На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уголовноправовую характеристику государственной измене в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной измены ………………….6
§1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности  за государственную измену в России………………………………..………..…..6
§ 1.2  Понятие государственной измены ……………..………………..………10
ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика государственной  измены…..15
§2.1 Объективные признаки государственной измены ……………... ............15
§2.2 Субъективные признаки государственной измены……………………...19
ГЛАВА 3. Разграничение составов государственной измены от смежных составов……………………………………………………………………….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...28
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
                Система уголовно-правовой безопасности России сложилась в середине 90-х годов прошлого века, когда вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее УК РФ)1. Ее элементы настроены на регулирование общественных отношений, очевидных в начальный период становления современной российской государственности. Произошедшее в последнее десятилетие укрепление конституционного строя, обретение государством и обществом стабильного развития потребовали переосмысления уголовно-правовых механизмов и средств обеспечения сохранности государственной тайны, и, собственно, системы составов преступлений, предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ. Свидетельством тому является широкая дискуссия, развернутая в СМИ - большой общественный резонанс вызывают уголовные дела в отношении государственных изменников, шпионов и лиц, разгласивших государственную тайну. Пришло время ученным органов безопасности обозначить свою позицию и выработать предложения, направленные на системное совершенствование рассматриваемых предписаний уголовного закона. С точки зрения технико-юридической конструкции действующего уголовного закона системообразующую роль в уголовно-правовой охране безопасности государства играет ст. 275 УК РФ (государственная измена). Ее применение выявило ряд практических проблем, связанных прежде всего с законодательным отображением форм государственной измены и соотношением их с ее общим понятием2.
        Как уголовное преступление государственная  измена отличается   от  других  видов преступлений своей особой  специфичностью и целым рядом  других  особенностей, которые  в  своей  сущности  могут  нести  судьбоносное значение  как   для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также  и  для обороноспособности   России,   как    суверенного   государства.
       Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против государства (государственных преступлений, особо опасных государственных преступлений, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства) в монографической литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны. Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение.  Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату и особенно верховной власти. На него возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан, защиту доверенного им государства и его тайн.
             Развитие  государства есть развитие науки и искусства. Внедрение новых изобретений и технологий, идей в военную и экономическую жизнь дает преимущества перед конкурентами. Задачи шпионажа исторически определились  как  информационная  (в  том числе  предупреждающая  шпионаж  и  диверсии  со   стороны   противника)   и наступательная, то  есть  контрразведка  и  проведение  локальных  подрывных военных  операций  в  тылу  врага.  Сбор  информации  в  наши  дни  зачастую упирается  в  проблему   обработки   и   анализа   официальной   информации. Современный  шпионаж   –   ничто   иное,   как работоспособная   эффективная   агентурная   сеть,   развёрнутая   в   стране противника.
Так, возникает  необходимость в рассмотрении проблем  государственной измены 3.
          Объектом исследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.
          Предметом работы является исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме измена государству. Их анализ и рассмотрение пробелов в законах Российской Федерации, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства.                         Метод исследования включает совокупность методов, принципов и способов построение научных трудов.
          Структура работы дает возможность рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственной измене, как сложная система, и наиболее  детально регламентировать действия указанных принципов.
      Цель работы – дать уголовно–правовую  характеристику государственной измене в России.
Задачи  курсовой работы: разобрать историю  развития государственной измены в России, ее понятия в настоящий момент, раскрыть объективные и субъективные признаки касающихся этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.  
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Общая характеристика государственной  измены
§ 1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности за  государственную измену в России
            Защита государства, органов власти, установленной политической и экономической системы является приоритетной задачей любого уголовного законодательства. Преступления, посягающие на основы государственного устройства, на внешнюю и внутреннюю безопасность страны, всегда рассматривались как особо опасные. В российской империи до 1917 г. Действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. И Уголовное уложение 1909 г., введенное в действие частично. В этих законах было уделено значительное место преступлениям против верховной власти и безопасности государства. Предусматривались преступления против императора (посягательства на жизнь и здоровье, оскорбление), наследника, императрицы, членов императорского дома, государственная измена, заключающаяся в создании смуты, собирании данных, являющихся военными секретами, создании незаконных обществ, преследующих преступные цели, публичном распространении сочинений или произнесении речей, возбуждающих к учинению бунтовщического или изменнического деяния, к ниспровержению существующего в государстве общественного строя, вражду между отдельными частями или классами населения, между сословиями или между работодателями и работниками и др.
      После свержения монархии в  России и создания советского  социалистического государства  были отменены царские законы  и принимались отдельные уголовные  законы, направленные на борьбу  с «контрреволюционной деятельностью»4. Это были отдельные декреты. В УК РСФСР 1922 г. Давалось общее определение контрреволюционного, т.е. государственного преступления. Контрреволюционным преступлением признавалось всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских советов и существующего Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализму коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и тому подобными средствами (ст. 57). Позднее в это понятие были включены действия, направленные на подрыв или ослабление светской власти.
     Его нормы полностью вошли в УК РСФСР 1926 г. В УК давалось развернутое определение контрреволюционного преступления (ст. 58 ). «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свережению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или к ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции. В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР»5.
    Круг составов контрреволюционных преступлений, предусмотренных УК 1926 г., оказался в историческом аспекте достаточно стабильным (измена Родине, шпионаж, совершение террористических актов, диверсия, контрреволюционная пропаганда или агитация, а также проведение контрреволюционной организационной деятельности, контрреволюционный саботаж, недонесение о контрреволюционном преступлении и ряд других). Этот закон действовал с изменениями и дополнениями вплоть до 1959 г.
     25 декабря 1958 г. был принят Закон Союза ССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», УК 1926 г. трансформировался в «Особо опасные государственные преступления», а раздел «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» - в «Иные государственные преступления». Статьи общесоюзного закона без всяких изменений были включены в УК РСФСР 1960 г. Новый закон в разделе «Особо опасные государственные преступления» ограничил круг уголовно наказуемых деяний: декриминализировал  контрреволюционный саботаж (ст. 58), сузил понятие шпионажа (ст. 58), снизил тяжесть санкций  во многих составах преступлений и т.д. Общее количество статей сократилось с 18 до 10.
      Наконец, новый закон не дал  определения особо опасного государственного  преступления. Такое определение выработано наукой. уголовного права. В условиях бывшего Союза ССР определение давалось следующим образом:
      «Особо опасными государственными  преступлениями признаются предусмотренные  общесоюзным уголовным законом  общественно опасные деяния, направленные на подрыв или ослабление общественного строя СССР»  В 1984 г. Закон СССР «Об ответственности за государственные преступления» претерпел ряд изменений и дополнений, обусловленных принятием Конституции СССР 1977 г. И изменившимися условиями борьбы с данной категорией преступлений6.
         Указом Президиума Верховного  Совета СССР от 11 января 1984 г. была  изменена редакция ст. 1,5,7 Закона, а также включена новая статья 13  «Об уголовной ответственности за передачу иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну» В соответствии с ним Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г. была изменена редакция ст. 76 УК. С апреля 1985 г. В России начался новый этап реформирования общественно-экономических и политических отношений. Формируется новая доктрина обеспечения в целом национальной безопасности Российской Федерации. Впервые в истории России 5 марта 1992 г. Принят Закон РФ «О безопасности»7, который в комплексе рассматривает все виды безопасности, в том числе государственную безопасность как важную составную часть в ряду других. Переосмысление многих фундаментальных положений о безопасности сказалось и на Законе «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. Назрела необходимость его реформирования на базе новой научной концепции. Реформирование Закона началось с безотлагательной отмены в 1989 г. ст. 7 Закона (ст. 70 УК РСФСР) об уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду. Вместо агитации и пропаганды преступлением были объявлены призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 70 УК РСФСР) и к совершению преступлений против государства . Тем самым были резко сужены рамки уголовно-правового запрета, несущего на себе исторически наибольшую политико-идеологическую нагрузку .
        Сложность и противоречивость  понятия, системы и классификации  составов государственных преступлений  сказались на процессе разработки, обсуждения и принятия нового  УК РФ 1996 8г., включая его гл. 29 о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства9 
 
 
 
 

§ 1.2  Понятие государственной измены
              Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.  Под внешней безопасностью понимается состояние защищенности суверенитета, территориальная целостность и обороноспособность России от внешнего враждебного воздействия,  т.е.  как объект преступного посягательства, состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности Российской Федерации. Суверенитет государства означает его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах.           Уважение суверенитета является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РФ  и принятых во исполнение ее федеральных законов.
       Неприкосновенность территории предполагает сохранение в целостности территории, находящейся под суверенитетом России, в пределах государственной границы Российской Федерации. Государственной является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами Российской Федерации с сопредельными государствами10.
        Обороноспособность - совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его вооруженных сил по обеспечению защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности.
 Действующая  редакция ст. 275 УК РФ в должной  мере не учитывает юридические  особенности форм ее совершения. Такие формы, как шпионаж и  выдача государственной тайны  оказались напрямую «привязанными»  к сущностной характеристике  измены, то есть к оказанию помощи внешним силам, действующим против России. Причем, ст. 275 УК РФ определяет измену в ее конечном виде. Для практического же правоприменения необходимо отражение в законе признаков состава преступления применительно к каждой из форм государственной измены. Так, измена в форме шпионажа на этапе собирания сведений имеет усеченный состав, в котором момент юридического окончания преступления перенесен на более ранний этап по сравнению с оказанием помощи адресату (если это противоречие все-таки преодолимо путем толкования со ссылкой на ст. 276 УК, то другие противоречия, которые следуют из буквального изложения ст. 275, остаются проблемными). Значительная трудность связана с использованием в УК законодательного термина «враждебная деятельность» этот термин заимствован из УК  РСФСР  1961 г., однако в нем он был употреблен в ином контексте, в словосочетании «…иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности»…». Это приводит к толкованию проведения враждебной деятельности адресатам в качестве признака состава всех форм государственной измены. В результате этого к шпионажу, совершаемому гражданами РФ, уголовным законом необоснованно предъявляются дополнительные требования по сравнению со шпионажем со стороны иностранцев11.
            Но, во-первых, враждебная деятельность – это оценочное понятие, не раскрытое в законодательстве и, следовательно, не имеющее четких юридических  признаков.
         Во-вторых, этимологически это понятие связано с войной или вооруженным конфликтом. Если в военное время, поскольку действует военный противник (враг), понятие враждебности является очевидным, то в мирное время его трактовка порождает трудности. Здесь следует иметь ввиду и трансформацию типичной мотивации совершения государственной измены. Ранее нередко гражданин шел на совершение государственной измены по идеологическим соображениям, то есть из враждебных побуждений, например, желая ослабить советскую власть. В настоящее время у изменников превалирует корыстная мотивация. «Помощь» иностранцам стала «работой», а получаемые от них деньги – «заработной платой».
            В-третьих, применительно к мирному времени и в отличие от оценки деятельности физических лиц официально - юридически признавать деятельность иностранных государств и организации враждебной на уровне национального правоприменения представляется не совсем корректным. С учетом системной взаимосвязи норм УК РФ изменение ст. 275 (государственная измена) потребует незначительной корректировки и ст. 276 (шпионаж), а именно уточнения тех интересов, которым причиняет шпионская деятельность12.
        Понятие шпионажа  дано в ст. 276 УК РФ. Понятие шпионажа по  сравнению с Кодексом 1960 г. не  претерпело существенных изменений:  в число признаков шпионажа  добавлено наряду с похищением, собиранием и передачей сведений хранение с целью передачи, а равно исключено указание на военную тайну, поскольку сведения, составляющие военную тайну, - неотъемлемая часть сведений, составляющих государственную тайну. Как и государственная измена шпионаж представляет собой посягательство на внешнюю безопасность государства. Однако, если при государственной измене деяние осуществляется как бы изнутри - гражданином России, то шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК РФ, совершают только иностранные граждане и несколько реже - лица без гражданства, т.е. шпионаж – преступление, посягающее  на  внешнюю безопасность  Российской  Федерации, не  из  внутри,  а из  вне.   Как свидетельствует текст ст. 276  УК  РФ  шпионаж – деятельность  иностранных граждан или лиц без гражданства и, следовательно, как  справедливо  замечает доктор юридических наук профессор  А.  И.  Рарог,  «шпионаж  –  деятельность агентов иностранных спецслужб»13. По мнению профессора С.В. Дьякова, шпионаж совершается лицами, имеющими дипломатическую неприкосновенность. И хотя это позволяет им уходить от реальной уголовной ответственности, преступные действия от этого не превращаются в правомерные. Такие лица выдворяются из России за действия, не совместимые с дипломатическим статусом. Так, за действия несовместимые с дипломатическим статусом (шпионаж), был выдворен из России сотрудник посольства Южной Кореи Чо Сон У. Представитель же МИД РФ Валентин Моисеев, находившийся с корейцем в преступной связи, привлечен к уголовной ответственности за государственную измену в форме шпионажа14 .
      При преступном посягательстве  на государственную безопасность  России к лицам, пользующимся  дипломатическим иммунитетом, может  быть применена необходимая оборона  (ст. 37 УК РФ). Ее применение не  зависит от наличия дипломатического иммунитета, возраста посягающего и его психического состояния.
      В Москве при проведении тайниковой  операции была задержана атташе  посольства США Петерсон. При  задержании у нее была обнаружена  портативная радиоаппаратура. Во  время официального разбирательства, проведенного в присутствии советника посольства США, контейнер, заложенный Петерсон, был вскрыт, и в нем оказались шпионские инструкции, миниатюрная радиоаппаратура, крупная сумма денег, два резервуара со смертоносным ядом и специальная инструкция по его применению. В связи с тем, что на Петерсон распространялся дипломатический иммунитет, МИД заявил посольству США решительный протест и объявил ее персоной нон-грата15.
Так же как и измена Родине, шпионаж ранее  карался смертной казнью с конфискацией имущества, а по УК шпионаж наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Согласно ч. 5 ст. 15 УК шпионаж - особо тяжкое преступление16. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены
§ 2.1. Объективные  признаки государственной измены
          Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.
          Как уже было сказано выше, к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность России, относятся государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ ).
          Посягательства на внешнюю безопасность характеризуются повышенной степенью опасности, что и обусловило отнесение их к числу особо тяжких преступлений.
Обеспечение внешней безопасности является одним  из важнейших направлений деятельности современного государства.
           Итак, непосредственным объектом государственной измены, является внешняя безопасность, которая слагается из суверенитета, обороноспособности и территориальной неприкосновенности. Государственная измена и шпионаж могут посягать одновременно на суверенитет, обороноспособность и территориальную неприкосновенность России и на отдельные слагаемые (компоненты) внешней безопасности, например, только на обороноспособность17.
     Объективная сторона состава  государственной измены характеризуется  деянием в форме альтернативных  действий: 1) шпионаж; 2) выдача государственной  тайны; 3) иное оказание помощи  иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
          Последняя форма объективной стороны государственной измены может иметь вид как действия, так и бездействия. Любое из указанных действий (актов бездействия) должно обладать объективным признаком угрозы причинения ущерба внешней безопасности РФ. Выдача государственной тайны иностранному государству или иностранной организации состоит в передаче гражданином РФ представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб внешней безопасности РФ.  Понятие государственной тайны определяется в Законе РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (с изм. и доп. согласно Федеральным законам от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ, от 30 июня 2003 № 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. № 153-ФЗ, с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 293-О, от 10 ноября 2002 г. № 314-О18 )  как государственная тайна – защищаемое государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается по представлению Правительства Президентом РФ. Выдача государственной тайны может иметь различные формы: устное сообщение сведений агенту иностранной разведки, передача документа, составляющего государственную тайну19.
   Так например: по определению  Верховного суда РФ гражданин  Калугин был признан виновным  в том, что он, являясь гражданином  СССР, а затем и РФ, совершил  государственную измену в форме  выдачи государственной тайны  иностранному государству в ущерб  внешней безопасности России. Как следует из материалов дела, в 1953 году Калугин дал собственноручное обязательство о неразглашении известных ему по службе в органах государственной безопасности составляющих государственную тайну сведений, а в 1956 году им принята военная присяга. По сообщению Центра СВР России в период нахождения в длительных служебных командировках в США (1958 - 71 гг.), осуществляя свои разведывательные функции под прикрытием журналистской и дипломатической деятельности, Калугин проходил по оперативным и отчетным документам под присвоенным ему псевдонимом. Согласно заключению экспертов в книге, изданной в 1994 году в г. Нью-Йорке Калугиным в соавторстве с американским журналистом Фэном Мон-тейном, под названием «The First Direktorate» («Первое управление»), содержались сведения, составляющие государственную тайну, в частности, об организации, средствах и методах оперативной работы органов госбезопасности СССР. При таких данных, когда имевшиеся у Калугина таких сведений, суд обоснованно не усомнился в соавторстве Калугина при написании, а затем и издании в США упомянутой книги. Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, проверив все версии, выдвигавшиеся в защиту Калугина и отвергнув их, суд пришел к обоснованному выводу о его виновности в государственной измене, дав содеянному им правильную юридическую оценку. И Калугин был осужден по ст. 275 УК РФ на 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима20.
     Шпионаж как форма государственной измены представляет собой совершенные гражданином РФ альтернативные действия в виде сбора, похищения или хранения для передачи или передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям различных сведений (в том числе составляющих государственную тайну), создающие угрозу причинения ущерба  внешней безопасности РФ.
      Отличие шпионажа, сопряженного  с передачей сведений, составляющих  государственную тайну, от выдачи  государственной тайны состоит  в том, что при шпионаже соответствующие сведения собираются, похищаются или хранятся у лица, не наделенного полномочиями в отношении таких сведений.
      Под иным оказанием помощи  иностранному государству, иностранной  организации  или их представителям  понимается всякое другое, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, содействие названным субъектам в проведении  враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Фактическое содержание такого содействия может быть самым разнообразным. К ним относятся: вербовка агентов для спецслужб зарубежных государств; подбор для иностранных агентов явочных и конспиративных квартир, оказание им помощи в устройстве на работу; снабжение их необходимыми документами, транспортом, деньгами и т.д21
          
 
 
 
 

§ 2.2  Субъективные признаки государственной измены.
    Субъектом государственной измены  может быть только гражданин  Российской Федерации, достигший  16 лет. Соучастниками (организаторами, подстрекателями, пособниками) могут  быть также иностранные граждане и лица без гражданства. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК РФ. 
     Субъективная сторона государственной  измены характеризуется только  прямым умыслом: гражданин РФ  осознает характер своих действий  и их направленность в ущерб  внешней безопасности Российской  Федерации и желает их совершить. 
       Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства, стремлением уклониться от уголовной ответственности путем оставления России и т.д. Их содержание для квалификации преступления не имеет значения, но может быть учтено при назначении наказания. Примечание к ст. 275 УК предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену или шпионаж, подпадающий под ст. 276 УК. По своей юридической природе это основание является деятельным раскаянием. Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий22.
       Во-первых, необходимо, чтобы он добровольным  и своевременным сообщением органам  власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Это условие отсутствует, если сообщение органам власти является вынужденным (виновный задержан либо о его связи с иностранной разведкой стало известно другим лицам), а также если оно сделано несвоевременно (агент, длительно действовавший при помощи изменника, успел осуществить ряд шпионских, диверсионных и иных действий  в ущерб внешней безопасности России).
       Во-вторых, условием освобождения  от уголовной ответственности  за государственную измену является  отсутствие в действиях гражданина  РФ иного (помимо государственной  измены) состава преступления. При  наличии обоих указанных в примечании к ст. 275 УК обстоятельств освобождение от уголовной ответственности является обязательным и безусловным. Если же требования, изложенные в примечании, хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание.  Государственная измена считается оконченной с момента совершения действий независимо от наступивших последствий23
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.