На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования социально экономического развития муниципальным образованием

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Роль и  полномочия местного самоуправления в  социально – экономическом развитии муниципального образования …………………. 6                            
1.1 Структура  органов местного самоуправления ………………………….6
1.2 Полномочия  органов местного самоуправления  в социально – экономическом развитии района……………………………………………..13
1.3 Понятие и  цели социально – экономической  политики местного самоуправления………………………………………………………………..16
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Опаринского
района …………………………………………………………………………. 23                                                                                                               
2.1 Современное  состояние социально – экономического  развития 
Опаринского района …………………………………………………………..23
Глава 3. Перспективы  и пути совершенствования социально –
экономического  развития и управления муниципальным  образованием на примере Опаринского района ……………………………………………… ..38                                                                                                               
3.1 Перспективы социально – экономического развития и управления Опаринского района ………………………………………………………….. 38                                                                                        
3.2 Прогноз социально – экономического развития Опаринского района….43
Заключение ……………………………………………………………………..51 Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В современных условиях продолжающегося  перехода России к рыночным отношениям происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития. Требуется их активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти.
     Практическая  реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
     Социально-экономическое  развитие муниципального образования  является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
     Цель  КР – разработать пути совершенствования  социально – экономического развития муниципальным образованием на примере Опаринского района.
     Объект – администрация Опаринского района.
     Предмет – социально – экономическое  развитие муниципального образования Опаринского района.
     Задачи:
    проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
    проанализировать социально – экономическое развитие муниципального образования;
    разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития муниципального образования на примере Опаринского района.
     Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных и зарубежных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития.
     Методологической  основой послужили исторический и системный подход, сравнительный анализ, методы экспертных оценок, анкетирование, интервью, методика непосредственной количественной оценки, метод ранжирования.
     Научная новизна состоит в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию управления социально – экономическим развитием муниципального образования.
     Практическая  значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов управления социально – экономическим развитием муниципальных образований и разработке инструментария оценки этого процесса. 

 

      Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования
     1.1 Структура органов  местного самоуправления
     Местное самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
     Органы местного самоуправления самостоятельно управляют  муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
     Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
     Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского  поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
     Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов  местного самоуправления, а также  иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
     Структура органов  местного самоуправления в случае образования  на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
     Проведение местного референдума или схода граждан  по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
     Полномочия избирательной  комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.
     В решении о структуре  органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
    структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
    порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
     Изменение структуры  органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее, чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.
     Уставом муниципального образования определяется правомочность  заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
     Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
     Вновь избранный  представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание  в установленный уставом муниципального образования срок, который не может  превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.
     Представительный  орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
     Представительный  орган муниципального района:
    может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
    может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
     Установленный порядок  формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, и может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.
     Численность депутатов  представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
     7 человек - при  численности населения менее  1000 человек;
     10 человек - при  численности населения от 1000 до 10 000 человек;
     15 человек - при  численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
     20 человек - при  численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
     25 человек - при  численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
     35 человек - при  численности населения свыше  500 000 человек.
     Численность депутатов  представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Количество депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
     1) принятие устава  муниципального образования и  внесение в него изменений и дополнений;
     2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;
     3) установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
     4) принятие планов  и программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов об их исполнении;
     5) определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и др.
     Глава муниципального образования является высшим должностным  лицом муниципального образования  и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
     1) избирается на  муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
     2) в случае избрания  на муниципальных выборах либо  входит в состав представительного  органа муниципального образования  с правом решающего голоса  и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
     3) в случае избрания  представительным органом муниципального  образования исполняет полномочия его председателя;
     4) не может одновременно  исполнять полномочия председателя  представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
     Глава муниципального образования в пределах полномочий:
     1) представляет муниципальное  образование в отношениях с  органами местного самоуправления  других муниципальных образований,  органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
     2) подписывает и  обнародует в порядке, установленном  уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
     3) издает в пределах  своих полномочий правовые акты;
     4) вправе требовать  созыва внеочередного заседания  представительного органа муниципального  образования.
      5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
     Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
     1) смерти;
     2) отставки по  собственному желанию;
     3) отрешения от  должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
     4) признания судом  недееспособным или ограниченно  дееспособным;
     5) признания судом  безвестно отсутствующим или  объявления умершим;
     6) вступления в  отношении его в законную силу  обвинительного приговора суда;
     7) выезда за пределы  Российской Федерации на постоянное  место жительства и др.
     Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
     Главой местной  администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
     Структура местной  администрации утверждается представительным органом муниципального образования  по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
     Глава местной администрации  не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
     Контрольный орган  муниципального образования (контрольно-счетная  палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Он формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
     Депутату, члену выборного  органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
     Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его  избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.  

     1.2 Полномочия органов  местного самоуправления  в 
     социально – экономическом  развитии района
     Деятельность  местных властей в сфере экономики, учитывая ограниченность ресурсов, заключается в ускорении нужных процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики.
     Важнейшими  составными частями местной экономической  политики являются:
    Структурная;
    Инвестиционная;
    Предпринимательская и финансовая политика.
     Проведение  местной структурной политик  опирается на принципы целенаправленности, системности, эффективности и оптимальности.
     К числу основных задач органов  местного самоуправления по разработке и реализации структурной политики можно отнести:
    Определение наиболее существенных сложившихся и ожидаемых в перспективе структурных диспропорций в экономике города;
    Формирование стратегических установок совершенствования структуры экономики города;
    Выбор и обоснование эффективных направлений структурных преобразований экономики города;
    Создание и обеспечение функционирования организационно-экономического механизма регулирования и поддержки процессов структурных преобразований в экономике города.
     Основные  сферы деятельности местных органов власти при проведении местной социальной политики:
    Определение и оценка реального качества жизни всех социальных групп и слоев населения;
    Прогноз возможных изменений положения социальных групп и слоев под воздействием экономических и социально-психологических факторов;
    Разработка основных принципов, целей и задач формирования и реализации социальной политики;
    Выявление общих и специфических проблем каждой из социальных групп;
    Изыскание источников финансирования мероприятий;
    Разработка проектов, программ и других мероприятий по решению социальных проблем;
    Исследование отношения населения к предлагаемым проектам и программам;
    Корректировка проектов и программ с учетом общественного мнения;
    Реализация проектов и программ, включая контроль за реализацией.
     Последовательность (технология) разработки местной социально-экономической политики включает:
    Определяется  система показателей, характеризующих  качество жизни населения, образующего  местное сообщество.
    Определяется фактическое значение показателей качества жизни местного сообщества.
    Определяется уровень качества жизни местного сообщества дифференциальным методом и отклонения фактических значений от показателей, принятых за базу (значения социальных показателей, достигнутых в предшествующем периоде, местные, региональные, государственные, международные стандарты).
    Выявляются причины отрицательных и положительных отклонений фактических значений показателей качества жизни местного сообщества от показателей, принятых за базу.
    Определяются резервы (возможности) улучшения показателей качества жизни населения за счет устранения выявленных негативных причин и использования положительных факторов.
    Определяются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет бюджетных средств (местного, федерального, регионального бюджетов).
    Определяются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет внебюджетных средств.
    Выявляются возможности улучшения качества жизни местного сообщества за счет привлеченных, заемных средств.
    Устанавливаются целевые значения показателей качества жизни местного сообщества с учетом всех реальных возможностей и ограничений.
    Определяется общий размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых значений показателей качества жизни местного сообщества.
    Формируются условия, благоприятные для достижения целевых значений показателей качества жизни местного сообщества. Производится правовое (законодательное), информационное, техническое, кадровое, социально-экономическое обеспечение, социально-психологическая подготовка практической реализации разработанной социально-экономической политики.
    Проверяется готовность к реализации разработанной местной социально-экономической политики и принимается решение о ее практическом осуществлении.
 
     1.3 Понятие и цели  социально – экономической политики местного самоуправления 

     Муниципальная социально-экономическая политика – это важнейшая составная часть систем местного самоуправления. Местная социально-экономическая политика – это взаимосогласованная совокупность социальных, экономических, экологических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления. При разработке и практической реализации местной социально-экономической политики необходимо применять программно-целевой подход, который дает возможность достичь поставленных целей, конечных результатов с наименьшими затратами, преодолеть ведомственную разобщенность, объединить интересы.
     Главная и конечная цель муниципальной социально-экономической политики – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества.
     Важнейшие составляющие местной социально-экономической  политики являются социальная, экономическая, экологическая, научно-инновационная и другие виды местной политики.
     В муниципальной социальной политике главный ориентир – улучшение  качества жизни населения, образующего  местное сообщество. Это прежде всего  уровень, образ и продолжительность жизни населения. Приоритетом местной экономической политики является эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества
     Конкретный  состав и содержание целей социально-экономической  политики зависят от потребностей в социально-экономических преобразованиях, учета объективных экономических законов, развивающихся закономерностей, реальных возможностей и способов достижения целей. При разработке и практическом осуществлении местной социально-экономической политики необходимо также применение принципов целенаправленности, эффективности, оптимальности и многовариантности, системности и комплексности.
     В условиях рыночной экономики и децентрализации местные власти проводят самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечение новых инвестиций. Муниципальную экономическую политику можно рассматривать как комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при ее участии, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий. Конечной целью местной экономической политики служит рост качества жизни – обеспечение эффективной занятости и создание надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы. Основная задача местной экономической политики – создание благоприятных условий для развития экономики.
     Важнейшими  составными частями местной экономической  политики в западноевропейских странах  являются:
    Местная налоговая политика;
    Инвестиционная политика;
    Политика землепользования.
     Процесс формирования местной политики заключается в подготовке вариантов-сценариев экономического развития. На каждом уровне реализуются те функции, которые могут быть на нем выполнены.
     Основные  направления экономической политики:
    Поддержка начинающего малого бизнеса. Оказание помощи местному бизнесу предполагает проведение современной политики размещения производства;
    Привлечение фирм и внешних инвестиций.;
    Поддержка внутренних инвестиций;
    Содействие инновациям, распространению передовых технологий и росту качества;
    Маркетизация (становление рынка и рыночной инфраструктуры);
     Существует  несколько типов муниципальной  экономической политики, которые  классифицируются по объекту воздействия.
     Типы  местной экономической политики представлены в таблице 1. 

Капитал Мобилизация местного капитала, направлена на межрегиональное перемещение капитала, привлечение инвестиций, работу с инвесторами.
Рабочая сила Поддержание местного квалификационного потенциала в  результате обучения, образования и повышения квалификации, направлена на повышение качества трудовых ресурсов, уменьшение риска иммиграции высокообразованных кадров.
Нововведения  Улучшение локальной  передачи знаний, создание учреждений, способствующих возникновению нововведений, стимулирование их применения в экономике
Технология  Улучшение внутригородской передачи технологических знаний, создание учреждений, занимающихся разработкой технологий, направлена на создание благоприятного инновационного климата.
Коммуникации  Развитие, усиление и упрочнение внутригородских межотраслевых  связей, их совершенствование даст импульс экономическому развитию.
Экономическая среда Использование местных предпосылок для создания местной экономической среды, направлена на создание благоприятного предпринимательского климата, надежной инфраструктуры.
Предприятия определенного размера и фазы развития Создание условий  для образования новых, содействие развитию имеющихся мелких и средних  предприятий. Создание сопутствующих  производств для крупных предприятий, определяющих структуру в городе.
     Таблица № 1.Типы местной экономической политики
     Перечисленные выше типы местной экономической  политики не реализуются в чистом виде. Для каждой территории и периода ее экономического развития ищется рациональное сочетание тех или иных типов, что представляет задачу формирования конкретной местной экономической политики.
     Инструменты муниципальной экономической политики рассмотрены в таблице 2.
Финансовая  помощь Пособия, гранты, предоставление ссуд, выдача гарантий по ссудам
Налоговая и тарифная политика Уменьшение  местных налогов и отсрочка их выплаты, освобождение от сборов и уменьшение взносов, варьирование ставок налогов, особые соглашения о налогах
Политика  в области инфраструктуры Расширение  связанной с экономикой инфраструктуры, подготовка территории для промышленных предприятий, очистка заброшенных территорий, расширение социально-бытовой инфраструктуры
Политика  в области недвижимого имущества Скупка земельных  участков, продажа предприятиям муниципальных  земельных участков, предоставление права на долгосрочное пользование, продажа земельных участков для строительства жилья работникам предприятий
Планирование  организации строительных работ и выдача разрешений на строительство Выделение производственных зон в планах использования и  застройки земельных участков, рассмотрение предварительных запросов и заявок на строительство, ускорение официальной процедуры оформления и выдачи разрешений на строительство
Привлечение предприятий и консультации Предоставление  информации о местах для размещения, прямая реклама для отдельных  предприятий, консультирование и курирование местных предприятий
Прочие  мероприятия Размещение  заказов на местных предприятиях
     Таблица 2.Инструменты муниципальной экономической  политики 

     Сущность  местной инвестиционной политики можно  определить как целенаправленную и научно обоснованную деятельность органов территориально самоуправления по привлечению инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития территории. Содержание местной инвестиционной политики состоит в:
    Определении социальных и экономических проблем, имеющих приоритет перед остальными сферами жизнедеятельности территории;
    Выборе и обосновании системы целей инвестирования, определении эффективных путей их реализации;
    Разработке комплексных мер, направленных на привлечение на территорию средств, достаточных для реализации намеченных целей;
    Согласовании в необходимых случаях инвестиционной политики с вышестоящими органами управления;
    Создании системы контроля за ходом реализации намеченных мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
     Муниципальная финансовая политика является составной  частью социально-экономической политики, проводимой местным сообществом и его органами самоуправления в интересах населения муниципального образования. Сущность муниципальной финансовой политики можно определить как привлечение и рациональное использование ресурсов, составляющих финансовую основу местного самоуправления, в интересах местного сообщества.
     Содержание  финансовой политики обеспечения реализации городских инвестиционных проектов состоит в следующем:
    Определение перечня городских проектов, реализация которых имеет первостепенное значение для местного сообщества;
    Формирование системы целей финансовой политики;
    Разработка системы мер, направленной на создание финансовой основы местного самоуправления;
    Создание механизма реализации финансовой политики поддержки городских инвестиционных проектов.
     Развитие  самоуправления предполагает формирование соответствующего социального механизма, который наряду с хозяйственным  механизмом общества является регулятором социальных процессов. Социальная сфера общества имеет собственные законы саморазвития. Социальные системы ориентируются на свою специфику, однако нельзя создать систему экономической целостности, ориентируясь только на собственные интересы.
     Муниципальная социальная политика - широкая совокупность специфических факторов (цивилизационные особенности, национальные и культурные традиции, господствующие религиозные и управленческие каноны и др.). Существует три основных уровня социальной политики; различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На верхнем федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки а региональным проблемам. Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования. Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления.
     Современная социальная политика должна строиться с учетом следующих обстоятельств:
    Приоритетность проблем социальной защищенности населения в условиях вхождения в рынок;
    Повышение роли личного трудового вклада в удовлетворении материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения;
    Формирование нового механизма обоснования и реализации социальной политики.
     Структура местной социальной политики должна быть четко определена. Если учесть необходимость направленности социальной политики на совершенствование качества жизни населения соответствующей территории, то структура местной социальной политики заключается в следующих направлениях:
    политика повышения уровня жизни населения;
    политика обеспечения здоровья и продолжительности периода активной жизнедеятельности населения;
    политика формирования здорового образа жизни населения.
 

      Глава 2. Анализ социально – экономического развития
     Опаринского района
     2.1. Современное состояние социально – экономического развития и управления Опаринского района 

     Муниципальное образование Опаринский муниципальный район Кировской области (далее по тексту – Опаринский район) расположен в северо-западной части Кировской области. Центром района является поселок городского типа (далее по тексту – пгт) Опарино. С северной и южной сторон район граничит соответственно с Подосиновским и Лузским, Даровским и Мурашинскими районами области, на западе – с Вологодской и Костромской областями, на востоке – с Республикой Коми. Внешние связи района обеспечиваются железной дорогой Киров- Котлас. Территория района обслуживается автодорогами местного значения IV. V категорий.  
     На  территории Опаринского района, недалеко от пгт Опарино, проходит водораздел двух больших речных систем: Волжско-Камской  и Северо-Двинской. Большая часть  района  находится в бассейне реки Моломы и ее притоков (Волжско-Камская речная система), а северо-восточный угол, в том числе и пгт Опарино, - в бассейне рек Лузы и Пушмы, являющихся притоками реки Юг (Северо-Двинская речная система).  Опаринский район является одним из 45 муниципалитетов Кировской области.
     В состав Опаринского района входит одно городское поселение и восемь сельских поселений. Общее количество населенных пунктов – 47. Наиболее крупные  из них – пгт Опарино, п. Маромица, п. Заря, п. Речной, п. Вазюк, п. Альмеж, с. Молома, д. Стрельская.
     Площадь территории 6042,86 кв.км.
     Расстояние  до областного центра – 186 км. (по железной дороге), 185 км. (по автомобильной дороге Опарино – Киров).
     Численность населения по результатам последней  переписи населения составила на 01.01.2011 – 11,7 тыс.чел., что на 19,3% меньше от данных 2002 года.
     Система органов государственной власти определяется Уставом Опаринского района.
      В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года Опаринский район отнесен к северо-западной зоне ускоренного развития, где предполагается интенсивное развитие лесопромышленного комплекса.
Основные  предприятия и  структура экономики  района  

Лесопромышленный  комплекс: ОАО «Березовский ЛПХ», ОАО «Лесной профиль», ООО «Опаринский ЛК», ЗАО «Опарино-Лес», ЗАО «Вазюк - Лес», ИП Малков, ИП Демич.
Лесохимическая  промышленность: ОАО «Моломский ЛХЗ».
Сельское  хозяйство: ООО «Красный пахарь», колхоз им.1 Мая, ИП Неганова.
Предприятия ЖКХ: МУП КХ «Опарино», ООО ТВК «Маромица», ООО «УК «Комфорт».
Потребительский рынок: Опариснкое райпо, ООО «Юлианна», ООО «Савва», ООО «Норма», ИП Галанов.
Сфера услуг: ИП Лысов, ИП Лусте, ИП Галиахметова.
      Основные  предприятия и структура экономики  района представлены на рисунке № 1. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис..№ 1. Основные предприятия и структура экономики района 

      Основной объем продукции, работ, услуг производят предприятия лесопромышленного и лесохимического комплекса (40% и 33% соответственно). 17%  - доля потребительского рынка, 6 % - бюджетные учреждения, по 2% приходится на предприятия ЖКХ и прочих производителей.
      Общие экономические показатели развития Опаринcкого района представлены на рисунке № 2. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. № 2. Общие экономические показатели развития Опаринcкого района 

     Общие экономические показатели за 2010 год относительно 2009 года увеличились в среднем на 8 %, но все еще ниже уровня 2008 года.
Динамика  фактического освоения лесосеки арендаторами лесных участков, тыс.куб.представлена на рисунке № 3.
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. № 3. Динамика фактического освоения лесосеки арендаторами лесных участков, тыс.куб.
     Допустимый объем изъятия древесины, или процент освоения лесосеки увеличился на 8,9% относительно 2009 года или на 133,8 тыс.куб.м., что связано как с увеличением количества арендаторов (ОАО «Моломский ЛХЗ»), так и с освоением лесфонда бывших колхозов.
      Динамика  численности постоянного населения Опаринского района представлена на рисунке № 4.

Рис. № 4. Динамика численности постоянного населения Опаринского района
     Динамика численности населения района, в прочем, как и в целом по России имеет отрицательную тенденцию. За 2010 год родилось 127 детей, смертность составила 254 человека, миграционный убыток – 149 человек.
      Среднемесячная  заработная плата работников организаций  и предприятий Опаринского района (руб) представлена на рисунке № 5.
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. № 5. Среднемесячная заработная плата работников организаций и предприятий Опаринского района (руб).
Среднемесячная  заработная плата по сравнению с 2009 годом выросла на 5,2%.
Малое и среднее предпринимательство, потребительский  рынок.
      Общий объем розничного товарооборота в действующих ценах в 2010 году составил – 270,6 млн.руб. Темп роста объемов проданных товаров в 2010 году составил 4% к уровню 2009 года. Продолжает снижаться объем ввозимых товаров на 7%, что обусловлено снижением покупательской способности.
     Торговое  обслуживание населения района осуществляют 109 торговых точек, включая столовые и бары. В 2010 году на территории района открылись 3 магазина.
     Оборот  общественного питания за 2010 год  практически не изменился и остался  на уровне прошлого года и составляет 26,2 млн.руб.
     В Опаринском районе во всех сферах деятельности работает 78 малых предприятий, 219 индивидуальных предпринимателя. Общая численность занятых – более 1589 человек, что составляет более 25 % от занятого населения в экономике. Оборот продукции, выпущенной малыми предприятиями составляет 245 млн.руб., т.е. 26% от общерайонного оборота организаций и на 2% выше пв сравнении с 2009 годом.
     В 2010 году разработана долгосрочная целевая  программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Опаринского района.
         Структура неналоговых и неналоговых доходов бюджета района в 2010 году представлена на рисунке № 6.
                           
Рис. № 6. Структура неналоговых и неналоговых  доходов бюджета района в 2010 году.
      В структуре налоговых доходов  наибольший удельный вес имеет НДФЛ, далее по значимости идут ЕНВД, госпошлина, налог на имущество организаций, транспортный налог и УСН.
      В структуре неналоговых доходов  около половины приходиться на арендную плату за землю, далее – доходы от предпринимательской деятельности учреждений, остальные доходы в совокупности составляют 13%.
          Утверждение и исполнение бюджета Опаринского района на 2010 год представлено на рисунке № 7.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. № 7. Утверждение и исполнение бюджета Опаринского района на 2010 год
      Бюджет  Опаринского района в 2010 году по доходам  составил 213852 тыс.рублей, по расходам 214830 тыс.рублей, с дефицитом в размере 977,7 тыс.руб.
     Прогноз поступления доходов составлен  исходя из консервативной ситуации развития экономики области и района, учитывая   пост кризисный период, моноструктуру экономики района и ежегодно сокращающийся трудовой потенциал.
     В 2010 году бюджетные ресурсы сконцентрированы на ключевых моментах бюджетной политики и решением вопросов местного значения. Расходы бюджета Опаринского района сформированы с учетом приоритетности, экономии и оптимизации расходных обязательств в сложных условиях мобилизации доходов.
     Бюджетные расходы ориентированы прежде всего  на неукоснительное выполнение действующих обязательств социальной политики и обеспечение объема и качества муниципальных услуг отраслей социально-культурной сферы и решению вопросов местного значения.  

     Функционирование  жилищно-коммунальной отрасли 
     района  в 2010 году.
     Отрасль ЖКХ является наиболее проблемной. Тем не менее, в 2010 году был проведении капитальный ремонт котельной РЦКД в п. Опарино с устройством теплотрасс, освоено 6698,0 тыс.руб.
     Проведен  капитальный ремонт 13 многоквартирных  домов на сумму – 17035,1 тыс.руб.
     Установлены приборы энергоресурсов в п. Опарино  и п. Заря  в количестве 5 штук и 7 общедомовых водосчетчика.
     Проведен  капитальный ремонт системы отопления  детского сада в п. Маромица, освоено 584,4 тыс.руб.
     Проведена реконструкция Мармицкой участковой больницы, освоено 1430,0 тыс.руб.
     Несмотря  на проведение реконструкций котельных качество предоставления услуг потребителям, в т.ч. населению оставляет джелать лучшего. Экономический эффект от внедрения новых котельных установок пока не наблюдается. Так по котельной п. Маромица за отопительный сезон получен убыток в сумме 3628,2 тыс.руб. (без учета дебиторской за щепу), причина – увеличение потребления электроэнергии и низкое качество топлива.
     Реконструированная  котельная п. Опарино в первый сезон эксплуатации не сразу вышла на нормативную мощность, при этом так же увеличились затраты на электроэнергию и топливо. В обоих случаях заявленный подрядчиком экономический эффект, кстати прошедший проверку на уровне отраслевых структур области оказался неверным. 

     Установление, изменение и отмена местных налогов  и сборов. 

     В соответствии с действующим налоговым  законодательством представительные органы муниципалитетов вправе принимать решения об утверждении определенных норм по ряду налогов и сборов, влияя, таким образом на наполняемость местных бюджетов.
     Так изменение по единому налогу на вмененный  доход в части увеличения корректирующего коэффициента К2 по определенным видам деятельности позволили увеличить поступления в бюджет в целом за 2010 год на 454,3 тыс.руб. 

Владение, пользование и  распоряжение имуществом, находящегося в муниципальной собственности.
      На 01.01.2011 в собственности Опаринского района находится имущество общей балансовой стоимостью 541277 тыс.руб.., в том числе имущество казны 149728 тыс.руб.
      Количество  заключенных договоров аренды земли  составляет 4314, в том числе с  юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями – 225 на сумму  годовой арендной платы 8960,7 тыс.рублей.
      В 2010 году для строительства предоставлено 4 земельных участка площадью 0,35 га, в том числе 2 участка для индивидуального жилищного строительства.
      В 2010 году проведен аукцион по продаже  права на заключение договоров аренды в отношении двух земельных участков. По итогам аукциона заключен договор аренды земельного участка для строительства магазина, доход составил 51,1 тыс.рублей.
     На 01.01.2011 года действует 50 договоров аренды муниципального имущества,32 договоров аренды имущества заключено муниципальным образованием Опаринский муниципальный район Кировской области и 18 муниципальными образованиями поселений.
      В 2010 году проведено 2 конкурса на право  заключения договора аренды муниципального имущества, по результатам конкурсов  заключено 5 договоров аренды.
     Приоритетные  направления на 2011 год:
      - продажа права аренды земельных участков или продажа земельных участков на торгах;
     - вовлечение в оборот пустующих  объектов, находящихся в муниципальной собственности. 

Организация электро-газоснабжения  поселений в границах муниципального района.
      Организация в районе электро- и газоснабжения в 2010 году выглядит относительно благополучно. Обслуживанием линий электропередач занимается специализированная организация ОАО «Северные электросети».
Электросети  п. Опарино обслуживает ОАО «Коммунэнерго». Как показал, проведенный в мае текущего года  энергоаудит ряда учреждений и населения, качество предоставляемой электрической энергии оставляет желать лучшего.
      Поставкой сжиженного газа в район занимается Подосиновский филиал ОАО «Кировоблгаз». Реализовано в течении года 110,7 тыс.кг. газа баллонного, рост услуг составил 105%.
     В районе устойчиво функционирует  мобильная связь «Мегафон», «МТС», «Теле2».
Дорожная  деятельность и предоставление транспортных услуг  населению.
      Общая протяженность дорог на территории Опаринского района составляет более 340 км.
      В ноябре 2010 года сдан в эксплуатацию участок дороги в щебеночном исполнении Опарино-Вазюк протяженностью 26,16 км. Автотрассы Киров-Котлас-Архангельск.
     Из  областного бюджета на содержание и  ремонт автодорог общего пользования местного значения в 2010 году было выделено 18633 тыс.руб.
     Пассажирскими перевозками по району занимается ОАО  «Моломский ЛХЗ» и индивидуальные предприниматели. За горд перевезено 16,6 тыс.человек. Пассажирооборот  составил 544,4 тыс.пас.8км., что аналогично уровню 2009 года. 

Организация се6льскохозяйственного  производства на территории района в 2010 году.
      Бюджетная поддержка агропромышленного комплекса  района осуществляется в рамках целевых программ. На повышение устойчивости АПК района в 2010 году было направлено 563,2 тыс.рублей, из них 206 тыс.руб. из федерального бюджета и 357,2 тыс.руб. из областного бюджета.
     Предоставлялись субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и займам, привлеченными гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Общий объем субсидируемых кредитов, привлеченных малыми формами хозяйствования  на селе составил за 2010 год 1095 тыс.руб.
     В 2010 году произошло снижение поголовья  коров на 10%.
     На 01.01.2011 года во всех категориях хозяйств имеется 658 голов КРС, в том числе коров – 310 голов. Поголовье свиней – 701 гол., что на 184% выше уровня 2009 года. 
 
 
 

Участие в профилактике терроризма и экстремизма,
чрезвычайных  ситуаций, ликвидация их последствий.
организация общественного порядка. 

      Сложившуюся в Опаринском районе криминогенную ситуацию порождает целый ряд причини тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические, нравственные, правовые и организационные корни.
      В 2010 году зарегистрировано 170 преступлений, что составляет 82,9% к уровню 2009 года.
     В течении года наблюдался рост по следующим  направлениям: изнасилование, поджоги, кражи из торговых точек, мошенничество, незаконный оборот наркотиков.
     Сократилось количество лиц, участвующих в преступлениях  на 26,9%, снизилось количество преступлений совершенных в группе.
     Зарегистрировано  снижение преступлений совершенных  в общественных местах на 11%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.