

Управление рассматривается  как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями или функциями менеджмента. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Понятие «функция»  означает деятельность или определенный круг работ, который выполняется или должен выполняться каким-либо объектом.
Под функциями  менеджмента понимают специализированные виды управленческой деятельности, в совокупности своей обеспечивающие достижение поставленных целей организации, обусловливающие качественное (содержательное) разделение труда внутри управляющей системы. 

Функция управления – это особый вид управленческой деятельности (продукт процесса разделения труда и специализации в управлении), отличающийся единством содержания и относительной самостоятельностью участков управления. Их выделение и развитие, дифференциация являются следствием исторического процесса специализации и концентрации производства, усложнения объекта управления и, соответственно, усложнения управления им.
Анализируя процесс  обособления функций управления, можно выделить шесть характерных стадий, связанных с ростом объема и сложности управленческой деятельности. 

1. Объем управления невелик. Управление осуществляет тот же работник, который выполняет производственные функции.
2. Объем управленческой деятельности достигает размеров, для выполнения которых требуется выделение специального работника.
3. Объем управленческих работ настолько велик, что над группой управленческих работников появляется управляющий более высокого уровня.
4. Сложность управленческой деятельности увеличивается и требуется специализация управленческих работников. В управлении появляются специалисты: плановики, технологи, контролеры и т.п.
5. Объем работы по специальным функциям управления и число управленцев, занятых специальными работами, так велико, что внутри служб появляются руководители, отделы, группы и т.п.
6. В ходе специализации от некогда единого управления обособилось так много специализированных видов деятельности, что выделяется отличный от любой специализированной работы вид деятельности – руководство.
Руководство и  раньше совмещалось в управлении с одной или несколькими специализированными функциями. Так, тот или иной руководитель одновременно с руководством осуществляет, например, часть работ по планированию или контролю. При развитии специализации управления он постепенно отдает все частные функции специализированным работникам, а за собой сохраняет лишь координацию их деятельности. 

Функции тесно  взаимосвязаны с другими элементами системы управления (принципами, целями, методами, структурой). При этом следует отличать функции управления от задач управления и от функций органов управления.
Задачи – это субъективно понятые объективные цели управления. Они отражают уровень наших знаний, понимание целей и не совпадают с функциями управления, носящими объективный характер и зависящими не только от целей. 

Функции органов  управления являются результатом распределения и закрепления участков управленческой деятельности. Они производны по отношению к функциям управления и формируются на их основе.
Управление –  это процесс взаимосвязанных  функций. Функция управления – это понятие, выражающее определенное назначение управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. Каждая функция управления характеризуется целевой направленностью и имеет свои характерные особенности. Но при этом они взаимозависимы, составляя определенную, тесно увязанную систему. Лишь совокупность всех функций полностью отражает процесс управления, а выполнение их обеспечивает комплексное управление организацией, эффективность ее работы. 

Необходимо обратить внимание на объективный характер функций менеджмента, который определяется необходимостью самого управления в условиях совместного труда людей. Объективный характер функций менеджмента обнаруживается везде, где осуществляется управленческая деятельность, на всех ступенях управленческой системы. В зависимости от места расположения того или иного объекта в общей системе управления меняется только объем данной функции, но не меняется ее целевое назначение. 

2. Классификация функций
С позиций самого управления выделяются виды управленческой деятельности по стадиям процесса управления. Автором первой развернутой классификации функций управления был А. Файоль. Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управленческого воздействия: предвидение, планирование, организация, контроль, координирование. В последующем эти функции уточнялись, но их основой оставалось трехзвенное членение: предварительное управление (выработка целей управления, прогнозирование, планирование); оперативное управление (организация, координация, мотивация) и заключительное управление (учет, анализ, контроль). Эти функции, обособившиеся под воздействием субъекта управления, называются основными функциями управления. 

Функции управления
 

Руководство Специализированные 
 

Общие: специфические
– планирование;
– организация;
– контроль;
– мотивация.
Классификация функций управления 
 
 

Все перечисленные  функции менеджмента по своему содержанию являются специализированными функциями, продуктом разделения труда в управлении. Углубление дифференциации функций менеджмента предполагает их интеграцию. Поэтому в управлении выделяется еще одна функция – функция руководства, которая призвана объединить все специализированные функции в одно целое, систему.
Руководство – наиболее многогранная, сложная функция. Она понимается как функция синтеза, координации и постановки целей и сводится к окончательному принятию решений и организации их исполнения. В основе руководства лежит власть и распорядительство. Кроме того, функция руководства может рассматриваться как составная часть всех остальных функций. 

Следует отметить, что функция руководства и  функции, которые выполняет руководитель, не всегда тождественны. Например, принятие какого-либо решения и организация его исполнения могут осуществляться не руководителем, а коллективом или органом общественного самоуправления.
Специализированные  функции – это вся деятельность аппарата управления по подготовке, разработке, обоснованию вариантов воздействия управляющей системы на управляемую. Они, в свою очередь, могут быть классифицированы по различным признакам. Чаще всего их разделяют на общие и специфические.
Под общими функциями  понимают последовательность действий управляющей системы от постановки целей до их достижения, независимо от особенностей конкретного объекта управления.
Специфические функции конкретизируют содержание общих в зависимости от объекта, которым им приходится управлять. Конкретизация может идти по уровням управления, по элементам объекта управления (управление качеством продукции, кадрами в производстве и т.д.). 

3. Характеристика основных (общих)  функций управления. 

1. Функции предварительного управления. Прежде чем начать какую-либо деятельность, необходимо определить ее предполагаемый конечный результат, проанализировать различные пути его достижения и выбрать из них наиболее приемлемый, создать необходимые условия для предстоящей деятельности.
В управлении производством  эта деятельность выделилась в особую функцию предварительного управления, которую можно, в свою очередь, подразделить на функции установления целей, прогнозирования и планирования. 

А. Функция целеполагания (установления целей) состоит в выработке  цели на всех уровнях управления, начиная  с индивидуальных, и их согласование.
Б. Функция прогнозирования – обеспечение разработки, анализа и сопоставления различных вариантов достижения целей управления. В процессе прогнозирования цели могут уточняться в соответствии с имеющимися в данный момент ресурсами и другими ограничениями.
В. Функция планирования в широком смысле включает и установление целей, и прогнозирование. В узком смысле планирование заключается в переводе качественного описания целей в количественные термины. Планирование предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и усилия всех членов организации, чтобы достичь поставленных целей.  

2. Функции оперативного управления состоят в обеспечении в каждый данный момент времени движения данного управляемого объекта по намеченному пути – в направлении достижения целей управления. Это означает поддержание в каждый данный момент времени параметров управляемой системы в области допустимых значений, определенных заранее заданной траекторией, например планом. 

Оперативное управление включает организацию и мотивацию.
А. Функция организации состоит в обеспечении целостности объекта управления и системы управления в процессе их функционирования; обеспечении непрерывности, динамичности и гибкости процесса производства и управления; согласования и координации деятельности отдельных звеньев производственной и управляющей систем и их взаимодействие. Так, после принятия управленческого решения необходимо довести его до исполнителей, поставить перед ними конкретные задачи, обеспечить необходимыми ресурсами, организовать их взаимодействие, внести необходимые коррективы, устранить конфликтные ситуации, контролировать ход выполнения решения и т.д. 

Для того, чтобы  заданные цели и конкретные управленческие решения были эффективно реализованы, необходимо заинтересовать в их достижении все звенья вплоть до отдельного работника. Это обеспечивается мотивацией.
Б. Функция мотивации работников, это активизация их деятельности, включающая материальное, социальное (моральное) и административное (властное) воздействие. Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Для осуществления этой функции руководители должны выявлять потребности работников и обеспечивать удовлетворение этих потребностей через эффективную работу. 

3. Функции заключительного управления. Заключительным этапом управленческого цикла и началом нового цикла является контроль – сопоставление конечных результатов и всего процесса функционирования управляемой и управляющей систем с заранее заданными параметрами: целями и ограничениями (планами, законами, нормами, стандартами и т.д.). В процессе контроля выявляются возникшие рассогласования и намечаются меры по их устранению. 

Функция контроля включает функцию учета и анализа.
А. Учет как функция управления состоит в сборе информации о результатах производства и управления, их факторах и элементах (функция учета реализуется в виде бухгалтерского, статистического и оперативного учета).
Б. Анализ – состоит в логической обработке первичных учетных данных для использования их в процессе корректировки или принятия новых решений.
Функция контроля в целом реализует обратную связь  в управлении. Контроль обеспечивает условия для действительного  достижения организацией своих целей. Основная задача контроля заключается в выявлении отклонений процесса управления от запланированного и в выработке мер и способов устранения выявленных отклонений. 

Наряду с общими функциями процесса управления в  организациях имеют место частные  функции, выполнением которых занимаются отдельные структурные подразделения и должностные лица (подготовка кадров, аттестация специалистов, работа с банковскими документами и пр.).
Несмотря на то, что любому процессу управления присущи основные функции, в то же время управление всегда воздействует на конкретный объект определенной отраслевой направленности. Это вызывает специфические функции управления. 

Осуществление основных и специфических функций  требует создания соответствующих условий, обеспечивающих нормальную деятельность их исполнителям, возникает необходимость в выделении вспомогательных функций, которые могут выражаться, в частности, в управлении печатно-множительными процессами, делопроизводством, установлением связи, обеспечением оргтехникой. 

Необходимо уяснить, что управление достигается осуществлением комплекса взаимосвязанных функций, наиболее характерными из которых в  любой области управленческой деятельности являются три группы функций: основные (общие), специфические и вспомогательные.
Функции управления порождаются разделением труда, объединяя однородные по характеру  и общности промежуточных целей  элементы совокупного воздействия, т.е. отдельные управленческие работы. Чтобы назвать функции управления, необходимо определить признаки однородности и общности целей, элементов целенаправленного воздействия. Ни одна из функций сама по себе или простая сумма функций не дают представления об управлении. Только в неразрывном единстве, взаимодействии они образуют единый управленческий цикл.  

4.Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности, обладающих относительной самостоятельностью:
1. планирования;
2. организации; 
3. координации; 
4. активизации; 
5. контроля.

Каждый предыдущий вид деятельности является необходимой  предпосылкой последующего, пока данная функция не будет полностью реализована. Значит, степень полноты реализации функции управления зависит от комплексности управленческой деятельности.  

Чтобы понять содержание каждой функции управления, необходимо представить ее как совокупность указанных пяти основных видов взаимосвязанных  управленческих действий. Для ясности  проиллюстрируем это на функции  планирования при разработке конкретного плана. Этой работой занимается значительная группа сотрудников. Для достижения цели (разработка плана) их деятельность необходимо спланировать, организовать, скоординировать, активизировать и проконтролировать. На этом примере можно видеть различие понятий «планирование» как функции управления и «планирование» как ее составляющей, одного из пяти управленческих действий этой функции. Точно так же, если группа сотрудников разрабатывает систему поощрения работников фирмы, то их работу нужно планировать, организовывать, координировать, активизировать (поощрять) и контролировать. То есть при выполнении функции управления «активизация» работников нужно активизировать.
Рассмотрим теперь виды управленческих действий.
1. Первый вид — планирование,
т.е. определение  оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам. В любом управленческом решении, распоряжении всегда есть ответы на вопросы: кто должен сделать, что, сколько  и когда.
2. На вопрос, как  сделать, позволяет дать ответ второй вид управленческой деятельности — организация,т.е. определение путей, методов и средств достижения поставленной цели. При анализе реализации функций необходимо самым серьезным образом проверять, на каком иерархическом уровне руководства реализуется стратегия организации, а на каком — тактика.
3. Третий вид — координация, или гармонизация, т.е. установление гармонии в совместном труде участников планируемого процесса. Анализируя функции по этому виду деятельности, необходимо обратить внимание на время реализации. Как правило, на практике этот вид управленческой деятельности осуществляется в ходе производственного процесса, а не до его начала. Отсюда огромное количество так называемых пятиминуток, длящихся зачастую по несколько часов. Поэтому при анализе функций целесообразно обратить внимание на протоколы различных совещаний, на которых в основном в оперативном порядке решаются вопросы координации.
4. Четвертый вид — активизация, или стимулирование, т.е. создание таких условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наивысшей отдачей.
5. Пятый вид управленческой  деятельности —  контроль — должен быть особенно тщательно выполнен. На практике, к сожалению, происходит смешение контроля и учета. Часто вместо того, чтобы прогнозировать ход работ, значительную часть времени расходуют на выявление причин срыва заданий. Контроль — это прежде всего прогнозирование отклонений и своевременное их предупреждение. Не допустить отклонений — вот главная задача совершенной системы менеджмента.
Менеджмент предполагает комплексность в реализации функций  управления. Для эффективности менеджмента  необходимо рассмотреть:  

·  всю сумму функций, составляющих содержание управления, и установить степень соответствия этой суммы целям и задачам, стоящим перед данной конкретной системой управления;
·  комплексность реализации каждой функции по видам деятельности, скоординированность долей функции при их реализации разными исполнителями и трудоемкость выполнения функции с учетом равной напряженности труда;
·  процедуры реализации каждой функции в целях упрощения и совершенствования технологии их выполнения.
 
Анализ эффективности  реализации функции позволит также  более четко определить обязанности  и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента.
Функции являются основой менеджмента. Состав и численность  аппарата управления в целом, равно  как состав и численность работников входящих в него подразделений, определяются функциями управления и составляющими их операциями. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.  

Деятельность  аппарата управления направлена на то, чтобы объединить в общем потоке управленческого труда все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные управленческие функции. Поэтому важное значение имеет анализ функционального аппарата менеджмента.  

5.Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Анализ функций управления — составляющая менеджмента, а результаты анализа — основа для совершенствования существующей системы управления.
Выбор объекта  анализа зависит от задач его проведения. Можно выявить виды работ, тесно взаимосвязанные и в то же время представляющие единую функцию управления, обосновать общесистемную информацию, распределение прав и обязанностей в системе управления. В качестве объекта анализа принимаются функции всей системы, затем проводится общий системный анализ. А при необходимости обоснования специфической информации за объект анализа берут подфункцию (функциональную подсистему), в состав которой входит этот круг работ.  

Анализ отдельных  операций на рабочем месте проводится в тех случаях, когда нужно выделить работы, требующие равной квалификации управленческого персонала.  

Содержание анализа  функций управления состоит: в контроле за ходом их выполнения; оценке соответствия подразделения функциям управления; выявлении резервов распределения функций и их частей между подразделениями, а также прав и обязанностей между работниками управления; разработке мероприятий по использованию резервов.
Многогранность  анализа, необходимость поисков  резервов на всех уровнях управления при выполнении каждой функции требуют строгого распределения ответственности между всеми звеньями в проведении этой аналитической работы. Все подразделения и службы должны вести текущий, оперативный анализ и участвовать в изучении работы по функциям или подфункциям, операциям. Выполнение комплексного анализа закрепляется за определенными службами (подразделениями по организации управления), которые должны координировать работу управленческого аппарата в соответствии с функциями, отвечающими стоящим перед ним целям и задачам.
Исходными данными  для анализа могут быть: результаты анкетного опроса или интервью; наблюдение за ходом управления (фотографии рабочего дня, длительное наблюдение за работой  функционального отдела и т.д.); анализ документооборота; изучение нормативно-инструктивныхматериалов, отчетов о выполнении работ, заключений комиссий, протоколов совещаний, собраний и др.
В процессе анализа  функций управления изучаются:
·  соответствие целей управляемого объекта содержанию работ по функциям управления;
·  содержание работ каждой функции по уровням управления;
·  распределение функций управления по подразделениям;
·  распределение прав и обязанностей между работниками аппарата управления;
·  связи функций управления.
Все это основные направления анализа функций управления. Независимо от объекта, методов и направлений проведения он должен осуществляться в строгой последовательности: составляется программа анализа, проводятся отбор исходных данных и их изучение, обобщаются результаты анализа и даются соответствующие рекомендации.  

Результаты  анализа функций  управления могут быть выражены в виде:
·  функциональной (экономико-организационной) модели управления, которая отражает взаимосвязь функций управления и конкретных исполнителей;
·  функциограммы (функциональной диаграммы), которая показывает, как связаны между собой подразделения в статике;
·  графика выполнения работ (сетевого или календарного), отражающего динамику выполнения работ и их взаимосвязь.
Результатом анализа  могут быть мероприятия, направленные на:
·  отделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ;
·  рационализацию связи между работниками и исполнителями;
·  выделение общих работ для системы управления в целом, результаты которых используются всеми подразделениями;
·  выделение координирующих межфункциональных работ.  

Таким образом, основными направлениями анализа  функций управления являются исследование всей их суммы, которая составляет содержание управления, установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящим перед объектом управления, а также совершенствование его организации.
Заключение.
Основными чертами первого этапа становления рыночной экономики в России являются: ваучерная приватизация; формирование предпринимательских структур малого бизнеса; формирование многоукладной экономики; отказ от одномерного мышления и переход к многомерному системному мышлению; создание цивилизованной системы менеджмента.
На этом этапе ощущается большой дефицит  знаний и опыта для внедрения  базирующихся научных методов активизации деятельности рыночных субъектов. Эти методы базируются на принципах экономической свободы и жестокой ответственности, самоорганизации и самоуправления, инновационного динамизма.
Из-за отсутствия необходимых знаний и опыта не всегда удавалось формировать личность культурного собственника, умеющего эффективно хозяйствовать, особенно в промышленности, грамотно реструктурировать т проектировать гибкие и рентабельные структуры системного и функционального менеджмента, тем более что поспешно разрушились старые системы управления, а принципы построения новых еще не были выработаны.
Важнейшими  задачами второго этапа перехода к цивилизованной рыночной экономике  должны стать воспитание корпоративного собственника и совершенствование  систем менеджмента.
Рынок не в состоянии обеспечить уст
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.