На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему:
«Деятельность граждан в системе местного самоуправления: представительный орган поселения» 
 

                  Выполнила:
                  студента 533  группы факультета ГМУ
                  Карпенкова  Ю.В. 
                   

                  Научный руководитель:
                  доцент, к.п.н.
                  Нужнова Светлана Львовна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Ростов-на-Дону, 2011 

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Основные понятия  системы местного самоуправления. 5
1.1. Понятие местного самоуправления. 5
1.2. Организационные  формы осуществления  местного самоуправления 9
Глава 2. Представительный орган местного самоуправления 14
2.1. Порядок формирования. 14
2.2. Компетенция 14
2.3. Депутат представительного  органа. 18
Заключение 21
Список  использованной литературы 36 

 


Введение

    В Конституции РФ говориться: «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12)1. Местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно.
    Современное самоуправление в России находится на стадии становления. И этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет довольно динамично и продолжается сегодня.
    Предметом данной курсовой работы является представительный орган поселения.
    А объектом - местное самоуправление как институт публичной власти на местах.
    Несмотря  на довольно долгий срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент Российской Федерации.
    При рассмотрении актуальности темы данной курсовой работы нельзя не обратить внимания на конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления2:
      право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);
      право участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32);
      право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);
      право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);
      право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).
    То  есть здесь мы видим довольно широкий  спектр конституционных прав граждан  Российской Федерации, которые служат основой для законодательства в  данной сфере. Это особенно показательно в рамках заявленного постперестроечными реформаторами курса к демократическому государству и гражданскому обществу.
    Одной из задач данной работы является показать, какие же гарантии и ответственность  со стороны органов и должностных  лиц местного самоуправления существуют в отношении, в том числе, и  населения муниципального образования.
    Также среди задач курсовой работы можно  выделить следующие:
    - изучение понятия и явления местного самоуправления в целом;
    - выявление общих характеристик местного самоуправления в России;
    - исследование организации местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Целью данной курсовой работы является анализ деятельности и организации местной публичной власти и изучение различных аспектов местного самоуправления.
    При написании курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены нормативно-правовые акты, такие как: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Уставы муниципальных образований. Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.
 

Глава 1. Основные понятия  системы местного самоуправления.

1.1. Понятие местного самоуправления.

    Интересным  является трактовка понятия местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления (ст. 3). Здесь  «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных  дел и управлять ею, действуя в  рамках закона, под свою ответственность  и в интересах местного населения». Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления не предусматривает градацию вопросов ведения на вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартией определяется, что вопросы местного значения являются частью «государственных дел». В этом особенность понятия местного самоуправления, даваемого в настоящем документе. Отметим также, что Европейская хартия местного самоуправления «в свое время послужила ориентиром формирования национального законодательства в этой сфере, включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»3.
    Местное самоуправление в России имеет давнюю историю. Земские учреждения существовали с середины XIX века. В их ведении  находились управление имуществом, капиталами, денежными сборами и благотворительными заведениями земств, устройство и  содержание земских зданий, путей  сообщения, обеспечение продовольствием, развитие местной торговли и промышленности, попечительство народного образования  и здравоохранения, воинское и гражданское  управление. "Земским положением" (1864 г.) земская и городская власть была отделена от государственной.
    Это в царской России. А в советский  период нашей истории столь явной  автономии власти на местах не было. Как уже было сказано выше, в  Союзе ССР власть в городах, районах  городов и прочих населённых пунктах  была частью государственной власти. Статья 1 закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР» гласит, что «городской, районный в городе Совет народных депутатов как орган государственной власти в городе, городском районе решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета». Отметим также, что «Советы рабочих и солдатских депутатов, родившиеся в ходе Февральской революции, были выборными органами трудящихся масс»4. То есть они изначально были своеобразными органами публичной власти на местах. Это особенно соответствует марксистско-ленинскому определению публичной власти как «политической власти господствующего класса». Особенность Советов народных депутатов в данном случае состояла в том, что руководствовались они в своей деятельности помимо законов, действующих на территории СССР, «постановлениями и иными актами Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, указами и постановлениями Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, решениями вышестоящих Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов» (Закон РСФСР от 29 июля 1971 года «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР», ст. 3).
    Таким образом, статья 3 выше упомянутого  закона подтверждает, что Советы народных депутатов местного уровня были частью системы государственных органов  управления страной.
    Сегодня подходы к определению и реализации местного самоуправления несколько  изменились. «Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995г., ст. 2). Таким образом, здесь прослеживаются следующие отличия от принципов советского законодательства в вопросе определения власти на местах:
      В новом законодательстве говорится о самостоятельности деятельности местных властей;
      В основу этой деятельности ложатся не «государственные интересы» (помимо интересов граждан), но «исторические и иные местные традиции».
    Очевидно, что такие изменения в законодательстве кардинально меняют не просто подходы  к управлению всеми сферами жизни  муниципального образования, но и позволяют (руководствуясь в первую очередь  не «государственными интересами», а «историческими и иными местными традициями») наиболее полно учитывать местные особенности и, соответственно, наиболее эффективно их использовать. При этом нельзя не отметить, что использовать специфику местности руководство соответствующей территории будет в интересах (на основе нового законодательства) местного сообщества и самого муниципального образования. А это, в свою очередь, должно способствовать экономическому росту на местах.
    В.С. Вобленко в учебном пособии «Основы местного самоуправления» выделяет четыре этапа становления самоуправления в России 90-х годов. Исходя из основного содержания событий рассматриваемого периода, по Вобленко, можно выделить следующие этапы:
      «Юридическое признание самоуправления и его специфической роли в государстве с многоукладной экономикой»5,
      «Политическое признание самоуправления и начало формирования его экономических предпосылок»6
      «Реформа представительной власти мест и субъектов Федерации»7, борьба центра и мест за экономическую самостоятельность,
      «Местные органы власти перешли к экономической работе по формированию собственного муниципального хозяйства»8.
    При описании данных этапов Вобленко указывает на то, что Б.Н. Ельцин был среди немногих, кто смог вовремя заметить стремление власти на местах к большей самостоятельности. Видимо, благодаря позиции центральной власти, поощряющей такое стремление, сформировалась существующая сегодня вполне самостоятельная система местного самоуправления. Тем не менее, нельзя не указать на следующий существенный аспект вновь сформированной системы самоуправления. Президентская сторона, отмечает Вобленко С.В., стремилась построить (на всех уровнях власти) систему «с монопольной ролью исполнительной ветви»9. Такое же преобладание исполнительной ветви власти не обошло стороной и местный уровень.
 


1.2. Организационные  формы осуществления  местного самоуправления

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
    Основу  организации власти на местах составляют выборные представительные органы и  выборные должностные лица местного самоуправления. Выборный представительный орган местного самоуправления по предложению  администрации утверждает местный  бюджет, вводит или отменяет местные  налоги и сборы, а также принимает  положение (устав) о местном самоуправлении, контролирует деятельность главы местного самоуправления. Остальные полномочия, предусмотренные законом, реализует  местная администрация. Глава администрации  вправе выносить на референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях представительного  органа; «через   образуемые   им   органы  местного самоуправления управляет муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами  муниципальной собственности», разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение; может являться членом представительного органа местного самоуправления. «Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования». Также глава администрации муниципального образования (или другое выборное должностное лицо местного самоуправления) подотчётен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления (в соответствии с уставом муниципального образования).
    Данное  положение вещей свидетельствует  об упоминаемом выше преобладании исполнительной ветви власти на местах. Это подтверждается тем, что администрация муниципального образования в лице своего главы  «управляет муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами  муниципальной собственности». То есть концентрирует в своих руках  экономические рычаги управления муниципальным  образованиям, которые являются наиболее важными, ведь в основе любого управленческого  решения с точки зрения теории управления лежат ресурсы, в особенности  финансовые.
    Помимо  выборных представительных органов  и выборных должностных лиц местного самоуправления законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается наличие «иных» органов и должностных лиц местного самоуправления. Они могут быть предусмотрены уставом муниципального образования, на основе которого включаются в систему местной власти данного территориального образования. Эта же статья закона воспрещает образование «иных» органов и назначение «иных» должностных лиц органами государственной власти и государственными должностными лицами. Отметим также, что данные органы и должностные лица могут вводиться для управления материальными ресурсами соответствующей территории и управления муниципальным образованием с помощью этих ресурсов. Так как инициатива разработки положения (устава) муниципального образования принадлежит исполнительной ветви местной власти, а также в вопросах создания «иных» органов и введения «иных» должностных лиц местного самоуправления местные власти самостоятельны и не зависят от государственной, то на лицо их преимущество в использовании так называемого «административного ресурса».
    Таким образом, очевиден уклон в распределении  полномочий среди различных ветвей власти на местном уровне в сторону  исполнительных органов местного самоуправления (с точки зрения законодательства).
    «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (Конституция РФ, ст. 15)10. Данная конституционная норма является основой юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом».
    «Ответственность  перед населением муниципального образования  по существу является политико-юридической  ответственностью избранных лиц  перед избирателями и реализуется  путем их отзыва в результате утраты доверия». Под основаниями же «утраты доверия» разные источники понимают от совершения уголовного преступления до отказа от приема граждан.
    В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также говорится, что наступление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления «определяются уставами муниципальных образований». То есть вопросы ответственности органов (должностных лиц) местного самоуправления перед населением (в том числе отзыв депутата соответствующего представительного органа) федеральным законодательством практически не регулируются.
    Отметим также, что должностные лица местного самоуправления несут ответственность  перед представительными органами местного самоуправления (она определяется исключительными полномочиями представительных органов в решении наиболее важных вопросов жизнедеятельности муниципальных образований). Это также форма ответственности должностных лиц перед населением, поскольку представительный орган состоит из избранников граждан-избирателей данного муниципального образования.
    Еще одна разновидность ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением связана с реализацией контрольных  функций сходов (собраний) граждан. Деятельность их следует оценивать  как деятельность органа, «непосредственно осуществляющего полномочия представительной власти».
    Ответственность органов и должностных лиц  местного самоуправления перед государством базируется на статьях 12 и 15 Конституции  Российской Федерации, т.е. на признании  самостоятельности местного самоуправления «в пределах своих полномочий» и  обязанности местных властей  соблюдать законы.
    Закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает процедуру  реализации ответственности, включающую судебную оценку факта нарушения  местной властью Конституции  РФ и федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов  Федерации и уставов муниципальных  образований. Затем следует принятие закона субъекта Федерации о прекращении  полномочий органа или выборного  должностного лица местного самоуправления и назначение новых выборов. Нельзя не заметить, что закон устанавливает  ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления за нарушения, различные по своей природе; за нарушение  действующего законодательства, а также  за неисполнение отдельных государственных полномочий.
    Отметим также, что применение мер ответственности  органа и выборного должностного лица базируется на заключении суда областного звена о признании несоответствия их деятельности Конституции РФ и действующему законодательству. Это является довольно весомым обстоятельством: данная норма соответствует заявленной в Конституции самостоятельности местного самоуправления и способствует ее реализации.
    Ответственность перед физическими лицами, прежде всего, связана с обязанностью органов  и должностных лиц местного самоуправления соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина. Наиболее действенный способ восстановления нарушенных прав – обращение в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Другие проблемы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами регулируются нормами гражданского законодательства и разрешаются в общеустановленном порядке, путем обращения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
    Таким образом, видно, что ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед физическими  и юридическими лицами федеральными законами как некая специфическая  форма ответственности не прописана.
 


Глава 2. Представительный орган местного самоуправления

2.1. Порядок формирования.

    Представительный  орган местного самоуправления –  это выборный коллегиальный орган  местного самоуправления, обладающий правами юридического лица, состоящий  из представителей населения (депутатов), количество и срок полномочий которых  определяется в уставе муниципального образования в соответствии с  федеральным законом.11
     В соответствии с требованием Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структура и порядок формирования органов местного самоуправления, а так же срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц должны определяться уставом муниципального образования.
     Структура представительного органа муниципального образования характеризует численный  состав представительного органа, его  внутреннее строение и устройство и, как правило, получает свою конкретизацию  в регламентах, которые принимаются  представительными органами.
     Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, не может быть менее:
     7 человек - при численности населения  менее 1000 человек;
     10 человек - при численности населения  от 1000 до 10 000 человек;
     15 человек - при численности населения  от 10 000 до 30 000 человек;
     20 человек - при численности населения  от 30 000 до 100 000 человек;
     25 человек - при численности населения  от 100 000 до 500 000 человек;
     35 человек - при численности населения  свыше 500 000 человек.
     Представительный  орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.12 Для представительных органов муниципальных районов минимальная численность их депутатов не может быть менее 15 человек, городов федерального значения – менее 10.
     Глава муниципального образования, может  входить в состав представительного  органа с правом решающего голоса и, как правило, он является председателем  представительного органа.
     Уставами  муниципального образования может  быть предусмотрено избрание заместителя (или нескольких заместителей) председателя представительного органа.
     Структура представительного органа включает также формируемые представительным органом его внутренние рабочие, вспомогательные органы.13 Такие, как, совет представительного органа, совет думы и т.д., которые осуществляют предварительное рассмотрение организационных и иных вопросов, связанных с деятельностью представительного органа.
     Представительный  орган образует постоянные и временные  комиссии (комитеты). Постоянные комиссии представительного органа формируются  из числа депутатов на срок его  полномочий. Постоянные комиссии избирают из своего состава председателя и  заместителей. Кандидатура председателя утверждается представительным органом. Перечень и наименование постоянных комиссий определяется решением представительного  органа.
     Временные комиссии могут создаваться представительным органом по любым вопросам своей  деятельности. Задачи, состав, полномочия и порядок их работы определяются представительным органом при образовании  временных комиссий. В состав временных  комиссий могут входить лица не являющиеся депутатами.
     Наряду  с временными комиссиями представительные органы могут создавать временные  рабочие группы для реализации конкретных задач. Их состав также не ограничивается только депутатами.
     В представительном органе могут формироваться  депутатские объединения. Все они  обладают равными правами. Внутренняя деятельность таких объединений  организуется ими самостоятельно. Депутатские  объединения работают во взаимодействии с постоянными комиссиями.
     Представительный  орган может иметь свой аппарат, осуществляющий организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное  обеспечение его деятельности. Аппарат  оказывает помощь постоянным комиссиям  представительного органа и депутатам.
     Представительные  органы формируются путем избрания депутатов в представительные органы на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.
     Закон допускает возможность формирования представительного органа муниципального района путем вхождения в него по должности глав поселений, находящихся  на территории муниципального района, и избрания представительными органами данных поселений депутатов из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения  поселения, нормой представительства.
     Срок  полномочия представительного органа не может быть менее двух лет и  более пяти лет. В соответствии с  Федеральным законом 2003 г. полномочия представительного органа независимо от порядка его формирования могут быть прекращены в случаях:
     а) наступления ответственности перед  государством (ст. 73)14;
     б) принятием представительным органом  решения о самороспуске;
     в) вступления в силу решения суда субъекта Федерации, о неправомочности данного  состава депутатов представительного  органа, в т.ч. в связи со сложением  депутатами своих полномочий;
     г) преобразования муниципального образования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.