Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформирование естественных монополий в современной России: цели, формы, ожидаемые результаты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО «Вятская государственная  сельскохозяйственная академия»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  экономической теории 
 
 

«Реформирование естественных монополий в современной России: цели, формы, ожидаемые результаты» 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил (а): Гвоздева А.В. группа Б-220 
                 

      Руководитель: Гагаринов В.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Киров 2008
План:
Введение 
1. Сущность естественной монополии.
      1.1Виды  монополий.
      1.2 Понятие естественной монополии и её признаки.
      1.3 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии
      1.4 Ценообразование в условиях естественной  монополии.
      1.5 Роль естественной монополии в экономике страны.
2.  Реформирование  естественных монополий в современной России:
     2.1 Реформа в электроэнергетике
     2.2  Реформирование в газовой отрасли
     2.3 Реформа железнодорожного транспорта
Заключение 
Литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность естественной монополии. 

1.1 Виды монополий. 

        Монополия – тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это – монопсония. Монопсонией может являться государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Рассматривая модель монополии, предположим, что не существует диверсификации цен – продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продаёт по единой цене.
    К основным признакам  монополии следует  отнести следующие:
      На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
      Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
      Фирма –монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену».
      Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.
      Имеются ограничения в доступности информации, например технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.
   Различают следующие виды монополий:
      Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объёма продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии – экономия от масштаба производства. Если бы отрасли
 
          
   Монополия — фирма,  единственный  поставщик  продукта,  не  имеющего
   близких  товаров-заменителей.  Фирма  обладает монополией,   если   она   —
   единственный  поставщик продукта, не  имеющего  близких  товаров-заменителей. Основная причина  возникновения  монополии  —  барьеры  на  входе  в  рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в  конкуренцию  с  монополистом.
   Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:
          • Ключевым ресурсом производства  владеет единственная фирма.
          • Правительство предоставило  исключительные  права  на  производство
   некоторой продукции одной фирме.[17,320]
          •  Издержки  производства  таковы,  что  максимальная   эффективность
   производства  возможна при наличии на рынке  единственного производителя.
   Вид монополий  зависит от рыночной структуры и  формы конкуренции.
   Существуют  разные виды монополий, которые можно классифицировать  на три основных:  административная, экономическая и естественная.
         Административная    монополия    возникает    вследствие     действий
государственных органов.  С  одной  стороны,  это  предоставление  отдельным
фирмам  исключительного права на выполнение определенного рода  деятельности. С  другой  стороны,  это  организационные  структуры   для   государственных предприятий,  когда  они  объединяются   и   подчиняются   разным   главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь,  как  правило,  группируются  предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке,  как  один  хозяйственный  субъект  и между ними не существует конкуренции.  Экономика  бывшего  Советского  Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире.  Доминирующей  там была именно  административная  монополия,  прежде  всего   монополия   всесильных
министерств  и  ведомств.  Более  того,  существовала  абсолютная  монополия
государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась  на господствующей государственной собственности на средства производства.
       Экономическая  монополия  является  наиболее   распространенной.   Ее
появление обусловлено экономическими причинами, она  развивается  на  основе закономерностей  хозяйственного  развития.  Речь  идет  о  предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К  нему  ведут  два пути.  Первый  заключается  в  успешном  развитии  предприятия,   постоянном увеличении  его  масштабов  путем  концентрации  капитала.   Второй   (более быстрый) основывается на  процессах  централизации  капиталов,  то  есть  на добровольном объединении или  поглощении  победителями  банкротов.  Тем  или иным путем или при помощи  обеих,  предприятие  достигает  таких  масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
       Естественная монополия возникает вследствие объективных причин.  Она
отражает  ситуацию,  когда  спрос  на  данный   товар   в   лучшей   степени
удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В  ее  основе  особенности
технологий  производства  и  обслуживания  потребителей.  Здесь  конкуренция
невозможна  или  нежелательна.  Примером  могут  служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.  В  этих  отраслях  существует  ограниченное количество,  если  не  единственное  национальное  предприятие,  и  поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. [16,156] 

1.2 Понятие естественной  монополии и её  признаки. 

     Естественные  монополии имеют огромную социальную значимость, от которой зависит благосостояние граждан в целом.
     По  мере углубления процессов реформирования естественных монополий их классическая трактовка в категориях несовершенной  конкуренции претерпевает существенные изменения, приобретая всё более  сложную структуру.  Так же до сравнительно недавнего времени естественная монополия признавалась ‘частным случаем монополистической фирмы, для которой средние издержки являются убывающей функцией объёма продаж (выпуска)при любых их уровнях вплоть до полного насыщения рыночного спроса.’[дерябина].  Другими словами можно сказать, что существование естественных монополий экономически обусловлено минимизацией общественных издержек.
     Само  понятие естественной монополии  считается известным и легализованным в нашей стране с момента выхода 17.08.1995г. федерального закона «О естественных монополиях». К настоящему времени разработаны, официально утверждены и приняты к исполнению концептуальные и программные документы о структурных социально-экономических преобразованиях в сферах естественной монополии.
    Согласно  ст.3 федерального закона, “естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров”.
    Это определение отражало представление  в нашей стране ко времени выхода закона о монополии – как «естественной», так и «неестественной». Важнейшей  характеристикой для отнесения  рынка к естественно-монопольному является существенное понижение средних издержек производства по мере  роста выпуска. Но  чтобы определить естественную монополию этого свойства не достаточно.
    “В рамках же современной теории определение естественной монополии строиться следующим образом. Пусть все действующие на отраслевом рынке фирмы имеют доступ к одним и тем же технологиям и соответственно одинаковый вид зависимостей совокупных производственных издержек от объёмов выпуска при оптимальном использовании всех ресурсов (оптимальных технологиях). При этом существенно, что видов выпускаемой продукции (услуг) может быть несколько, т.е. имеется возможность рассматривать фирмы не только как однопродуктовые, но и как много продуктовые; именно такой уровень агрегации представления отрасли, когда в расчетах можно учесть реальную диверсификацию выпуска, открывает дополнительную возможность оптимизации структуры производства. Предполагается, что объемы выпуска обусловлены известными для данной отрасли кривыми спроса. При таком описании отраслевой рынок может быть отнесён к естественной монополии, если для любых допустимых объёмов выпуска, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, будет минимальной, если отрасль состоит из одной единственной фирмы. Такое свойство  функции издержек называется субаддитивностью; соответственно оно и подлежит проверке при выявлении сферы естественной монополии.”[белоусова, васильева, лившиц.]
     Проблемы  реструктуризации и реформирования естественных монополий связаны с их инфраструктурной составляющей. В институциональной структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько элементов:
     1) материально-транспортные сети, по  которым продукт поставляется потребителю (это, на пример, рельсы, трубы, линии электропередачи и т.д.).
     2) операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация).
     3) рынки, на которых происходит  согласование спроса и предложения  по услугам инфраструктурной  сети ( федеральный оптовый рынок электроэнергии мощности – ФОРЭМ, подконтрольный РАО “ЕЭС России”).
     4) непосредственно производство товаров  и услуг предприятиями, входящими  в состав естественной монополии. 
     Как можно видеть, три из четырёх элементов  выступают частью производственной инфраструктуры, поэтому понятие инфраструктурной отрасли употребляется как синоним естественной монополии. Естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении потребностей граждан в передвижении, электроэнергии, газоснабжении и т.п.
     В инфраструктурной отрасли можно выделить две составляющих: производство продукта (услуги) и сетевое обслуживание. Традиционно эти элементы рассматривались как ‘носители фундаментального свойства естественной монополии, когда функции издержек таковы, что при всех существующих уровнях спроса производство одной фирмы обходиться дешевле, чем конкуренция между двумя или более фирмами’[дерябина 105]. В настоящее время под влиянием технических и технологических новшеств, которые позволяют создавать независимые предприятия, действующие на конкурентной основе, подобные представления применительно к стадии производства стали “размываться”. Но сетевая стадия продолжает оставаться монопольной, а от сюда появляется возможность поддержания “своего” производителя и дискриминация других./  На стадии производства теряется выгода от конкуренции, а прибыль на монопольной сетевой стадии будет увеличиваться за счёт общества.   

    Основные  признаки естественных монополий:
    1) Производство продукции эффективнее  при отсутствии конкуренции из-за экономии на масштабе производства (трубопроводный транспорт, железные дороги). Минимизация общественных издержек достигается за счет того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производиться одной фирмой. Фактор экономии от масштаба абсолютно значим для монопродуктовых монополий ( в области водо-, газо-, теплоснабжении не разумно строить разные трубопроводы). Для многопродуктовых естественных монополий действует фактор экономии от разнообразия. Происходит в том случае, когда производство комплекса продуктов или услуг на единственном предприятии обходиться дешевле, чем производство каждого из них на специализированном предприятии (например, в железнодорожном транспорте невозможно существование раздельных путей для газо- и пассажироперевозок).  В настоящее время в экономике  сфера деятельности многопродуктовых монополий шире, поэтому значимость фактора экономии от масштаба постепенно снижается.
    2) наличие высоких барьеров для входа новых фирм в отрасль, при которых обществу выгоднее иметь лишь одну фирму. “Высота” упомянутых   барьеров определяется объёмом необходимых инвестиций, которые нужны для создания инфраструктурной сети. Эти вложения всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики, что обусловлено длительными сроками окупаемости, а так же высоким уровнем рисков и продолжительным периодом амортизации основных фондов, наличием многочисленных регулирующих органов в данной сфере деятельности. Издержки, связанные  со строительством  таких сооружений, столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится. Это признак не только естественной монополии, но и монополии в целом.
    3) важнейшим признаком естественной  монополии является отсутствие  близких субститутов её продукции. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив и ему приходиться покупать у монополиста  необходимую продукцию по той цене, которую он диктует. Спрос на эту продукцию является не эластичным по цене товара, потому что отсутствует возможность замены товара и услуг на равноценные. Этот признак позволяет монополии получать высокий монопольный доход, обусловленный не ростом эффективности, а путём завышения тарифов и цен на продукцию.
    4) общественная важность блага, соображения экономической выгоды для государства и населения, а так же национальной безопасности. Некоторые предприятия могут быть защищены от конкуренции по политическим мотивам для гарантирования стабильной доходности услуг, важных с позиции общественных интересов.
    5) сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяжённых в пространстве сетей, в том числе организационной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени.
1.3 Субъектный состав отношений на рынках естественной монополии:
 
    1. Субъекты естественной монополии - это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом - это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником «сетей» (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» прямо назывались коммерческие и некоммерческие организации как субъекты государственного регулирования. Таким образом, можно предположить, что субъектами естественных монополий могут быть и те, и другие.
    Руководитель субъекта естественной монополии - лицо, уполномоченное выступать от имени субъекта естественной монополии.
    2. Потребители - это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие «потребитель» здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ «О защите прав потребителей». 
 
 

    1.4 Ценообразование в условиях естественной монополии. 

    На  рисунке 1 показаны параметры издержек естественной монополии. Приведены  кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек спроса ( D )пересекает кривую долгосрочных средних издержек ( LAC ) в точке E2 , когда средние издержки всё ещё понижаются.
          Если отрасль –  естественная монополия, то выпуск продукции  и цена установятся на уровне Q 1 и P1 соответственно точке ( E), где пересекаются долгосрочные предельные издержки ( LMC) и предельный доход (MR), т.е. в условиях максимизации прибыли монополистом.
    Так как в этом положении цена (P1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль прямоугольника P1E1MPM , а цена значительно превышает предельные издержки.
    С точки зрения общества, оптимальная  деятельность отрасли соответствует  уровню точки E3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т.е. с кривой спроса D. Объёмы выпуска продукции ниже Q3 не эффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший  объём производства продукции ( кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса ( кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объёме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка E3 не может быть точкой долгосрочного равновесия , так как соответствующая ей цена ниже величины LAC, а не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли.
    Минимизация LAC на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов и отсутствия конкурентов  даже при увеличении спроса на товар  с D до D1.
    Экономия  на масштабе производства защищает естественные монополии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах. 







             

    Рисунок 1. Ценообразование  в условиях естественной монополии. 

    Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного  эффективного производителя, этот производитель приобретает огромную рыночную власть, назначая ценны, на много выше, а объём выпуска ниже оптимальной для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведёт к повышению цен в отраслях, использующих продукт той фирмы в качестве ресурса, т.е неэффективность естественного монополиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.
    ( учебник –курс экономической теории) 
 
 

    1.5 Роль естественных монополий
    .
     Для государства – естественные монополии  это важнейший бюджетообразующий  и структурообразующий фактор развития экономики. Они  являются стратегически  важными отраслями и играют особенную  роль в национальной безопасности страны, обеспечивая единое территориальное, экономическое и оборонное пространство государства.
     Естественные  монополисты способны существенно  влиять на экономический рост и увеличивать  его темпы (например, за счет стабильности в стоимости энергоресурсов, транспортных перевозок железной дорогой). Заключение долгосрочных соглашений между монополистами, “а так же их интеграция по производственной цепочке  предполагают создание основы для роста  внутреннего рынка  и повышения инвестиционной привлекательности экономики на мировом рынке”.(костенко 2008)
     Естественные  монополии, являясь крупнейшими  предприятиями в стране и производя  существенную часть ВВП в стране:
     - выступают в качестве крупнейших  потребителей продукции отраслей, обеспечивающих их функционирование. Обновление и развитие материально-технической базы естественных монополистов вызывает рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличивает число рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет.
     - играют стабилизирующую роль  в экономике.
     - оказывают определяющее значение  на выработку стратегической  линии поведения в средне- и  долгосрочной перспективах, используя  преимущества своего монопольного  положения на рынке, а так  же достаточно высокую устойчивость.
     Стратегическим  направлением развития естественных монополий является образование и развитие глобальных альянсов.
    Естественные  монополии – это целые комплексы, обеспечивающие всю страну необходимыми  товарами и услугами. Экономическая  безопасность страны и стабильность в экономике зависит от их акционирования. Влияние производственной инфраструктуры на общую экономическую ситуацию продолжает неуклонно расти.  Отрасли, такие как электроэнергетика, нефтедобывающая и газовая промышленность, трубопроводный и железнодорожный транспорт имеют удельный  вес в российской экономике. Основными естественными монополиями на федеральном уровне в России принято считать ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, “Железные дороги”, на локальном уровне  - предприятия, функционирующие в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). “На три естественные монополии ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России” и РАО “РЖД”, занимающие всего 4% рабочих и служащих, приходиться 13,5% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2000 г.” Три вышеуказанные монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п., но они вызывают интерес не столь часто.
    Современная ситуация на российском рынке такова, что роль естественных монополий  в экономике страны является доминирующей. Определённым агрегированным показателем  влияния естественных монополий  на экономику следует считать их вклад в инфляцию. По расчетам экспертов Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), вклад естественного монопольного сегмента в России в рост индекса потребительских цен составляет не менее 1/3. [костенко 2008] 
    Особая роль естественных монополий обусловлена целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природный, климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обуславливают необходимость организации огромной территории России в единое целое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные инфраструктурные предприятия естественных монополий, приобретая государствообразующий характер в условиях России, выступая связующим звеном национальной экономики и государства. [костенко 2008]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реформирование  естественных монополий  в современной  России.
 
     Ещё в 1990-е годы во многих странах осуществлялись фундаментальные преобразования в ряде отраслей, традиционно находившихся в государственной или муниципальной собственности,– электроэнергетике, газоснабжении, железнодорожном и трубопроводном видах транспорта, телекоммуникациях, в сфере жилищно-коммунальных услуг. Основные  тенденции реформирования  сводятся к следующему.
     Уменьшение  жёсткости государственного управления отраслями естественных монополий за счет государственно-частного партнёрства на базе объединения ресурсов государства и бизнеса. Речь идет о таких формах этого партнёрства, как концессии, делегирование функций специализированного управления, коммерциализация, государственные и муниципальные заказы и контракты и т.д.
     Структурное вычленение собственно монопольного “ ядра” как  ключевой составляющей естественной монополии и его  организационное отделение от потенциально конкурентных звеньев, способных по правилам рынка работать (разделение крупной монополии на так называемые бизнес-дивизионы с раздельным учётом деятельности).
     Воздействие процессов глобализации
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.