На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Общая характеристика бухгалтерского учёта

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


-Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учёта 

      
    Хозяйственный учёт, его виды. Измерители, используемые в учёте.
    Понятие и задачи бухгалтерского учёта.
    Требования и допущения в бухгалтерском учёте.
    Нормативное регулирование бухгалтерского учёта.
    Пользователи бухгалтерской информации.
    Предмет бухгалтерского учёта.
    Метод бухгалтерского учёта.
 
      1. Хозяйственный учёт, его виды. Измерители, используемые в  учёте 

      Для получения необходимых сведений о ходе хозяйственных процессов  организуется хозяйственный учёт. Он возник из потребности управления материальным производством.
      Хозяйственный учёт – это система наблюдения, измерения, количественной и качественной характеристики, регистрации фактов хозяйственной деятельности, их группировка и обобщение. Он включает в себя 3 вида учета:
    Оперативный учёт является системой текущего наблюдения, контроля за отдельными хозяйственными операциями и управления ими в ходе их осуществления. Он необходим аппарату управления организацией, используется только в рамках одной организации, данные оперативного учета передаются, как правило, в устной беседе, по телефону, факсу.
    Статистический учёт представляет собой систему регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений, позволяет осуществлять их количественную и качественную оценку. На основе статистической информации изучаются и анализируются закономерности развития процессов и явлений, характер экономических потоков и тенденций.
    Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации  и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении  путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
      Бухгалтерский учёт как наука состоит из трёх самостоятельных частей: теории бухгалтерского учёта, финансового учёта и управленческого учёта.
      Теория  бухгалтерского учёта – наука, изучающая теоретические, методологические основы и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учёта в целом.
      Финансовый  учёт – это система сбора учётной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчётности.
      Управленческий  учёт предназначен для сбора учётной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Его главная цель обеспечить менеджеров полной, достоверной и необходимой информацией.
      В последние годы в российском законодательстве введено понятие налогового учета. Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.
      Налоговый учет имеет целью формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
      В учете используется три вида измерителей:
    Натуральные (штуки, килограммы и др.) применяют для количественной характеристики однородных объектов. Они используются для учета количества материальных ценностей.
    Трудовые используются для исчисления количества затраченного труда и выражаются в единицах времени (рабочий час, день). С их помощью рассчитывают производительность труда, заработную плату, контролируют норму выработки рабочих.
    Денежный используется в хозяйственном учёте для отражения объектов в едином выражении.  В Российской Федерации денежным измерителем является рубль.
 
      2. Понятие и задачи  бухгалтерского учёта 

      Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации  и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении  путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
      Бухгалтерский учёт имеет свои особенности, отличающие его от остальных видов учёта, а именно:
    является документально обоснованным учётом;
    непрерывен во времени и сплошной по охвату всех изменений, происходящих в финансово-хозяйственной деятельности организации;
    применяет особые, только ему присущие способы обработки данных (счета, баланс, двойная запись);
    является стоимостным учетом.
      Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
      Основными задачами бухгалтерского учета являются:
    Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
    Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
    Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
 
      3. Требования и допущения  в бухгалтерском  учёте 

      Можно выделить следующие требования в  бухгалтерском учете:
    требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности;
    требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности фактов хозяйственной деятельности;
    требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает большую готовность к учёту расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов;
    требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учёте факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания;
    требование непротиворечивости предполагает тождество данных аналитического учета данным синтетического учета на последний календарный день месяца;
    требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
      Выделяют  следующие допущения бухгалтерского учёта:
    допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
    допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у неё отсутствует намерение ликвидации;
    допущение последовательности в методах учёта (последовательности применения учётной политики) предполагает, что выбранная организацией методика учёта будет использоваться на протяжении длительного периода времени;
    допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности означает, что все операции отражаются в том периоде, в котором они совершены.
      В федеральном законе «О бухгалтерском учете» выдвигаются следующие требования к ведению бухгалтерского учета:
      1. Бухгалтерский учет имущества,  обязательств и хозяйственных  операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
      2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
      3. Бухгалтерский учет ведется организацией  непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
      4. Организация ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств  и хозяйственных операций путем  двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
      5. Все хозяйственные операции и  результаты инвентаризации подлежат  своевременной регистрации на  счетах бухгалтерского учета  без каких-либо пропусков или изъятий.
      6. В бухгалтерском учете организаций  текущие затраты на производство  продукции и капитальные вложения  учитываются раздельно. 

      4. Нормативное регулирование  бухгалтерского учёта 

      Целью нормативного регулирования бухгалтерского учёта является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
      Новая система нормативного регулирования  бухгалтерского учёта в России состоит из четырёх уровней.
      Первый  уровень документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учёта в организации, а также представление бухгалтерской отчётности. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, где закреплён ряд важных принципов и правил бухгалтерского учёта, определена организационная основа регулирования бухгалтерского учёта, изложены основы его ведения, начиная с первичных документов и заканчивая бухгалтерской отчётностью. Весьма важными документами этого уровня являются Гражданский и Налоговый кодексы, законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью».
    Второй  уровень системы нормативного регулирования формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, утверждаемые только Минфином России. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учёта и составлению бухгалтерской отчётности. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учёта, приведены возможные бухгалтерские приёмы без раскрытия конкретного механизма их применения к конкретному виду деятельности. Особым документом этого уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации № 34н от 29 июля 1998 г. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
      Раскрытие механизма учёта должно осуществляться в документах третьего уровня – методических указаниях по ведению бухгалтерского учёта, инструкциях, рекомендациях и т. д. Эту группу документов формирует не только Минфин РФ, но и другие органы исполнительной власти, добровольные объединения юридических лиц, профессиональные организации бухгалтеров. К этой группе документов относятся методические рекомендации по учёту себестоимости продукции в разных отраслях, по инвентаризации, заполнению бухгалтерской отчётности. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению.
      Четвёртый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие её учётную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Названия документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации. 

      5. Пользователи бухгалтерской  информации 

      Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две основные группы: внутренние и внешние.
      К внутренним пользователям относятся собственники организации, администрация, служащие, персонал. Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации. Её состав для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых представителем, и его уровня должности. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше всего интересует прибыльность и ликвидность организации. Для менеджеров важны в первую очередь показатели их подразделений. Трудовой коллектив интересует устойчивость деятельности организации, возможность получения дивидендов, заработной платы.
      Внешними  пользователями с  прямым финансовым интересом являются сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчётности. Предмет интереса этой группы – финансовое положение фирмы, финансовые результаты её работы, ликвидность.
      Внешними  пользователями бухгалтерской  информации с косвенным  финансовым интересом являются налоговые, финансовые органы, казначейство, профсоюзы, страховые компании, покупатели и заказчики. Финансовым органам и правительственным учреждениям учётная информация необходима для того, чтобы контролировать поступление средств в бюджеты. Банковские учреждения и страховые компании на основе финансовой информации оценивают возможность заключения договоров с организацией по расчётным операциям и страхованию. Профсоюзы заинтересованы в получении информации об экономической жизнеспособности организации в плане занятости и оплаты труда.
      Группа  внешних пользователей  без финансового  интереса включает в себя органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы. Пользователей этой группы отчётная информация интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получения статистической информации (органы статистики).
       
      6. Предмет бухгалтерского  учета 

      Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации. Он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:
    объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации (имущество и его источники);
    объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации (хозяйственные процессы и их результаты).
      Имущество организации подразделяется на:
    Основные средства – это средства труда, которые многократно участвуют в процессе производства, стоимость свою переносят на себестоимость продукции постепенно, частями, по мере износа, не меняют своей вещественной формы, имеют срок службы более 1 года (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструменты, многолетние насаждения и т. п.).
    Нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход (патенты, лицензии, компьютерные программы).
    Вложения во внеоборотные активы – вложения в строительство и покупку основных средств и нематериальных активов.
    Материально-производственные запасы – предметы труда, которые в процессе производства и продажи участвуют один раз, стоимость свою переносят на готовый продукт сразу и полностью, в процессе производства меняют свою натуральную вещественную форму (материалы, готовая продукция, топливо, запасные части и др.)
    Финансовые вложения – инвестиции в ценные бумаги, уставный капитал других организаций, предоставленные займы.
    Средства в расчетах – это дебиторская задолженность за товары и услуги, по выданным авансам, полученным векселям от других организаций.
    Денежные средства – сумма наличных денежных средств, находящихся в кассе организации и свободные денежные средства на счетах банков.
      Источники имущества организации подразделяются на 2 группы:

      Собственные источники:

    уставный  капитал – сумма вкладов учредителей при создании организации;
    нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, оставшаяся у организации  после выплат учредителям и используемая на накопление имущества организации;
    целевое финансирование – средства, полученные от других юридических и физических лиц, из бюджета и предназначенные для выполнения мероприятий целевого назначения;
    резервы – средства, накапливаемые для предотвращения негативных финансовых последствий;
    добавочный капитал – источник, образованный за счёт дооценки основных средств, продажи акций по цене, превышающей номинал.

      Заемные источники:

    кредиты банков – суммы, которые банк выдает организации на определенное время и берет за это плату;
    займы – средства, которые предоставляет одна организация другой в виде отсрочки платежей или суммы выпущенных облигаций;
    кредиторская задолженность – сумма задолженности поставщикам за товары и услуги, а также авансы полученные, суммы задолженности перед работниками организации, государством, внебюджетными фондами, акционерами.
      Хозяйственные процессы – это действия, которые отражают хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты хозяйственной деятельности, состав и размещение имущества, а также источники его формирования.
      Все хозяйственные процессы можно объединить в три сферы:
    Сфера снабжения – совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает  себя покупными предметами и средствами труда.
    Сфера производства – основа деятельности  организации; здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и передают им новый вид или свойства.
    Сфера продажи – совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
 
 
      7. Метод бухгалтерского  учета 

      Метод бухгалтерского учета – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет бухгалтерского учета.
      Отдельные приемы называются элементами метода:
    Документация – первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности в виде определенных форм учетных документов. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учёте, должна быть оформлена документами.
    Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества и обязательств организации путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета. Она либо подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет излишек или недостачу. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств.
    Оценка – способ, с помощью которого все виды имущества получают денежное выражение. Оценка имущества организации базируется на их фактической себестоимости.
    Счета бухгалтерского учета – способ текущего отражения и группировки имущества и источников его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам.
    Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда сумма каждой операции записывается на счетах дважды, один раз по дебету одного счета, другой раз по кредиту другого счета.
    Калькуляция – это группировка затрат, определение себестоимости отдельных видов изделий и материальных ценностей
    Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки имущества и источников его образования на определенную дату.
    Бухгалтерская отчетность – это система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее деятельности за определённый период или на определённую дату, составляемая по установленным формам.
       

 

Тема 2. Бухгалтерский  баланс 

      Строение  и содержание баланса.
      Виды балансов.
      Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций.
 
     1. Строение и содержание  баланса 

     Бухгалтерский баланс – это система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы в денежной форме, отображающей наличие имущества организации и источников его образования на определенную дату.
      Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия за отчетный период. Он позволяет определить:
    состав и структуру имущества предприятия;
    мобильность и оборачиваемость оборотных средств;
    состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности;
    конечный финансовый результат (прибыль или убыток).
      Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и других лиц, связанных с управлением  имуществом, с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется, и кто принимал участие в создании этого запаса.
      По  бухгалтерскому балансу можно определить взятые организацией на себя обязательства  перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими субъектами; угрожают ли организации финансовые затруднения. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговой инспекцией, кредитными учреждениями, органами статистики.
      Левая часть, в которой отражается состав имущества организации, называется АКТИВ баланса, Правая часть - ПАССИВ баланса, отражает источники образования имущества.
      Отдельный вид имущества и его источников, показанный в балансе по отдельной  позиции, называется статьей баланса, итоговая сумма актива или пассива баланса называется валютой баланса. Сумма всех статей актива равна сумме всех статей пассива.
      Баланс  состоит из 5 разделов:
    Внеоборотные активы        
    Оборотные активы              АКТИВ БАЛАНСА
    Капитал и резервы
    Долгосрочные обязательства          ПАССИВ БАЛАНСА
    Краткосрочные обязательства
   Бухгалтерский баланс составляется ежеквартально  и подписывается руководителем и главным бухгалтером.
 

       2. Виды балансов  

      В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских  балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления. Можно классифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам:
      срок составления;
      объем информации;
      способ очистки.
      Вступительные балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация устава).
      Текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).
      Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года.
      Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются ежемесячно, а также итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т. е. нарастающими данными за девять месяцев.
      Санируемые  балансы составляются, когда организация находится на стадии банкротства.
      Ликвидационные балансы составляются при ликвидации предприятия.
      Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).
      Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.
      По  объему информации выделяются две разновидности  балансов: единичный и сводный (или консолидированный).
      Единичные балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.
      Сводные (или консолидированные) балансы составляются путем объединения балансов нескольких взаимосвязанных организаций.
      По  способу очистки выделяются балансы-брутто и балансы-нетто.
      Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей — балансом-нетто. 
 
 
 

 

       3. Типы изменений  баланса под влиянием  хозяйственных операций 

     Возникающие в процессе деятельности организации  хозяйственные операции не нарушают равенство итогов актива и пассива, в то время как суммы отдельных статей и итогам баланса могут меняться. Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса.
       В зависимости от характера  изменений статей баланса хозяйственные  операции можно разделить   на четыре типа:
     Первый тип – с расчетного счета деньги поступили в кассу (одна статья актива увеличится, а другая уменьшится, в результате итог баланса не меняется)
     Второй  тип – часть чистой прибыли присоединяется к резервному капиталу (одна в пассиве увеличится, а другая уменьшится, итог баланса не меняется)
     Третий  тип – поступили материалы от поставщика (одна статья увеличивается в активе, другая увеличивается в пассиве, итог баланса увеличится)
     Четвертый тип – из кассы выплачена заработная плата (одна статья уменьшается в активе, другая уменьшается в пассиве, итог баланса уменьшается)
 

      Тема 3. Счета и  двойная запись

 
      Понятие и  строение счёта.
      Двойная запись по счетам.
      План счетов бухгалтерского учёта.
      Классификация счетов.
      Синтетические и аналитические счета.
      Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.
 
      Понятие и строение счёта
     
      Бухгалтерский баланс отражает состояние имущества  организации и ее обязательства  за отчетный период. Однако в процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы - счета бухгалтерского учета, которые построены с учетом экономической однородности. Бухгалтерский счет - основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений.
      Счета бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного 
отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

      Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса, например, 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 75 «Расчеты с учредителями»,  99 «Прибыли и убытки»,  80 «Уставный капитал» и др.
      Каждый  счет представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона счета - дебет (от лат. «должен»), правая сторона - кредит (от лат. «верит»).  

      Дебет     Счет 50 «Касса»    Кредит
        
 
 

      Остаток по счёту называется сальдо. Сальдо может быть начальным и конечным. Сумма всех записей по счёту называется оборотом. Он может быть дебетовый и кредитовый.
      В зависимости от содержания бухгалтерские  счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.
      Счета являются активными  по:
    экономическому содержанию, т.е. эти счета предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению;
    балансу, т.е. счета (статьи) расположены в активной части баланса.

      Строение  активного счета

         Д-т                                                                                                                К-т
Сн - остаток на начало периода  
ОбД – поступление, увеличение, приход ОбК – использование,  уменьшение,  выбытие
Ск=Сн + Обд - Обк        
 
      В активных счетах сальдо может быть только дебетовое.
      К активным относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет», «Нематериальные активы» и др.
      Счета считаются пассивными по:
      - экономическому содержанию, т.е.  счета отражают учет имущества  по источникам его образования;
      - балансу, т.е. счета (статьи) расположены в пассивной части баланса.

Строение пассивного счета

      Д-т                     К-т
  Сн - остаток  на начало периода
ОбД - уменьшение ОбК - увеличение
  Ск = Сн + ОбК - ОбД
 
      К пассивным относятся счета «Уставный  капитал», «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
      Существуют  активно-пассивные счета, которые  объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть и дебетовым, и кредитовым. Например, счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» может иметь два остатка: дебетовый - показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый - сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве. 

      Двойная запись по счетам
 
      По  своей экономической природе  любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.
      Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.
      Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получить информацию о движении хозяйственных средств и источниках их образования.
      Двойная запись способствует контролю за движением  хозяйственных средств и источниками  их образования, показывает, откуда они поступили и на какие цели были направлены. Она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе. Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены.
      Метод двойной записи обусловливает существование  таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.
      Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д. Счета, между которыми наступила эта взаимосвязь, называются корреспондирующими.
      Бухгалтерская проводка (запись) есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.
      Порядок осуществления двойной  записи:
      Определить какие два счета участвуют в операции.
      Определить какие счета увеличиваются (уменьшаются).
      Определить вид счетов по отношению к балансу (активные, пассивные).
      Определить какой счет дебетуется, а какой кредитуется, зная строение счетов.
 
 

    3. План счетов  бухгалтерского учёта 

      План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Обычно в плане счетов перечисляются счета синтетического учета и субсчета, а также дается перечень забалансовых счетов.
      План  счетов лежит в основе организации бухгалтерского учета в любой организации. Им обязаны руководствоваться организации различных отраслей народного хозяйства. При этом бюджетные, а также кредитные организации ведут учет, используя свой (отдельный) план счетов.
      В плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 №94 и введенный в действие в обязательном порядке с 2002 года, включает 8 разделов, объединяющих 62 синтетических счета. Забалансовые счета составляют обособленную группу, состоящую из 11 счетов.
      В раздел I «Внеоборотные активы» включены счета для учета имущества,  составляющего материально-техническую  базу хозяйствующего субъекта, а также  операций, связанных с созданием  средств труда и восстановлением  их состояния.
      В раздел II «Производственные запасы» отнесены счета, предназначенные для учета процесса заготовления, наличия и движения материально-производственных запасов.
      Счета раздела III «Затраты на производство»  предназначены для учета затрат на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ.
      В разделе IV «Готовая продукция и товары»  приведены счета для учета  части имущества, находящегося в  сфере обращения при доведении  готовых продуктов от производителя  до покупателя, а также часть затрат, связанных с пребыванием продукции  в сфере обращения.
      В разделе V «Денежные средства» обобщается информация о наличии и движении денежных средств в отечественной  и иностранной валюте.
      Раздел VI «Расчеты» включает счета учета  дебиторской и кредиторской задолженности.
      Раздел VII «Капитал» содержит счета, с помощью которых обобщается информация о движении собственного капитала и целевого финансирования.
      Счета раздела VIII «Финансовые результаты»  предназначены для учета доходов, расходов, прибылей и убытков организации.
      Преимущества  плана счетов бухгалтерского учета, применяемого в России:
    осуществляется централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;
    контролируется правильность ведения учета, отчетности и использования имущества организации;
    концентрируется информационный материал в целом по стране, регионам и в разрезе отдельных организаций, что служит основой для анализа деятельности организаций на разных уровнях.
    4. Классификация счетов 

      Классификация счетов бухгалтерского учета - это объединение их в группы по признаку однородности экономического содержания отражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных операций.
      Выделяют  классификацию счетов по экономическому содержанию и по назначению и структуре. В основу классификации счетов по экономическому содержанию положена группировка хозяйственных средств по составу и источникам образования.
      По  структуре и назначению бухгалтерские  счета делятся на группы:
      Основные
      Регулирующие
      Операционные
      Финансово-результатные
      Забалансовые
      Основные  счета применяются для контроля за наличием и движением имущества по составу и размещению и по источникам его образования. Основными они являются, потому что учитываемые объекты служат основой хозяйственной деятельности организации.
      Основные  счета подразделяются на четыре подгруппы:
    инвентарные счета, используемые для учета имущества, подлежащего инвентаризации, и контроля за его наличием и движением, на которых учет ведется как в денежных, так и в натуральных единицах (01, 04, 07, 10, 43, 41);
    счета денежных средств, на которых учет ведется только в денежных единицах (50, 51, 52,55);
    счета расчетов, на которых отражается образование и движение дебиторской и кредиторской задолженности (60,62,66,67,68,69,70,71,76);
    счета капитала, которые используются для учёта собственных источников (80,82,83).
      Инвентарные счета используются для учета имущества хозяйства, фактическое наличие которого устанавливается путем проведения инвентаризации. Все инвентарные счета являются счетами активными. Строение любого инвентарного счета можно представить следующим образом.
      Строение  инвентарного счета
 

Счет инвентарный

Дебет

   Кредит

Сн - наличие имущества на начало периода  
ОбД – увеличение, поступление имущества (+) ОбК - уменьшение, выбытие, использование имущества (-)
Ск - остаток имущества на конец периода  
 
      Счета капитала, используемые для учета собственных источников образования имущества, являются пассивными.
      Строение  счетов капитала
 

Счет капитала

Дебет

   Кредит

  Сн - наличие  источников образования имущества на начало периода
ОбД – уменьшение, использование источников образования имущества (-) ОбК – привлечение  источников образования имущества (+)
  Ск - наличие  источников образования имущества на конец периода
 
      На  активных счетах для учета расчетов отражается образование и движение дебиторской задолженности. Строение активных счетов для учета расчетов представлено ниже.
      Строение  активных счетов для  учета расчетов
 

Активный счет для  учета расчетов

Дебет

   Кредит

Сн – наличие непогашенной дебиторской задолженности на начало периода  
ОбД - образование и увеличение дебиторской задолженности (+) ОбК - погашение, списание дебиторской задолженности (-)
Ск – наличие непогашенной дебиторской задолженности на конец периода  
      Пассивные счета для учета  расчетов используются для учета образования и движения кредиторской задолженности. Строение пассивных счетов для учета расчетов представлено ниже.
Строение  пассивных счетов для учета расчетов

                      Пассивный счет для учета расчетов

Дебет

   Кредит

  Сн - непогашенная кредиторская задолженность на начало периода
ОбД – погашение, уменьшение кредиторской задолженности (-) ОбК - образование, увеличение кредиторской задолженности  (+)
  Ск - непогашенная кредиторская задолженность на конец периода
      Активно-пассивные  счета для учета  расчетов применяются для отражения взаимных расчетов данной организации с другим хозяйственным органом.
Строение  активно-пассивного счета для учета  расчетов
 

Счет активно-пассивный

Дебет

   Кредит

Либо  Сн – непогашенная дебиторская задолженность на начало периода Либо Сн –  непогашенная кредиторская задолженность на начало периода
ОбД - образование, увеличение дебиторской и погашение кредиторской задолженности ОбК - погашение  дебиторской задолженности, образование и увеличение кредиторской задолженности
Либо  Ск – непогашенная дебиторская задолженность на конец периода Либо Ск –  непогашенная кредиторская задолженность на конец периода
 
      Активно-пассивный  счет для учета расчетов всегда имеет  один остаток либо по дебету счета, либо по кредиту. В зависимости от наличия дебетового или кредитового сальдо в одном отчетном периоде счет является активным или пассивным.
      Исключением является счет «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами». Этот счет может иметь два остатка сразу, поскольку на нем осуществляется учет расчетов со многими дебиторами и кредиторами. Долг одних организаций в этом случае не может быть погашен задолженностью другим организациям, т.е. дебиторскую задолженность одних организаций нельзя погасить кредиторской задолженностью другим. Поэтому на этом счете приходится одновременно отражать и сумму, которую должны организации (сальдо по дебету счета), и сумму, которую должна организация (сальдо кредитовое). Это развернутое сальдо соответственно отражается в активе и пассиве баланса.
      Регулирующие  счета выполняют особую роль в бухгалтерском учете, сохраняя на основных счетах неизменной оценку объектов и уточняя ее. Самостоятельного значения они не имеют и применяются только вместе с основным счетом.
      По  способу уточнения оценки все  регулирующие счета подразделяются на дополнительные  счета, контрарные счета (счета 02, 05, 14) и контрарно-дополнительные счета (счет 16).
      Регулирующие  дополнительные счета всегда увеличивают оценку объекта и имеют прямую связь с основными счетами. Если основной счет активный, то и дополнительный счет к нему будет активным.
      Контрарные  счета - противоположны основным, оценку объектов на которых они уточняют. Следовательно, если основной счет активный, то            контрарный должен быть пассивным. Контрарный пассивный счет называется контрактивным, к ним относятся счета 02, 05. 

Счета 02, 05

Дебет

   Кредит

Списание  амортизации при выбытии объекта  Начисление  амортизации
 
      Контрарно-дополнительные счета могут увеличивать и уменьшать оценку объектов, отраженную на основных счетах.
      Примером  контрарно-дополнительного счета  является счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Счет 16

Дебет

   Кредит

Перерасход  Экономия
 
      Операционные счета предназначены для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг и подразделяются на четыре группы. 

  Счета 
операционные
 
    
         
Счета 
собирательно- распределительные
  Счета бюджетно-распределительные   Счета 
калькуляционные
  Счета 
сопоставляющие
 
      Собирательно-распределительные счета - активные. По дебету этих счетов собираются затраты для распределения их по объектам учета. Остатков они, как правило, не имеют.
Строение  собирательно-распределительных  счетов
 

Собирательно-распределительный  счет

Дебет

   Кредит

Собирание расходов для распределения ОбД - сумма расходов к распределению
ОбК - списание распределенных расходов по объектам учета
 
      Примером  собирательно-распределительных счетов могут служить счета: «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Расходы на продажу».
      На  счете 25 «Общепроизводственные расходы» отражаются затраты, связанные с содержанием и обслуживанием оборудования, амортизация оборудования, содержание аппарата управления цехами, другого цехового персонала, содержание и ремонт зданий цехов, сооружений, цехового инвентаря.
      На  счете 26 «Общехозяйственные расходы» отражаются затраты, связанные с управлением организацией в целом: расходы на содержание аппарата управления, работников отдельных служб, содержание, эксплуатация, амортизация основных средств общехозяйственного назначения, затраты на командировки, амортизация нематериальных активов, оплата услуг банка, оплата консультационных и аудиторских услуг.
      На  счете 44 «Расходы на продажу» отражаются затраты, связанные с продажей продукции: на тару и упаковку, на рекламу, на транспортировку, отгрузку и хранение продукции и т. п.
      Калькуляционные счета - активные. Они используются для учета затрат и исчисления себестоимости продукции, работ и услуг. К ним можно отнести следующие счета: «Основное производство», «Вспомогательные производства», «Брак в производстве».
Строение  калькуляционного счета
 

Калькуляционный счет

Дебет

   Кредит

Сн - незавершенное производство на начало отчетного периода  
ОбД - затраты за отчетный период ОбК - себестоимость выпущенной готовой продукции, работ и услуг
Ск  – незавершенное производство на конец отчетного периода  
 
      Сопоставляющие  счета применяются для выявления результатов от продажи продукции, работ и услуг. Особенностью строения этих счетов является отражение одного объекта учета в двух разных оценках: в одной по дебету, а в другой по кредиту счета. Сопоставляя эти оценки, выявляют результат от продажи. Строение сопоставляющих счетов рассмотрим на примере счета «Продажи». 
 
 
 
 

Строение  сопоставляющих счетов
 

Счет «Продажи»

Дебет

   Кредит

ОбД - полная фактическая себестоимость проданной продукции ОбК –проданная продукция по ценам продажи
 
      Сравнивая обороты по дебету и кредиту счета  «Продажи», определяют результат по проведенной операции. Если оборот по кредиту счета больше оборота по дебету (выручка больше затрат), то организация получает прибыль. Если затраты на производство и продажу продукции больше выручки, то убыток. Результат от продажи списывается на счет финансовых результатов. Сальдо счет не имеет.
      Бюджетно-распределительные счета предназначены для распределения расходов по разным отчетным периодам. С помощью данной группы счетов устраняется колебание себестоимости продукции по отчетным периодам. Счета данной  группы могут быть активными и пассивными.
      Примером  активного бюджетно-распределительного счета является счет «Расходы будущих периодов».
Строение  активного бюджетно-распределительного счета
 

Счет активный бюджетно-распределительный

Дебет

Кредит

Сн - сумма расходов, относящихся к следующим отчетным периодам  
ОбД - расходы, возникшие в отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам ОбК - списание расходов,     относящихся к данному отчетному периоду
Ск  - сумма расходов, относящихся к следующим периодам  
 
      Примером  пассивного бюджетно-распределительного счета является счет «Резервы предстоящих  расходов».
 

Строение пассивного бюджетно-распределительного счета
 

Счет пассивный бюджетно-распределительный

Дебет

   Кредит

 
 
Сн - остаток  неиспользованного резерва на начало периода
ОбД- покрытие затрат за счет ранее созданного резерва ОбК - создание резерва покрытия затрат в следующих отчетных периодах
  Ск - остаток  неиспользованного резерва на конец периода
 
      Финансово-результатные счета предназначены для выявления результата финансово-хозяйственной деятельности.
      Примером  может служить активно-пассивный  счет «Прибыли и убытки».
Строение  финансово-результатного  счета
 

Счет «Прибыли и  убытки»

Дебет
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.