На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое обеспечение туризма и туристической деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение образования Федерации Профсоюзов Беларуси
«Международный  институт трудовых и  социальных отношений» 

Кафедра_______________________ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на  тему Правовое обеспечение туризма и туристической деятельности
  по дисциплине  Хозяйственное право 
 
 
 
 
 
 

Студент Тарасевич Павел  Иванович
__________________________
                                            Курс 3,  группа 832зс
                                                  Факультет правоведение
Специальность_________________
       Руководитель__________________
______________________________ 

Минск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….3
1.Понятие и система правового регулирования туристической деятельности……………………………….......................................................................4
1.1. Основное понятие туризма и туристистической деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….4
1.2. Источники правового регулирования туристической деятельности………………………….. ……………………………………………6
1.3.Особенности  государственного регулирования  оказания услуг в сфере туризма…………………………………………………………………………….10
2.Договорные отношения в сфере туризма ………………………………………………………………………………….14
2.1.Субъекты договорных отношений в сфере туристической деятельности и их правовой статус …………………………………………………………..14
2.2. Виды договоров в туристической деятельности. Особенности страхования в сфере туризма ………………..............................................................................18
2.3.Особенности  договора о реализации турпродукта………………………...22
Заключение  ……………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………………26
Приложение……………………………………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  работы – правовое обеспечение туризма и туристических услуг в Республике Беларусь. Являясь одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм в настоящее время пытается занять подобающее ему место в экономике нашего государства.
         Как любая другая отрасль, туризм и туристская деятельность должны иметь поддержку и регулирование со стороны государственного аппарата. Государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Республике Беларусь как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту белорусских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений. И, хотя на сегодняшний день система государственного регулирования и несовершенна, все же существует определенная правовая база, «наработанная» за время становления и развития туризма в Республике Беларусь; создается новое, усовершенствованное, законодательство, которое «стирает белые пятна» старого, и направлено на прогресс туристской деятельности.
     Целью  данной работы является анализ  правового обеспечения туристической  деятельности, определение основных  понятий, субъектов и участников  договорных отношений в сфере  туризма, раскрытие особенностей оказания туристических услуг в Республике Беларусь, характеристика договора на оказание туристических услуг, определение роли государственного регулирования в сфере туризма.
     Основным  объектом изучения в данной  курсовой работе будет договор  на оказание туристических услуг,  так как он является основополагающим  предметом изучения, от которого  в процессе написания курсовой  работы определим особенности  оказания туристических услуг  в Республике Беларусь. 
 

ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Основное понятие туризма и туристической деятельности в Республике Беларусь
     Туризм  – одно из наиболее динамичных явлений  современного мира. В последнее время  он приобрел колоссальные темпы роста  и масштабы влияния на уровень  развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой  отраслью экономики.
     Развитие  внешнего туризма в Республике в  настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и  предпосылки к его росту. Все  больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим  клиентам. Можно предположить, что  через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей  стране, ведь условия для внутреннего  туризма достаточно благоприятные.
     Некоторые исследователи считают, что ключом к раскрутке туристического рынка  Республики Беларусь может стать  именно событийный туризм. Событийный туризм - это очень серьезный бизнес. Его развитие должно способствовать решению вопроса формирования имиджа Республики, без которого, как вы понимаете, все разговоры о привлечении  инвестиций в экономику останутся  лишь разговорами. Ничего лучше, чем  событийные мероприятия на имидж  не работает.
     Туризм (от латинского – поездка), путешествие  в свободное время, один из видов  активного отдыха. Осуществляется, как правило, через туристические  организации по туристическим маршрутам (в форме организованного или  самодеятельного туризма). Является одним из наиболее эффективных средств  удовлетворения рекреационных потребностей населения, так как сочетает оздоровление, познание, общение и т.д. Путешествия  в пределах своей страны объединяются понятием внутренний (национальный) туризм, за ее пределами – иностранный (международный) туризм. Широко распространен экскурсионный туризм. В зависимости от целей путешествий, туризм подразделяется на познавательный, спортивный, природный, любительский, туризм с социальными целями, деловой (ярмарки, конгрессы), религиозный и т.д. В. международной статистике принято считать туристическими поездки на курорты и в дачные местности, а также массовые краткосрочные выезды коллективов, отдельных групп и лиц в специальные зоны отдыха. В зависимости от средств передвижения и использования техники или иных видов транспорта различают: водный, пешеходный, лыжный, конный, ж/д, вело, мото, авто и авиатуризм, форма горного туризма – альпинизм. [1,с.13]
       Туризм - временный выезд (путешествие) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, не противоречащих законодательству, в страну (место) временного пребывания без занятия оплачиваемой деятельностью в ней (нем). [2, статья 1]
     Выделяют  следующие виды туризма:
-внутренний туризм - путешествия в пределах Республики Беларусь граждан, проживающих на ее территории;
-въездной туризм - путешествия в пределах Республики Беларусь граждан, не проживающих на ее территории;
-выездной туризм - путешествия за пределы Республики Беларусь граждан, проживающих на ее территории. [2, статья 3]
     Туристическая деятельность включает в себя два понятия туроператорская и турагентская деятельность.
       Турагентская деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по реализации туров, сформированных туроператорами - резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия.[ 2, статья 1  ]
       Туроператорская деятельность - предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию и реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия.[2, статья 1]
     Туристическая деятельность может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, зарегистрированными  в Республике Беларусь. Право на получение лицензии на осуществление  туристической деятельности, составляющей работ и услуг которой является туроператорская деятельность, имеют  только юридические лица.[2,статья 5]
       Лицензия выдается сроком на  пять лет. Срок действия лицензии  по его окончании может быть  продлен по заявлению лицензиата  на пять лет. [2, статья 6]
       Лицензионными требованиями и  условиями, предъявляемыми к соискателю  лицензии при ее выдаче, являются  наличие:
-для турагентской деятельности у руководителя юридического лица, руководителя структурного подразделения соискателя лицензии, для которого туристическая деятельность не является профилирующей, или индивидуального предпринимателя высшего образования либо стажа работы в сфере туризма не менее одного года;
-для туроператорской деятельности: в штате соискателя лицензии или структурного подразделения соискателя лицензии, для которого туристическая деятельность не является профилирующей, не менее тридцати процентов специалистов, имеющих высшее образование либо стаж работы в сфере туризма не менее пяти лет; у руководителя юридического лица или руководителя структурного подразделения соискателя лицензии, для которого туристическая деятельность не является профилирующей, высшего образования либо стажа работы в сфере туризма не менее пяти лет (из них не менее двух лет в должности руководителя, заместителя руководителя юридического лица, осуществляющего туристическую деятельность, руководителя структурного подразделения юридического лица, для которого туристическая деятельность не является профилирующей, или в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего туристическую деятельность).[2,статья 7] 
 

      Источники правового регулирования  туристической деятельности
     Отличительная черта туризма в белоруской правовой сфере состоит в том, что его  регулирование осуществляется нормами, как общего, так и специального законодательства. К первой группе можно отнести - акты, относящиеся  к неопределенному кругу юридических  и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии, ко второй - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-3 «О туризме» непосредственно регулирует отношения  в сфере туризма и туристской деятельности. К тому же 19 июля 2007 вступила в действие новая редакция закона «О туризме», которая устранила часть  несоответствий между старой редакцией  данного закона и другими нормативными актами в сфере туризма. Рассмотрим некоторые существенные для туристической  деятельности положения.
     Важным  терминологическим отличием новой  редакции является употребление определения  «туристический» вместо «туристского», использовавшегося в старой редакции Закона. Ранее получалось, что Закон  говорил о туристской деятельности, а Декрет «О лицензировании отдельных  видов деятельности» – о туристической. [4,ст48]
     Источники законодательства в области регулирования  туристической деятельности можно группировать по различным критериям: по юридической силе (иерархии), по кругу актов, по предмету ведения, по территории и др. Представим нормативно-правовые базу, регулирующую туристскую деятельность на территории РБ по отношению к нормам законодательства, в виде таблицы 1. Причем при построении данной таблицы будем учитывать принцип юридической силы нормативных правовых актов. Таблица 1 - Сводная таблица нормативно-правовой базы
Нормативно- правовая база в сфере туризма
Нормы общего законодательства Нормы специального законодательства
Конституция РБ Гражданский кодекс РБ (гл. 39 "Возмездное оказание услуг")
Административный  кодекс РБ
Таможенный  кодекс РБ
Налоговый кодекс РБ.
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002г. N 90-3 «О защите прав потребителей
Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" от 26.11.1992г. № 1982-XII
Закон Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом  благополучии населения" от 23.11.1993г. № 2583-XII
Закон Республики Беларусь "О железнодорожном  транспорте" от 06.01.1999 г. № 237-З
Закон Республики Беларусь "О рекламе" от 10.05.2007г. № 225-З
Закон Республики Беларусь "О страховании" от 18.02.1997г. № 19-З
Закон Республики Беларусь "Об обращениях граждан" от 06.06.1996г. N 407-XIII
Декрет  Президента Республики Беларусь от 14 июля2003г.N17,(в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 03.05.2004 N 2, от14.10.2004 N 9, от 08.11.2004 N 13, от 14.01.2005 N 2, от 09.03.2005 N 3, от 18.06.2005 N 7, от 09.09.2005 N 11, от 22.11.2005 N 15, от 08.12.2005 N 16, от 04.09.2006 N 15, от 31.12.2006 N 22, от 26.11.2007 N 7) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 №194 «Об утверждении перечня услуг в сфере культуры и искусства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость».
Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 №314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22.07.2002 № 23 «Об  утверждении правил автомобильных  перевозок пассажиров в Республике Беларусь» (в редакции Постановлений  Минтранса от 21.01.2004 г. № 5 и от 17.03.2005 г. № 16);Постановление Государственного комитетом по авиации Республики Беларусь от 27.11.2000г. №13 «Авиационные правила  перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями  Республики Беларусь» 
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.11.2004г. №42 Правила  перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом 

Закон Республики Беларусь "О туризме" от 25.11.1999г. № 326-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2007г. 206-З);

Указ  Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь»

Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»
Указ Президента Республики Беларусь от19.03.2006№154 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санитарно-курортное лечение и оздоровление населения»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г. № 1377 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2007г. № 899) «Положение о лицензировании туристической деятельности»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7.04.2006 № 471 «Об утверждении Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.2004 №730 «Об утверждении положений о порядке создания туристских зон и ведения государственного кадастра туристских ресурсов Республики Беларусь»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 №1549 « О выезде за границу специальных туристических групп на международные спортивные соревнования»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1377 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005) « Об утверждении положений о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса и туристской деятельности»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007г. № 35а Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях

Постановление министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 23.02.2005 № 4 « Об утверждении инструкции о порядке регистрации туристского договора на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина»
Постановление Государственного комитета пограничных  войск Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.08.2000 № 6/10/49 «  Об утверждении положения о порядке  пропуска организованных групп иностранных  туристов через государственную  границу Республики Беларусь»
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.12.2002г. №150 Об утверждении квалификационного справочника "Должности служащих, занятых в организациях туризма"
     Перечисленные в таблице 1 указы: "О некоторых  мерах государственной поддержки  развития туризма в Республике Беларусь", «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»; «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санитарно-курортное лечение и оздоровление населения» целом направлены на развитие въездного и внутреннего туризма, в том числе агроэкотуризма; создание более благоприятных условий для функционирования субъектов туристической деятельности: (освобождение от НДС стоимости услуг по организации путешествий иностранных туристов по Беларуси, услуг гидов-переводчиков и экскурсоводов; льготы по таможенным пошлинам при ввозе автобусов; гарантии и льготы инвесторам, льготы и преференции владельцам усадеб и т.д.).[3  ]

     «Положение  о лицензировании туристической  деятельности» (с изм. и доп.) определяет порядок лицензирования, лицензионные требования и условия, предъявляемые  к соискателю лицензии (лицензиату) при ее выдаче (продлении); перечень документов; особые требования и условия  к осуществлению туристической  деятельности; контроль за соблюдением  лицензиатом законодательства; перечень грубых нарушений.[4, ст. 186]

     Также в статье 2 Закона Республики Беларусь "О туризме" упоминается Закон  Республики Беларусь от 9 января 2002г. N 90-3 «О защите прав потребителей". Данный закон определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей, регулирует отношения, возникающие между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем, производящими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, реализующими товары потребителям при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Т.е потребитель в сфере туризма имеет тот же объем прав, что и потребитель в других сферах деятельности, а именно: просвещение в области своих прав; безопасность товара (услуги); информацию об изготовителе товара (услуги); другие права.[5]
     В заключение по обзору законодательной базы в сфере туризма, хотелось бы отметить, что перечень представленных в таблице 1 нормативных актов, далеко не полный; в него можно вносить и вносить различного рода правовые акты. Связано это с тем, что туризм и как следствие туристическая деятельность многогранны, затрагивают много аспектов хозяйственной деятельности различного рода, поэтому требует регулирования различными отраслями права. 
 

1.3. Особенности государственного регулирования оказания услуг в сфере туризма 

       Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере туризма. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь проводит государственную политику в сфере туризма, осуществляет координацию деятельности в сфере туризма других республиканских органов государственного управления. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения в сфере туризма. [ 2,статья 4  ]
     Основными принципами государственного регулирования  в сфере туризма являются:
-защита прав и законных интересов физических лиц, в том числе обеспечение их безопасности в сфере туризма;
-развитие туризма и туристической индустрии;
-поддержка малого предпринимательства в сфере туризма;
-развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности на рынке туристических услуг;
-гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования в сфере туризма.
     Основными целями государственного регулирования  в сфере туризма являются:
-обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма;
-формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов;
-обеспечение доступности туризма;
-рациональное использование туристических ресурсов;
-создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь;
-развитие туристических зон;
-развитие международных контактов.
     Приоритетными направлениями государственного регулирования  в сфере туризма являются поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего туризма.[   2]
Межведомственный  экспертно-координационный совет  по туризму при Совете Министров Республики Беларусь создается в целях совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Республике Беларусь, повышения его экономической эффективности, формирования конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристических услуг, а также для выработки рекомендаций по:
-проведению государственной политики в сфере туризма и развитию конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов, мероприятий;
-реализации международных договоров Республики Беларусь и международных программ по вопросам поддержки и развития туризма;
-обеспечению и защите интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии в сфере туризма. [2, статья 7  ]
Положение о Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров Республики Беларусь, а также его состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Государственные программы развития туризма разрабатываются  Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Местные программы развития туризма разрабатываются местными исполнительными и распорядительными органами и утверждаются местными Советами депутатов.[ 2, статья 8  ]
    В целях содействия развитию международного и внутреннего туризма, формирования и распространения информации о  Республике Беларусь и ее туристическом потенциале создаются туристические информационные центры, в том числе за пределами Республики Беларусь.
    Туристические информационные центры создаются местными исполнительными и распорядительными  органами, иными юридическими и физическими  лицами в любой организационно-правовой форме, за исключением потребительского, производственного кооперативов, крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии с законодательством.
    Туристические информационные центры могут создаваться  в виде структурного подразделения  юридического лица, в том числе  обособленного.
    Туристические информационные центры осуществляют сбор, накопление, обработку, анализ и распространение  информации о достопримечательностях, памятниках искусства, истории и  архитектуры Республики Беларусь, особо  охраняемых природных территориях, объектах агроэкотуризма, предлагаемых экскурсиях, культурно-массовых мероприятиях, выставках, фестивалях, расписании движения транспорта, иной информации, необходимой  для субъектов туристической  деятельности, участников туристической  деятельности.
    Туристические информационные центры должны быть обозначены информационным знаком, на зеленом  фоне которого расположена буква "i" белого цвета и который размещается  на вывеске, информационном стенде (табло) по месту нахождения туристического информационного центра.[2, статья 9] 

В конце первой главы данной работы сделаем вывод  о том, что, благодаря повышенному  вниманию государственного аппарата к  сфере туризма (довольно обширная нормативно-правовая база, четкое определение функций  органов управления в сфере туризма, выделение денежных средств и  предоставление льгот на занятие  туристической деятельностью) данная область идет по пути развития и  укрепления своего положения в сфере  предпринимательской деятельности. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2
ДОГОВОРНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ  ТУРИЗМА
2.1. Субъекты договорных отношений в сфере туристической деятельности и их правовой статус
Законом введены  понятия субъектов и участников туристической деятельности. При  этом под субъектами туристической  деятельности понимаются туроператоры и турагенты, а под участниками  туристической деятельности – туристы, а также юридические и физические лица, имеющие намерение заказать, заказывающие либо заказавшие туристические  услуги для целей, не связанных с  осуществлением предпринимательской  деятельности. В новой редакции четко  разграничены понятия: туроператор  и турагент. Период, осуществление  путешествия, в течение которого признается туризмом, увеличен с 6 до12месяцев. [ 2, статья 1  ]
Участники туристической  деятельности имеют право на:
-необходимую и достоверную информацию о программе тура, иную информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей, а при международном туризме — также информацию, определенную частью четвертой статьи 14 настоящего Закона;
-свободу передвижения, свободный доступ к туристическим ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
-защиту своих прав как потребителей туристических услуг;
-неразглашение сведений о себе, полученных исполнителем договора оказания туристических услуг, и стране (месте) временного пребывания туриста, если иное не установлено законодательными актами или если участник туристической деятельности не выразил согласия на распространение таких сведений;
-обеспечение субъектом туристической деятельности безопасности оказываемых туристических услуг;
-возмещение субъектом туристической деятельности причиненных убытков (вреда) в случаях и порядке, установленных законодательством.[ 2 ]
Участники туристической  деятельности обязаны:
-соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее политическое и социальное устройство, обычаи, традиции, религии населения;
-бережно относиться к окружающей среде, материальным историко-культурным ценностям;
-соблюдать правила въезда и выезда страны (места) временного пребывания (стран транзитного проезда);
-соблюдать правила личной безопасности;
-исполнять условия договора оказания туристических услуг.
Участники туристической  деятельности могут иметь иные права  и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.[ 2, статья 13 ]
Права и обязанности субъектов туристической деятельности
Субъекты туристической  деятельности имеют право:
-на реализацию тура в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;
-на получение в государственных органах, иных организациях в установленном законодательством порядке информации, необходимой для осуществления их деятельности;
-принимать участие в разработке программ развития туризма;
-оказывать консультационно-информационные услуги, связанные с организацией путешествия.
Туроператоры  дополнительно к правам, определенным частью первой настоящей статьи, имеют право:
-на формирование тура по своему усмотрению, по заказу участников или субъектов туристической деятельности;
-определять минимальное количество туристов, необходимое для совершения тура.[   2, статья 13]
Субъекты туристической  деятельности обязаны:
-принимать необходимые меры по соблюдению прав и законных интересов участников туристической деятельности;
-предоставлять участникам туристической деятельности необходимую и достоверную информацию о программе тура, а также иную информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей;
-обеспечить безопасность туристических услуг, а также провести инструктаж в порядке, установленном Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, о соблюдении правил личной безопасности туриста;
-возместить в случаях и порядке, установленных законодательством, убытки (вред), причиненные участнику туристической деятельности;
-исполнять условия договора оказания туристических услуг.[ 2. Статья 14  ]
При организации  международного туризма субъекты туристической  деятельности также обязаны при  заключении договора оказания туристических услуг предоставить участникам туристической деятельности следующую информацию:
-об основных правилах въезда и выезда страны (места) временного пребывания (стран транзитного проезда), о сборах, уплачиваемых туристом во время осуществления тура, в том числе в пунктах пропуска и прибытия (аэропортах, портах и др.);
-о необходимости предоставления гарантий оплаты оказания медицинской помощи для въезда в страну (место) временного пребывания в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены -такие требования;
-об обычаях, традициях населения страны (места) временного пребывания, о религиозных обрядах, святынях, материальных историко-культурных ценностях, состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемической обстановке;
-о телефонах и адресах дипломатических представительств или консульских учреждений государства гражданской принадлежности или обычного места жительства туриста в стране (месте) временного пребывания либо об иных организациях, в которые можно обратиться для защиты прав и законных интересов туристов в стране (месте) временного пребывания.[2. статья 14   ]
Субъекты туристической  деятельности могут иметь иные права  и нести иные обязанности в соответствии с законодательством. 

      Новая редакция Закона выделяет организационные формы туризма: международный (выездной и въездной) и внутренний. Одним из приоритетных направлений государственного регулирования в сфере туризма является поддержка и развитие международного въездного и внутреннего туризма. Особенности организации таких видов туризма, как агроэкотуризм, самодеятельный, социальный, экологический и др., регулируются специальным законодательством.
     Договор оказания туристических услуг заключается  в письменной форме посредством  выдачи исполнителем заказчику туристического ваучера, причем ранее предусматривалось  использование типового договора на оказание туристских услуг. Туристический  ваучер является бланком строгой  отчетности. В новой редакции Закона содержится несколько иной перечень существенных условий договора оказания туристических услуг, а именно:
     -предмет договора оказания туристических услуг; стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты; сведения об исполнителе, включая данные о специальном разрешении (лицензии) на осуществление туристической деятельности, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;
     -сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг; программа тура; права, обязанности и ответственность сторон;
     -условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда).
     В программу тура включаются: маршрут  тура, дата и время начала и окончания  тура; порядок встречи и проводов, сопровождения туриста; характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста, сроки стыковок (совмещений) рейсов, иная обязательная информация, предусмотренная законодательством  о транспортной деятельности; характеристика объектов для размещения туристов, в том числе их местоположение, классификация по законодательству страны (места) временного пребывания, правила временного проживания, а  также иная обязательная информация, установленная законодательством  страны (места) временного пребывания; порядок обеспечения питания  туриста во время осуществления  тура; перечень и характеристика иных оказываемых туристических услуг. [ 2, статья 17   ]
     Отдельная глава Закона посвящена вопросам организации экскурсионного обслуживания. Экскурсионное обслуживание осуществляется на основании договора оказания туристических  услуг или договора оказания экскурсионных  услуг, а также на основании других договоров, если такая возможность  предусмотрена законодательством. Экскурсии на территории Республики Беларусь проводят экскурсоводы и гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую их квалификацию (они вносятся в Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь), а также работающие в организациях при проведении экскурсий в данных организациях.[ 6 , ст.211  ]
     Следует отметить, что мнение профессионалов в сфере туризма по новой редакции закона противоречивы. Существует мнение, что жесткое разделение на туроператора и турагента в нашей стране еще преждевременно. Большинство  специалистов склоняется к тому, что  придется дополнять закон рядом  нормативно-правовых документов. Закон  «О туризме» направлен на создание нормативной базы, позволяющей вести прозрачный, честный бизнес как в отношении потребителя, так и в отношении производителя туристических услуг. Закон исходит из того, что туризм и туристическая индустрия представляют собой не отдельную отрасль экономики, а сложнейший межотраслевой комплекс, требующий нового подхода к его государственному регулированию, с учетом взаимодействия многих сфер социально-экономической, культурной, экологической деятельности». [7, cт. 168] 

2.2. Виды договоров в туристической деятельности. Особенности страхования в сфере туризма
     Договоры  в сфере туристской деятельности можно условно разделить на три  группы:  
1. договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом.  
2. договоры, заключаемые между туроператором и турагентом.  
3. договоры, заключаемые между туроператором и непосредственными исполнителями отдельных видов услуг.

     Договор между туристической организацией и туристом является одним из видов  договоров возмездного оказание услуг, основные условия которых  предусмотрены главой 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь. [8,ст. 342 ] 
В соответствии со ст. 733 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. 
Договоры на оказание услуг следует отличать от договоров подряда. 
Признаками услуги как предмета договорного обязательства являются следующие: 
- это деятельность лица (юридического или физического), оказывающего услугу;  
- оказание услуги не создает вещественного результата;  
- полезный эффект услуги (деятельность) потребляется в процессе предоставления услуги, а потребительная стоимость исчезает.  
Согласно ст. 656 ГК Республики Беларусь по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон. 
В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» по договору оказания туристических услуг исполнитель (субъект туристической деятельности) обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить. К договору оказания туристических услуг применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг. [ 2,статья 17 ]

     Кроме того, законодательством Республики Беларусь предусмотрены специальные  виды договоров с физическими  лицами в сфере туризма. 
Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2006 года № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма» утвержден Типовой договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма.  
Данный договор заключается только между субъектом агроэтуризма и туристом. Данный договор является двухсторонним, консесуальным, возмездным, заключается в письменной форме (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 № 818 «Об утверждении типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма»), кроме того является договором присоединения. 
В соответствии с п. 133 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» организация охоты иностранного гражданина, имеющего в соответствии с данными Правилами право на охоту, осуществляется при наличии договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина, заключенного с турагентом, туроператором или пользователем охотничьих угодий и зарегистрированного в Министерстве лесного хозяйства. 
Инструкцией о порядке регистрации договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина, утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 13 марта 2006 года № 6 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина» устанавливаются обязательные условия договора оказания туристических услуг на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина: стороны договора, предмет договора, стоимость охотничьих трофеев и охотничьих животных, стоимость туристско-экскурсионных и дополнительных услуг, номер и дату лицензии на осуществление туристической деятельности, ответственность сторон, банковские реквизиты. Стоимость охотничьих трофеев не должна быть ниже предельной минимальной стоимости охотничьих трофеев для иностранных граждан, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 года № 466 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 года № 580». [9, ст. 236]

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме» субъекты туристической деятельности также могут заключать договоры на оказание консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия.
     Высокий риск туристской деятельности обуславливает  необходимость нахождения возможностей его искусственного снижения. Один из основных видов минимизации риска  – страхование.
Вместе  с тем, в современной научной  литературе практически отсутствует  информация, посвященная туристскому  страхованию как отдельному направлению  деятельности страховщиков, в том  числе вопросам сотрудничества страховых  и туристских организаций.
Туристская  фирма страхует свое имущество, транспортные средства, финансовые риски. Эти виды страхования в туризме проводятся в том же порядке, что и страхование  их в других отраслях народнохозяйственного  комплекса.
Особенности страхования в туризме касаются непосредственно страхования туристов. Объектом страхования в туризме  могут являться как имущественные (багаж и пр.), так и неимущественные (неблагоприятные погодные условия  и пр.) интересы, связанные с расходами, возникшими в результате страхового случая в период пребывания застрахованного  лица в путешествии [10, c. 213].
Существующие  виды страхования в туристическом  бизнесе условно можно разделить  на 4 группы:
1) Личное  страхование туристов:
- медицинское  страхование от болезней и  несчастных случаев во время  путешествия,
- на  случай смерти или гибели.
2) Имущественное  страхование туристов:
- предметов  личного пользования,
- туристского  имущества, в том числе багажа
- на  сумму технического обслуживания, ремонта, охраны сломавшегося  транспортного средства автотуриста.
3) Специфические  виды страхования на основе  индивидуализированных договоров:
- на  случай неблагоприятных погодных  условий в период пребывания  туриста на отдыхе,
- на  случай задержки транспорта,
- при  нарушениях таможенных правил, проблемах  при пересечении таможенной границы,
- на  случай конфискаций во время  шоп-туров,
- на  случай ненадлежащего предоставления  туристских услуг.
4) Страхование  ответственности туристских фирм:
- защита  имущественных интересов физических  и юридических лиц,
- страхование  финансового риска туристской  фирмы,
- страхование  ответственности по искам туристов, их третьих лиц или контрагентов [12, c. 195].
В настоящее  время все ведущие туристические  агентства и операторы в Республике Беларусь в обязательный пакет услуг  включают и оформление договора страхования, включающие условия личного, имущественного и специфического страхования туристов. Приобретение страхового полиса является необходимым условием выезда граждан  Республики Беларусь за рубеж.
Таким образом, рынок страховых услуг в секторе  туристских услуг в Республике Беларусь в достаточной степени представлен  всеми основными видами страхования. В перспективе необходимо создание более конкурентной среды, а также  появление страховых компаний, которые  бы специализировались на работе с туристическими агентствами. Кроме того, необходимо инновационное развитие страховых услуг в сфере туризма, что будет способствовать росту их эффективности и степени доверия между страхователями и страховщиками.
     2.3.Особенности  договора о реализации  турпродукта
     По  св
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.