На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегия развития региона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание
   Введение                    3
    Теоретические основы стратегии развития региона            5
    Этапы разработки стратегического плана развития региона         11
    Этапы разработки стратегия развития региона на примере
     Стратегии  развития Казани до 2015 года                          21
   Заключение                 31
   Список  использованных источников             33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Формирование  рыночных отношений обусловило необходимость  развития новых форм долгосрочного  взаимодействия субъектов региональной экономики, направленных на их эффективное  функционирование. Это обусловлено, прежде всего, не равномерностью этого  процесса и слабостью воспроизводственной  базы регионов. Однако экономическая  самостоятельность, которой обладают эти субъекты (предприятия, органы государственного управления, население) затрудняет развитие эффективного механизма управления социально-экономическими процессами в регионах. Это позволяет говорить о необходимости становления  путей комплексного и долгосрочного  воздействия на эти процессы в  регионах. Поиск путей такого воздействия  подразумевает исследование формирования стратегии регионального развития. Одна из существенных проблем стратегического  управления на региональном уровне состоит  в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются разные субъекты, которые принимают решения  самостоятельно, исходя из своих собственных  целей и интересов. В числе  таких субъектов федеральные  органы власти, другие регионы, корпорации муниципальные образования и  др.
     Стратегия регионального развития не может  предписывать этим субъектам, что они  должны делать. В то же время может  помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии  обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые  возможности для реализации их интересов  и целей. Для этого стратегия  должна ответить на вопрос о том, в  чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции  региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.
     Можно сказать, что период фактического отсутствия осмысленной региональной политики завершается, и деятельность органов государственной власти и общественности переходит к этапу осмысления и формирования стратегии развития регионов в новых условиях на основе имеющегося опыта и обновляющейся методологической и методической базы.
     Цель данной работы – рассмотреть разработку стратегии региона.
     Для этого необходимо обозначить следующие  задачи:
      Рассмотреть теоретический аспект стратегии региона;
      Дать характеристику этапам разработки стратегического плана развития региона;
      Рассмотреть этапы разработки стратегии развития региона на примере Стратегии развития Казани до 2015 года.
     Структура данной работы отражена в содержании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы стратегии развития региона
     В России вплоть до конца 1990-х годов  отсутствовало понимание необходимости проведения целенаправленной политики по управлению развитием регионов. Федерация занималась вопросами макроэкономических показателей, таких, как денежная масса, курс рубля, доля расходов федерального бюджета в ВРП. В этом горизонте управления линии развития отдельных регионов не просматривались.
     Последние три года растет интерес к региональным стратегиям на уровне субъектов Федерации. Отчасти это обусловлено установлением  федеральных требований по отношению  к документам регионального развития (стандарт долгосрочных стратегий социально-экономического развития субъектов РФ утвержден  приказом Министра регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 года[2].
     Для региональной власти стратегии представляют важный инструмент управления. Значимость стратегии для регионов сильно возрастает по мере того, как растет степень  неопределенности во внешних условиях. Для того чтобы иметь позицию по отношению к себе, к своему будущему, к возможным событиям необходимо видение, выходящее за пределы текущей ситуации.
     Разработка  региональной стратегии, во-первых, позволяет  осуществить инвентаризацию пока еще  не реализованных проектов и не используемых ресурсов территории, во-вторых, позволяет мыслить масштабами всего региона (или макрорегиона), готовя «карту» для размещения локальных решений, вырабатывая критерии оценки стратегий отдельных муниципальных образований, бизнеса. Немаловажный аспект подготовки «стратегии» - заявление государственного отношения к региону, публичное позиционирование государственной власти в отношении важных для территории проблем[22].
     Последние годы стратегическое планирование в  регионах развивается еще и потому, что у регионов появились ресурсы, позволяющие им оторваться от текущей  экономической ситуации. Региональная власть может не только бороться с  проблемами социально-экономического развития территории, но и выполнять  роль проектировщика. Первоначально большая часть региональных стратегий была связана с ростом инвестиций в регионы: возник вопрос, в какие сектора экономики в первую очередь направлять инвестиции, как для этого использовать ресурсы территории. В стратегиях основное внимание уделялось использованию инструментов инвестиционного характера – строительство индустриальных, технологических парков, оптимизация использования земельных ресурсов, инфраструктурное обустройство территории и пр.
     Несколько лет назад регионы столкнулись с тем, что даже при появлении денежных ресурсов и наличии свободных территорий, налаженном инфраструктурном обеспечении, человеческий потенциал оказался недостаточным для обеспечения крупных инвестиционных проектов развития. Многие регионы столкнулись не только с дефицитом квалификаций, но и с физическим недостатком трудового ресурса. В региональных стратегиях появились существенные разделы, посвященные рынку труда, реформе профессионального образования, работе с человеческим капиталом. Необходимость связи стратегий с системой пространственного планирования обусловила актуальность раздела, посвященного пространственному развитию, который призван определить, через какие точки регионы попадают в глобализующиеся рынки, как они вступают в глобализацию со своими соседями, каковы их преимущества по сравнению с другими регионами Российской Федерации и зарубежья в той или иной деятельности[8, с.420].
     Стратегия развития региона – это стратегия, которая направлена, прежде всего, на обеспечение социально-экономического развития с учетом государственной политики Российской Федерации и основана на понимании важнейших проблем развития, оценки рисков и ресурсного потенциала региона[1].
     Стратегический  план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное  описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:
     • постановку целей развития региона;
     • определение путей достижения поставленных целей;
     • анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь  успехов;
     • разработку методов организации  движения по избранным направлениям;
     • обоснование рациональных способов использования ресурсов.
     Стратегический  план социально-экономического развития региона — это индиктивный  документ, который позволяет администрации  региона и региональному сообществу действовать совместно. Это —  документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов  процесса регионального развития, включая  экономических агентов и участников политического процесса. Это —  не директива сверху, направленная от региональной администрации к  предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.
     Такой план предусматривает взвешенные и  согласованные действия всех субъектов  по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания  партнерских отношений, механизм определения  и осуществления эффективных  стратегических действий во всех сферах жизни региона[21].
     К основным характеристикам стратегического  плана социально-экономического развития региона относятся:
     • выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего  на создание лучших условий жизни  людей;
     • краткие идеи и принципы, которые  ориентируют производителей товаров  и услуг, инвесторов, администрацию  и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;
     • партнерское взаимодействие всех региональных сил.
     Составляющей  стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый  к нему план действий администрации  по реализации намеченных мероприятий.
     Одна  из существенных проблем стратегического  управления на региональном уровне состоит  в том, что источником действий, влияющих на развитие региона, являются разные субъекты, которые принимают решения  самостоятельно, исходя из своих собственных  целей и интересов. В числе  таких субъектов федеральные  органы власти, другие регионы, корпорации муниципальные образования и  др.[5,с.312].
     Стратегия регионального развития не может  предписывать этим субъектам, что они  должны делать. В то же время может  помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона. Задача стратегии  обозначить перспективу развития, ориентация на которую позволит им увидеть новые  возможности для реализации их интересов  и целей. Для этого стратегия  должна ответить на вопрос о том, в  чем состоит специфика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития в существующих условиях, какими могут быть позиции  региона в отношениях с Федерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальными образованиями.
     Разработка  стратегии развития региона требует  ответа на вопрос о том, чем и как  задается ее целостность. На уровне муниципального образования ответ на этот вопрос более очевиден: задается пространственной представленностью населенного  пункта: город, поселок и т.д. Эта  очевидность исчезает уже в том  случае, когда муниципальным образованием оказывается район, а на уровне области  ситуация становится еще сложнее. Не столь очевидной оказывается  и связь между деятельностью, которую осуществляют разные субъекты, значимые для развития региона, и  их привязанностью к территории. В  муниципалитетах люди и производственные мощности предприятий расположены  самым непосредственным образом. Область  же в этом плане оказывается реальностью  виртуальной. Ставя вопрос о субъектах  формирования приоритетов и горизонтов развития на муниципальном уровне, можно просто указывать на тех, кто  может быть в этом заинтересован  и кого нужно вовлекать в обсуждение приоритетов и путей развития. На региональном уровне субъектов гораздо  больше, а отчетливость их привязанности  к территории не столь отчетлива.
     Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона  во многом определится тем, насколько  полноценно в эту работу удастся  вовлечь тех, кто объективно заинтересован  в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники  и предприниматели, органы муниципальной  и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров  и взаимодействий. Часть из них  вполне может быть переориентирована  на конструктивное обсуждение приоритетов  и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что  она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих  ориентиров, т.е. выступает как организатор[7,504].
     Другим  важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных  с разными горизонтами и направлениями  развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая  профессионального анализа и  необходимая для превращения  стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия  в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему  действий, оставляют у людей впечатление  пустоты или создают впечатление  лукавства и политического манипулирования[12, 179].
     Многочисленные  исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит  от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой  степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые  требования. Сегодня не столь важны  ресурсы, которыми обладает регион, сколь  важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ  на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес - климата на своей территории. Профессор гарвардского университета Poртерr M. в своей теории кластеров показал, что бизнес - климат является основой конкурентоспособности региона. При этом термин «бизнес - климат» - комплексное понятие и представляет собой совокупность следующих групп условий[9, с.216]:
      условия факторов производства, их качества и степени специализации;
      условия для конкуренции и стратегического развития;
      условия спроса и т.д.
     Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что стратегия развития региона представляет собой систему обоснованных целей, направлений, путей и способов долгосрочного динамичного социально-экономического развития региона, а также систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти.
     Стратегия позволяет преобразовать видение  перспектив развития региона в набор  реально достижимых и поддающихся  измерению целей, которые понятны  и разделяются обществом. Это  создает продуктивную основу для  диалога власти и общества, территории и государства. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Этапы разработки  стратегического плана развития региона
     Рассмотрим шесть этапов разработки стратегического плана развития, реализация которых позволяет собрать требуемую для принятия решения информацию о состоянии региона, его окружения, сформировать стратегическую систему целей, систему критериев и ограничений, а также систему показателей регионального развития[4, с.95] (табл.2.1).
                                       Таблица 2.1
Этапы разработки стратегического плана развития региона 

Этап  разработки стратегии Результат этапа/форма  представления
Этап 1. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического  развития региона
1. Актуализация потребности в разработке  стратегии Постановление главы администрации о разработке стратегического плана развития региона
2. Определение и детализация региональных  целей и системы показателей  развития региона Философия развития региона (видение, миссия), цели региона. Детализированная модель системы целей  и система показателей развития региона
3. Определение текущего состояния  региона  
Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы)
4. Определение состояния внешней  среды региона  
Возможности, угрозы, тенденции развития внешней среды
5. Определение критериев оценки  и ограничений  
Система критериев  и ограничений
Этап 2. Разработка плана стратегического  развития региона
1. Формирование  коллекции эталонных альтернатив Множество эталонных стратегий и альтернатив  решения первоочередных оперативных  проблем
2. Разработка  оригинальных альтернатив Множество оригинальных стратегий и альтернатив  решения первоочередных оперативных  проблем
3. Выбор  стратегии развития региона и  первоочередных мероприятий по  решению главных оперативных  проблем Концепция стратегии развития региона (в том  числе философия развития региона) и перечень первоочередных мероприятий  по решению главных оперативных  проблем
4. Формирование  стратегического плана развития  региона (в том числе: корректировка  политик, программ, проектов и  мероприятий по их реализации, а также философии развития  региона) Стратегический  план развития региона включающий: концепцию стратегического развития региона; первоочередные мероприятия; политики, программы и проекты, детализированные до мероприятий по их реализации; систему  показателей развития региона (стратегические карты развития)
5. Корректировка  и детализация системы показателей  развития региона  
 
 
 
       Этап 1. Актуализация потребности  в разработке стратегии
     Актуализация  потребности в разработке стратегического  плана развития региона может  быть как инициативной (внутрирегиональной, как инициатива администрации или  иных региональных субъектов целеполагания), так и директивной (установленной  к исполнению нормативными актами надсистемы).
     И в том, и в другом случае результатом  этапа должно быть решение главы  администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также  определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью  процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана.
     Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы  показателей развития региона.
       Определение видения региона  как объекта стратегического  планирования. На рисунке 2.1 представлено видение региона в четырёх аспектах.
     Все четыре аспекта видения должны быть взаимосвязаны. Например, «эковидение» региона как средоточия туристических  услуг и глобального регионального  туристического комплекса предполагает также «хомовидение» как видение  различного по составу, но обязательно  исторически и культурно образованного  человека - субъекта общественной деятельности. Это не означает, что торговый работник должен в совершенстве владеть иностранными языками, но знания разговорного английского  не помешают при общении с иностранными клиентами.
     То  же касается и «техновидения» - оно  обязательно должно включать видение  системы образования как специализирующейся на обеспечении сферы туризма  требуемыми кадрами, научными и техническими разработками, совершенствующими данную сферу услуг. 
 
 

                Общее видение
 
     
Техновидение Социовидение Хомовидение Эковидение
Аспект  науки и техники: научный
потенциал региона,
система научно-исследовательских
организаций, банков и бирж новаций, баз знаний, консультационных центров и научных школ
Социально-организационный  аспект: система власти, общественные организации, политические организации, население региона, система социальных учреждений Общественный  аспект: родовой человек, представленный стуктурой социума, множеством характеристик (системой ценностей, уровнем развития интеллекта, мировоззрением), обладание  которыми требуются для гармоничного развития и осуществление личной миссии как части миссии общества Экономико-экологический  аспект: система экономических хозяйствующих  субъектов(производственные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг, в т.ч. туристических), ресурсный  потенциал региона.
     Рис. 2.1 Четыре аспекта видения регионов 

       «Социовидение» должно обеспечивать приемлемые условия существования человека как элемента системы производства туристических услуг. Это может быть и видение региона как социально ориентированной системы, где человек и его благосостояние понимаются не как цель, а скорее как необходимое условие развития региона.
     Видение региона в перечисленных аспектах предполагает конструирование модели будущего региона как связанной  иерархически системы, на нижнем уровне которой конструируется сам человек - главная детерминанта регионального  развития. Пересечение всех четырёх  аспектов даёт разработчикам стратегии  «общее видение» региона как образа будущего данной территории[10,с.71].
     Распространение влияния видения на дальнейшие этапы  планирования позволяет говорить о  построенной модели как о четырёхаспектной концепции регионального видения.
     Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это  уже не столько образ региона  в различных аспектах, сколько  «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть амбициозной, но чаще всего несколько  завышенная формулировка миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создаётся ситуация, когда  реализация миссии является победой  над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком выше головы», представляя  сверхзадачу, решение которой ассоциируется  с общим успехом[16, с.104]. Упрощённо миссия региона определяется ответом на два вопроса:
    «Что регион, как часть мирового сообщества, намеревается предложить окружающей среде (в том числе государству как надсистеме), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?»
    «В каком направлении регион намерен развиваться, каковы его обязательства перед субъектами, входящими в его состав и формирующими его (перед предприятиями, муниципальными образованиями, перед социумом вообще и каждым жителем в частности)?»
   Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона  самого для себя, сформулировать «миссию  вовнутрь».
   «Миссия вовне» и «миссия вовнутрь» являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивая важнейший  метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной  деятельности вносит вклад в осуществление  «миссии вовне», осознавая необходимость  её реализации для обеспечения «миссии  вовнутрь» в обмен на гарантии выполнения притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития региона.
   Так, например, миссия вовне для видения  региона глобальным туристическим  комплексом может звучать так: «Обеспечить  каждому въезжающему на территорию региона туристу культурный, дифференцированный отдых уровня качества, соответствующего мировым стандартам». Миссия вовнутрь может в зависимости от амбициозности варьировать, но в большинстве случаев её направленность одинакова: развитие региона во всех четырёх рассмотренных выше аспектах направления видения.
   Такое разделение весьма условно, т.к. вообще миссия представляет вектор, направленный в сторону видения, т.е. достижения состояния, ассоциируемого у субъектов  целеполагания с успехом, с выполнением  миссии. Миссия - это предназначение региона в структуре мировой  социально-экономической системы, двуединство  направления её развития и общественной функции.
   Цели  региона представляют собой детализированную до описанного качественными показателями модель состояния региона, соответствующую  его видению. Если видение - это образ, миссия - предназначение, то цель - это  не существующее на данный момент, но требуемое  для реализации миссии, идеальное  состояние региона.
   Например, если видение региона определено как средоточие туристических услуг  и глобального регионального  туристического комплекса с высоким  уровнем социальной обеспеченности и развития среднестатистического  индивида, то цели должны описывать  все три обозначенных аспекта  развития региона в качественных, однозначно характеризующих его  состояние показателях (занимаемый сегмент туристических услуг, доходы на душу населения, структура населения  по уровню развития). Показатели должны быть исчислены не от настоящего состояния  региона, а от показателей развития субъектов Федерации. Следует, например, говорить не о росте рынка на 25%, а о 10% занимаемого сегмента туристических  услуг.
   Исполнение  стратегии требует привлечения  ресурсов в сферы стратегического  развития. Значит, ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер[15, с.230].
   Обеспечение интенсивного экономического развития и развития системы образования требует отвлечения ресурсов из сфер социального обеспечения и обеспечения равных возможностей в получении образования. В условиях ограниченных ресурсов обеспечение интенсивного развития одновременно с сохранением социального обеспечения возможно лишь в случае поддержки программ развития из внешней среды (например, из бюджета государства).
   Развитие  экономики и системы образования  позволит усилить потенциал региона  и тем самым обеспечить ресурсы  для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного  развития региона во всех его аспектах. Таким образом стратегическая система  целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах[15, 234].
   Система показателей развития региона - это  комплексная количественная модель, характеризующая состояние региона  и позволяющая судить об относительном  уровне его развития. Поэтому такая  модель должна либо быть построена  на основе общих показателей, используемых для характеристик уровня развития региона либо государства, либо позволять  переходить к таким показателям. Модель можно описать как конфигуратор состояния региона по четырём  аспектам видения.
   Наличие связей между показателями развития региона и возможность определения  стратегической значимости каждого  показателя позволяют говорить о  сбалансированности такой системы.
   Этап 3. Определение текущего состояния  региона
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.