На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование экономики. Система налогообложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
         По мере развития рыночного  хозяйства возникали и обострялись  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены  автоматически на базе частной  собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).
         Объективная возможность государственного  регулирования экономики (ГРЭ)  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и  капитала. В современных условиях  ГРЭ является составной частью  процесса воспроизводства. Оно  решает различные задачи, например: стимулирование экономического  роста, регулирование занятости,  поощрение прогрессивных сдвигов  в отраслевой и региональной  структуре, поддержка экспорта. Конкретные  направления, формы, масштабы  ГРЭ определяются характером  и остротой экономических и  социальных проблем в той или  иной стране в конкретный период.
     Налоговая система, в свою очередь, является необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. 
 

     Глава1. Государственное регулирование экономики. 

     
      Этапы развития ГРЭ.
     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в  условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.
     В процессе своего развития ГРЭ прошло несколько этапов.
     1) Создание общих благоприятных  условий для воспроизводства  частного капитала; сосредоточение  усилий государства на разработке  трудового, налогового, торгового,  социального законодательства, таможенной  политики, на обеспечение устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
     2) Несогласованные между собой  акции антикризисной и структурной  направленности, попытки воздействовать  на занятость и цены.
     3) Эксперименты с использованием  денежно-кредитных и бюджетных  средств регулирования хозяйства.  Волна приватизации объектов  государственной собственности.
     4) Переход в ряде стран к отраслевому  и региональному среднесрочному  программированию; попытки повысить  действенность ГРЭ путем изучения  совместимости и взаимозаменяемости  инструментов регулирования, определения  их эффективности.
     5) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более комплексное использование инструментов регулирования.
     6) Меры по согласованию общегосударственных  среднесрочных программ на межгосударственном  уровне в рамках интеграционных  объединений. 

     1.2. Объекты и цели государственного регулирования экономики.
         Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли,  регионы, а также ситуации, явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически  или разрешаемые в отдаленном  будущем, в то время как снятие  этих проблем настоятельно необходимо  для нормального функционирования  экономики и поддержания социальной  стабильности.
         Основные объекты ГРЭ это:
    экономический цикл;
    секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
    условия накопления капитала;
    занятость;
    денежное обращение;
    платежный баланс;
    цены;
    условия конкуренции;
    социальные отношения, социальное обеспечение;
    подготовка и переподготовка кадров;
    окружающая среда;
    внешнеэкономические связи.
         Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары  и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления-рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ -притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.
          Важнейшим объектом государственного  регулирования экономики является  накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли  всегда служат главной целью  хозяйственной деятельности в  рыночной экономике. Создавая  дополнительные стимулы и возможности  в разное время всем инвесторам  или отдельным их группам по  отраслям и территориям, регулирующие  органы воздействуют на экономический  цикл и структуру.
          Особое внимание ГРЭ уделяет  денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.
          Одним из главных объектов  регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика  и структура цен отражают состояние  экономики. В то же время  сами цены сильно влияют на  структуру хозяйства, условия  капиталовложений, устойчивость национальных  валют.
          Государственные регулирующие инстанции  стремятся влиять и на другие  объекты ГРЭ, например, заинтересовать  частные фирмы в развитие научных  исследований. Изучаются и совершенствуются  законы по конкуренции, социальной  защите, охране окружающей среды.
          Объекты ГРЭ различаются в  зависимости от уровня решаемых  ими задач. Это следующие иерархические  уровни:   уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики ( промышленность, сельское хозяйство, услуги ); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология ); наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы ). 

     
      Цели и средства государственного регулирования экономики.
         Самой главной целью ГРЭ является  экономическая и социальная стабильность, а также укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект.                                                                                                                               
            Средства государственного регулирования  подразделяются на административные и экономические.
          Административные средства не  связаны с созданием дополнительного  материального стимулирования или  опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной  власти и включают в себя  меры запрета, разрешения и  принуждения.
     Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо  защищенных слоев населения.                                       Основные инструменты государственного регулирования:
        -фискальная политика, то есть  политика в области правовых  расходов и налогов;
          -денежная политика;
          -политика регулирования доходов;
          -социальная политика;
           -государственное регулирование  ценообразования;
           - внешнеэкономическое регулирование.
          Экономические средства государственного  регулирования подразделяются на  средства денежно-кредитной и  бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства-это:
            - регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком)
            - установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
            -операции государственных учреждений  на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
       При помощи этих инструментов  государство стремится изменить  соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в нужном  направлении. Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется  средствами бюджетной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Система налогообложения 

     2.1. Налоги как инструмент государственного  регулирования экономики
          Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в ГРЭ играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.
     Налоги  играют решающую роль в процессе перераспределения  внутреннего валового продукта и  национального дохода страны. К примеру, в структуре внутреннего валового продукта налоги, контролируемые Государственной  налоговой службой России, включая  объемы погашения задолженности  бюджета по казначейским налоговым  освобождениям, составили 22% в 1993 г. и 22% в 1994 г. В ходе распределения и  перераспределения валового внутреннего  продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует  свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
     Налоги  воздействуют на капитал на всех стадиях  его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
     Наиболее  распространены следующие методы налогового регулирования: изменение массы  налоговых поступлений; замена одних  способов или форм обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение  налоговых льгот и скидок; изменение  сфер распространения налогов и  др.
     Налоговое регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.
     Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем  частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного  списания на издержки производства основных средств и т.д.
     Налоговое регулирование затрагивает и  социальную сферу. Это относится  к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы  фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются  из налогооблагаемой прибыли. 

     2.2. Показатели эффективности налоговой  системы
     Налоги  составляют основную долю доходной части  государственного бюджета стран  с рыночной экономикой. Первым общим  показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений  в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, в 1993-1995 гг. - снизилась до 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в России к середине 90-х гг. в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.
     Второй  обобщающий показатель налоговой системы  характеризует распределение налоговых  поступлений по различным бюджетным  уровням. В современной России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне субъектов Федерации. Распределение по бюджетным уровням у нас базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирование нижестоящих уровней вышестоящими (прежде всего со стороны федерального уровня). На практике такое распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.
     Третий  показатель - данные о структуре  налогообложения. Для России они  выглядят следующим образом:
     индивидуальный  подоходный налог 7,8%
     налоги  на прибыль       31,3%
     взносы  на социальное страхование  22,4%
     налоги  на потребление      21,1%
     акцизы      3,9%
     прочие  налоги        14,0%
     Сформировавшаяся  в России система налогообложения  резко, если не принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС. В то же время в России крайне невелика доля индивидуального подоходного налога. 

     2.3. Налоги как фактор развития  единого общероссийского рынка
     Развитие  единого рынка в любой стране объективно нуждается в единой системе  налогового законодательства. Отсутствие системности и единства налогообложения  может не только затруднить становление  российской рыночной экономики, но и  привести к разрушению единого рыночного  пространства, налоговым и бюджетным  асимметриям, зонам бегства капиталов. Некоторые признаки таких противоречий существуют в современной российской действительности.
     Единство  налогового законодательства в принципе может быть обеспечено и без формального  наличия Налогового кодекса. Опыт России 1992-1995 гг. подтверждает это: на основе федеральных (республиканских) законов о налогах, находящихся в единой связке - налог  на прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы и др., обеспечивалось единое налоговое поле, за исключением  некоторых субъектов Федерации (Якутия, Татарстан, Башкортостан), которые политическими  средствами добились некоторых существенных преференций, в том числе и  через раздел продукции (алмазов, нефти).
     Поэтому очень важно, чтобы были реализованы  на практике положения, содержащиеся в  законе о федеральном бюджете  на 1996 год: “Не подлежат применению налоговые льготы, предоставленные актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также договоры с Правительством Российской Федерации, устанавливающие особый порядок применения действующих законодательных норм и противоречащие единому подходу в финансово-бюджетных взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации (статья 30)”.
     Налоговая асимметрия - это проблема общей  федеративной и бюджетной политики, одобряемой или не одобряемой на верхнем  законодательном уровне. Она может  “вписываться” в общероссийское рыночное пространство или противоречить  ему. В условиях действующих договоров федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации некоторые элементы финансовых соотношений о налогах противоречат законодательству и Конституционным принципам поддержки конкуренции и равных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, поскольку вне законодательного оформления облегчают одним и утяжеляют другим бремя налогообложения и нарушают равные условия конкуренции капиталов и товаров. Налоговая асимметрия может быть в едином рыночном пространстве без нарушения законов обращения и конкуренции капиталов и товаров, если она предоставляется с соответствующими ограничительными условиями, носит компенсационный характер и застрахована от использования в качестве инструмента сепаратизма системой санкций. Очевидно, что при этом налоговая асимметрия, предоставляемая центром какому-то субъекту Федерации, должна быть одобрена не менее 2/3 всех субъектов Российской Федерации и прежде всего соседними субъектами Федерации, экономические интересы и ресурсы которых могут быть в той или иной степени в первую очередь востребованы и использованы субъектом Федерации, получающим налоговые преимущества.
     В 1994-1995 гг. ситуация с проблемой сохранения единого рыночного пространства, развития общероссийского рынка  стала коренным образом изменяться с началом действия новой налоговой  конституции и формированием  новых органов законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Во-первых, Конституция резко расширила законодательные полномочия субъектов Федерации в бюджетной и налоговой областях, ввела институт современных налоговых и экономических полномочий. Во-вторых, новые органы законодательной власти субъектов Федерации (законодательные собрания, областные думы, республиканские парламенты, советы) стали проявлять высокую активность в разработке и принятии республиканских, краевых и областных законов о бюджете, бюджетном процессе и налоговых льготах. Этот вал бюджетно-налогового законодательства необходимо упорядочить и подчинить ценностям общего рынка, который только и может создать условия прогресса для всех субъектов Федерации без ущемления их взаимных интересов и тем более без возведения экономических, таможенных и других барьеров. 

     2.4. Налогообложение в России
     Российская  Федерация является страной с  интенсивно развивающимся налоговым  законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями  его использования.
     С 1992 года в России действует система  финансовых взаимоотношений юридических  и физических лиц с государством, основанная на законах о налогах. Они обязательны для всех независимо от отраслей специфики и организационно-правовой формы предприятий, вводят единые (по замыслу) правила конкуренции и  равную финансовую зависимость перед  государством.
     Налоговая система России является одной из самых “молодых” в мировой  практике. При ее начальном формировании активно изучался опыт многих западных стран (особенно Германии, Канады, США, Швеции). Были введены прямые налоги: налог на прибыль, прогрессивный  подоходный налог с физических лиц, платежи за использование природных  ресурсов, налоги на имущество. В соответствии с рекомендациями налоговой теории, в честности кривой А.Лаффера, ставки налогообложения по налогу на прибыль были установлены на оптимальном уровне - 35% налогооблагаемой прибыли. Относительно невысоки ставки подоходного налога с физических лиц (в бюджет 1996 г. изымается 9,2% фонда оплаты труда). Пока еще достаточно умеренные платежи за использование природных ресурсов, доля которых в консолидированном бюджете на 1996 г. 2,8%. Роль налогов на имущество в налоговой системе также пока незначительна - 6,5% консолидированного бюджета в 1996 г.
     Косвенное налогообложение внешне отражает западный опыт: в России введены налоги на добавленную стоимость, совокупность акцизов, посредством которых государство  аккумулирует в бюджет рентные доходы, особенно по таким товарам, как нефть  и газ. Но в отличие от западной практики, косвенное налогообложение  выступает основным источником доходных поступлений: в 1995 г. на долю косвенных  налогов приходилось 70,7% налоговых  поступлений в федеральный бюджет России.
     По  бюджету на 1996 г. доля косвенных налогов  и платежей составит в консолидированном  бюджете Российской Федерации около 50%, в том числе в федеральном  бюджете - 75,3%, в бюджетах субъектов  Федерации - 20,0%. 

     2.5. Основы налоговой системы
     По  Закону Российской Федерации  “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз за определенный законом период налогообложения.
     Налогоплательщик  обязан:
     своевременно  и в полном размере уплачивать налоги;
     вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;
     представлять  налоговым органам необходимые  для исчисления и уплаты налогов  документы и сведения;
     выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
     и др.
     Налогоплательщик  имеет право:
     пользоваться  льготами по уплате налогов;
     знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
     обжаловать  решения налоговых органов и  действия их должностных лиц;
     и другие права.
     Налоговая система России включает в себя три  категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.
     Федеральные налоги устанавливаются Государственной  Думой России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них  являются источниками формирования федерального бюджета: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой  деятельности, биржевой налог, налог  на операции с ценными бумагами и  таможенная пошлина. Два вида федеральных  налогов - отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюджеты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - служат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными органами власти при утверждении этих бюджетов.
     Ставки  налогов республик, краев и областей, как правило определяются органами власти этих административно-территориальных образований и имеют силу на их территории. Вместе с тем сами эти налоги являются общеобязательными, то есть устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и действуют во всех республиках, краях и областях. К ним относятся платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, и налог на имущество предприятий.
     Широк перечень местных налогов, устанавливаемых  органами власти краев, областей, иных административно-территориальных образований. Некоторые общеобязательные налоги, такие, как налог на имущество  физических лиц, земельный налог, местные  налоги за пользование природными ресурсами, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, также относятся  к категории местных налогов. Решением Верховного Совета Российской Федерации в 1993 г. этот перечень дополнен двумя новыми налогами двумя новыми налогами: целевым сбором на нужды  образовательных учреждений и налогом  на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы  для предприятий, имеющих такие  объекты на своем балансе, но отказывающихся от их содержания.
     Заключение
     Что же должна представлять собой в сегодняшних  условиях налоговая реформа? Думается, что здесь не следует вести  речи о радикальных изменениях. Имеется  в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно  повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.