На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

 
     В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.
       На фоне пьянства и алкоголизации  населения, официальной статистикой  зафиксировано увеличение насильственных  преступлений против личности.1
     На  данный момент ежегодно совершается  от 2 до 3 млн. преступлений.
     Увеличение  преступности в России явилось неприятной неожиданностью для демократических  сил, пришедших к власти. Социальные изменения, которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения. Те, кто не преуспел в приспособлении к новой ситуации, пополняют группы маргиналов, криминальная активность которых выше чем в других группах, а наше современное Российское общество практически полностью состоит из маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. Об этом наглядно свидетельствует статистика. Так с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239 % .2
     Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление, отбывая наказание.3
     Тюрьмы  и колонии переполнены, они являются рассадниками различных ”социальных” болезней. За последние пять лет  уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в Исправительно-трудовых учреждениях (далее ИТУ) увеличился в шесть раз.
     Повсеместно происходит нарушение прав и свобод, заключенных со стороны персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на  нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления отмеченной “теоретической недостаточности” наладить эффективную работу пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ

1.1. Характеристика современной

Российской  пенитенциарной системы

     Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать характеристику современной Российской пенитенциарной системы.
     В системе пенитенциарных учреждений РФ на 1998г. находилось 742 исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413 тюрем и 191 следственный изолятор, в которых в общей сложности находилось на 1 июля 1998г. 1017814 человек.4 “Видами исправительных учреждений [ст. 74 УИК РФ] являются:
     Исправительные  и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых осужденных [см. Приложение 1]. Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных.
     Систему пенитенциарных учреждений определяет классификация осужденных к лишению  свободы.
     Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и  особо опасный рецидив преступлений.
     “Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, переведенные из  ИТК общего и строгого режима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК.
     Тюрьмы  бывают особого и строгого режима.
     В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими  21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в колониях усиленного режима”.
     Таким образом, все вышеперечисленные  учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ.
     В пенитенциарных учреждениях стоит  острый вопрос об обеспечении заключенных  необходимыми средствами к существованию. В этих условиях очень высока заболеваемость и смертность заключенных; так, например, в 1995 году уровень заболеваемости туберкулезом на воле был 57,8 человек на 100000 населения, а в уголовно-исполнительной системе – 2481 человек, тогда как уровень смертности на воле был 14,4 человек на 100000 населения, в пенитенциарной системе – 201,54 человек на 100000 .5 Проблемами реформирования пенитенциарной системы перестает быть сугубо тюремной. Мировая общественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных учреждений в России. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросы образования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и зачастую вопреки желаниям осужденных; с другой – в России существует излишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним. Ограничения прав и свобод, заключенных недопустимы с позиций гуманизма и правового государства. Применение репрессивно-карательных мер в большом количестве, повсеместное физическое, психическое и моральное насилие над личностью осужденного. Основой советской пенитенциарной политики был исправительно-трудовой аспект. Осужденные рассматривались, прежде всего, как дешевая рабочая сила. Пенитенциарная политика исходила из приоритета государства и общества, а интересы личности рассматривались лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности.
     Деятельность  исправительно-трудовых учреждений направлена на формирование образа “ идеального” заключенного, а не на исправление осужденного В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных. Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФ ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных. Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ побывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества.  Для вывода пенитенциарной системы из кризиса необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, “ лечение “ социально запущенных заключенных.6
     По  нашему мнению, такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания.
1.2. Теоретическое обоснование  деятельности  социальных работников в пенитенциарной сфере .
     Наиболее  интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е. годы XXв. На современном этапе развития социальной работы в России большое значение имеет разработка ее теоретических основ.
     Существует  несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно  свести к трем основным:
     1)Психолого-ориентированная
     2)Социолого-ориентированная
     3)Комплексно-ориентированная
     Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. « В преступниках видят только «монстров». Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами».7 Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты. Правонарушение – одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и в морально-этической сфере. «Существует так называемая девиантная субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом».8 Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. По нашему мнению теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям. На наш взгляд наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере,  в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников
     Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные,  усилиями одного МВД РФ невозможно. Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарной социальной работы, возможно, обращение  к международному опыту. В странах Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически “ подкован “. Однако при этом следует учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе современной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.
     Перспективы развития социальной работы в пенитенциарной сфере в нашей стране очень  велики, так как пенитенциарная социальная работа соединяет в себе знания из различных отраслей наук об обществе и человеке, ведь, как известно социальная работа носит междисциплинарный характер позволяющий использовать в своей деятельности методики различных наук. В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер, позволяющий максимально точно и правильно рассмотреть проблему каждого клиента и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы, чего не может сделать ни психология, рассматривающая только психологические аспекты, ни право рассматривающее только правовую сторону проблемы.
     Социальная  работа позволяет увидеть весь спектр условий необходимых для помощи клиенту.
     Институт  пенитенциарной социальной работы важен  еще и потому, что зачастую, человек  находящийся на воле может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент как только этого пожелает, осужденный в силу  существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью. Таким образом, можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль в обеспечении необходимыми условиями людей находящихся в местах лишения свободы, то есть в пенитенциарной системе РФ

2. Принципы деятельности  социального работника  в пенитенциарной  сфере 

     Можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной сфере обладает несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость.
     Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом.9 Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в реальности.
     Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость - один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться  в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.
     Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника. Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: ”человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). В соответствии с ч.2 ст.21 Основного Закона, “никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию”. Принцип гуманизма отражен в ст.7 УК РФ: ”Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства”. По нашему мнению гуманизм в отношении к преступнику означает прежде всего “человеческое” отношение государства и общества к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможным направлениям послаблений для осужденных при исполнении наказания.  Гуманизм – это отказ от так называемого “функционального” подхода к осужденному,  когда он рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и.т.п. целей.10 Гуманизм- это прежде всего признание возможности каждого осужденного вернуться к законопослушной жизни в обществе, это  признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с “ низшим существом” мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к осужденному, мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду специфических особенностей его профессиональной деятельности.
      

3. Функции социального  работника в пенитенциарных  учреждениях РФ:

      

     В пенитенциарных учреждениях важнейшие  функции социальных работников состоят  в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных, которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это, прежде всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.
     Одна  из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных – инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным  в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста.
     Исполнение  наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством.
     Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания11. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство осужденных – инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей.
     В отношении 37,8 % осужденных медицинское  заключение об инвалидности было сделано  в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников, либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии.12
     Таким образом, рассмотрев только одну категорию  объектов помощи, мы наблюдаем то какие разнообразные и многочисленные функции должен исполнять социальный работник в пенитенциарной системе. На современном этапе развития пенитенциарной системы существует особенность деятельности социальных работников, которая заключается в том что, социальный работник должен взять на себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе.
     То  есть можно сделать небольшой  вывод о том, что функции пенитенциарного  социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении  быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала. Однако основополагающими на наш взгляд являются следующие:
    Правовая помощь и поддержка осужденных
    Психолого-педагогическая диагностика личности осужденного
    Разработка совместно с администрацией ИТУ программ социально-психологической и профессиональной реабилитации осужденных
    Адаптация осужденных к среде ИТУ.

4. Основные направления  деятельности  социального  работника в пенитенциарной  системе.

  В теории  принято выделять два основных  аспекта социальной работы в пенитенциарной сфере: правовой и психологический. Рассмотрим каждый из них.

4.1. Правовой аспект  социальной работы  в пенитенциарных  учреждениях:

     Одной из функций социального работника  в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных. За годы существования Советской пенитенциарной системы у персонала и администрации исправительных учреждений создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденных нарушались вопреки существующему законодательству, очень часто заключенные использовались в качестве бесплатной рабочей силы, однако “труд заключенных не является самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены как обычные. Ибо труд является не наказанием или средством уменьшения расходов на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализиции осужденных. Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду, но надо помнить, что труд всегда менее эффективен чем образование об этом свидетельствует практический пенитенциарный опыт. Повсеместно в Российской пенитенциарной системе не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных. Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношения осужденных и общества. Ведь наказывается человек, лишением свободы, а не лишением условий к нормальному существованию. В тоже время нельзя утверждать о том, что никакие меры не принимаются. Одобрена концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы, существует программа строительства тюрем и следственных изоляторов, но в реальности все состояние дел глубоко отличается от законодательно закрепленного. Так в соответствии со статьей 51 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. В исправительных центрах регламентация большинства указанных направлений материально-бытового обеспечения осуществляется на основе норм общего законодательства РФ. Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь социального работника, который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения и обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы , при несоблюдении этих норм социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям. Также социальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного. В обязанности социальных работников  входит также подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (по возможности) или постановка на учет в центре занятости. Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными, не имеющими никакой специальности получение начального профессионального образования или профессиональной подготовки. Социальный работник обязан контролировать выполнение условий по отношению к осужденному, а также следить за выполнением права осужденного на пенсию по старости, инвалидности, потере кормильца и других оговоренных законом случаях. Без каких- либо дискриминаций в отношении к осужденным.
     В функции социального работника  также входит контроль за медицинским  обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать больным необходимые условия для лечения.
     В соответствии с действующим законодательством, которое гласит: “Осужденным, отбывающим, ограничение свободы гарантируется право на охрану здоровья, включая получение медицинской помощи (ч. 6 ст. 12 УИК). Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993г. “Об охране здоровья граждан”.13
     Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия.
     Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими  функций наблюдателей, “адвокатов”, администраторов, контролеров и социальных посредников.

4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях: 

     В деятельности пенитенциарного социального  работника, чрезвычайно важны психологические  методы. Как известно, человек, впервые  попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых  мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение. Функции социального работника заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных психологических методик, заключение о личности на основе полученных данных и разработка совместно с администрацией ИТУ программ перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным. Также социальные работники должны организовывать свободное время осужденных. По нашему мнению наиболее правильно описывает задачи воспитательного воздействия во время досуга Г. Й. Шнайдер, Он говорит о том, что: “задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к тому,  чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. Свободное время в тюрьме не должно оставаться “ объектом убийства” или использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий к новым преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурный уровень осужденных. Известно, что успешная культурная ориентация заключенных уменьшает тягу к рецидиву. Правильно организованный досуг способствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению физических и психических сил человека. Досуг играет важную роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, он разрушает монотонность и однообразие тюрьмы, а одиночество и несамостоятельность заключенных действуют на  них угнетающе”.14 Также, социальные работники должны проводить работу по адаптации личности в заключении, способствовать формированию у него максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических аутотренингов. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений.
     Основой подхода социальных работников к  психологическому взаимодействию с  осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или  системность, предполагающая комплексный  подход, сочетающий в себе различные методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности - это система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер направленных на получение всесторонне полного анализа сведений характеризующих личность осужденного с целью наиболее эффективного применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование его поведения. То есть, психологические методы социальной работы должны использовать системный подход в изучении проблем стоящих перед социальной работой в пенитенциарных учреждениях.15
     Основными направлениями психологической  пенитенциарной социальной работы должны стать:
1) Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”.
2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.
3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.
    Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы.
     Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так например существует множество  методов изучения личности преступника.
     По  мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.) “Изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом”.16
     В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут включать в себя:
    Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные.
    Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического развития и другие индивидуальные качества.
    Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и материальные условия.
    Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и производственного коллективов.
    Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизненные цели и ценностные ориентации субъекта.
    Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе
    Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.17
     На  наш взгляд, данный перечень на настоящий  момент можно дополнить несколькими  характеристиками. Это может быть: отношение к какой-либо религии, данные из личных документов (анализ дневников, писем и др.)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.