На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Механизм административно-правового регулирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН:
  Введение
    Механизм административно-правового регулирования
    Понятие и особенности административно-правовых норм
    Реализация административно-правовых норм
    Административно-правовые отношения
Заключение
Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ
       Под механизмом административно-правового регулирования понимают систему административно-правовых средств воздействия органов исполнительной власти и их должностных лиц на общественные отношения в сфере государственного управления с целью их упорядочения, охраны и развития.
     В структуру механизма административно-правового  регулирования входят следующие элементы:
    нормы административного права;
    реализация административно-правовых норм;
    административно-правовые отношения.
     Каждый  из указанных элементов выполняет специфическую роль в регулировании управленческих отношений. Причем эти элементы включаются в процесс регулирования в определенной последовательности и представляют собой алгоритм воздействия на общественные отношения в сфере государственного управления. Регулирование общественных отношений в сфере публичного администрирования, а также управленческих отношений, возникающих в иных сферах общественных жизни, требует применения определенных средств, с помощью которых обеспечивается организация отношений в соответствии с теми задачами, которые стоят перед обществом и государством. Наиболее значимую роль в регулировании этого процесса выполняют административно-правовые средства, что обусловлено их потенциалом, способностью эффективно воздействовать на управленческие отношения. Эти средства в совокупности образуют сложный механизм, получивший название механизма административно-правового регулирования. 
 
 

1. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ
    Регулирование общественных отношений в сфере публичного администрирования, а также управленческих отношений, возникающих в иных сферах общественных жизни, требует применения определенных средств, с помощью которых обеспечивается организация отношений в соответствии с теми задачами, которые стоят перед обществом и государством. Наиболее значимую роль в регулировании этого процесса выполняют административно-правовые средства, что обусловлено их потенциалом, способностью эффективно воздействовать на управленческие отношения. Эти средства в совокупности образуют сложный механизм, получивший название механизма административно-правового регулирования.
   Механизм  административно-правового  регулированияэто система административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
   Механизм  административно-правового регулирования  относится к числу сложных  социально-правовых явлений и в  силу этого обладает внутренней организацией (структурой). Анализ действующего административного правового законодательства и практики деятельности субъектов государственного управления позволяет выделить следующие элементы механизма административно-правового регулирования:
    принципы административного права;
    административно-правовые нормы;
    акты официального толкования норм административного права;
    акты применения норм административного права;
    - административно-правовые отношения.
            Административно-правовое регулирование представляет собой  сложный процесс, который проходит несколько стадий. Изначально общественные отношения на основе принципов административного права регулируются с помощью административно-правовых норм. Административно-правовые нормы устанавливают (закрепляют) круг соответствующих общественных отношений, определяют перечень субъектов административного права, их субъективные права, свободы и юридические обязанности. Вторая стадия заключается в реализации административных правовых норм, посредством чего управленческие отношения превращаются в административно-правовые отношения.
    Элементы механизма административно-правового регулирования играют различную роль. Центральным элементом выступает норма административного права, так как все другие элементы производны и обусловлены административно-правовыми нормами. Вместе с тем нельзя сводить их роль к вторичным средствам административно-правового регулирования по отношению к административно-правовым нормам по причине того, что без их использования механизм не в состоянии в полной мере осуществить действенное воздействие на участников управленческих отношений.
   Существенное  значение в регулировании управленческих отношений имеют принципы административного права.
   Принципы  административного  права — это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.
   Для принципов административного права  характерны следующие черты:
    они определяют юридическую природу административного права;
    устанавливают важнейшие закономерности  в  системе  организации  и 
    функционирования исполнительной власти и управления;

    закрепляются посредством административно-правовых норм;
    являются ориентиром для выработки административно-правовых норм;
    выступают средством ликвидации пробелов в административно-правовом регулировании управленческих отношений;
    обусловлены уровнем развития общества и государства.
   Анализ  действующего административно-правового  законодательства и практики его  реализации позволяет выделить следующие  принципы административного права.
   Центральным принципом административного права  является принцип законности. Законность как принцип административного права закрепляет режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов.
   Данный  принцип включает два самостоятельных, но взаимообусловленных аспекта. Первый заключается в соблюдении иерархии источников административного права, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы не должен противоречить акту большей юридической силы. Так, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Второй аспект заключается в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении требований нормативных правовых актов всеми участниками управленческих отношений. В правоприменительной деятельности названный принцип предполагает, что субъекты управленческих отношений должны,
   во-первых, действовать в пределах своей компетенции,
   во-вторых, руководствоваться действующим законодательством,
   в-третьих, осуществлять деятельность в определенных процессуальных формах,
   в-четвертых, требовать соблюдения правовых норм от других участников управленческих отношений.
   Принцип демократизма правотворческой  и правореализационной  деятельности закрепляет широкие возможности для участия населения, государства, общественных объединений в непосредственном (путем референдума) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании административно-правовых норм. В процессе правореализации принцип демократизма предполагает широкое использование потенциала института общественного контроля, делегирование более широких правореализационных полномочий непосредственно населению и общественным объединениям.
   В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация этого принципа должна осуществляться не в ущерб процессу государственного управления, так как бесконтрольное участие населения в управлении делами государства может привести к депрофессионализации института государственной службы. Демократия как сложное общественное явление требует соответствующей подготовки населения к участию в управлении делами государства. «Безграничная» демократия не менее опасна, чем ее отсутствие или ограничение.
   Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Государство признает и обеспечивает права и свободы человека и гражданина. Осуществление административно-правового регулирования предполагает установление определенных правоограничений, но они не являются самоцелью, а служат необходимым условием для достижения социально-полезных результатов при отправлении государственного управления. При этом никто не вправе ограничить основные неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и др.).
    Гуманизм  проявляется как в процессе закрепления  правового статуса участников управленческих отношений, так и в процессе непосредственного отправления государственного управления. Так, сотрудникам милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство личности. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).
   К числу принципов административного  права относится принцип юридического равенства. Этот принцип был обозначен еще римскими юристами: «Закон говорит со всеми одинаково» (lex uno ore omnes alloguitur). Сущность данного принципа сводится к следующему: равенству между субъектами РФ; равенству гражданства независимо от оснований его приобретения; равенству религиозных и общественных объединений перед законом; равенству всех перед законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств; равному доступу к государственной службе; равноправию сторон в процессе осуществления правосудия и т. д. Юридическое равенство — это равенство административно-правовых статусов участников управленческих отношений, когда дифференциация проводится с учетом роли субъекта в системе управленческих отношений, например равенство между свидетелями по делу об административном правонарушении, между понятыми и т. п. Вместе с тем не может быть равенства между судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, и лицом, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
   Принцип справедливости, или юридической соразмерности. Этот принцип находит свое выражение как в правотворческой, так и правореализационной деятельности. В сфере правотворчества его сущность отражается в закреплении в правовых предписаниях таких юридических мер, которые соответствовали бы характеру совершенного деяния. Управленческие решения, устанавливающие права и обязанности участников управленческих отношений, меры поощрения и административного принуждения, должны по форме и по содержанию быть справедливыми, то есть следует учитывать все обстоятельства управленческого дела и определять соответствующую меру воздействия. Данный принцип отражает одну из главных задач юридической практики — реализацию общественной справедливости. Его соблюдение осуществляется как в рамках правоохранительной деятельности, например, в ходе привлечения к административной ответственности, так и применения мер поощрения.
   С учетом территориальной организации  государственной власти в России важное значение имеет принцип федерализма. В соответствии с п. к ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации на основании совместных соглашений вправе передавать определенный объем своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, но при этом передаются необходимые финансовые и другие ресурсы для реализации передаваемых правомочий.
     Разграничение предметов ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях определено в ст. 1.3 КоАП РФ. В данной статье определен исчерпывающим образом лишь объем полномочий Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Полномочия субъектов Российской Федерации определяются по «остаточному принципу», что предопределено ст. 73 Конституции РФ.
   В современных условиях всемерно возрастает роль принципа взаимной ответственности государства и личности. Государственное управление представляет собой, как правило, административно-правовое отношение, а это предполагает наличие взаимных прав и обязанностей участников этих отношений. В случае нарушения, допущенного одной из сторон управленческих отношений, должна наступать юридическая ответственность. Традиционно речь идет об ответственности личности перед государством. Конституцией РФ предопределена возможность привлечения к ответственности государства в случае допущенных нарушений. «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53).
     Принципы  административного права могут  быть закреплены текстуальным или смысловым способом. Текстуальный способ предполагает непосредственное закрепление правового принципа в административно-правовой норме. С учетом того, что источники административного права отличаются низкой степенью систематизации административно-правового законодательства и отсутствием единого кодифицированного нормативного правового акта, принципы административного права получили смысловое закрепление, по аналогии с Уголовным кодексом для отрасли уголовного права. Принципы отдельных административно-правовых институтов, например, института государственной службы, получили текстуальное закрепление. 
 
 

2. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ  АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ  НОРМ
  Нормы административного праваэто властные веления, исходящие от государства либо санкционированные государством, направленные на регулирование управленческих отношений (отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования), обеспечиваемые мерами административного либо дисциплинарного принуждения.
    Административно-правовые   нормы  обладают  рядом особенностей:
    Они нацелены на защиту публичных интересов.
    Для норм характерно наличие нечетко выраженной гипотезы. Государственное управление характеризуется возможностью должностных лиц действовать по усмотрению, в соответствии с принципом целесообразности. Такое положение требует неопределенной гипотезы правовой нормы, которая дает должностному лицу право принимать решение без всяких условий по собственному усмотрению. Так, например, если Президенту РФ для назначения Председателя правительства РФ нужен юридический факт  согласие Государственной Думы, то для решения об отставке Правительства РФ Президенту не нужны никакие условия (юридические факты). Он принимает решение об отставке Правительства по собственному усмотрению.
    Среди норм административного права преобладают нормы директивно обязывающего характера. Это обусловлено особенностями метода административно-правового регулирования, которому присуще одностороннее властное волеизъявление. Наиболее оптимальной формой выражения такого метода будут нормы обязывающего и запрещающего характера.
    Среди санкций норм административного права приоритетное место занимают меры административной ответственности.
    Для норм административного права характерно расположение одной нормы в различных статьях либо правовых актах. Меры ответственности (санкции) и юридические факты их применения находятся в законодательных актах, а диспозиции правовых норм (правила, за нарушение которых привлекаются к ответственности) содержатся в основном в различных актах управления. Так, например, статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержат юридические факты (правонарушения) и санкции, а сами нарушенные правила (диспозицию) следует искать, как правило, в других актах.
    В объеме всех правовых норм нормы административного права занимают самое большое место.
 
Виды  административно-правовых норм, их функции  и структура 

     Административно-правовые нормы различаются по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.
     Нормы административного права подразделяются на виды на основании различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения, а также функций.
     1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
     Материальные  административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Подобные административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина или основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов управленческих отношений; исполнение, применение и соблюдение норм административного права обеспечиваются в необходимых случаях мерами государственного принуждения.
     Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, эти нормы определяют порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права, в рамках регулируемых управленческих отношений.
     Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может  быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможность приобретения гражданином Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же Закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.
     2. По методу воздействия на поведение субъектов.
     Административно-правовые нормы по-разному воздействуют на поведение участников общественных отношений: они могут обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированных в них правил административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.
  Управомочивающие  нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении субъектам со стороны государства, фиксируемого в нормах поведения1. Этот вид норм определяет меру возможного поведения участников управленческих отношений. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-Ф1 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предоставляет гражданскому служащему право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы. Обязывающие нормы содержат меру активного, должного поведения. Субъекты, которым адресована данная норма, обязаны совершить те или иные действия по достижению поставленных целей. Так, законодательство о гражданской службе предписывает гражданским государственным служащим исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
     Запрещающие нормы содержат меру пассивного, должного поведения. В основном запрещающие нормы находятся в законодательстве об административных правонарушениях. Запрещающие нормы требуют от субъектов права лишь соблюдения установленных запретов. Условием действия запрещающей нормы является правонарушение. Субъекты управленческих отношений не должны совершать проступков. В качестве запрещающих норм выступают нормы КоАП РФ.
     3. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы, делятся на регулирующие:
      а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
     б) поведение граждан;
     в) деятельность общественных и религиозных организаций;
     г) деятельность государственных служащих.
     Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
     4. По форме предписания административно-правовые нормы делятся, прежде всего, на императивные (категоричные) и рекомендательные.
     Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.
     Рекомендательные нормы содержат рекомендации по поводу целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.
     Что касается диспозитивных норм, предоставляющих  субъектам правоотношения возможность  самостоятельно определять свои права  и обязанности в рамках нормы, то они в административном законодательстве встречаются сравнительно редко. Это объясняется спецификой сферы административного права — государственного управления.
     5. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
     В ряде случаев указанные нормы  действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами Содружества Независимых Государств (СНГ).
     6. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т. е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
     Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют вплоть до своего официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.
     В Российской Федерации действуют  некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.
     Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными   могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.
     7. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Они подразделяются на: общефедеральные нормы; нормы субъектов Российской Федерации.
     8. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
     — общие, т. е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее 
важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего подобного рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;

     — межотраслевые, т. е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (касающиеся статистики, тарифов) и т. п.;
     — отраслевые,  т.е.  регламентирующие различные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (на пример, министерств).
     Существуют  и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут носить либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.
Говоря  о функциях административно-правовых норм, прежде всего, необходимо отметить, что они выполняют регулятивную функцию, то есть направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция субъектов государственного управления, регламентируются формы и методы их деятельности, взаимоотношения с гражданами и организациями. Нормы административного права определяют также правовое положение организаций и граждан в сфере государственного управления.
     Также необходимо отметить, что нормы административного  права также выполняют охранительную и защитную функцию, т. е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в сфере административного права от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного воздействия в случае совершения посягательства на отношения, охраняемые административным правом.
     Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленность ее составных частей, элементов. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
     Гипотеза  как часть административно-правовой нормы устанавливает фактические условия реализации последней. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административно-правовой ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.