На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Коми

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет
Факультет управления
Кафедра государственного и регионального  управления 
 
 

Допустить к защите 

                                                                        Руководитель:     Иваницкая И.И. 

_____________________________ 

“______”___________________ 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Коми. 
 
 
 

Исполнитель: студентка 452гр
Ван-Чжен-хе О.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар  2007 
 

   Содержание.

   Введение.

 
      Отношения государственного регулирования инвестиций охватывают  собой правовое регулирование  инвестиций, и наряду с законодательной  деятельностью государства, включают действия государства  по разработке и координации  инвестиционной политики, а также непосредственное участие  органов государства в инвестиционном процессе , что в итоге определяет  конкретное правовое содержание  понятия  инвестиций  и пределы их защиты. Разработка законодательства, формирование  государственной политики в сфере регулирования  деятельности инвесторов, равно как и в других областях, должны учитывать общие и  специальные цели и задачи  развития Российской Федерации и ее регионов. Эти цели и задачи преимущественно получают  закрепление в программах социально-экономического развития. Согласно большинству программ, решение ряда острых  социально-экономических проблем непосредственно связывается с привлечением инвестиций  в российскую экономику.   Так в комплексной программе стимулирования  отечественных и иностранных инвестиций 1995, утвержденной Постановлением Правительства РФ  от 13 октября 1995г №1016, предполагалось, что «привлечение  инвестиций в российскую экономику в 1995-1997 годах будет способствовать  решению целого ряда проблем социально-экономического развития». В программе социально-экономического развития РФ на 2003-2005гг., одобренной Распоряжением Правительства РФ от 15августа 2003 г. №1163  инвестициями связывается обеспечение «конкурентоспособности  за счет  инвестиций в модернизацию производства  и технологий, инноваций…». В «Основах политики РФ в области развития науки и технологии  на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», которые определяют  важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологии.
      Из  всего выше сказанного следует, что  в условиях неустойчивого положения  в стране  для его стабилизации требуется  массивный приток капитала, при этом главной задачей нормативно – правового регулирования является создание необходимых условий и обеспечение достаточной защиты  капитала  (особенно иностранного) на территории РФ. 
      Целью написания курсовой работы является изучение государственно-правового  регулирования инвестиционной деятельности в Республике Коми выявление недостатков  и выработка рекомендаций по их оптимизации.
      В задачи курсовой работы входит:
      Изучение  понятия инвестиций их видов;
      Изучение  федеральной и региональной законодательной  базы    инвестиционной деятельности ;
      Анализ  инвестиционной деятельности в Республике Коми;
      Объектом  исследования  является  законодательство Республики Коми в сфере инвестиций .
      Предмет исследования – анализ инвестиционной деятельности Республики Коми.
      При написании работы были использованы учебные пособия, нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Коми,   монографии, статьи из периодических изданий, а также интернет-ресурсы.  
 
 
 
 
 
 

   1.Понятие  инвестиций. Основные  правовые аспекты  инвестиционной деятельности.

   1.1.Сущность  и формы инвестиций.

    Инвестиции  – это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.
    Инвестиции  в воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения  оборотного капитала называются капитальными вложениями. К капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов; затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретение машин и оборудования, не входящих в смету на строительство; на прочие капитальные работы и затраты.  
    Рассмотрим  формы  иностранных инвестиций, которые связаны с непосредственным привлечением иностранного капитала, оставляя в стороне такие формы, как получение зарубежных кредитов, получение оборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции тогда можно разделить на три категории:
    -   прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;
    портфельные, при которых иностранный инвестор  не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов. К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.
    к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п.
          Граница между первыми  двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, несколько различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставный капитал).[14,156]
    Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
    В качестве инвесторов могут выступать:
    органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
    граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;
    иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
    Допускается объединение средств инвесторами  для осуществления совместного  инвестирования.
    Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.
    Заказчиками могут быть инвесторы, а также  любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
    В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории России законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.
          Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.
          Инвестор, как главная  фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев  оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.
    Согласно  действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться  за счет:
    собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства);
    заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);
    привлеченных  финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц);
    денежных  средств, централизуемых объединениями  предприятий в установленном  порядке;
    инвестиционных  ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
    иностранных инвестиций; [1]

   1.2.Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территории Российской федерации.

   Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим  инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой.           Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности, можно классифицировать по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
   Первая  группа - это комплексные законодательные  и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РФ отечественных и зарубежных инвесторов, к ним относятся: Гражданский кодекс РФ, система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РФ, правовые акты Президента РФ, правовые акты Правительства РФ.
   Вторая  группа - это акты, регулирующие инвестиционную деятельность,  специально ориентированные  на регламентацию правового режима  инвестиционной деятельности, к таким актам относятся: Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О соглашениях о разделе продукции» и некоторые другие законодательные акты, а также правовые акты Президента РФ, правовые акты Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ и т.д.[19]
     Основу российского законодательства  в области инвестиций составляют  следующие нормативные акты:
Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных  вложений» от 25.02.1999.
Закон РФ «Об иностранных инвестициях  в РФ» от 09.07.1999.
Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12 1995.
Указ  Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.03.1993.
Указ  Президента РФ «О дополнительных мерах  по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» от 25.01.1995.
Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997.
Постановление правительства РФ «Об активизации  работы по привлечению иностранных  инвестиций в экономику РФ» от 29.09.1994 ( в ред. от 20.08.1997).
    Согласно ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ" и закона "Об иностранных инвестициях в РФ" инвестицией считается вложение средств в объекты предпринимательской и других  видов деятельности, целью которого является получение прибыли или достижение положительного социального эффекта.
    Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые  основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
   Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
   Государственное регулирование инвестиционной деятельности, обеспечивается государственными органами РФ, республик в составе РФ в пределах их компетенции и осуществляется:
    в соответствии с государственными инвестиционными программами;
    прямым управлением государственными инвестициями;
    введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
    предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
    проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
    в соответствии с установленным законодательством, действующим на территории РФ, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
    контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации (в редакции Федерального закона от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ);
    антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
    экспертизой инвестиционных проектов. [1]
    В соответствии со статьёй 12 ФЗ «Об инвестиционной деятельности  в РФ» решения  по государственным инвестициям  принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.
    Финансирование  осуществляется за счёт средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих  в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.
    Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается  в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и  экологических нарушениях.
    В целях управления инвестиционной политикой в феврале 1993 года Указом Президента РФ была создана Государственная инвестиционная корпорация (ГОСИНКОР) для федеральных и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных инвесторов и стимулировании внутренних инвестиций. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставный фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого в 1 млрд. долларов, которые могут использоваться в качестве гарантий возврата иностранным инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, используя при этом средства, выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ России, привлечённые и собственные средства.[23]
      Государственная поддержка инвестиционных проектов  направленных на социально-экономическое  развитие РФ, на развитие элементов  инновационной системы  и  обеспечение  реализации институциональных преобразований   предоставляется за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Инвестиционный  фонд – это ассигнования, предусмотренные  в федеральном бюджете, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов.[24]

   1.3.Правовое регулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Коми.

    В силу федеративного  устройства Российского государства  в Республике Коми, как и в любом  другом субъекте Российской Федерации, действует федеральное и региональное законодательство.
    Закон Республики Коми от 28.06.2005г. № 71-РЗ «Об  инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» четко структурирует формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в республике, в том числе формы государственной поддержки и участия органов власти Республики Коми в инвестиционной деятельности.[4]
    Формы и методы Государственного регулирования  инвестиционной деятельности органами государственной власти Республики Коми включают :
    разработку, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности Республики Коми, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
    вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности Республики Коми;
    бюджетные инвестиции в инвестиционные проекты юридических лиц - субъектов инвестиционной деятельности, не являющихся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, на условиях оформления участия Республики Коми в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с бюджетным законодательством;
    предоставление субъектам инвестиционной деятельности налоговых льгот в соответствии с законодательством;
    предоставление инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством;
    проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
    размещение на конкурсной основе средств республиканского бюджета Республики Коми для финансирования инвестиционных проектов;
    предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Республики Коми по инвестиционным проектам;
    выпуск облигационных займов Республики Коми, гарантированных целевых займов;
    поддержку субъектов инвестиционной деятельности при обращении к федеральным органам государственной власти, включая формирование перечня инвестиционных проектов Республики Коми, претендующих на получение средств федерального бюджета;
    субсидирование из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов;
    субсидирование из республиканского бюджета Республики Коми части затрат по обслуживанию облигационных займов, привлеченных субъектами инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов;
    предоставление права владения и пользования имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Коми, на условиях концессионных соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Коми в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
        При этом  государственное регулирование  инвестиционной деятельности не  осуществляется в отношении субъектов инвестиционной деятельности, имеющих просроченную задолженность по ранее предоставленным на срочной и возвратной основе средствам из республиканского бюджета Республики Коми, а также субъектов инвестиционной деятельности, находящихся в установленном законодательством порядке в стадии ликвидации, реорганизации или банкротства.
    Согласно  Закону  Республики Коми "О налоговых  льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые  законодательные акты по вопросу  о налоговых льготах" льготы по уплате налогов и сборов и  инвестиционные налоговые кредиты предоставляются субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим инвестиции в приоритетных видах экономической деятельности (предоставление услуг в области лесозаготовок, добыча и производство соли, сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, производство клееной фанеры, древесных плит и панелей и т.д.) [5]  (см. Приложение 1).
      Налоговые льготы могут предоставляться  ежегодно на период расчетного  срока окупаемости проекта, предусмотренного  проектной документацией (бизнес-планом), но не более пяти лет.   Сумма налоговых льгот не может превышать сумму инвестиций. Льготное налогообложение устанавливается при условии обязательного ведения раздельного учета затрат, осуществляемых для реализации инвестиционного проекта.
    С 1 января 2008 года Законом Республики Коми от 10.11.2005г. N 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" (с учетом изменений и дополнений) для субъектов инвестиционной деятельности предусмотрены налоговые льготы по следующим налогам:
    по налогу на имущество организаций  предусмотрено освобождение на 30% в отношении вновь созданных, приобретенных, модернизированных, реконструируемых, технически перевооруженных основных средств в рамках реализации инвестиционных проектов;
    по налогу на прибыль организаций для субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих инвестиции в капитальные вложения по созданию, приобретению, модернизации, реконструкции, техническому перевооружению производственных мощностей на территории Республики Коми  ставка снижается до 13,5%.
      Налоговые льготы предоставляются при условии  осуществления финансирования объектов социальной сферы, дорожной инфраструктуры Республики Коми, участия в реализации республиканских и (или) муниципальных целевых программ.
    Предоставление  инвестиционных налоговых кредитов осуществляется на период расчетного срока окупаемости проекта, предусмотренного проектной документацией (бизнес-планом), но не менее одного года и не более пяти лет.  
    Размер  платы, взимаемой за пользование  инвестиционным налоговым кредитом, определяется законом Республики Коми о республиканском бюджете  на трехлетний срок (т.к. в Российской Федерации  применяется трехлетнее бюджетное  тпланирование), при этом проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не менее одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
    Органы  государственной власти Республики Коми в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством Республики Коми гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
    обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
    гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
    соблюдение условий договоров и соглашений, заключенных с субъектами инвестиционной деятельности, в том числе обязательное включение в закон Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год средств, необходимых для их выполнения;
    стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством. [21]
      Решение о предоставлении гарантий  по инвестиционным проектам в  пределах средств, установленных  законом Республики Коми о  республиканском бюджете Республики  Коми на очередной финансовый год, принимается Правительством Республики Коми по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов с учетом предельного объема обязательств по гарантиям, предоставляемым в течение очередного финансового года, устанавливаемого законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год.
      Помимо Закона «Об инвестиционной  деятельности на территории Республики  Коми», в Республике Коми действуют  постановления Правительства Республики Коми, направленные на реализацию инвестиционного законодательства, в том числе:
    «О порядке принятия решений о финансировании инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми» (от 30.06.2005 № 187).Согласно этому постановлению проводится  оценка эффективности инвестиционных проектов субъектов инвестиционной деятельности, претендующих на поддержку со стороны органов государственной власти Республики Коми.[10]
    «О порядке отбора и оценки эффективности планируемых и реализуемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми инвестиционных проектов» (от 30.06.2005 № 189); [11]
    «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» (от 18.08.2005 № 223).[12]
       Указанные нормативные акты упорядочивают процедуры государственного регулирования инвестиционной деятельности, снижают влияние субъективных факторов при проведении конкурса инвестиционных проектов, позволяют сделать оценку и процесс отбора проектов более прозрачными и способствуют повышению эффективности бюджетных расходов в инвестиционной сфере.      
      В целях стимулирования инвестиционной  деятельности на территории Республики  Коми принято Постановление Правительства  Республики Коми № 107 от 28 мая  2007 г. «Об утверждении Плана мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Коми и активизации инвестиционной деятельности в Республике Коми на 2007-2010 годы», определяющее основные меры по дальнейшему улучшению инвестиционной сферы республики.[13]      
      План мероприятий включает в себя такие направления, как:
    мероприятия по презентации и повышению делового имиджа Республики Коми;
    совершенствование системы государственного управления инвестиционными процессами;
    содействие снижению инвестиционных рисков;
    содействие развитию субъектов инвестиционной деятельности;
    создание условий для притока иностранного капитала.
        Таким образом  правовое регулирование инвестиционной  деятельности на территории Республики  Коми осуществляется в соответствии  с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и иными нормативными правовыми актами Республики Коми

   2. Анализ инвестиционной  деятельности

   в Республике Коми.

 
    Рассмотрев  в первой главе федеральные и  региональные нормативно правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, можно сказать ,что региональное законодательство не противоречит федеральному. Принятые в Республике Коми постановления  направлены на реализацию инвестиционного законодательства.  Они  уточняют процедуры по принятию решения о государственном  финансировании инвестиционных проектов, о предоставлении налоговых льгот и гарантий.
    В 2005-2006гг. наблюдались наиболее высокие  объемы поступлений иностранных  инвестиций в экономику республики. В минувшем году от иностранных инвесторов поступило 321 млн. долларов США, что в 2 раза превысило уровень 2005 года и в 6 раз уровень 2002 года. Существенно возрос объем прямых инвестиций (в 3,5 раза). В результате произошло некоторое улучшение структуры иностранных инвестиций: если на протяжении 2002-2004гг. на долю прямых инвестиций приходилось от 0,5% -1%, то в два последних года 20%-36%. Прямые инвестиции считаются наиболее привлекательной формой иностранных инвестиций, позволяющие увеличить валовой внутренний продукт, бюджетные доходы, занятость, привнести передовой управленческий опыт. И, тем не менее, основная часть иностранных инвестиций продолжает поступать в составе прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе.
    Таблица 1.
  Объем инвестиций, поступивших  в РК от иностранных  инвесторов,
    по видам. [20]                        
          2000    2001    2002    2003    2004    2005    2006
   Всего (млн.долл. США)    54    76,8    106,7    89,9    72,9    159,8    321,1
   Прямые  инвестиции    23,3    34,2    1,2    0,5    0,4    32,4    114,3
   Портфельные инвестиции    -    -    -    -    -    22,5    0,0
   Прочие  инвестиции    30,7    42,6    105,5    89,4    72,5    104,9    206,7
 
    Приоритетными объектами вложений для иностранных  инвесторов до 2002г. в республике были организации нефтедобычи, доля которых  в общем объеме иностранных инвестиций достигала 99%. Начиная с 2002г. по 2005г. значительные объемы иностранных инвестиций вкладывались в целлюлозно-бумажное производство. В минувшем году основные вложения осуществлялись практически равномерно в такие виды экономической деятельности, как «целлюлозно-бумажное производство» (35% всех иностранных инвестиций в республику), «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» (27%), «добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа» (25%). Кроме того, 6,8% всех иностранных инвестиций приходилась на связь.  

   Доля  нефтедобывающего и  целлюлозно-бумажного производства в общем объеме поступлений иностранных инвестиций  в РК.[20]
   

   Рис.1.
    По  объему иностранных инвестиций в  расчете на душу населения Республика Коми в 2006г. находилась на 6 месте среди регионов Северо-Западного Федерального округа , на 1 месте - Санкт-Петербург, на последнем - Псковская область. (см. Рис 2) 
 
 

   Иностранные инвестиции в расчете  на душу населения
   по  регионам Северо-Западного  Федерального округа в 2006г.[20]
   

   Рис.2.
    Средства, поступившие в республику из-за рубежа в виде иностранных инвестиций, за 2006г. были направлены на инвестиции в  основной капитал и оплату сырья, материалов, комплектующих изделий и оплату работ сторонним организациям. Основной страной-инвестором, постоянно осуществляющей значительные вложения, на протяжении последних пяти лет остается Австрия, доля которой колебалась в диапазоне 35%-86% в общем объеме иностранного капитала, поступившего в экономику региона.  В 2006г., кроме Австрии, крупными инвесторами были Нидерланды( 28% ), Люксембург( 17% ) и Кипр      ( 17%).(см. Приложение 2 )
    Наиболее  привлекательными для иностранных инвесторов являются города, лишь малая часть инвестиций привлекается в районы Республики Коми. С 2002 по 2006г. доля инвестиций колебалась от 0,76 – 9,2%, максимальный показатель пришелся на 2004 год , 6,6 млн.долл. США было инвестировано в Троицко-Печорский район. В 2006 году 0,76 % инвестиций пришлось на районы -  это минимальный показатель за шесть лет, из них 0,7% было инвестировано в Сыктывдинский  и по 0,03 Ижемский и Удорский районы.   
    В 2000 году  88% всех инвестиций приходилось  на Печору, на следующий год значительная  доля инвестиций пришлась на Усинск - 67,9%.  С 2002 года радикально меняется распределение инвестиций, наибольшая часть приходится на столицу Республики Коми - Сыктывкар, показатели доли инвестиций колеблются в диапазоне 43 - 87%.  Такое изменение распределения инвестиций связано с изменением направления приоритетов вложений. До 2002г. в республике были организации нефтедобычи, доля которых в общем объеме иностранных инвестиций достигала 99%. Начиная с 2002г. значительные объемы иностранных инвестиций вкладывались в целлюлозно-бумажное производство.  В 2006 году вторым по привлекательности стал Сосногорск , на него пришлось 38,4 % всех инвестиций или 123,3 млн.долл.США. 
    Ситуация  на рынке иностранных инвестиций республики в последние годы определялась неустойчивой волнообразной динамикой, моноотраслевой структурой их поступлений (в нефтедобывающую отрасль в предыдущие годы и целлюлозно-бумажную - в последние два года), в отличие от России, где наряду с указанными отраслями иностранные инвестиции успешно вкладывались в пищевую промышленность, торговлю и общепит, коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка.
    В 2006 году сумма инвестиций в основной капитал составила 74364,4 млн. рублей. Рост по сравнению с прошлым годом составил 35,2% - это наибольший прирост инвестиций за период  с 2001 года. Доля  инвестиций  в основной капитал   в общей сумме инвестиций колеблется в диапазоне 90-99,9%, таким образом почти все инвестиции направлены в основной капитал. С 2000 года сумма инвестиций в основной капитал выросла почти в 4,5 раза.
   Таблица 2.
   Инвестиции  в основной капитал по РК.[15]
      2000   2001   2002   2003   2004   2005    2006
Всего в млн.руб 17098,1 21696,5 22059,3 25422,2   34480,8   54873,8 74364,4
  Доля  от инвестиций всего   99,2   99,9   99,7   97   98,2   90,5    90,2
  В %  к предыдущему периоду   180   109,2   90,6   103   121,8   143    135,2
 
      В период до 2002 года в структуре  инвестиций в основной капитал  организаций  по источникам  финансирования доля собственных  средств превышала долю привлеченных, с 2003 года основой для финансирования инвестиций   становятся привлеченные средства . В 2006 году  на них приходится 61% , соответственно собственные средства  организаций составляют 39%.  В структуре собственных средств наибольшая доля приходится на прибыль, остающуюся в организации и амортизацию в 2006 году они составили 17% и 14% соответственно. В свою очередь, в структуре привлеченных средств  с 2003 года преобладают прочие источники, в 2006 на их долю пришлось 47%. 6% составляют заемные средства других организаций.   По сравнению с 2005 годом почти вдвое снизилась доля привлеченных источников в части бюджетных средств она составила  всего лишь  3%.
   Таблица 3.
   Структура инвестиций в основной капитал 
   по  источникам финансирования по РК.(в % к  итогу)[15]
      2000  2001  2002  2003 2004  2005   2006
      100  100  100  100 100  100   100
  Собственные средства  57,2  63,3  56,5  40,2 44,9  33,7   39
  в том числе:                     
  - прибыль, остающаяся в         распоряжении организации  38,5  40,3  25,6  15 17  10,2   17
  - амортизация  17,4  21,6  23,4  20,2 18,8  17,3   14
  Привлеченные  средства  42,8  36,7  43,5  59,8 55,1  66,3   61
  в том числе:                     
  - кредиты банков  9,8  2,7  9,9  20,2 5,5  2,1   2
  - заемные средства других организаций  6,7  14,4  19,6  11,2 9,4  5,8   6
  - бюджетные средства  7,7  6,9  5  3,6 5,5  5,9   3
  в том числе:                     
  - из федерального бюджета  1,4  1,7  2,4  1,6 1,4  1   0,6
  - из бюджетов субъектов федерации  6,3  5,1  2,6  2 4,1  4,9   2
  - средства внебюджетных фондов  8  4,9  3,8  0,1 0,7  0,7   0,4
  - прочие  10,6  7,9  5,2  24,6 34,1  51,8   47
 
    Данные  представленные в таблице  показывают, что инвестиции между видам экономической деятельности распределены крайне неравномерно. В 2006 году 80% инвестиций  приходилось на 2 отрасли, 52,5% - доля  инвестиций в транспорт и связь , 25,6% - добыча полезных ископаемых.  За период   2004- 2006 гг. структура инвестиций несколько изменилась. Выросла на 40% выросла доля инвестиций приходящаяся на транспорт и связь. Почти на 31% уменьшились доля инвестиции в добычу полезных ископаемых , в 2004  году она составила 33,5%, в 2006 – 25,6%.   По сравнению с 2004 годом доля обрабатывающих производств снизилась почти на  50%  и составила 7,5% инвестиций. Доля инвестиций в строительство в 2006 году оставила 3,5%.
    В 2006 году 60% инвестиций в основной капитал  освоены двумя городами Республики Коми ( Ухта – 30795,2 млн.р., Усинск  - 11961,8 млн.р. ) На столицу Республики Коми Сыктывкар пришлось 9483,6 млн.р. – это 13% от общего объема инвестиций. Среди районов наиболее привлекательным остается   Княжпогостский район,   в 2006 году сумма инвестиций составила 2800,1млн.р. – это 4% от всех инвестиций . 91%   инвестиции  в основной капитал осваиваются городами Республики Коми и лишь 9%  районами.
    Что касается финансовых вложений организаций, то в 2006 году сумма уменьшилась  по сравнению с предыдущим   годом на 37% и   составила 22396,3млн.р. Из них  63% - это долгосрочные вложения, а 37% соответственно краткосрочные. Основным направлением  долгосрочных вложений были    паи и акции других организаций, в 2006 году их доля составила 46% от суммы всех финансовых вложений. Среди краткосрочных можно выделить   предоставленные займы и прочие вложения , их доли составили по 15% .За период  2000-2006гг. структура финансовых вложений сильно менялась. В период до 2003 года доля краткосрочных вложений превышала долгосрочные, а в 2003 году   71%  составили долгосрочные вложения, на следующий же год  76% - это доля краткосрочных вложений.
    Что касается распределения по городам  и районам в 2006 году , то 92% финансовых вложений  или 29362,3 млн.руб.  было освоено  Усинском. На  столицу Сыктывкар пришлось 5% от суммы вложений или 1517млн.руб.
    Основными источниками для финансовых вложений в 2005 году были заемные средства (84% ), тогда как в 2000 году на них приходилось 53%.
    В отраслевой структуре финансовых вложений в 2006 г.наибольшая доля долгосрочных и краткосрочных вложений осуществлена организациями , занятыми добычей полезных ископаемых – 66,4%. 12% пришлось на транспорт и связь и 5% составили организации , занятые строительством.
      Положительную роль в повышении инвестиционной привлекательности Республики Коми играют меры, предпринимаемые Правительством Республики Коми по поддержанию и повышению международного кредитного валютного рейтинга Республики Коми. Одной из таких   мер является проведенный 16 ноября сего года  Северный инвестиционный форум. Организаторы данного форума представили публике практически все самое ценное, что имеется в экономике республики. Власти сделали большую ставку на это мероприятие, постаравшись подать «товар» лицом и найти на него как можно больше инвесторов-покупателей. [22]По результатам работы Правительства Республики Коми с рейтинговым агентством «Fitch Ratings» 13 июня 2007 г. агентство «Фитч Рейтингз» изменило прогноз по международному и национальному долгосрочным рейтингам Республики Коми со «Стабильного» на «Позитивный». Долгосрочный и краткосрочный рейтинги республики по международной шкале подтверждены на уровне «ВВ-» и «В» соответственно. Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «А+(rus)». 
 
 
 
 
 

3. Направления совершенствования инвестиционного законодательства.

 
Одним из основных факторов , препятствующих ускоренному росту объемов   инвестиций в России, является наличие  недостатков в правовом регулировании  целого ряда ключевых вопросов, возникающих  в процессе подготовки и реализации инвестиционных проектов.[16]
Среди основных недостатков можно выделить следующие:
    Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.
    Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов – указов, распоряжений, инструкций, писем при этом отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми.[19]
    Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов часто игнорируются. В связи с этим было бы целесообразно в рамках законотворческого процесса выслушивать мнение всех экономических групп, интересы которых затрагивают законопроекты, и на основе этой дискуссии принимать решение.
    Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.
    Часто исполнительные органы не следуют законам и международным договорам, в  частности, это происходит тогда, когда предметом этих нормативных актов является предоставление льгот иностранным инвесторам. Это обусловлено тем, что ряд органов финансово-экономического блока не несет полноты ответственности за выполнение программ социально-экономического развития, на которые направлены инвестиции.
    Иностранный инвестор, полагающий на полученную от официального органа информацию, не застрахован от того, что эти сведения не будут оставлены без внимания каким-либо другим или даже тем же самым официальным лицом.
    Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции. Компетентные правоохранительные органы, в частности прокуратура, даже при наличии явных подозрений не начинают расследования преступлений вообще или проводят их недостаточно эффективно. Во многих случаях чиновники сами являются соучастниками противозаконных действий. Пример тому многочисленные коммерческие информационно-консультационные центры, действующие при регистрационных палатах, где на платной основе заняты сотрудники тех же государственных органов или близкие им лица. Оформление новых офисов в принципе возможно и без этих посредников, но в этом случае регистрация затянется.[17]
    Согласно существующим  сегодня различным законам, связанным с регулированием иностранных инвестиций в России, страхование риска инвестиционной деятельности практически не осуществляется. Риск потерять капиталовложения, не связанные с экономической деятельностью, не контролируется в нашей стране, хотя одним из положительных факторов, позволяющих привлечь иностранные инвестиции , является как раз страхование рисков в инвестиционной деятельности.
       Таким образом политика привлечения  инвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которые призваны  заложить основу устойчивого притока капитала.
        Среди этих требований можно  выделить следующие:
    стабильность законодательства, формирование четкой и ясной нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности;
    разграничение компетенций государственных органов  при решении вопросов инвестирования, устранение дублирования  со стороны различных ведомств,  максимальное приближение к  осуществлению принципа «одного окна» при оформлении капиталовложений и осуществлении инвестиционных проектов.
    координация действий органов, ответственных за финансирование инвестиционных проектов;
    создание гибкой финансовой политики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижение приоритетных целей в развитии экономики.
    разработка порядка привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
    введение конкурентоспособного уровня налогов тарифов и льгот;
    введение системы дополнительных льгот для инвестиций в критически  важные отрасли экономики. Предоставление льгот  без учета приоритетов малопродуктивно;
    более активная реализация мер стимулирования инвестиционной деятельности, включая организацию конкурсов инвестиционных проектов, разработку и обоснование экономических регуляторов  инвестиционной деятельности (налогов и сборов, льгот, инвестиционных налоговых кредитов, платежей за землю и ресурсы и т.д.)
    организация комплексной программы  страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
    мониторинг и контроль мероприятий по управлению инвестициями;
    реализация комплекса мероприятий маркетинга  на уровне регионов, направленных на увеличение информированности внешних инвесторов об инвестиционной  привлекательности региона, проведение имиджевой политики ,направленной на увеличение открытости  в глазах сторонних инвесторов.
    Главной задачей государства на современном этапе развития российской экономики является структурная перестройка в целях обеспечения экономического роста, выхода на траекторию устойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом рынке посредствам инвестиционных капиталов. Предложенные  выше меры формирования благоприятного инвестиционного климата должны способствовать преодолению барьеров на пути инвестиционных капиталов. 
 
 

   Заключение.

    Инвестиции  играют важную роль  в экономике  любой страны. Для России на нынешнем этапе  ей развития  они имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики.
    Согласно  ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ" и закона "Об иностранных  инвестициях в РФ" инвестицией  считается вложение средств в объекты предпринимательской и других  видов деятельности, целью которого является получение прибыли или достижение положительного социального эффекта.
    Правовое  регулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми», постановлениями Правительства «О порядке принятия решений о финансировании инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми», «О порядке отбора и оценки эффективности планируемых и реализуемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми инвестиционных проектов»  и «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми».   
    В 2005-2006гг наблюдались наиболее высокие  объемы поступлений инвестиций в  экономику Республики Коми. В 2006 году от  иностранных инвесторов поступило 321 млн.долларов США, из них на долю прямых инвестиций приходилось 36%.Основная масса иностранных инвестиций продолжает поступать в составе прочих инвестиций , осущестляемых на возвратной форме. Приоритетным  объектом вложений  является целюлозно-бумажное производство. Основной страной инвестором на протяжении последних пяти лет остается Австрия.  Сумма инвестиций в основной капитал в 2006 году составила 74364,4 млн.рублей – это на 35,2% больше чем в предыдущем году. Из них 61%- это  заемные средства, соответственно 39% - собственные.80% инвестиций пришлось на две отрасли,52,5 – транспорт и связь, 25,6- добыча полезных ископаемых. Исключение составляют финансовые вложения организаций по сравнению с 2005годом их сумма уменьшилась на 37% и составила 22396,3 млн.рублей. Из них 63%- долгосрочные вложения, 37% - краткосрочные. Основным источником для финансовых вложений были заемные средства. В отраслевой структуре финансовых вложений в 2006 г.наибольшая доля долгосрочных и краткосрочных вложений осуществлена организациями , занятыми добычей полезных ископаемых – 66,4%. 12% пришлось на транспорт и связь и 5% составили организации , занятые строительством.
      По результатам работы Правительства  Республики Коми с рейтинговым  агентством «Fitch Ratings» 13 июня 2007 г.  агентство «Фитч Рейтингз» изменило прогноз по международному и национальному долгосрочным рейтингам Республики Коми со «Стабильного» на «Позитивный». Долгосрочный и краткосрочный рейтинги республики по международной шкале подтверждены на уровне «ВВ-» и «В» соответственно. Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «А+(rus)».
    Для роста потока инвестиционного капитала как в страну так и регион, необходимо создание благоприятного инвестиционного  климата, а для этого нужно  устранить недостатки в регулировании  инвестиционной деятельности.
    К основным недостаткам можно отнести  следующие:
Нестабильность  законодательства;
Существование огромного количества подзаконных  нормативных актов, многие из которых  дублируют друг друга и отсутствие системы их применения;
Нарушение  исполнительными органами законодательства особенно касающегося льгот;
Недостаточная защищенность инвестора от экономических  преступлений и коррупции;
Отсутствие  в России законодательства  связанного с регулированием страхования риска  инвестиционной деятельности.
Для решения  данных проблем необходимо:
      стабильность законодательства, формирование четкой и ясной нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности;
      разграничение компетенций государственных органов  при решении вопросов инвестирования, устранение дублирования  со стороны различных ведомств,  максимальное приближение к  осуществлению принципа «одного окна» при оформлении капиталовложений и осуществлении инвестиционных проектов.
      разработка порядка привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
      введение конкурентоспособного уровня налогов тарифов и льгот;
      введение системы дополнительных льгот для инвестиций в критически  важные отрасли экономики. Предоставление льгот  без учета приоритетов малопродуктивно;
      организация комплексной программы  страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
      мониторинг и контроль мероприятий по управлению инвестициями;
      реализация комплекса мероприятий  маркетинга  на уровне регионов.

    Библиографический список .

 
    Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в  РФ, осуществляемой в форме капитальных  вложений» от 25.02.1999.
    Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999.
    Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12 1995.
    Закон Республики Коми от 28.06.2005 № 71-РЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми»
    Закон  РК "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах"
    Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.03.1993.
    Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» от 25.01.1995.
    Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997.
    Постановление Правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 29.09.1994.
    Постановление Правительства РК «О порядке принятия решений о финансировании инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми» от 30.06.2005 № 187).
    Постановление Правительства РК «О порядке отбора и оценки эффективности планируемых и реализуемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми инвестиционных проектов» от 30.06.2005 № 189;
    Постановление Правительства РК «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» от 18.08.2005 № 223.
    Постановление Правительства РK «Об утверждении Плана мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Коми и активизации инвестиционной деятельности в Республике Коми на 2007-2010 годы» № 107 от 28 мая 2007 г.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.