На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика Центрального Банка России в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Пермский  государственный университет 
 
 

Кафедра экономической теории и мировой  экономики 
 
 
 

Денежно-кредитная  политика
Центрального  Банка России в современных условиях 
 
 
 

                                          Реферат (контрольная  работа)
                                          студента I курса заочного отделения
                                          экономического факультета
                                          специальности «Финансы и кредит»
                                          Е.В. Васильевой ________________ 

                                          Научный руководитель:
                                          кандидат экономических  наук
                                          доцент Т.Г. Баяндина____________ 
 
 

Пермь 2003

Оглавление

Введение

     Изучая  собранный материал по теме «Денежно-кредитная  политика Центрального Банка России в современных условиях», автор  настоящей работы был поражен той разницей, которая имеется между теорией по данной теме (учебники, задачники) и практикой современной российской денежно-кредитной политики, оцениваемой прежде всего по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год, статистическим и аналитическим материалам ЦБ РФ.
     Если  в теории в качестве основных инструментов денежно-кредитной политики называются операции центрального банка на открытом рынке, изменение им нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования), которые непосредственно воздействуют на денежную массу и процентную ставку (ставку процента, по которым коммерческие банки предоставляют кредиты), то на практике Центральный Банк России в большей степени использует такие инструменты, как интервенции на валютном рынке и депозитные операции.
     В связи с этим особый интерес среди  публицистических материалов вызвали статьи, в которых авторы говорят о невозможности применения в современной российской экономике инструментов, ориентированных на страны с развитым инвестиционным рынком, высокой степенью интегрированности банков и фондового рынка в экономику страны.
     Так по мнению А.И. Бажана, преобразования, проведенные в России вначале 90-х  гг. (приватизация большей части  государственных предприятий) «породили обстановку тотального взаимного недоверия бизнесменов друг к другу, кредиторов к заемщикам, а вкладчиков к банкам. Стали типичными своеобразные, мягко говоря, нерыночные формы бизнеса: незаконная приватизация, невозвращение долгов, повсеместная коррупция… В этих условиях и российская банковская система, и инфраструктура рынка ценных бумаг (еще не зародившись – прим. автора) стали представлять собой  довольно чахлые, недокапитализированные и неинтегрированные в экономику структуры, неохотно занимающиеся финансированием и кредитованием реального сектора экономики. А поскольку инструменты денежно-кредитной политики призваны воздействовать на денежную массу именно через банки, кредиты и куплю-продажу ценных бумаг, то очевидны причины слабого влияния этих инструментов, а потому и денежно-кредитной политики ЦБ».1
     Безусловно  во многом такая позиция является правильной. Это признает и Центральный Банк РФ: «в отсутствие зрелого, конкурентного финансового рынка… механизмы воздействия инструментов денежно-кредитной политики… все еще слабы. Процентные ставки Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, который остается узким вследствие сохраняющегося взаимного недоверия банков».2
     Однако, необходимо исходить из того, что целью  экономической политики современного российского государства является построение рыночной экономики, рост инвестиций в отечественное производство, в том числе путем развития фондового рынка.
     Поэтому изучение классических инструментов денежно-кредитной  политики, эффективность которых была подтверждена многолетним опытом экономически развитых стран, является необходимым.
     Кроме того, отрицание возможности регулирования  центральным банком российской экономики посредством денежной массы (денег) и процентной ставки (кредита) может привести к отрицанию самой денежно-кредитной политики. Но это уже тема для другой работы
     В связи с этим представляется правильным рассмотреть сначала такие инструменты денежно-кредитной политики, как операции центрального банка на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки, их роль и применение в российской экономике, а затем иные денежно-кредитные инструменты, используемые Банком России на современном этапе, а также предлагаемые к использованию учеными-экономистами.

1. Денежно-кредитная политика и центральные банки государств

     Как любая государственная политика, денежно-кредитная представляет собой деятельность органов государственной власти и управления, направленную на определенную сферу общественных отношений.
     Конечной  целью денежно-кредитной политики является экономический рост, полная занятость, стабильность цен и национальной валюты. Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Центрального Банка РФ, закрепленной за ним Конституцией Российской Федерации и вслед за ней Законом о Центральном Банке.
     Непосредственными объектами денежно-кредитной политики (тем, на что она воздействует в первую очередь)  являются денежная масса и процентная ставка (или ставка процента).
     Процентная  ставка (R) – размер процента, по которым банки предоставляют кредиты, денежная масса (М) представляет собой количество денег в обращении. При этом в России размеры денежной массы принимаются в настоящее время как совокупность наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих и счетах и депозитах нефинансовых организаций и физических лиц, то есть агрегат М2 (Приложение 1), в то время как, например, в Европе  сюда добавляют еще и краткосрочные процентные облигации этих институтов (агрегат М3).
     В современных условиях главную роль в проведении денежно-кредитной  политики играют центральные банки. Центральный банк в настоящее время есть в каждой стране. Его возникновение в первую очередь было связано с монополизацией денежного обращения. Со второй половины ХХ века важнейшей функцией центральных банков стало денежно-кредитное регулирование экономики.
     Основы  такого регулирования были заложены  Дж. М. Кейнсом в 1936 году в книге  «Общая теория занятости, процента и  денег». Кейнс разработал схему денежно-кредитного регулирования «М - % - I – Y», означающую, что изменение денежной массы приводит к изменению  ставки процента, что сказывается на инвестициях (I) и отражается на валовом внутреннем продукте (Y). 
     На  разных этапах промышленного цикла  центральный банк благодаря своему положению имеет возможность  либо увеличивать денежную массу  в экономике (проводить кредитую экспансию), что впоследствии приводит к увеличению ВВП, либо уменьшать ее (кредитная рестрикция), следствием чего является удорожание денег, снижение инвестиций и уменьшение ВВП.
     В результате основными методами увеличения или уменьшения денежной массы становятся не элементарное «печатание денег» или фискальное их изъятие, а воздействие на имеющуюся в стране денежную массу посредством регулирования денежных потоков коммерческих банков.
     При этом в основе такого воздействия  лежит свойство банков увеличивать предложение  денег («создавать деньги»). Состоит оно в том, что в условиях безналичного оборота денежная масса имеет возможность мультиплицироваться, то есть увеличиваться в определенных размерах (кредитная мультипликация). Величина мультипликатора определяется как 1/r, где r – норма обязательных резервов, устанавливаемая центральным банком.
     Предположим, коммерческий банк привлек депозиты на сумму 100 тыс. руб. При условии, что  норма обязательных резервов равна 0, он может предоставить экономике кредиты на сумму 100 тыс. руб., что единовременно увеличит денежную массу. Если учесть, что все выданные средства также пойдут в банки, которые также выдадут кредиты, то общий объем денежной массы увеличится на неопределенную величину. Для ограничения данного процесса и контроля центральный банк вводит норму обязательных резервов, например, в сумме 20 %. В этом случае первый банк сможет выдать уже не 100 тыс. руб., а только 80 тыс. руб., второй – 64 тыс. руб. (80 – 16) и т.д. В результате денежная масса увеличится лишь в пять раз.
     В общем виде дополнительное предложение  денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно: М=D/r, где D – первоначальный вклад.
     Таким образом, центральный банк, воздействуя  на активы коммерческих банков, регулирует размер денежной массы в стране.
     В странах с развитой рыночной экономикой инструментами денежно-кредитной  политики, с помощью которых центральный  банк воздействует на коммерческие, являются:
    операции на открытом рынке;
    изменение нормы обязательных резервов;
    изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).
     В России Законом о Центральном  Банке РФ предусмотрены также  следующие виды инструментов:
           4) рефинансирование  кредитных организаций;
           5) валютные интервенции;
           6) установление ориентиров роста денежной массы;
           7) прямые количественные  ограничения;
           8) эмиссия облигаций  от своего имени.
     Интересно, что в отечественной литературе на первое место из перечисленных инструментов авторы ставят изменение нормы обязательных резервов, а затем уже операции на открытом рынке. Указанное в целом соответствовало проводимой до недавнего времени политике ЦБ РФ. В соответствии с этим рассмотрим сначала такой инструмент денежно-кредитной политики, как изменение нормы обязательных резервов, затем – операции на открытом рынке и изменение учетной ставки.
     Чтобы не отвлекать в дальнейшем внимание от основных инструментов денежно-кредитной  политики, укажем, что под прямыми  количественными ограничениями  Банка России понимают установление им лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Учитывая, что данный метод является «нецивилизованным», так как допускает прямое вмешательство государства в сферу частных интересов, Банк России вправе применять его в равной степени ко всем кредитным организациям и лишь в исключительных случаях только после консультаций с Правительством РФ (ст.46 Закона О Центральном Банке).

2. Изменение нормы обязательных резервов

     Обязательные  резервы – это часть суммы  депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Возникнув как гарантийный фонд для выполнения банком своих обязательств по возврату вкладов, в ХХ веке изменение их нормы стало одним из главных методов денежно-кредитной политики многих стран.
     В российском законодательстве официальное  определение обязательных резервов дается в Положении от 30.03.96 № 37 «Об  обязательных  резервах кредитных организаций,    депонируемых   в  Центральном   Банке   Российской Федерации». Согласно п.1 данного Положения обязательные резервы (резервные требования) - один из основных инструментов осуществления денежно - кредитной политики Банка России - представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
     В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России.
     Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов и различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным вкладам они ниже, чем по вкладам до востребования). Чем выше центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (r) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы (М). Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
     В мире наблюдается большой разброс  норм резервирования. В последние несколько лет они составляли: в Великобритании – 0,45 %, Японии – от 0,125 до 2,5 %, Швейцарии – 2,5 %, Германии – от 4,15 до 12,1 %, Франции – от 3 до 5,5 %, Италии – 25 %.1
     В России 1 июня 1991 г. норма резервирования была установлена в размере 2%, но уже в следующем году всего  за 4 месяца она увеличилась до 20%. В последующие годы норма и  порядок резервирования неоднократно менялись (Приложение 2).
     Действующий норматив резервирования (был установлен 1 января 2000 г.) составляет 7% для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, и 10% для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, и для средств в иностранной валюте.
     По  мнению многих ученых, для политики Центрального Банка РФ по регулированию норм обязательных резервов были характерны резкие и зачастую неоправданные перепады. Между тем, изменение нормы обязательных резервов является сильнодействующим  «экономическим лекарством» и применять его следует крайне осторожно.2 Даже небольшие колебания норм резервирования вызывают значительные изменения в объеме кредитных операций.  Для стран с развитой банковской системой характерно применение резервных требований как инструмента долгосрочного регулирования денежно-кредитной политики, нормы резервирования пересматриваются редко (не чаще чем через несколько лет).

3. Операции на открытом рынке

     Термином  «операции на открытом рынке» обозначают куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом1). Данный термин был заимствован из практики функционирования центрального банка США – Федеральной резервной системы, для которой операции на открытом рынке выступают самым важным инструментом денежно-кредитной политики2. Механизм этого инструмента состоит в следующем.
     При  спаде экономики центральный  банк заинтересован в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков. Для этой цели он путем установления определенной доходности старается выкупить у коммерческих банков ценные бумаги. Коммерческие банки, продав часть своих активов в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить кредитование реального сектора, что приводит к увеличению предложения кредитов (кредитная экспансия) и снижает цену кредита (так называемая политика «дешевых» денег). Объем денежный массы при этом расширяется благодаря эффекту мультипликации.
     При угрозе инфляции центральный банк, наоборот, проводит продажу государственных  ценных бумаг, уменьшая таким образом  свободные денежные средства коммерческих банков и снижая предложения кредитов (политика «дорогих» денег).
     Среди операций центрального банка на открытом рынке различают операции в форме  соглашения об обратном выкупе (РЕПО), которые заключаются в продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством последующего их выкупа через определенный срок по новому более высокому курсу.
     Для России проведение Центральным Банком операций с ценными бумагами является новым и мало используемым инструментом денежно-кредитного регулирования. Указанное объясняется как неразвитостью фондового рынка России, так и другими факторами.
     Так, ограниченность использование операций на открытом в 2002 году Банк России объяснил негибкостью действующей нормативно-правовой базы, а также незначительным объемом облигаций с рыночными характеристиками в портфеле Банка России.
     Вообще  наибольшую долю среди государственных ценных бумаг в РФ имеют облигации федеральных займов (ОФЗ), выпускаемые Минфином России в пределах, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с размером государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного на финансовый год законом о федеральном бюджете.
     Закон о Центральном Банке РФ предоставляет  Банку России право осуществлять эмиссию собственных облигаций (ОБР). На основании этого ЦБ РФ было утверждено Положение от 28.08.98 № 53-П «Об обращении  выпусков облигаций Банка России». Однако своим правом Центральный Банк пользовался не часто. В 2002-2003 г.г. операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводились.
     Между тем, многие ученые считают операции Центрального Банка по купле-продаже  собственных облигаций (ОБР) наиболее гибким инструментом денежно-кредитного регулирования. Приобретая  ОБР с определенным сроком обращения, коммерческий банк может в случае острой потребности в ликвидности продать облигации на рынке, не теряя при этом дохода от владения облигациями (в отличие от досрочного отзыва денежных средств с депозита, о котором будет рассказано далее). Таким образом, ОБР дает Банку России возможности изымать из обращения избыточную ликвидность на фиксированный срок (срок обращения облигации), а коммерческим банкам предоставляет возможность на ежедневной основе регулировать собственную ликвидность за счет операций на вторичном рынке.1
     Банк  России отказ от выпуска собственных  облигаций объясняет существующими ограничениями в законодательстве РФ: «имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения и проведением операций». 2
           До законодательного устранения указанных ограничений  Банк России сосредоточил свои усилия на создании рынка для нового инструмента - операций модифицированного РЕПО с облигациями, находящимися в портфеле Банка России.
     Операции  по размещению на рынке облигаций  на условиях биржевого модифицированного  РЕПО (далее – БМР) во многом аналогичны операциям первичного размещения выпусков ГКО-ОФЗ или ОБР. Первичное размещение происходит посредством аукциона, проводимого по американской системе, то есть участник аукциона самостоятельно устанавливает цену, выраженную в процентах, от номинала, по которой он готов приобрести облигации. До наступления даты обратного выкупа облигаций Банком России они имеют свободное обращение на рынке аналогично другим выпускам государственных ценных бумаг. Выкуп облигаций производится Банком России на основании безотзывной публичной оферты. В дату обратного выкупа Банк России удовлетворяет все заявки дилеров на продажу по цене, объявленной в оферте.
     В 2002 году аукционы по размещению двух выпусков ОФЗ на условиях модифицированного  РЕПО сроком 40 и 65 дней состоялись 6 февраля. Общий объем размещения облигаций на аукционе составил 416 млн. рублей, средневзвешенная доходность - 13,81 и 14,17% годовых соответственно. В период действия оферты было размещено облигаций еще на 583 млн. рублей по ставкам, устанавливавшимся в соответствии со ставками по депозитным операциям Банка России с аналогичными сроками. После обратного выкупа указанных выпусков проведение дальнейших операций модифицированного РЕПО было временно приостановлено.
           Создание рынка  модифицированного РЕПО стало составной  частью деятельности Банка России по подготовке условий для активизации  рыночных операций, которые в дальнейшем должны позволить Банку России более гибко реагировать на колебания банковской ликвидности.1

4. Изменение учетной ставки. Учетная политика

     Учетная ставка (или ставка рефинансирования) представляет собой ставку, по которой  центральный банк предоставляет кредиты коммерческим.
     Если  учетная ставка повышается, то объем  заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. Получая дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по кредитам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается.
     Снижение  учетной ставки действует в обратном направлении.
     Очевидно, что выдавая кредит коммерческому банку, центральный банк увеличивает его денежные резервы. Поскольку  при этом поддерживать обязательные резервы с полученной суммы не требуется, мультипликационный эффект увеличения денежной массы происходит в степени во много раз большей, чем при получении банком иного кредита (межбанковского).
     Таким образом, выдача центральным банком ссуд может очень значительно повлиять на объем денежной массы в обороте.
     Однако, следует отметить, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у центрального, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки во многих странах рассматривается скорее как индикатор политики центрального банка, нежели эффективный инструмент денежно-кредитного регулирования.
     В России на протяжении 1991-2000 г.г. Центральный  Банк неоднократно изменял ставку рефинансирования в зависимости от условий, складывающихся на денежном рынке: с 01.01.09 по 15.10.93 ставка постепенно была повышена с 20 до 210 процентов, в 1994-1998 г.г. ее размер колебался от 21 до 210 процентов, наконец, с 24.07.98 устойчиво снижался и в настоящее время составляет 16 процентов (Приложение 3).
     Как уже было сказано, само по себе изменение  учетной ставки не является действенным методом денежно-кредитного регулирования. Говоря о реальных, используемых в настоящее время инструментах денежно-кредитной политики, в том числе Центральным Банком РФ, следует иметь в виду различные формы  рефинансирования центральным банком коммерческих банков. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Оно является одним из важнейших инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе и осуществляется на рыночных условиях путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных кредитов, переучета  векселей.
     Законодательной основой рефинансирования является ст.ст.46-47 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации…»,  согласно которым Банк России имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами.  Обеспечением кредитов Банка России могут выступать золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта; векселя, номинированные в российской или иностранной валюте; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров ЦБ РФ.
     Наиболее  известными являются такие виды кредитов, как внутридневной кредит (в течение операционного дня), кредит «овернайт» (один рабочий день), ломбардный кредит.
     Ломбардный  кредит предоставляется банкам в валюте РФ под залог государственных ценных бумаг в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 13.03.96 № 36, и на основании договора. Вначале ломбардные кредиты предоставлялись Банком России на срок до 30 календарных дней как путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной ставки, так и путем проведения аукционов. В последующем  их предоставление происходило лишь по результатам аукционов, сроки кредитов менялись на основании телеграмм ЦБ РФ.
           Ломбардные кредитные  аукционы Центрального банка РФ проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение ломбардного кредита, осуществляемые по американскому или голландскому способам.
           Заявки, принятые к  аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная  с максимальной.
           Исчерпание объема кредита, выставляемого на аукцион, является основанием для пропорционального сокращения суммы каждой заявки банка, в которой указана ставка, принятая Банком России в качестве ставки отсечения, в списке удовлетворенных заявок.
           При американском способе  проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках, которые эквивалентны или превышают устанавливаемую Банком России ставку отсечения.
     При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по устанавливаемой Банком России ставке отсечения).
     Переучет  векселей представляет собой способ рефинансирования путем использования такого распространенного кредитного и расчетного инструмента, как вексель.
     Участниками операций по переучету векселей являются Банк России в лице операционного  подразделения по переучету векселей (ОППВ), Учетный банк (коммерческий банк, получивший статус Учетного банка1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.