На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальное консультирование семей в ситуации развода

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
 


Введение

     Благополучие  общества, прежде всего - благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов - социальных работников.
     Социальная  работа прошла путь от действий непрофессиональных энтузиастов, занимавшихся благотворительностью в XIX в., до профессиональной деятельности специалистов. Социальные работники  сегодня пытаются концептуально  прояснить и утвердить свою профессиональную идентичность. Сферы деятельности социальных работников сейчас настолько разнообразны, что ответ на вопрос «Кто мы?» для них стал не просто делом профессиональной солидарности или теоретического интереса, а жизненно важным условием профессионального самоопределения, обретения личного и социального статуса.
     В настоящее время социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным  людям, группам и/или локальным  сообществам в целях усиления или восстановления их способности к социальному функционированию.
     Объектом  исследования является семья в ситуации развода.
     Предметом исследования является социальное консультирование.
     Цель  данной работы:  изучить социальное консультирование семей в ситуации  развода.
     Для этого поставлены следующие задачи:
      Дать понятие социальному консультированию;
      Дать понятие семье;
      Рассмотреть специфику семейных отношений
      Рассмотреть семью в ситуации развода;
      Рассмотреть проблемы современных семей;
      Провести и выявить диагностику проблем семьи на примере психологического центра «Альянс».
      Изучить деятельность соц.работника по консультированию семьи в ситуации развода.
 

     

1.Теоретические  аспекты изучения  социального консультирования семьи.

1.1.Социальное консультирование, понятие и сущность

     Социальная  работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные  жизненные ситуации, их психосоциальной  реабилитации и интеграции. В самом  общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину. [1]
     Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией  школ социальной работы (см. International Association of Schools of Social Work) и Международной федерацией социальных работников (см. International Federation of Social Workers) 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».[12]
     По  поводу статуса социальной работы в  современной науке существует три  точки зрения:
      Является видом деятельности, но не является наукой.
      Вид деятельности и прикладная наука.
      Вид деятельности и наука, которая имеет и прикладную, и фундаментальную составляющую.
     Социальная  работа - это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи индивидам, группам индивидов, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в достижении, восстановлении или усилении способности к психосоциальному функционированию. (Холостова Е. И).
     Социальная  работа - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. (Словарь-справочник по социальной работе).
     Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. (Социальная политика. Энциклопедия). [16]
     Социальная  работа - это вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приёмах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп.
     Социальная  работа - это комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении  социально уязвимых групп населения. [2]
     Объект  социальной работы - система социальных отношений (устойчивые связи между  субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек  рассматривается абстрактно от его  социальных связей (а общество - это система). Объект социальной работы - это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы - это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки. [править] Предмет исследования
     Предметом социальной работы являются не все  социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.
     Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции  социальной работы во многом связаны с оказанием разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое.
     В своей основе социальная работа предстает  как нормативная деятельность. Она  непосредственно связана с нравственными  ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может  быть социально одобряемым или неодобряемым, «хорошим » или «плохим», агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.
 

     

1.2.Понятие семьи, ее виды.

     Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.[3]
     Семью создают отношения «родители-дети». Семья основа на единой общесемейной деятельности. Она характеризуется общностью людей, связанных узами супружества, родительства, преемственностью семейных поколений, а так же социализацией детей и поддержанием существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества - родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев, по мнению ряда ученых, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающие в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений.
     По  мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов. Но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями. Общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале.[4]
     С.И. Ожегов: «Семья - группа живущих вместе близких родственников. Объединение  людей сплоченных общими интересами».
     Значимость  в развитии семейных отношений приобретают жизненные позиции семейных партнеров: внутренний контроль – внешний контроль; эгоизм – альтруизм; ориентация на общественные нормы – на себя; принятие противоречий – непринятие противоречий; чувство собственного достоинства – неверие в себя.
     Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:
      преданность и сотрудничество,
      общение, предполагающее открытое самовыражение,
      гибкость отношений,
      самостоятельность.
     Однако  есть дети, родители, члены семей, у  которых низкая самооценка. Одна из причин низкой самооценки может быть наличие физического, интеллектуального или психического дефекта. Такие люди неуверенны, ожидают подвоха, унижения, оскорбления со стороны других людей. Своим поведением они начинают защищаться и создавать ситуации, которые провоцируют людей именно на такое поведение, которое они ожидают и провоцируют. После чего уходят в свой закрытый мир, в одиночество, в изоляцию, становятся апатичными, равнодушными и депрессивными. Такие люди строят отношения по типу деспотичных и властных, либо по типу покорности и принижения. Такие люди всего боятся, так как одиночество и недоверие всегда рождает страх. Они чувствуют себя неполноценными, безнадежными, неперспективными/[5]
     Замечено, что в дисгармоничных семьях положительных моментов, моментов радости меньше, чем отрицательных. Причем положительных моментов к другим людям, вне своей семьи проявляется больше, чем в собственной семье. Установлению честных искренних отношений в семье мешают предубежденности, семейные мифы, которые могут передаваться из поколения в поколение.
     В семейных отношениях существует пять проблемных сфер, это:
      домашнее хозяйство,
      распределение бюджета,
      воспитание ребенка (детей),
      проведение совместного досуга,
      общение.
     В. Сатир считает, что семейная жизнь – самый трудный вид деятельности в мире. Она считает, что отношения в семье, это совместная деятельность двух организаций на единый результат.
     Семейные  отношения по К.Г. Роджерсу представляют собой развитие всех членов семьи. Особую роль в семье он отводил совместному переживанию радости в семье, терпимости и толерантности членов семьи друг к другу.
     Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
     Традиционная  семья несет следующие функции:
      репродуктивная - в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
      хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
      регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;]вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь - только своему, родному
      образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;
      сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;
      рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
      духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
      социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
      психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
     Таким образом, семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики:
     семья – малая социальная группа общества;
     семья – важнейшая форма организации  личного быта;
     семья – супружеский союз;
     семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками  и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
     Семья – это системно-функциональное объединение эмоционально- значимых людей на основе супружества, родства и родительства.[15]
     В. В. Столин писал, что семья – это  открытая система, подверженная внешним  воздействиям и она должна учитывать  в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия (В. В. Столин, 1981).
     Виды  семей
     Диктаторский  тип семьи 
     Один  из членов семьи решает все или  подавляющую часть вопросов, касающихся данной семьи. Другой член семьи или  вообще ничего не решает в этой семье  или может решать какие-то мелкие второстепенные вопросы. Причем эти вопросы кажутся мелкими и второстепенными именно с точки зрения первого члена семьи. Этот главный (лидирующий, доминирующий) член семьи при принятии какого-нибудь решения либо совсем не советуется со вторым членом семьи, либо советуется формально .[6]
     Такой тип семьи будет устойчив только при соблюдении двух условий:
     Согласие  второго члена семьи на такое  положение вещей 
     Полная  ответственность первого за все  свои решения 
     Как правило, в современном обществе диктаторский тип семьи существует там, где между супругами существует какое-то неравенство. Например, имущественное, возрастное, национальное (один из супругов имигрант), физическое (один из супругов калека), психологические (один из супригов слабовольный, а другой с сильной волей) и т.п.
     Итак, второй член семьи сознательно отдает лидерство первому, признавая, что  у первого управление семьей получается лучше. Если подчиненный член семьи  не признает доминирование первого, то периодически происходит "бунт на коробле". Такой бунт носит несерьезный характер, если подчиненный член семьи действительно не способен эффективно управлять семьей. Он (или она) делает пару глупостей, с которыми не способен справиться. Лидер эффективно исправляет положение. В результате они мирятся и все устаканивается до следующего "бунта".
     Второе  условие устойчивости диктаторского  типа семьи - полная ответственность  лидера за все свои решения.
     Диктаторские  отношения в семье во многом основаны на том, что второй член семьи не несет никакой ответственности за действия первого члена семьи.
     Демократический тип семьи 
     Это один из самых неустойчивых типов  семьи. Обычно такой тип семьи  часто встречается среди молодоженов, которые находятся в своих  юношеских романтических иллюзиях относительно семейных отношений и отношений мужчин и женщин вообще. Им кажется, что все возникающие проблемы можно решить вместе, сообща. А если будут какие-то разногласия, то надо прийти к взаимному компромиссу.
     Основная  проблема в том, что каждому из членов семьи всегда кажется, что именно он  идет на гораздо большие уступки, чем его партнер. Порой кажется, что партнер делает другому очень маленькие несущественные уступки, а вот он-то как раз жертвуете очень и очень многим. Другой партнер думает то же самое. Поэтому оба стараются выдавить друг из друга как можно больше уступок, а самим сделать уступок как можно меньше. В конце концов, даже если компромисс все же найден (а даже до этого дело не всегда доходит), вместо взаимного удовлетворения часто возникает чувство неудовлетворенности компромиссом.
     Поэтому демократический тип семьи чаще всего характеризуют ссоры и  конфликты. А сама демократическая  семья часто балансирует на грани  развала.
     Автономный  тип семьи 
     Этот  тип семейных отношений наиболее удачен. Муж и жена разграничивают свои сферы влияния и затем каждый в своей области ведет себя как... диктатор из диктаторского типа семьи. Каждый из членов семьи берет себе ту сферу, где он более компетентный и готов не только самостоятельно принимать решения, но и нести за них полную ответственность. Те сферы, где данный член семьи менее компетентен и не готов к самостоятельным решениям с полной ответственностью за принятые решения, он отдает другому члену семьи.
     Но, парадокс заключается в том, что на начальном этапе разграничения полномочий, нужно какое-то время побыть в шкуре демократической семьи, прежде чем перейти к полноценному автономному типу. Желательно, чтобы такой переход произошел еще до вступления в брак. Чтобы каждый заранее знал, чем он будет заниматься в семье, а чем будет заниматься другой член семьи, т.е. где и когда придется без всяких споров подчиняться решениям другого члена семьи.
     Решением  данной проблемы мог бы быть брачный  контракт, где можно было бы заранее  расписать, какие финансы и в  каком объеме (в процентах или по абсолютной величине)каждый из супругов кидает в "общий котел", а какие оставляет себе на собственные нужды, при каких условиях эти доли меняются (например, рождение ребенка или смерть близкого родственника) и на сколько.
     Но  брачный контракт тоже не идеален. Проходит лет 10-15 и люди меняются.. Могут пойти споры и ссоры из-за пересмотра брачного контракта. Значит изначально брачный контракт должен предусматривать такую ситуацию., чтобы определить возможные сроки изменения такого контракта по требованию одного из супругов и основные принципы и направления такого изменения.
     Реальность 
     Реальность  всегда сложнее теории. Об одной  сложности уже говорилось дважды. Это то, что тип семьи не бывает статичным. Бывают как переходы их одного типа в другой (из демократичного в автономный), так и изменения внутри одного типа семьи (изменения разграницения полномочий в автономном типе).
     Еще одна сложность. Практически не встречаются  чистые типы семей (даже если есть брачный  контракт с подробным описанием разграничения полномочий). Обычная семья - это всегда смесь всех трех типов. Часто бывает, что преобладает какой-нибудь один из трех типов, два других типа там проявляются более или менее редко. Но и немало случаев, когда тип какой-нибудь семьи трудно распознать, в зависимости от обстоятельств мы видим тот или другой или третий тип в этой семье.
     Наконец, все усложняется, когда семья  состоит не из двух человек, а более. Например, есть дети школьного возраста, или в одной квартире с мужем и женой проживают родители одного из супругов. В таких семьях между одними членами семьи может установиться один тип семейных отношений, а между другими членами семьи - другой. [7]
 

     

1.3.Специфика семейных отношений

     Семейные  отношения это отношения между  супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а семья представляется единством супружества, родительства и родства.
     К этому необходимо, на наш взгляд, добавить, что семья может включать в себя отношения, основанные не только на браке и родстве, но и на усыновлении (удочерении). Хотя юридически последнее приравнивается к кровному родству, фактически таковым не является. Поэтому, с позиций конфликта поколений, кровное родство или усыновление (удочерение) может иметь принципиальное значение при изучении и в работе с семьей.[9]
     Кроме того, в современном обществе сексуальное, брачное и репродуктивное поведение не всегда связаны между собой в единое поведение, направленное на создание и функционирование семьи. Распространены и так называемые семейные группы, в которых из триединства «супружество-родительство-родство» отсутствует хотя бы один из элементов (одинокий родитель, бездетный брак, супруги с одним ребенком и т. п.). Более того, все чаще встречается сожительство без регистрации брака, подчас не исключающее совместного рождения и (или) воспитания детей.
     Тем не менее, в общественном сознании подобным формам совместного проживания и ведения хозяйства часто приписывается значение «семья»: неполная семья (без одного из супругов), бездетная семья (по отношению к супружеской паре без детей), «обычная семья» (т. е. супружеская пара с одним ребенком, у которой нет элемента «родство» из-за отсутствия у ребенка братьев и сестер), «гражданский брак» (по отношению к сожительству, хотя гражданским является именно брак, прошедший государственную регистрацию и имеющий соответствующие правовые последствия) и т. д.
     Возможно, это говорит о возросшей лояльности общества к различным формам семейной жизнедеятельности, не вызывающим очевидного острого противоречия сегодняшнему социальному устройству. В современной России обыденное понимание семьи не только выходит за рамки научного, включая различные формы семейных групп и сожительств, но даже используется в практике работы государственных и общественных структур.[8] 
 

 

     

1.4.Понятие семьи в ситуации развода.

     Замечено, что в случае развода оба супруга  очень редко окружены сочувствием  окружающих, да и сами разводящиеся стараются не выставлять свои переживания  напоказ, зная неоднозначность реакции на это. Именно этот тугой узел стереотипов, традиционных взглядов и обнаженного человеческого горя делает ситуацию развода столь мучительной.
     Развод  непосредственно травмирует многих, поскольку активизирует старые страхи разлуки и одиночества. Это означает также, что мать или отец в ситуации развода должны «застраховать» себе любовь ребенка, поэтому и применяются здесь стратегии борьбы за привязанность ребенка против ставшего опасным бывшего супруга.
     Обычно  человек в переживании развода  проходит несколько стадий, что явно прослеживается при оказании ему консультативной психологической помощи, необходимость который он, конечно же, признал.
       Из опыта консультирования следует,  что огромное значение имеют  разговоры с матерью о том,  что дальнейшие отношения ребенка  с отцом не обременяют, а, наоборот, облегчают ее собственные с ребенком отношения... ... Конечно, описанный процесс помощи при супружеском разводе выглядит на практике далеко не однозначно для разных людей... ... Это скорее общая схема, а сам процесс психологического консультирования носит индивидуальный характер...
     О ситуации развода написано горы статей, романов, но серьезных исследований не так уж и много - исследований самого процесса переживания разрыва отношений и помощи человеку в быстрейшей адаптации и возрождению его к жизни... ... Замечено, что в случае развода оба супруга очень редко окружены сочувствием окружающих, да и сами разводящиеся стараются не выставлять свои переживания напоказ, зная неоднозначность реакции на это... ...
     Развод  непосредственно травмирует многих, поскольку активизирует старые страхи разлуки и одиночества.
     Для взрослого человека независимо от его позиции в ситуации развода сама травма оказывается настолько сильной, что сказывается на протяжении всей его последующей жизни, хотя человек может это и не осознавать.
 

     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.