На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общественные объединения в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
 
«Российская Академия Народного хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации» 
Поволжский институт имени П.А. Столыпина»»
 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине: «Конституционное право»
    на тему: «Общественные  объединения в РФ»
 
                Выполнил:
                Студент 4 курса, 3группы,
                заочной формы обучения,
                специальности 030501.65,

                                                                        Проверил________________            

 
 
 
Саратов 2011г.
План
Введение
1  Понятие  и виды общественных объединений
2  Правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений в РФ
3 Особенности правового статуса религиозных организаций
4 Особенности правового статуса политических партий
Заключение
Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как  существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться  в одиночестве. Притом, как свидетельствует  история развития цивилизации, потребность  людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это  выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. Например, во всем мире наблюдается  рост числа политических партий, спортивных объединений, объединений по профессии, особенно новых, объединений по охране окружающей среды и так далее.
Для создания и функционирования объединений  определена к настоящему времени  необходимая правовая база, включающая конституционные положения в  текущее законодательство. В Конституции  РФ две статьи непосредственно относятся  к данному делу: в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а  в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и  политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед  Законом.
Конституционное право каждого на объединение  и является юридической основой  образования и деятельности таких  общественных институтов, включая профсоюзы.
Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его  основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок  их создания, деятельности, реорганизации  и ликвидации.
Систему законодательства об общественных объединениях образуют Закон Российской Федерации  «Об общественных объединениях», законы об отдельных видах общественных объединений. Деятельность отдельных  общественных объединений регламентируется законами, действующими в определенных сферах.
Надо  также иметь в виду, что пока не изданы специальные законы о большинстве  отдельных видов общественных объединений. Их дея-тельность до принятия таких  законов регулируется Законом об общест-венных объединениях.
Действие  этого Закона распространяется на все  общественные объединения, создаваемые  по инициативе граждан, за исключением  религиозных организаций, а также  коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). В сферу его действия попадают также некоторые структуры иностранных некоммерческих неправительственных объединений, созданных на территории Российской Федерации.
Действие  Федерального закона «Об общественных объединениях» распространяется и  на общественные объединения, деятельность которых еще не урегулирована  специальными законами, например на политические партии. Статус политических партий требует, однако, особой регламентации.
В представленной работе мною будут рассмотрены понятие  и виды общественных объединений, Правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений в РФ, рассмотрены Права и обязанности политических партий
 и  правовой статус общественных  объединений 
 
 
 
 
 

1. Понятие  и виды общественных объединений
Право граждан на объединение предусмотрено  ст. 30 Конституции. Содержание этого  права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок  их создания, деятельности, реорганизации  и (или) ликвидации регулируется рядом  ранее названных федеральных  законов. Основополагающее значение имеет  Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Под общественным объединением  понимают добровольное, самоуправляемое, некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основании общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание объединения реализуется как непосредственно объединением физических лиц, так и через юридические лица.
Добровольность  формирования - важнейший признак  общественного объединения. При  этом граждане имеют право создавать  по своему выбору общественные объединения  без предварительного разрешения органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления.
Создаваемые гражданами общественные объединения  либо регистрируются в установленном  порядке и приобретают права  юридического лица, либо функционируют  без государственной регистрации  и приобретения прав юридического лица.
Членами общественного объединения могут  быть физические лица и юридические  лица - общественные объединения, чья  заинтересованность в совместном решении  задач данного объединения оформляется  индивидуальными заявлениями или  документами, позволяющими учитывать  количество членов общественного объединения в целях; обеспечения их равноправности в качестве его членов.
Основываясь на положениях действующего законодательства, можно выделить следующие виды общественных объединений:
- политические  партии;
- массовые  движения;
- профессиональные  союзы;
- женские,  молодежные и ветеранские организации;
- организации  инвалидов;
- научные,  технические и иные добровольные  общества;
- творческие  союзы;
- землячества;
- ассоциации.
Согласно  ст.7 Федерального закона «Об общественных объединениях» последние создаются  на основе организационно-правовых форм.
Организационно-правовыми  формами общественных объединений  являются: общественная организация; общественные движения; общественный фонд; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности, политические партии.
Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, которое  создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и  достижения целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.
Общественное движение - это массовое общественное объединение, которое состоит из участников, не имеющих членства, преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.
Высшим  руководящим органом общественного  движения является съезд, конференция  или общее собрание, а постоянно  действующим руководящим органом  общественного движения - выборный коллегиальный орган, который находится  в подчинении высшего руководящего органа.
Общественный  фонд - это один из видов некоммерческих фондов и представляет собой общественное объединение, которое не имеет членства, цель его заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Руководящий орган общественного фонда может формироваться его учредителями, совместно учредителями и участниками, решением в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде, конференции или общем собрании.
Общественным  учреждением является общественное объединение, не имеющее членства, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, которые отвечают интересам участников и соответствуют уставным целям указанного объединения.
Управление  общественным объединением и его  имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем или учредителями.
Орган общественной самодеятельности - общественное объединение, не имеющее членства, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Он составляет основу формирования местного самоуправления на основе Конституции РФ (ст. 12).
Союзы или ассоциации. Общественные объединения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе создавать союзы или ассоциации общественных объединений, создаются таковые на основе учредительных договоров или уставов, которые принимаются союзами или ассоциациями, образуя новые общественные объединения. 
 
 
 
 

2. Правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений в РФ
Как и  иные субъекты административного права, общественные объединения, имеют права  и несут обязанности.
Для осуществления  уставных целей общественное объединение  имеет право:
- свободно  распространять информацию о  своей деятельности;
- участвовать  в выработке решений органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в порядке  и объеме, которые предусмотрены  законодательством;
- проводить  собрания, митинги, демонстрации, шествия  и пикетирование;
- учреждать  средства массовой информации  и осуществлять издательскую  деятельность;
- представлять  и защищать свои права, законные  интересы своих членов и участников, а также других граждан в  органах государственной власти, органах местного самоуправления  и общественных объединениях;
- осуществлять  в полном объеме полномочия, предусмотренные  законами об общественных объединениях;
- выступать  с инициативами по различным  вопросам общественной жизни,  вносить предложения в органы  государственной власти;
- участвовать  в избирательных компаниях (в  случае государственной регистрации  общественного объединения и  при наличии в уставе данного  общественного объединения положения  об участии его в вы борах).
В своей  деятельности общественное объединение  обязано:
- соблюдать  законодательство Российской Федерации,  общепризнанные принципы и нормы  международного права, касающиеся  сфер его деятельности, а также  нормы, предусмотренные его уставами  и иными учредительными документами;
- ежегодно  публиковать отчет об использовании  своего имущества или обеспечивать  доступность ознакомления с указанным  отчетом;
- ежегодно  информировать орган, регистрирующий  общественные объединения, о продолжении  своей деятельности с указанием  действительного места нахождения  постоянно действующего руководящего  органа, его названия и данных  о руководителях общественного  объединения в объеме сведений, которые включены в единый  государственный реестр юридических  лиц;
- представлять  по запросу органа, регистрирующего  общественные объединения, решения  руководящих органов и должностных  лиц общественного объединения,  а также годовые и квартальные  отчеты о своей деятельности  в объеме сведений, которые представляются  в налоговые органы;
- допускать  представителей органа, регистрирующего  общественные объединения, на  проводимые общественным объединением  мероприятия;
- оказывать  содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения,  в ознакомлении с деятельностью  общественного объединения в  связи с достижением уставных  целей и соблюдением законодательства  Российской Федерации.
Необходимо  также помнить что, общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых  они созданы, и только ту, которая  соответствует этим целям.
Надзор  за соблюдением законов общественными  объединениями осуществляет прокуратура  Российской Федерации.
Орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием  их деятельности уставным целям. Указанный  орган вправе:
- запрашивать  у руководящих органов общественных  объединений их распорядительные  документы;
- направлять  своих представителей для участия  в проводимых общественными объединениями  мероприятиях;
- в случае  выявления нарушений общественными  объединениями законодательства  Российской Федерации или совершения  ими действий, противоречащих их  уставным целям, органом, регистрирующим  общественные объединения, может  быть вынесено руководящим органам  данных объединений письменное  предупреждение с указанием конкретных  оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное органом,  регистрирующим общественные объединения,  может быть обжаловано общественными  объединениями в судебном порядке.
Контроль  за деятельностью общественных объединений  начинается уже на этапе их государственной  регистрации.
Финансовые  органы осуществляют контроль за источниками  доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств  и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах. Надзор и  контроль за выполнением общественными  объединениями существующих норм и  стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и  иными органами государственного надзора  и контроля.
Виды  ответственности определены федеральными законами ст. 40 "Об общественных объединениях", и ст. 33 "О некоммерческих организациях". А также специальными законами для отдельных видов общественных объединений. В названных Законах перечислены формы такой ответственности. Ими могут быть предупреждение, приостановление деятельности и ликвидация соответствующей организации. В случае вынесения некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в определенном законодательством порядке.
На основании  ст. 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" их деятельности может  быть приостановлена в случае нарушения  Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда в порядке, предусмотренном этим Федеральным  законом и другими федеральными законами.
В случае нарушения общероссийскими и  международными общественными объединениями  законодательства Российской Федерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям, Прокуратура Российской Федерации вправе вносить в руководящие  органы данных объединений представление  об указанных нарушениях и устанавливать  срок для их устранения. Если в установленный  срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений  приостанавливается на срок до шести  месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления  Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно  ст. 43 Федерального закона "Об общественных объединениях" в случае приостановления  деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.
Если  в течение установленного судом  срока приостановления деятельности общественного объединения оно  устраняет нарушение, послужившее  основанием для приостановления  его деятельности, то после окончания  указанного срока общественное объединение  возобновляет свою деятельность. В  случае не устранения общественным объединением указанного нарушения орган, внесший  в суд заявление о приостановлении  деятельности данного объединения, вносит в суд заявление о его  ликвидации.
Согласно  ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение  может быть ликвидировано по решению суда в случаях:
- виновного  нарушения своими действиями  прав и свобод граждан;
- неоднократных  или грубых нарушений закона  или иных правовых актов при  систематическом осуществлении  общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным  целям.
Ликвидация  общественного объединения по решению  суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной  регистрации.
По мнению некоторых ученых юристов, основная задача совершенствования необходимость  наполнить институт ликвидации (запрета) общественных объединений реальным содержанием, отличным от гражданско-правового  института ликвидации. При этом, прежде всего необходимо законодательно закрепить меры, направленные на предотвращение воссоздания ликвидированных (запрещенных) общественных объединений. Отечественный законодатель сделал только первые шаги в этом направлении, установив уголовную ответственность за организацию и участие в деятельности общественных объединений, в отношении которых судом были приняты решения о ликвидации и запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ст. 282.2 УК РФ). Наряду с этим в УК РФ предусмотрены меры ответственности в отношении лиц, принимавших участие в создании и деятельности экстремистских сообществ (ст. 282.1).
При совершении общественными объединениями, в  том числе не зарегистрированными  в органах юстиции, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию  указанных деяний могут по решению  суда нести ответственность как  руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений  несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали. Статья 239 Уголовного кодекса Российской Федерации  устанавливает ответственность  за создание религиозного или общественного  объединения, деятельность которого сопряжена  с насилием над гражданами или  иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к  отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким  объединением, а также за участие  в деятельности указанного объединения, а равно пропаганду таких деяний.
3. Гражданско-правовой статус общественных и религиозных  организаций.
       Статья 117 ГК устанавливает единый правовой режим для общественных и религиозных организаций, но вместе с тем допускает возможность издания законов, определяющих особенности юридического статуса организаций отдельных видов. Отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью религиозных объединений, регулируются Законом о свободе совести.
       Правовое  влияние на религиозные организации  могут оказывать и акты субъектов  РФ.
       Для религиозных объединений характерно наличие определенных целей создания (совместное вероисповедание и распространение  веры) и особых признаков (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей). Религиозные объединения могут создаваться в двух формах: религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа не обладает правами юридического лица, и, следовательно, ее деятельность ст. 117 ГК не регламентируется (пп. 1, 2 ст. 6; п. 1 ст. 7 Закона о свободе совести). В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.
       Учредителями  местной религиозной организации  могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение  ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. Такое подтверждение выдается, если религиозная группа своевременно в установленном порядке уведомила компетентные органы о своем создании. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания (ст. 9 Закона о свободе совести)
       В наименовании религиозной организации  должны быть отражены сведения о ее вероисповедании (п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 54 ГК наименования данных юридических лиц должны содержать указания на характер их деятельности.
       Учредительным документом общественных и религиозных  организаций является устав. Его содержание должно отвечать как общим требованиям п. 2 ст. 52 ГК, так и специальным.
       Правоспособность  религиозных организаций возникает с момента их государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц. Порядок такой регистрации имеет некоторые особенности, установленные специальными законами о некоммерческих организациях отдельных видов. Так, решение о государственной регистрации религиозных организаций принимается органами юстиции. Внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого решения осуществляется органами, уполномоченными на его ведение (в настоящее время — налоговыми органами).
       Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь для достижения своих  уставных целей и в соответствии с ними. Перечень возможных форм этой деятельности содержится в ст. 24 Закона о некоммерческих организациях. На предпринимательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения.
       Религиозные организации могут иметь в  собственности имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям. Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 21 Закона о свободе совести).
       Особый  характер имущества религиозной  организации обусловил установление специального правила: не допускается  обращение взыскания по претензиям кредиторов на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения (п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести).
       Участники религиозных организаций не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным ими организациям (п. 3 ст. 48 ГК). В этой связи имущество, переданное в собственность организаций, включая членские взносы, учредителям не возвращается. 
 
 
 
 
 
 
 

4.  Особенности правового  статуса политических  партий
      Конституция Российской Федерации  1993 года гласит, что  «каждый   имеет право на объединение,  включая право  создавать   профессиональные  союзы  для  защиты  своих  интересов.  Свобода   деятельности  общественных   объединений  гарантируется»,   при   этом   «в   Российской   Федерации    признаются политическое многообразие, многопартийность»
      Таким образом,  в  Конституции   не  упоминается  понятия   политической
партии,  она  гарантирует  деятельность   всех   общественных   объединений:
профсоюзов, ассоциаций, клубов и многих других, в том числе  и  политических партий.
      В отличие от России большинство  современных демократических государств  включило  в  основной  закон   положение   о   политических   партиях.   Это свидетельствует  о признании особой роли, которую  они играют в организации   и осуществлении государственной  власти.
      При этом, однако, вопрос о конституционализации  политических партий, о придании  им статуса  конституционного  института  остается  дискуссионным   в западной  политической  и   юридической  литературе.  Главный   из  аргументов состоит в том,  что партии  рассматриваются   как  практическое  осуществление  одного из основных прав  человека-  свободы  объединения  и,  следовательно, любое  их  правовое  регулирование,   особенно   конституционное,   является ограничением  этой  свободы.  Другой  довольно  распространенный  аргумент  - конституционное  признание политических партий  означает включение их в   сферу государственности.
      Указанные аргументы нельзя признать  полностью состоятельными. Конечно,  «любое  правовое  регулирование   партий,  в  том  числе   и  конституционное, является  в  определенной  мере  ограничением  свободы  объединения.  Но  эта  свобода не может быть абсолютной, как желалось бы  сторонникам   радикального либерализма. Придание  партиям  конституционного статуса   призвано  ввести  их деятельность  в правовые рамки (что необходимо,  учитывая  ту  роль,  которую  они играют в политической  жизни  современного  государства),  предотвратить
использование свободы объединения в ущерб  демократии»
      По моему мнению, Конституция как основной  закон должна  закреплять принципиальные   основные   положения,    определяющие    правовой    статус политической  партии  и  взаимоотношение  с  государством,   но   при   этом независимо от объема  конституционного  регулирования  политических  партий, положения основного закона -  лишь  основа  их  правового  статуса,  который детально регулируется иными нормативными актами.
      В настоящее время действует  Федеральный закон «О политических  партиях». Принятие  этого   закона    является   очень   важным   шагом   в   развитии демократического общества России.
      По мнению многих политиков,  Закон не  является  идеальным,  однако  он
предоставляет правовую основу для деятельности  политических  партий;  кроме этого, он служит консолидации  общества  вокруг  политических  идей.  Важным фактом является и то, что принятие соответствующего  закона  было  одним  из требований Совета Европы.
      Федеральный  закон  «О  политических  партиях»  состоит  из  10  глав.
Предметом его регулирования «являются  общественные отношения, возникающие  в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на  объединение  в      политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации  и ликвидации политических партий в Российской Федерации»
      Важным  является  то,  что   закон  практически   дублирует   положение
Конституции о праве граждан  на  объединение,  но  при  этом  конкретизирует право на объединение непосредственно  в политическую партию.
      Сфера деятельности партии - вся  территория Российской Федерации,  либо ее  часть,  но  в   соответствии  с  требованиями  настоящего  закона.  Закон содержит  и  ряд  иных  принципов   деятельности  политической  партии:   это добровольность, равноправие,  самоуправление, законность и гласность.
      В главе  «Общие  положения»  сформулированы  два  основных  понятия  - политической партии  и регионального отделения.
      Затронут  острый  вопрос  о   государстве,   государственных   органах,
должностных лицах и их вмешательстве  в  деятельность  политической  партии. Так, в соответствии со статьей  10  «вмешательство  органов  государственной  власти и их должностных лиц в  деятельность политических партий, равно  как  и вмешательство политических партий  в  деятельность  органов  государственной власти  и  их  должностных  лиц,  не   допускается»   При   этом   «вопросы, затрагивающие    интересы    политических    партий,    решаются    органами государственной  власти  и  органами  местного  самоуправления  с   участием соответствующей политической партии или по согласованию с ней»
      При этом связь государства  и политических партий  в   России   довольно
значительна, особенно в период участия  партий  в  выборах  и  референдумах. Поэтому  нужно подчеркнуть, что значение  избирательного  законодательства  в правовом регулировании деятельности политических партий велико.
      Особый  случай  представляло  до   недавнего   времени   избирательное
законодательство  России, - оно не признавало политические  партии  основными субъектами избирательного процесса, допуская к  участию  в  нем  практически  все общественные объединения.  Политические  партии  не  выделялись  в  этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение».
      Положение изменилось с принятием  в 1997 году Федерального  закона  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права участия в референдуме   граждан Российской Федерации». В отличие от ранее действовавшего  законодательства  в нем  дается  иное  определение  понятия   «избирательного  объединения».   Им является не любое общественное  объединение, устав  которого  предусматривает участие в выборах,  а только политическое объединение  (политическая  партия, политическая  организация, политическое движение).
      Затем  с  принятием  Федерального  закона  «О  политических   партиях»
положение поменялось.  Теперь  «политическая  партия  является  единственным видом  общественного  объединения,  которое  обладает  правом  самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов)  в  депутаты  и  на  иные  выборные должности в органах государственной  власти»
      Наряду  с  участием   в   избирательном   процессе   важнейшим   видом
деятельности  политической партии  является  их  парламентская  деятельность. «Современный   российский   парламент   партиен   по   своему   составу   и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в  нем политических  партий».  Это  обусловило   необходимость   ее   правового регулирования,  которое  осуществляется   регламентом   палат,   в   котором определяется  порядок  образования  парламентских  фракций,   их   права   и обязанности, связанные с формированием  парламентских органов,  парламентской
процедурой  и тому подобное.
      Правовой статус  политической  партии  в законодательстве  Российской Федерации, прежде всего, исходит из права граждан на объединение. Это  право закрепляется не только в Конституции России и федеральном  законодательстве, но и в Конституциях, Уставах субъектов федерации.
      Международные   стандарты   так   же   влияют   на    правовую    базу
законодательства  о политических правах граждан, так  «Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод», гласит:
      «Каждый человек имеет право   на  свободу  мирных  собраний  и  свободу
ассоциаций  с другими, включая право создавать  профсоюзы  и  вступать  в  них  для защиты своих интересов».
      «Осуществление этих прав не  подлежит никаким ограничениям, кроме  тех, которые предусмотрены  законом и  необходимы  в   демократическом  обществе  в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в  целях предотвращения беспорядков и преступности».
      Суммируя вышесказанное, можно  сделать следующие выводы.
      Содержание законодательства об  общественных  объединениях  Российской  Федерации в целом соответствует   международным  стандартам  и   механизмам  в области обеспечения   политических  прав   человека.  В  силу  этого  оно   не вступает в противоречие с международными  обязательствами  России  в  данной сфере  (в  частности,  с  положениями  Европейского   комитета   по   правам человека),  а,  напротив,  дополняет  и  детализирует  их,   вводя   понятие «политической партии».
      Вместе  с  тем  следует   признать   слабую   разработку   в   текущем
законодательстве  РФ  спектра  политических  прав  и  свобод  граждан.  Важно отметить,  что  они  не  нашли  должного  отражения,  в  первую  очередь,  в действующей Конституции РФ.
      Это особенно  актуально  в   свете  статьи  4  Федерального  закона  «О
политических  партиях»:  «Деятельность  политических   партий   регулируется Конституцией   Российской   Федерации,   настоящим   Федеральным    законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами».
      В этом смысле, при отсутствии  даже упоминания о политических  партиях в Конституции  страны,  настоящий  закон  призван   восполнить   образовавшийся вакуум  в нормативном оформлении права  граждан на объединение. Вместе  с  тем, в  связи  с   образовавшимися  пробелами   в  тексте  конституции,   возникает необходимость внесения  в  нее  соответствующих   поправок.  Однако  аналитики сходятся  во  мнении,  что  действующий   механизм   внесения   поправок   в Конституцию РФ практически  не реализуем. Но нельзя забывать, что  чрезмерная
регламентация,  усложненность  процедуры  легализации  политических   партий ведут к  недопустимому ограничению свободы  объединения.
      «И хотя нет  и  не  может   быть  единой  модели,  общим   должно  стать
требование  ее соответствия разумному балансу  между  свободой  объединения  и конкретно  обусловленной  необходимостью  ее   ограничения».   А   такая тенденция прослеживается в действующем законодательстве.  

Создание  и ликвидация политических партий 

      Важнейшим конституционным правом  граждан в демократическом государстве  является право на объединение,  то есть право свободно  создавать   различного рода объединения,  присоединятся  к  ним   и  выходить  из  них.  Политические  партии  -  это   добровольное   объединение   граждан,   которые   реализуют принадлежащее им право   на  объединение.  Но  оно   может  быть  осуществлено только  в  коллективной  форме  и,  следовательно,   одновременно   является коллективным правом, правом  группы  граждан.  Именно  в   этом  смысле  можно говорить  о  свободе  образования   и   деятельности   как    особом   праве политических  партий.
      Свобода  образования  и   деятельности  политических  партий  в  России
конституционно  признанна.  Возникает,  однако,  важный  в  теоретическом  и  практическом плане вопрос, является ли эта свобода абсолютной или  она  может быть в той или  иной мере ограничена. В современной  конституционной  доктрине по  вопросу  о  свободе  образования  политических  партий  существуют   две противоположные  точки зрения. Сторонники радикального  либерализма  считают,
что эта  свобода должна  быть  абсолютной,  ибо  любое  ограничение  означает отрицание  демократии.  Другие,   рассматривая   многопартийность,   свободу образования политических партий как  неотъемлемый  признак  демократического правового государства, вместе  с  тем  отстаивают  право  этого  государства защищать  демократический  конституционный  строй.   «Следовательно,   перед демократическим государством стоит задача правильно определить эти  границы,
то есть соблюсти  разумный  баланс  между  свободой  политических  партий  и требованиями защиты демократии»[32]
      14 июля 2001 г. опубликован и вступил   в  силу  Федеральный  закон  "О
политических  партиях".  Таким  образом,  сделан  существенный  шаг  на  пути решения,  на  мой   взгляд,   важнейшей   общественно-политической   задачи, связанной с более четким определением роли политических партий  и  их  места среди институтов гражданского общества.
      Положен предел дроблению   политических  сил,  искусственному  созданию множества "карликовых"  политических  объединений,  партий  -  "однодневок". Разве  не  показательно,  что   сегодня   только   на   федеральном   уровне  зарегистрировано 58 политических  партий, 36 политических организаций   и  105
политических  движения? А в регионах статистика еще более  впечатляющая.  Там  политические объединения исчисляются  уже тысячами.
      «Министерство юстиции РФ самым   непосредственным  и  активным  образом участвовало в подготовке  законопроекта. Там накоплен большой  опыт работы  по регистрации   общественных   политических   объединений   и   контролю    за соответствием их деятельности  уставным целям».  Это  нашло   отражение  в
новом Федеральном законе.
      Законом  устанавливаются   требования,  предъявляемые  к   политическим
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.