На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Содержание
      ВВЕДЕНИЕ………………………….………..……………………….....…. с.3
         Глава 1. Характеристика несовершеннолетних преступников….............. с.5
             1.1. Эволюция понятия «несовершеннолетний» в Уголовном
             Законодательстве…………………………………………..…….....…. с.5
                 1.2. Сущность, направление и принципы наказания
                несовершеннолетних …………….…………..…………………......…с.11
           Глава 2. Особенности наказания  несовершеннолетних………….....…. с.17
            2.1. Цели и условия назначения наказания несовершеннолетним…с.17
             2.2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним………….с.20
       Глава 3.Вопросы  применения и освобождения несовершеннолетних
              от наказания.…………………………………………………….…… с.25
             3.1. Особенности применения наказания и освобождение от
             наказания несовершеннолетних……………………..………...…….. с.25
             3.2. Проблемы назначения наказания и освобождения от него…… с.30
        ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………...………………………...………… с.35
        Список использованной литературы…………………………………… с.37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Борьба  с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего  процесса искоренения преступности в нашем государстве.
    Актуальность  курсовой работы заключается в том, что ситуация с преступностью несовершеннолетних остается неутешительной. В течение 2007года  подростковая  преступность  по  Сахалинской  области  снизилась  всего на 8%. К тому же сотрудниками ПДН подготовлено и направлено в УФСИН по Сахалинской области 121 ходатайство, в том числе о замене условной мере наказания на реальную (65), на продление сроков наказания (18), о возложении дополнительных обязанностей (38)1.  
Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи черты вандализма, чрезмерной жестокости. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми.

    Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних привели законодателя к тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания.
    В УК РФ эти вопросы решены в пятом  разделе, включающем главу 14 об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, т.е. лиц, которым, как указано в ст.87 УК, к моменту совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Эти особенности по существу являются отступлениями от правил Общей части УК; они обусловлены исключительно возрастом субъектов преступления и все исключения направлены на смягчение ответственности и наказания. При рассмотрении дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними, суд обязан принимать меры к точному установлению возраста (число, месяц, год рождения) несовершеннолетнего. В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.№7«О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а с ноля часов следующих суток.
     Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате совершения несовершеннолетними преступлений, они возникают между несовершеннолетними  и судебными органами, которые  выполняя поставленные перед ними задачи назначает несовершеннолетним наказание, либо учитывая обстоятельства при котором было совершенно преступление, а также учитывая личность несовершеннолетнего может освободить последнего от уголовной ответственности. Объектом исследования является законодательство РФ, регулирующее отношения между вышеперечисленными субъектами по поводу привлечения или освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.
    Цель  данной курсовой работы заключается  в анализе видов преступлений назначаемых несовершеннолетним.
    Исходя  из цели работы, определим следующие  задачи:
    рассмотреть виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним,
    рассмотреть принципы и условия назначения наказания несовершеннолетнему,
    - уделить внимание проблемам назначения наказания и освобождения от него. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Характеристика несовершеннолетних преступников
    1.1 Эволюция понятия  «несовершеннолетний»  в Уголовном 
    законодательстве
    Россия  в средние века не имела законодательного регулирования уголовной ответственности  несовершеннолетних, но на практике к ним применялись несколько смягченные наказания, что часто было выражено в снисходительном отношении со стороны судей, которые при назначении наказания смягчали наказание, смотря на молодость и «неразумность» преступника.
    Гуманизация уголовного права началась в России в восемнадцатом веке и она не могла не затронуть вопросы совершения преступлений несовершеннолетними. В 1742г. Сенат указал, что малолетством, как для мужского, так и для женского пола, нужно считать возраст до 17 лет и что таковых нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых.2 Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на исправление для употребления их там на всякие тяжелые монастырские работы, чтобы они «никогда праздны не были».
    В Указе Екатерины от 26 июня 1765г., по которому установлена полная невменяемость до 10 лет, а от 10 до 17 лет допускалось смягчение наказания, причем обвиняемых в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, было велено представлять в Сенат, где с ними поступали по своему усмотрению и по мере их вины; при смягчении ответственности за прочие преступления различались малолетние от 10 до 15 и от 15 до 17 лет. Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемыми и отдавали виновных на исправление родителям, родственникам или опекунам.
      В это же время появились  первые черты ювенальных судов - это были Совестные Суды, учрежденные в 1775 г. Екатериной II. Екатерина предписала рассматривать дела, исходя из принципов человеколюбия,  отвращения от угнетения и притеснения. Однако на практике приговоры Совестных Судов не отличались мягкостью и гуманностью в отношении детей, и они были упразднены в 1828 г., просуществовав более 50 лет.
      Уложение 1845г. приняло предельным возрастом 7 лет; но т. к. по п. 1 ст. 173 дети 7-10 лет не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании в действительности предельным сроком периода детства являлся возраст 10 лет.3 Период отрочества (от 10 до 17 лет) - замена для них наказания наступала только в случае признания вменяемыми, а в противном случае применяется общее правило об «уголовной безответственности» за невменяемостью. Они не подлежали наказанию кнутом и публичному наказанию плетьми.
    Из  уголовных наказаний к несовершеннолетним смертная казнь и ссылка на поселение  применялись без изменений, бессрочная каторга заменялась срочной, а сроки  каторги уменьшались на 1/3. По отношению к исправительным наказаниям Уложение 1845г. заменяло ссылку на житье или отдачу в арестантские отделения или рабочий дом отдачей на военную службу, а низкие наказания применялись без замены, но со смягчением на одну или две степени. Уложение содержало некоторые особые правила о смягчении и усилении их ответственности. Так, по ст. 143 наказание уменьшалось на одну или две степени, если несовершеннолетний был вовлечен в преступление совершеннолетним. С другой стороны, Уложение 1845г. знало одно условие, при котором молодость теряла всякое значение, а именно по ст. 146 малолетние несовершеннолетние в случае совершения ими нового преступного деяния наказывались как совершеннолетние.4
    Во второй половине ХIХ в., ознаменованной проведением судебных реформ, предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности государства и общества. В это время развиваются правовые основы превентивной (предупредительной) политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям. Активная деятельность последних во многом обусловила решение вопросов организации обучения и воспитания подростков, а также создания специальных учреждений для детей-правонарушителей и детей-арестантов. Первые такие заведения были открыты в 80-е гг. в Санкт-Петербурге, Саратове, Москве, Казани, Киеве. Позднее для оказания помощи беспризорным детям организуются специальные работные дома, куда можно было обратиться без помощи властей. Такие дома существовали в Москве, Петербурге, Харькове, Костроме, а в начале XX в. в России появились так называемые приюты-корабли, куда направлялись преимущественно дети-сироты, беспризорники, а также нищие, еще не совершившие преступление, но близкие к тому, чтобы преступить закон. Такие приюты-корабли существовали, по меньшей мере, в трех российских городах: Севастополе, Таганроге и Кронштадте. Их отличительной чертой было то, что помимо общеобразовательной программы, присущей всем исправительным заведениям, воспитание детей здесь осуществлялось в соответствии с корабельными правилами, с морским делом.
    Поскольку отечественное законодательство до определенного момента четко  не определяло смысл и назначение подобного рода исправительных заведений, все они именовались по-разному и базировались на различных подходах к организации превентивной деятельности. Так, одни полагали, что исправительные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей являются разновидностью воспитательных заведений, другие акцентировали внимание на их карательной направленности. Однако в 1909 г. эта проблема была окончательно решена, поскольку приоритетным направлением деятельности учреждений для малолетних преступников официально было признано воспитание.
    В царской России действовали специальные суды для несовершеннолетних. Первый появился в 1910 г. в Санкт-Петербурге, затем подобные суды были созданы во всех крупных городах. Применялся Закон от 2 июля 1897 г. "О малолетних и несовершеннолетних преступниках". Он предусматривал для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенных для них помещениях. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Закон применял каторгу и поселение.
    В 1912 г. в России работали суды для несовершеннолетних. Судебный процесс, по сути, был беседой судьи с подростком в присутствии опекунов и попечителей. Основной мерой наказания был попечительский надзор.
    Во  время Великой Отечественной  войны и в первые послевоенные годы основными криминогенными условиями были беспризорность и безнадзорность подростков, тяжелое материальное положение страны. Постановлением СНК СССР от 23 января 1942 года "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" было предусмотрено создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детских домов, организация суворовских школ.
    По  Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. судам давалось право прекращать уголовные дела несовершеннолетних, не достигших 15 лет, привлечённых к уголовной ответственности за мелкое хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления с передачей детей на попечение родителей, опекунов или, в случае необходимости, направлением в трудовую воспитательную колонию. В ст. 10 указывалось, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет.
    За  совершение убийства, умышленное нанесение  тяжких повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, кражу, злостное и особо злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного или личного имущества граждан, умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда - уголовная ответственность наступала с 14 лет.5 При назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица может быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет.
    В Основах принятых в 1991 году статья 10 несколько дополнена: ответственность с 14 лет наступает также за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ и за хищение наркотических веществ. Законодательство ориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мер воспитательного характера, в случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности.
    Длительный  период показал, что в основном избранный  путь в определении возраста уголовной  ответственности, а также возможности применять воспитательные меры к тем подросткам, которые совершили преступление, не представляющее большой общественной опасности, и способны исправиться без уголовного наказания, является правильным. Вместе с тем в деятельности законодателя не были использованы все средства, направленные на дальнейшую гуманизацию норм об уголовной ответственности несовершеннолетних.6
    При разработке УК РФ 1996 г. были учтены  социально-психологические характеристики несовершеннолетних: акселерация не только в физической, но и в интеллектуально-волевой сфере, более широкое участие подростков во всех видах деятельности,  в групповой преступной деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных детей, которые пополняют ряды преступников и т.п. В соответствии с ч.1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступлений исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.7
    Выделение отдельного раздела во многом обусловлено  особенностью преступлений несовершеннолетних, уровнем их социально-психологического, нравственного и правового воспитания. В ч.1 ст.20 указано, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Определяя данный возраст, законодатель, исходил из того, что по уровню сформировавшегося сознания в этом возрасте лицо уже способно в полной мере осознавать свои поступки и руководить ими. Достижение возраста шестнадцати лет для субъекта преступления считается общим правилом. Но в ч. 2 той же статьи приводится ряд преступлений уголовная ответственность, за которые наступает с четырнадцати лет это такие, например, как: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132) и др. Уменьшение наступления возраста уголовной ответственности за эти преступления обусловлена рядом причин: традиционностью (именно обычный для всех времен характер преступлений позволяет законодателю считать, что общественно опасное значение последних понимается всеми с раннего возраста и примерно одинаково); относительно высокой степенью общественной опасности (все преступления, за исключением вандализма, перечисленные в ч.2 ст.20 УК РФ, относятся к преступлениям средней и большей тяжести.); умышленная форма вины.
    За  некоторые виды преступлений несовершеннолетний не несет никакой ответственности, так как уголовная ответственность за ряд преступлений устанавливается с восемнадцати лет. Определение такого возраста производится двумя способами: 1) путем прямого указания соответствующего возраста в тексте статьи Особенной части УК (ст. 134); 2) бланкетным способом, требующим обращения к иным нормативным актам, устанавливающим минимальный возраст субъекта преступления (минимальный возраст военнослужащего (ст. 331-352 УК РФ) определен ст. 19 Закона РФ о воинской обязанности и военной службе и равен восемнадцати годам.8
    Говоря  о возрасте наступления уголовной  ответственности, стоит сказать  о точном установлении возраста субъекта преступления. Человек считается  достигшим возраста наступления  уголовной ответственности, начиная с ноля часов суток, следующих за днем рождения. В случае отсутствия официальных документов, регистрирующих возраст лица, последний устанавливается специальной комиссией по определению возраста при местных органах исполнительной власти либо судом на основании судебно-медицинской экспертизы. При установлении возраста посредством судебно-медицинской экспертизы днем рождения виновного следует считать последний день года, определенного экспертами.9
    Итак, Россия в средние века не имела законодательного регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних, но на практике к ним применялись несколько смягченные наказания. Сроки и размеры наказаний назначаемых несовершеннолетним по УК РФ значительно меньше назначаемых взрослым - это обусловлено не только принципом гуманизма, но и заботой о будущей судьбе осужденных. Главная задача наказания - исправление осужденного, но по отношению к несовершеннолетнему оно не может быть растянуто во времени, потому, как период с 14 лет характеризуется завершением социализации и становлением человека, как личности. Именно поэтому недопустимо долговременное приостановление этого этапа, иначе человек вернувшись в общество, не сможет найти свое место, закрепиться как полноправный гражданин своей страны.10 

1.2. Сущность, направление  и принципы наказания  несовершеннолетних 
    Наказание является основной формой выражения и реализации уголовной ответственности как совершеннолетних преступников, так и несовершеннолетних. Применительно к последней категории преступников наказание имеет свои существенные особенности. Эти особенности наказания отличают его от другой формы ответственности несовершеннолетних, в частности от принудительных мер воспитательного характера.
    Сущность  наказания есть кара, имеющая решающее значение при определении всех свойств и форм проявления наказания, что ясно выражено в законе. Наиболее существенным свойством кары как сущности наказания является её соразмерность совершённому преступлению. Это свойство позволяет разграничить уголовное наказание от других мер государственного принуждения и общественного воздействия, которые в своей сущности также могут заключаться в правонарушениях. Установление соразмерности в каждом конкретном случае совершения преступления производится судом и только судом при индивидуализации назначения наказания преступнику. Делимость кары и ее разнородность в зависимости от характера наказания позволяют давать оценку, соразмерную содеянному, т.е. воздать должное каждому преступнику, индивидуализировать наказание, назначать его по принципу справедливости (каждому деянию и для каждого преступника – соответствует определенное наказание). Но следует отметить, что действующий уголовный закон, особенно в отношении несовершеннолетних, не сводит кару лишь к возмездию, поскольку она призвана выражать оценку не только содеянного, но и самого преступника. Поэтому кара пропорционально зависима не только от одного критерия - тяжести преступления, но и от данных, характеризующих личность преступника.
    Процесс уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетних, совершивших преступление, можно представить в виде следующей цепочки: «преступление - возраст - вменяемость - вина -  ответственность - наказание – кара». Это выражается:
     - из признания самого факта совершения преступления несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность и влияющего при назначении наказания;
     - из норм, устанавливающих возрастной  критерий  уголовной ответственности  и определяющих перечень деяний, за совершение которых уголовная  ответственность наступает с  14 лет;
     - из положения, определяющего условия освобождения от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера (ст. 90 УК);
     - в порядке назначения наказания  с учетом специфики субъекта  и обстоятельств, способствовавших  совершению преступления;
     - в условиях освобождения несовершеннолетних от уголовного  наказания;
     - в условно-досрочном освобождении  несовершеннолетних от отбывания  наказания;
     - в сроках давности, погашения судимости;
     - в недопущении применения к  несовершеннолетним некоторых наказаний  (смертной казни, ограничения свободы).
    Особенности наказания обнаруживаются не только в ограничении применения к несовершеннолетним определённых его разновидностей, не только в формах его проявления и  сроках, но и в объеме кары, заложенной в однородных наказаниях применительно  к несовершеннолетним.
    Система принципов уголовного наказания  едина и для взрослых и для  несовершеннолетних правонарушителей. Особенности учета принципов уголовного права при назначении наказания несовершеннолетним позволяют выделить особую категорию принципов – специфические принципы назначения наказания11. Рассмотрим их.
    Принцип индивидуализации ответственности  предполагает необходимость учета  на правоприменительном уровне характера  и степени общественной опасности  как деяния, так и личности виновного. В рамках, установленных законодателем, правоприменитель избирает ту меру наказания, которая с учетом всех обстоятельств совершенного преступления и личности преступника будет в данном конкретном случае наиболее целесообразной и  справедливой, оптимальной в достижении целей уголовного наказания. Процесс избрания подсудимому виды и меры наказания носит строго индивидуальный характер. Необходимо отметить, что этот принцип  связан с общими началами назначения наказания, а именно: с учетом положений Общей части УК РФ, учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, в том числе обстоятельств, смягчающих и  отягчающих наказание, влияния наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
    Принцип экономии мер уголовно-правового  воздействия обозначает необходимость  и достаточность применяемого к виновному наказания. Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 14 февраля 2000г №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» обратил внимание судов на недопущение применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, обязательность обсуждения судом применения к несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы. Отметим, что применение к несовершеннолетнему уголовного наказания является мерой «необходимой», однако она должна быть по возможности минимальной. Уголовно – процессуальный кодекс РФ12 в ч1 ст.430 закрепляет следующее: «при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого суд обязан решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания, либо условного осуждения, либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы».
    Принцип целевого устремления наказания  предполагает, что сущность наказания  и виды определяются его целями, достижение которых преследует как сам институт наказания, так и деятельность суда по его избранию. Взгляд на цели уголовного наказания различен. По мнению Ч. Беккариа «цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы воспрепятствовать, сделать несуществующим уже совершенное преступление; цель наказания заключается в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же»13. Так, Таганцев Н.С.(русский криминалист) полагал, что наказание должно по возможности загладить причиненный преступлением нравственный вред. Познышев С.В. считал, что наказание имеет только одну цель – предупреждение преступлений в форме физического удержания (для преступников) или в форме психологического противодействия преступлению.14
    Целевое устремление наказания – это  действие, направленное на достижение целей наказания, закрепленных в  нормах Уголовного Закона. Цели наказания сформулированы в ч.2 ст.43 УК РФ.
    Соблюдение  принципа законности в отношении несовершеннолетних означает, что при назначении наказания в каждом конкретном случае должны быть учтены не только общие положения закона, но и подлежащие применению в каждом конкретном случае нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, специально регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних. Здесь следует выделить ст. 20 УК, определяющую возраст, с которого возможна уголовная ответственность за совершение общественно опасных деяний.
    Применительно к несовершеннолетним гуманность как принцип  назначения наказания проявляется особенно ярко. Об этом свидетельствует ряд условий, которые устанавливает для подростков уголовное законодательство при  назначении им наказания. Гуманизм в первую очередь служит интересам общества в целом, конечно, не противопоставляя их законным интересам отдельной личности. Ясно, что для исправления подростка, для лучшего воспитания несовершеннолетнего преступника к нему проявляется самая высокая требовательность и необходимая суровость.
    Специфика уголовного наказания несовершеннолетних в большей степени заключается в направленности и осуществлении его воспитательной функции. Свидетельством этому и является введение системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания.
    Отметим, что принципы назначения наказания  несовершеннолетним не требуют нормативного закрепления, поскольку законодателем  уже определена общая концепция  следования принципам, сформулированным в статьях 3-7 УК РФ.
     Итак, принципы назначения наказания несовершеннолетним - это основополагающие положения, которые носят обязательный характер при назначении наказания несовершеннолетним. Среди таких принципов можно выделить принцип учета общих начал назначения наказания, учета условий жизни и воспитания, влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, принцип приоритетного назначения принудительных мер воздействия перед наказанием, а также основные принципы, указанные в статьях 3-7 УК РФ: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Особенности наказания несовершеннолетних
      2.1 Цели и условия  назначения наказания  несовершеннолетним
    С раскрытием сущности и особенностей наказания несовершеннолетних неразрывно связан вопрос о целях наказания.  В  структуре уголовного наказания важное место занимают его цели, которые определяются его направленностью,  назначением.  Направленность наказания, определение его целей зависит от волеизъявления законодателя, от проводимой им уголовной политики.  Поэтому при рассмотрении этих целей необходимо отправляться от соответствующих законоположений, от буквы и духа закона.
    Уголовное законодательство РФ в ст. 43 УК достаточно чётко определяет цели наказания,  которые заключаются в восстановлении социальной справедливости,  исправлении осуждённого и предупреждении совершения новых преступлений. Понятие «исправление и перевоспитание» осужденных выражает социальную сущность, основное назначение наказания,  и в этом заключается его большое теоретическое и практическое значение.
    С одной стороны, так же как и  в отношении взрослых преступников, особенности исправления  и перевоспитания осужденных несовершеннолетних вытекают из специфики совершённых преступлений.  В раскрытии содержания исправления нужно исходить из анализа не только общих криминогенных личностных свойств и черт,  которые способствовали именно данному виду преступления.  С психологической точки зрения это объясняется тем, что характер поведения и конкретных поступков в известной мере определяется  сформировавшимися в личности отрицательными свойствами,  негативными чертами.  Первейшей задачей исправления должно быть “погашение” свойств  личности, которые приводят к совершению преступлений. С другой стороны, на содержание и  характер исправления и перевоспитания несовершеннолетних заметное  влияние  оказывают  возрастные  и психологические  особенности,  характеризующие эту категорию преступников уже не в узко криминогенном,  а в более широком,  личностном плане. Недостаточная зрелость  в  социальном,  психологическом и нравственно-этическом отношениях, которая характеризует несовершеннолетних вообще,  определяя специфику их уголовной ответственности и наказания,  накладывает свой отпечаток и на характер исправления и перевоспитания. 
    Особый  интерес представляет положение, предусмотренное ч. 1 ст. 90 Уголовного Кодекса РФ, которое гласит: "Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия". Из этого следует, что привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности может ограничиваться применением судом принудительных мер воспитательного характера, не являющихся уголовным наказанием. Кроме того, предусматривая возможность замены уголовного наказания в отношении несовершеннолетних мерами воспитательного характера, законодатель учитывал специфику самой уголовной ответственности несовершеннолетних, обусловленную возрастными и психологическими особенностями личности преступника (ст. 89 УК РФ), т.е. суды должны учитывать в качестве смягчающего наказание обстоятельства несовершеннолетие виновного. Это говорит о том, что не всегда при совершении преступления несовершеннолетние до конца осознают смысл ими содеянного, последствия своих действий в связи с отсутствием жизненного опыта, достаточных знаний, руководствуясь зачастую удовлетворением каких-то мелких земных удовольствий, например, желая употребить спиртное, но не имея денег при себе, нападают на людей, порой применяя насилие, тем самым совершая хищение чужого имущества.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 "О  судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. № 7) при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий. Необходимо иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (статья 20 УК РФ) или невменяемости (статья 21 УК РФ), не создает соучастия. Нужно иметь в виду, что совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК РФ) или невменяемости (статья 21 УК РФ), не создает соучастия. Вместе с тем при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности по указанным выше основаниям, лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу части 2 статьи 33 УК РФ несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения. Если совершению преступления несовершеннолетним предшествовало неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу, суд вправе признать это обстоятельство смягчающим наказание виновного, а также направить в необходимых случаях частные определения по месту работы или жительства указанных лиц.
    При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать, прежде всего, возможность  применения наказания, не связанного с  лишением свободы, имея в виду не только требования, изложенные в статье 60 УК РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные статьей 89 УК РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц). Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних” от 14 февраля 2000г: “Судам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 90 Уголовного Кодекса РФ несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например, предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга”.
    Избирая ту или иную меру наказания несовершеннолетнему, суд должен предвидеть эффективность  избранного им вида и размера наказания  в целях предупреждения совершения новых общественно опасных деяний. Не всегда условное осуждение  благоприятно сказывается на дальнейшей судьбе подростка, хотя не следует забывать и то, что, как говорят в народе, «тюрьма не исправляет».15
    Итак, необходимость специальных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловливает и особенности наказания этой категории преступников. Цели наказания заключаются в восстановлении социальной справедливости,  исправлении осуждённого и предупреждении совершения новых преступлений. Необходимо, чтобы при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, судом учитывались возраст, уровень зрелости, интеллектуальных и эмоциональных особенностей, влияние на него старших по возрасту лиц. 

    2.2.Виды  наказаний, назначаемых несовершеннолетним
    Законодатель  не предусматривает каких-либо специальных  наказаний для несовершеннолетних. Однако круг наказаний, которые могут  быть им назначены, ограничиваются шестью видами в отличие от наказаний совершеннолетним. Исходя из целей наказания несовершеннолетних в ч.1 ст. 88 УК РФ  определены виды наказаний для них: штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определённый срок. Если сопоставить эти виды наказаний с наказаниями, установленными в ст. 44 УК РФ для лиц, достигших в момент совершения преступления совершеннолетия, то можно сделать вывод, что к несовершеннолетним не применяются: лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по военной службе; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части;  пожизненное лишение свободы;  смертная казнь.
     Из  перечисленных выше видов наказания, назначаемых несовершеннолетним, первые два вида могут назначаться как  основные, так и дополнительные в  зависимости от того, в каком качестве они указаны в статьях УК РФ, а последние четыре относятся к основным видам наказаний.
    Особенностями наказаний для несовершеннолетних является не только сокращение видов, но и ограничение сроков и размеров наказаний по сравнению с теми же видами наказаний для взрослых.
    Система наказаний ориентирует следственные органы и суд на необходимость тщательного анализа обстоятельств дела, учета личности подростка, установления причины и условий, способствовавших совершению им преступления и назначение такого наказания, которое будет достаточно эффективным и для исправления и перевоспитания самого преступника, и для общепредупредительного воздействия, и для восстановления социальной справедливости.
    Итак, отметим особенности наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
     УК  РФ указывает (ч.2 ст.88), что штраф несовершеннолетнему  назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф по решению суда может взыскиваться с родителей несовершеннолетнего или иных законных представителей с их согласия. В отличие от взрослых, которым штраф может быть назначен в размере от двух тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет, несовершеннолетним - может быть назначен штраф от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Все другие положения ст. 46 УК РФ о штрафе распространяются и на несовершеннолетних, поскольку ч. 2 ст. 88 УК РФ других изъятий не содержат.
    Что касается лишения права заниматься определённой деятельностью, то статья 88 УК РФ не предусматривает назначение несовершеннолетнему наказания в виде запрещения занимать определённые должности, поскольку несовершеннолетние каких-либо государственных должностей, в силу своего возраста, занимать не могут. Реально эта мера наказания может назначаться несовершеннолетним в возрасте 16-17 лет, которые фактически могут и юридически вправе заниматься легальной деятельностью, например, торговлей или кустарным промыслом (охотничий промысел, который в районах Крайнего Севера разрешён с 14 лет, торговля газетами и др.). Срок запрещения несовершеннолетнему заниматься определённой деятельностью такой же, как и для взрослых правонарушителей (от одного года до пяти лет для основного наказания и от шести месяцев до трех лет для дополнительного).
    Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день (ч.3 ст.88 УК РФ). Ответственность за уклонение от исполнения обязательных работ такая же, как и для совершеннолетних, т.е. в таком случае обязательные работы могут быть заменены арестом. Данный вид наказания должен исполняться только в районе жительства несовершеннолетнего.
    Исправительные  работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. Что касается низшего предела исправительных работ для несовершеннолетних, то, исходя из ч.2 ст.50, они не могут назначаться менее чем на два месяца. В то же время надо иметь в виду, что возможность назначения исправительных работ также ограничена возрастом несовершеннолетнего и самим видом и характеристикой данной меры наказания. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет, т.к. приём таких лиц на работу ограничен. Это относится и к несовершеннолетним старшего возраста (16-17 лет). Кроме того, заработок несовершеннолетних в силу отсутствия  квалификации и опыта работы обычно и так небольшой. Суть исправительных работ заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства от 5 до 20%.
     Арест назначается несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцати лет, на срок от одного до четырёх месяцев(ч.5 ст.88 УК РФ). Арест применяется к несовершеннолетним при наличии двух условий, одно из которых – возраст, указанный в законе. Преступление, таким образом, может быть совершено и в более раннем возрасте, но к моменту провозглашения приговора подсудимому должно исполниться шестнадцать лет. Вторым условием является характер и степень общественной  опасности  преступления  и преступника. Арест надо применять в тех случаях, когда несовершеннолетний, виновный в преступлении небольшой тяжести, нуждается для исправления во временной изоляции от той среды, которая способствовала совершению им преступления. Кроме того, арест следует назначать, когда реально исполнить иные наказания (штраф, исправительные, обязательные работы) невозможно: подросток не работает, уклоняется от трудоустройства, не имеет постоянного места жительства и т.п. За преступления более тяжкие арест может назначаться лишь при наличии исключительных обстоятельств.
    Лишение свободы может быть назначено лишь в случаях, когда, исходя из конкретных обстоятельств и данных о личности виновного, суд придёт к выводу о невозможности избрания несовершеннолетнему иного наказания. Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение. Главной особенностью данного вида наказания являются сроки лишения свободы, которые могут быть назначены судом в отношении несовершеннолетних.  Минимальный предел лишения свободы для несовершеннолетних не может быть менее шести месяцев. Максимальный не может превышать десяти лет. При назначении этой меры, кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
    Еще одна из особенностей наказания несовершеннолетних - это место отбывания несовершеннолетними назначенного судом наказания. Наказание отбывается: несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола - в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.