На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факторинговые операции коммерческих банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АКАДЕМИЯ  МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ (ИМСИТ)
ФИНАНСОВЫЙ  ИНСТИТУТ
Кафедра финансов и кредита 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

Дисциплина: «Деньги,кредит,банки»
Тема: «Факторинговые операции коммерческих банков»
(по материалам  ОАО «БанкУралсиб») 
 
 

                                                                    
                                                                     Работа выполнена студенткой
                                                                     3 курса, группы 08-ЭУ-06
                                                                     Гапоновой Инной Владимировной
                                                                          Научный руководитель-к.э.н
                                                                          Половченко М.А 
 
 
 
 
 
 

Краснодар 2010 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ         ФАКТОРИНГОВЫХ  ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ 
1.1 Специфика факторинговых операций, состав участников                           5
1.2 Виды факторинговых операций                                                               11
1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании                               14
2.   ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ  
      ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧНСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНК
      УРАЛСИБ»
2.1 Характеристика банка: организационная структура, особенности
     деятельности                                                                                             17
2.2 Оценка финансового состояния коммерческого банка                           24
2.3 Особенности проведения факторинговых операций банком и оценка их
      эффективности                                                                                           32                                     
3.   РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА  
      СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФАКТОРИНГА ОАО «БАНК УРАЛСИБ»
3.1 Аналитические выводы по результатам проведенного анализа
     эффективности факторинговых операций банка                                      41
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию факторинга в ОАО
      «Банк Уралсиб»                                                                                         45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ            50
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                  52      
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В финансовой системе России банковская система выступает регулятором денежного обращения, операций, проводимых с использованием наличных и безналичных денежных средств. Взаимоотношения между предприятиями по поводу поставки продукции, выполнения работ или оказания услуг не всегда строятся на оплате в момент продажи, в отдельных случаях возникает отсрочка платежа, признание дебиторской задолженности (задолженности покупателей и заказчиков) и лишь потом – фактическая оплата (зачисление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия).
     В настоящее время многие предприятия работают с крупными покупателями, что влечет образование больших сумм дебиторской задолженности. А это замораживает оборотные средства предприятия-поставщика. При этом на помощь приходят коммерческие банки, оказывающие услуги факторинга – покупки дебиторской задолженности у поставщика с правом дальнейшего требования погашения данной задолженности с покупателя. Проблема эффективности операций факторинга становится все более актуальной при оптимизации финансовой практики взаимодействия российских предприятий и банков. Кроме того, важную роль играет страховая функция факторинговых компаний, которые принимают на себя риск непогашения платежных обязательств со стороны покупателей продукции своих клиентов. При проведении таких операций коммерческий банк одновременно реализует все основные функции, которые отведены ему рыночной экономикой: посредничество в расчетах, финансирование клиентов и страхование рисков неплатежей.
      Представленные выше моменты отражают актуальность темы курсовой
 работы.
      Цель курсовой работы – раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и провести оценку их эффективности на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб».
  Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
     1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
     2) представить особенности организации факторинговых операций на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб»;
     3) провести оценку эффективности проведения факторинговых операций ОАО «Банк Уралсиб».
      Объектом исследования является коммерческий банк ОАО «Банк Уралсиб», предметом исследования – организация факторингового обслуживания.
      При написании курсовой работы были использованы труды российских ученых, среди которых следует отметить Л.Г. Батракова, Г.Н. Белоглазову, Л.А. Дробозину, Е.П. Жарковскую, Е.Ф. Жукова, В.М. Ионова, В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкую, О.И. Лаврушина, А.А. Максютова, И.Д. Мамонова, О.В. Соколову и др.
 

     
      ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ  
                 ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИМИ
                 БАНКАМИ
                 
      Специфика факторинговых операций, состав участников
 
      Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее – торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы ХХ в. факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. Такое положение требовало более быстрой реализации продукции, то есть перевода капитала из товарной формы в денежную форму. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременное получение средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности приобрела первостепенное значение. При неуплате в срок по векселю фирма-векселедержатель вынуждена взыскивать причитающуюся ей сумму в судебном порядке. Однако судебные издержки очень высоки, что вынуждает их списывать долги на убытки. Кроме того фирмы стремятся «не выносить сор из избы» и не допускать судебных издержек. В поисках выхода из сложившихся трудностей фирмы стали обращаться за помощью в банк или входящую в банковский холдинг специализированную компанию по урегулированию возникающих споров по оплате векселей и других товарных документов. В результате возник тесный контакт между отделами промышленных фирм, управляющими движением коммерческого кредита и банками, регулирующими споры между клиентами.
Банки передают тесно связанным с ними корпорациям и фирмам данные
о кредитоспособности их контрагентов, способствуют быстрейшей оплате счетов, гарантируют возмещение долга, оказывают давление на клиентов, с тем, чтобы они в спорах с «дружеской банку фирмой» выполняли её требования. Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение в последние два десятилетия. Отличие факторского кредита от коммерческого для продавца товара состоит в том, что он получает за проданный товар платеж наличными, а при продаже в кредит продавец получает только вексель. Полученный вексель поставщик может учесть в банке и получить наличные деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже счёта-фактуры. Для покупателя преимущество факторского кредитования заключается в получении возможности вернуть долг через более длительный срок (в отдельных случаях договор пролонгируется под дополнительные обязательства). Разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товара через факторские отделы.
      Таким образом, факторинг – это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Цель факторинга – устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. В странах с развитой рыночной экономикой серьёзное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов как раз призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.
      Слово «фактор» от английского – «посредник, маклер». С экономической точки зрения – это посредническая операция. Таким образом, факторинг – это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, и соответственно право получения платежа по ним, то есть инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам). Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется.
      В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования. Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки. В качестве финансового агента договор могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.
      Существуют два вида факторинга: конвенционный и конфиденциальный. Конвенционный факторинг – универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Эта система позволяет предприятию сократить издержки производства. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой фирмы, так как такие отношения ведут к полному осведомлению о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.[8]
      Такое обслуживание обычно сочетается с «дисконтированием фактур». Это означает, что банк покупает у своего клиента права на получение денег от покупателя, при этом сразу же зачисляет на его счет около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму – в обусловленный срок независимо от поступления денег от дебитора. По существу это кредит под отгруженные товары, за которые клиент платит обусловленный процент.
      В последние годы широкое распространение получил конфиденциальный факторинг, который ограничивается выполнением только некоторых операций: уступка права на получение денег, оплата долгов и т.п. Он является формой предоставления поставщику – клиенту факторинга – кредита под отгруженные товары, а покупателю – платёжного кредита. За проведение факторинговых операций клиенты вносят предусмотренную в договоре плату, которая по своему экономическому содержанию является процентом за кредит.
      Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги, называются фактор фирмами. Чаще всего они представляют собой дочерние фирмы при крупных банках (или сами банки/факторинговые отделы/ осуществляют факторинговые операции), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация «Фэкторз чейн интернэшл», членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира. Членами этой ассоциации от одной страны могут стать не более чем 3-4 банка. В августе 1994 г. Первым
российским  коммерческим банком, принятым в ФЧИ, стал Тверьуниверсал
банк, а затем Мост-банк.
      Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый отдел получает от своего банка и в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Отдел также может привлекать средства в срочные депозиты.
      Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
      В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
      Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может
воспользоваться факторинговыми услугами. Так, факторинговому
обслуживанию не подлежат:[12]
      – строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
     – предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
     – предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
     – предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
     – предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
     Факторинговые операции не рекомендуется проводить:[3]
     – по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств;
     – по требованиям бюджетных организаций;
     – по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными;
     – если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение
     определенного времени, а также при условии  послепродажного 
     обслуживания.
     В операции факторинга обычно участвуют три стороны:
     1) фактор (банк) – покупатель требования;
     2) клиент (кредитор, поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;
     3) плательщик (заемщик) – фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.
     Такова специфика организации факторинговых операций коммерческих банков и участники данного вида операций.  
 

      1.2 Виды факторинговых операций 

      В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований фактору, что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. При этом факторинговые операции банков классифицируют следующим образом:[12]
     1) национальные (внутренние), если поставщик, покупатели, а также фактор находятся в одной стране;
     2) международные (внешние), если одна из трех сторон факторингового соглашения находится в другом государстве;
     3) открытые – форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о взыскании долга с помощью фактора;
     4) закрытые, которые служат скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур фактору. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть фактору для погашения кредита;
     5) с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, то есть кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактору. Последний может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), фактор в любом случае имеет право регресса к поставщику;
     6) с условием кредитования поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае клиент фактора, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство фактора, задача которого получить в пользу клиента платеж в сроки согласно договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику за определенную плату или по истечении
     определенного времени.
     В случае предварительной оплаты факторинговый отдел банка
покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете, на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.д. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
      Задача факторинговых отделов – на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги. В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:[9]
     – приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным);
     – осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности). 
 

     1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании 

В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений:[4]
      1) соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате. За редким исключением полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов. С точки зрения компании это устранит возможность ее дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика — ему не придется вести учет и осуществлять операции по отдельным, непереуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон;
     2) соглашение о полном обслуживании с правом регресса уличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).
     Разновидностью  факторингового соглашения о полном обслуживании
является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве се агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика. Кредитование, предусматриваемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате;
     3) открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур заключается в том случае, если поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика.
     Таким образом,  раскрытие  сущности  организации  и  проведения
     факторинговых операций коммерческими банками позволяет выделить главные экономические достоинства факторинга:
     – увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
     – превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
     – повышение доходности;
     – возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
     – независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
     – возможность расширения объемов оборота;
     – экономия собственного капитала;
     – улучшение финансового планирования.
      Представленные в данной главе теоретические  факторинфакторингового обслуживания клиентов коммерческого банка позволили провести оценку проведения данного вида операций на примере коммерческого банка ОАО «Банк Уралсиб», что нашло отражение в следующей главе курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ 
                ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО  БАНКА
                НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНК УРАЛСИБ» 

      2.1 Характеристика банка: организационная структура, особенности
            деятельности 

      Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» (далее – ФК «УРАЛСИБ») – многопрофильная финансовая структура, успешно развивающая коммерческий и частный банковский, инвестиционный и страховой бизнес. Корпорация предлагает своим клиентам все виды корпоративного и индивидуального финансового обслуживания. Услуги коммерческого банка включают все виды кредитования, лизинг, торговое финансирование, факторинг, частное банковское обслуживание. Инвестиционное направление охватывает всю сферу брокерских услуг, управление активами, паевые инвестиционные фонды, депозитарные услуги, корпоративное финансирование и управленческое консультирование. Корпорация имеет лицензии на 95 видов страхования. Серьезное внимание уделяется развитию услуг электронной коммерции.
      Работающие активы ФК «УРАЛСИБ» в настоящее время составляют 12,5 миллиардов долларов США, интегрированная система продаж финансовых продуктов и услуг ФК «УРАЛСИБ» насчитывает 1087 офисов в 81 регионе России. В ФК «УРАЛСИБ» действует два центральных офиса – в Москве и Уфе. Развитием бизнеса на местах занимаются шесть региональных дирекций, созданных по принципу административного деления России на Федеральные округа.
      Беспрецедентная для российского финансового рынка сделка по интеграции бизнеса пяти банков, входящих в состав ФК «УРАЛСИБ», успешно завершена. Образованный в результате интеграции «Банк Уралсиб» (ОАО «Банк Уралсиб») зарегистрирован 20 сентября 2005 года. Процедура реорганизации ОАО «Уралсиб» путем присоединения к нему ОАО АКБ «АВТОБАНК-НИКОЙЛ», КБ «Брянский народный банк» (ОАО), АБ «ИБГ НИКойл» (ОАО), ОАО АКБ «Кузбассугольбанк» сопровождалась изменением наименования и местонахождения объединенного банка, в связи, с чем Банк России выдал ОАО «Банк Уралсиб» лицензию на осуществление банковских операций с указанием нового наименования.
      Решением собрания акционеров всех банков, участвовавших в реорганизации, Председателем Правления ОАО «Банк Уралсиб» избран Николай Александрович Цветков – Президент ФК «УРАЛСИБ».
      Центральный офис банка расположен по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, 8. Наряду с новым адресом в Москве, банк сохранил почтовый адрес прежнего местонахождения в городе Уфа, ул. Революционная, 41. В Уфе работает Удаленный центральный офис и филиал ОАО «Банк Уралсиб». 3 октября 2005 года стало началом операционной деятельности ОАО «Банк Уралсиб». Первые дни показали, что все системы обеспечения деятельности банка, включая региональную сеть, работают в штатном режиме. Переход банков на единый баланс был осуществлен без остановки операционной деятельности. В настоящее время повсеместно клиенты банка обслуживаются по единым стандартам.
      Реорганизация банковского бизнеса ФК «УРАЛСИБ» в русле политики Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, направленной на укрепление и дальнейшее развитие российского финансового сектора, повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса за рубежом. Определяющими условиями при реорганизации банков ФК «УРАЛСИБ» были строгое соблюдение прав и законных интересов клиентов и акционеров реорганизуемых банков, сохранение объединенным банком финансовой устойчивости и способности выполнять все пруденциальные нормы деятельности и обязательные нормативы Банка России. Консолидация банковского бизнеса ФК «УРАЛСИБ» позволила существенно оптимизировать управление бизнес-процессами и повысить их эффективность. С организационной точки зрения объединенная структура стала более мобильна и управляема, что, безусловно, положительно отразится на качестве обслуживания клиентов.
      ОАО «Банк Уралсиб» будет позиционироваться на финансовом рынке как крупнейший универсальный сетевой банк федерального уровня, предоставляющий наиболее широкий спектр финансовых продуктов и услуг на всей территории Российской Федерации. В их числе – традиционные депозитные вклады, потребительское, ипотечное и автокредитование, инвестиционные услуги, возможность участия в фондах коллективных инвестиций, страховые продукты и многие другие.
      Это отвечает стратегии деятельности ФК «УРАЛСИБ», одним из ключевых элементов которой является создание в наиболее экономически активных регионах страны сети «финансовых супермаркетов», предоставляющих своим клиентам широкий спектр высококачественных, стандартизированных финансовых услуг. В настоящее время во всех филиалах и отделениях ОАО «Банк Уралсиб» унифицирован продуктовый банковский ряд и введены единые конкурентоспособные тарифы.
      Согласно предварительным оценкам, ОАО «Банк Уралсиб» будет входить в «пятерку» лидеров отечественного банковского сектора по основным финансовым показателям и займет 3-4 место по размеру уставного капитала (20 миллиардов рублей), 5-6 места по объему средств частных лиц и 6-7 место по объему работающих активов. Региональная сеть объединенного банка насчитывает 470 отделений и точек продаж.[26]
      Усиление конкурентных преимуществ ОАО «Банк Уралсиб» на рынке банковских услуг приведет к повышению международных рейтингов и укреплению позиций банка на зарубежных финансовых рынках заимствований. Таким образом, реорганизация банковского бизнеса Финансовой корпорации отвечает как интересам акционеров и партнеров реорганизуемых банков, так и интересам клиентов этих банков.
      Представим организационную структуру ОАО «Банк Уралсиб» (рисунок 1) и ее краткую характеристику. Организационная структура является линейно-функциональной. При этом существует верхнее звено, которое регулирует, контролирует деятельность нижних звеньев, отдает распоряжения и приказы, которые выполняются данными нижними функциональными звеньями в системе ОАО «Банк Уралсиб». 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Организационная структура ОАО «Банк Уралсиб»
 

      Высшим органом управления банком является Общее собрание акционеров, в состав компетенции которого включается:[26]
     – внесение изменений в Устав банка или утверждение Устава банка в его новой редакции;
     – реорганизация банка;
     – ликвидация банка, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
     – определение состава Совета директоров;
     – определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
     – увеличение уставного капитала банка путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций в пределах объявленного количества и категории акций;
     – уменьшение уставного капитала банка путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества;
       – избрание членов ревизионной комиссии, аудитора банка;
     – выплата дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года;
     – утверждение годовых отчетов;
     – принятие решения о проведения крупных финансовых сделок и т.д.
  Общее руководство деятельностью банка осуществляет в пределах своей компетенции Совет директоров банка, которая заключается в следующем:
     – определение приоритетных направлений деятельности банка;
     – созыв Общих собраний акционеров в установленном порядке;
     – определение цены имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг;
     – утверждение итогов размещения дополнительных акций;
     – использование резервного фонда и иных фондов банка;
     – утверждение внутренних документов банка;
     – вопросы, связанные с внутренним контролем за финансово-хозяйственной деятельностью банка;
     – иные общие вопросы.
      Руководство текущей деятельностью банка осуществляется единоличным исполнительным органом банка – Председателем Правления банка и коллегиальным исполнительным органом – Правлением банка.
      Представим характеристику подразделений ОАО «Банк Уралсиб»: основных и вспомогательных.
      Основные подразделения определяют основные направления деятельности банка, характер банковской специализации на отдельных видах финансовых операций, сделках. Основные подразделения представленными следующими их видами:
     1. Подразделение обслуживания корпоративных клиентов занимается работой с юридическими лицами (предприятиями и организациями) и включает расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, а также организацию и проведение факторинговых операций;
     2. Инвестиционное подразделение занимается проведением инвестиционных операций (эмиссия собственных ценных бумаг, купля-продажа ценных бумаг на вторичном рыке с целью получения дохода);
     3. Подразделение потребительского кредитования определяет кредитную политику в процессе приобретения частными лицами (физическими лицами) товаров движимого имущества (бытовая техника, аудио, видео техника, сотовые телефоны и прочее). При этом заключаются договоры с предприятиями розничной торговли, которые представляют возможность частным лицам приобрести товар в кредит на условиях потребительского кредитования;
     4. Подразделение обслуживания частных лиц представляет реализацию основных задач деятельности банка в процессе осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов в лице физических лиц (ведение лицевых счетов, карточных счетов и так далее);
     5. Подразделение страхования представляет собой организационную страховую компанию, осуществляющую деятельность на рынке страхования (страхование имущества, личное страхование, страхование ответственности);
     6. Подразделение ипотечного кредитования предполагает разработку технологии кредитования частных лиц в процессе приобретения объектов недвижимости. Деятельность данного подразделения направлена также на реализацию государственной социальной политики в стране.
  Вспомогательные подразделения ОАО «Банк Уралсиб» способствуют организации деятельности банка в целом. Выделим структурные элементы данного блока подразделений:
     1. Административный отдел отвечает за организацию работы головного отделения банка и его филиалов;
     2. Отдел информационных технологий отвечает за программное обеспечение банковской деятельности, распространение информации, организацию информационных потоков;
       3. Отдел бухгалтерского учета и аудита несет ответственность за отражение учетной информации в бухгалтерском учете и подготовку бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским правилам по международным стандартам финансовой отчетности, а также проведение внутреннего обязательного аудита;
     4. Управление рисками несет ответственность за разработку методик современного комплексного выявления, анализа и оценки кредитных, рыночных и операционных рисков и их применение ко всему диапазону банковских продуктов ОАО «Банк Уралсиб». Основными задачами, поставленными перед Управлением, являются исключение рисков и их минимизация в процессе проведения банковских операций, содействие достижению оптимального соотношения риска и доходности в результате
     совершения  различных сделок.
     5. Отдел маркетинга занимается вопросами маркетинговых исследований в банковской сфере, а также разработкой банковских процентных ставок, установлением котировок ценных бумаг, котировок валют, ведением валютных операций, определением среднестатистических банковских ставок по различных видам операций, анализом финансовых операций внутри страны и за ее пределами на международных фондовых биржах.
      В процессе деятельности все структурные подразделения ОАО «Банк Уралсиб» взаимодействуют друг с другом. На основе данного взаимодействия обеспечивается эффективность проведения банковских операций, что положительно отражается на результатах деятельности банка. 
 

      2.2 Оценка финансового состояния банка
           
      Оценка финансового состояния ОАО «Банк Уралсиб» проводилась по направлениям ликвидности, оценки динамики изменения доходов, расходов и рентабельности деятельности в целом.
      Коммерческий банк считается ликвидным, если сумма денежных средств, которые он может быстро мобилизовать, позволяет полностью и своевременно выполнять обязательства по пассиву в балансе. Представим группировку активов ОАО «Банк Уралсиб» по степени ликвидности, а пассивы – по срокам их оплаты (табл. 1). 

  Таблица 1. Группировка активов и пассивов ОАО «Банк Уралсиб»
      
Статья Значение, тыс. руб.
2008 год 2009 год
1 2 3
АКТИВЫ
Высоколиквидные активы (активы быстрореализуемые):
Денежные  средства 7 235 513 7 238 776
Средства  на корреспондентских счетах 2 713 101 6 013 295
Активы  средней реализуемости:
Требования  по получению процентов 256 345 365 895
Ценные  бумаги имеющиеся в наличии для продажи 8 309 626 4 001 053
Инвестиционные  ценные бумаги, удерживаемые до погашения 0 1 036 936
Кредиты выданные (банкам, организациям, населению) 202 212 713 229 705 054
Прочие  активы 16 598 826 17 682 347
Труднореализуемые активы:
Вложения  в иммобилизованные активы (основные средства, нематериальные активы, обязательные резервы в ЦБ РФ) 6 850 844 8 075 380
ПАССИВЫ
Средства  на расчетных и текущих счетах 86 743 806 146 766 740
Счета до востребования 51 820 715 32 627 742
Срочные счета (вклады) 29 980 315 49 681 736
 
      По результатам представленной группировки можно сделать следующие выводы:
     – рационально размещены ресурсы банка как собственные, так и привлеченные, так как доля высоколиквидных и активов средней реализуемости существенно превышает доля иммобилизованных активов, что влияет на уровень ликвидности банка;
     – рациональное размещение ресурсов также характеризует размещение средств в ценных бумагах, доля которых не превышает 25 % и выданных кредитов, доля которых не превышает в составе активов 65%;
     – группировка пассивов и проведение оценки динамики изменения и
     структуры пассивов баланса ОАО «Банк Уралсиб» показало, что соотношения собственных и привлеченных средств банка меньше единицы (0,13 на 1 января 2009 года и 0,11 на 1 января 20010 года), что означает проведение активных операций банком в основном за счет привлеченных средств, что увеличивает риск невозврата средств вкладчиков. Но следует учитывать, что в настоящее время в целом по коммерческим банкам Российской Федерации на долю собственных средств приходится в среднем от 12-20 % общей суммы средств, имеющихся у банков, а на долю привлеченных – 80-88 %. 

      В таблице 2 представлены результаты проведенной оценки ликвидности, риска.
Формула расчетов нормативов ликвидности и  риска:
     Норматив  мгновенной ликвидности (Н2) представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и определяется по формуле: 

                             Н2=(Лам/Овм)х100,                                       (1)                        

     где Лам-высоколиквидные активы;
     Овм-обязательства до востребования.
     Норматив  текущей ликвидности (Н3) представляет собой отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка до востребования и на срок до 30 дней. Расчет данного норматива позволяет регулировать активные и пассивные операции банков в интересах поддержания необходимого уровня ликвидности их баланса.  

                             Н3=(Лат/Овт)х100,                                          (2)
     где Лат-ликвидные активы;
     Овт-обязательства до востребования и на срок до 30 дней.
     Норматив  долгосрочной ликвидности (Н4) представляет собой отношение всей задолженности банку свыше года к капиталу банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долгосрочным обязательствам на срок свыше года и рассчитывается по формуле: 

                                            Н4=(Крд/К+ОД)х100,                                          (3) 

     где Крд- кредиты, выданные банком, в том числе в драгоценных металлах, с оставшимся до погашения сроком свыше года;
     К-капитал  банка;
     ОД- обязательства банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка сроком погашения свыше года.
     Норматив  максимального размера крупных  кредитных рисков(Н7) рассчитывается по формуле: 

                                          Н7=(Сумма Кскр/К)х100,                                      (4) 

      где Кскр- определенный с учетом взвешивания  на  коэффициент  риска,
установленный  в отношении соответствующих активов в соответствии с п.
2.3 настоящей  Инструкции,  i-тый крупный кредитный риск  (код 8998).
Показатель  Кскр рассчитывается на  основании методики,  установленной
для расчета  показателя Крз главой 4 настоящей Инструкции. 
 
 

Таблица 2. Результаты расчета нормативов ликвидности и риска 

     
Норматив Рекомендуемое значение Особенности расчета Значение Отклонение, %
2008 год 2009 год
1.Норматив  мгновенной ликвидности (Н2) От 15% Н22008=(13252071/51820715) х100 Н22009=(9948614/32627742) х100
25,57% 30,49% +4,92
2.Норматив  текущей ликвидности (Н3) От 50% Н3 = (ЛАТВТ) х 100 Н32008=(240 629 581/138 564 521)х100
Н32009=(262 739 898/179394 482)х100
173,66% 146,46% –27,2
3.Норматив  долгосрочной ликвидности (Н4) До 120% Н42008=(202 212 713/28 305 189+ 181 529 901)х100
Н42009=(229 705 054/27 557 405+
239 503 247)х100
96,37% 86% –10,37
4.Норматив  максимального размера крупных  кредитных рисков (Н7) До 800% Н62008=(202 212 713/ 28 305 189)х100 Н62009=(229 705 054/ 27 557 405)х100
714% 843% +129
 
      По результатам проведенных расчетов можно сделать следующие выводы:
     – полученные значения нормативов свидетельствуют о том, что в своей деятельности ОАО «Банк Уралсиб» придерживается установленных законодательно нормативов ликвидности и нормативов кредитных рисков;
     – присутствует положительная динамика (увеличение) значений                           
     норматива мгновенной ликвидности, если в 2008 году-25,57%,то в 2009году-30,49%,то есть ОАО «Банк Уралсиб» обеспечен абсолютно ликвидными активами для погашения обязательств в данный момент времени;
     – несколько снижаются, но, тем не менее, находятся в пределах нормы текущая и долгосрочная ликвидность банка, то есть он обеспечен активами для погашения объема обязательств;
     – негативной динамикой по качественному содержанию
     характеризуется норматив максимального размера крупных кредитных рисков, который повышается для ОАО «Банк Уралсиб» до 843% к 2007 году, что превышает установленный норматив не более 800%. Поэтому главной задачей руководства банка является пересмотр структуры крупных кредитов и их источников (то есть средств, за счет которых выдаются кредиты), что позволит избежать повышения риска по кредитам и факта невозврата выданных кредитов.
      Проведем оценку величины полученных доходов ОАО «Уралсиб», которая предполагает изучение динамики изменения доходов банка за период 2008-2009 годы с помощью отчета о прибылях и убытках данного банка (Приложение 2). Результаты оценки представлены в таблице 3.
      Основную массу доходов банка образуют процентные доходы (по выданным ссудам и кредитам, по приобретенным ценным бумагам сторонних эмитентов), а также доходы от прочих операций (лизинг, расчетно-кассовое обслуживание – комиссионные доходы, манипулирование курсами валют и так далее). При этом в группу расходов банка включаются процентные расходы (уплата процентов по привлеченным депозитам, вкладам, выплата процентов по ценным бумагам, уплата процентов по полученным банком кредитам) и прочие расходы (комиссия и так далее). 
 

Таблица 3.Динамика изменения доходов ОАО «Уралсиб» за период 2008-
               2009 годы
     
Статьи отчета 2008 год, тысяч рублей
2009 год, тысяч рублей
Изменение, тысяч  рублей
1 2 3 4 5
Проценты полученные и иные аналогичные доходы от:
1 Размещения  средств в кредитных организациях 1 173 510 1 349 430 +175 920
2 Ссуд, предоставленных  клиентам (некредитным организациям) 14 116 362 15 557 864 +1 441 502
3 Средств, переданных в лизинг 0 0 0
4 Ценных бумаг  с фиксированным доходом 644 723 770 222 +125 499
5 Других источников 25 333 34 173 +8 840
6 Всего процентов  полученных и аналогичных доходов 15 959 928 17 711 689 +1 751 761
Финансовый  результат деятельности:
7 Прибыль до налогообложения 2 142 438 3 328 660 +1 186 222
8 Начисленные налоги (включая налог на прибыль) 1 245 119 1 395 861 +150 742
9 Прибыль за отчетный период 1 597 318 1 932 799 +335 481
10 Прибыль, принадлежащая  группе 1 594 141 1 928 658 +334 517
11 Прибыль, принадлежащая  малым акционерам (участникам) 3 177 4 141 +964
      Таким образом, превышение доходов над расходами ОАО «Уралсиб» за период 2008-2009 годы положительно отразилось на увеличении чистой прибыли на 335,48 миллионов рублей (со значения 1,597 миллиардов рублей за 2008 год до 1,933 миллиардов рублей за 2009 год).  

     На рисунке 2 представлено изменение совокупного дохода и прибыли банка за период 2008-2009 годы. 


     Рис. 2. Динамики изменения доходов и прибыли ОАО «Банк Уралсиб» 

      Проведение оценки рентабельности активов и капитала ОАО «Уралсиб» позволит определить уровень рентабельности деятельности данного банка, рентабельности его активов, капитала.
      В таблице 4 представлены результаты данной оценки. 

Формула расчета коэффициентов рентабельности:
      Рентабельность  основной деятельности = Прибыль за отчетный период/Всего % полученных и аналогичных доходов
      Рентабельность  активов = Прибыль за отчетный период/Всего пассивов
      Рентабельность  собственного капитала = Прибыль за отчетный период/Всего источников собственных средств
Таблица 4. Оценка рентабельности деятельности ОАО «Уралсиб» в 2008-
                2009 году 

     
Показатель Значение за 2008 год, в % Значение за 2009 год, в %
Отклонение
Рентабельность  основной деятельности 10,00 10,91 +0,91
Рентабельность  активов 0,65 0,71 +0,06
Рентабельность  собственного капитала 5,64 7,01 +1,37
 
      Результаты оценки рентабельности деятельности ОАО «Уралсиб» свидетельствуют о низкой доходности, несмотря на то, что прибыль банка за период 2008-2009 годы увеличивается и показатели рентабельности основной деятельности тоже увеличиваются на 0,91%, рентабельность активов в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличивается на 0,06% и рентабельность собственного капитала также увеличилась на 1,37%. Все показатели имеют положительную динамику в анализируемом периоде.  
 

      2.3 Особенности проведения факторинговых операций банком и оценка
             их эффективности
 
      Основой осуществления факторинговых операций в ОАО «Банк Уралсиб» является договор факторинга. При решении вопроса о том, будет ли факторинговый отдел заключать договор о факторинговом обслуживании с поставщиком, собирается и анализируется следующая информация:
     – производит ли поставщик товары или оказывает услуги, пользующиеся спросом и высокого качества;
     – имеет ли перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость факторинговых услуг и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом);
     – насколько квалифицирован управленческий персонал;
     – налажен ли внутренний контроль;
     – насколько твердо определены условия торговли с контрагентами.
  Факторинговому отделу также необходимо изучить информацию о качестве долговых требований поставщика. С этой целью анализируются:
     – отказы от акцепта (причины, частота, сума в общем, объёме реализуемой продукции);
     – доля требований, которые не могут переуступаться факторинговому отделу;
     – сезонные колебания в объёмах реализации;
     – документы, на основании которых выписываются требования.
      Наибольший риск для банка представляют требования, выставленные перед фактической отгрузкой товара. Поэтому факторинговый отдел должен строго следить за тем, чтобы требования выписывались после отгрузки товара или оказания услуг. Для заключения договора на факторинговое обслуживание поставщик должен направить в банк информацию о переуступаемых платежных требованиях:
     – наименование и адрес каждого плательщика;
     – сумму имеющегося уже долга каждого плательщика и данные о проверке его счетов;
     – планируемую сумму всех переуступаемых требований;
     – другую информацию, необходимую для оценки состояния расчетов между покупателем и поставщиком (переписку по расчетам, предпринимаемые ранее меры по взысканию долга и т.д.).
      После анализа этой информации факторинговый отдел высылает плательщикам специальное письмо, извещающее о заключении с поставщиком факторингового договора, или просит поставщика сделать такое уведомление, если договор не предусматривает полного обслуживания.  При этом в договоре указываются: покупатели, требования которых будут переуступаться; контрольная сумма переуступаемых требований; предельная сумма аванса; процентная ставка за кредит; процент комиссионного сбора за обработку счетов-фактур; минимальная сумма комиссионного сбора, если требования поступили на меньшую сумму; дополнительные виды услуг, получаемые поставщиком; предельные суммы по операциям факторинга и метод их расчета; меры, принимаемые для получения платежа с неаккуратного плательщика; право регресса (право обратного требования к поставщику); сроки заявления претензий и жалоб на факторинговый отдел; ответственность сторон за нарушение условий договора; предельный срок платежа для покупателя; порядок завершения факторной сделки; условия расторжения договора; срок действия договора.
      Особо оговаривается, что поставщик не имеет права заключать договор с другим банком.
      В договоре предусматриваются также обязанности поставщика и факторингового отдела банка. Так, поставщик отвечает за соблюдение всех требований, предъявляемых к оформлению расчетных документов; своевременную переуступку сумм, возникающих при отказе от акцепта и сумм покупателей, поступивших в оплату по факторингу, но зачисленных на расчетный счет поставщика. Он должен также своевременно и в полном объеме отрегулировать все спорные моменты; предоставить отделу необходимую документацию о поставке товаров или предоставлении услуг, в том числе документы, подтверждающие отгрузку в соответствии с условиями заказа по срокам, количеству и качеству; предоставить информацию о плательщике, если имело место ухудшение его производственной и финансовой деятельности, которое может повлиять на степень рискованности операций факторинга. В обязанности отдела входит:
     – осуществлять операции в соответствии с условиями договора;
     – вести подробный учет операций с поставщиком и плательщиками;
     – регулярно составлять отчет о состоянии лицевого счета поставщика и отчет об оплате платежных требований каждым плательщиком и динамике погашения долга;
     – проводить анализ просроченных платежных требований по каждому плательщику;
     – составлять перечень плательщиков, сумма счетов которых приближается или превышает установленную для них предельную сумму.
      Периодичность и даты составления отчетов определяются спецификой производственной деятельности поставщика.
      Действие факторингового соглашения (договора) может быть, прекращено:
     – по взаимному соглашению сторон;
     – по желанию поставщика;
     – по желанию факторингового отдела. При этом стороны уведомляют друг друга в сроки, указанные в договоре;
     – при фактической или возможной неплатежеспособности поставщика.
      При расторжении договора по первым двум причинам поставщик должен иметь альтернативный источник средств и выкупить переуступленные отделу требования. Отдел уведомляет плательщиков, что с этого момента все платежи осуществляются в пользу поставщика. Если поставщик не в состоянии приобрести требования, то отдел заключает с ним соглашение о кредитовании в период до прекращения срока действия факторингового договора. В этот период факторинговый отдел будет последовательно снижать процент аванса по предварительной оплате требований, с тем, чтобы на момент прекращения действия договора довести сумму, которая должна быть получена от плательщиков, до минимума. При прекращении действия договора в связи с неплатежеспособностью поставщика отдел может компенсировать сумму предварительных платежей только за счет инкассирования платёжных требований.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.