На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие  финансово-экономических основ местного  самоуправления……………………4
2. Местный  бюджет: понятие, структура, принципы  формирования………………………..9
2.1. Понятие  бюджета муниципального образования  (местного бюджета)…………………9
2.2. Доходная  часть местных бюджетов………………………………………………………10
2.3. Расходная  часть местных бюджетов……………………………………………………...14
3. Роль  местных бюджетов в социально-экономическом  развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список  используемой литературы……………………………………………………………21
 

ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление является важнейшим  элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание  государственных интересов и  интересов каждого отдельно взятого  города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства. // Российская юстиция, 2004, N 6. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы  местного значения, создавать условия  для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и  гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную  жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной  власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной  власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных  проблем, способствует оптимизации  государственного управления.
Органы  местного самоуправления должны иметь  право на достаточную для осуществления  своих функций и полномочий экономическую  и финансовую базу. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), при наделении  этих органов отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления  материальные и финансовые средства. Главы 5 - 6 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. уточняют данное положение  Конституции РФ. Из этого следует, что признание и гарантированность  государством местного самоуправления предполагает определенные обязательства  со стороны государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок  для развития местного самоуправления.
В РФ процесс  становления и развития местного самоуправления протекает с большими трудностями. Не всегда этот процесс  идет поступательно в соответствии с вышеуказанными принципами и целями. Есть множество причин и проблем, в том числе и проблем финансирования, замедляющих и не способствующих развитию местного самоуправления в  РФ. Некоторые, на мой взгляд, наиболее острые из них освещены в данной работе. Особое место уделено определению  понятия финансовых основ местного самоуправления, процессу формирования и утверждения местного бюджета  как основе эффективного функционирования местного самоуправления.
Целью данной курсовой работы является изучение роли местных бюджетов в социально-экономическом  развитии территории (региона). Для  реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить  научную литературу по данному вопросу  и нормативно-правовые акты, регулирующие финансирование и распределение  местных бюджетов
Раскрыть  сущность местных бюджетов - дать понятие, рассмотреть структуру и принципы формирования местных бюджетов
Проанализировать  роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии административных территорий.
Предметом исследования в данной курсовой работе является местные (муниципальные, региональные бюджеты) населенных пунктов и субъектов  РФ. Объектом исследования является влияние  местных бюджетов на социально-экономическое  развитие территории.
 

1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОСНОВ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ
Согласно  п.2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» местным  самоуправлением признается «форма осуществления народом своей  власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных  федеральными законами, - законами субъектов  РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Как следует  из определения, «самоуправление - это  управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и  выступают в качестве управляемых одни и те же лица». Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. - М., 2000. - С.32. Соответственно, органы местного самоуправления представляют собой децентрализованную часть государственного аппарата, сочетающую в себе государственные и общественные начала.
Вместе  с тем в соответствии со ст. 12 Конституции  Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие публичную  власть в границах территорий муниципальных  образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) - не входят в систему  органов государственной власти.
К ведению  муниципальных образований относятся  вопросы местного значения. Они также  могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В значительной мере обеспечение социально-экономического развития муниципального образования  связано с решением вопросов местных  финансов: формирования, утверждения  и исполнения муниципального бюджета; установления местных налогов и  сборов.
Муниципальную собственность, согласно законодательству РФ составляют средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли  и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст. 50.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной  собственностью является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным  образованиям.
Органы  муниципальных образований могут  выступать в имущественном обороте  в качестве самостоятельных юридических  лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления за закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества - денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника - муниципального образования - они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну. Именно имущество казны, в первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.
В связи  с этим муниципальное имущество  делится на две части:
имущество, находящееся в муниципальной  собственности и закрепленное за муниципальными предприятиями и  учреждениями во владение, пользование  и распоряжение;
местные финансы - средства местного бюджета  и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями  и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения  или другого муниципального образования  Гражданский кодекс РФ, п.3 ст. 125..
Понятие «местные финансы» идентично понятию  «финансовые ресурсы местного самоуправления». В значительной мере их основу составляют средства муниципального бюджета. Финансовые средства (финансовые ресурсы) местного самоуправления представлены в рамках финансовой системы государства  в качестве одного из ее центральных  звеньев. Именно в финансовой сфере  проявляется неразрывная связь  между государственной и муниципальной  властью.
Финансово-экономические  основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием  и использованием муниципальной  собственности, местных бюджетов и  иных местных финансов в интересах  населения муниципальных образований.
Общие начала финансовой деятельности органов  местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей  существенное влияние на развитие российского  законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований.
Органы  местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному  образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут  принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.
Анализ  положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет  распределить их на две группы:
общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной  власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);
специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой  сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения  и т.п.).
В своей  нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны руководствоваться  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.
Финансово-экономические  основы, обеспечивая хозяйственную  самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:
а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической  политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым  им конституцией или законом полномочиям;
в) по меньшей  мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько  это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении  компетенции местных органов;
д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции Ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении. \\ Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 36. - Ст. 4466..
Эти положения  Европейской Хартии о местном  самоуправлении можно рассматривать  в качестве общих принципов, которые  должны определять экономическую и  финансово-налоговую политику демократического государства применительно к  местным органам власти, получая  отражение в законодательстве данной страны.
Органы  местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право  на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они  могут свободно распоряжаться при  осуществлении своих функций.
Финансовые  средства органов местного самоуправления должны быть соразмерены предоставленным  им конституцией законом полномочиями. По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна обеспечиваться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.
В качестве собственных доходов местных  бюджетов Федеральный закон о  финансовых основах местного самоуправления определяет «местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных  бюджетов, доли федеральных налогов  и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами  на постоянной основе. Эти налоги и  сборы перечисляются налогоплательщиками  в местные бюджеты» (п.1 ст. 7).
Федеральным законом предусмотрено, что «формирование  и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной поддержки и  гласности» (п.2 ст. 2). Принципы финансовой самостоятельности органов муниципальной  власти провозглашены в ст. 9 Европейской  Хартии о местном самоуправлении Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 36. - Ст. 4466.. Европейская Хартия о  местном самоуправлении включает в  себя общепризнанные принципы и нормы  международного права, которые рассматриваются  как обязательные всеми. В связи  с включением общепризнанных принципов  и норм международного права в  правовую систему Российской Федерации (ч.4 ст. 15 Конституции РФ) нормы Европейской Хартии о местном самоуправлении, инкорпорированные в национальное законодательство, стали обладать такой же обязательной силой, как и нормы внутреннего законодательства.
Положения ст. 9 Европейской Хартии детализированы в ст. 36-39 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" и в ст. 6-8 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные нормы предоставляют  органам местного самоуправления право  формировать муниципальные бюджеты  за счет собственных источников доходов, прежде всего - за счет поступлений  от местных налогов и сборов.
Органы  государственной власти Российской Федерации и государственной  власти субъектов Российской Федерации  обязаны содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях они  в соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.:
регулируют  законами порядок передачи объектов государственной собственности  в муниципальную собственность;
передают  органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые  им для осуществления отдельных  государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;
разрабатывают и устанавливают государственные  минимальные социальные стандарты;
регулируют  отношения между федеральным  бюджетом и местными бюджетами, между  бюджетом субъекта Российской Федерации  и местными бюджетами;
обеспечивают  сбалансированность минимальных местных  бюджетов на основе нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности;
обеспечивают  гарантии финансовой самостоятельности  местного самоуправления;
компенсируют  местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной  власти;
участвуют в решении местных задач через  целевые федеральные и региональные программы.
Таким образом, муниципальные финансы - это  система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых для экономического и социального  развития территории муниципального образования.
В состав муниципальных финансов входят:
1.Муниципальные  бюджеты;
2.Средства  субъектов хозяйствования, находящихся  в муниципальной собственности;
3.Ценные  бумаги, принадлежащие органам местного  самоуправления;
4.Территориальные  внебюджетные фонды, на основе  добровольных взносов физических  и юридических лиц, специальных  сборов и т.д.
 

2. МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ,  СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ
2.1 Понятие бюджета  муниципального образования  (местного бюджета)
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных  образований) составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации.
Наличие бюджета укрепляет экономическую  самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации  хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.
С точки  зрения экономической теории местный  бюджет следует рассматривать как  «совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению  национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов  власти». Рубан В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления / Государственная власть и местное самоуправление в России. - М., 2004. - С.134.
Как правовая категория местный бюджет представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.
Местные бюджеты характеризуются:
широкой сферой влияния, так как бюджетные  отношения пронизывают все стороны  территориального воспроизводственного процесса;
высокой степенью действенности, обусловленной  перераспределительной природой данной экономической категории;
гибкостью, поскольку система бюджетных  методов управления формируется  не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся  в зависимости от целей и задач  территориального развития.
Согласно  ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - это  регламентированная нормами права  деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс представляет собой сложную  систему связей и отношений, направленных на изъятие части доходов у  населения и предоставление средств  из бюджета с целью решения  комплекса социально-экономических  задач.
В советский  период развития нашего государства  все действующие на территории Российской Федерации бюджеты, включая и  местные бюджеты, объединялись в  рамках единого государственного бюджета. В настоящее время местные  бюджеты, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения  вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления.
Вместе  с тем для расчетов и анализа  при формировании и использовании  бюджетных средств на различных  территориальных уровнях управления законодательством было введено  понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов нижестоящих территориальных  уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или  административно-территориального образования. Данные консолидированные бюджеты  в отличие от самостоятельных  бюджетов утверждению не подлежат и  правовыми актами не являются.
Каждое  муниципальное образование в  соответствии с законом имеет  собственный бюджет. Таким образом, к бюджетам муниципальных образований  относятся городские, районные, поселковые бюджеты, а также районные бюджеты  в районах городов и бюджеты  сельских населенных пунктов.
Статья 132 Конституции Российской Федерации  закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный  бюджет.
Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:
наличием  собственных источников доходов;
правом  определять направления использования  и расходования бюджетных средств;
правом  использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно  в ходе его исполнения (данные средства не подлежат изъятию органами государственной  власти);
правом  на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти:
ответственностью  органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.
Местный бюджет имеет доходную и расходную  части.
2.2 Доходная часть  местных бюджетов
Согласно  ст. 6 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации» доходная часть  состоит из собственных доходов  и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в  себя финансовую помощь в различных  формах (дотации, субвенции, средства фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований), средства по взаимным расчетам.
В Бюджетном  кодексе РФ доходы муниципальных  бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие (ст. 60), налоговые и неналоговые (ст. 61, 62).
К собственным  доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;
неналоговые доходы, предусмотренные в абз.2-5 п.4 ст. 41 БК РФ, а также иные неналоговые  доходы;
безвозмездные перечисления (ст. 45 БК РФ).
Регулирующие  доходы бюджетов - это федеральные  и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в местные  бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований  составляют:
собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством  РФ;
отчисления  от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным  бюджетам Российской Федерацией и субъектом  РФ в порядке, установленном ст. 52, 58 и 63 БК РФ;
государственная пошлина, за исключением зачисляемой  в соответствии со ст. 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.
К местным  налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
В статье 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации" было предусмотрено 23 вида местных налогов и сборов (сейчас исключен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы). Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 2. - Ст. 3341; Российская газета. 2006. 27 марта.
Согласно  ст. 15 части первой НК РФ перечень местных  налогов и сборов ограничен пятью  видами: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог  на рекламу, налог на наследование или  дарение, местные лицензионные сборы.
Доли  федеральных и региональных налогов (сборов) закрепляются за бюджетами  муниципальных образований на постоянной основе в порядке, предусмотренном  п.5 ст. 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации».
Указанные доходы включают в себя:
часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем  по субъекту РФ;
часть налога на прибыль организаций в  пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
часть налога на добавленную стоимость  по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых  из Государственного фонда драгоценных  металлов и драгоценных камней РФ) в пределах не менее 10% в среднем  по субъекту РФ;
часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в  среднем по субъекту РФ;
часть акцизов на остальные виды подакцизных  товаров (за исключением акцизов  на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные  товары) в пределах не менее 10% в среднем  по субъекту РФ;
не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций).
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются  и формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых  правовыми актами органов местного самоуправления.
К другим собственным доходам местных  бюджетов относятся:
доходы  от приватизации и реализации муниципального имущества;
не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной  программой приватизации;
доходы  от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых  помещений и муниципальных земель;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.