На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международное космическое право

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1 ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………..5
2 ИСТОЧНИКИ  МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧСКОГО ПРАВА……………………………………………………………………………15
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА…………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     В последние годы - одной из ведущих  отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей  уровня развития страны.
     Несмотря  на то, что это отрасль очень  молодая, темпы ее развития очень  высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование  космического пространства ныне немыслимы  без широкого и разностороннего  сотрудничества государств.
     Почему  же необходимо законодательное регулирование  деятельности по освоению космоса. Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы  обеспечить наиболее благоприятные  условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими  совместной научно-технической деятельности.
     Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического пространства привело к образованию особой отрасли международного права - международного космического права (МКП).
     Целью курсовой работы является исследование понятия и признаков космической деятельности, появление и становление международного космического права, и определение основных тенденций его дальнейшего развития.
     Данная  цель обусловила постановку следующих  задач:
     изучить и проанализировать имеющийся теоретический  материал по избранной теме;
     определить  методологические основы исследования космической деятельности;
     собрать, проанализировать и оценить эмпирические данные о космической деятельности и проблемах ее существования;
     выработать  практические выводы и предложения  о развитии космической деятельности.
     Объектом исследования в курсовой работе является совокупность знаний, представлений и суждений о международном космическом праве и космической деятельности, в частности.
     Методологическую  основу курсовой работы составили положения  общенаучного диалектического метода познания. При этом применялись и  частнонаучные методы: сравнительно – правовой, статистический, системный, формально – логический и др.
     В своей работе автор опирался на труды  таких известных авторов, как  О.И. Тиунов, Г.В. Игнатенко, В.П. Панов, Ю.М. Колосов, Г.П. Жуков и др.
     Структура курсовой работы обусловлена объектом исследования, целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО  ПРАВА
     Космос  – сложное геофизическое понятие; он является частью галактической территории, родовым понятием для планетарной  территории, вбирая в себя такие  компоненты, как само космическое  пространство и присущие ему особенности, которые можно условно рассматривать  по аналогии с тем, что наблюдается  на Земле, в качестве «процессов», а  также различные виды естественных небесных тел, как заселенных, так  и не имеющих условий для существования  цивилизаций.
     В связи с началом освоения космоса  с Земли он представляет собой  также и юридический феномен, для которого основополагающими  являются как понятие общего достояния  человечества в виде космического пространства и небесных тел, так и понятие  квазигосударственной (или юрисдикционной) территории, представленной искусственными небесными телами – спутниками, орбитальными станциями, предполагаемыми станциями (базами) на естественных небесных телах, находящимися под юрисдикцией государств.
     Космическая деятельность – это исследование космического пространства и небесных тел с помощью беспилотных и пилотируемых космических объектов, а также использование возможностей космической техники для решения практических земных задач.
     Начало  космической деятельности человека было положено запуском в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории цивилизации  искусственного спутника Земли и  первым пилотируемым космическим полетом  советского космонавта Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г.
     Особенностью космической деятельности является использование для полетов пространства, находящегося за пределами плотных слоев атмосферы, в которых может осуществляться авиационная деятельность. Для космических полетов применяется принципиально новый тип летательных аппаратов, использующих тягу ракетных двигателей и инерционное движение под воздействием притяжения Земли и других планет.
     Космическая деятельность позволяет изучать  заатмосферные процессы, небесные тела, использовать состояние невесомости  в научных и промышленных целях, достигать космических скоростей  передвижения от 8 до 16 км/ с, изучать  поверхность земли вместе с ее атмосферой из – за пределов атмосферы, обеспечивать распространение сигналов электоросвязи для глобальной связи и т.д. [12, c. 581].
     Космическая деятельность – это чрезвычайно  наукоемкое и капиталоемкое дело, которое доступно в настоящее  время лишь наиболее развитым государствам в промышленном и научно – техническом  отношении. С другой стороны, все  государства заинтересованы в использовании  преимуществ космической деятельности.
     Международные космические отношения, обусловленное  ими международное космическое  право и тесно связанная с  ними отрасль науки международного права, изучающая обе первые категории, появились примерно во второй половине 20 века и относятся к категории  так называемых новейших.
     Международное космическое право как наука  зародилась, начиная с трудов чехословацкого юриста В. Миндля и советского юриста Е.А. Коровина. Как объективно существующая группа юридических норм оно начинает развиваться в резолюциях Генеральной ассамблеи ООН с 1959 года и в 1967 году получает первый договорный кодификационный акт – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. На следующем этапе, продолжающемся и в настоящее время, государствами заключены десятки многосторонних и сотни двусторонних соглашений по вопросам космического сотрудничества. Сложились специфические международно – правовые принципы космической деятельности, которые позволяют выделить соответствующую группу норм в особую отрасль международного права – международное космическое право.
     Международное космическое право можно определить как совокупность международно – правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, субъектами которых выступают государства, а также международные организации в связи с исследованием и использованием космоса.
     Исследование  и использование космического пространства служит не только интересам того государства, которое осуществляет подобную деятельность, но и глобальным интересам всего  человечества.
     Поскольку проблемы космоса тесно переплетены  с интересами государств в военной, политической и других областях, они стали предметом обсуждения в рамках ООН. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН образовала для обсуждения проблем космоса специальный вспомогательный орган – Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (в составе 18 членов). В 1962 году Комитет учредил два вспомогательных органа – Юридический и Научно – технический подкомитеты. Комитет ООН по космосу на основании джентльменского соглашения между его членами принимает решения на основе консенсуса. Численный состав Комитета по космосу время от времени увеличивался и в настоящее время достиг более 60 членов.
     Комитет является основным кодификационным  органом в области международного космического права. Ежегодные сессии Комитета представляют доклады Генеральной  Асамблее ООН. Отдел Секретариата ООН, обслуживающий деятельность Комитета, находится в Вене.
     В настоящее время в повестке дня  Комитета ООН по космосу стоят  вопросы о разграничении воздушного и космического пространства, о правовом режиме геостационарной орбиты, о  космическом мусоре и рассмотрении действия пяти основных договоров по космосу [12, c, 583].
     После распада СССР, который был ведущей  космической державой, возникла необходимость  организации сотрудничества в этой области в рамках СНГ.
     30 декабря 1991 г. в Минске было  подписано Соглашение о совместной  деятельности по исследованию  и использованию космического  пространства, участниками которого  стали Россия, Азербайджан, Армения,  Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан,  Туркменистан и Узбекистан. По  этому Соглашению совместная  деятельность проводится на основе межгосударственных программ. Их реализация координируется Межгосударственным советом по космосу. Соглашение исходит из необходимости сохранения космических комплексов и объектов космической инфраструктуры, которые находились на территории СССР [12, c. 583].
     На  практике в деле реализации Соглашения возникает много трудностей. В  частности, космодром Байконур используется Россией на условиях его аренды у  Казахстана.
     Объектом  международного космического права  в самом общем смысле слова  являются правомерные космические  отношения, возникающие между государствами или межгосударственными космическими организациями. Для уточнения видов таких отношений и их дифференциации возможно использование в известной мере условного понятия предмета отношения, как несущего более конкретную информацию.
     В качестве материальных объектов (предметов) можно рассматривать то, что предполагает возникновение космических правоотношений, и в первую очередь, само космическое  пространство, его уникальные особенности  или, условно говоря, «процессы» - невесомость, солнечный ветер, наличие таких  геопозиций, которые дают особые преимущества, как геостанционарная орбита (ГСО).
     Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой, по определению  юридического подкомитета Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу, геометрическую позицию, в которой размещенный объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем, если бы он был размещен в каком – либо ином месте космического пространства. Геостационарный спутник – спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земли вокруг своей оси. Иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбиты которого лежат в плоскости земного экватора и который вследствие этого остается неподвижным относительно Земли. Такие спутники имеют огромное значение для научной, культурной, технической и иных видов деятельности государств. ГСО относится к категории ограниченных природных ресурсов, поэтому ее использование должно контролироваться сообществом. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ). В соответствии со ст. 1 Устава принятого в 1992 г., МСЭ распределяет радиочастоты спектра, способствует улучшению использования радиочастот спектра и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников таким образом, чтобы избежать вредных помех между радиостанциями разных стран; ст. 44 обязывает государства «… стараться ограничить количество частот и ширину используемого спектра до минимума, а также использовать… орбиты геостационарных спутников рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите… разным странам» [3, c. 696].
     Следующая группа объектов представлена широким  спектром естественных небесных тел. Доктрина выделяет в первую очередь те из них, которые не заселены другими  цивилизациями. Со своей стороны  земляне неоднократно отправляли в  дальний космос послания к другим цивилизациям и активно участвуют в поисках их сигналов. Среди этой группы, но уже по другим критериям, следует выделить как тела, имеющие постоянные орбиты, так и не имеющие таковых; тела, относимые наукой к категории «внеземных материалов», достигающие земли естественным путем, - астероиды, метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены. Ежедневно на территории. Земли выпадает 6 т метеоритов и метеоритной пыли. Присвоение метеоритов частными лицами, именуемое «метеоритным пиратством», преследуется государством.
     Особый  вид объекта космических отношений  представляют искусственные небесные тела. В этой категории находятся  непилотируемые и пилотируемые космические  аппараты, обитаемые и необитаемые  орбитальные станции, станции и  базы на Луне и естественных небесных телах. Сюда следует включить все  то, что объединяется этим понятием, т.е. космический мусор – бездействующие спутники или их части, другие объекты антропогенной деятельности в космосе, представляющие опасность и наносящие ущерб космической среде.
     К объектам международного космического права следовало бы отнести также ряд наземных объектов, без которых невозможна космическая деятельность оборудования для запуска, стационарных и передвижных платформ для запуска. Однако правовое решение вопросов статуса перечисленных объектов отсутствует.
     Космический объект должен быть зарегистрирован  запускающим государством или международной  межправительственной организацией, осуществляющей космическую деятельность.
     Запускающим государством (организацией) считается  государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, либо государство, с территории или установок которого осуществляется запуск. Таким образом, может оказаться, что в отношении одного космического объекта имеются два или более запускающих государств (одно организует запуск, другому принадлежит установка, а третье представляет для этого свою территорию; особенно это относится к международным организациям, которые не имеют территории. В этих случаях запускающие субъекты должны заключить соглашение о регистрации данного космического объекта, чтобы исключить двойную или множественную регистрацию.
     Юрисдикция  и контроль над комическим объектом сохраняются за государством регистрации  во время их нахождения в космосе.
     Права собственности на космические объекты  сохраняются за государством регистрации  во время их нахождения в космосе  или по возвращении на Землю. Космические  объекты или их составные части, обнаруженные за пределами территории государства регистрации, должны быть возвращены этому государству. Расходы  по обнаружению и возвращению  космического объекта несет запускающее  государство.
     Космические объекты на Луне и на других небесных телах должны быть открыты для  представителей других государств на основе взаимности. О посещении должно быть сделано заблаговременное сообщение  в интересах безопасности и продолжения  нормального функционирования объекта.
     Космические объекты могут свободно передвигаться  или быть перемещены на поверхности  небесных тел или в их недрах.
     Размещение  космического объекта на поверхности  или в недрах небесного тела не создает права собственности  на связанные с объектом участки.
     На  борту космических объектов могут  использоваться ядерные реакторы на определенных условиях.
     В доктринальном плане активно  обсуждается вопрос об особом правовом статусе аэрокосмических транспортных систем, находящихся во время полета, как в воздушном, так и в  космическом пространстве.
     Субъектом МКП, с учетом общих положений  международного права, являются государства  и образованные ими международные  межгосударственные организации, однако основные характеристики космической  деятельности, осуществляемой, во – первых, на территории с особым международным режимом и, во – вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда, в дополнение к общепризнанным характеристикам, большая часть их государств – членов является участниками «космического пакета» документов.
     Таким образом, нормы космического права  адресованы двум основным группам субъектов  – государствам и созданным ими  организациям. Государства, реально  занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия  и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые «запускающие»  государства и государства регистрации.
     Наибольшее  значение для определения режима космоса в целом имеют, возглавляющие нормативную систему отрасли, основные принципы международного права – запрещения применения силы, мирного разрешения  международных споров, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных обязательств, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю функцию государства (особенно в процессе дистанционного зондирования Земли из космоса), а также принципа сотрудничества государств, имеющего для космической деятельности особое значение.
     Специальные принципы отрасли, также определяющие режим космоса, связаны, прежде всего, с юридическими характеристиками космоса, как территории, являющейся общим достоянием человечества, так и его уникальными геофизическими свойствами.
     Основополагающее  значение среди специальных принципов  имеет принцип, запрещающий национальное присвоение космического пространства, Луны и других небесных тел, закрепленный в договоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Указанные пространства, являясь общим достоянием и наследием человечества, не могут быть собственностью какого – либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации.
     С принципом неприсвоения связан такой важный для статуса космоса в целом императив, как свобода исследования и использования космоса на благо всех государств независимо от степени их экономического, научного развития или реального участия в космической деятельности (Договор по космосу 1967 г., ст. 1; Соглашение о Луне, ст. 4, 6). Соответственно эта свобода для держав нынешнего «космического клуба» ограничена требованием обращения добытых ресурсов на благо всех стран. Так, в случае обнаружения природных ресурсов на небесных телах государства обязаны информировать Генерального Секретаря ООН, общественность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их расположение образцов грунта и минералов, доставленных на Землю с небесных тел. В случае возможной эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить режим, отвечающий интересам сообщества, однако добытые минералы, образцы принадлежат добывшим их государствам.
     Принцип предотвращения вредного загрязнения  космического пространства тесно связан с глобальной задачей охраны окружающей среды и ею обусловлен. Его содержание обязывает государства действовать  «с предосторожностью», чтобы не наносить ущерб космосу в процессе исследования.
     Государства обязуются использовать космос таким  образом, чтобы избегать его загрязнения  в результате антропогенной деятельности, предотвращать нарушение сформировавшегося  равновесия космической среды, для  чего необходимо контролировать деятельность ядерных установок на космических  объектах, публиковать данные оценки ядерных источников энергии на борту  космических объектов до их запуска (ст. 7 Соглашения о Луне 1979 г. и ст. 1 Конвенции об оперативном оповещении 1986 г.)
     Во  избежание наносимого ущерба, который  не всегда в полной мере может быть просчитан, государства договорились объявлять районы небесных тел, представляющих научный интерес, международными заповедниками и согласовывать особые меры их защиты.
     Особое  значение имеют обязательства государств по защите окружающей среды Земли  от загрязнения из космоса. Начиная  с первой стадии запуска возможны аварии, в результате которых нарушается биота Земли, наносится ущерб здоровью людей.
     В настоящее время государства  объединили усилия:
     1) по созданию роботов по уборке космического мусора с орбит, что имеет особое значение для геостационарной орбиты, ресурс которой ограничен;
     2) по применению при строительстве  космических аппаратов таких  материалов, которые могли бы  сгорать в плотных слоях атмосферы;
     3) в разработке минимально опасного  топлива.
     Таким образом, можно констатировать факт существования новой отрасли  в системе международного права  и определить ее как систему юридических  норм, договорных и обычных, регулирующих отношения, возникающие между субъектами международного права в связи  с исследованием и использованием космоса, представляющее собой общее  достояние человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
     Под источниками международного космического права следует понимать международные  договоры и обычаи, в форме которых  при соблюдении общепризнанных процедур принятия, объективируются юридические нормы отрасли [3, c. 692].
     С учетом сказанного ранее источниками  отрасли в узком смысле слова, являются многосторонние (в том числе  универсальные и региональные) и  двусторонние договоры и обычаи.
     Главным источником этой отрасли является Договор  о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года (Договор по космосу):
    создавший систему специальных принципов отрасли, таких как запрещение национального присвоения космического пространства, свобода исследования и использования космоса для всех государств, международная защита космоса от антропогенного загрязнения;
    определивший круг субъектов отрасли, допускаемых к космической деятельности;
    обозначивший основные институты отрасли;
    определивший принципы ответственности.
     Другими многосторонними договорами, закрепляющими  основные положения космического права, являются: договор о запрещении испытания  ядерного оружия в атмосфере, в космическом  пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов  и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 12 ноября 1974 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, от 5 декабря 1979 г. Страны входящие в СНГ, заключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 г., соглашения по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г., Соглашение между государствами – участниками СНГ о статусе Стратегических сил 1993 г., о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ от 15 мая 1992 г. Между правительствами государств – участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 17 февраля 2000 г. было подписано Соглашение о совместном освоении космического пространства  в мирных целях [14, c. 663 – 664].
     Для отрасли существенное значение имеют  обычно – правовые нормы, которые, как  указывалось ранее, регулируют границы  воздушного и космического пространства, вход космических аппаратов и  искусственных спутников Земли  в суверенное воздушное пространство других государств. Важнейшие из них  также имеют универсальный и  вневременной характер, как и перечисленные писанные нормы. Можно предположить, что роль обычая будет возрастать, так как за последние два десятилетия пакет отраслевых документов универсального действия не пополнялся.
     Последнее обстоятельство в известной мере спровоцировало обращение к морально – политическим нормам, особенно при  регулировании новых видов космических  отношений. Так, последовательно Генеральной Ассамблеей ООН были приняты следующие резолюции, подготовленные Комитетом генеральной Ассамблеи по космосу: в 1982 г. – Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевещания, в 1986 г. – Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, в 1992 г. – Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве.
     Определенную  сложность при классификации  источников вызывают те из них, которые, будучи созданными государствами, регулируют трансграничные экономические (имущественные) космические отношения между  физическими лицами и их организациями. Они имеют все признаки источников международного частного права, но их отличие от последних заключается в особой роли государств, на которые в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Конвенцией об ответственности 1972 г. возлагается обязанность контроля и участия в возмещении ущерба, причиненного субъектами, допущенными к космической деятельности на основании национального права. Многие государства – участники космической деятельности имеют законодательство о коммерческой деятельности в космосе. В США действует Закон аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли 1984 г. с дополнениями 1998 г. и др., в Швеции – Закон о космической деятельности 1982 г., в Великобритании – Закон о космическом пространстве 986 г., в Италии – Закон об учреждении национального центра космических исследований 1988 г., аналогичные законы были приняты в Китае, Франции и других странах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.