На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Акции и облигации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План: 

   
     Введение…………………………………………………………………………...2 

    История возникновения  акций и облигаций……………………………..4
 
    Понятие, свойства  и классификация акций……………………………..8
 
    Понятие и виды облигаций……………………………………………...13
 
    Операции  коммерческих банков с акциями и облигациями………………………………………………………………18
 
Заключение……………………………………………………………………....22 

Список  использованной литературы…………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Современная экономика цивилизованной страны предполагает наличие крупного сектора, базирующегося на акционерном капитале. Данный сектор развивается по своим законам, используя акцию в качестве универсального финансового инструмента, служащего специфическим целям.
       Несомненно, среди ценных бумаг сложно выявить приоритетные и нуждающиеся в более полной характеристике, каждый вид ценных бумаг играет важное значение в экономике, но, не имея возможности подробно рассмотреть каждую разновидность, в своей работе я уделю внимание главным образом видам и характеристикам  таких ценных бумаг, как акции и облигации.
     Уделяя  особое внимание отдельным видам  ценных бумаг для достижения цели написания данной работы  необходимо решить ряд задач:
      хотелось бы уделить внимание вопросу об истории возникновения таких ценных бумаг как акции и облигации;
      рассмотреть понятие, дать ряд определений акциям, основным из которых является легальное определение, закрепленное непосредственно в законах и иных нормативных правовых актах. Также одной из задач является классификация акций, которая будет представлена в данной работе.
      исследовать, подобно акциям, другой вид ценных бумаг – облигации, которым отводится важное место в данной работе и придается большое значение.
      изучить деятельность банков и иных коммерческих организаций с указанными видами ценных бумаг.
      Для достижения поставленных задач будут исследованы работы Васильева С.М. и Когана А.Я. в вопросе об истории возникновения акций и облигаций.
      При исследовании вопроса об акциях использовалась работа И.С. Меньшикова и И.Д. Дедова о дробных акциях.
      Что касается вопроса об облигациях, то будут исследованы работы А.О. Шабалина и А.Г. Каратуева.
      При рассмотрении деятельность банков и  иных коммерческих организаций работы  Д.Б. Бабаева, Н.В. Милякова и Лаврушина О.И. также будут рассмотрены, исследованы и изучены.
      При написании всей работы будет использоваться нормативный правовой метериал, подготовленный при правовой поддержке справочных правовых систем «Гарант» и «Консультант Плюс». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История возникновения  акций и облигаций 
 

     История появления акций уходит своими корнями в глубокую древность. Акции были известны уже в эпоху рабовладения,  длившейся  от момента образования  первых устойчивых политических систем и создания письменности на территории таких древнейших очагов  цивилизации как Древне-Египетское государство (эпоха 1-3-его Царств) и Древне-Шумерское государство в низовьях Евфрата 1.
     Уже в то время среди афинских купцов и предпринимателей (Афины были в  ту эпоху экономическим центром  Древней Греции и соответственно обладали наиболее развитой системой товарно-денежных отношений) существовала форма торговой и производственной деятельности на основе складочного капитала. Доли в общем капитале участников такого предприятия имели уже формализованное выражение в форме папирусных или пергаментных свитков, в которых указывалось количество участников предприятия, их взносы и размер причитающихся с них в городскую казну налогов. В современном понимании это был устав предприятия 2.
     Во  времена Древнего Рима появился уже  первые документы, которые можно  было бы назвать отдаленным прообразом акций. Правда, появились они не в сфере торгового и не в сфере коммерческого, а в сфере, если так можно выразиться, «рабовладельческого» капитала. Как правило, это была расписка, выданная одним рабовладельцем другому - хозяину одного раба или группы рабов, переданных этому первому для осуществления работы, главным образом на сельскохозяйственных латифундиях. Эта расписка закрепляла обязанность того рабовладельца, которому поставлялись рабы, отчислять тому, кто этих рабов ему передал в пользование, определенную долю произведенной с их помощью продукции в натуральном или денежном выражении. Эта доля могла выражаться как в процентном отношении от всей произведенной продукции, так и в некотором зафиксированном объеме натуральных или (и) денежных поступлений 3.
     Дальнейшие  этапы развития акционерного капитала в его уже современной истории  мы можем видеть на примере Голландии  XVII века.
В тот  период, в начале XVII, в Голландии были созданы несколько мощных компаний, занятых колониальным освоением территорий Островной части Карибского бассейна, Индии и Молуккских островов (современная Индонезия). Эти компании, стремясь монополизировать не только торговлю, но весь процесс освоения вновь открытых заморских территорий, вбирали в себя гигантские купеческие капиталы. В связи с тем, что далеко не все купцы (и промышленники) готовые ссужать такие компании деньгами, могли принимать непосредственное участие в их деятельности, появилась потребность в узаконении и регламентации того, что мы сейчас называем акционерной формой участия 4.
     Рассматривая  в историческом аспекте рынок  ценных бумаг в нашей стране, следует  отметить, что он существовал в  дореволюционный период (до 1917г.), затем  в период НЭПа в конце 20-х гг., а  также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются определенной спецификой, дифференциацией и глубиной рассматриваемой категории. Развитие капитализма в России в конце 19 века было ускорено отменой крепостного права в 1861г., которая подтолкнула к созданию качественно новых товарно-денежных отношений, а также к расширению внутреннего рынка на базе капиталистических отношений. Однако и до этого периода, можно сказать, существовал рынок ценных бумаг - в виде капитализма, особенно создание акционерных обществ на его поздней стадии развития в России, привело к широкому выпуску акций, т.е. к расширению рынка ценных бумаг за счет движения как акций, так и государственных облигаций. Все это заставило создать соответствующие организационные механизмы функционирования рынка ценных бумаг. При этом был широко заимствован зарубежный опыт, т.к. в экономике дореволюционной России иностранный капитал занимал довольно заметное место. Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялась в основном через фондовые биржи и Центральный (государственный) банк России. Продажа и реализация государственных облигаций производилась главным образом через Государственный банк, но при довольно активном посредничестве коммерческих банков и других кредитных институтов.
     Покупателями  акций были в основном российские частные предприятия, компании, кредитно-финансовые институты (банки, страховые компании), состоятельные слои населения, иностранные юридические и физические лица. То же самое можно сказать и о покупках государственных облигаций.
       Рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. В основном это было связано скорее с распределительным, чем с покупательным и мобилизационным аспектами ценных бумаг, так как не было фондовых бирж или самого рынка, где бы свободно покупались и продавались ценные бумаги. В основном акции распределялись как между различными организациями, так и между владельцами того или иного предприятия и банков. Таким образом произошло как бы сужение размеров и функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного мобилизационного инструмента в получении денежных средств. Период так называемой индустриализации и коллективизации привел к ликвидации коммерческого кредита, реформированию многих кредитных институтов, к широкой централизации банковских ресурсов в руках Госбанка и отраслевых банков и к ограниченному механизму рынка ценных бумаг в виде выпуска государственных займов. До Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы до конца 50-х гг. это были выигрышные займы с последующим периодическим погашением облигаций. Главная цель их состояла в дополнительной мобилизации денежных средств населения в народное хозяйство СССР для восстановления его после войны и в последующем для реализации различных крупных инвестиционных промышленно-технических проектов. Однако в конце 50-х гг. стало очевидным, что государству весьма сложно одновременно выпускать займы и оплачивать их населению. Поэтому был прекращен выпуск таких займов, а выплаты по ним заморожены на довольно длительный период 5.
     Интерес широкой общественности к акциям в современной России возник несколько лет назад, когда закон позволил создавать предприятия, основанные на новом типе отношения к собственности, - акционерные общества. И если тогда многое осталось лишь на формально юридическом уровне, то теперь - в ходе все более масштабной приватизации - понятие об акциях и акционерных обществах становится все более важным для каждого человека.
     В современной России рынок ценных бумаг находится на перекрестке противоречивых интересов и трудно совместимых целей различных участников экономической деятельности: предприятий и  государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д.
     О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению отношениями на этом рынке свидетельствует целый ряд негативных процессов. Рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся  в  состоянии глубокого кризиса.   

2. Понятие, свойства  и классификация  акций 
 

     В первой части Гражданского кодекса РФ (статья 142) дается юридическое определение ценной бумаги как документа, удостоверяющего с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении 6.
     Данное  юридическое определение отражает экономические отношения, поэтому  рассмотрим понятие ценной бумаги с экономической точки зрения.  
Как известно из экономической теории, весь товарный мир делится на две группы: собственно товары (материальные блага, услуги) и деньги. В свою очередь, деньги могут быть просто деньгами  и капиталом, т.е. деньгами, которые приносят новые деньги. Всегда имеется потребность в передаче денег от одного лица (юридического или физического) к другому.  
В условиях рынка его участники вступают между собой в многочисленные отношения, в том числе по поводу передачи денег и товаров. Эти отношения определенным образом фиксируются, оформляются, закрепляются.  
В этом смысле ценная бумага - это такая форма фиксации рыночных отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений 7.

       В  статье 2 Федерального закона РФ от 22 апреля 1996 года № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 26 апреля 2007 года №63 – ФЗ) дается следующее определение акции: « акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой» 8.
     Акции обладают  следующими свойствами:
     1) акция - это титул собственности на имущество акционерного общества, держатель акции является совладельцем акционерного общества со всеми вытекающими из этого правами;
     2) у акции нет конечного срока погашения, то есть права держателя акции сохраняются до тех пор, пока существует акционерное общество;
     3) для акции характерна ограниченная  ответственность, так как акционер  не отвечает по обязательствам  акционерного общества. Поэтому  при банкротстве инвестор не  потеряет больше того, что вложил в акцию;
     4) также подчеркивают неделимость акции (неделимость тех прав, которые она представляет). Если акция принадлежит нескольким лицам, то все они признаются единым держателем акции;
     5) акции могут расщепляться и  консолидироваться9.
       Среди определений акции следует отметить определение М. Астахова о том, что акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества и дающая ее владельцу право на присвоение части прибыли в форме дивиденда 10.
     В современном капиталистическом  мире основной формой организации бизнеса являются корпорации или акционерные общества, которые имеют значительные преимущества по сравнению с другими формами.
       Также, в данной работе хотелось  бы отметить различные виды  стоимости акций, среди которых  выделяют номинальную, балансовую  и рыночную. Кратко рассмотрим эти виды.
     Нарицательная стоимость (номинал) - произвольная стоимость, устанавливаемая при эмиссии  и отражаемая в акционерном сертификате. Номинал практически не связан с  реальной стоимостью.
     Балансовая  стоимость, исчисляемая как частное от деления чистых активов корпорации на количество выпушенных и распространенных акций.
     Рыночная  стоимость (продажная цена акции, курс) - текущая стоимость акции на бирже или во внебиржевом обороте (к примеру, последняя котировка). Это наиболее важный вид стоимости, поскольку именно она (а точнее - прогноз ее изменения) играет основную роль в обращении акций данной корпорации 11.
       В юридической литературе выделяют  различные основания для классификации  акции. Так, например, различают именные акции и акции на предъявителя.
     Именные акции выписываются на определенное лицо и предусматривают ведение реестра акционеров.
     Акции на предъявителя не регистрируются, они  свободно обращаются, 
дивиденд выплачивается по купону тому держателю акции, который в нем 
указан.

     Необходимо различать акции открытого и закрытого акционерного общества, правовое положение  которых закреплено в статье 7 Федерального закона РФ « Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 5 февраля 2007 года № 13-ФЗ)
     Открытое  общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.
     В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.
     Акции, которые распределяются только среди учредителей общества или иного, заранее определенного круга лиц, признается акциями закрытого общества. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
     Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых  другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права 12.
     Среди иных классификаций акции различают деление акций на обыкновенные и привилегированные (префакции).
           Обыкновенная акция - это ценная бумага, документирующая  инвестиции в акционерное общество с целью получения части прибыли акционерного общества в виде дивиденда, обеспечения прироста курсовой стоимости, участия в управлении и получения части имущества, остающегося после ликвидации корпорации. Инвестиционные цели могут быть и иными. В рамках действующего законодательства все обыкновенные акции корпорации вне зависимости от времени их выпуска равны между собой как в разрезе предоставляемых акционерам прав, так и по размерам выплачиваемых по ним дивидендов. Согласно статьи 25 Федерального закона РФ « Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 5 февраля 2007 года № 13-ФЗ) у всех обыкновенных акций общества номинальная стоимость одинакова13.
     Привилегированные акции обычно не дают своему владельцу  права голоса на общем собрании акционеров.
       Общество размещает обыкновенные  акции и вправе размещать один  или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.
     При учреждении общества все его акции  должны быть размещены среди учредителей. Все акции общества являются именными.
       Если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, а также при консолидации акций приобретение акционером целого числа акций невозможно, образуются части акций (дробные акции) 14.
     Российская  доктрина не признает делимости акций. В частности, Белоусов О.В. считает, что «акции неделимы, поэтому ни акционер, ни акционерное общество не могут разделить акцию в натуре и таким образом неограниченно увеличить число членов акционерного общества. Сделка, предметом которой является раздел акции, ничтожна. Также недопустима и ничтожна передача отдельных правомочий акционера (к примеру, права голоса, права на обжалование решения общего собрания акционеров, права на ликвидационную квоту). Допустима только уступка права требования на начисленные дивиденды» 15. Понятие дробных акций отсутствует также и в корпоративном праве зарубежных государств.
     Г.Ф. Шершеневич отмечает, что акция опосредует собой минимальную долю в уставном капитале акционерного общества. Следовательно, долевая акция представляет собой не что иное, как часть акции, как часть такой минимальной доли 16.
     3. Понятие  и виды облигаций 

     Согласно   статье 2 Федерального закона РФ от 22 апреля 1996 года № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 26 апреля 2007 года №63 – ФЗ) облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт 17.
      Необходимо  также выделить фундаментальные свойства облигаций:
      1) облигации – это не титулы собственности на имущество эмитента, это  удостоверение займа;
      2) имеют конечный срок погашения;
      3) обладают старшинством перед акциями в выплате процентов и в 
удовлетворении других обязательств;

      4) не дают право на участие в управлении эмитентом.
      Привлекательность облигаций в отличие от акций заключается в том, что они могут продаваться по эмиссионной стоимости ниже их номинальной 
стоимости, например, за 98 вместо 100. Такая скидка с цены называется 
дизажио. Кроме того, может быть достигнута договоренность, что и погашение облигаций будет проведено не по номиналу, а по более высокому курсу, например, по 103 вместо 100. Таким образом, возникает надбавка, или ажио, которая при соответствующем сроке облигаций представляется как 
дополнительный доход (наряду с процентными платежами).

      Суммарный доход (процент и ажио или дизажио) облигации считается важным показателем при оценке условий облигации. В большинстве случаев вкладчики приобретают эти ценные бумаги по курсу, отличному от номинального. В соответствии с этим доход и номинальный процент по облигации могут существенно отличаться.
      Владельцы облигаций получают доход, выплачиваемый ежегодно в виде фиксированного процента (дивиденда). Срок действия облигации, порядок и размеры выплаты дохода и  выкупа облигаций определяются при выпуске облигационного займа.
      Владение  облигацией не дает право собственности, но предусматривает преимущественное право по сравнению с акционерами на распределяемую прибыль и на активы общества при его ликвидации.
      Также как и акции облигации можно  классифицировать по различным основаниям. По видам различаются облигации:
      внутренних государственных займов;
      федеральных органов исполнительной власти;
      местных органов власти;
      предприятий.
      По  характеру владения и использования  различают именные (с учетом 
владельцев в специальном реестре) и облигации на предъявителя 18.

      По  форме возмещения позаимствованной суммы различаются облигации с возмещением в денежной форме и натуральные облигации (погашенные в натуре, товаром).
      По  методам выплаты процентов облигации делятся на купонные и бескупонные, дисконтные и выигрышные.
      Купон – часть ценной бумаги (обычно на предъявителя), дающая право на получение регулярно выплачиваемого процента по ценным бумагам. С этой целью купон отстригается и направляется агенту, производящему платежи. Купонные облигации могут выпускать с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается постоянно в неизменном размере на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебание цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато высоким риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций.
      Бескупонные облигации являются именными и проценты по ним выплачиваются в соответствии с данными реестра владельцев.
      Дисконтные  облигации – это облигации, по которым не предусмотрено 
начисление процентов. Инвестор получает доход за счет того, что продажа ему облигации осуществляется с глубоким дисконтом, а погашение – по номинальной стоимости.

      Выигрышные  облигационные займы предусматривают выплаты процентов на основе тиражей выигрышей, производящихся между облигациями 19.
      По  способу погашения выпускаются серийные и срочные облигации. 
Серийные облигации выпускаются в составе облигационных займов, разбитых на определенные серии, каждая из которых имеет свой конечный срок погашения.

      Срочные облигации выпускаются в составе облигационных займов, имеющих единый конечный срок погашения.
      По  срокам погашения различают досрочно погашаемые облигации, рентные облигации, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные облигации.
      Досрочно  погашаемые облигации – облигационный выпуск, который может быть полностью или частично погашен эмитентом при определенных условиях.
      Рентные облигации – бессрочные облигации, не имеющие фиксированной даты погашения.
      Краткосрочные облигации – облигации, срок погашения которых обычно не менее 2 лет. Среднесрочные облигации подлежат погашению по требованию по истечении некоторого установленного периода времени.
Долгосрочные  облигации – это долговые обязательства промышленных корпораций и финансовых компаний, действующих в сфере коммунальных услуг, и телефонных компаний. Срок обращения варьируется от 4 до 40 лет. 
Целесообразность выпуска облигаций определяется спросом на них фондовом рынке и издержками выпуска.

     Цена  облигации с момента ее выпуска  и в течении всего срока  постоянно колеблется. Она устанавливается  на таком уровне, при котором одна сторона сделки согласна купить облигацию, а другая ? продать. Рыночная цена прежде всего определяется доходностью. Доходность облигации представляет собой отношение выплачиваемых по ней процентов к рыночной цене 20.
     Можно выделить три фактора, определяющих соотношение спроса  и предложения на рынке облигаций и, следовательно, движение рыночной цены: повышение рыночных процентных ставок приводит к падению цены находящихся в обращение облигаций, и, наоборот, чем ближе срок оплаты облигаций, тем при прочих равных условиях выше их цена; ухудшение материального положения заемщика и связанные с ним опасения относительно перспектив погашения облигаций могут привести к падению цен на облигации данной фирмы.
     Выпуск  облигаций с точки зрения фирмы-эмитента имеет целый ряд  преимуществ. Во-первых, продажа облигаций не связана с установлением контроля над предприятием, так как  владельцы облигаций не имеют право голоса. Во-вторых, выпуск облигаций является более дешевым способом финансирования, чем выпуск акций, потому что выплаты процентов продолжаются лишь ограниченное число лет, а также вследствие более низкого уровня процента по сравнению с дивидендом в связи с его более высокой надежностью. Именно в высокой надежности и заключается основное преимущество облигаций для инвестора.
     Вместе  с тем выпуск облигаций связан с некоторыми недостатками для предприятия: неуплата процентов может привести к объявлению предприятия банкротом, а увеличение выпуска облигаций, как и любых других обязательств,? к переходу права собственности на фирму кредитору.
       Согласно статьи 33 Федерального закона РФ « Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 5 февраля 2007 года № 13-ФЗ) выпуск облигаций обществом допускается после полной оплаты его уставного капитала. Облигация должна иметь номинальную стоимость. Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества и (или) величину обеспечения, предоставленного в этих целях обществу третьими лицами. При отсутствии обеспечения, предоставленного третьими лицами, выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года. Указанные ограничения не применяются для выпусков облигаций с ипотечным покрытием и в иных случаях, установленных федеральными законами о ценных бумагах.  Также следует отметить, что общество может размещать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки 21
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.