На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование организации учёта и отчётности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                      3                                                                                                   

1. Сущность и значение информационного обеспечения организации                                       
1.1 Учётно-аналитический  цикл и его информационное обеспечение 5
1.2 Характеристика  пользователей учётной информации 14 

2. Информационное обеспечение учётно-аналитического цикла
  БОУ ОАО «Белагропромбанк»   2.1. Виды и состав и содержание форм учёта и отчётности
       БОУ ОАО «Белагропромбанк»                                                                        19
2.2 Нормативно-правовая база и информационное обеспечение
        БОУ ОАО «Белагропромбанк»                                                                        24
 2.3. Порядок документооборота и представления
        отчётности в БОУ ОАО «Белагропромбанк»                                                27
3. Совершенствование организации учёта и отчётности БОУ ОАО
    «Белагропромбанк» на базе информационных технологий……………....37                                                                        

Заключение                                                                                                               44                                                                                          
Список использованных источников                                                                     46                                                                                                
Приложения                                                                                                             49
 

  Введение 

      Экономические преобразования в нашей стране, становление  и развитие социально ориентированной  рыночной экономики привели к  реформированию как информационной системы, в целом, так и функциональных информационных систем, включая и  систему банковского учета.  В настоящее время централизованно устанавливаются только общие правила бухгалтерского учета и отчетности согласно действующего в Республике Беларусь налогового, хозяйственного и финансового законодательства, а их конкретизация и механизм выполнения разрабатываются  каждым субъектом хозяйствования самостоятельно, исходя из специфики финансовой организации и других факторов. Поэтому автономно субъектами хозяйствования разрабатываются и локальные базы данных, а также корпоративные информационные системы. Поэтому тема курсовой работы так актуальна и значима.
      В качестве объекта исследования выбрано Брестское областное управление(БОУ) ОАО «Белагропромбанк» как финансовая организация, а предметом исследования выступает его информационно-аналитическая система.
      Цель  работы  - на базе проведённого анализа  выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию информационной системы учёта и отчётности на примере Брестского областного управления(БОУ) ОАО «Белагропромбанк». Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
      - рассматриваются основные теоретические положения и нормативно-правовая база организации информационной системы на примере субъекта хозяйствования;
      -  раскрывается сущность информации и специфика банковской информации;
      -  характеризуется система показателей банковской информационной системы и системы бухгалтерской отчётности;
      - исследуется методология и методика разработки бухгалтерской отчётности на примере финансовой организации БОУ ОАО «Белагропромбанк»;
      - анализируется организация составления и представления форм бухгалтерской отчётности на примере БОУ ОАО «Белагропромбанк»;
      - даются предложения и рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета и отчетности, в целом, и в банковской сфере, в частности, с учётом требований международных стандартов.
      Информационной  базой практического исследования бухгалтерской ротчётности и  её специфики в БОУ ОАО «Белагропромбанк»  являются:
      - экономическая и специальная отечественная и зарубежная литература;
      - банковское законодательство Республики Беларусь, включая Правила регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Утв. Постановлением Правления Национального банка РБ 28.06.2001г. № 173;
      - Концепция развития ОАО «Белагропромбанк» на 2001-2010гг. Утверждена Правлением ОАО «Белагропромбанк». Протокол № 35 от 11.07.2002г.(с изменениями от 23.09.2004г., протокол № 50).
 

1. Сущность и значение  информационного  обеспечения организации
1.1 Учётно-аналитический  цикл и его информационное обеспечение 

      Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о составляющих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму,  составляет основу управления. По существу, все управленческие процессы – это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение информации.
      Информационное  обеспечение представляет собой  совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и  технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации. Информация, из каких бы источников она ни шла, и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать определённым требованиям. Она должна быть актуальной, достоверной, достаточной, доступной, оперативной, адекватной для принятия соответствующих решений.
      Цель  информационного обеспечения организации и управления состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями организации и отдельными работниками, подготовить к переработке, переработать, предоставить в переработанном виде, провести анализ, обеспечить прямые и обратные связи ее циркуляции и т.д.
      Все это невозможно эффективно делать без  средств вычислительной техники  и новых информационных технологий. Эффективность принимаемых решений  зависит от качества информации, средств и методов ее обработки. Одной из важнейших проблем информационного обеспечения эффективного управления является определение достаточности информационного обеспечения.
      Современное развитие государства выдвигает  на первый план решение глобальной социально-управленческой задачи – формирование единого информационно-правового пространства, что позволит рационально и эффективно решать проблему информационного взаимодействия на всех иерархических уровнях, обеспечить оперативность, обоснованность, корректность принимаемых решений.
      Уровень информационного обеспечения, степень  оснащенности современными техническими, технологическими, телекоммуникационными  системами определяют эффективность  управления каждой организации. Применение микроэлектроники, информатики, микропроцессов, роботов и других современных обслуживающих средств открывает возможность перевода всей работы с информацией на новые научный и технический уровни.
      Важный  аспект информационного обеспечения  управления связан с развитием ее технической базы. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и интеллект.
      Можно выделить несколько направлений  в области информационного обеспечения управления:
      - Это чисто технико-технологическое направление, решаемое специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики.
      - Другое направление – непосредственно управленческое состоит в стандартизации и унификации управленческой информации.
      - Третье направление определяется развитием профессиональной и психологической подготовки персонала.
      - Четвертое направление связано с тем, что информация в управлении при обработке и хранении ее любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и служит юридическим основанием для принятия управленческих решений. Для этого необходимо юридически решать вопросы о непосредственном взаимодействии информационной системы и системы государственного управления, а также о полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.
       В конце 40-х и начале 50-х годов XX в. произошли значительные изменения в области бухгалтерского учета в странах с развитой рыночной экономикой. Прежде всего, бухгалтерский учет стал не только средством обработки и группировки экономической информации, содержащейся в первичных документах, но превратился в "участника" и "исполнителя" управленческой политики предприятия. Появились дополнительные функции по сбору и обобщению информации для группы лиц, принимающих хозяйственные решения, по формированию и сохранению справочной информации разного назначения — в целях планирования, прогноза, принятия решения, контроля.
       Бухгалтерский учет приобретает оперативность  и аналитичность в рамках учётно-аналитического цикла, который включает учётный и аналитический этапы.  Большое внимание бухгалтеры уделяют учету затрат на производство, учету фактического объема производства, оценке выполнения производственных программ не только всего предприятия, но и его подразделений.
       Бухгалтерская информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, которые выступают  как объект исследования и учёта.1
       Для принятия оперативных управленческих решений может применяться полная и неполная информация, неколичественная и количественная информация, которая, в свою очередь, подразделяется на учётную  и неучётную. В своей работе менеджеры  используют как детализированную, так и итоговую информацию.2 

       Учётно-аналитический  цикл в рамках информационной системы  бухгалтерского учета состоит из множества элементов. К тому же состав элементов может меняться в зависимости  от целей управления. Между тем, любая система учета, организованная на конкретном предприятии, отвечает общепринятым принципам. К принципам бухгалтерского учета относятся3:
       -непрерывность деятельности предприятия;
       -использование  единых для планирования и  учета (планово-учетных) единиц  измерения;
       -оценка  результатов деятельности подразделений  предприятия;
       -преемственность  и многократное использование  первичной и промежуточной информации в целях управления;
       -формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления;
       -применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью;
       -полнота  и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;
       -периодичность,  отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.
       Понимание сущности учёта позволяет выявить  зависимость функций управления(планирования, контроля, учёта, анализа, организации, стимулирования). Это позволяет сформулировать функции бухгалтерского учета:
       - обеспечение информацией руководителей  всех уровней управления, необходимой  для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;
       - формирование информации, которая  служит средством внутренней  коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;
       - оперативный контроль и оценка  результатов деятельности внутренних  подразделений и предприятия  в достижении цели;
       - перспективное планирование и  координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.
       Учётно-аналитический  цикл характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаимодействием. Специфика предприятия его производственные мощности и фактические объемы производства, объём хозяйственных связей предприятия определяют выбор и применение информационной системы бухгалтерского учета.
       Признаками  классификации учётно-аналитического цикла являются: широта охвата информации, степень взаимосвязи финансового и управленческого учета, оперативность затрат на производство, полнота включения затрат в себестоимость продукции4.
       По  широте охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные учётно-аналитические циклы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором их составных частей.
       Систематический учет затрат — есть финансовый учет затрат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификации и группировки, представления в отчетности. Элементами систематического учета являются5:
       1) измерение и оценка затрат по приобретению и использованию производственных ресурсов;
       2) контроль процессов снабжения, производства, реализации в натуральных измерителях;
       3) группировка затрат по статьям расхода и элементам, по местам возникновения, по видам продукции, работ и услуг, сюда же относится порядок включения затрат в себестоимость;
       4) внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.
       Проблемный  учет формирует информацию об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.
       Задачи  проблемного учета решаются с  помощью методов программирования, нормирования, планирования, прогноза, системного экономического анализа, контроля и регулирования на основе фактических данных производственного учета и статистики. Содержание понятия "проблемный учет" показывает, что данные этого учета используются для решения будущих экономических и производственных проблем предприятия. Данные проблемного учета используются для:
       • планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет (бюджетов);
       • анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;
       • оценки деятельности структурных подразделений и предприятия по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;
       • принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и дальнюю перспективу в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и др.;
       • разработки моделей управления запасами и затратами, которые бы обеспечивали оптимизацию затрат и доходов.
       По  степени взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом в практике зарубежных стран применяют две основных информационных системы учета: монистическую и автономную.
       Монистическая информационная система бухгалтерского учета это интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета. Систематический учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета производственных издержек, готовой продукции и ее реализации дает возможность оценить деятельность предприятия, его финансовое положение.
       Дополняя  финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может  оценить рациональность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосылки организации действующей системы контроля за издержками и доходами. Малые предприятия, выпускающие однородную по своему составу продукцию, могут применять интегрированную или монистическую информационную систему бухгалтерского учета.
       Автономная  информационная система бухгалтерского учета обособленное создание систематического и проблемного учета. Связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.
       По  оперативности затрат информационные системы бухучета подразделяют: на систему учета фактических (прошлых, исторических) затрат и систему учета стандартных (нормированных) затрат. Оперативность затрат — один из критериев действенности информационных систем бухучета, ориентированных на увеличение эффективности.
       Система учета фактических (прошлых) затрат состоит в формировании информации для расчета себестоимости реализованной продукции и прибыли, для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования.
       Система учета стандартных  затрат включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию материалов, основных фондов, на затраты труда, накладных расходов; составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет.
       В мировой практике такая система  называется "стандарт-кост". Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшей необходимости регулирование ее процесса6.
       Полнота включения затрат в себестоимость - один из признаков классификации систем учета, применяемый на  практике. Существует система учета полных затрат и система учета частичных затрат — две системы, отвечающие в бухгалтерском учете различным целям.
       Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулирование себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой-либо базе).
       Под системой частичных затрат понимается подход, когда производится подбор отдельных элементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуляция ограниченных затрат включает только производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта.
       Часть затрат, которые носят косвенный  характер, имеет отношение ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариант учета называется "директ-костинг".
       При разработке учётно-аналитического цикла  его основополагающим признаком  должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной связи  с определением эффективности каждой сферы. Такой подход допускает выделение:
       -    учёт снабженческо-заготовительной  деятельности;
       -   учёт производственной деятельности, учёт затрат на производство  и себестоимость продукции;
       - учёт финансово-сбытовой деятельности;
       - учёт инвестиционной деятельности;
       -  анализ;
       - контроллинг.
       Подводя итоги, можно констатировать, что  информационная система бухгалтерского учета может быть представлена как  интегрированная система учёта  затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая представляет информацию как для оперативных, так и перспективных финансовых и управленческих решений данного субъекта хозяйствования.
 

1.2 Характеристика пользователей  учётной информации 

       Как в отечественной, так и в зарубежной практике производственно-хозяйственной  деятельности используется разнообразная учётная и финансовая информация для функционирования системы управления субъекта хозяйствования. Формируемая на основе данных оперативного, статистического и бухгалтерского учета  информация  может быть классифицирована по данному признаку на: оперативную, статистическую и бухгалтерскую, что позволяет более полно охарактеризовать финансовые результаты деятельности предприятия.
       Однако, для удовлетворения информационных потребностей, она должна представлять собой не просто набор важных сведений из области хозяйственной жизни, а целостную систему экономических показателей, необходимых  для принятия эффективных управленческих решений.
       Основной  формой представления учётной информации на уровне субъекта хозяйствования (предприятия, банка, учреждения) в условиях рыночной экономики является отчетность. Термин “отчетность” имеет несколько значений. В узком смысле отчетность представляет собой оправдательные документы, содержащие отчет о работе, о произведенных расходах. Под отчетностью в широком смысле подразумевается вся совокупность учетных записей, по которым можно проследить хозяйственную деятельность предприятия. По-разному определяют бухгалтерскую и финансовую отчетность и специалисты.
       Так, например, И.Е. Тишков отмечает, что  “финансовая отчетность – это набор форм и показателей, а также пояснительных материалов  к ним,  отражающих результаты хозяйственной деятельности”.  В.Д. Новодворский  и Л.В. Пономарева  рассматривают бухгалтерскую отчетность, как “особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета и отражающих сводные данные, которые характеризуют состояние и результаты работы хозяйства, его подразделений или отдельного предпринимателя за определенный период”.
       Другие  ученые-экономисты считают, что “отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период ”.  Л.В. Донцова определяют финансовую отчетность как «совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений». Т.Б. Крылова приводит аналогичное определение отчетности в соответствии с Международными учетными стандартами.
       В соответствии со статьей 2."Основные понятия, применяемые в настоящем  Законе" Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и  отчетности" бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые показатели ее деятельности за отчетный период.
       Из  вышеприведенных определений следует, что финансовая отчетность представляет собой совокупность характеристик, отражающих разностороннюю хозяйственную деятельность предприятия и, прежде всего, – имущественное состояние предприятия и финансовые результаты его работы, а ее основой  является система бухгалтерской отчетности предприятия. Финансовая отчетность предприятия используется при анализе и аудите финансовых результатов деятельности предприятия, а также при его налогообложении.
       Происходящие  в последнее время в нашей  стране преобразования в методах  хозяйствования привели к значительным изменениям в составе и содержании форм бухгалтерской отчетности. Так, например, была значительно изменена структура баланса (форма № 1), содержание некоторых его статей; претерпел серьезные изменения Отчет о финансовых результатах, который теперь называется Отчет о прибылях и убытках; изменилась форма № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу”; были введены новые формы: “Отчет о движении капитала”, “Отчет о движении денежных средств”. Таким образом, новый состав годового отчета в настоящее время состоит из бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), приложений к ним (формы № 1-5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с  законодательством подлежит обязательному аудиту.
       Основным  источником информации для анализа  финансового положения предприятия  является бухгалтерский баланс. Используются также и формы бухгалтерской  отчетности: ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 3 «Приложение к  балансу предприятия», данные текущего бухгалтерского учета. Информация, представленная в балансе, может быть рассмотрена в двух аспектах - бухгалтерском и управленческом. Каждому из этих аспектов присущ и свой понятийный аппарат. Бухгалтерский аспект представляет собой сбалансированность активов и пассивов и определенную последовательность размещения разделов и статей баланса, в основе которой лежит принцип нисходящей по продолжительности их нахождения в обороте.
       Применяемый в настоящее время баланс предприятия  приближен по своему содержанию к условиям рыночной экономики и международным стандартам, так как активы предприятия отражены в нем как стоимость имущества и долговых прав, которыми располагает предприятие на отчетную дату, а пассивы - как источники финансовых ресурсов и обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности.
     Информация, содержащаяся в балансе, представлена в удобном для проведения анализа  виде и может использоваться различными пользователями: руководителями предприятий, экономическими службами, инвесторами, кредиторами, налоговой службой, банками и др.
     Для объективной оценки финансового  положения, кроме информации предприятия, пользователями могут использоваться и внешние (косвенные) данные из прессы, финансовых справочников, брокерских фирм. Хотя эти данные иногда не совсем точны и трудно измеримы, они могут оказаться очень важными и полезными.
     В международной практике по международным  стандартам всех пользователей учётной  информации, потенциально заинтересованных в её получении, делят на три группы:
    1) лица, непосредственно занимающиеся бизнесом в данной фирме  (учредители,  администрация предприятия, персонал, служащие);
    2) лица, которые находятся за пределами предприятия, но имеют прямую финансовую заинтересованность в данном бизнесе (акционеры, кредиторы, инвесторы, поставщики и т.п.);
    3) лица, имеющие косвенную финансовую заинтересованность в данном бизнесе (государственные и налоговые органы, аудиторы, юристы, профсоюзы).
      В соответствии с Международными стандартами  бухгалтерского учета формирование финансовых отчетов преследует три основные цели, которые определяют пользователи и деловые круги бизнеса:
      - во-первых, финансовые отчеты должны давать информацию, необходимую потенциальным инвесторам и кредиторам, а также другим лицам для принятия решений о кредитах и финансовых вложениях. При этом отчеты должны быть составлены в такой форме, которая была бы доступна не только специалистам в области бухгалтерского учета, но и всем тем, кто стремится разобраться в бизнесе любого предприятия;
      - во-вторых, финансовые отчеты должны представить информацию о суммах, сроках и рисках, связанных с поступлением дивидендов, а также доходах от продажи, выкупа акций и сроках платежей;
      - в-третьих, финансовые отчеты должны давать информацию о хозяйственных ресурсах фирмы, её обязательствах, составе средств и источников, а также о последствиях уменьшения стоимости акций, которые приводят к изменению её ресурсов.
      Таким образом, рассматривая процесс формирования учётной информации и направления  ее использования вышеуказанными группами пользователей,  можно утверждать, что в условиях рыночной экономики и актуализации роли  функций всех видов учета, анализа и аудита ее значение на отечественных предприятиях резко возрастает.
      В современных условиях бухгалтерские и  финансово-экономические службы  отечественных предприятий должны заниматься не только фиксированием хозяйственных операций, но и другими функциями управления – планированием, контролем, анализом, внутренним контролем-аудитом, разработкой и подготовкой информации для решения различных экономических проблем по улучшению деятельности фирмы и их решений, включая проблемы налогообложения.                                                                                                                    
         Правильно и вовремя составленная отчетность способствует охране собственности, поискам путей снижения себестоимости продукции, увеличению доходов и прибыли и укреплению финансового состояния предприятия, выявлению внутренних резервов повышения эффективности его работы. Весьма актуальной с развитием рыночных отношений в Республике Беларусь стала проблема приближения бухгалтерской отчетности, представляемой отечественными  предприятиями и организациями, к требованиям международных стандартов с целью интеграции в мировое экономическое пространство.
       
 

2. Информационное обеспечение учётно-аналитического цикла
БОУ ОАО «Белагропромбанк»
2.1. Виды и состав  и содержание форм  учёта и отчётности
БОУ ОАО «Белагропромбанк» 

      Финансовая  отчетность Брестского областного управления ОАО «Белагропромбанк» представляет собой систему показателей, отражающих на отчетную дату имущественное и финансовое положение БОУ, имеющего статус филиала банка(его юридический адрес: г.Брест, ул. Воровского,11), а также финансовые результаты его деятельности за отчетный период.
      Формы предоставляемой финансовой отчетности банков и небанковских организаций утверждены Банковским Кодексом Республики Беларусь, введенным в действие с 1 января 2001 года7. В соответствии со статьей 120 «Отчетность банка» в состав финансовой отчетности Брестского областного управления ОАО «Белагропромбанк» включаются:
      Годовой отчет;
      Бухгалтерский баланс(ф. № 1);
      Отчет о прибыли и убытках (ф. № 2);
      Приложения к балансу(ф. № 3-5);
      Прочие формы оперативной и статистической отчетности (включая
сведения  о статистических отчетах, устанавливаемых и утверждаемых Национальным банком Республики Беларусь).
      Приложения к бухгалтерскому балансу БОУ ОАО «Белагропромбанк» включают8:
      а) Отчет о движении капитала - форма  № 3;
      б) Отчет о движении денежных средств - форма № 4;
      в) Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;
      г) Пояснительную записку.
      Годовой бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности БОУ ОАО «Белагропромбанк», характеризующей имущественное и финансовое положение филиала банка на отчетную дату, отражая данные о хозяйственных средствах банка и их движении на начало и на конец года в активе баланса и их источниках в пассиве баланса. Итог баланса БОУ ОАО «Белагропромбанк» за 2008 год составляет 85185118 тыс.руб.
     В пояснительной записке к годовому бухгалтерскому балансу БОУ ОАО «Белагропромбанк» приводится информация, не нашедшая отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности, связанная со спецификой деятельности данного филиала (расшифровка статей, прочие активы и пассивы, основные дебиторы и кредиторы и т.д.).
     Для отражения хозяйственных операций БОУ ОАО «Белагропромбанк» используется большое количество разнообразных документов. Для правильного применения документов их принято группировать, т. е. составлять сводные учетные документы, которые классифицируются по однородным признакам: по назначению, порядку составления, способу отражения операций, месту составления, порядку заполнения.
     По  назначению документы делятся на распорядительные, исполнительные(оправдательные), бухгалтерского оформления, комбинированные9.
     Распорядительные  документы содержат приказ (распоряжение) на совершение хозяйственной операции. Однако они не подтверждают факта ее осуществления, а потому основанием для учетных записей не являются. Например, приказы руководства БОУ ОАО «Белагропромбанк» на перечисление средств.
     Оправдательные  документы подтверждают факт совершения хозяйственной операции и служат основанием в бухгалтерском учете для отражения хозяйственных операций. Например, счета, подтверждающие произведенные расходы, акты приема-передачи основных средств и т. д.
     Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерии филиала в случаях, когда для записи хозяйственной операции других документов нет, или с целью подготовки распорядительных и оправдательных документов для отражения в бухгалтерском учете. Например, накопительные ведомости, разные виды справок и расчетов, составленных бухгалтерией, и т. д.
     Комбинированные документы одновременно выполняют функции распорядительных и оправдательных, и бухгалтерского оформления. Например, накладная на отпуск материальных ценностей содержит распоряжение отпустить материалы со склада в цех, а также оформление фактической выдачи, приходно-кассовый ордер.
     По  порядку составления документы разделяются на первичные и сводные.
     Первичные документы составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения. Например, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, платежные требования, акты на списание основных средств и т. д.
     Сводные документы оформляются на основе ранее составленных первичных документов. Их применение облегчает контроль однородных операций. Они могут быть исполнительными, бухгалтерского оформления и комбинированными. Например, авансовые и кассовые отчеты, группировочные и накопительные ведомости. В частности, авансовый отчет, являясь комбинированным документом, выполняет функции документа оправдательного и бухгалтерского оформления. В нем дается полная характеристика расчетов с подотчетными лицами: остаток или перерасход предыдущего аванса, размер данного аванса, израсходованная сумма, остаток и дата его внесения в кассу или перерасход и дата его возмещения БОУ ОАО «Белагропромбанк». Кроме того, в авансовом отсчете предусмотрено описание расходов по счетам после проверки и утверждения отчета. На оборотной стороне отчета дается перечень отдельных расходов и их оправдательных документов.
     По  способу отражения операций документы  подразделяются на разовые и накопительные.
     Разовые документы применяются лишь однажды для отражения отдельной операции или нескольких одновременно совершаемых операций. После оформления разовый документ поступает в бухгалтерию филиала и служит основой для отражения в бухгалтерском учете. Например, приходные и расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости и т. д.
     Накопительные документы составляются в филиале в течение определенного периода (неделя, декада, месяц) для отражения однородных повторяющихся операций, которые записываются в них по мере совершения.
     В конце периода подсчитываются итоги по показателям, используемым для учетных записей. Накопительные документы отличаются от сводных тем, что сводный документ составляется на основании первичных документов, является их сводкой, а накопительный документ фактически представляет собой первичный документ, составленный постепенно путем накапливания операций. К накопительным документам относятся лимитно-заборные карты,  наряды и т. д.
     По  месту составления документы  градируются на внутренние и внешние.
     Внутренние  документы составляются для отражения внутренних операций филиала. Например, кассовые приходные и расходные ордера, накладные, акты, расчетно-платежные ведомости и т. д.
     Внешние документы заполняются вне пределов данного филиала, поступают в оформленном виде. Например, счета-фактуры, накладные и др.
     По  порядку заполнения документы БОУ ОАО «Белагропромбанк» можно классифицировать на составленные вручную и при помощи вычислительной техники. Документы, составленные ручным путем, заполняются вручную либо на пишущей машинке.  Документы, выполняемые с помощью вычислительной техники, автоматически регистрируют информацию о бухгалтерских операциях в момент их совершения.
      Необходимо  учитывать, что составление  финансовых отчетов – это завершающий  этап учетного процесса БОУ ОАО «Белагропромбанк». В отчетах содержатся совокупные сведения о результатах финансовой деятельности филиала.
      Бухгалтерская отчетность содержит  также показатели хозяйственной деятельности БОУ ОАО «Белагропромбанк», от которых должны быть получены дополнительные доходы, включаемые в балансовую прибыль филиала. Она составляется по данным синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами. Годовая бухгалтерская отчетность БОУ ОАО «Белагропромбанк» дает достаточно полную информацию для  анализа и оценки эффективности работы филиала. В этом случае баланс выступает как один из методов бухгалтерского учета. 
        Статистическая отчетность банка представляет собой предназначенную для статистического изучения хозяйственной деятельности систему количественных и качественных показателей, измерение и обобщение которых не характерны для бухгалтерского учета(формы отчетности – годовая, квартальная и месячная)10.
    Типовые и специализированные формы годовой  отчетности устанавливаются Министерством финансов РБ, Министерством статистики и анализа РБ, Национальным банком РБ, МНиС РБ и другими органами. Они регламентируются Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Инструкцией о составе и порядке заполнения годового бухгалтерского отчета, а также Правилами регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.11
    Правила публикации и содержание публикуемой  финансовой информации, используемой для оценки степени надежности ОАО «Белагропромбанк» как головного банка утверждены Постановлением Правления национального банка РБ от 28 июня 2001 года № 176. 

2.2    Нормативно-правовая база  и информационное обеспечение
БОУ ОАО «Белагропромбанк» 

     БОУ ОАО «Белагропромбанк» как один из филиалов ОАО «Белагропромбанк»  может успешно развиваться только при условии эффективного развития всех элементов рыночной инфраструктуры. Под банковской инфраструктурой понимается такая совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков. Принято различать два блока банковской инфраструктуры: внутренний и внешний. Первый обеспечивается стабильностью банка изнутри, второй – в его взаимодействии с внешней средой.  К элементам внутренней инфраструктуры относятся:
       - законодательные нормы, определяющие  статус кредитного учреждения, перечень  выполняемых им операций;
       - внутренние правила совершения  операций, обеспечивающие выполнение  законодательных актов и защиту  интересов вкладчиков, клиентов  банка, его собственных интересов,  в целом методическое обеспечение;
       - построение учета, отчетности, аналитической базы, компьютерная обработка данных, управление деятельностью банка на базе современных коммуникационных систем;
       - структура аппарата управления  банком.
         Законодательно-нормативной базой  деятельности ОАО «Белагропромбанк» и его филиальной сети являются различные нормативно-правовые документы,  которые относятся как к внешней, так и внутренней его инфраструктуре:
       -  Конституция Республики Беларусь (статья 136 «Банковская система РБ»);
       -  Гражданский Кодекс Республики  Беларусь (статья 773 «Договор банковского вклада (депозит)»);
       - Банковский кодекс Республики  Беларусь(зарегистрирован в НРПАРБ 31 октября 2000 года № 2/219), введенный  в действие с 2001 года;
       -  Основные направления социально-экономического  развития Республики Беларусь  на период до 2010 года;
       - Указ Президента Республики Беларусь  № 168 от 8 мая 1996 года «О компенсации  вкладов населения» (с изменениями  и дополнениями);
       - Указ Президента Республики Беларусь  № 209 от 24 мая 1996 года «О мерах  по регулированию банковской  деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями);
       - Правила регулирования деятельности  банков и небанковских кредитно-финансовых  организаций и подзаконные акты, регулирующие деятельность БОУ ОАО «Белагропромбанк»;
       -  другая нормативно-правовая документация внешней инфраструктуры» БОУ ОАО «Белагропромбанк»;
       - Устав и учредительные документы ОАО «Белагропромбанк»;
       - Лицензии Национального банка  Республики Беларусь, выданные  ОАО «Белагропромбанк»;
         -  Положение о порядке совершения  операций по вкладам физических лиц в ОАО «Белагропромбанк»;
        -  Условия выполнения операций  по вкладам до востребования  в белорусских рублях и иностранной валюте БОУ ОАО «Белагропромбанк»;
       - другая нормативно-правовая документация  внутренней инфраструктуры БОУ ОАО «Белагропромбанк»(Типовые положения, инструкции и т.д.) 
       В дополнение к данным юридическим  нормам БОУ ОАО «Белагропромбанк»  самостоятельно формирует свою методическую базу при условии отсутствия  подзаконных нормативных актов Национального банка Республики Беларусь по порядку и условиям совершения  банковских операций.
     В рамках дальнейшего развития банковского учёта и отчётности и внедрения международных банковских стандартов в рамках банковской системы Республики Беларусь  необходима  унификация банковского законодательства Республики Беларусь, стран СНГ, РФ и развитых рыночных стран в рамках Базельского соглашения о расширении применеия международных стандартов в банковской сфере.
       Новая редакция банковского законодательства Республики Беларусь создала необходимую основу для развития и совершенствования системы финансовой отчётности в рамках двухуровневой банковской системы Республики Беларусь, но требуют своего разрешения в рамка банковского законодательства Республики Беларусь следующие проблемы:
       - большое количество отсылочных норм;
       - отсутствие как прямых банковских  законов (о кредитах, платежах  и другие), так и параллельно  действующих законодательных актов  (об инвестиционных фондах, финансово-промышленных компаниях и другие).
       Таким образом, в настоящее время в нашей стране еще не создана комплексная система банковского законодательства, унифицированного с международным банковским законодательством.
     Информационное  обеспечение БОУ ОАО «Белагропромбанк» в составе его внешнего и внутреннего блоков является важнейшим неотъемлемым элементом внешней и внутренней инфраструктуры. Основу внутреннего информационного обеспечения БОУ ОАО «Белагропромбанк» составляет картотека клиентов (юридических и физических лиц). Для юридических лиц перечень документов их информационной базе значительно шире: помимо баланса, других форм учёта и отчетности  также информация о деятельности своих клиентов в рамках инвестиционных проектов, бизнес-планов, сведения из периодической печати и т.д.
     Информация  о состоянии рынка может касаться не только клиентов коммерческих банков, но и их самих. В развитых рыночных странах специальные рейтинговые  агентства эпизодически публикуют  сведения о степени надежности кредитных  учреждений. Этими сведениями пользуются не только банки в межбанковских взаимоотношениях друг с другом, но и предприятия, отдельные граждане, выбирающие более надежный банк. 
 

2.3. Порядок документооборота и представления
отчётности  в БОУ ОАО «Белагропромбанк» 

     Поступившие в бухгалтерию БОУ ОАО «Белагропромбанк» документы подвергаются обработке для подготовки их к записям в регистры бухгалтерского учета. Основным этапом бухгалтерской обработки документов в филиале является проверка поступивших документов по существу, по форме, арифметически.
     При проверке документов по существу необходимо установить законность, правильность и целесообразность совершенной хозяйственной операции. Согласно действующему порядку ведения бухгалтерского учета первичные документы по хозяйственным операциям, противоречащим белорусскому законодательству и установленному порядку приема, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, к исполнению не должны приниматься.
     В случае поступления в бухгалтерию  БОУ ОАО «Белагропромбанк» таких первичных документов главный бухгалтер должен поставить в известность начальника филиала как руководителя организации о незаконности конкретной хозяйственной операции. В случае разногласий между ним и главным бухгалтером при осуществлении отдельных хозяйственных операций филиала первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения начальника филиала, на которого в связи с этим возлагается вся полнота ответственности за последствия таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность12.
     Документы, поступившие как основание для  начисления заработной платы или  прилагаемые к приходным и  расходные кассовым ордерам, подлежат обязательному гашению штампом  или подписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года). Проверка документов по существу является продолжением предварительного контроля, который предшествует совершению операции. Предварительный контроль осуществляет бухгалтерия при составлении документов. Он важен и потому, что большинство документов составляют материально ответственные лица.
     Проверка  по форме позволяет убедиться, что для оформления конкретной хозяйственной операции был использован бланк БОУ ОАО «Белагропромбанк» или головного банка соответствующей формы, все цифры четко заполнены, содержание операции и все реквизиты отражены.
     После этого бухгалтер филиала проводит арифметическую проверку, которая сводится к проверке правильности арифметических вычислений и подсчетов, таксировки документов. Таксировка выполняется путем умножения количества на цену. Арифметическая проверка позволяет контролировать арифметические подсчеты итогов, правильность отражения количественных и стоимостных показателей.
     После проверки бухгалтер филиала обрабатывает документы. Контировка документов заключается в определении счетов, на которые следует записать по дебету и кредиту оформленные в документах хозяйственные операции, совершённые в БОУ ОАО «Белагропромбанк» за отчётные период согласно утверждённому Плану счетов.
     Документооборот БОУ ОАО «Белагропромбанк» включает в себя составление графика прохождения документов филиала, контроль за правильностью оформления документов и соответствующим отражением операции по счетам бухгалтерского учета. Оптимизация документооборота позволяет установить количество необходимых документов и конкретно работников бухгалтерии и других отделов филиала, которые участвуют в подготовке, составлении и представлении данных документов филиала.
     При составлении графика должны быть соблюдены следующие требования:
    первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией филиала, должны иметь все обязательные реквизиты;
    при приеме документов должна проверяться правильность арифметических вычислений;
    документы должны оформляться в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов (например, в накладных на получение товаров должна быть выделена сумма НДС для возможности принятия НДС к возмещению);
    все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц, ответственных за их составление с указанием даты исправления;
    по любой сделке должны быть представлены все необходимые документы (договор и дополнения к нему, накладная или акт о выполнении, счет-фактура, платежное поручение).
     На  начальном этапе составления  графика документооборота филиала главный бухгалтер БОУ ОАО «Белагропромбанк»  устанавливает круг лиц, работающих с первичными документами. В официальном порядке до их сведения доводятся правила оформления первичных документов и сроки предоставления данных документов в бухгалтерию филиала. В соответствующем приказе начальника БОУ ОАО «Белагропромбанк» также должна устанавливаться ответственность за несвоевременное предоставление документов в бухгалтерию13.
     Своим распоряжением по бухгалтерии главный  бухгалтер БОУ ОАО «Белагропромбанк» обязывает работников принимать только документы, оформленные в установленном порядке. Бухгалтер, принявший документы, оформленные с нарушением правил, несет персональную ответственность.
     Контролю  подлежит также правильность отражения  операций на счетах бухгалтерского учета, для чего к каждому первичному учетному документу прилагается перечень бухгалтерских записей с указанием даты и фамилии ответственного бухгалтера. На этом этапе устанавливается контроль за правильностью оформления первичных учетных документов и отражения на их основании хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
     Главный бухгалтер БОУ ОАО «Белагропромбанк» оптимизирует документооборот филиала. При этом устанавливается:
    перечень первичных документов филиала;
    право подписи данных документов и ответственность за правильность их оформления и своевременность представления в бухгалтерию;
    рабочая схема действующих отделов филиала;
    порядок движения каждого документа между отделами и крайний срок представления документов конечному потребителю информации(бухгалтерии);
    график движения документов внутри бухгалтерии, позволяющий своевременно организовать начисление налогов и составление бухгалтерской отчетности.
        Типовой график документооборота, разработанный в БОУ ОАО «Белагропромбанк» по срокам хранения бухгалтерской документации в соответствие с Законом Республики Беларусь «О национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» представлен в таблице 2.1. 

Таблица    2.1.  Типовой график документооборота, применяемый
в БОУ ОАО «Белагропромбанк»  


и т.д.................


     П№      /п/п
     ННаименование документа      Порядок документооборота
 
     Создание документа
Проверка  документа Обработка документа Передача  в архив
 
 
     ККол-во экземпляров
     ООтвет-ственный за выписку      ООтветственный за оформление      ООтветственный за исполнение      ССрок исполнения      ООтветственный за провер-ку      ККто представляет

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.