На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешнеэкономическая деятельность предприятия в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Омский  экономический институт 
 
 
 
 

    Экономический факультет 
    Кафедра экономики  
 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа по дисциплине «Экономика предприятия»
    ТЕМА: Внешнеэкономическая деятельность предприятия в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила: студентка группы ЗиБХ-39
    Кудрявенко  И.М.
    Проверила: Герасимова Наталья Олеговна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Омск 2006-2007 
 
 
 

    Содержание: 

    Введение.
    1. Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность  предприятия………………………….
    1.1 Управление внешнеэкономической  деятельностью на уровне государства……….
    1.1.1. Основные этапы развития организации  управления внешнеэкономической  деятельностью……………………………………………………………………………………
    1.1.2. Организация управления внешнеэкономической  деятельностью в России.
    1.2. Управление внешнеэкономической  деятельностью на уровне региона.
    1.3. Формы организации внешнеэкономической  службы на уровне предприятия.
    2.Глава  2.
    Заключение. 
 

 

    Введение. 

    На  всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение  экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.
    Как часть обшей структуры народного  хозяйства внешнеэкономические связи, оказывают воздействие на внутрихозяйственные пропорции, размещение и развитие производительных сил.
    Экономические реформы в России включают в качестве одного из важнейших направлений и реформу внешнеэкономической деятельности, проводимую с 1986 г. союзным правительством, а с 1991 г. - российским. А до этого времени в течение продолжительного периода внешнеэкономические связи рассматривались на государственном уровне как вынужденное явление, влияние которого по возможности должно быть минимальным. Таково было кредо административно-командной системы, проводившей в жизнь политику хозяйственного обособления страны, направленную на создание замкнутой, самообеспечивающейся экономики.
    Так как экономика страны по существу по всем направлениям была несбалансированной, то импорт рассматривался как средство латания прорех, а экспорт - как вынужденная плата за импорт. В целом же система управления, планирования и внешнеэкономической деятельности не способствовала росту эффективности экспорта. Экспорт не мог быть достаточно эффективным еще и потому, что непосредственные создатели экспортного потенциала — первичные производственные звенья (объединения, предприятия), научные учреждения и другие создатели интеллектуальной собственности были отстранены от участия во внешнеэкономических связях. Создавалось отчуждение между производителями экспортной продукции и результатами экспорта.
    Реформирование  внешнеэкономической деятельности призвано помочь преодолеть создавшееся  положение. В процессе реформирования происходили децентрализация и  постепенный отказ государства  от монополии на внешнюю торговлю. Предприятие получили право самостоятельного выхода на внешний рынок.
    Однако  в последние годы это право  реализовалось на практике не в полной мере. Основная причина сложившейся  ситуации – не только экономический, но и политический кризис в стране, отчетливо проявившийся после 17 августа 1998 г. Результатом его стали смена правительства, значите6льное снижение курса рубля, нарушение сложившихся производственно-комерческих, торговых связей. Все это привело к заметному осложнению социальной ситуации, существенным сбоям в торгово-экономических отношениях, в том числе и с зарубежными партнерами.
    Восстанавливать прежнюю ситуацию непросто. И, тем  не менее, было бы неправильно утверждать, что все приводит или может  привести к остановке внешнеэкономической  деятельности. Россия обладает, без преувеличения, огромным промышленным потенциалом, именно поэтому значителен интерес к ней со стороны различных финансово-экономических институтов мирового сообщества. Как результат, наша страна уже представлена во многих из них в качестве равноправного партнера. Это в полной мере соответствует внешнеэкономическим интересам России в целом и отдельных фирм в частности.
    Уже сейчас очевидно, что, несмотря на кризис 17 августа 1998 г сложившиеся отношения  в целом сохранились и имеют  перспективу развития. А значит, знание законов внешнего рынка важно не только для руководителей министерств, ведомств и т.д., но и для работников самых различных коммерческих предприятий.
    Непосредственное  участие во внешнеэкономической  деятельности принимают сегодня десятки тысяч предприятий и сотни тысяч предпринимателей и государственных служащих. К сожалению, многие из участников незнакомы с основами, тем более с тонкостями внешнеэкономической деятельности. В этих условиях литература по внешнеэкономической деятельности - учебники, учебные пособия - выполняет важнейшую и полезную функцию.
    Право на внешнеэкономическую деятельность было предусмотрено Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» № 213 от 15 ноября 1991 г., где отмечалось, что любое предприятие независимо от формы собственности и организации имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, если это входит в ее уставный регламент.
    При самостоятельном выходе на внешний  рынок предприятию приходится решать широкий круг вопросов, связанных с экспортно-импортной деятельностью:
    • изучение мирового рынка в целом;
    • выбор партнера;
    • анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг
    • современные формы реализации товара и послепродажного обслуживания.
    Важное  место среди вопросов организации  и техники проведения внешнеэкономических  операций занимает заключение внешнеторгового контракта. От того, насколько профессионально составлен контракт, зависит успех коммерческой сделки в целом.
    Чрезвычайно актуальным является в настоящее время изучение форм международной промышленной кооперации, в частности страхования, таможенного дела.
    Деловое общение и деловой протокол, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров - важные составляющие работы в области внешнеэкономических связей.
    Подготовка  и переподготовка кадров для внешнеэкономической  деятельности приобретают особую актуальность для предприятий. Если в центральных  звеньях управления внешнеэкономической  деятельностью занимаются наиболее квалифицированные кадры, то на предприятиях процесс формирования таких кадров только начался. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1  Внешнеэкономическая деятельность предприятия в России. 

    1.1. Управление внешнеэкономической  деятельностью на  уровне государства. 
 

    1.1.1. Основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью 

    Бывшим  социалистическим странам предстоит  большая работа по преобразованию сверхмонопольных структур, характерных для централизованной, командно-административной экономики, в структуры конкурентные, эффективно работающие, предпринимательские. Этот процесс чрезвычайно труден, противоречив и требует немало времени.
    Проблемы  преобразования экономики отражаются и в сфере внешнеэкономической  деятельности. Для того чтобы лучше  понять существо и направленность изменений в этой сфере деятельности, рассмотрим основные этапы развития организации управления внешнеэкономической деятельностью в нашей стране. 

    1.1.2. Организация управления  внешнеэкономической  деятельностью в  России. 

    Основы государственного устройства Российской Федерации системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ.
    Согласно  ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере  внешнеэкономической деятельности) находятся внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
    Более подробное положение относительно разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, которых согласно Конституции насчитывается 89, содержится в законах РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», двусторонних соглашениях, заключаемых между РФ и субъектами, например, соглашение между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, между РФ и Свердловской областью, других нормативных актах.
    Полномочия  между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, заложенные в гл. II Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», разграничены следующим образом. В ст. 6 Закона определены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. В ст. 7 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В отношении всех остальных вопросов, не отнесенных к компетенции Федерации и к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
    К вопросам, которые находятся в ведении Российской Федерации, в области внешне-торговой деятельности относятся следующие:
    - Формирование концепции и стратегии  развития внешнеторговых связей  и основных принципов внешнеторговой  политики Российской Федерации.
    - Обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской  Федерации и российских лиц.
    - Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.
    - Установление обязательных на  всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними.
    - Определение порядка ввозам и  вывоза вооружений, военной техники  и имущества, оказание технического  содействия в военной области, передача документации, модернизация и ремонт военной техники, а также оказание других услуг ввоенно-технических и ракетнотно-космических областях.
    - Определение порядка экспорта  и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, ядовитых психотропных сильнодействующих веществ, биологически материалов (донорской крови, внутренних органов и материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала человека и животных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.
    - Определение порядка ввоза и  вывоза опасных отходов, а также  их использование.
    - Определение порядка вывоза отдельных  видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации  и оказания услуг, которые могут быть применены при создании вооружений военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки.
    - Определение порядка вывоза отдельных видов стратегических сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки.
    - Определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов драгоценных камней, изделии из них, лома драгоценных металлов драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы,
     - Установление показателей статической  отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории РФ.
    - Предоставление государственных  кредитов и иной экономической  помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям, заключение международных  договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации.
    - Формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации.
    - Разработка платежного баланса  Российской Федерации.
    - Привлечение государственных, банковских  и коммерческих кредитов под  гарантии Правительства Российской  Федерации, контроль за их использованием.
    - Установление лимита внешнего  государственного долга Российской  Федерации и управление этим  долгом, организация работы по  погашению долгов иностранных  государств перед Российской  Федерацией,
    - Заключение международных договоров  Российской Федерации в области внешних экономических связей.
    - Участие в деятельности международных  экономических и научно-технических  организаций, реализации решений,  принимаемых этими организациями.
    - Создание и функционирование  торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях.
    - Владение, пользование и распоряжение  федеральной государственной собственностью  Российской Федерации за рубежом.
    Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
    Согласно  Закону РФ «О государственном регулировании  внешторговой деятельности» Президент  России обладает, следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:
    - осуществляет руководство государственной  внешнеторговой политикой;
    - регулирует сотрудничество в  военно-технической области;
    - определяет порядок экспорта  драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;
    - в ежегодные послания Федеральному  Собранию РФ о положении в  стране, об основных направлениях  внутренней и внешней политики  включает раздел о государственной  внешнеторговой политике;
    - в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;
    - в случае если сочтет необходимым,  на основании Конституции РФ  использует согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает  разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда при необходимости на основании Конституции РФ;
    - приостанавливает действие актов  органов исполнительной власти  и субъектов РФ по вопросам  государственной внешнеторговой  политики до решения  этого  вопроса соответствующим судом.
    Исполнительную  власть в соответствии со ст 110 Конституции  РФ осуществляет  Правительство Российской Федерации. Постановления распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению  в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.
    В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с Законом:
    обеспечивает  проведение единой государственной  внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие  решения и обеспечивает их выполнение;
      разрабатывает предоставляет на  утверждение Федерального собрания  РФ федеральную программу развитая  внешнеторговой  деятельности;
    принимает временные меры по защите внутреннего  рынка РФ;
    принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;
    вводит  количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с  федеральными законами;
    принимает в пределах своей компетенции  решения о проведении переговоров  и подписании международных договоров РФ;
    осуществляет  управление федеральной собственностью РФ рубежом;
    осуществляет  иные полномочия в области государственного значения внешнеторговой деятельностью  на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.
    Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом Президента и состоит из двух уровней: Правительства  РФ и федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти государственных комитетов, комитетов, федеральных служб, департаментов и др.).
    В соответствии со сложившейся системой управления внешнеэкономическим комплексом России должен быть орган, на который  на основании действующего законодательства Правительством непосредственно возлагается координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в стране. -
    С мая 2000 г. – Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития  России), которому переданы функции  упраздненных Министерства торговли, Министерства по делам Содружества Независимых Государств, Министерства экономики, Федеральной службы по валютному и экспортному контролю. Таким образом, главной задачей Министерства экономического развития и торговли РФ в области ВЭД является координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеэкономической политики и обеспечение е реализации.
    Минэкономразвития России, являясь центральным органов  исполнительной федеральной власти, осуществляет единую государственную  экономическую политику. Применительно  к сфере внешнеэкономической  деятельности Министерство осуществляет следующие функции:
    1.  Разрабатывает с участием заинтересованных  министерств и ведомств предложения  по формированию внешнеэкономической  политики, развитию внешнеэкономических  связей, в том числе с участниками  СНГ и другими бывшими республиками СССР, осуществлению совместных проектов и программ.
    2.   Разрабатывает совместно с другими  министерствами и ведомствами  основные направления инвестиционной  политики, том числе по привлечению  и регулированию иностранных  инвестиций, формирует перечень крупных инвестиционных проектов осуществляемых за счет республиканского бюджета РФ.
    3. Подготавливает с участием заинтересованных  министерств и ведомств предложения  по заключению международных  договоров по вопросам экономических  связей, в том числе с государствами СНГ, осуществляет совместно с МИД координацию действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли к услугами, разрабатывает и реализует меры по обеспечению эффективной интеграции экономики России в мировую экономику.
    4. Подготавливает с участием заинтересованных  министерств и ведомств предложения  по механизму регулирования внешнеэкономической  деятельности, применяет в установленном  порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование товаров, работ и услуг в установленных законом случаях и определяет в установленном порядке квоты экспортных  поставок стратегических видов продукции.
    5. Учувствует в разработке направлений  использования централизованных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов формирует товарное пополнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин.-
    ' Главная задача Минэкономразвития  России в области ВЭД — координация  и регулирование внешнеторговой  деятельности в соответствии  с решениями высших органов  государственной власти управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.
    Министерство  разрабатывает предложения го государственной  политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует, контролирует отношения в этой области, выполняет фикции государственного заказчика по поставкам военно-технической продукции для государственных нужд. Кроме того, министерство разрабатывает предложения по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в тон числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников внешнеэкономической деятельности, а также интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством мер. С целью реализации поставленных перед ним задач Минэкономразвития России разрабатывает предложения по прогнозу развития внешней торговли, обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирование тенденций развития мирового рынка товаров и услуг, участвует в осуществлении контроля за предоставлением иностранным государствам, получением от них и погашением государственных кредитов, участвует в процессе урегулирования внешней задолженности, в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.
    Являясь правопреемником упраздненной Федеральной  службы по валютному и экспортному контролю, Министерство экономического развития и торговли РФ обеспечивает организацию и проведение единой общегосударственной политики в области контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. В пределах своей компетенции оно обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ участниками внешнеэкономической деятельности вне зависимости от форм собственности (прел приятиями, организациями, министерствами, ведомствами), осуществляющими валютные, экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции, Не подменяя таможенные службы, Центральный банк РФ занимается формированием на межведомственном уровне единой системы реализации правительственной, политики но внешнеэкономической сфере. Служба проверяет, как используются по назначению полученные от государства льготы и квоты, вносит предложения о поправках в нормативную базу ВЭД.
    Министерство  осуществляет руководство деятельностью  торговых готовых представительств, аппаратов торговых советников и атташе по торгово-экономическим вопросам посольств РФ за рубежом'
    Организации, входящие в систему Министерства, на основе изучения и прогнозирования  конъюнктуры на мировых рынках, условий  торговли обеспечивают информацией  и консультируй участников внешнеэкономических связей, а также оказывают им содействие в развитии и совершенствовании новых форм и методов внешнеэкономической деятельности. В состав Министерств входит ряд специализированных организаций, непосредственно способствующих осуществлению им своих функций в области внеэкономической деятельности:
    .  Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт (ВНИКИ);
    •   Всероссийская академия внешней  торговли (ВАВТ) с Институтом повышения  квалификации руководящих работников и специалистов в области внешнеэкономических связей;
    •   государственное предприятие «ИнформВЭС»;
    •   22 внешнеэкономических объединения;
    •   другие научно-исследовательские, проектные, учебные организации и предприятия.
    Свои  функции по управлению внешнеэкономической деятельностью в России Министерство осуществляет, опираясь на уполномоченных в крупнейших регионах России и их аппараты, которые работают в тесном контакте с местными органами власти.
    Важную  роль в управлении внешнеэкономическим  комплексом играет Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России), который является центральным правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующим в разработке и реализации таможенной политике страны. ГТК (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:
    - обеспечивает в пределах своей  компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ
    - обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
    - применяет средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений, взимает таможенные  пошлины, налоги и иные таможенные  платежи;
    - осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
    - ведет таможенную статистику  внешней торговли и товарную  номенклатуру внешнеэкономической  деятельности;
    - содействует осуществлению мер  по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности  населения, жизни и здоровья  человека, защите животных и растений, охране окружающей природной  среды, защите интересов российских  потребителей ввозимых товаров
    - обеспечивает выполнение международных  обязательств РФ в части, касающейся  таможенного дела, участвует в  разработке международных договоров  РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с  таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;
    - выполняет другие функции в  организации таможенного дела  в РФ.
    Система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом РФ и включает три уровня: Государственный таможенный комитет, региональные таможенные управления и таможни. В настоящее время в России действуют 11 региональных таможенных управлений и свыше 500 таможенных учреждений (свыше 120 таможен и более 400 таможенных постов).
    Важным  органом государственного регулирования является Центральный банк РФ (Банк России) Являясь главным банком страны и находясь все собственности, он независим от представительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется Законом о Центральном банке и другими законодательными актами.
    Внешнеэкономическая деятельность Банка России сводится к тому, что он представляет интереса страны в центральных банк других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков, выдает лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории РФ. Кроме того, Центральный банк управляет официальными золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс к денежным единицам других государств. Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в РФ и за границей, которые соответствуют законодательству России и приняты в международной банковской практике.
    Складывающаяся  в настоящее время в России система органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью  призвана обеспечить выполнение единой государственной политики в этой области. Генеральным направлением этой: политики является дальнейшая интеграция России в мировую экономику, использование преимуществ международного разделения труда для ускоренного эффективного развития национальной экономики в условиях формирования устойчивых рыночных отношений. 

    1.1.3. Методы государственного  регулирования и  поддержки внешнеэкономической  деятельности. 

    Во  всех странах внешнеэкономическая  деятельно ль рассматривается как  часть внешней политики государства, а также национальной экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства.
    Основные  принципы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации:
    - единство внешнеэкономической политики  как часть внешней политики России;
    - единство системы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности и контроля за  ее осуществлением;
    - единство таможенной территории  РФ;
    - равенство всех участников ВЭД  и их недискриминация;
    Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация.
    , Все меры в зависимости от  характера воздействия на экономические  процессы могут быть разделены  на административные и экономические. К административным могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности, установление квот, лицензий, эмбарго и др. К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В России в процессе регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам.
    В зависимости от характера и разновидности  применяемых приемов регулирования  внешнеэкономической деятельности и согласно Закону РФ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно-тарифное и нетарифные.
    Порядок применения таможенно-тарифных мер государственного регулирования ВЭД в РФ регламентируется Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими нормативными актами (более подробно рассмотрен в гл. 13).
    Меры, относимые к нетарифным, отличаются большим разнообразием. Всю совокупность этих методов можно разделить на три категории.
    К первой относятся меры прямого ограничения, которые направлены на защиту интересов национальной экономики. К ним относятся лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). С помощью лицензирования осуществляется государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»),
    Лицензией является официальный документ, который разрешает осуществление экс портных или импортных операций течение установленного срока Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту на срок до 12 месяцев. Генеральная лицензия выдается на основании решения Правительства РФ на каждый вид товара на определенный срок.
    Лицензии  выдаются федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, как правило, после согласования с соответствующими министерством и ведомствами или их территориальными органами
    Лицензии  выдаются на бланках, изготовленные специальной защищенной от поделок бумаге на основании заявлений, представленных на типовых бланках.
    Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются федеральным законодательством. В настоящее время список товаров, экспорт и/или импорт которых подлежит лицензированию, включает:
    .- товары с содержанием драгоценных  металлов, драгоценных камней, янтаря, изделий, из них;
    - лекарственные средства и фармацевтические  субстанции;
    - радиоактивные вещества и изделий  на их основе;
    - ядерные материалы, оборудование  и соответствующие технологии;
    - товары (материалы, оборудование  технологии) двойного применения, т.е.  товары, которые имеют мирное  назначение, но могут быть применены  для создания ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия;
    - возбудители заболеваний (патогенов)  человека, животных и растений;
    - опасные отходы;
    - порох промышленного применения, взрывчатые вещества, средства взрывания  и пиротехнические изделия;
    - озоноразрушающие вещества и  продукты, содержащие их;
    - наркотические средства, сильнодействующие  и ядовитые вещества;
    - шифровальные средства (техника,  части для нее, пакеты программ, документация);
    - спирт этиловый и водка (только  импорт).
    Другим  инструментом прямого количественного  ограничения является квотирование (контингентирование).
    Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом сражении, вводимые на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
    Аналогично  может быть установлен барьер по минимальным ценам на рынке страны-импортера. Это соглашение должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уоовня импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести вообще к закрытию рынка для страны-экспортера.
    Меры  прямого ограничения экспорта и  импорта могут вводиться в  исключительных случаях Правительством Российской Федерации Как сказано  в ст. 15 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности,: «Экспорт, из Российской Федерации и импорте Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений».
    Исключительными случаями, когда могут быть ведены количественные ограничения, являются:
    - обеспечение национальной безопасности РФ;
    - выполнение международных  обязательств  Российской Федерации с учетом  состояния на внутреннем товарном  рынке;
    - защита внутреннего рынка Российской  Федерации от импорта товаров,  когда наносится существенный  ущерб отечественным производителям аналогичных товаров.
    Кроме того, законодательство (ст. 19 Закона) предусматривает  возможность установления запретов и ограничений экспорта и/или  импорта товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности, в том  числе исключительных прав на них, исходя национальных интересов, которые включают:
    - соблюдение общественной морали  и правопорядка;
    - охра жизни и здоровья людей,  охрану животного и растительного  мира и окружающей среды в  целом:
    - сохранив культурного наследия  народов РФ;
    , обеспечение национальной безопасности  РФ;
    - защиту внешнего финансового  положения и поддержку платежного  баланса Российской Федерации
    - выполнение международных обязательств  РФ..
    Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин, который импортер долин внести в местной или иностранной валюте, а уполномоченные банк перед скупкой иностранного товара. Суша импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.
    Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартами требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, которые имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.
    Особое  место в ряду нетарифных инструментов регулирование ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль, Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в за коне РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.
    Законом определены такие понятия, как валютные ценности резидент и нерезидент, валютные операции, уполномоченный банк и др. Он закрепил имеющее большое значение для ВЭД право российских физических и юридических лиц на владение иностранной валютой, проведение валютных операций. К валютным ценностям по закону относятся иностранная валюта в виде денежных знаков, банкнот и средств на счетах, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные природные камни. Все операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, называется валютными операциями, которые делятся на текущие и иные с движением капитала. К текущим валютным операциям относятся:
    - операции, связанные с куплей-продажей  валютных ценностей, товаров и услуг, реализацией прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются с отсрочкой платежа, не превышающей 180 дней;
    - переводы за границу и получение  из-за границы процентов, дивидендов  и иных доходов по вкладам,  инвестициям, кредитам и прочим  финансовым операциям;
    - переводы неторгового характера  (заработная плата, пенсии, алименты, наследство и другие аналогичные операции).
    К. валютным операциям, связанным с  движением капитала, относятся:
    - прямые и портфельные инвестиции;
    - предоставление и получение финансовых  кредитов и отсрочки платежа  за поставленные товары, работы  и услуги на срок более 180 дней;
    - все иные валютные операции, не  относимые к текущим.
      Важным положением российской  системы валютного регулирования  контроля, без которого была бы  невозможна самостоятельная внешнеэкономическая  деятельность предприятия, является то, что резиденты (российские участники ВЭД) могут осуществлять текущие валютные операции без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Валютные операции проводятся через уполномоченные банки, т.е. инки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием проводимых операций действующему валютному законодательству и представляют в Банк отчетность, о проводимых валютных операциях. Таким образом, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. 

    1.2. Управление внешнеэкономической  деятельностью на  уровне региона. 

    В современных условиях ход экономической  реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.
    В состав Российской Федерации входят 89 субъектов Федерации: 21 республика, 6 краев, территориальных областей, одна автономная область, 10автономных округов, города федерального значения Москва и Санкт-Парбург. В соответствии с общими принципами государственного устройства России федеральные законодательные акты, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке действующие на всей территории РФ. Все это в полной мере относится к сфере внешнеэкономической .деятельности, Вместе с тем означает, что у субъектов Федерации нет никаких прав в сфере внешних отношений с иностранными государствами, их субъектами и фирмами.
    Разграничение полномочий, относящихся к сфере  внешних; отношений, определяется Конституцией РФ, федеративным договором, двусторонними договорами между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, и, конечно, федеральными конституционными законами федеральными законами. Последние принимаются Федеральным Собранием, где, как известно в обеих палатах интересы регионов представляют депутаты.
    Полномочия  субъектов РФ в области внешнеэкономической  деятельности в значительной степени  определяются федеральным законом  «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации находятся следующие вопросы:
    - координация внешнеторговой деятельности  субъектов РФ;
    - формирование и реализация региональных межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;
    - получение иностранных кредитов  под гарантии бюджетных доходов  субъектов РФ, их использование  и погашение;
    - выполнение международных договоров  РФ в области внешнеторговой  деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;
    - координация деятельности субъектов  РФ по созданию и функционированию  свободных экономических зон,  регулированию приграничной торговли;
    - информационное обеспечение внешнеторговой  деятельности.
    Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В частности, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции ив соответствии с законодательством:
    - осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность, а также координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории;
    - формировать и реализовывать  региональные программы внешнеторговой  деятельности;
    - предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии и льготы участникам ВЭД, зарегистрированным на их территории, в части выполнения их обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами субъектов РФ. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;
    - создавать страховые и залоговые  фонды в сфере внешнеторговой  деятельности для привлечения  иностранных займов;
    - заключать соглашения с субъектами  иностранных федеративных государств  и с административно-территориальными образованиями иностранных государств в области внешнеторговых связей;
    С целью реализации своих полномочий в ряде субъектов Российской Федерации  были приняты специальные законы, регламентирующие внешнеэкономическую  деятельность.
    В некоторых субъектах Российской Федерации были принять; специальные законы, направленные на усиление инвестиционной привлекательность своих регионов. В некоторых регионах иностранные инвесторы вложившие деньги в производство товаров, оказание услуг, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, начисляемых в региональный бюджет, и (или) на имущество. 

    1.3. Формы организации  внешнеэкономической  службы на уровне  предприятия. 

    В современных условиях демонополизации  внешнеэкономической деятельности предприятие - основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, сданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общехозяйственных потребностей и получения прибыли. Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке.
    Для эффективного управления внешнеэкономической  деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической дальностью предприятия определяется, прежде всего, теми целям и задачами, которые она призвана решать.
    'Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО (Внешнеторговые организации), можно условно разделить на три группы,
    1. Группа отделов и служб, осуществляющих  планирование:
    -. планово-экономический отдел - планирование  внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;
    -. валютно-финансовый отдел - валютное  планирование и контроль за  банковскими, валютными, кредитными  и расчетными операциями, соблюдение  интересов ВГО при внешнеторговых сделках;
    . транспортный отдел - планирование  и обеспечение перевозок экспортных  и импортных грузов;-
    -. бухгалтерия ВТО - учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками  и сторонними организациями, расчет  и выплата заработной платы,  анализ (совместно плановым отделом) результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по ее улучшению. '
    2. группа отделов, занимающихся  непосредственно маркетингом: 
    -отдел  конъюнктуры и цен — исследование  спроса, предложения, динамики цен,  структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работы фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков:
    - отдел рекламы и выставок - обеспечение  рекламной деятельности ВТО, организации  участия специализированных фирм  в международных выставках и  ярмарках;
    - инженерно-технический отдел —  изучение действующих на мировом  рынке технических требований к товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;
    - отдел совместных предприятий - координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России, и смешанных обществ, созданных с участием объединения за рубежом, создание новых смешанных обществ за рубежом и ликвидация их;
    - отдел технического обслуживания  и запчастей — организация  гарантийного и послегарантийного  технического обслуживания экспортируемых  объединением товаров в зарубежных  странах, обеспечение технических  центров и зарубежных агентов объединения необходимыми запасными частями, ремонтным оборудованием и транспортом.
    3. Группа отделов, обеспечивающих  принятие и исполнение управленческих  решений:
    - отдел развития - совершенствование  организационной структуры объединения;
    - отдел АСУ (ВЦ) — автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание совместно с другими отделами и фирмами баз данных и ведение их;
    - отдел кадров -вопросы подбора  и расстановки кадров, ведение личных дел работников;
    - отдел загранкомандировок - оформление  командировок границу;
    - канцелярия - регистрация и контроль  организационно-распорядительной документации  и переписки;
    - административно-хозяйственный отдел  - снабжение необходимыми для  работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;
    .- юридический отдел — помощь  в составлении условий контрактов  и соглашений, консультация фирм  по вопросам презентаций и  рекламаций, разногласий, защита интересов ВТо в судах и арбитражах, правовое обеспечение;
    - протокольный отдел — выполнение  поручений руководства ВТО и  фирм по встречам, приему и  проводам представите лей иностранных  фирм, прибывших с деловыми целями.
    Иногда  юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел кадров подчиняются непосредственно генеральному директору ВТО, выполняя те же функции.
    Создание  такой разветвленной структуры  управления ВЭД характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточенна на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического ел (отдела внешнеэкономических связей) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.
    На  предприятиях последние 10 лет накоплен значительный опыт осуществления внешнеэкономической  деятельности.  

    1.4. Работа предприятия  по выходу на  внешний рынок. 
 

    1.4..1. Маркетинговые исследования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.