На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы физической культуры в вооруженных силах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Физическая  подготовка военнослужащих является важной частью боевой подготовки, воинского  обучения и воспитания всего личного  состава
     Целью физической подготовки является обеспечение  физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, эффективному их использованию в бою, стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.
     Физическая  подготовка как предмет обучения организуется и проводится в следующих формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая работа, физическая подготовка в процессе учебно-боевой деятельности и индивидуальная (или самостоятельная) физическая тренировка.
     Сегодня мы вряд ли найдем образованного человека, который отрицал бы важную роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах и самостоятельно физической культурой независимо от возраста занимаются миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «...становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия, условием и неотъемлемой частью гармоничной и полноценной жизни».
     В наши дни вес больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и тонко скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психофизиологическим возможностям человека, к его сенсорной выносливости, к некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются к представителям тех профессий, деятельность которых требует высокого уровня физической готовности. Это, прежде всего, военнослужащие Вооруженных Сил, пограничники и сотрудники правоохранительных органов. Одним из главных условий их продуктивной трудовой деятельности является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессионально-прикладных физических качеств.
     Сегодня под термином «профессионально-прикладная физическая подготовка» понимается направленный процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков, гармоничного развития физических качеств и связанных с ними способностей, от которых зависят эффективность трудовой деятельности, достижение высокой физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческое долголетие трудящихся. Основу такой подготовки, на которой, собственно, и строится решение специфических прикладных двигательных задач, будет составлять общая физическая подготовка (ОФП), т. е. процесс развития физических качеств.
     Все вышесказанное говорит об актуальности темы курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении основных особенностей физической культуры в  вооруженных силах.
     Достижение  указанной цели предполагает решение  следующих задач:
     - показать сущность и значение физической культуры;
     - изучить цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих  Вооруженных Сил;
     - охарактеризовать специальную направленность физической подготовки в видах Вооруженных Сил;
     - проанализировать формы физической  культуры в Вооруженных Силах.
     Объект  курсовой работы – физкультурно-спортивная деятельность, предмет – организация  и содержание физкультурно-спортивной деятельности в вооруженных силах.
     Методы  исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования.
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

1.1. Сущность и значение физической культуры

     Физическая  культура, несмотря на ее многообразие, построена на одних и тех же базовых принципах, где бы и в каком виде мы ее ни встречали. Именно поэтому появление всякой сколько-нибудь новой информации о ней должно быть предъявлено и осмыслено. Это позволит в дальнейшем избежать упрощений и необъективности в оценке значимости физической культуры как со стороны ее участников, так и со стороны наблюдателей. Хотя значение физической культуры в жизни человека должны осознавать все здравомыслящие люди [1, С. 18].
     Известно, что главной целью физической культуры является формирование личности человека. Эта цель рождалась и развивалась через научную мысль в педагогике, психологии, теории физической культуры, философии и других науках. В период реформирования системы образования физическая культура претерпевает изменения своей содержательной стороны в плане ее востребованности и актуальности.
     В ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об образовании» среди принципов государственной политики в этой области выдвигается приоритет жизни и здоровья человека. Ст. 51 этого же закона предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
     В настоящее время в Республике Беларусь правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, олимпийского движения определены Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 18 июня 1993 г. N 2445-XII.
     Рассматривая  значение физической культуры в жизни человека, Виленский М.Я. и Беляева В.А. (1985) отмечают, что единство физического и интеллектуального прослеживается на всем жизненном пути человека. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же этого не наблюдается и развитие умственных способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей либо физическое развитие намного опережает умственное, то общество несет издержки, так как всестороннего развития личности не происходит [3, с. 17].
     Физическая  культура личности имеет свои проявления в повседневной деятельности, в отношениях, в поведении, в образе жизни, труде, влияет на освоение человеком культурных ценностей. В основе физической культуры личности лежит органическое единство знаний, убеждений в возможности их практического использования и непосредственная деятельность по их реализации. Повседневные практические занятия являются одним из основных показателей физической культуры личности [3]. Человек является гармонично развитой личностью, если у него тесно взаимосвязаны показатели общей культуры и культуры физической.
     Бальсевич В.К. (1988), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две  основные группы ценностей в физической культуре — общественную и личную [2, с. 37].
     К общественной группе ценностей относятся:
     общий уровень знаний о методах и  средствах физического развития и совершенствования человека;
     общий научно-технологический потенциал  физической культуры, который составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях их реализации при воспитании человека;
     накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи;
     опыт  организации физической активности;
     общественное  мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих ее популярность в обществе, уровень  активности общества в сфере физической культуры (деятельность государственных и общественных институтов, деятельность политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная).
     Раскрывая содержание физической культуры личности, Бальсевич В.К. выделяет в ее структуре три основные составляющие: знания (физкультурная образованность), двигательные достижения и мотивацию двигательной активности.
     Все перечисленные элементы системы  физической культуры личности имеют  тесную взаимосвязь и определяют содержание физического воспитания. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи, подготовленная в 1989 году инициативной группой под руководством Виленского М.Я. и Виноградова П.А. [4], ориентировала систему образования, педагогов на новый целевой подход к физическому образованию личности — ее физическую культуру. Целевая установка в физическом воспитании детей и учащейся молодежи определялась:
     требованиями  современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности;
     необходимостью  единства и преемственности физического  воспитания на всех ступенях системы  образования;
     возможностью  ее конкретизации в критериях  эффективности воспитательно-образовательного процесса.
     Интегральной  целью физического воспитания для  всех ступеней образования, согласно концепции, объявлялась физическая культура личности как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности [6, с. 24].
     Эта концепция внесла коррективы в инновационное содержание государственных программ по физической культуре (1996 г. — Лубышева Л.И., Грузных Г.М.; 1994 г. — Виленский М.Я., Ильинич В.И., Масляков В.А., Щербаков В.Г.; 2000 г. — Ильинич В.И., Евелев Ю.Л.), а также видоизменила и социально конкретизировала принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом.
     Лубышева  Л.И. (1991—1993) рассматривает задачи воспитания физической культуры шире и многообразнее: «Имея богатый арсенал средств для решения проблем жизненно важного и практического значения, физическое воспитание включает в себя социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание. Раньше же оно рассматривалось лишь только как телесное развитие» [19, с. 51]. Таким образом, физическое воспитание преследует более широкие цели: воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры — и представляется педагогическим процессом формирования физической культуры личности [9].
     Не  возникает сомнения в том, что  только здоровый человек, оптимистически настроенный, психологически устойчивый, с высоким уровнем умственной и физической работоспособности  может активно жить, успешно преодолевать различные трудности и приносить пользу обществу.
     Значение  физической подготовки в системе  обучения и воспитания войск, ее задачи, средства, формы и методы впервые  были изложены в Программе физической подготовки Красной Армии, утвержденной в 1922 году. Учебные занятия рекомендовалось проводить по гимнастике, лыжной подготовке, владению холодным оружием, плаванию, гребле, способам защиты и нападения без оружия и играм. Однако на деле в то время в войсках обязательными были лишь игра в футбол и гимнастика.
     Программы по физической подготовке с течением времени менялись, адаптировались к условиям требований дня.
     Опыт  войн конца двадцатого века, кардинальные изменения характера военной  службы не могли не оказать влияние  и на Положение по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденное в 2001 году.
     В августе 2004 года министром обороны  Республики Беларусь генерал-полковником  Леонидом Мальцевым была утверждена система физической подготовки в  Вооруженных Силах. Одна из ступеней реализации этой системы – пересмотр существовавшего Положения по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, уже не отвечавшего требованиям времени, разработка и внедрение в обучающую практику нового документа, который отражал бы реалии сегодняшнего дня в вопросах физического совершенствования военнослужащих [30, с. 19].
     Основой новой Инструкции о порядке организации  физической подготовки и спорта в  Вооруженных Силах Республики Беларусь является перечень упражнений для развития физических качеств и прикладных навыков военнослужащих, методические указания по организации и проведению всех форм физической подготовки и оценочные показатели – нормативы. Дело в том, что навыки, приобретенные в процессе выполнения физических упражнений, должны служить одной цели – победе на поле боя, и упражнения – это лишь подготовка к овладению этими навыками [30, с. 19].
     В настоящее время специалисты  физической подготовки и спорта разрабатывают  комплексные упражнения, учитывающие  все предметы боевой подготовки (тактикоспециальную, тактическую, огневую и т.д.), которые в совокупности при проведении контрольного занятия смогут дать ответ на вопрос о готовности военнослужащих к выполнению поставленной задачи.

1.2. Цель, задачи и содержание физической подготовки военнослужащих  Вооруженных Сил

     Физическая  подготовка и спорт в Вооруженных  Силах (далее  - физическая подготовка) является одним из основных предметов  боевой и профессионально-должностной  подготовки, важной и неотъемлемой частью военного    обучения   и   воспитания   военнослужащих.
     Цель    физической   подготовки   заключается   в   обеспечении необходимого  уровня физической подготовленности военнослужащих  для эффективного   выполнения   поставленных   задач   по   их   боевому предназначению в любое время и в любых условиях [4, с. 9].
     Общими  задачами физической подготовки являются:
     развитие  и  поддержание  на  надлежащем  уровне  выносливости, силы, быстроты и ловкости;
     овладение  навыками в передвижении по пересеченной местности  в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашного боя, военно-прикладного плавания;
     воспитание  психической  устойчивости,  уверенности   в   своих силах,  целеустремленности, смелости и решительности,  инициативы  и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;
     укрепление   здоровья,  закаливание  и  повышение  устойчивости организма    к    воздействию   неблагоприятных   факторов    боевой деятельности;
     формирование  здорового образа жизни и гармоничного  физического развития [26].
     Специальные  задачи  физической подготовки  определяются  в зависимости   от   специфики  военно-профессиональной   деятельности военнослужащих.
     Содержание  физической  подготовки  составляют  физические упражнения,  теоретические  знания, организаторские  и  методические умения и навыки.
     Физическая  подготовка  в  органах  военного   управления, соединениях  и  воинских частях, организациях  Министерства  обороны Республики Беларусь, военных комиссариатах (далее - воинские части), учреждении  образования  «Военная академия  Республики  Беларусь»  и других учреждениях образования, осуществляющих подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил,   организуется   и проводится  в соответствии с требованиями правовых актов  Республики Беларусь.
     Физическая   подготовка  организуется  и   проводится   в следующих  формах:  учебные  занятия; утренняя  физическая  зарядка; спортивно-массовая работа; физическая тренировка в процессе  учебно-боевой деятельности; самостоятельная физическая тренировка с целью:
     на  учебных  занятиях по физической подготовке  -  овладения  и совершенствования    у    военнослужащих    теоретических    знаний, организаторско-методических   умений,   развития   наиболее   важных физических   и   психических  качеств,  военно-прикладных   навыков, необходимых  для  военно-профессиональной  деятельности  (со   всеми категориями  военнослужащих  в  виде теоретических,  практических  и методических  занятий  по  темам физической подготовки:  преодоление препятствий   и   метание   гранат;   рукопашный   бой;   ускоренное передвижение;   военно-прикладное   плавание;   лыжная   подготовка; атлетическая подготовка; комплексные занятия);
     на  утренней физической зарядке - быстрого приведения организма военнослужащих после сна в бодрое состояние, укрепления их  здоровья и закаливания;
     при  проведении  спортивно-массовой работы -  повышения  уровня физической подготовленности и спортивного мастерства военнослужащих, организации  их  содержательного досуга и  вовлечения  в  регулярные занятия спортом;
     при    физической    тренировке   в   процессе    учебно-боевой деятельности   -  повышения  уровня  физической  тренированности   и сохранения профессиональной работоспособности военнослужащих;
     при   самостоятельной   физической   тренировке   -   повышения эффективности   профессиональной   деятельности   военнослужащих   и сохранения их работоспособности [26].
     Физическая  подготовка военнослужащих направлена на:
     проходящих  военную  службу  по  контракту,  -  поддержание  их физической  подготовленности в соответствии с требованиями  воинской службы,    совершенствование   умений   в   руководстве   физической подготовкой, ее организации и проведении;
     срочной   военной   службы  и  проходящих  службу   в   резерве Вооруженных  Сил  - решение общих и специальных задач,  связанных  с особенностями их боевого предназначения (учебных подразделений  школ 72-го   гвардейского   объединенного учебного   центра   подготовки прапорщиков и младших специалистов Сухопутных войск -  решение  общих задач), повышение и  поддержание  высокого уровня  работоспособности,  привитие потребности  к  систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом;
     курсантов,  слушателей  военных  учебных  заведений  -  решение общих   и  специальных  задач,  овладение  теоретическими  знаниями, организаторско-методическими умениями  в  организации  и  проведении занятий всех форм физической подготовки;
     физическая    подготовка   военнослужащих-женщин,    проходящих военную  службу  по  контракту (далее -  военнослужащие-женщины),  - повышение  общей физической подготовленности, укрепление здоровья  с учетом  характера  служебной деятельности  и  особенностей  женского организма [26].
     Физическая   подготовка в Вооруженных силах проводится  при  систематическом медицинском  контроле  со  стороны специалистов  медицинской  службы воинской части.
     Руководители  занятий  по  физической  подготовке  обязаны принимать все необходимые меры по предупреждению травматизма.
     Развитие  и  совершенствование  физических  и  специальных качеств,  военно-прикладных  навыков  у  военнослужащих  достигается использованием специально подобранных упражнений.
     Физические   качества   -   это   свойства    организма, обеспечивающие двигательную деятельность, к которым относятся:
     выносливость   -   способность  продолжительное   время выполнять работу на высоком уровне без снижения интенсивности [33, с. 7].
     Общая  выносливость  вырабатывается упражнениями,  выполняемыми преимущественно в умеренном и среднем темпах, активной деятельностью всех   функций  организма,  вызывающих  утомление  (бег  на  длинные дистанции,  передвижение  на  лыжах,  плавание,  преодоление   полос препятствий, спортивные игры) [9, с. 16].
     Скоростная   выносливость   развивается   путем   многократного выполнения  скоростных  упражнений  (пробегание  коротких   отрезков дистанции  бега  с  небольшими перерывами, преодоление  препятствий, плавание, бег с ускорениями, спортивные игры);
     сила  -  способность преодолевать внешнее  сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
     Сила   и   силовая   выносливость   развиваются   упражнениями, требующими  значительного и максимального напряжения  мышц  (силовые упражнения   на   гимнастических  снарядах  и  силовых   тренажерах, выполняемые на количество раз);
     быстрота - способность совершать двигательные действия  в минимальное время.
     Быстрота   в   действиях   и  быстрота   двигательных   реакций развиваются при выполнении упражнений, требующих быстрой реакции  на команды   и   сигналы,  максимальной  частоты  отдельных   движений, скоростных  и скоростно-силовых действий (бег на короткие дистанции, прыжки,   метание  гранаты  (муляжа  гранаты), преодоление отдельных препятствий, рукопашный бой, спортивные игры);
     ловкость  -  способность  целесообразно  координировать движения  с  учетом  освоенного  действия  или  перестраивать  их  в соответствии с меняющимися условиями.
     Ловкость,   пространственная  ориентировка  и   координационные способности  вырабатываются  упражнениями,  связанными  со   сложной координацией   движений,  быстрым  переключением  от   одних   точно согласованных  действий  к другим и решением внезапных  двигательных задач  (упражнения на гимнастических и специальных снарядах, прыжки, приемы единоборства, спортивные игры) [30 , с. 21].
     Специальные   качества   -   это   свойства   организма, обеспечивающие   его   устойчивость   к   воздействию   определенных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности [16, с. 26].
     К специальным качествам относятся:
     устойчивость  к  укачиванию  -  способность  переносить воздействие  механических  и  других  раздражителей,  возникающих  в результате  разнонаправленного перемещения в  пространстве  самолета (вертолета), боевых и транспортных машин.
     Устойчивость   к   укачиванию  развивается   упражнениями   на специальных и гимнастических снарядах, акробатическими упражнениями, связанными  с  быстрыми поворотами туловища, вращением  и  наклонами головы;
     устойчивость  к гравитационным перегрузкам -  способность организма противостоять инерционным силам ускорения, возникающим при резком   изменении   скорости   и  направления   движения   самолета (вертолета).
     Устойчивость   к   гравитационным  перегрузкам   вырабатывается упражнениями,  связанными  с длительным напряжением  мышц  живота  в сочетании  с  грудным  дыханием  и  изменением  положения   тела   в пространстве;
     устойчивость  к  кислородному  голоданию  -  способность эффективно действовать в условиях недостатка кислорода.
     Устойчивость     к    кислородному    голоданию     достигается упражнениями, связанными со значительными нагрузками на  дыхательную и  сердечно-сосудистую системы (плавание, ныряние, бег на  различные дистанции, спортивные игры);
     устойчивость  к  гиподинамии  (неблагоприятному  влиянию ограниченной  двигательной  активности) -  способность  поддерживать работоспособность  в  условиях пониженной  двигательной  активности, когда нагрузка на мышцы резко уменьшается [26].
     Устойчивость    к    гиподинамии   достигается    упражнениями, развивающими   общую   выносливость,  и   специальными   комплексами физических  упражнений,  выполняемых в  различных  условиях  учебно-боевой деятельности.
     Военно-прикладные навыки - это доведенные  до  автоматизма практические  действия,  выполняемые в соответствии  с  поставленной боевой задачей.
     К  военно-прикладным навыкам относятся: навыки  в  передвижении на  лыжах, совершении марш-бросков, преодолении препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою, метании гранат [23, с. 23].

1.3. Организация физической подготовки в Вооруженных Силах

     Организация  физической  подготовки  в  воинской  части  и подразделениях должна обеспечивать:
     наиболее    полное   использование   всех   возможностей    для физического  совершенствования военнослужащих;
     создание  условий  для успешного исполнения всеми  должностными лицами обязанностей по вопросам физической подготовки;
     сочетание   необходимой  степени  централизации  управления   с предоставлением   подчиненным  инициативы  в  определении   средств, методов  и форм выполнения поставленных задач по вопросам физической подготовки;
     выработку   единого  понимания  и  подхода  всеми  должностными лицами к решению  вопросов физической подготовки [33, с. 11].
     Организация  физической  подготовки  включает   в   себя: планирование; обеспечение; подготовку руководителей; осуществление контроля и учета.
     Планирование  заключается  в  обосновании,  разработке   и документальном  оформлении содержания и последовательности  действий должностных лиц с целью  решения задач физической подготовки и должно обеспечивать:
     выполнение  программ по физической подготовке;
     связь   физической   подготовки  с   характером   учебно-боевой деятельности и основными задачами обучения военнослужащих;
     постепенность,  последовательность и  систематичность  процесса развития физических качеств и военно-прикладных навыков;
     сочетание и взаимосвязь различных форм физической подготовки;
     равномерное распределение общей физической нагрузки  в  течение каждой недели;
     регулярность  процесса обучения;
     эффективное использование учебно-материальной базы.
     Учебные   программы   по   физической   подготовке   для военнослужащих  составляются  с  учетом  боевого  предназначения   и согласовываются со Спортивным комитетом Вооруженных Сил.
     Учебные   занятия   в   воинской  части   (подразделении) планируются и проводятся со всеми категориями военнослужащих, исходя из  особенности  организации боевой подготовки и внутренней  службы, распорядка   дня,  наличия  объектов  учебно-материальной   базы   и специальных задач физической подготовки:
     для  Сухопутных  войск, мобильных бригад, бригады  специального назначения - три-четыре раза в неделю, из них два раза - единый  час в составе воинской  части, а остальные занятия -  согласно  плану подготовки воинской части на учебный год;
     для  Военно-воздушных  сил и войск противовоздушной  обороны  - три  раза  в неделю, из них два раза - единый час в составе воинской части  и  один  раз  - согласно плану подготовки воинской  части  на учебный год;
     в  структурных  подразделениях Министерства обороны  Республики Беларусь   (далее  -  Министерство  обороны),  командованиях   видов Вооруженных  Сил,  управлениях оперативных  (оперативно-тактических) командований  -  не менее трех часов (два-три занятия)  в  неделю  в часы, предусмотренные регламентом служебного времени;
     с  курсантами  и  слушателями военных  учебных  заведений  -  не менее четырех часов в неделю;
     с  курсантами учебных подразделений  учебного центра - не  менее трех учебных часов в неделю [22, с. 18].
     Утренняя  физическая  зарядка  с  военнослужащими  срочной военной  службы,  курсантами военных учебных  заведений  и  учебного центра  проводится  ежедневно (кроме выходных  и  праздничных  дней) продолжительностью не менее 20 мин.
     Спортивно-массовая   работа  с  военнослужащими   срочной военной  службы,  курсантами военных учебных  заведений  и  учебного центра  проводится три раза в неделю (два раза -  в  будние  дни,  в свободное от занятий время - по одному часу и один раз - в  выходные или праздничные дни - не менее двух часов) [33, с. 17].
     Учебно-тренировочные занятия в сборных командах проводятся три-четыре раза в неделю продолжительностью до двух часов.
     Физическая    тренировка   в   процессе    учебно-боевой деятельности  проводится  в  ходе занятий  по  боевой  подготовке  и несения боевого дежурства.
     Самостоятельная   физическая  тренировка   военнослужащих проводится в свободное от занятий и военной службы время.
     Для  обеспечения  взаимосвязи форм  физической  подготовки необходимо  учитывать  характер  и  величину  физической   нагрузки, испытываемую военнослужащими в течение дня, недели.
     Планирование  физической подготовки осуществляют:
     в  военном учебном заведении - заместитель  начальника  военного учебного  заведения  (факультета,  кафедры)  по  учебной  работе   и начальник кафедры физической подготовки и спорта;
     в  воинской  части  -  начальник  штаба и  начальник  физической подготовки и спорта;
     в батальоне - начальник штаба;
     в роте - командир роты.
     Основные  вопросы  физической  подготовки  и  сроки  проведения основных   спортивных  мероприятий  отражаются  в   разделах   плана подготовки  и  приложениях  к  плану подготовки  воинской  части  на учебный год.
     Вопросы   физической   подготовки   конкретизируются    и уточняются  в плане-календаре основных мероприятий воинской  части, разрабатываемом на месяц [30, с. 21].
     Дополнительно  разрабатываются и представляются на  утверждение командиру воинской части следующие документы:
     план  выполнения программы по физической подготовке на  учебный год;
     поурочные  программы  учебных занятий по физической  подготовке на учебный год;
     план  проведения спортивно-массовой работы в подразделениях  на месяц (квартал);
     график  выделения объектов учебно-материальной базы для занятий по физической подготовке подразделениям (при необходимости).
     Наиболее    важные    вопросы   физической    подготовки регламентируются приказами командира воинской части, в том числе:
     об  организации  физической  подготовки  в  воинской  части,  в котором   раскрывается  порядок  организации  всех  форм  физической подготовки  с  соответствующими к ним приложениями (план  проведения утренней физической зарядки с вариантами на теплое и холодное  время года;  списки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту по  возрастным  группам и переводе в старшую  возрастную  группу,  с указанием заболевания и срока перевода; состав спортивного  комитета и   обязанности   его   членов;  списки   спортивных   организаторов подразделений  и внештатных тренеров по видам спорта;  положения  об организации  и проведении спортивных, военно-спортивных соревнований и смотре спортивно-массовой работы);
     об  итогах  физической подготовки в  воинской части  за  учебный год;
     об  организации  соревнований  на  первенство  воинской  части, связанных с использованием оружия, военной техники;
     об  организации занятий и соревнований по плаванию;
     о  присвоении  военнослужащим спортивных разрядов  и  судейских категорий [33, с. 7].
     В батальоне основные вопросы физической подготовки и сроки проведения  основных  спортивных  мероприятий  отражаются  в   плане подготовки  батальона  на год и конкретизируются  в  плане-календаре основных мероприятий батальона на месяц.
     В   роте   основным   документом  планирования   является расписание занятий на неделю, в котором указываются время проведения и краткое содержание мероприятий по физической подготовке.
     Методическое  обеспечение  физической    подготовки осуществляется  специалистами физической  подготовки  и  включает  в себя:
     обобщение  и  распространение передового  опыта  организации  и проведения физической подготовки;
     разработку  рекомендаций  по  улучшению  физической  подготовки военнослужащих,  обеспечение  руководителей  занятий  по  физической подготовке необходимыми методическими пособиями;
     организацию  работы методического класса (кабинета)  физической подготовки.
     Теоретическими     знаниями    по     физической    культуре военнослужащие  овладевают на теоретических и  показных  занятиях  в соответствии с учебными планами (программами) [4, с. 79].
     Организаторские     и    методические    умения     прививаются военнослужащим  на  инструкторско-методических и показных  занятиях, которые  проводятся перед началом отработки новой темы по физической подготовке.
     Повышение   теоретической   и   методической   подготовленности должностных  лиц  обеспечивает  начальник  физической  подготовки  и спорта  воинской  части в соответствии с тематикой  теоретических  и методических  занятий  по физической подготовке  для  военнослужащих воинских частей.
     На  каждого военнослужащего, проходящего  военную службу  по контракту,  со  времени его поступления на военную службу  заводится лист  учета  уровня физической подготовленности, который хранится в личном деле.
     В    лист    учета    заносится   общая    оценка    физической подготовленности  военнослужащего,  проходящего  военную  службу  по контракту,   при  первом  заключении  контракта  (для  курсантов   и слушателей  военных  учебных  заведений -  результаты  вступительных экзаменов),  в дальнейшем - в ходе тестирований, инспекций,  смотров спортивно-массовой    работы   и    других    проверок,    согласно соответствующим ведомостям [4, с. 80].
     По  результатам  каждого  полугодия  начальник  физической подготовки  и  спорта представляет командиру воинской  части  анализ состояния физической подготовки в воинской части и предложения по ее улучшению.

1.4. Специальная направленность  физической подготовки  в видах Вооруженных  Сил

     Физическая  подготовка  в воинской  части  организуется  и проводится   с  учетом  особенностей  ее  предназначения   и   имеет  специальную направленность [24, с. 28].
     Целью   специальной  направленности  физической  подготовки   в воинских   частях   видов  Вооруженных  Сил  является   развитие   у военнослужащих  наиболее  важных для  каждой  военной  специальности  физических  и  специальных  качеств,  военно-прикладных  навыков на основе их общей физической подготовленности [4, с. 66].
     Специальная    направленность   физической    подготовки обеспечивается:
     на   учебных   занятиях  -  включением  в  содержание   занятий соответствующих    тем    физической    подготовки,     рациональным распределением   учебного  времени  для  отработки  их   содержания, преимущественным      использованием     физических      упражнений, обеспечивающих  развитие наиболее важных военно-прикладных  навыков, физических,   специальных качеств и устойчивости  к   психическим нагрузкам;
     на   утренней  физической  зарядке  -  применением   комплексов физических упражнений, способствующих быстрому приведению  организма после сна в бодрое состояние и закаливанию военнослужащих;
     в   процессе   учебно-боевой  деятельности   -   использованием физических  упражнений,  наиболее  характерных  для  данной  военной специальности, а также подбором специальных комплексов упражнений  и соответствующих методических приемов;
     в  спортивно-массовой  работе  - использованием  видов  спорта, имеющих специальную  военно-прикладную направленность;
     в   самостоятельной  физической  тренировке  -   использованием военнослужащими  физических упражнений с целью поддержания  и развития основных физических качеств  и военно-прикладных навыков [30, с. 20].
     Таким образом, физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Занятия физическими упражнениями играют значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и навыки по физической культуре должны закладываться поэтапно уже в учреждениях различных уровней, в том числе и в Вооруженных Силах.
 

Глава 2. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

2.1. Организация и  проведение учебных  занятий

     Теоретические занятия по физической подготовке должны быть направлены  на  овладение  военнослужащими  необходимыми   знаниями, предусмотренными программой обучения, и проводятся в виде  лекций  и семинаров [16, с. 22].
     Практические  занятия  проводятся  по  темам   физической подготовки:  преодоление  препятствий и метание  гранат;  рукопашный бой;  ускоренное  передвижение; военно-прикладное плавание; лыжная подготовка;   атлетическая   подготовка;   комплексные   занятия   в соответствии  с образцом примерного плана проведения  практического занятия по темам физической подготовки.
     Практические  занятия проводятся в составе  подразделения, учебной  группы и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной:
     на   подготовительную   часть   практического   занятия отводится  до  10  мин.  В  ней  решаются  организационные   задачи, проводится   подготовка  организма  военнослужащих   к   предстоящим физическим   нагрузкам.  Она  включает  в  себя   строевые   приемы, общеразвивающие  и  специальные упражнения  в  движении,  на  месте, которые  подбираются  в  зависимости от  содержания  основной  части занятия.   Общеразвивающие  упражнения выполняются в следующей последовательности:  потягивающие упражнения,  упражнения  для  мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах, комплексы вольных упражнений № 1, 2;
     в  основной  части практического занятия  военнослужащие вырабатывают  и  развивают  физические,  специальные,  моральные   и психические  качества, овладевают и совершенствуют военно-прикладные навыки,   добиваются  боевой  слаженности  воинских   подразделений, формируют умения действовать в сложных условиях [26].
     Содержание  основной  части  практического  занятия  составляют физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные  программой по физической подготовке.
     Основная  часть комплексного практического  занятия организуется на  трех  и более учебных местах одновременно или с последовательным переходом личного состава подразделения с одного учебного  места  на другое.
     В  содержание комплексных практических занятий включаются ранее изученные  упражнения из двух и более разделов физической подготовки в    различных    сочетаниях.   Они   должны   иметь   тренировочную направленность.  Вначале  отрабатываются  упражнения   на   развитие быстроты,  ловкости,  приемы и действия,  связанные  с  координацией движений,  упражнения  на силу, а затем на выносливость.  Конкретные варианты   комплексирования  упражнений  определяются  руководителем занятия в соответствии  с задачами обучения,  уровнем физической подготовленности   военнослужащих  и материальной   обеспеченностью занятия   в   соответствии  с  образцом  примерного  плана-конспекта проведения комплексного практического занятия.
     Заканчивается основная часть практического занятия  комплексной тренировкой  (играми,  эстафетами, тренировкой  в  беге)  в  течение 5-10   мин,   которая   проводится  в  целях   совершенствования   у военнослужащих  приобретенных  на занятии  физических,  специальных, психических качеств и военно-прикладных навыков [19, с. 74].
     Высокая   эффективность   комплексных  тренировок   достигается разносторонностью  воздействия  физических  упражнений  на  организм военнослужащего,   повышением   физической   нагрузки   и    высокой эмоциональностью.
     На  заключительную часть практического  занятия отводится  до 5  мин. Военнослужащие выполняют упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц в сочетании с ходьбой. Руководитель подводит итоги занятия,  дает  задание  на самостоятельную тренировку  и  наведение порядка на учебных местах.
     Методические   занятия   подразделяются    на    учебно-методические, инструкторско-методические и показные.
     Учебно-методические  занятия обеспечивают  формирование  у курсантов и слушателей военных  учебных заведений (далее - курсанты и слушатели)   умений,   которые  необходимы   им   для   качественной организации и проведения занятий по физической подготовке в войсках.
     Учебно-методические  занятия  готовятся  заранее.  Руководитель занятия  за  5-7  дней до его проведения должен выдать  курсантам  и слушателям  письменные задания. Во время самостоятельной  подготовки курсанты   и   слушатели   уточняют  содержание   задания,   изучают литературу,  тренируются  в  выполнении упражнений,  подаче  команд, уточняют  методику  обучения, составляют конспект  и  готовят  место проведения занятия. При подготовке к выполнению задания используются консультации преподавателей физической подготовки и спорта [4, с. 199].
     В  подготовительной части учебно-методического  занятия ставятся задачи   и   объявляются  учебные  вопросы,  проверяется  готовность курсантов  и слушателей к занятию, проведению методической практики, определяются  основные требования к качеству выполнения методических заданий.
     В   содержание  основной  части  учебно-методического   занятия включаются   методические   задания,   которые   разрабатываются   в соответствии   с   программами   обучения.   Методическая   практика осуществляется  под контролем руководителя занятия. Разбор  качества выполнения методического задания осуществляют курсанты и слушатели с последующим заключением руководителя занятия.
     На  заключительную часть учебно-методического занятия отводится до  5 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень  теоретической и методической подготовленности  курсантов  и слушателей, дается задание на самостоятельную подготовку.
     В   ходе   учебно-методических  занятий   применяются   парный, групповой и другие способы привития методических умений, позволяющие одновременно выполнять задания максимальному количеству курсантов  и слушателей [4, с. 200].
     Инструкторско-методические  занятия  проводятся  в  целях повышения  знаний,  совершенствования умений  и  навыков  командиров подразделений  в  организации  и проведении  занятий  по  физической подготовке  в  соответствии с образцом примерного  плана  проведения инструкторско-методического занятия.
     В  подготовительной  части инструкторско-методического  занятия ставятся  задачи и объявляются  основные учебные вопросы, проверяется  готовность командиров подразделений  к занятию.
     В    основной    части   инструкторско-методического    занятия уточняются   задачи,  содержание  учебной  программы  и  предстоящих занятий  в  подразделениях, проверяются знания по физической подготовке, проводится разбор организации и методики проведения отдельных частей занятия, а также   методики  обучения  упражнениям,  приемам  и   действиям   с последующей  методической практикой, проверяется и  совершенствуется практическая подготовленность командиров подразделений.
     В   заключительной  части  инструкторско-методического  занятия дается    оценка   теоретической,   практической   и    методической подготовленности  командиров подразделений к проведению  предстоящих занятий.
     Показные  занятия  проводятся в  целях  показа  образцовой организации  и методики проведения занятий по физической подготовке, выработки  у  командиров  единого подхода к  применению  эффективных средств, форм и методов физической подготовки военнослужащих.
     Руководителями  показных занятий являются: в воинской  части  - начальник физической подготовки и спорта или наиболее подготовленный командир  подразделения;  в военном учебном  заведении  -  начальник кафедры физической подготовки и спорта или его заместитель [26].
     Показные  занятия  организуются и проводятся в  соответствии  с планами или по мере необходимости.
     В  подготовительной части показного занятия объявляются тема  и задача занятия, раскрывается его содержание.
     В  основной  части  показного занятия  демонстрируется  одна  из форм  физической  подготовки с попутными комментариями  руководителя занятия по эффективности применяемых средств и методов.
     В  заключительной части показного  занятия руководитель  занятия отвечает на вопросы командиров подразделений и подводит итоги.
     Инструктажи   (инструктивные   занятия)   проводятся    с руководителями   (помощниками   руководителей)   занятий    накануне проведения  занятия по соответствующей форме физической  подготовки.
     Во  время инструктажа (инструктивного занятия) уточняются содержание, цели и задачи занятия, порядок его организации и проведения.
     Способами  организации  занятий  с  военнослужащими   при выполнении   физических   упражнений  могут  быть:   индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный, круговой, соревновательный.
     Обучение  приемам и действиям (упражнениям)  проводится  в следующей  последовательности: ознакомление, разучивание, тренировка (совершенствование):
     ознакомление  способствует  созданию  у  военнослужащих правильного  представления о разучиваемом упражнении  и  ясному  его пониманию.   Для   ознакомления  необходимо:   назвать   упражнение, образцово  его показать, объяснить технику выполнения  упражнения  и его  предназначение, показать упражнение еще раз по  частям  или  по разделениям  с  попутным объяснением техники  выполнения,  если  это необходимо.
     В   процессе   ознакомления   может   проводиться   опробование упражнения военнослужащими;
     разучивание направлено на формирование у  военнослужащих новых   двигательных  навыков.  В  зависимости  от  подготовленности военнослужащих и сложности упражнения применяются следующие  способы разучивания:
     в   целом,   если   упражнение   не   сложное,   доступно   для военнослужащих или его выполнение по частям (элементам) невозможно;
     по  частям,  если  упражнение сложное  и его можно  выполнять  с остановками;
     по  разделениям, если упражнение сложное  и его можно разделить на отдельные элементы;
     с   помощью   подготовительных  упражнений,   если   упражнение выполнить в целом нельзя из-за его трудности, а разделить  на  части невозможно [26].
     После разучивания упражнение выполняется  в целом;
     тренировка    (совершенствование)    заключается     в систематическом многократном повторении разучиваемого  упражнения  с постепенным   усложнением  условий  его  выполнения   и   повышением физической нагрузки.
     Тренировка  проводится в следующей последовательности:
     выполнение упражнений в простой обстановке;
     выполнение  упражнений из различных исходных положений;
     выполнение   упражнений  после  действий,  дающих  значительную нагрузку;
     выполнение  упражнений в комплексе с другими  действиями  как  на специально  подготовленных местах, так и на различной  по  характеру местности;
     выполнение   некоторых   упражнений  вначале   без   оружия   и снаряжения,  а  затем  -  с  оружием  и  снаряжением,  в   средствах  индивидуальной защиты, в условиях ограниченной видимости (ночью) [30 ,с. 29].
     Методы  тренировки (развития) должны  быть  направлены  на совершенствование  у военнослужащих физических и специальных  качеств, улучшение функциональных возможностей организма и антропометрических показателей.
     Основными   методами  тренировки   (развития)   являются:
     равномерный,  повторный,  переменный,  интервальный,  контрольный  и соревновательный.
     Равномерный  метод  -  характеризуется  выполнением  физических упражнений  с  одинаковой  интенсивностью и постепенным  увеличением  продолжительности работы.
     Повторный  метод  -  характеризуется  многократным  выполнением упражнения  через  определенные промежутки времени. Повторения  могут проводиться как с перерывами для отдыха, так и без них.
     Переменный  метод  -  заключается  в  периодическом   изменении интенсивности и длительности  непрерывно  выполняемых   физических упражнений.
     Интервальный  метод  -  заключается  в  выполнении   физических упражнений по частям с  постепенным сокращением времени  отдыха  между ними.
     Контрольный  метод  -  заключается  в  периодической   проверке физической подготовленности военнослужащих.
     Соревновательный    метод    -   характеризуется    выполнением физических   упражнений  с  наибольшей  интенсивностью  в   условиях состязаний [5, с. 19].
     Методы   тренировки   и   дозирование   нагрузки   определяются руководителем занятия в зависимости от задач тренировки.
     Практические  занятия  по  физической  подготовке  должны проводиться с высокой  плотностью и физической нагрузкой.
     Плотность   (суммарная  интенсивность)  -  отношение   времени, затраченного  на  выполнение упражнений, ко  всему  времени  занятия (измеряется в процентах).
     Например, на  занятии  продолжительностью 50 мин военнослужащий  выполнял упражнения   40   мин.   Следовательно,  плотность   занятия   будет (40 : 50) х 100 = 80 % [23, с. 42].
     Физическая    нагрузка   -   степень   воздействия   физических упражнений  на организм военнослужащих. Она определяется по  частоте сердечных сокращений (пульса) в минуту. Нагрузка может  быть:
     низкой - до 130 ударов в мин;
     средней - 130-150 ударов в мин;
     высокой - 150-170 ударов в мин;
     максимальной - свыше 170 ударов в мин.
     Физическая  нагрузка и плотность занятия  должны соответствовать задачам  и  этапу  обучения,  уровню физической  подготовленности  и возрасту военнослужащих.
     Повышение физической нагрузки и плотности  занятия достигается:
     сокращением времени на перестроения;
     краткостью  и ясностью объяснений;
     увеличением  количества повторений, быстроты выполнения,  массы отягощений;
     уменьшением    продолжительности   отдыха   между   выполнением упражнений;
     выполнением  упражнений всеми военнослужащими  одновременно  или потоком;
     применением  метода  круговой  тренировки  и  соревновательного метода;
     широким  использованием спортивных тренажеров,  оборудования  и инвентаря [23, с. 23].
     На   занятиях   по  физической  подготовке   используется индивидуальный подход к  военнослужащим, определяемый  в  зависимости от уровня их физической подготовленности.
     Индивидуальный  подход реализуется путем строгого  нормирования нагрузки,  подбора  оптимальных по сложности  двигательных  задач  и целесообразных способов выполнения физических упражнений.
     Ошибки,   возникающие  в  процессе  обучения   физическим упражнениям, исправляются в следующей последовательности:
     при групповом обучении - вначале общие, затем частные;
     при  индивидуальном  обучении  -  вначале  значительные,  затем второстепенные.
     Предупреждение  ошибок обеспечивается:
     четким  показом и объяснением техники  выполнения упражнений;
     правильным  первоначальным разучиванием упражнений;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.