На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительный анализ процессов интеграции в Евросоюзе и СНГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Российский  Государственный  Торгово-Экономический  Университет
факультет мировой экономики  и торговли
кафедра Мировой экономики  
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

курсовая  работа

   по  теме

«сравнительный  анализ
процессов интеграции
в Евросоюзе и Снг» 
 
 
 

Выполнила: студентка 1-го курса
14-ой группы 
Шамурина  Яна Игоревна
 
Приняла: Доцент каф.
Захарова  Наталья Васильевна  
 
 
 
 
 

Москва - 2009

 
 


План
    Введение……………………………………………………….…3-4
    Исходные условия возникновения…………………………..….5-6
    Этапы формирования………………………………………….…7
          3.1.ЕС……………………………………………………….……..7-11
                Зона свободной торговли
                Таможенный союз
                Общий рынок
                Экономический и валютный союз
                Политическое слияние
       3.2. СНГ…………………………………………………………...12-15
    Современное состояние и перспективы развития……………...16
      4.1. ЕС……………………………………………………………...16-18
      4.2. СНГ……………………………………………………………19-21
    Заключение………………………………………………………..22-24
    Приложение 1 (Основные макроэкономические показатели)…25
    Приложение 2 (Темпы роста ВВП стран СНГ)…………………26
   Список  литературы………………………………………………….27 
 
 

 

1. Введение
   Развитие  интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной  экономической интеграции заметно  активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара.
   Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно  определить как процесс хозяйственно-политического  объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и  разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
   Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.
         Но  далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
         Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований - Европейского Союза (далее ЕС) и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том (и для ЕС, и для СНГ она схожа), чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик - валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.

   Однако  сегодня все больше говорят о  том, что ЕС является единственным успешным интеграционным объединением. Несмотря на ряд сложностей, и противоречий организационно-экономического и финансового характера, различия в уровнях развития стран, руководству ЕС, его наднациональным органам в целом удалось посредством координации экономической политики, перераспределения средств в поддержку более слабых государств, не только стабилизировать средние экономические показатели стран - членов ЕС, но и обеспечить устойчивое развитие Сообщества.

   СНГ объединяет практически все государства  постсоветского пространства (за исключением  стран Балтии) и, следовательно, представляет собой обширный регион со значительным потенциалом. Однако достижения и перспективы данной интеграционной группировки эксперты оценивают весьма критически. И действительно, за весь период ее существования не было достигнуто крупных достижений на пути интеграции. Государства-члены СНГ продемонстрировали неспособность решать конкретные задачи на многосторонней основе, отсутствие воли к выполнению заявленных целей. Однако специфика данной региональной организации заставляет воздерживаться от поспешных выводов.  

 

2. Исходные условия  возникновения
   В начале 1990-х гг. было немало разговоров о  том, что только что созданное  Содружество Независимых Государств может и должно развиваться по тому же пути, что и Европейский  Союз, и что оно находится в одном типологическом ряду с этим объединением. Несмотря на изменения в динамике и характере интеграционных и дезинтеграционных процессов, которые произошли с той поры, как в Европе, так и в постсоветском пространстве, а также общее изменение геополитической ситуации и конфигурации сфер притяжения центров силы в мире, некоторые авторы, среди которых есть и серьезные исследователи, продолжают ставить ЕС в пример СНГ. Между тем, в каждом таком случае, на мой взгляд, игнорируются два принципиальных различия между данными объединениями.
   1. Все,  что в первую очередь и более  всего связывает страны СНГ  - сохранившиеся экономические связи,  советское культурное наследие, зависимость друг от друга  в области вооружений и военной  техники и т.д. - происходит от прошлого. При этом после распада СССР налицо несовпадение по историческому признаку (например, Россия и Таджикистан). Все, что более всего и в первую очередь связывает страны ЕС - общность экономических интересов, однородность существующих политических режимов, сочетающееся с геополитическими амбициями стремление отстоять и укрепить позиции европейской культуры в мире и т.д. - связано с будущим. СНГ возникло в результате и в условиях распада советской империи и представляет, таким образом, постсистемное образование. Его основной функцией неизбежно становится сохранение памяти о старом, облегчающее адаптацию к новым условиям. Как и Британское Содружество в свое время, оно превращается в "клуб бывших однокашников". Создание ЕС не имело прецедента в прошлом. Это принципиально новое объединение в истории Европы, оно создавалось на новой основе и в новой конфигурации. Его развитие целиком зависит от осознания странами-участницами тех или иных новых потребностей и интересов.
   2. В  создании ЕС изначально принимало участие несколько сопоставимых по экономическому и политическому весу государств - первоначально Франция и ФРГ, затем к ним присоединилась Великобритания и догнала их по многим показателям Италия. Таким образом, в ЕС отсутствовали возможности для установления гегемонии одного из участников объединения. В этих условиях даже малые страны-участницы - Бельгия, Нидерланды, Люксембург, затем Дания, Португалия и т.д. имели определенную уверенность в том, что их голос будет услышан и учтен. С расширением ЕС и вступлением в его состав все новых государств гарантии для этого еще более возрастают. Напротив, в рамках СНГ Россия не имеет сопоставимого противовеса. В условиях развития и углубления интеграции с ней даже Украина и Казахстан пока могут претендовать лишь на роль младших партнеров. Малые страны СНГ либо испытывают недоверие к России как великой державе, либо, как у великой державы, ищут у нее покровительства.
   Какого-то принципиального выравнивания соотношения  сил между государствами постсоветского пространства в ближайшее время вряд ли следует ожидать. Более того, курс на централизацию власти в РФ еще более подрывает надежды на равноправное партнерство со стороны стран СНГ. С другой стороны, расширение военно-политического покровительства России, востребованного в настоящее время рядом бывших советских республик, едва ли можно считать серьезным успехом интеграции, поскольку при существующих тенденциях развития представляется сомнительным, что Россия сможет его эффективно осуществлять в долговременной перспективе, а пророссийские настроения в странах-сателлитах не столь уж сильны.
 

3. Этапы развития
   3.1. Евросоюз
Источник: официальный  сайт Евросоюза (см. список литературы)
   Международные экономические связи стран Западной Европы всегда отличались высокой интенсивностью. В послевоенные годы развития здесь кооперации помогли транснациональные корпорации (ТНК). В Западной Европе возникла необходимость консолидации западноевропейской элиты на собственной основе. С этой целью в рамках созданного в 1949 году Совета Европы было сделано ряд проектов региональной интеграции - от объединений в пределах отдельных видов промышленности до огромных проектов западноевропейской федерации. По такому из одних проектов ("план Шумана") в 1951 году был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга с организацией не только общего рынка четырех продуктов промышленности (угля, железа, стали и металла), а и общего регулирования объемов выпуска продукции и уровня цен, инвестиционных программ и рационального использования рабочей силы. Этот договор вступил в силу в 1953 году. ЕОУС контролировало 60% выплавки стали и 50% добычи угля в Западной Европе.
         В 1956 году в ЕОУС возник план переделать эту организацию в зону свободной торговли, но разногласия между странами, особенно между Англией и Францией, привели лишь к созданию в марте 1957 года в Риме шестью странами-членами ЕОУС Римской сепаратной договоренности о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) - "Общего рынка, с перспективной программой экономической и политической интеграции. Конечной целью ЕЭС было провозглашено создание Соединенных Штатов Западной Европы. Одновременно в Риме было  основано Европейское Сообщество атомной энергии (Евроатом), целью которого было создание еще одного отраслевого рынка, объединение ресурсов атомной энергии и атомной промышленности. В 1960 году Великобритания, которая еще не присоединилась к ЕЭС, организовала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в количестве 7 государств.
         В 1967 году происходит объединение органов  управления ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, создается триединая организация  с официальным названием Европейские  Сообщества или Европейское Сообщество. В 1973 году Великобритания и Дания вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Португалия сделала то же самое в 1986 году. Но к ЕАСТ пришли три других государства и эта организация вновь стала семичленной - Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция и Швейцария. Идея создания ЕАСТ была в создании зоны свободной торговли между странами, но без объединения власти и создания официальных институтов, уполномоченных вести законодательную деятельность, как это сделано в ЕЭС. В 1984 году ЕАСТ и ЕЭС договорились создать единое экономическое пространство и расширить сотрудничество в отраслях, как экономика, валютная и промышленная, охрана окружающей среды, рыболовство, транспорт. При этом ЕАСТ взяла все льготы и торговые доходы от членства в Европейском Сообществе, но не брала участие в работе институтов ЕС. Эта договоренность вступила в силу с 1 декабря 1994 года. Швейцария была единой из государств-членов ЕАСТ, которая не присоединилась к этой договоренности, поскольку национальный референдум Швейцарии отклонил ее. Три бывших участника ЕАСТ - Австрия, Финляндия и Швеция - стали полноправными членами ЕС в декабре 1995 года. Европейское экономическое пространство, созданное этой договоренностью, - это больше, чем просто экономическая зона; оно распространяет на государства-члены ЕАСТ принцип четырех свобод ЕС - свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
         Кроме перечисленных стран, в 1975 году к  ЕС присоединились Великобритания и  Ирландия, в 1981 году - Греция, в 1986 году – Испания и Португалия, и в  составе ЕС стало 15 государств.
         В своем интеграционном развитии Европейское  Сообщество прошло ряд эволюционных этапов, основой которых была либерализация  экономики. Развитие сотрудничества в  ЕОУС и Евроатома подтолкнул государства  к снятию многих барьеров, которые  не давали расшириться торговли между ними, а также проведения политики регулирования внешнеторговой деятельности. Был создан Таможенный союз. В период 1958-1969 годов формировался общий рынок. Таможенная пошлина в совместной торговле государств-членов постепенно уменьшалась, и уже в 1962 году были в основном ликвидированы количественные ограничения товарообмена, одновременно национальные таможенные тарифы делались единым тарифом. Единый тариф государства-члены начали применять с 1968 года одновременно снятия пошлин внутри ЕС.
         В этот же период в рамках "Общего рынка" происходил процесс формирования общей  сельскохозяйственной политики, принятой по инициативе Франции, заинтересованной в расширении сбыта своей сельскохозяйственной продукции, а также сформирован  механизм торговли (протекционистский) с третьими странами.
         Общая таможенная политика сделала создание в 1970-х годах собственных фондов Сообщества, главным образом за счет прихода от таможенных выплат и компенсационных  сборов, которые взимались при  импорте товаров с третьих стран.
         Важным  элементом интеграции стало создание Европейской валютной системы (ЕВС), которая начала действовать с  марта 1979 года, и перед которой  были поставлены следующие задачи:
   1) достижение  валютной стабильности в рамках  ЕС;
   2) упрощение конвергенции процессов экономического развития;
   3) обеспечение  стратегии увеличения в условиях  стабильности;    
   4) стабилизация  международных валютных и экономических  взаимоотношений.
         Базовым элементом ЕВС было введение расчетной  валютной единицы ЭКЮ.
         Поэтому, странам ЕС удалось побороть кризис начала 80-х годов. После преодоления  инфляции в 80-е годы были сняты ограничения  в финансовых операциях, и в 1990 году был введен режим свободного движения капиталов.
         В 1985 году была подписана программа  дальнейшего развития Европейского Сообщества и изменено его наименование на Европейский Союз ("Европа без границ"). Эта программа вступила в силу с 1987 года как Единый Европейский акт, а в 1992 году был заключен Маастрихтский договор о создании экономического и валютного союза.
         С 1 ноября 1993 года Европейское Сообщество перешло на новую стадию экономической  интеграции решением государств-членов, и стало называться Европейским  Союзом. В рамках ЕС планируется  переход и к политической интеграции - создание нового надгосударства конфедеративного типа. Постепенно ЕС принимает черты единой государственности, контуры которой проступают в экономике, политике и в социальной сфере.
         Целью ЕС есть создание условий свободного перемещения в его границах товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В 1999 году был создан Европейский центральный банк, создана единая валюта - евро (которая с 1999 года ходила в чеках, банковских счетах, а наличным способом - с 1 января  2002 года), создается организационный и правовой механизмы совместной внешней политики угрозы государств-членов ЕС. А вообще введение евро означает, что впервые после полувека господства американского доллара появилась на международно-финансовых рынках единая европейская валюта, которая, будем надеяться, сможет противостоять ему, и США ожидает одно из наиболее серьезных в ее истории потрясений.
   Таким образом, базируясь на мировом опыте, отдельно, на опыте ЕС, можно выделить 5 уровней интеграционного процесса:
   1) зона  свободной торговли, в рамках  которой ликвидируются таможенные и количественные ограничения между государствами-членами интеграции;
   2) таможенный  союз, в рамках которого ликвидируются  различные дискриминации в сфере  перемещения товаров внутри союза  и формируется общая таможенная  политика в отношении государств-членов;
   3) общий  рынок, где наряду с товарными  ликвидируются еще ограничения  перемещения факторов изготовления;
   4) экономический  союз как форма общего рынка,  которая базируется на гармонизации  национальных экономических политик  для ликвидации дискриминации в сфере свободного передвижения товаров;
   5) валютный  союз и экономическую интеграцию, которая образована на унификации  монетарной, фискальной, социальной  и антицикличной политики и  создание наднациональных органов,  уполномоченных принимать за  государства-члены обязательные решения.
 

    3.2. СНГ 

   
Источник: официальный  сайт Исполнительного Комитета СНГ: (см. список литературы)
   8 декабря  1991 года в Вискулях - резиденции  Белорусского правительства в  Беловежской пуще - руководители  Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
   21 декабря  1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати  суверенных государств (кроме прибалтийских  государств и Грузии) подписали  Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызской Республика , Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.
   В сентябре 1993 года главы государств Содружества  Независимых Государств подписали  Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция  трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых  Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
   В 1994 году странами СНГ были предприняты меры для перехода к многостороннему режиму свободной торговли на основе соответствующего Соглашения о создании зоны свободной торговли. Но странам СНГ не удалось разработать и согласовать на многосторонней основе общий перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный Соглашением. Поэтому в подписанном странами СНГ в 1999 году Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли было установлено, что изъятия из режима свободной торговли, имея временный характер, могут применяться на основе двусторонних документов.
   Указанными  Соглашением и Протоколом взамен действовавшего в СНГ до настоящего времени двустороннего режима свободной  торговли вводится многосторонний. Теперь при осуществлении внешнеторговых операций на таможенных территориях стран, вошедших в зону свободной торговли, будут действовать унифицированные правила, что создает благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, роста взаимной торговли, развития взаимовыгодных кооперационных связей. Открывается перспектива формирования общего рынка СНГ.
   Зона  свободной торговли представляет собой  первый этап в построении Экономического союза стран СНГ. Но и при ее формировании предстоит пройти несколько  этапов, взаимодействуя по следующим  направлениям. Это:
    устранение препятствий для свободного движения товаров и услуг (отмена таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, количественных ограничений и других препятствий);
    создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
    сотрудничество в проведении торгово-экономической политики для достижения целей Соглашения о свободной торговле в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, а также в развитии добросовестной конкуренции и т.д.;
    содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;
    гармонизация и унификация законодательства участвующих в Соглашении стран в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.
   Конкретизация мероприятий по созданию зоны свободной  торговли содержится в Плане-графике  реализации Предложений по формированию и функционированию зоны свободной торговли, одобренных Советом глав государств СНГ 21 июня 2000 года, и в Плане мероприятий по реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года, утвержденной Советом глав правительств СНГ 20 июня 2000 г.
   В первом из этих документов определены первоочередные мероприятия по формированию зоны свободной  торговли, которые предусматривают  выполнение внутригосударственных  процедур по введению в действие подписанных  основополагающих документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли; подготовку конкретных предложений, включая разработку дополнительных межгосударственных нормативно-правовых актов функционирования зоны свободной торговли; информационное обеспечение формирования и функционирования зоны свободной торговли.
   Во  втором документе, имеющем среднесрочный  характер, предусматривается:
    подготовка и подписание ряда межправительственных соглашений и документов, способствующих созданию условий для свободного движения услуг, капиталов, рабочей силы, обеспечения свободного транзита, решения проблемы неплатежей, эффективного функционирования транспортных коридоров;
    формирование отдельных важнейших сегментов зоны свободной торговли - частного предпринимательства, многосторонней производственной кооперации, инвестиционного сотрудничества;
    развитие рынков отдельных видов продукции;
    совместное участие в реализации крупных экономических проектов;
    повышение конкурентоспособности продукции и др.
   Необходимо  учитывать, что для каждой страны СНГ, участвующей в создании зоны свободной торговли, в силу существующих различий в экономических потенциалах, степени реформирования экономик, складывающихся внутренних и внешних условий экономического развития движение к полномасштабной зоне свободной торговли не является равномерным. Следовательно, наряду с согласованными направлениями движения для каждой страны СНГ будет характерна только ей присущая этапность формирования зоны свободной торговли.
 

4.Современное состояние  и перспективы развития
   4.1. ЕС
   ЕС  является одним из трех основных и  наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами  Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).
   Но  самое главное то, что после  введения евро, ЕС стал основным и сильным  конкурентом США на мировой экономической  арене. И сейчас можно уже сказать, что настоящее и будущее Союза зависит от этой новой валюты. Вернемся к 18 декабря 2001, кануну введения наличного евро. В течение первого же месяца торговли новая валюта оттеснила доллар на второе место на международном рынке облигаций.
   В мае 2004 года в ЕС были приняты Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, Мальта и Кипр.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.