На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социологическая концепция М.М.Ковалевского

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Условия формирования социологической  теории М.М.Ковалевского
1.1. Позитивизм  в русской социологии: представители,  основные направления исследований.....................................................................................5
1.2.  Влияние идей О.Конта на творчество  М.М.Ковалевского..........................9
Глава 2. Социологическая доктрина М.М.Ковалевского
2.1. Плюралистическая  теория М.М.Ковалевского............................................12
2.2.Генетическая  социология М.М.Ковалевского..............................................15
2.3. Анализ  эволюционных процессов в творчестве  М.М.Ковалевского: понятие социального  прогресса и теория фактов..............................................17
Глава 3.Место М.М. Ковалевского в мировой  социологии
3.1.Европейский  период жизни и творчества  М.М.Ковалевского....................22
3.2. Роль М.М.Ковалевского в институционализации
социологии  в России ............................................................................................25
Заключение.............................................................................................................30
Список  литературы................................................................................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     М.М. Ковалевский – крупнейший русский  социолог конца XIX - начала XX века, оказавший огромное влияние на формирование социологии в России, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Без всякого преувеличения можно сказать, что без имени М.М. Ковалевского нельзя написать объективную историю русской социологии. Именно этим, на наш взгляд, и объясняется актуальность выбранной темы.
     Предметом исследования данной курсовой работы является социологическая концепция  Ковалевского. Данная проблема характеризуется  высокой степенью разработанности, так как о социологической  доктрине Ковалевского писали многие русские ученые, такие как Н. Кареев, П. Сорокин и П. Милюков. Целями данной работы является изучение социологического творчества  М.М. Ковалевского, а  также определение места ученого  в институционализации социологии в России. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
      определить в каких условиях сформировывался Ковалевский как социолог;
      подробно изучить саму социологическую доктрину ученого, для  определения ее индивидуальности и самобытности;
      установить какое место занимал Ковалевский в русской и мировой социологии;
     В работе будут затрагиваться вопросы, касающиеся взглядов позитивистов, повлиявших на Ковалевского, социологической концепции  ученого (например, в чем суть его  теории многофакторности, что такое  генетическая социология и т.д.), будет  рассказано о европейском периоде  творчества ученого, и о том, как  это повлияло на формирование его  взглядов, о вкладе Ковалевского в  институционализацию русской социологии. Однако некоторые вопросы не будут  рассмотрены, такие как эволюция семьи и собственности в концепции  Ковалевского, взаимосвязь социологии с конкретными науками: правом, этнографией, экономикой, статистикой и другими. Так как эти вопросы, на наш взгляд, нуждаются в более тщательном рассмотрении, не входящим в рамки данной курсовой работы. Однако мы будем говорить об этом в общих чертах.
     При написании данной работы основная опора  была сделана на произведениях самого М.М. Ковалевского, такие как «Социология», «Современные социологи», на работе А.П. Казакова «Теория прогресса в  русской социологии», а так же на произведениях П.А. Сорокина.
     Данная  работа состоит из введения, основной части, разбитой на три главы, и заключения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1
1.1. Позитивизм  в русской социологии:  основатели, основные направления их исследований
       Первый  период российской социологии (1860-1890-е  гг.), как и на Западе, был тесно  связан с господством позитивистских идей. В России повсеместно распространялись идеи О. Конта о необходимости создания социологии как "естественной науки о человечестве"1, которая могла бы способствовать рациональной организации общества. Теоретической основой позитивизма были идеи об исторической эволюции человеческого общества, закономерностях общественного развития, прогресса. Попробуем назвать основных представителей позитивизма, а также кратко описать основные направления их исследований.
     Один  из лидеров русского позитивизма, автор  «субъективного метода» в социологии – Николай Константинович Михайловский (1842 – 1904). Стройная система его взглядов и цельное мировоззрение способствовали тому, что в конце 70-х годов он занял одно из первых мест в русской общественной мысли. Социологическое творчество Н.К. Михайловского тесно соприкасалось с этическими идеями нравственного обогащения российской действительности, центральной среди которых было обоснование необходимости выработки единой и целостной системы правды – истины. По существу, это была концепция, соединившая в себе представления о соотношении сущего и должного, теории и практики. Главной в творчестве ученого была идея формирования целостной личности и создания для этого необходимых социальных условий. Понимание общества у ученого было связано с характеристиками социальных явлений, социального взаимодействия, поскольку речь шла об исследовании отношений различных форм общежития к судьбам личности. Вообще же, рассматривая предмет социологических исследований, ученый выделял два их типа: одни исходят из судеб общества, другие отправляются от судеб личности, но при условии, что эти последние тесно зависят от общества.  Второй тип исследований социологу был ближе. При изучении общества Михайловский исходил из субъективного метода социологии. Анализ и применение этого метода привели ученого к постановке вопроса о соотношении истины, правды и справедливости. Он ввел ставшие широко известными после его работ понятия – «правда – истина» и «правда – справедливость». Субъективный метод ориентировал социологов, прежде всего на изучение личности. У Михайловского «фокус» его концепции был сосредоточен на индивиде, индивидуальности, личности, человеке. «Мерилом прогресса общества являлось для него развитие личности». 2 Источник этого прогресса он связывал с преодолением отчуждения личности от общества, его отказа от роли его простого придатка. Также социолог одним из первых не только в отечественной, но и мировой литературе подчеркнул возможность рассматривать личность на трех уровнях – биогенном, психогенном, социогенном. Первый означает анализ процесса выживания человека как живого существа, для чего главным оказалось приспособление среды к удовлетворению его потребностей. Психогенный уровень анализа личности предполагал выявление характера взаимодействий индивида и толпы. Третий – представляет собой рассмотрение личности сквозь призму ее включения в общественное разделение труда, кооперацию, сотрудничество.
     Другой  лидер позитивистов в России –  Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900). В своих  социологических работах Лавров разделял основные взгляды О.Конта  и позитивизма в целом, хотя не со всеми из них соглашался. «Ученый  придерживался синтетической ориентации в своих социологических взглядах, стремясь создать целостное учение о мире, обществе в нем и личности в обществе». 3 Его волновала проблема единства понимания и действия, главным элементом которого была личность. Лавров в своих произведениях описывал личность особого типа – критически мыслящую и творчески действующую, образцом которой являлся он сам. Предметом социологии как науки провозглашалось изучение общества. Весь вопрос состоял в том, что под этим подразумевалось, включая проблему его познания.  Лавров, характеризуя социологию как науку об обществе, отмечал: « Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это – продукт практического творчества мысли».4 По мнению социолога, высший нравственный принцип деятельности личности – справедливость, которая предполагает в качестве необходимого условия своей реализации установление и укрепление в обществе солидарности. Таким образом, связь между личностью и обществом оказывается не просто социальной, но и нравственной. Личность функционирует на основе социальной мотивации, считает Лавров. Он выделял четыре группы мотивов действия: убеждения, интересы, аффекты и привычки (обычаи). Приведенная классификация мотивов действия содержалась в «Исторических письмах» (1860). При этом за системой мотивации у Лаврова скрывается не менее, а даже более сложная система потребностей, которые во многом определяют деятельность личности и проявляются в мотивах. Лавров исходил из наличия первичных (личных) и вторичных (общественных) потребностей. Причем, как он сам отмечал, каждая из этих потребностей обуславливает развитие в обществе сферы жизни и деятельности.
     Конечно, были и другие представители позитивизма  в России, таки как Г.Н. Вырубов, например, но на наш взгляд, Михайловский и  Лавров – его основатели в России. Именно поэтому в этой главе написано только о них.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Влияние идей О. Конта на  М.М. Ковалевского
     С самого начала своего социологического творчества М.М.Ковалевский определил себя как «последователя О.Конта времен «Курса положительной философии», тем самым отделившись от той субъективной социологии в России, главными последователями которой были П.А.Лавров и Н.К.Михайловский»5.  Попробуем определить, в чем же сходство концепции ученого с концепцией О.Конта.
     Главное сходство, на наш взгляд, заключается  в определении у ученых основных принципов социологии. По мнению Конта, задача социологии в изучении «порядка и прогресса». С самого начала своего творчества Ковалевский принимал этот принцип и развивал, в его рамках, свою генетическую социологию. Однако позднее, он принял позицию американских социологов, о том, что более правильно  определение социологии как науки  об организации и эволюции общества. Понятия «организация» и «эволюция» являются более общими, чем «порядок»  и  «прогресс».  По мнению Ковалевского, каждое общество так или иначе  организовано, но не в каждом существует порядок. Порядок предполагает прочное  и гармоническое сочетание элементов  общества, в то время как организация  может характеризоваться любыми взаимоотношениями общественных частей. Свою позицию ученый объясняет на примере русского общества: «Несомненно, что в русском обществе, как  и во всяком другом, имеется организация, но говорить, что все элементы, входящие в состав его, находятся в гармонии, было бы, без сомнения, слишком смело. Позволительно усомниться, что в  русском обществе существует порядок  в другом смысле, кроме полицейского...». 6 Также, по мнению Ковалевского, лучше употреблять термин «развитие», чем «прогресс». Прогресс предполагает изменение к лучшему, уничтожение или сокращение общественных недугов и увеличение общественного благополучия. Но не всякий данный момент имеет налицо прогрессивное изменение. «В обществе может наблюдаться сохранение, и даже временное умножение общественных язв»7.  Понятие «развитие» не противоречит этим фактам, так как эволюция говорит о всяком изменении.
     Ковалевский, как и Конт, особенное значение придавал прогрессу и солидарности. У обоих ученых понятие «солидарность» лежит в основе прогресса. У Ковалевского мы можем увидеть такую закономерность – общество эволюционирует с расширением  зоны солидарности. Что же касается Конта, то у него солидарность лежит  в основе разделения труда, главного социального факта общественной жизни, которое, в свою очередь, ведет  к прогрессу общества.  Однако понятие о ходе прогресса у  Ковалевского и Конта были различны. Конт считал, что прогресс непрерывен. Эволюционируя, каждое общество проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Ковалевский же говорил  о том, что в процессе эволюции общество не только может «застаиваться  на месте, но и двигаться в противоположном  положении»8.  Однако сама суть, что главный фактор общества – его прогресс, оставалась у Ковалевского неизменной.
     Необходимо  также отметить, что Ковалевский  соглашался с классификацией наук, созданной Контом, согласно которой  социология – «наиважнейшая» наука, так как именно она устанавливает  истинно-научные знания. Подчеркивая  это, П.Милюков писал: «Имя той науки, которая содержала в себе полный ответ на духовные потребности М. Ковалевского, которая была, так  сказать, его систематическим мировоззрением, есть социология».9 Также как и Конт, Ковалевский подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. В представлении ученых, она не только возвышается над всеми другими науками, сколько «определяет гуманитарную цель каждой из них»10.
     Таким образом, можно утверждать, что Ковалевский  относится к позитивному течению  социологии, так как основные понятия  его концепции совпадают с  понятиями позитивистов, в частности  основоположника этого направления  – О.Конта. Рассматривая концепцию  М. Ковалевского, нельзя не отметить, влияние  идей Конта на ученого. В этой главе  мы привели лишь самые основные сходства в концепциях ученого, хотя существует еще множество других.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2
2.1. Плюралистическая  доктрина М.М. Ковалевского
     Важной  общей чертой социологической концепции  М.М. Ковалевского является сознательное стремление «избежать односторонности  существующих теорий и получить объемный (истинный) взгляд на общество».11 В этом и заключается смысл плюралистической доктрины социолога. Главный и коренной вопрос, вокруг которого вращаются все разногласия, по мнению Ковалевского, лежит в том, «каковы важнейшие и, в частности, важнейший фактор общественных изменений».12 Поставив, вопрос именно таким образом, Ковалевский сам же и отвечает на него: «В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый, так или иначе, связан с массой остальных, ими обуславливается и их обуславливает». 13 Другими словами, по мнению социолога, не существует одного единственного главного фактора, с помощью которого можно объяснить то или иное общественное явление, все факторы взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Здесь совершенно определенно прослеживается тенденция развития взглядов Ковалевского в направлении плюрализма, «многофакторности». Однако социолог не отрицал, что в определенные эпохи на главное место может выдвигаться какой-либо доминирующий фактор. Наряду с принципом множественности факторов, в каждой отдельной общественной сфере он выделял главную причину изменений.
     М.М. Ковалевский, в силу своей плюралистической концепции, критиковал монистов, создателей самостоятельных доктрин, считая, что  эти люди «удивительно однобоки».14 Он был далек от прямолинейности в обобщениях и не хотел загонять себя в определенные рамки монистической идеологии. В частности,  ученый скептически относился к германской академической науке именно в силу того, что она развивалась в русле определенной социальной тенденции. Современники отмечали и то обстоятельство, что Ковалевский по сходным причинам избегал писать и о русских социологах. Руководствуясь данным подходом, ученый «отмежевал себя, как верный последователь Конта времен «Курса положительной философии», от той субъективной социологии в России, главными представителями которой были П.А.Лавров и Н.К.Михайловский».15
     Большое внимание Ковалевский уделял рассмотрению вопроса о соотношении социологии с другими науками, в первую очередь  с историей, затем – с философией, этикой, психологией, биологией, этнографией, статистикой, политэкономией, государствоведением, правом. Он считал, что «природа социологии для своего окончательного выяснения  нуждается в сопоставлении ее с природой других наук, также имеющих  дело с различными проявлениями общественности».16Сравнению социологии с другими общественными науками Ковалевский посвятил свою «Социологию» (1997). В этом произведении Ковалевский  изучает отношения между социологией, с одной стороны, историей учреждений, правом, этнографией и политической экономией – с другой. И приходит к выводу, что «объяснение эволюционному процессу, происходящему в области изучаемых явлений, не может быть дано без содействия социологии». А из всего этого следует вывод, что «конкретные науки об обществе, поставляя социологии материал для ее умозаключений, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана устанавливать социология, как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ». 17 Именно так, по мнению ученого, соблюдаются правила «обмена услуг».
     Как отмечают исследователи, взгляды Ковалевского на проблему факторов общественного  развития подвергались изменениям. Плюрализм  социолога утвердился позже, тогда  как в ранних работах проявлялся незначительно. На эту существенную характерную черту обращали внимание все современники ученого. Одни исследователи  творчества Ковалевского считают, что  эволюция воззрений мыслителя состоит  главным образом в переходе от монизма к сознательному плюрализму. Однако П. Сорокин, пишет, что эволюцию плюрализма Ковалевского «надо видеть не как переход от монизма к  плюрализму, а как переход от скрытого плюрализма к плюрализму декларативному и явному». 18
     Наиболее  полно существо плюралистических взглядов                           М.М. Ковалевского выразилось в отношении социолога к теории фактов, получившем подробное развитие в одном из основных его трудов «Современные социологи» (1997), а также в ряде отдельных исследований, более или менее посвященных данной теме.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Генетическая социология М.М.  Ковалевского
     «Генетической социологией называют ту часть науки  об обществе, его организации и  поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных  действий в противоположность действиям  недозволенным».19 Такое определение дает сам М.М. Ковалевский своей генетической социологии, которую по-другому принято называть его теорией эволюционного развития.
     С самого начала своей творческой деятельности Ковалевский проявлял интерес к  сравнительному анализу изучаемого материала и, вместе с тем, к историческим явлениям и процессам. В итого  это привело его к использованию  в качестве одного из основных методов  научного исследования сравнительно - исторического. Именно этот метод был  положен в основу его генетической социологии.  Суть этого метода в  параллельном изучении общественной эволюции различных народов, как древних, так и современных, на основе которого возможно дать общую формулу поступательного  движения общественной жизни. Ценность же его заключается в том, что  он не открывает новых фактов, а  дает научное объяснение уже имеющимся, то есть становится возможным выделить общие мировые причины развития социальных явлений. Также сравнительно-исторический метод позволяет сделать выводы о генетическом родстве явлений. Хотелось бы отметить, что Ковалевский  не был создателем сравнительно-исторического  метода. Уже Монтескье в своих  работах применял сравнения. Первоначально  этот метод использовался правовой наукой. А в XIX веке он становится общепризнанным, то есть получает разнообразное применение во многих отраслях науки.
     Материалом  для построения генетической социологии служат данные этнографии, в основном о быте отсталых, варварских племен. В предисловии к одному из своих  многочисленных сочинений по сравнительной  этнографии, Летурно справедливо  говорит, что «без помощи поставляемого  этнографией материала немыслимо  было бы заглянуть в отдаленное прошлое  исторических народов, так как все  это прошлое лежит за рубежом  истории, или, точнее говоря за рубежом  письменности»20. Ковалевский и сам был непосредственным участником полевых исследований обычаев и народов Кавказа. Занимая должность профессора Московского университета, ученый три года подряд летом ездил туда с этнографическими экспедициями; полученный материал был им описан и использован в работе «Генетическая социология как учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности» (1910г.).  В своей «Социологии» М.М.Ковалевский отмечает, что «вопросы генетической социологии, науки о происхождении общественных институтов, имеют особый интерес для русских, «ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала, находящихся в их руках и далеко еще не разработанного, несмотря на целые поколения исследователей».21
     Генетическая  социология призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие  в ее основе. Именно на этом базируется обращение Ковалевского к теории прогресса, которая составляет «ядро» всей его социологии.  
 
 
 

     2.3. Анализ эволюционных процессов  в творчестве М.М. Ковалевского: понятие социального прогресса  и  теория фактов
     Одна  из центральных категорий социологии М.М. Ковалевского – понятие прогресса. Сам Ковалевский считал, что «без идеи прогресса не может быть и  социологии»22, то есть  эта идея лежит в самой основе социологической науки. Ковалевский строит теорию прогресса, исходя из признания объективной закономерности развития природы и общества. Человеческая история – не хаос случайных событий, а закономерно упорядоченный процесс. Человечество с необходимостью переходит от одной стадии развития к другой. Ковалевский полагал, что нет и не может быть прямолинейного прогресса общества, точно так же как и не бывает в эволюции полных провалов. Прогресс слагается из последовательной смены известных общественных и политических состояний, в связи с развитием знания, с ростом населения, с изменениями, происходящими в производстве, обмене и т.д. Одни общества могут уходить в своем развитии вперед, другие застревать на низших стадиях. На низшей ступени существует круг людей с одной задачей (первобытное общество) – сохранить жизнь и продолжить род. Рост солидарности между родами приводит к их объединению в племена и союзы племен, затем к образованию народностей с государственным управлением (зачастую путем насильственного завоевания). В дальнейшем под влиянием универсалистических религий и международного торгового обмена сфера солидарности расширяется, она охватывает ряд народов и государств, а в будущем человечество станет единым союзом, где будет господствовать солидарность. Понятие родового единства, патриотизм, космополитизм – таковы, по Ковалевскому, основные последовательные этапы развития чувства солидарности, соответствующие определенным историческим формам социального уклада. Согласно Ковалевскому, все народы участвуют в мировом прогрессе, все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно (здесь можно проследить влияние идей К. Маркса на М. Ковалевского). Но в дальнейшем различия должны исчезнуть, и все народы соединятся в мировом солидарном сообществе. Теория прогресса Ковалевского не допускает исторической дискриминации отдельных народов, столь характерной для различных сторонников расовых теорий.
     Понятие прогресса рассматривалось Ковалевским  с позиции расширения солидарности, как универсального средства сближения  классов, социальных групп, народов, государств, и роста «замиренной сферы».  Прогресс солидарности ученый изображал  в виде «ряда концентрических  кругов, выражающих собой большее  и большее расширение человеческой солидарности»23 от первобытного рода до современного человечества. При этом рост солидарности одновременно идет в двух направлениях: в психологическом плане и как рост объединения людей. Для Ковалевского рост солидарности не сводится только к усилению чувства солидарности (психологическому направлению) среди людей, хотя и проявляется в таком чувстве. Если бы рост солидарности сводился только к чувствам, проблема прогресса была бы предметом психологии, а не социологии. Рост солидарности, корни которого можно проследить в жизни животных, проявляется в экономической, социальной, политической, нравственной и духовных сферах. Все испытывает на себе влияние солидарности и в свою очередь влияет на ее дальнейший рост. «Все эти стороны быта, так или иначе участвуют в росте солидарности и только взаимодействием их друг на друга объясняется этот рост».24 Именно такой подход позволяет создать цельную теорию социального прогресса. М.М. Ковалевский особенно много внимания уделял изучению прогресса в экономической жизни общества. Ему, в частности, посвящен трехтомный труд «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (1997). Как сторонник «мирного» прогресса Ковалевский не признавал научности и ценности марксистской теории классовой борьбы.  Он не отрицает борьбы, но и солидарность считает столь же естественным законом, характерным для живых существ. Соотношение этих законов в процессе истории меняется. Согласно теории Ковалевского, сфера борьбы будет постепенно сокращаться и исчезать, а солидарность крепнуть и расширяться. Не борьба, а примирение, гармония, солидарность являются двигателем прогресса. Делая акцент на солидарности, российский социолог негативно относится к революции как к источнику прогресса. Он считал революцию патологией, для прогресса чем-то случайным, не вытекающим из его природы и потребностей, своеобразным «искусственным перерывом». Если страна идет по пути продуманных реформ, страна вполне может обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему. Революция – следствие ошибок правительства, которые могут быть как задерживающие естественное развитие общества, так и насильственно ускоряющие его.
     С анализом эволюционных процессов тесно  связанной оказалась проблема факторов, влияющих на них. Ковалевский в своих  работах делал акцент на том, что  социальные процессы, их ход и структуру  обуславливают целый ряд факторов (причин). «Я думаю, что выражу не только кратко, но и весьма определенно  мою заветную точку зрения, сказавши, что социология в значительной степени  выиграет от того, если забота об отыскании  фактора да вдобавок еще и первичного и главнейшего постепенно исключена  будет из сферы ее ближайших задач, если в полном соответствии со сложностью общественных явлений она ограничится  указанием на одновременное и  параллельное воздействие и противодействие  многих причин».25 Тем самым он обосновывал принцип плюралистической социальной причинности. Безусловно, что такой подход складывался под влиянием позитивизма, вытекал из контовской классификации наук.  По-мнению Ковалевского, в тот или иной период общественного развития складывается своя специфическая форма взаимозависимости явлений с возможным преобладанием одной из сфер человеческой деятельности. Но это преобладание всегда временное, и в другую общественную эпоху главную роль будет играть другая сфера при специфическом взаимовлиянии остальных. Поэтому любое историческое событие нельзя объяснить одной причиной, так как оно является результатом многих причин, различных по характеру и силе воздействия. Ковалевский указывает, что с течением времени характер взаимодействия различных причин и следствий может измениться под влиянием новых причин или каких-то случайных факторов. В ту или иную историческую эпоху, временно главенствующую роль может играть экономика, в другую эпоху – политика, или религия, или мораль. Так, по его мнению, «в эпохи Александра Македонского и Наполеона, в эпоху нашествия варваров на Римскую империю первенствующее значение имела политика. В эпоху образования браманизма, папства и реформации главную роль играла религия»26. Для последних столетий Ковалевский склонен признать определяющей причиной развития человеческой истории сферу экономики. В будущем, как он полагал, значительно усилится влияние научных знаний на жизнь общества. Вместе с тем, это не означает, что сам социолог не стремиться видеть среди факторов социального развития более значимые и менее значимые. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на социальный процесс, для него всегда выступал демографический, позволяющий обнаруживать зависимость между ростом народонаселения и формами экономической жизни. Но социолог все-таки не «зацикливался» на нем, а выстраивал целую цепь других, касающихся различных экономических, социальных, политических, духовных и нравственных процессов.
     Таким образом, подводя итоги второй главы, можно сказать, что социологическая  система Ковалевского весьма содержательна  и оригинальна. Во-первых, она характеризуется  историчностью анализа и широтой  сравнительных обобщений. Этому способствовал активно развиваемый им историко-сравнительный метод, как метод социологического исследования истории. Во-вторых, социологическая доктрина Ковалевского, носит плюралистический характер, что уже было оригинально для социологии того времени. Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, им была сформулирована теория социальных фактов. То есть, М. Ковалевским вместо теории фактора была создана впоследствии теория функциональной связи общественных явлений, которая была им же реализована в многочисленных работах. Третьим моментом социологической системы Ковалевского является генетическая социология. Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда оставался верен позитивистской методологии, и он никогда ей не изменял. Основные идеи М. Ковалевского говорят об индивидуальности, самобытности его социологической системы. В работах Ковалевского мы находим громадную эрудицию и широкие выводы, основанные на огромном эмпирическом материале, который, нам хотелось бы отметить, социолог черпал не из чужих работ, а добывал его самостоятельно, о чем было сказано выше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3
3.1. Европейский  период жизни и творчества  М.М. Ковалевского
     Европейский период жизни М.М. Ковалевского начинается после окончания им в 1872 году Харьковского университета, так как именно тогда будущий ученый решает продолжать свое образование в Западной Европе. В свою первую поездку за границу Ковалевский учится в университетах Берлина, Парижа и Лондона, где, по его же словам, он «сформировался как ученый».27 Важное значение для его будущего творчества имеют знакомства, заведенные им за границей: с Г. Спенсером, К. Марксом, Э. Дюркгеймом, Д. Морлеем,  российскими позитивистами Г.Н. Вырубовым, П.Л. Лавровым и                        Е.В. де Роберти. Систематические встречи с этими известными учеными активно включают Ковалевского в позитивистское движение, верным которому он останется в течение всей своей жизни. Хотелось бы отметить, что между этими учеными устанавливаются постоянные научные связи, а также дружеские отношения. Но учеба за границей оканчивается и М.Ковалевский вынужден был вернуться в Россию. С 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в Московском университете, а затем становится ординарным профессором. Периодически Ковалевский выезжает за границу для преподавания права, истории и социологии. Надо отметить, что его лекции в России пользовались колоссальным успехом. Ни одна из аудиторий университета не вмещала всех его слушателей, поэтому ему приходилось читать в актовой зале. Но свободное слово Ковалевского и его критическое отношение к тогдашней правительственной политике, безусловно, сформированное в годы его учебы в Западной Европе, делало Ковалевского в глазах Министерства просвещения «опасным человеком», и поэтому в 1887 году он был отчислен из университета. Увольнение Ковалевского поразило всю Москву и вызвало волнения среди студентов. Сам он был очень возмущен таким «актом насилия»28 (для того, чтобы его уволить были наняты агенты, записывающие его лекции) и заявил, что он уезжает за границу и не вернется жить в Россию, до тех пор, пока в ней не будет введен конституционный строй, осуществлению которого он решил содействовать всеми силами.
     Поселившись во Франции, Ковалевский погружается в научную работу. Именно в эти годы написаны его самые известные научные труды: «Происхождение современной демократии» в 4-х томах, «Очерк происхождения и развития семьи и собственности, «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» в 3-х томах, «Развитие народного хозяйства в Западной Европе» и др., принесшие ему славу социолога, юриста, историка. Также знание языка дало ученому возможность преподавать в ведущих университетах Европы и США. В это же время          М.М. Ковалевский вступает в число членов Международного Института Социологии, становится его вице-председателем в 1895 году и председателем в 1907 году. Он являлся одним из активных членов Общества Социологии в Париже, постоянным сотрудником журнала "Revue internationale de sociologie" и оказывает материальную поддержку этому изданию. Результатом его интереса к вопросам социологии явились сочинения: "Современные социологи" и двухтомник "Социология". «Научные работы и чтение лекций на иностранных языках и в иностранных университетах не могли, однако, удовлетворить Ковалевского: его тянуло читать лекции на русском и для русских»29
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.