Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международно-правовой статус Содружества Независимых Государств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: ___Международное публичное право________________
на тему: _ Международно-правовой статус Содружества  Независимых Государств_ 

    СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОДРУЖЕСТВЕ  НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ                                                                                                            4
    1.1.Образование Содружества Независимых  Государств. Его цели и принципы                                                                                                                     4
    1.2. Структура органов   Содружества  Независимых Государств                 8
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ               14
    2.1. Экономическое сотрудничество                                                               15
    2.2. Общеполитическое сотрудничество                                                         18
    2.3. Гуманитарное сотрудничество, социальные  проблемы                         19
    2.4. Сотрудничество в сфере обороны  и охраны границ, борьбы с организованной  преступностью, терроризмом, незаконным  оборотом наркотиков, противодействия новым вызовам и угрозам                                     22
    2.5. Правовое сотрудничество                                                                          26
    2.6. Финансовое сотрудничество                                                                      27
ГЛАВА 3.    СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ  ГОСУДПРСТВ КАК РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ                                29
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     33
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                           35 

ВВЕДЕНИЕ 

    Содружество Независимых Государств  является основной международно-правовой  структурой, позволяющей большинству  постсоветских государств согласовывать  свои позиции и совместно решать общие вопросы. В настоящее время именно это региональное объединение выполняет регулирующие функции на постсоветском пространстве. Содружество стало образованием, которое служит развитию и укреплению отношений добрососедства, взаимопонимания, взаимовыгодного делового партнерства государств-участников. От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое хозяйство, во многом зависят возможности, методы и перспективы социально- экономических проблем этих стран. Поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ. В чем и заключается актуальность написания курсовой работы на тему «Международно-правовой статус Содружества Независимы Государств».
    Целью является ознакомление  с межправительственной региональной  международной организацией как  Содружество Независимых Государств, формирование знаний о развитии  интеграционных процессов в «сообществе  бывших республик Союза Советских Социалистических Республик».
    К задачам данной курсовой  работы следует отнести: анализ  предпосылок и процесса образования  Содружества Независимы Государств; изучение основных целей и  принципов функционирования Содружества;  выявление направлений, перспектив сотрудничества государств-участников в рамках Содружества Независимы Государств, а также с международными организациями; определение статуса Содружества Независимы Государств.
    При написании работы использовались  учебные пособия таких авторов, как Тихиня В.Г., Павлова Л.В., Колосов Ю.М., Калугин В.Ю. и др., Устав Содружества Независимых Государств, периодические издания, а также Интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОДРУЖЕСТВЕ  НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Образование Содружества Независимых Государств. Его цели и принципы 

    К началу 90-х годов сложились  новые механизмы регулирования  общественных отношений, новая  обстановка, способствующая интеграционным  процессам. Это новый этап развития  государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.
    Результатом активизации политических  процессов стало создание двух  межгосударственных образований  - Европейского Союза и Содружества  Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том, чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности.[21]
    Создание Содружества на месте  бывшего единого государства  рассматривается как форма компромисса  между потребностью сохранения  «исторической общности народов  и сложившихся между ними связей»,  с одной стороны, и стремлением к самостоятельному и независимому правовому
статусу бывших союзных республик, с другой.[16]
     Первоначальное соглашение о  создании СНГ было подписано  в Беловежской пуще 8 декабря 1991 председателем Верховного совета  Беларуси Станиславом Шушкевичем, президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Украины Леонидом Кравчуком. Договор 1922 о создании СССР был объявлен расторгнутым. 21 декабря 1991 в г.Алма-Ата состоялась встреча лидеров 11-ти бывших республик СССР; Грузия направила на нее своих наблюдателей. Участники встречи окончательно подтвердили прекращение существования СССР. Они приняли Алма-Атинскую декларацию. Содружество было объявлено открытым как для бывших республик Советского Союза, так и для других государств, согласных с его принципами и целями. До 26 декабря 1991 Алма-Атинские соглашения были ратифицированы парламентами Белоруссии, Казахстана, России, Украины, Таджикистана и Туркменистана. Грузия к Содружеству не присоединилась. В конце 1992 года парламент Азербайджана, где к власти пришел оппозиционный «Народный фронт», отказался ратифицировать договор о создании СНГ, и делегация этой страны участвовала во встрече в статусе наблюдателя.
    К концу 1993 в составе СНГ  сформировались две неофициальные  группы государств. Одна из них (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) выступала за большую координацию и расширение сотрудничества в области внешней политики, обороны, валютной политики, экономики и транспорта. Другая (Туркменистан и Украина) выказывала интерес к ограниченному сотрудничеству, делая упор на защите своих национальных интересов. С приходом к власти в Азербайджане в 1993 Гейдара Алиева эта страна вернулась в состав СНГ. Глава государства Грузия Э.А.Шеварднадзе начал проводить политику сближения с Содружеством, и в декабре того же года Грузия стала его членом. На очередной встрече глав государств и правительств (Москва, сентябрь 1993) премьер-министры Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана подписали соглашение о создании экономического союза, к которому присоединилась также Грузия. Туркменистан стал ассоциированным членом союза в декабре 1993, а Украина – в апреле 1994. В апреле 1994 Молдова официально стала полноправным членом СНГ.[18]
    Из бывших республик СССР в  СНГ не вошли Латвия, Литва  и Эстония. В августе 2005 Туркменистан  прекратил постоянное членство  и в настоящее время является  ассоциированным членом СНГ.[14] В  настоящее время государствами-участниками  Содружества Независимых Государств являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация,
Республика  Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.[13]
    Учредительными документами Содружества  Независимых Государств являются  Соглашение о создании Содружества  Независимых Государств от 8 декабря  1991г., Протокол к соглашению, подписанный  21 декабря 1991 г. в Алма-Ате, и  Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. в Минске был принят Устав Содружества.[8,236]
    На основании Устава СНГ различаются  государства-учредители и государства-члены  Содружества. К первой категории  отнесены те государства, которые  подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему к моменту принятия устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова. Государствами-членами следует считать те государства, которые примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.[7,311]
    В странах СНГ сосредоточено  около 10% мирового промышленного  потенциала и почти 25% разведанных  мировых запасов природных ресурсов.
    Содружество имеет собственную  официальную символику и флаг.[14] Русский язык является рабочим - средством межнационального общения, его знает подавляющее большинство населения СНГ.[19] Решения в главных органах СНГ .принимаются консенсусом.[20]
    Статья 2 Устава СНГ в качестве целей Содружества провозглашает: "осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимную правовую помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества".[1]
    Государства-члены Содружества строят  свои взаимоотношения в соответствии  с такими  принципами,  как суверенное равенство государств, уважение суверенитета; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств;  нерушимость государственных границ; разрешение споров мирными средствами; невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга; уважение неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне; обеспечение прав человека и основных свобод; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая его Устав; верховенство международного права в межгосударственных отношениях; взаимопомощь при условии согласия на ее оказание; духовное единение народов.[17] Хотелось бы отметить, что цели и принципы Содружества Независимых Государств в полной мере соответствуют целям и принципам Организации Объединенных Наций (стст. 1, 2 Устава ООН). В то же время они отражают специфические особенности СНГ как региональной межправительственной организации, возникшей на территории, составлявшей в течение длительного времени единое политическое и экономическое пространство. 

1.2. Структура  органов   Содружества Независимых  Государств 

    Всего в рамках Содружества  Независимых Государств создано  82 органов, в том числе 66 органов отраслевого сотрудничества. К уставным органам относятся Совет глав государств СНГ , Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел  СНГ, Cовет министров обороны государств-участников СНГ, Совет командующих пограничными войсками, Межпарламентская Ассамблея СНГ, Экономический  Cуд  СНГ.[13]
    Соглашение о координационных  институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура  Содружества. Высшими органами  СНГ являются Совет глав государств (далее - СГГ) и Совет глав  правительств (далее - СГП), что закреплено в Уставе СНГ. Образование Содружества Независимых Государств и его высших органов потребовало создания соответствующей структуры для обеспечения их деятельности.
    Совет глав государств Содружества  на своих заседаниях принимает решения, касающиеся: внесения поправок в Устав СНГ; создания новых или упразднения существующих органов Содружества; оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества; утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции и др.  [15]
    Решением Совета глав государств от 9 октября 2009  года председательство в Содружестве Независимых Государств в течение 2010 года осуществляется Российской Федерацией. Председателем Совета глав государств СНГ является Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич.
    Совет глав правительств Содружества  координирует сотрудничество органов  исполнительной власти в экономической,  социальной и иных сферах общих  интересов. Совет глав правительств  Содружества решает вопросы: реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств; практического функционирования зоны свободной торговли; принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики; сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики; финансового обеспечения деятельности органов Содружества; контроля за деятельностью органов СНГ и др.
    Председателем Совета глав правительств  является  Председатель
Правительства Российской Федерации Путин Владимир Владимирович.[13] 
    Согласно  Положения о Совет  министров иностранных дел Содружества  Независимых Государств(далее - СМИД) от 2 апреля 1999 года, СМИД -  основной  исполнительный орган, который  обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств – участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения.
    СМИД осуществляет следующие функции: рассматривает ход исполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества и заключенных в рамках СНГ международных договоров и соглашений; проводит консультации в области внешней политики государств – участников Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес; осуществляет меры для совершенствования информационного обеспечения внешнеполитической деятельности государств – участников Содружества,
подготовки  и повышения квалификации дипломатических  кадров и др.[13]
    Большое внимание Совет министров  иностранных дел уделяет вопросам  миротворческой деятельности. Совместно  с Советом министров обороны  были разработаны Положение о  Коллективных силах по поддержанию  мира в Содружестве Независимых  Государств и ряд других документов.[6,112]
    Председатель Совета министров  иностранных дел – Лавров Сергей  Викторович,   Министр иностранных дел Российской Федерации.
    Совет министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств (далее - СМО СНГ) образован 14 февраля 1992 года Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств.
    Председателем Совета министров  обороны государств – участников СНГ является Министр обороны Российской Федерации - Сердюков  А. Э.
    Основные функции СМО СНГ: координация военного сотрудничества государств – участников Содружества; выработка предложений по вопросам реализации усилий государств Содружества, направленных на предотвращение вооружённых конфликтов; рассмотрение проектов договоров (соглашений) и других документов по вопросам обороны и военного строительства; осуществление контроля за деятельностью рабочих органов Совета министров обороны и др.
    Штаб по координации военного  сотрудничества СНГ(далее- ШКВС СНГ) являлся постоянно действующим рабочим органом СМО СНГ. 26 августа 2005 года Решением СГГ СНГ о совершенствовании и реформировании органов Содружества Независимых Государств с 1 января 2006 года ШКВС СНГ упразднен, его функции переданы Секретариату СМО СНГ. Секретарь Совета министров обороны    государств – участников СНГ – Синайский Александр Сергеевич. [13]    
     Совет командующих Пограничными войсками является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ
Содружества и экономических зон государств- участников.[15]
    Совет командующих Пограничными  войсками: вырабатывает и рассматривает  концептуальные подходы к обеспечению  охраны внешних границ и экономических  зон; координирует деятельность пограничных войск  государств - участников Содружества по вопросам, требующим совместных действий; рассматривает и вырабатывает предложения по вопросам подготовки и переподготовки офицерских кадров, военно-научных исследований пограничных войск государств - участников Содружества и т.д.
    Председателем Совета командующих  Пограничными войсками является  первый заместитель Директора  – Руководитель Пограничной службы  ФСБ России генерал армии В.Е. Проничев.[13]
    Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (далее-МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.
    26 мая 1995 года была подписана  Конвенция о Межпарламентской  Ассамблее государств - участников  Содружества Независимых Государств. По этой Конвенции Межпарламентская  Ассамблея признана межгосударственным  органом и занимает одно из ведущих мест в системе органов Содружества Независимых Государств.
    Наибольшее значение в деятельности  Межпарламентской Ассамблеи имеют  вопросы, связанные со сближением  и гармонизацией законодательных  актов государств СНГ. Межпарламентская  Ассамблея постоянно уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ. Одной из важнейших задач Межпарламентской Ассамблеи является миротворческая деятельность.
    Важную роль в разработке и  подготовке к принятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий.
    Основным документом, определяющим  статус Экономического Суда, является  Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года, а также Положение об Экономическом Суде СНГ. [15]
    К ведению Экономического Суда  относится разрешение межгосударственных  экономических споров: возникающих  при исполнении экономических  обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями; о соответствии нормативных и других актов государств – участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества. Соглашениями государств – участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.
    Экономический Суд осуществляет  также толкование: применения положений  соглашений и других актов  Содружества, его институтов; актов  законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.
    Пленум Экономического Суда –  его высший коллегиальный орган. Он выполняет различные функции: рассматривает жалобы на решения коллегий Суда; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, актов СНГ по экономическим спорам; утверждает Регламент Суда и иные акты, регулирующие его деятельность и др.
    Председатель Экономического Суда  одновременно является Председателем  Пленума Экономического Суда. Постановлением  Пленума Экономического Суда  СНГ № 1 от 12 марта 2009 года, Секретарем  Пленума избрана судья Каменкова  Людмила Эдуардовна.[13]
    Эффективное использование функций  Экономического Суда СНГ может  явиться тем краеугольным камнем, который положит начало применению  единообразного правового дохода  к реализации договоров и решений,  действующих в Содружестве. [2]
    В рамках СНГ действует 66 органов отраслевого сотрудничества, которые призваны содействовать развитию многостороннего взаимодействия государств-членов. Они согласовывают принципы и правила такого сотрудничества в конкретных областях экономики, гуманитарной сфере, военном строительстве и т.д. и способствуют реализации практических договоренностей. В состав указанных органов входят, как правило, руководители соответствующих органов исполнительной власти стран СНГ. Органы отраслевого сотрудничества в пределах своей компетенции принимают рекомендации, а также вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств. Например, к таковым относятся Межгосударственный совет руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения(1993); Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности (1994); Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса (1993); Электроэнергетический совет (1992);Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (1993) и др.
    В рамках СНГ создан также  ряд специализированных международных
организаций: Координационный совет Международного союза «Содружество общественных организаций  ветеранов (пенсионеров) независимых  государств» (1991); Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (1992); Международный агропромышленный союз (Союзагро, 2002) и др.
    Исполнительный комитет СНГ сформирован  по решению Совета глав
 государств  СНГ 2 апреля 1999. Комитет призван  обеспечивать деятельность Советов  глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и Экономического совета; вырабатывать предложения о стратегии СНГ; осуществлять правовую проработку документов; анализировать ход реализации решений и договоров, а также систематическое информирование высших органов Содружества. Исполнительный комитет является постоянно действующим органом, местонахождение комитета – г.Минск. [14]
    Экономический совет СНГ (далее  - Совет) - основной исполнительный  орган, который обеспечивает выполнение  соглашений, решений, принятых в рамках СНГ, о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества, принимает решения о вопросах, отнесенных к его компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
    Основными же функциями Совета  являются:  содействие осуществлению  мероприятий по формированию  и функционированию зоны свободной  торговли; создание правовых, экономических  и организационных условий для  перехода к более высоким ступеням  экономического сотрудничества; содействие углублению сотрудничества в области науки и техники, обеспечение свободного доступа к открытой научно-технической информации; содействие развитию сотрудничества с другими международными организациями; принятие согласованных мер в области охраны окружающей среды и природных ресурсов,
предотвращения  и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др. [15]
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 

    За сравнительно небольшой для истории срок уже в основном существует нормативно-правовая база СНГ. Это обширный массив договоров, соглашений и решений государств - участников Содружества, способствующий развитию и углублению сотрудничества в различных областях. Достаточно сказать, что с декабря 1991 года по сентябрь 2001 года в рамках СНГ принято 1194 документа.[21]
    К сферам совместной деятельности  государств-членов относятся:
    обеспечение прав и основных  свобод человека;
    координация внешнеполитической  деятельности;
    сотрудничество в формировании  и развитии общего     сотрудничество в развитии систем  транспорта, связи;
    охрана здоровья и окружающей  среды;
    вопросы социальной и миграционной  политики;
    борьба с организованной преступностью;
    сотрудничество в области оборонной  политики и охраны внешних  границ.[22]
    Среди основных направлений сотрудничества  выделяют : экономическое сотрудничество; общеполитические проблемы; гуманитарное  сотрудничество;  сотрудничество в сфере обороны и охраны границ, борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, противодействия новым вызовам и угрозам; правовое сотрудничество; финансовое сотрудничество.[13] 

2.1. Экономическое  сотрудничество 

    Сохранение и развитие сложившихся  тесных экономических связей  между странами СНГ - одна из  самых насущных задач, которая  решается в рамках Содружества.  Экономическая интеграция, как и  другие виды интеграции, объективно  необходима. Это понимают руководители государств Содружества, правда, понимают по-разному.
    Этапным на пути экономической  интеграции стран СНГ стало  заключение Договора о создании  Экономического союза в сентябре 1993 г. Документ предусматривает  поэтапное формирование указанного союза с целью интеграции экономики и создания единого таможенного и валютного пространства на базе рыночных отношений. На первом этапе создается межгосударственная ассоциация свободной торговли,предусматривающая отмену таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. На втором этапе образуется таможенный союз, в рамках которого устанавливается в отношения других стран общий таможенный тариф и проводится скоординированная внешнеторговая политика. На третьем этапе формируется общий рынок капиталов и рабочей силы. На заключительном этапе образуется валютный союз, предполагающий согласование бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютой политики.[17]
    Таможенный союз стран Содружества  включает в себя Россию,Беларусь,
Казахстан и Киргизию. Одним из основных документов в этой сфере следует
считать Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., которое заключили  первые три из названных государств[12]. Киргизия присоединилась к указанному соглашению в 1996 г.
    Целями Таможенного союза являются: устранение препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами; гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства; создание условий для
 формирования  общего экономического пространства  и др.
        Таможенный союз — организация,  открытая для любого государства  СНГ. О своем намерении участвовать  в Таможенном союзе заявили  Таджикистан и Узбекистан, заинтересованность в нем проявили Молдова и Азербайджан. [21]
    Вводится взаимное признание  документов об образовании и  квалификации, приняты обязательства  в области страхования, пенсионного  обеспечения и регулирования  миграции В апреле 1994 г. принято  Соглашение о создании зоны свободной торговли, призванное запустить в действие механизм Договора об Экономическом союзе. Тогда же подписано Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. В октябре 1994 г. на заседании Совета глав государств было принято Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК) Экономического союза. МЭК стал, по сути, первенцем наднациональной структуры, имеющий право по некоторым вопросам принимать решения, обязательные для исполнения членами СНГ. Основными направлениями деятельности МЭК являются: формирование Экономического союза путем создания механизмов Платежного союза, зоны свободной торговли; Таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза; достижение гармонизированного регулирования экономических отношений; поддержка предпринимательства;выработка согласованных решений по социальным вопросам, представляющим общий интерес.[17]
    Экономическое сотрудничество государств-участников  СНГ включает сотрудничество  в научно-технической и инновационной  сферах; в области обмена научно-технической  информацией; в области охраны  и защиты прав промышленной  собственности; в области стандартизации, метрологии и сертификации; в области транспорта; в области информатизации и связи; в области архивного дела.[13]
    Экономические отношения хозяйствующих  субъектов Сторон регулируют: Соглашение  о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992; Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств от 9 октября 1992 г.; Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996 г.; Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г.; Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 г.
    В Соглашении о поддержке и  развитии малого предпринимательства отмечается, что Стороны осуществляют взаимодействие по ряду направлений, включая формирование условий для активизации внешнеэкономической деятельности, инвестиционную поддержку малого предпринимательства.
    Концепция экономического интеграционного развития Содружества представляет собой систему взаимосогласованного государствами – участниками взглядов на общие цели и приоритеты экономического развития в условиях углубления экономических отношений с учетом реальной ситуации в каждом из государств и мирового опыта формирования региональных экономических сообществ.[21]
    Подлинная интеграция экономического  пространства постсоветских государств, новая структура связей и состав  участников более реально определится  только на основе взаимной выгоды, развития рыночных отношений как внутри, так и между государствами.[12] 

2.2. Общеполитическое  сотрудничество 

    Политическое сотрудничество включает  в себя деятельность властных  структур государств. Прежде всего,  речь идет о Совете глав государств и Совете глав правительств стран Содружества. Заседаний Совета глав государств было проведено свыше 40, а заседаний Совета глав правительств — более 50. На них решаются важнейшие стратегические направления сотрудничества в рамках СНГ.
   Здесь нет возможности остановиться не только на всех, но и на многих ключевых решениях политического сотрудничества, которые были приняты за истекшие года. В начале необходимо отметить, что после распада СССР и создания СНГ именно оно стало тем организационно-правовым механизмом, в рамках которого решались все вопросы межгосударственного размежевания. Это тем более важно напомнить, так как события могли бы идти по «югославскому» руслу. Только благодаря Содружеству возникавшие при распаде СССР трения и коалиции не переросли в большую ссору. Доминирующим способом разрешения возникающих противоречий в интересах всех стран СНГ стал поиск компромиссов.[21]
    Одной из важных политических  задач, стоящих сегодня перед  средствами массовой информации  государств - участников СНГ, является информирование населения о процессах, происходящих в Содружестве. Необходимо формировать благоприятное общественное мнение вокруг усилий политиков по налаживанию эффективных экономических, социальных и культурных отношений между странами Содружества и другими странами. Правильная постановка и решение этих задач станет мощным фактором интенсификации интеграционных процессов. Ведь именно СМИ формируют в общественном сознании оценку деятельности органов СНГ, разъясняют принятые решения.[13] 

    2.3. Гуманитарное сотрудничество, социальные  проблемы 

    В сфере гуманитарного сотрудничества  выделяют следующие направления:  здравоохранение, информация и  массовые коммуникации, культура, образование,  периодическая печать, по делам  молодежи, Совет  по гуманитарному сотрудничеству, социально-трудовая сфера, спорт, туризм.
    Высшими органами Содружества  Независимых Государств принят  ряд межгосударственных соглашений в области здравоохранения. Среди них : Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения;  Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников СНГ;   Концепция о сотрудничестве государств - участников СНГ в области охраны здоровья населения и др. 
    Информационная сфера становится  все более важной составляющей  общественной жизни, во многом  определяющей перспективы успешного  осуществления социально-политических  и экономических преобразований  в государствах - участниках Содружества. В рамках СНГ подготовлена Концепция формирования информационного пространства и Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по ее реализации. В план реализации Концепции включены ряд документов. Среди них – Конвенция о статусе корреспондента, представляющего средство массовой информации  государства - участника СНГ в других государствах Содружества от 16 апреля 2004 года - документ, призванный защищать профессиональные интересы журналистов в государствах Содружества.
    Большое значение имеет и другой  документ - Соглашение об обмене  информацией о чрезвычайных ситуациях  природного и техногенного характера,  об информационном взаимодействии  при ликвидации их последствий  и оказании помощи пострадавшему  населению от 18 сентября 2003 года. Он ориентирован на создание механизма предоставления информационным агентствам стран СНГ оперативных сведений о различных катастрофах природного и техногенного
характера, их последствиях, об оказании помощи пострадавшему  населению.
    Основными направлениями сотрудничества  в области культуры являются: вопросы состояния культурного  сотрудничества; изучение процессов  и тенденций развития культуры  в рамках Содружества; проведение  совместных мероприятий; содействие  органам культуры, общественным организациям государств – участников Содружества в выработке согласованных действий в области культуры и др. Регулярно проводятся такие фестивали, как Открытый кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» в Анапе, Минский международный кинофестиваль «Листопад» и др.Особое внимание Советом уделяется проведению совместных музыкальных мероприятий: Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер в Могилеве»,  Международный фестиваль искусств "Славянский базар".
    В области образования осуществляется содействие формированию единого образовательного пространства СНГ, в том числе: рассматриваются вопросы состояния сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; изучается и обобщается опыт государств - участников Содружества по обеспечению социальной защиты учащихся и работников образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, взаимному признанию эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества.
    В рамках СНГ рассмотрен ряд  важных  вопросов по развитию сотрудничества в области образования, в том числе: подписан Протокол о признании и эквивалентности документов государственного  образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях государств- участников СНГ; одобрены Общие рекомендации по порядку проведения аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств - участников СНГ и т.д.
    Основные документы, в рамках  которых осуществляется взаимодействие  государств – участников СНГ в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии: Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в области периодической печати от 4 июня 1999 г.; Соглашение
о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ от 26 августа 2005.
    Основные аспекты деятельности  направлены на развитие и углубление  взаимовыгодного сотрудничества  государств – участников Соглашения  о создании Совета в области  периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, на содействие реализации принятых в рамках Содружества документов в данной  области. Важным направлением сотрудничества является взаимное участие государств СНГ в международных книжных выставках и ярмарках, проводимых на их территориях. Также предусмотрено ежегодное проведение Международного конкурса "Искусство книги", который проводится ежегодно, начиная с 2004 года.
    Международный опыт свидетельствует  о том, что молодежное сотрудничество  вносит свой вклад во взаимопонимание  и мирный диалог между народами. Одним из приоритетных направлений в молодежной политике является вовлечение молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы посредством дальнейшего развития программ международного молодежного сотрудничества. Основная задача международного молодежного сотрудничества - дать молодым людям возможность жить без границ. В рамках Содружества создан Совет по делам молодежи государств-участников СНГ, который на своих заседаниях обсуждает перспективные направления сотрудничества между государствами в области молодежной политики.     
    В рамках гуманитарного сотрудничества  осуществляется проведение
форумов творческой и научной интеллигенции  государств – участников СНГ;
вручение  Межгосударственной премии СНГ “Звезды Содружества” за достижения в сфере науки, образования, культуры, гуманитарной деятельности.
    Основные направления социально-трудового  сотрудничества:формирование общего  рынка труда и регулирование  миграции рабочей силы; проведение  согласованной социальной и демографической политики государств – участников СНГ; совершенствование учета трудовой миграции;  создание и совершенствование нормативной базы по труду для государств-участников СНГ; пенсионное обеспечение граждан государств – участников СНГ и др.[13]
2.4. Сотрудничество  в сфере обороны и охраны  границ, борьбы с организованной  преступностью, терроризмом, незаконным  оборотом наркотиков, противодействия  новым вызовам и угрозам 

    После распада Советского Союза  каждое государство стало создавать  свои собственные вооруженные силы. Однако не все смогли позволить себе создавать собственные вооруженные силы. В сравнительно короткое время был подписан ряд документов, в том числе Договор о коллективной безопасности, созданы такие органы, как Совет министров обороны СНГ, Штаб по координации их военного сотрудничества, коллективные миротворческие силы. [21]
    Данное сотрудничество  включает: сферу обороны , охрану границ, борьбу с преступностью, борьбу  с терроризмом, борьбу с наркобизнесом,  борьбу с торговлей людьми, сферу миграции, борьбу с правонарушениями в финансовой сфере, борьбу с киберпреступлениями, противодействие возникновению и ликвидация ЧС, обеспечение экологической безопасности, обеспечение промышленной безопасности.
    В настоящее время действуют программы являются   сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми,  с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.