На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Первые университеты в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       В рамках своей темы я изучил деятельность первых российских высших учебных заведений. Сам по себе первый опыт университетского образования в России связан с деятельностью Петербургского Академического университета. Государственная университетская система оформилась в 1-ой половине 19 века, когда к открытому в 1755 Московскому университету добавились Казанский университет (1804) и Харьковский университет (1805), а также реорганизованные в 1803—1804 Виленский (Вильнюсский университет; закрыт в 1831) и Дерптский (Юрьевский, Тартуский) университеты. В 1819 на базе Главного педагогического института основан Санкт-Петербургский университет. В систему университетов вошли также Гельсингфорсский (1809) и Варшавский (1816—31), вместе с Виленским и Дерптским, занимавшие особое положение по составу факультетов (имели католически й богословский) и языкам преподавания. В 1-ой половине 19 века открывались вузы университетского статуса, например Петербургское училище правоведения (осн. в 1835), лицеи с университетскими классами. В 1834 основан университет Святого Владимира в Киеве (Киевский).1
       Подлинное высшее образование в России появилось  в XVIII веке, но идея о необходимости  создания университета возникла раньше. Участившиеся связи с европейскими государствами, ознакомление с состоянием там образования и науки привели правителей страны к выводу о желательности открытия университета в России. Надо отметить, что в нашей стране вопрос о создании университетов ставился властью, решался сверху, а не поднимался обществом.
       Первые реальные шаги были сделаны Борисом Годуновым, который в 1600 г. отправил в Германию Иоанна Крамера с целью привести оттуда профессоров в Москву. Однако резкое противодействие православного духовенства заставило Годунова отказаться от затеи. Вскоре после вступления в Москву Лжедмитрий I высказался за создание университета, но и этот план не был реализован. Писатель С. Залыгин в одной из статей в «Новом мире» отмечал, что запоздание с открытием университетов дорого обошлось России, стало одной из причин ее общей отсталости от Европы.
Авторы монографии «Высшее образование в России»  попытались доказать, что уже в XVII в. в Русском государстве было 12 вузов, непонятно на каком основании  отнесли к ним школы при  монастырях, лекарскую и посольскую школы и даже Юрьевский университет, хотя Юрьев (Тарту) в XVII в. не входил в состав России. На самом деле, по моему мнению, к высшим учебным заведениям можно причислить лишь Славяно-греко-латинскую академию, открытую в Москве в 1685 году. Но это было узкоспециализированное учебное заведение, готовившее кадры для распространения и защиты догматов православия. А университет, согласно определению В. Даля, - высшая школа, учебное заведение первой ступени, по  
 

1- Российская педагогическая энциклопедия Москва 1999
всем отраслям науки.
       Вопрос  о начале университетского образования  в России до сих пор принадлежит  к числу дискуссионных: долгие годы считалось, что его начало положено Московским университетом, а существование  в Петербурге Академического университета по тем или иным причинам замалчивалось или упоминалось вскользь. И только в 1970 - 1980-е гг. исследования Е. С. Кулябко, Л. С. Семенова, Ю. Д. Марголиса, В. А. Тишкина позволили оценить подлинное значение Академического университета. Но и до сих пор в трудах некоторых московских историков, например А. Ю. Андреева, продолжаются попытки принизить роль Академического университета.
Историю российских университетов следует начинать с 28 января 1724 г., когда Сенат принял Указ об учреждении Академии наук с  университетом и гимназией. Об этом свидетельствует и Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 г, о праздновании в 1999 г. 275-летия Санкт-Петербургского университета.
       Как же происходило создание первого  российского университета? Петр I в  переписке с известным, немецким ученым Вольфом (1720 -1721 гг.) выработал основные организационные принципы российских университетов: совместное существование Академии наук, университета и гимназии, академики одновременно являются и профессорами университета, выпускники гимназии поступают в университет, который служит не только развитию науки, но и широкому распространению научных знаний, и т.д. Д. И. Менделеев считал, что император опирался, прежде всего, на голландский опыт, где академии и университеты тогда существовали совместно. По поручению Петра I лейб-медик Блюментрост 24 января 1724 г. представил императору регламент устройства Академии наук и при ней университета и гимназии. После изучения документа царем он был рассмотрен на заседании Сената и последовал указ от 28 января 1724 г., согласно которому для содержания Академии наук и университета предназначались налоги с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга. В указе отмечалось, что «...Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают...»
Сразу же встал  вопрос о приглашении преподавателей из-за рубежа в связи с отсутствием  отечественных кадров. Граф Головкин и князь Куракин вели переговоры со многими учеными в Европе, приглашая их преподавать в Академическом университете (АУ). Переговоры шли трудно, требования профессоров неоднократно менялись, многие из них боялись ехать в неведомую холодную страну. Петр I не дожил до открытия своего детища, которое состоялось уже при Екатерине I, издавшей 21 декабря 1725 г., указ, заканчивавшийся словами: «И сей указ велите в народ публиковать, дабы о той академии всяк ведал, и имел бы тщание отдавать в разные науки детей своих и свойственников».
       Первоначально удалось пригласить тринадцать профессоров  и четырех адъютантов, прибывших  в 1725 г. в Петербург, чтобы совмещать  занятия наукой в Академии с преподаванием  в университете. Академикам было установлено  жалованье — по 1 тыс. руб. в год, при этом иностранцам разрешалось платить до 2 тыс. рублей. Кроме того, оплачивались квартира, дрова, свечи. Для жилья академиков первоначально был оборудован дом Шафирова на Петербургской стороне. 15 августа 1725 г. академики были представлены Екатерине I.
       Но  оказалось, что отсутствовали студенты, ибо в России не было подготовленных для слушания университетских лекций молодых людей, тем более что  требовалось знание латыни и современных  европейских языков, так как на них велось все преподавание, ибо  профессора не знали русского языка. Тогда было решено вызвать несколько молодых людей из числа посланных при Петре I учиться за границу. Таким образом удалось отобрать первых 8 студентов, которым 17 преподавателей должны были читать лекции.
       Среди первых профессоров Академического университета необходимо упомянуть математика Н. Бернулли, астронома И. Делиля, правоведа X. Гольдбаха, физика Г. Бюльфингера, физиолога Я. Германа. Это были известные ученые, немало сделавшие для развития образования и науки в России. Университет, как считает итальянский историк В. Страда, был одним из каналов, по которым с петровских времен шла европеизация России.
       27 декабря 1725 г. состоялось торжественное  открытие Академии наук, а в  январе 1726 г. начались учеба в  университете и чтение профессорами публичных лекций. Первым русским студентом Академического университета (АУ) по списку числился Филипп Анохин, отозванный из Германии. Из-за недостатка студентов профессора ходили на лекции друг к другу, были попытки организовать публичные лекции по физике и анатомии с демонстрацией опытов, но и их плохо посещала публика.
       Обеспечение Академического университета студентами было самой сложной проблемой за весь период его существования, ее пытались решать разными путями: отзывом из-за границы, направлением учащихся духовных академий и семинарий, которые часто оказывались неподготовленными воспринимать науку, открытием доступа в университет для всех сословий, кроме крепостных, и т.д. Но это не давало желаемых результатов, число студентов оставалось незначительным, часто бывали годы, когда отсутствовали очередные наборы и выпуски. Так, в 1771 г. в Академическом университете числилось 12 студентов, в 1795 г, - 8, в 1798 г. - 11. Но такое положение с численностью студентов было характерно в первые века существования и для многих европейских университетов. В России это обусловливалось и нежеланием дворянства отдавать своих детей в университет, и большей престижностью военной карьеры, и перенесением при Анне Иоанновне столицы из Петербурга в Москву, и недостаточным развитием в России среднего образования. Так, в 1765 г. из 18 студентов половина заявила, что непригодна к учебе и просила отчислить их из АУ. Один из них писал в заявлении ректору: «Много времени почти без всякой пользы препроводил, так как натуральной остроты к наукам не имею; совершенно знаю, что никакой пользы наукам в академии принести не могу, хотя десять лет в студентах проживу, только время бесполезно потеряю».
В то же время  в университете обучались и талантливые  студенты, некоторые из них занимались с профессорами по индивидуальным планам, участвовали в экспедициях, организованных Академией наук, успешно сдавали экзамены и получали медали за свои сочинения. Например, В. Ададуров в 1731 г. еще студентом разработал первые основания грамматики русского языка, несколько студентов участвовали в экспедиции В. Беринга на Камчатку. Лучшие студенты проводили занятия в гимназии. Для студентов было установлено жалованье: 72 руб. в год российскому студенту и 200 руб. - иностранному. Первоначально студенты жили на частных квартирах, затем был арендован дом у Строгановых, ставший первым общежитием.
       В Академическом университете не было деления на факультеты, поэтому все студенты изучали первый год математические науки и те, которые от них зависят, второй год — все части физики, третий год - гуманитарные, историю, право. Лекции начинались с 7 часов утра, продолжительность каждой - астрономический час. Их посещали и способные гимназисты.
       Академический университет не имел своего устава и только в утвержденном в 1747 г. первом академическом Регламенте ряд статей был посвящен университету; часть академиков должна была читать лекции в университете, была введена категория казеннокоштных студентов, обучавшихся за государственный счет, давались некоторые преимущества по службе окончившим университет. В параграфе 37 Регламента было дано такое определение: «Университет есть собрание учащих и учащихся людей. Первые называются профессора, а другие - студенты».
       После принятия Регламента ректору было поручено подготовить университетский Устав. Вместо этого в 1750 г. была сочинена временная инструкция, в ней особое внимание уделялось наказаниям: профессора за пропуски лекций и опоздания штрафовались на дневной оклад, студенты за провинности заключались в карцер на срок до двух недель, им запрещалось носить студенческую форму (зеленый кафтан, шляпа, шпага), и надевать они должны были серый кафтан. Студенты вели себя очень буйно в общежитии, пьянствовали, инспектор просил присылать солдат для наведения порядка. Отдельных студентов подвергали наказанию розгами за дерзкое поведение с профессорами.
       Трудности, переживавшиеся Академическим университетом, вызвали негативную оценку М. В. Ломоносова: «ни образа, ни подобия университетского не видно». К сожалению, эта эмоциональная оценка была некритически воспринята последующими историками, в том числе даже В. О. Ключевским, и дала один из поводов для пренебрежительного отношения к университету.
       В 1758 - 1764 гг. ректором был Ломоносов, который попытался перестроить университет, подготовил проект Устава, Он настаивал, чтобы дорога в университет была открыта и для помещичьих крестьян, ссылаясь на Рим, где рабы, получившие образование, становились вольноотпущенниками. Ломоносов предлагал торжественно ввести новый Устав в жизнь, как бы возродить университет, пригласив на торжественный акт видных европейских ученых, представителей зарубежных университетов и т.д.2
       Особое  значение он придавал предоставлению университету права «производить в  градусы», т. е. возводить в ученые степени. Михаил Васильевич подготовил Похвальное слово императрице Елизавете Петровне, которое хотел произнести на торжестве. Но смерть императрицы, а затем болезнь и смерть самого Ломоносова не позволили осуществить эти планы. В это время уже функционировал Московский университет, и основные усилия правительства и общественности были сосредоточены на его поддержке.
       Вскоре  после смерти М. В. Ломоносова Академический  университет и гимназия были объединены в одно учебное заведение - Училище  академии, которое просуществовало до начала XIX в., полностью сохраняя университетское образование. Имеющиеся документальные свидетельства и воспоминания современников позволяют говорить о том, что Академический университет действовал до начала XIX в. и перестал формально существовать с принятием нового Регламента Академии наук в 1803 г., в котором исчезли официальные упоминания о нем.
       Значительная  роль Академического университета в истории российского образования и отечественной науки нам видится в том, что, во-первых, это был первый российский университет, он положил начало университетскому образованию в России; во-вторых, из стен его вышло немало крупных ученых, в том числе и будущих профессоров Московского университета, т.е. были заложены основы отечественной науки, доказано, что « может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»; в-третьих, опыт университета, как позитивный, так и негативный, был учтен при создании других российских университетов,, прежде всего Московского; в-четвертых, в АУ начали формироваться многие черты российской университетской системы: светский характер, отсутствие богословского факультета, широкое сословное представительство студенчества, связь образования с научными исследованиями и т.д., и, наконец, АУ создал в Петербурге предпосылки дальнейшего развития высшего образования, которое продолжилось деятельностью Санкт-Петербургского университета.
       Основным  итогом истории Академического университета явился вывод о необходимости  открытия полноправного российского  высшего учебного заведения, наделенного организационной и правовой структурой  

2- История Российских университетов. Курс лекций, г. Саратов. 1998 

европейских профессорских  корпораций, что и осуществилось  в 1755 г. в Москве. Существование же Академического университета к концу XVIII в. постепенно сходит на нет. Короткий взлет его преподавательской активности в начале 1760-х гг., связанный с деятельностью Ломоносова, заканчивается
со смертью  последнего, а после 1766 г. университет  теряет даже название высшего учебного заведения, существуя слитно с гимназией под именем Академического училища, воспитанники старшего класса которого иногда назывались студентами. Вследствие расстроенного состояния этого училища в начале XIX в., новый устав Академии наук (1803 г.) уже не предусматривал его продления.3
       В то время как история Академического университета изучена явно недостаточно, второму российскому университету - Московскому (МУ) посвящено гораздо  больше научных исследований и юбилейных  изданий, в которых он назывался  первым и ему приписывалась вся слава основания российской университетской системы. Кроме того, в литературе существовала явная тенденциозность в освещении значения деятельности двух выдающихся людей, сыгравших первостепенную роль в создании Московского университета: М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова. Если в публикациях XIX в. превозносилась деятельность Шувалова при создании МУ и недооценивалась роль Ломоносова, то советские авторы, рассматривая проблему преимущественно с классовых позиций, с некоторым пренебрежением относились к Шувалову как дворянину и близкому к императрице человеку и чрезмерно выпячивали Ломоносова, приписывая ему такие деяния и заслуги, к которым он имел небольшое отношение.
       Михаил  Васильевич сыграл выдающуюся роль в  выработке идеи открытия университета в Москве, в разработке проекта его Устава, используя для этого свой опыт знакомства с западноевропейскими университетами, особенно Лейденским. Однако без помощи и поддержки Шувалова, без его придворных связей и личного понимания необходимости университета в Москве идеи Ломоносова могли бы остаться в нашей памяти утопическим проектом. Именно их сотрудничество обеспечило быструю и удачную реализацию идеи.
       Летом 1754 г. Шувалов представил Сенату предложение  об открытии университета в Москве, мотивируя это ее географическим положением в центре государства, в отличие от Петербурга, нахождением в Москве большего количества дворянских семей, детям которых необходимо получить университетское образование для будущей карьеры. Сенаторы достаточно быстро отреагировали на предложение Шувалова и 19 июля 1754 г. согласились с ним, доложив об этом Елизавете Петровне.
       Первоначально собирались открыть университет  уже в 1754 г., но задержала подготовка здания: покупка, переселение, ремонт, просушка и т.д. 12 января 1755 г. императрица подписала «Высочайше утвержденный проект  
 

3- Отечественная история 1998 №5 

об учреждении Московского университета», и этот день стал рассматриваться в дальнейшем как день рождения Московского университета.
       Вопрос  о том, какую дату считать днем рождения того или иного
университета, до сих пор остается спорным, ибо  одни начинают отсчет от
появления официального документа об открытии, другие —  от начала строительства университетских  зданий, третьи - от торжественного акта открытия университета, четвертые - от начала функционирования университета в качестве учебного заведения. На наш взгляд, следовало бы считать началом существования университета тот день, когда он приступил к своим прямым обязанностям: обучать и воспитывать студентов.
Торжественное открытие Московского университета прошло 26 апреля 1755 г. в Аптекарском доме (на месте нынешнего Исторического музея). «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что в 8 часов утра состоялся молебен по случаю открытия университета, затем в большом зале были произнесены речи на русском, латинском, французском и немецком языках. Профессор А. А. Барсов в своей речи отметил, что университет - «место, определенное и посвященное наукам и учению; так что, назвавши университет его именем, в мысли и понятии представлять должно все собрание потребных в жизни человеческой наук, весь круг просвещающего разум учения». После торжественной части для знатных гостей был устроен прием с винами, кофе, чаем, конфетами. В шестом часу вечера началась иллюминация, которая привлекла много народа, приходившего смотреть ее всю ночь, ибо длились
до утра торжества.
       Помещение Аптекарского дома оказалось явно недостаточным  и 
поэтому начали покупать находившиеся поблизости дома, в частности дом на Моховой  князей Репниных. Было передано университету и казенное здание, где прежде располагалась Межевая канцелярия. И только в 1783 г. был утвержден проект Матвея Казакова на строительство собственного университетского здания, которое продолжалось с 1786 по 1793 г. (был еще проект Василия Баженова построить здание на Воробьевых горах).
       В университетском Уставе, действовавшем  по 1804 г., определялись основные параметры  жизни университета: наличие трех факультетов (юридического, медицинского и философского) с 10 профессорами на них (3 - на юридическом, 3 - на медицинском и 4 - на философском), создание двух гимназий (для дворян и разночинцев отдельно), которые бы поставляли будущих студентов, наличие университетского суда и неподсудность профессоров, служащих и учащихся другим властям, прямое подчинение университета Сенату. Обучение было рассчитано на 3 года. Во главе университета назначался директор (первый - Алексей Аргамаков), который был лишь администратором. Университет имел двух кураторов, обычно крупных чиновников, государственных деятелей, представлявших интересы университета перед двором и наблюдавших за общим состоянием МУ. Первыми кураторами Елизавета Петровна назначила И. Шувалова и Л. Блюментроста. Профессора университета 5 дней в неделю читали лекции студентам и ежедневно должны были выступать с бесплатными 2-часовыми публичными лекциями на латыни. По субботам под председательством директора проходили профессорские конференции, на которых определялся распорядок учения, какие предметы и по каким учебникам преподавать. 

       Рис 14  

На учебу в университет принимались без различия сословий, даже крепостные, если помещик соглашался оплачивать их обучение и дать им вольную. Студенты университета носили форму, которая менялась несколько раз. Так, при Екатерине II у них были зеленые мундиры с красным воротником, обшлагами и подбоем. К этому прилагались шпаги и шляпы, напудренные прически. Учебный год начинался в июле и прерывался двумя каникулами: 18 декабря - 6 января и 10 июня - 1 июля. В последнюю субботу каждого месяца проводились студенческие, а в конце полугодия публичные диспуты. Студентам ежегодно предлагались темы для письменных сочинений и за лучшие учреждались золотые и серебряные медали.  

4- Вестник Московского университета 1955 №5
Екатерина II интересовалась успехами студентов, и директор Херасков
ежегодно докладывал императрице о результатах учебы, прилагая при этом ведомость, итоги  большого экзамена, указывая, кто у  кого учился. Например,
о студенте Родионе  Гвоздиковском сообщалось, что он натуральный 
недостаток разума награждает своим прилежанием и рачением, о студенте Николае Рубиковском - ничего не успел, хотя и оказывает свое рачение хождением на лекции.
       В университете вводилась должность  пристава, который следил за чистотой и порядком, знал, где живет каждый студент, и ежедневно утром рапортовал директору о прошедшем дне. По университетскому Уставу «все профессора и служащие университета должны жить недалеко от него, дабы в прохаживании туда и назад напрасно время не теряли».
       В основу Устава Московского университета были положены традиции ряда европейских университетов, что делало российский университет непривычным явлением в самодержавной стране: он имел необычные для России XVIII века права и вольности. В то же время профессора университета считали, что их права ограничены, и в 1765 г. поставили вопрос о выборном проректоре из числа ученых, о передаче профессорской конференции решения проблемы приглашения новых профессоров и т.п. Но их просьбы не были тогда удовлетворены. В 1771 г. были изданы «Правила поведения студентов Московского университета».
И в новом  университете самой сложной была кадровая проблема. Правда, к этому  времени появились первые русские  профессора (Поповский и Барсов), которых зачислили в штаты, но большинство приглашалось из-за границы. В первые 50 лет существования МУ постоянно ощущалась нехватка профессоров. Поэтому приходилось часто одному профессору читать лекции по всем предметам целого факультета или посылали студентов слушать лекции в Петербург, где в Академическом университете был нужный специалист. Все это отрицательно сказывалось на уровне преподавания. Д. И. Фонвизин, который поступил в гимназию при Московском университете с ее основания в 1755 г. и окончил университет в 1762 г., писал в своей «Автобиографии», что преподавание было поставлено очень плохо, многие преподаватели слабо знали свой предмет. Он получил в университете знания по иностранным языкам и интерес к словесным наукам, а из профессоров отмечал лишь Шадена, живо читавшего лекции по логике на латыни. Граф Воронцов, учившийся в Московском университете почти в то же время, просил отца забрать его из университета, ибо никаких знаний не получал, так как учителя - пьяницы, а ученики самые подлые поступки совершали и могли испортить человека самого лучшего воспитания. Основная масса приглашенных профессоров не знала русского языка, что затрудняло их общение со студентами. Долгое время происходили конфликты между российскими и иностранными профессорами, что также сказывалось на работе университета. Профессора Поповский и Барсов стремились преподавать ряд предметов на русском языке, но были в меньшинстве.
В XVIII в. в российских дворянских семьях существовало предубеждение  к университету и научной деятельности, детей стремились отдавать в кадетские  корпуса. Поэтому первые 30 студентов  МУ были набраны из учеников духовных учебных заведений, среди них не было дворянских детей, и только в 1759 г., когда состоялся первый выпуск из университетской гимназии, появились студенты из дворян. Во второй половине XVIH в. количество студентов в Московском университете было незначительным, а число окончивших курс в отдельные годы измерялось единицами. Оценивая состояние МУ к началу 80-х гг. XVIII в., В. О. Ключевский говорил в своих лекциях, что университет еще не успел докончить своего обзаведения; были аудитории и кафедры, профессора и студенты, были обстановка и личный состав науки, но сама наука с трудом пробивалась сквозь то и другое, не успела еще обжиться на новоселье. Число студентов в иные годы не доходило и до сотни; иногда на юридическом факультете, как и на медицинском, оставалось по одному студенту и по одному профессору, который читал все науки своего факультета; студенты занимались в университете не более 100 дней в году; родной речи почти не слышно было с кафедр; люди хорошего общества еще побаивались пускать в университет своих сыновей.
       Несмотря  на все сложности и трудности, Московский университет рос и  развивался, играл все большую  роль в жизни общества, превращался  не только в научно-учебный, но и  культурный центр Москвы. Этому способствовало появление в 1756 г. ряда указов императрицы: о разрешении университету иметь типографию, книжную лавку, выпускать газету. 26 апреля 1756 г. вышел первый номер «Московских ведомостей», которые редактировали профессора Поповский и Барсов. Газета сообщала о важнейших событиях в Европе и России, университетских новостях, помещала императорские указы и т. д. 3 июля 1756 г. была открыта университетская библиотека, где желавшие могли читать по средам и субботам с 2 до 5 часов дня. 17 декабря 1756 г. состоялся первый студенческий диспут по философии: 2 студента защищали свои тезисы, а 4 их опровергали. В первые же годы существования университета под руководством Хераскова был создан Студенческий театр, который в 1759 г. слился с итальянской труппой Локателли и образовал профессиональный театр «Оперный дом». В 1777 г. Студенческий театр был возрожден усилиями П. А. Плавильщикова и П. И. Страхова, будущего профессора физики и ректора МУ.
       Особенно  активно действовали университетские  типография и книжная лавка в 1780-е гг., когда их арендовал Н. И. Новиков. За короткий срок было издано несколько сотен наименований книг, рассчитанных на широкого читателя, развернулась в Москве книжная торговля новиковскими изданиями.
       Уже в первые годы существования Московского  университета Ломоносов, Шувалов и некоторые другие стремились побудить императрицу принять меры к поднятию престижа университетского образования. В 1756 г. появился указ, в котором учеба в университете приравнивалась к государственной и военной службе, выслуга лет шла одновременно с учебой, успешно окончившим университет сразу присваивался обер-офицерский чин. В университет стали отдавать детей многие знатные семьи, но это продолжалось недолго, так как учение в России не вошло еще в плоть и кровь, учеников и студентов часто отвлекали от учебы, отзывали домой, устраивали на службу, а после опубликования «Манифеста о вольности дворянской» и совсем перестали посылать детей в МУ. Так, в 1760 г. были отчислены из университета Г. Потемкин и Н. Новиков, которые до этого блистали успехами, ибо их родители посчитали, что года пребывания в университете достаточно, пора заняться настоящим делом.
       В конце века Московский университет получил право присуждать ученые степени, и в 1791 г. состоялся первый публичный диспут по диссертации Ф. Барсук-Моисеева «О дыхании», получившего степень доктора медицины.
       Нелегко жилось университетским профессорам; оплата была низкой (500 руб. в год  получал ординарный профессор и 400 руб. — экстраординарный), ее иногда задерживали до года, приходилось  давать частные уроки. Государственных денег университету не хватало, помогали меценаты. Так, семья Демидовых выделяла деньги, строительные материалы, книги, гербарии. Казеннокоштные студенты получали 100 руб. в год, жили в общежитии вместе с гимназистами, помогали им в учебе и сами приобретали навыки воспитательной и преподавательской работы.
       В середине XVIII в. университетское образование  в Европе, и особенно в Германии, переживает период расцвета. В 1734 г. был  открыт и сразу же приобрел заслуженную  славу Геттингенский университет, с которым традиционно связывается окончательное утверждение в университетском образовании трех свобод управления, преподавания и обучения,- составлявших основу понятия автономии ученой корпорации в Новое время. На этом фоне зачаточное состояние так называемого университета в Петербурге было ясно тем российским ученым, которые смогли познакомиться с европейскими высшими учебными заведениями, как впрочем, и очевидны были пути его улучшения. То, что в конце петровской эпохи воспринималось как преимущество- соединение в одном учреждении функций Академии наук и Университета - на деле оказалось не в состоянии одинаково успешно организовывать фундаментальные научные исследования и учебный процесс, и в результате стало препятствием к подлинному развитию высшего образования в Петербурге. Теперь важной задачей становилось открытие настоящего российского университета, и борьбу за ее воплощение со стороны Академии наук возглавил М.В. Ломоносов.
       Во  время своего обучения в Германии Ломоносов получил ясное представление об организации университетс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.