На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сравнительная характеристика кредитной системы России и зарубежных стран

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Контрольная работа по дисциплине «ДКБ» на тему:
«Сравнительная  характеристика кредитной системы  России и зарубежных стран
(на примере  …)» 

Критерии сравнения  кредитных систем: 

      Правовой  статус
 
    Российская  Федерация 

     Центральный Банк РФ (ЦБ РФ) - главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной кредитно-денежной политики, при этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.   
     Принципы  организации и деятельности Банка России , его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
     Принцип независимости - ключевой элемент статуса  Центрального Банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. 

    Япония 

     Во  главе банковской системы Японии стоит Центральный банк - Банк Японии. По статусу Банк Японии является не административным органом, а акционерной  компанией: 55 % его капитала принадлежит правительству, 45 % — финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4 %, в случае получения банком высокой прибыли они могут быть увеличены до 5 %. Основная прибыль взимается в государственный бюджет. Акции банка котируются на JASDAQ, однако частные акционеры в управлении банком не участвуют. Уставный капитал Банка Японии составляет 100 млн. иен. 
 

      Цели  деятельности
 
    Российская  Федерация 

К основным целям деятельности ЦБ относятся:
    защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
    развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
 
    Япония 

К основным целям деятельности ЦБ Японии относятся: 

    регулирование денежного обращения;?
    регулирование курса национальной денежной единицы — иены, которое достигается поддержанием оптимальной величины находящейся в обращении денежной массы и курса иены на международных валютных рынках;?
    регулирование кредитной системы, поддержании её стабильности.
 
      Функции центрального банка 
 
    Российская  Федерация 

     Банк  России осуществляет свои функции в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.
     Согласно  статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.
     В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции: 

    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
    монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
    устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;
    устанавливает правила проведения банковских операций;
    осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
    осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
    принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
    осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
    регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
    организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
    устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);
    устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
    устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
    проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
    осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
    осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
 
    Япония 
     

     Банк  Японии осуществляет следующие функции: 

    выпуск  банкнот;
    реализация денежно-кредитной политики (изменение нормы обязательных резервов, операции на финансовых рынках, регулирование учётной ставки процента);
    осуществление взаиморасчётов коммерческих банков;
    мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;
    проведение операций с государственными ценными бумагами;
    осуществление международной деятельности;
    выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.
 
        Разработка  и осуществление  денежно-кредитной  политики
 
    Российская  Федерация 

     Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны.
     Денежно-кредитная  политика Банка России направлена, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.
     Денежно-кредитная  политика Центрального Банка признается наиболее современным и эффективным  методом регулирования экономики. В настоящее время подчеркивается актуальность этой проблемы в условиях становления и развития рынка и рыночных отношений.
     Денежно-кредитная  политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как  правило, по двум направлениям: 

     - проведение экспансионистской или  расширительной политики, направленной  на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
     - проведение рестриктивной или  ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной  ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти. 

    Япония 

     Денежно-кредитное  регулирование в стране осуществляется через Банк Японии, Министерство финансов, Федерацию экономических организаций («Кейданрэн»).
       Направления деятельности Банка Японии по разработке кредитно-денежной политики:
    определение учетной ставки процента, других процентных ставок, а также типов и условий дисконтирования векселей;
     Для обеспечения высоких темпов экономического роста через удешевление финансовых ресурсов Банк Японии проводит политику низких учетных процентных ставок. Хотя банк манипулировал ставкой рефинансирования в зависимости от конъюнктуры, он постоянно поддерживал ее на низком уровне, проводя неофициальные консультации с Министерством финансов. В то же время Банк Японии установил потолок процентов по вкладам. 

    определение процентных ставок по ссудам;
     Так, в феврале 1999 г. Банк Японии снизил ставки по ссудам овернайт на межбанковском  рынке с 0,25 до 0,15%, т.е. практически  объявил политику «нулевого процента». 

    определение или аннулирование нормы обязательных банковских резервов;
     Система обязательного резервирования действует  в Японии с 1957 г. Кредитные учреждения обязаны размещать в Банке  Японии определенную сумму резервных  депозитов. При этом проводится политика минимальных резервов. Так, минимальная норма резервов по срочным вкладам составляет: 0,125% при сумме 50-500 млрд. иен, 1,75% - при сумме 500-2500 иен.
    определение стратегической линии контроля над денежным рынком.
     Применяемые меры контроля – в основном операции на открытом рынке: покупка и продажа облигаций и векселей. 

    Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов между кредитными организациями.
     Трансакции (в т.ч. переводы денег), проводимые банками, выполняются с помощью системы  корреспондентских счетов, которые банки, зарегистрированные и допущенные к деятельности в Японии, имеют в центральном банке. Каждый день через корреспондентские счета коммерческих банков проходит более 300 трлн. иен. Чтобы выполнять такой объем операций, центральный банк работает с электронной системой взаиморасчетов. 

    Мониторинг  и проверки финансового положения  и состояния менеджмента финансовых учреждений.
     Банк  Японии отслеживает движение средств  на счетах и депозитах своих клиентов и при необходимости высылает своих инспекторов для детальной проверки на месте. Такие проверки позволяют ЦБ реагировать на негативные экономические изменения в финансовой системе на ранней стадии и помогать клиентам решать текущие проблемы. 

    Контроль  за кредитной сферой и обеспечение  бесперебойного функционирования системы платежей и расчетов путем предоставления кредитов на ограниченный срок кредитным организациям.
     Являясь кредитором последней инстанции, Банк Японии предотвращает крах банков и  помогает выходу из кризиса тем из них, кто становится угрозой стабильности кредитной системы. В то же время Банк Японии в соответствии с общеэкономической ситуацией в стране вносит свои предложения в планы банков или накладывает ограничения на объемы их кредитной деятельности. 

        Инструменты денежно-кредитного регулирования
 
    Российская  Федерация 

     В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными  инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются:
    процентные ставки по операциям Банка России;
    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России
    операции на открытом рынке;
    рефинансирование банков;
    валютное регулирование;
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения.
 
     1. Процентные ставки
     Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
     Повышая или понижая процентные ставки, Центральный  банк оказывает воздействие на возможности  коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.
     Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам. 

     2. Резервные требования
     Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение части  резервов коммерческих банков в центральном  банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается  в определенном процентном соотношении  от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.
     Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. 

     3. Операции на открытом рынке
     Одним из самых важных средств регулирования  денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
     В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.
     В настоящее время в мировой  экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного  предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы. 

     4. Рефинансирование банков
     Термин  «рефинансирование» означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.
     Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
     Кредиты Банка России предоставляются в  соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.
     Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.
     Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков.
     Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. 

     5. Валютное регулирование
     Валютное  регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи  иностранной валюты на валютном рынке  для воздействия на курс рубля  и на суммарный спрос и предложение денег. 

     6. Ориентиры роста денежной массы
     Банку России предоставлено право устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях  реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени  осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. 

     7. Селективное регулирование
     Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное  регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний. 

    Япония 

     В настоящее время основными средствами денежно-кредитной политики Банка  Японии является: 

    политика  коррекции учетной ставки;
    политика изменения объемов покупки-продажи облигаций и векселей;
    политика резервной нормы.
     Установление, изменение или отмена обязательных резервных норм, осуществляется Банком Японии после утверждения соответствующего решения министром финансов. 

      Правовая  база, необходимость  ее изменения и  доработки
 
    Российская Федерация 

     Нормативные акты, регулирующие деятельность ЦБ РФ: 

    Статья 75 Конституции России
    Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
    Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1
    Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года N177-ФЗ
    Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года N40-ФЗ
 
     Правовое  регулирование Банка России осуществляется только федеральным законодательством. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, если учесть, что денежная система должна быть единой, а банковская система - стабильной. Если бы все было иначе, то тогда рано или поздно в субъектах Федерации в той или иной форме могла бы появиться своя денежная система или ее суррогаты. Последствия этого для страны нетрудно предугадать.
     Но, не только законы субъектов Федерации, но и подзаконные нормативные  акты (в том числе и нормативные акты Банка России) не могут регулировать правовое положение Банка России, т.е. Банк России не может сам себя регулировать. Это обстоятельство определено ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", содержание которой разделяют понятие банковской системы и понятие правового регулирования банковской деятельности.
     В части первой этой статьи сказано, что "банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков" Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 28.02.2009)// "Российская газета", N 27, 10.02.1996.. В части второй этой же статьи говорится: "Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России" Там же.
     Таким образом, нормативными актами Банка  России может регулироваться только банковская деятельность, но не банковская система.
     Отсюда  следуют два вывода:
     - во-первых, Банк России не должен  регулировать своими нормативными  актами банковскую систему. Его  компетенция распространяется только на банковскую деятельность. Следовательно, все вопросы, которые относятся к структуре кредитных организаций, - это вопросы, которые должны регулироваться только федеральными законами;
     - во-вторых, Банк России - это составная часть банковской системы. И поскольку банковская система не является объектом правового регулирования, то, Банк России не может своими нормативными актами регулировать свои же задачи, функции, свою собственную структуру.
     В ст. 1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" сказано, что "статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами" Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009) // "Российская газета", N 127, 13.07.2002.
     Однако  на практике это требование, не соблюдается, и Банк России в некоторых случаях как бы регулирует сам себя. Так, например, в ч. 2 ст. 84 того же Федерального закона применительно к территориальному учреждению Банка России сказано, что "задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров". Но поскольку территориальное учреждение - это составная часть Банка России как централизованной организации с вертикальной структурой управления, то получается, что Банк России может регулировать сам себя своими же собственными нормативными актами. 

     Япония 

     Банк  действует на базе закона 1942 года, который  поставил его под жесткий правительственный  контроль и дал министру финансов право изменять политику Банка Японии. В 1949 году был создан Политический комитет (Комитет по выработке политики). Он стал тем новым органом, который определял высшие интересы государства в финансовой и денежно-кредитной сферах. Из 7 членов комитета 5 имеют право голоса: Президент, назначаемый кабинетом на пятилетний срок, и по одному представителю от городских и региональных банков, промышленности и сельского хозяйства (все они назначаются на 4 года). Два члена, не имеющие права голоса, - представители министерства финансов и Управления экономического планирования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.