Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Водное право

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Лекция: Водное право
      Объекты и субъекты водных отношений. Право собственности на водные объекты. Водное законодательство.
      Права водопользования: понятие, виды, сроки, объекты, субъекты.
      Основания возникновения права водопользования. Договор водопользования. Предоставление водных объектов в пользование на основании решения.
      Прекращение права водопользования
      Государственный водный реестр. Нормирование качества водных объектов и допустимого воздействия на водные объекты.
      Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
      Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
      Основные требования к использованию водных объектов
      Приостановление или ограничение водопользования
      Платежи за пользование водными объектами
      Водопользование для питьевого и хозяйственно-бытового назначения
      Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных полос
      Ответственность за нарушение водного законодательства
 
       Нормативные правовые акты:
       Водный  кодекс РФ от 3 июня 2006 г. (в ред. 23.07.2008)
       1. Объекты и субъекты водных отношений. Право собственности на водные объекты. Водное законодательство.
       Объектами водных отношений выступают водные объекты.
       Водный  объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
       Они охватывают географически определенные места постоянного скопления  вод на поверхности земли в  пределах территории Российской Федерации либо в ее недрах. Вместе с тем не любое сосредоточение вод в водоеме или водотоке будет считаться водным объектом. Водный объект характеризуется наличием признаков водного режима.
       Водный  режим – это изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.
       Кроме того, водные объекты должны иметь естественные и формально учитываемые границы – береговую линию для поверхностных водных объектов и границы водного горизонта или бассейна подземных вод для подземных вод.
       Водный  объект характеризуется определенным постоянством. Скопления вод на поверхности земли или в недрах в течение непродолжительного времени (например, скопления дождевой воды) не относятся к водным объектам.
       Наконец, водными объектами признаются те, которые учтены как водные объекты, т. е. документированные сведения о которых занесены в государственный водный реестр. Так, искусственные пруды для разведения карпов могут не относиться к водным объектам, если они учтены как имущество рыбохозяйственных предприятий, хотя обладают другими необходимыми признаками водного объекта – постоянно заполняют рельеф суши и обладают признаками водного режима.
       Подобным  образом к водным объектам относятся  только те водохранилища и каналы, которые не учтены как водохозяйственные сооружения.
       Поскольку в соответствии с ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы и т.д.
       Поэтому одни водохранилища и каналы являются водными объектами в соответствии с учетными данными, а другие – нет, так как учтены в качестве гидротехнических сооружений и выступают объектами гражданских и иных отношений, но не водных.
       Водные  объекты могут быть естественного и искусственного происхождения. Таким образом, еще одним существенным признаком водного объекта является сохранение взаимосвязи водоема с другими природными объектами независимо от его происхождения, т. е. важен сам факт нахождения вод на поверхности земли либо в ее недрах. Появились ли эти воды естественным или искусственным образом, не имеет существенного значения для определения водоема как водного объекта. В этом случае существенным станет решение соответствующих государственных органов о признании его таковым. Из числа водных объектов искусственного происхождения исключаются сосредоточения вод, обладающие гидроизоляцией, например бассейны, наземные и подземные контейнеры, резервуары и пр., так как они не имеют естественной взаимосвязи с другими природными объектами и не обладают признаками водного режима.
       Не  относится к водным объектам также  вода, сосредоточенная в других природных объектах: почвах, атмосфере, растительности, животных. В последнем случае такая вода является элементом качественного состояния других природных объектов и не может служить самостоятельным объектом правоотношений отдельно от таких природных объектов.
       В большинстве случаев водным объектам присваиваются географические названия, которые являются одновременно юридическим признаком, позволяющим их индивидуализировать и отделить от других предметов материального мира и природных объектов.
       По  своим естественным характеристикам  водные объекты неоднородны. Исходя из физико-географических, гидрорежимных, морфометрических1 и других характеристик ст. 5 Водного кодекса РФ классифицирует водные объекты на два вида: поверхностные и подземные.
       К поверхностным водным объектам относятся:
       1) моря или их  отдельные части  (проливы, заливы, в том числе  бухты, лиманы и другие);
       В соответствии с международным и российским законодательством и в зависимости от правового режима моря включают внутренние морские воды, которые охватывают морские воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, внутренних морей2, и территориальное море Российской Федерации, охватывающее морскую акваторию в 12 морских миль от берега или от внешней границы внутренних морских вод
       2) водотоки (реки, ручьи,  каналы);
       3) водоемы (озера,  пруды, обводненные  карьеры, водохранилища);
       4) болота;
       5) природные выходы  подземных вод  (родники, гейзеры);
       6) ледники, снежники.
       Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных  вод и покрытых ими земель в  пределах береговой линии. Как видим, поверхностные водные объекты юридически рассматриваются как совокупность двух частей: поверхностных вод и покрытых ими земель или дна, ограничиваемого береговой линией.
       В соответствии со ст. 102 ЗК РФ земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах входят в состав земель водного фонда. Но в действительности, далеко не все земли, занятые поверхностными водами, входят в состав земель водного фонда.
       В настоящее время значительные площади  земель, подлежащих отнесению к категории  земель водного фонда, включены в  состав земель иных категорий.
       Так, на основании Государственного доклада  «О состоянии и использовании земель в РФ в 2007 году» общая площадь земель под водой в пределах границы РФ составляет 72,1 млн. га. Из них лишь 37,9 % или 27,3 млн.га отнесены к водному фонду. Остальные земли под водой распределены по иным категориям земель:
       18,5 млн. га или 25,7 % находятся на территории лесного фонда,
       13,2 млн. га или 18,3 % - на землях сельскохозяйственного назначения,
       10,2 млн. га или 14,2 % - на землях запаса,
       0,6 млн. га или 0,8 % - на землях  населенных пунктов,
       1,8 млн. га или 2,5 % - на землях ООПТ и, наконец,
       0,5 млн. га или 0,7 % на землях спецназначения.
       К землям водного фонда отнесены лишь земель занятых водными объектами.
       Поэтому, основным условием отнесения земель, занятых водными объектами к землям водного фонда является не столько наличие самого поверхностного водного объекта, сколько государственный кадастровый учет и юридический факт отнесения этих земель к землям водного фонда.
       Правовой  режим земель водного фонда, занятых поверхностными водными объектами, в большей степени определяется водным законодательством и напрямую зависит от правового режима водных объектов. Это следует, во-первых, из ст. 27 Земельного кодекса РФ, где говорится, что земельные участки, на которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Эти земельные участки нельзя приватизировать. Кроме того, запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы (п. 8 ст. 27Земельного кодекса РФ).
       Во-вторых, ст. 102 Земельного кодекса РФ запрещает образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами.
       Не  могут применяться также большинство  других статей Земельного кодекса РФ, так как цели, для которых предоставляются или используются земельные участки на иных правах (постоянное (бессрочное) пользование, аренда и т.д.) в соответствии с земельным законодательством, неосуществимы на водопокрытых землях.
       Этот  вывод имеет важные правовые последствия. Так, например, при добыче полезных ископаемых со дна реки не требуется выделение земельного участка, как это предусмотрено земельным и горным законодательством для подобных целей, если такие виды пользования осуществляются на поверхности земли. В данном случае необходимо получить решение соответствующего субъекта Федерации о предоставлении водного объекта в пользование, как этого требует Водный кодекс РФ.
       Как уже отмечалось, границы водного  объекта определяют береговые линии. В соответствии с п. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ:
       Таким образом, на сегодняшний день имеет  место следующее несоответствие:
       Водный  фонд – это совокупность водных объектов в пределах территории РФ. Но земли водного фонда включают далеко не все водные объекты.
       Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
       1) моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива;
       2) реки, ручья, канала, озера, обводненного  карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
       3) пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;
       4) болота – по границе залежи  торфа на нулевой глубине.
       К подземным водным объектам относятся:
       1) бассейны подземных вод;
       2) водоносные горизонты. 

       Воды, находящиеся в поверхностных  и подземных водных объектах и  пригодные для использования, представляют собой водные ресурсы.
       Новы  Водный кодекс РФ отказался от деления  водных объектов на водные объекты  общего и особого пользования, как  это было в Водном кодексе РФ 1995 г. В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ:
       Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным Кодексом.
       Это означает, что, если иное не предусмотрено  законодательством, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. В частности, пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
       В соответствии со ст. 6 Водного кодекса  РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен устанавливать Правила охраны жизни людей на водных объектах, в соответствии с которыми осуществляется использование водных объектов общего пользования. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 года это полномочие делегировано органам государственной власти субъектов РФ, которые должны согласовывать эти Правила с территориальным органом МЧС, с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
       Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
       Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения  и запреты отдельных видов деятельности на водных объектах общего пользования. Например, могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты.
       Информация  о таких ограничениях должна доводиться до граждан через СМИ и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
       Вдоль береговой линии водного объекта общего пользования устанавливается береговая полоса. Она также предназначена для общего пользования, но не является частью водного объекта. Ширина береговой полосы варьируется от 5 до 20 метров. Для каналов, рек и ручьев, протяженностью не более 10 км, составляет 5 метров, а для остальных водных объектов – 20 метров.
       Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных  выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
       Субъекты водных отношений
       В качестве субъектов водных отношений выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.
       От  имени Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
       Субъектами  водных отношений являются также  граждане и юридические лица. На них распространяются положения гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности. Водный кодекс специальных требований к право и дееспособности граждан и юридических лиц не устанавливает.
       Право собственности на водные объекты
       Водные  объекты находятся в собственности  Российской Федерации (федеральной собственности).
       Исключения  составляют лишь пруды и обводненные  карьеры.
       Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
       Иное, в частности, установлено в ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 г. (в  ред. 14.07.2003) «О введении в действие Водного  кодекса РФ».
       1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. 
 

       
       2. Земельные участки, которые не  находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации. 

         

       3. Земельные участки, которые не  находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. 

         

       4. Земельные участки, которые не  находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. 

       Т.е. право собственности на земельный участок распространяется на расположенные на этом участке пруды и обводненные карьеры.
       Таким образом, пруды и обводненные  карьеры являются принадлежностью земельного участка, а отношения по приобретению прав собственности и их использованию регулируются преимущественно земельным и гражданским законодательством, которые имеют приоритет в этой части по отношению к водному.
       Отчуждение  земельного участка без таких  водоемов не допускается, это вытекает из п. 3 ст. 8 Водного кодекса РФ, где  говорится, что право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
       Данные  земельные участки разделу не подлежат, если в результате раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Следовательно, все нормы Земельного кодекса РФ о предоставлении земельных участков, их формировании, купле-продаже, передаче в аренду, совершении других сделок в полном объеме распространяются на земельные участки вместе с расположенными в их границах водоемами.
       По  отношению к прудам и обводненным  карьерам, находящимся в частной  собственности, не действуют требования, связанные с водопользованием. К примеру, не применяется процедура заключения договоров водопользования или вынесения решения о предоставлении такого водного объекта в пользование.
       За  пользование земельным участком, в том числе за площадь, занятую прудом или обводненным карьером, с собственника земельного участка взимается земельный налог, а не водный и не плата за пользование водными объектами. Пo отношению к прудам и обводненным карьерам не устанавливаются водоохранные зоны.
       Вместе  с тем пруды и обводненные  карьеры, будучи принадлежностью земельного участка, остаются в составе водных объектов. Поэтому многие черты правового режима названных водных объектов совпадают с правовым режимом других водных объектов, а отношения по поводу целей их использования, охраны, определения прав и обязанностей собственников, осуществления функций государственного управления, регулируются водным законодательством.
       Так, пруды и обводненные карьеры  входят в состав водного фонда, сведения о них заносятся в Государственный  водный реестр, по отношению к ним  проводится государственный мониторинг, и они являются объектом государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
       Естественное  изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.
       Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
       Содержание  права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством, и состоит в праве свободно владеть, пользоваться и распоряжаться водными объектами. Хотя правомочие владения в этой триаде имеет определенную специфику. Владение водными объектами во всей полноте невозможно, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.
       Водное  законодательство
       Статья 2 Водного кодекса РФ определяет водное законодательство в узком смысле, включая в него лишь собственно Водный Кодекс и другие федеральные законы и принимаемых в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации.
       Центральным нормативным правовым актом, регулирующим водные отношения в нашей стране является принятый 3 июня 2006 года Водный кодекс РФ. Структура данный нормативный правовой акт содержит основные положения, касающиеся охраны и использования водных объектов.
       Первая  глава Кодекса «Общие положения» содержит общую характеристику водных правоотношений. В ней раскрываются основные принципы, основные понятия и система водного законодательства, классифицируются водные объекты и определен круг участников водных отношений.
       В главе второй «Право собственности и иные права на водные объекты» закрепляется преимущественно федеральная собственность на водные объекты, а также многообразие форм собственности на пруды и обводненные карьеры.
       Глава третья посвящена договору водопользования и решению о предоставлении водного объекта в пользование. В ней регламентируются договорные отношения и плата за пользование водными объектами.
       В главе четвертой «Управление в области использования и охраны водных объектов» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Регламентируются также отдельные функции управления (мониторинг и реестр водных объектов, контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов и т.д.). Важным новшеством ВК РФ является передача отдельных полномочий федеральных органов государственной власти органам государственной власти субъектов Федерации за счет субвенций федерального бюджета.
       В главе пятой «Водопользование» устанавливаются основные требования к использованию водных объектов, регламентируются ограничение и приостановление водопользования. Кроме того, дан широкий перечень различных целей водопользования: от питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения до обеспечения пожарной безопасности.
       В главе шестой «Охрана водных объектов» наряду с общими положениями об охране водных объектов предусматриваются требования по особым видам водных объектов (болота, ледники и снежники) или же в связи с особыми видами хозяйственной деятельности (при выработке электроэнергии, строительстве водохозяйственных систем и т.д.). В Кодексе весьма подробно определен правовой режим и ширина водоохранных зон и их прибрежных защитных полос. Ранее это предусматривалось лишь на уровне подзаконных нормативных правовых актов.
       Наконец, в седьмой главе «Ответственность за нарушение водного законодательства» предусматриваются уголовная и административная ответственность за нарушение водного законодательства, а также возмещение виновными лицами вреда.
       Помимо  Водного кодекса РФ водные отношения  регулируются такими Федеральными законами, как:
       Федеральный закон от 3 июня 2006 г. «О введении в  действие Водного кодекса РФ»
       Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «Об охране озера  Байкал»
       Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
       Федеральный закон от 31 июля 1997 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и пр.
       Закон Алтайского края от 8 декабря 2003 г. «О питьевом водоснабжении». 

       Нормы, регулирующие отношения по использованию  и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному Кодексу (п.2 ст. 2). 

       Водные  отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства РФ, ведомственными актами, а также подзаконными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые не должны противоречить Водному кодексу и другим федеральным законам.
       В качестве примера, можно привести следующие  подзаконные нормативные правовые акты:
       Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 (в ред. от 13.10.2008) «Об утверждении положения  о Федеральном агентстве водных ресурсов»;
       Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»;
       Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке  утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;
       Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» и др.
       Приказ  Росводресурсов от 30.08.2007 № 170 (ред. от 27.08.2008) «Об утверждении регламента Федерального агентства водных ресурсов»;
       Приказ  МПР РФ от 23.04.2008 № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование и др.
       Постановление Администрации Алтайского края от 25.09.2003 № 490 (ред. от 05.05.2008) «Об утверждении  проектов водоохранных зон и прибрежных защитных полос в пределах городов Алейска, Барнаула, Бийска, Камня-На-Оби, Рубцовска».
       2. Право водопользования: понятие, виды, сроки, объекты, субъекты
       Понятие права водопользования
       Право пользования водными объектами  производно от права собственности. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ, а подземным водным объектом – в порядке, предусмотренном горным законодательством. 

       В основу понятия «право водопользования» заложено понятие «водопользование». Согласно ст. 1 Водного кодекса использование водных объектов (водопользование) – использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
       В качестве примеров водопользования  можно привести самые разнообразные случаи: забор воды из озера, реки, купание, судоходство, сплав древесины, рыболовство и т.д.
       Водопользователь – физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
       Право водопользования является институтом водного права и одновременно может рассматриваться в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному водопользователю.
       Виды права водопользования
       Водный  кодекс предусматривает следующие виды права водопользования:
       В зависимости от цели использования водных объектов:
      для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
      сброса сточных вод и (или) дренажных вод,
      производства электрической энергии,
      водного и воздушного транспорта,
      сплава древесины и иных предусмотренных Водным Кодексом целей.
       Исходя  из условий предоставления водных объектов в  пользование водопользование подразделяется на:
       1) совместное водопользование;
       2) обособленное водопользование.
       Совместное  водопользование имеет место, когда водный объект предоставляется в пользование нескольким субъектам для одного или нескольких видов использования.
       Обособленное  водопользование может осуществляться:
      для обеспечения обороны страны и безопасности государства,
      иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами,
      а также для осуществления рыбоводства.
       По  способу использования  водных объектов водопользование  подразделяется на:
       1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;
       2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;
       3) водопользование без забора (изъятия)  водных ресурсов из водных объектов.
       Сроки водопользования
       Предельный  срок предоставления водных объектов в пользование зависит от основания  возникновения права водопользования.
       Так, предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.
       Предельный  срок предоставления водных объектов в пользование на основании решения  органа государственной власти или  органа местного самоуправления законодательством не закреплен. Т.е. в каждом конкретном случае орган, принимающий решение о предоставлении водного объекта в пользование, вправе определить этот срок в зависимости от характера водопользования.
       Объектами права водопользования являются водные объекты, о которых речь шла выше.
       Субъектами  права водопользования или водопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлено данное право.
       Особых  требований к субъектам Водный кодекс РФ не устанавливает. Как отмечалось выше, здесь действуют общие положения Гражданского кодекса о право и дееспособности.
       В отношении отдельных видов использования  водных объектов могут устанавливаться дополнительные требования к водопользователям. Например, Правилами использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов, утвержденных постановлением Правительства РФ 30 декабря 2006 года, предусмотрено, что юридическое лицо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель при использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов:
       обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
       3. Основания возникновения права водопользования. Договор водопользования. Предоставление водных объектов в пользование на основании решения.
       Право водопользования может возникать  на основании:
      договора о водопользовании;
      решения о предоставлении водного объект в пользование;
      закона.
       Кроме того, право пользования прудом или обводненным карьером возникает по основаниям, предусмотренным для возникновения прав на землю.
       Договор водопользования
       На  основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
       1) забора (изъятия) водных ресурсов  из поверхностных водных объектов;
       2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
       3) использования водных объектов  без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
       По  договору водопользования  одна сторона –  исполнительный орган  государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
       К договору водопользования применяются  положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Водным кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
       Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
       Договор водопользования должен содержать:
       1) сведения о водном объекте,  в том числе описание границ  водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
       2) цель, виды и условия использования  водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
       3) срок действия договора водопользования;
       4) размер платы за пользование  водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной  платы;
       5) порядок прекращения пользования  водным объектом или его частью;
       6) ответственность сторон договора  водопользования за нарушение его условий.
       Договор водопользования может содержать  иные условия по соглашению сторон этого договора.
       К договору водопользования прилагаются  материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
       Водопользователь, надлежащим образом исполнявший  свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.
       Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Водным Кодексом.
       Для использования акватории водных объектов , в том числе для рекреационных  целей, договор водопользования  заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
       Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. № 230 (в ред. от 12 марта 2008 г.) «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» установлены случаи, когда договор заключается на аукционе. К ним относятся случаи, когда договором водопользования предусматриваются:
      разметка границ акватории водного объекта,
      размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений,
      а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
       Этим  же постановление утверждены:
       1. Правила подготовки и заключения  договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе;
       2. Правила проведения аукциона  по приобретению права на заключение договора водопользования.
       Подготовка  и заключение договора водопользования  без проведения аукциона осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными  постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». Этим же постановлением утверждена Форма договора водопользования.
       Договор водопользования  заключают:
       а) Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы – в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, а также морей или их отдельных частей;
       б) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации;
       в) орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
       Физическое  лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель) обращаются в один из указанных органов по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление).
       В заявлении указываются:
       а) сведения о заявителе;
       б) наименование и место расположения водного объекта;
       в) обоснование цели, видов и срока  водопользования.
       Перечень  документов, прилагаемых к заявлению, зависит от вида использования водного объекта и определен в названных правилах.
       В частности, к заявлению прилагаются следующие документы и материалы:
       а) копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя, копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
       б) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
       в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
       г) документ о предоставлении в пользование  земельного участка, необходимого для  осуществления водопользования;
       д) материалы, содержащие сведения о планируемых  заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
       е) материалы, содержащие сведения о возможности  ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
       ж) материалы, отображающие в графической  форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.
       Поступившие документы рассматриваются в  течение 60 дней. Далее принимается решение о заключении договора водопользования.
       Если водопользование связано с использованием акватории водного объекта, то в СМИ публикуется объявление о поступившей заявке. Если через 30 дней больше заявлений не поступило, то заключается договор, если поступили – проводится аукцион.
       Передача  прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
       Водопользователь  с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
       Передача  прав и обязанностей по договору водопользования  другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
       Изменение и расторжение договора водопользования  осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.
       Предоставление  водных объектов в  пользование на основании  решения
       На  основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 статьи 11 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
       1) обеспечения обороны страны и  безопасности государства;
       2) сброса сточных вод и (или)  дренажных вод;
       3) строительства причалов, судоподъемных  и судоремонтных сооружений;
       4) создания стационарных и (или)  плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
       5) строительства гидротехнических  сооружений, мостов, а также подводных  и подземных переходов, трубопроводов,  подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
       6) разведки и добычи полезных  ископаемых;
       7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
       8) подъема затонувших судов;
       9) сплава древесины в плотах  и с применением кошелей;
       10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
       11) организованного отдыха детей,  а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
       Предоставление  водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
       В иных случаях предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
       Содержание  решения о предоставлении водного объекта  в пользование
       Решение о предоставлении водного объекта  в пользование должно содержать:
       1) сведения о водопользователе;
       2) цель, виды и условия использования  водного объекта или его части;
       3) сведения о водном объекте,  в том числе описание границ  водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
       4) срок водопользования.
       К решению о предоставлении водного  объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
       Порядок принятия решения  о предоставлении водного объекта в пользование
       Заявитель обращается в исполнительный орган  государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
       В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование.
       Отказ должен быть мотивирован и может  быть обжалован в судебном порядке.
       Решение о предоставлении водного объекта  или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.
       Порядок подготовки и принятия решения о  предоставлении водного объекта в пользование утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».
       4. Прекращение права  водопользования
       Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и Водным Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
       Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
       Основания прекращения права водопользования  традиционно можно разделить на добровольные и принудительные.
       К добровольным относится прежде всего  отказ, а также передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу.
       Основанием  принудительного прекращения права  пользования водным объектом по решению суда является:
       1) нецелевое использование водного  объекта;
       2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;
       3) неиспользование водного объекта  в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.
       До  предъявления требования о принудительном прекращении права водопользования водопользователю должно быть направлено письменное предупреждение о предъявлении такого требования. Форма такого предупреждения утверждена Приказом МПР от 07.03.2007 № 49.
       Водный  объект может быть изъят из пользования  для государственных или муниципальных нужд. Изъятие осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
       Порядок такого изъятия Водным кодексом не установлен.
       При прекращении права пользования  водным объектом водопользователь обязан:
       1) прекратить в установленный срок  использование водного объекта;
       2) обеспечить консервацию или ликвидацию  гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
       Кроме указанных основаниями прекращения  права водопользования являются общие для всех видов природопользования основания прекращения, такие как истечение срока водопользования, смерть гражданина или юридического лица.
       Естественное  изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение  права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.
       5. Государственный водный реестр. Нормирование качества водных объектов и допустимого воздействия на водные объекты.
       Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
       В государственном водном реестре  осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
       Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
       В государственный водный реестр включаются документированные сведения:
       1) о бассейновых округах;
       2) о речных бассейнах;
       3) о водохозяйственных участках;
       4) о водных объектах, расположенных  в границах речных бассейнов,  в том числе об особенностях  режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
       5) о водохозяйственных системах;
       6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;
       7) о гидротехнических и иных  сооружениях, расположенных на водных объектах;
       8) о водоохранных зонах и прибрежных  защитных полосах, других зонах  с особыми условиями их использования;
       9) о решениях о предоставлении  водных объектов в пользование;
       10) о договорах водопользования;
       11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
       Порядок ведения водного реестра утвержден  постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 253.
       Реестр  состоит из трех разделов:
       «Водные объекты и водные ресурсы»
       «Водопользование»
       «Инфраструктура на водных объектах». 

       Сбор  и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.
       Документированные сведения государственного водного  реестра относятся к государственным информационным ресурсам.
       Эти сведения носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
       Заинтересованное  лицо может получить информацию из водного реестра в течение 5 рабочих дней.
       Отказ в предоставлении сведений должен быть мотивированным и может быть обжалован  в судебном порядке.
       За  предоставление копий документов из водного реестра взимается плата. Размер указанной платы, порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации (50 рублей за лист формата А4 за 1 лист).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.