На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка бизнеса в системе управления предприятием

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..3
1 ГЛАВА. ОЦЕНКА  БИЗНЕСА………………………………………………………………………………..5
      Сущность оценки бизнеса……………………………………………………………………5
      Виды стоимости и условия их применения………………………………………..
      Подходы к оценке бизнеса и их сравнительная характеристика………
2 ГЛАВА. МЕТОДОЛОГИЯ  ОЦЕНКИ БИЗНЕСА……………………………………………………
     2.1. Доходный  подход к оценке стоимости  бизнеса…………………………………..
     2.2.  Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса……………………
     2.3. Затратный подход к оценке стоимости бизнеса………………………….
3 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОЦЕНКИ БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………………………………………………………..
     3.1. Виды  систем управления на основе  применения различных критериев.
     3.2. Характеристика  системы управления на основе результатов оценки бизнеса……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Сегодня для принятия эффективных управленческих решений собственникам и руководству предприятия часто требуется информация о стоимости бизнеса. В проведении оценочных работ заинтересованы и другие стороны: государственные структуры (контрольно-ревизионные и другие органы), кредитные организации, страховые компании, поставщики, инвесторы и акционеры.
     Повышение стоимости предприятия — один из показателей роста доходов его собственников. Поэтому периодическое проведение оценки стоимости бизнеса можно использовать для анализа эффективности управления предприятием.
     Знание основ оценки стоимости предприятия (бизнеса) и управления ею, умение применять на практике результаты такой оценки — залог принятия эффективных управленческих решений, достижения требуемой доходности предприятия, что, безусловно, в наше время актуально.
     Целью моей курсовой работы является рассмотреть различные подходы к оценке бизнеса с точки зрения эффективного управления предприятием и охарактеризовать систему управления на основе результатов оценки.
            Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
      Изучить понятие, сущность оценки бизнеса;
      Рассмотреть виды стоимости и условия их применения;
      Проанализировать и сравнить три подхода к оценке стоимости бизнеса;
      Рассмотреть виды систем управления на основе различных критериев;
      Охарактеризовать систему управления предприятием на основе результатов оценки бизнеса.
       Для написания курсовой работы  я использовала различные статьи из экономических журналов, интернет-статьи, учебные пособия. По данной теме проводится много исследований докторов экономических наук (А.Г.Грязнова, С.В.Валдайцев, В.А.Щербаков, Н.Ф.Чеботарев). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОЦЕНКА БИЗНЕСА
    1.1. Сущность оценки бизнеса
     Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько громоздкое, на первый взгляд, определение сущности оценки стоимости раскрывает тем не менее основные (сущностные) черты данного процесса. Давайте разберем каждую из них.
     Итак, во-первых, оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это процесс, то есть для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов. Вместе с тем можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например, определение цели оценки, выбор вида стоимости, подлежащего расчету, сбор и обработка необходимой информации, обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта, внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласование полученных результатов. Ни один из этапов нельзя пропустить или «переставить» на другое место. Такие «вольности» приведут к искажению конечного результата. Отсюда вытекает вторая сущностная характеристика оценки, а именно то, что этот процесс — упорядоченный, то есть все действия совершаются в определенной последовательности.
     В-третьих, оценка стоимости — процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта. Но вот какую стоимость определить, зависит как раз от цели оценки, а также от характеристик оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночная стоимость, если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то рассчитывается ликвидационная стоимость.
     Четвертая черта процесса оценки стоимости заключается в том, что оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные характеристики должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.
    Пятая сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее рыночном характере. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технических характеристик, местоположения, генерируемого им дохода, состава и структуры активов и обязательств и т. п. оцениваемого объекта. Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, его макро- и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущую ситуацию в отрасли и в экономике в целом.
   Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом, отсюда время — важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, включая оценку стоимости предприятия (бизнеса). Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами, периодами. Интервал, или период, может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году.[6]
     Объектом оценки является любая собственность, т.е. любое имущество в совокупности с пакетом связанных с ним прав. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» объектом оценки могут быть:
— отдельные  материальные объекты (вещи);
— совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том
числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
— право  собственности и иные вещные права  на имущество
или отдельные  вещи из состава имущества;
— права  требования, обязательства (долги);
— работы, услуги, информация;
— иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.[1]
     Субъектами оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями, и потребители их услуг (заказчики).
     Основные цели оценки бизнеса:
— решение  вопроса о частичной или полной купле-продаже бизнеса, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
— выход  на фондовые рынки;
— определение  стоимости ценных бумаг предприятия  в случае их купли-продажи на фондовом рынке и проведения различного рода операций с ними;
— определение  максимально приемлемых цен приобретения акций поглощаемых компаний;
— реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
— оценка качества управления предприятием;
— повышение  эффективности управления предприятием;
— внесение имущества в уставный капитал  предприятия;
— решение  имущественных споров;
— обоснование  инвестиционных проектов развития предприятия;
— управление финансами предприятия: оценка кредитоспособности, определение стоимости доли предприятия как залога при кредитовании;
— страхование  активов и деловых рисков;
— антикризисное  управление, осуществление процедуры банкротства;
— оценка стоимости  части имущества предприятия (в целях решения вопроса о купле-продаже части имущества для высвобождения неиспользуемых активов или расчетов с кредиторами в случае некредитоспособности, для получения кредита под залог части имущества, для страхования, передачи недвижимости в аренду, определения базы налога на имущество, оформления части недвижимости в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия);
— оценка стоимости  фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции или услуг (при их перекупке, приобретении другой фирмой, при установлении нанесенного деловой репутации предприятия ущерба, при использовании в качестве вклада в уставный капитал и др.);
— выкуп  акций у акционеров;
— обжалование  судебного решения об изъятии  собственности, когда возмещение от изъятия бизнеса необоснованно занижено;
— определение  величины арендной платы при сдаче  бизнеса в аренду;
— эмиссия  акций обществом.
    1.2. Виды стоимости и условия их применения
     Стоимость не является характеристикой, которая сама по себе присуща объектам: наличие стоимости зависит от желания людей и покупательной способности; имущество имеет стоимость только при наличии полезности; для того чтобы иметь стоимость, имущество должно быть относительно дефицитным. Четыре компонента стоимости представлены в таблице 2.1.
Таблица 1.1. Компоненты стоимости
Компоненты  стоимости
Спрос Полезность Дефицитность Возможность отчуждаемости  объектов
 
     Рассмотрим эти компоненты.
     Спрос — количество данного товара или услуг, находящее на рынке платежеспособных покупателей.
     Полезность определяется способностью имущества удовлетворять некоторые потребности человека. Полезность побуждает желание приобрести определенную вещь. Для инвестора, действующего на рынке недвижимости, наибольшей полезностью будет обладать земельный участок без ограничений на использование и застройку.
     Дефицитность — ограниченность предложения. Как правило, при увеличении предложения определенного товара цены на данный товар начинают падать, при уменьшении предложения — расти.
     Возможность отчуждаемости объектов — это возможность передачи имущественных прав, что позволяет ей переходить из рук в руки (от продавца к покупателю), т.е. быть товаром. В оценке имущества различают несколько видов стоимости, которые зависят от целей оценки. Если требуется принять решение относительно цены продажи предприятия (его части), определяется рыночная стоимость.
     Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. [2]
     Рассмотрим другие виды стоимости, отличные от рыночной (табл.1.2.)
Таблица 1.2. Виды стоимости, отличные от рыночной
Вид стоимости Характеристика
Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком Стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке  невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров
Стоимость воспроизводства Сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, аналогичного оцениваемому, с применением идентичных материалов и технологий
Стоимость замещения Сумма затрат в существующих на дату проведения оценки рыночных ценах  на создание объекта, аналогичного оцениваемому  с учетом существующих на дату оценки цен и требований к аналогичным объектам (дизайн, материалы и т.п.)
Стоимость при существующем использовании Стоимость объекта  оценки, которая определяется исходя из существующих условий и цели его использования. Расчет основан на предположении продолжения формы функционирования объекта и возможности  его продажи на рынке
Утилизационная  стоимость Стоимость объекта  оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки
Инвестиционная  стоимость Стоимость объекта  оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях
Ликвидационная  стоимость Стоимость объекта  оценки, если он должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов
Стоимость для целей налогообложения Стоимость объекта  оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов, в том числе инвентаризационная стоимость
Специальная стоимость Стоимость, для определения  которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности
 
    1.3. Подходы к оценке бизнеса и их сравнительная характеристика
       Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.
     «Оцениваемая стоимость» — понятие многократное, ее величина зависит от множества различных факторов. Все факторы невозможно одновременно учесть в рамках одного расчетного алгоритма. Поэтому при построении той или иной модели определения стоимости бизнеса ряд факторов принимается за постоянную величину, в то время как другие — за переменную.
  В зависимости  от факторов стоимости, являющихся основными  переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.
  Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.
  Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается в случае, если сделок было мало, если момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; если рынок находится в неустойчивом состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.
  Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов.
  Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения.
  В целом, все три подхода связаны между  собой. Каждый из них предлагает использование  различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.[4]
  Каждый  из трех подходов открывает перед  оценщиком различную перспективу. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.
  Каждый  из трех рассмотренных подходов предопределяет использование при оценке внутренне присущих ему методов.
  ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
  2.1. Доходный подход  к оценке стоимости  бизнеса

Рис. 2.1. Методы доходного подхода
  Согласно  методу капитализации дохода рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле:
V = D/R, где:
D — чистый доход бизнеса за год;
R — коэффициент капитализации.
  Метод дисконтирования денежных потоков  основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.
  Основными этапами оценки компании методом  дисконтированных денежных потоков являются:
     1. Сбор требуемой информации.
     2. Выбор модели (типа) денежного потока.
  3. Определение длительности прогнозного периода и его единицы измерения.
   4. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от реализации и ее прогноз.
  5. Проведение ретроспективного анализа и подготовка прогноза расходов.
     6. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций.
     7. Расчет величины денежного потока для каждого года.
     8. Определение ставки дисконтирования.
     9. Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный период;
  10. Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стоимости компании в постпрогнозный период, а также их суммарного значения;
     11. Внесение итоговых поправок.
     12. Согласование полученных результатов. Выбор модели (типа) денежного потока.
  Основным  показателем, используемым в рамках Метода дисконтирования денежного потока, является денежный поток, рассчитываемый как разница между притоком и оттоком денежных средств за определенный период.
     Различают  следующие основные виды денежного  потока:
       1. Номинальный или реальный.
     2. Приносимый собственным капиталом, приносимый всем инвестированным капиталом.
  В практике наиболее часто применяемым является использование модели денежного потока собственного капитала.
     Использование модели денежного потока для инвестированного капитала (бездолгового денежного потока) в российских условиях в текущей ситуации малоприменимо и может быть использовано для крупных холдинговых компаний, в связи с крайне ограниченным использованием основной массой российских компаний схем привлечения финансовых ресурсов, аналогичных западным.
  В общем  виде схема расчета денежного  потока для собственного капитала выглядит следующим образом:
  1.  Расчет показателя прибыли используемого в модели денежного потока.
     Выручка от реализации минус
      •   себестоимость продукции;
      •   амортизационные отчисления;
      •   налог на прибыль.
     Итого: Чистая прибыль, налоги, относимые на финансовый результат;
      •   отвлеченные средства (затраты на социальную сферу и т.п.)
     2. Расчет денежного потока.
      Скорректированная чистая прибыль Плюс амортизационные отчисления
      плюс (минус)
      – увеличение собственного оборотного капитала;
      + уменьшение собственного оборотного капитала;
     капитальные вложения;
      + увеличение долгосрочной задолженности;
     уменьшение долгосрочной задолженности.
     Итого: Денежный поток
  В практических расчетах используется расчет денежного  потока компании по трем возможным  сценариям развития: пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому. Основными показателями прогнозируемых сценариев могут являться:
  Таблица 2.1. Основные показатели и прогнозируемые сценарии развития
Показатель Пессимистичный  прогноз Наиболее  вероятный прогноз Оптимистический прогноз
Объем производства Снижение объемов  производства Стабильные объемы производства Рост объемов  производства
Цены  на производимую продукцию Стабильные цены Ограниченный рост цен Рост цен до уровня к концу прогнозного периода
Соотношение цен* Рост соотношения  до уровня 25% к концу прогнозного  периода Стабильное соотношение на сложившемся уровне Снижение соотношения  до уровня к концу прогнозного  периода
*используется  в случае, если существует прямая  зависимость между ценой на  наибо-
лее значимый ресурс и выпускаемой продукцией компании (например, глинозем/ товарный алюминий, нефть/продукты перегонки и т.п.). 

Расчет  величины денежного  потока
  Расчет  денежного потока для каждого  прогнозного года производится в два этапа:
        1. Расчет величины скорректированной чистой прибыли.
       2.  Расчет величины чистого денежного потока.
  При расчете величины скорректированной  чистой прибыли анализируются и  прогнозируются следующие данные:
      •   прочие операционные расходы;
      •   отвлеченные средства.
  В прочих операционных расходах учитываются налоги, относимые на финансовые результаты, а также прочие налоги в соответствии с действующим законодательством. Необходимо отметить, что налоговое законодательство динамично, следовательно, требуется постоянное отслеживание изменений.
     Планируемые Отвлеченные средства включают в себя заработную плату работников социально-жилищной сферы с отчислениями на социальные нужды, а также расходы, связанные с содержанием объектов социально-жилищной сферы. Необходимо учитывать, что данные суммы частично льготируются при уплате налога на прибыль (нормы утверждаются местными органами власти, сверх норм расходы осуществляются за счет чистой прибыли). [4]
    Расчет величины чистого денежного потока осуществляется по формуле денежного потока для собственного капитала:
     Скорректированная чистая прибыль
      плюс
      • амортизационные отчисления.
     плюс (минус)
      увеличение собственного оборотного капитала + уменьшение   собственного оборотного капитала;
      – капитальные вложения;
      + увеличение долгосрочной задолженности;
      – уменьшение долгосрочной задолженности.
     Итого:
      Денежный поток.
Метод капитализации дохода
  Капитализация — это превращение денежного  потока в стоимость путем деления или умножения (чаще деления) рассчитанной величины потока дохода на коэффициент капитализации или мультипликатор.
Базовые формулы:
где:
Vmоцениваемая стоимость.
Д — доход.
К — коэффициент капитализации.
М — мультипликатор.
  Суть  метода капитализации заключается  в определении величины ежегодных  доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость компании.      Использование данного метода заставляет оценщика решать следующие задачи:
      1. Определить продолжительность анализируемого периода.
     2. Определить капитализируемую базу.
     3. Определить коэффициент капитализации.
     4. Рассчитать рыночную стоимость.
  Существует  множество методов капитализации  дохода предприятия, различающиеся в зависимости от принятых для базы (видов) дохода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы. Так, например, можно выделить:
        • капитализацию чистого дохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат);
        •  капитализацию чистого дохода (после налогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат);
    •   капитализацию фактических дивидендов;
    •   капитализацию потенциальных дивидендов;
       •   использование мультипликаторов: цена/прибыль, цена/выручка и др.
     При расчете чистого дохода важно правильно выбрать период времени, за который производятся расчеты. Это может быть несколько периодов в прошлом, обычно пять, а могут использоваться данные о доходах за несколько периодов в прошлом и прогнозы на ближайшее будущее. Например, могут быть использованы данные о доходах за 2 ближайших периода в прошлом, за текущий период и за 2 года в будущем.
  В качестве анализируемого периода можно выбрать  три периода в прошлом, либо два  периода в прошлом, один в настоящем  и два прогнозных периода. Особое внимание следует обращать на сопоставимость используемых показателей.
  Капитализируемой  базой, как правило, является скорректированная прибыль компании, тем не менее, в практике иногда не используется выручка, либо финансовый результат до налогообложения.
  Показатель чистой прибыли обычно используется для оценки компаний, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся оборудование. Для компаний, обладающих значительной недвижимостью, балансовая стоимость которых уменьшается, а фактическая остается почти неизменной, предпочитают использовать денежный поток.
  Следующий важный вопрос, который возникает  при расчете чистого дохода — выбор способа его расчета. Простейшим способом является расчет по формуле средней арифметической чистого дохода. Более точно рыночную стоимость обычно удается рассчитать в случае определения чистого дохода по формуле средневзвешивания или тренду.
  Если  в динамике показателя чистого дохода за выбранный ретроспективный период не прослеживается какой-либо четкой тенденции, то базовый показатель чистого дохода компании может быть получен как среднеарифметическая за этот период.
  Если  предполагается, что тенденция динамики чистого дохода сохранится и на перспективу, то его величина определяется на основе тренда. Для этого используется уравнение трендовой прямой
                     у = а + b ? х, где:
у — чистый доход в i-ом году;
х — вес i-го года;
а и b — к/ф, который рассчитывается:
n — число периодов наблюдения.
  В некоторых  случаях для оценки компаний используется объем валовой выручки. Он чаще всего  применяется для определения рыночной стоимости бизнеса в сфере услуг.[4]
  Иногда  для оценки АО используется капитализация  дивидендов. Этот метод предпочтителен для акционеров, не обладающих контрольным пакетом акций, а влиять на политику общества по вопросу выплаты дивидендов они не могут. Для акционеров, обладающих контрольным пакетом, предпочтительнее использование для определения рыночной стоимости п/п капитализации чистого дохода. В качестве коэффициента капитализации может быть использована:
     1. Норма прибыли, скорректированная на уровень риска.
     2. Ставка капитализации по сопоставимым компаниям.
Достоинства и недостатки метода капитализации
  Основное  преимущество — простота расчетов. Другое преимущество состоит в том, что метод прямой капитализации так или иначе непосредственно отражает рыночную конъюнктуру. Однако метод не следует применять, когда:
      •   Отсутствует информация о рыночных сделках или не проведен их экономический анализ.
     •   Если бизнес находится в стадии становления (еще не построен): не вышел на режим стабильных доходов или отсутствует информация о них.
  •   Когда объект требует серьезной реструктуризации. 

  2.2. Сравнительный подход  к оценке стоимости  бизнеса
  Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.
  Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а  также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения.
     Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.
  Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.
  В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.
  Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки:

Рис. 2.2. Методы сравнительного подхода
  Метод рынка капитала (или метод компании-аналога) основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании.
  Метод сделок основан на анализе цен  приобретения контрольных пакетов  акций сходных компаний.
  Метод отраслевых коэффициентов позволяет  рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.
  В своей  курсовой работе я подробно рассмотрю  метод компании-аналога. Это связано с тем, что технология применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадает, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена 1 акции, не дающей никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.
  Определенную  сложность представляет ситуация, в  которой объект оценки и имеющаяся у оценщика достоверная исходная информация не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет предприятия в условиях, когда ценовая информация по аналогам представлена только фактически проданными миноритарными пакетами. Следовательно, в данном случае оценщик должен провести необходимую корректировку и увеличить предварительно рассчитанную стоимость на величину премии за контроль.
     Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике, поскольку отсутствует необходимая информация, накопленная за период достаточно длительного наблюдения в условиях относительно стабильного рынка.
  Суть  сравнительного подхода к определению стоимости компании заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемой фирме, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между рыночной ценой продажи предприятия-аналога и каким-либо его финансовым показателем. Данное соотношение называется ценовым мультипликатором. Для получения рыночной стоимости собственного капитала необходимо умножить аналогичный финансовый показатель оцениваемой компании на расчетную величину ценового мультипликатора.[4]
  Например, необходимо оценить предприятие, получившее в последнем финансовом году чистую прибыль в размере 100 млн. руб. Аналитик располагает достоверной информацией о том, что недавно была продана сходная компания за 3000 млн. руб., ее чистая прибыль за аналогичный период составила 300 млн. руб.
  1. Рассчитаем по компании-аналогу соотношение рыночной цены и чистой прибыли:
3 000 : 300 = 10.
     2. Определим стоимость оцениваемой компании:
100 х 10 = 1 000 млн  руб.
  Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, т.к. предполагает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости, исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.
  Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом схож с методом капитализации доходов. В обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода кампании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает конвертацию годового дохода в стоимость при помощи коэффициента капитализации. Коэффициент капитализации, построенный на основе рыночных данных, используется как делитель. Сравнительный подход также оперирует рыночной ценовой информацией и величиной дохода, достигнутого сходной фирмой. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения между ценой и доходом.
     Основные этапы оценки предприятия методом компании-аналога:
I этап. Сбор необходимой информации.
II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
III этап. Финансовый анализ.
IV этап. Расчет ценовых мультипликаторов.
V этап. Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании.
VI  этап. Определение итоговой величины стоимости методом взвешивания промежуточных результатов.
VII этап. Внесение итоговых корректировок.
  Оценка  бизнеса методом компании-аналога  основана на использовании двух типов информации.
1. Рыночная (ценовая) информация.
2. Финансовая информация.
  Рыночная информация включает данные о фактических ценах купли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой фирмой, а также информацию о количестве акций в обращении. Число акций, на которое поделен собственный капитал компании, оказывает прямое влияние на стоимость одной акции. Две компании, имеющие одинаковую ценность собственного капитала, могут иметь различную стоимость одной акции, если их число в сравниваемых компаниях различно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.