На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание и особенности предпринимательства в РК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Бизнес, предпринимательство, коммерческая деятельность становятся естественной составной  частью казахстанской экономики, свидетельствуя о ее продвижении к рыночным формам и методам хозяйствования.
     Предпринимательская деятельность – это инициативная, самостоятельная деятельность, связанная с вложением средств и направленная на получение прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
     История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время  купцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию  получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе. Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.
     Одним из приоритетных направлений экономической  реформы, производимой в настоящее  время в Казахстане, является становление  и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый  бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы.  Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030».
     Цель  работы: курсовая работа по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»  пишется с целью расширения полученных теоретических знаний и обучения основам разработки бизнес-плана.
     Задачи  работы: в курсовой работе следует  рассмотреть разделы, посвященные  сущности предпринимательской деятельности, организационно-правовым формам и составлению  бизнес-плана.
     Курсовая  работа состоит из трех разделов:
     1. Предпринимательства как вид деятельности;
     2. Развитие предпринимательской деятельности РК, на примере колбасного цеха ТОО «Апрель».
     3. Перспективы развития предпринимательства в РК.
     В первом разделе курсовой работы раскрывается сущность предпринимательской деятельности, виды предпринимательства и риски  в предпринимательской деятельности.
     Во  втором разделе рассматривается  сущность и характеристика всех организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским  кодексом РК, на примере конкретного предприятия, колбасного цеха ТОО «Апрель». Здесь был проведен финансовый анализ по данному предприятию, с целью выявления развития предпринимательской деятельности Республики Казахстан
     Третий  раздел содержит перспективы развития, проблемы, особенности развития предпринимательской деятельности РК. В этом разделе я рассмотрела состояние предпринимательской деятельности на данный период, а так же выявила проблемы и перспективы развития, и государственную поддержку малого и среднего бизнеса для решения поставленных задач.
     Актуальность  темы исследования заключается в  том, что   стратегическими задачами экономики Казахстана являются развитие отечественного наукоемкого производства, разработка и освоение новых информационных технологий, ориентированных на получение  конкурентоспособной продукции  и обеспечение интересов национальной экономической безопасности за счет сохранения и развития промышленного  и научно-технического потенциала республики.
     В экономической,  философской и других видах литературы можно найти различные точки зрения на сущность понятия «предпринимательство». Например, по понятиям американских учёных – это вид деятельности граждан, направленный на организацию и осуществление смелых, важных и трудных проектов.  Предпринимательство – это рискованное дело, осуществляемое добровольно гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется с понятиями сделать что-то новое или улучшить уже существующее. Оно связано с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость» и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.
     В западных странах в настоящее  время предпринимательство характеризуется  как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования. В основе, которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы на самых разнообразных источников.
     При написании  курсовой работы была поставлена цель – раскрыть  сущность предпринимательской среды, социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики, особенно малого бизнеса, на примере колбасного цеха ТОО «Апрель».
     В заключительной части  исследования  отражаются  рекомендации по совершенствованию  предпринимательской деятельности  в Республике Казахстан. Таким образом,   выбранная  тема решает  актуальные проблемы развития предпринимательства в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Предпринимательство как вид деятельности
      Экономическое содержание предпринимательства
 
     Предпринимательство – это инициативная самостоятельная  деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемая от своего имени  и под свою имущественную ответственность  или от имени и под имущественную  ответственность юридического лица.
     Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной  деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а так же операции с ценными бумагами.
     Предпринимательство является деятельностью, которая связана  с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
     В соответствии с трактовкой понятия  предпринимательской деятельности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, можно выделить несколько особенностей предпринимательства:
     1. Это самостоятельная деятельность  дееспособных граждан.
     2. Это не просто самостоятельная,  но инициативная деятельность, направленная  на реализацию своих способностей  и удовлетворение потребностей  других лиц и общества.
     3. Эта деятельность связана с  риском, поэтому будущий предприниматель  должен помнить, что он будет  рисковать и преодолевать сопротивление  окружающей среды, к тому же  государство не берет на себя  ответственности за возможные  неудачи.
     4. Предпринимательство – это процесс,  направленный на систематическое  получение прибыли законным путем,  следовательно, это профессиональная  деятельность, так как чтобы систематически  получать прибыль, нужно действовать  компетентно, профессионально, длительное  время.
     5. Это деятельность, осуществляемая  лицами, зарегистрированными в качестве  индивидуальных предпринимателей  или юридических лиц, следовательно,  эта деятельность законная, осуществляемая  в соответствии с правовыми  законодательными актами.
     6. Гражданским законодательством  установлен основной мотив осуществления  предпринимательской деятельности  – получение прибыли, а чтобы  этого добиться, нужно реализовать  товары, выполнить работы или  оказать услуги.
     История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время  купцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию  получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.
     С середины XVI века появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 год). Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 году – голландская Ост-Индская торговая компания, в 1670 году – компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
     В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно  еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми  предпринимателями в России можно  считать мелких торговцев, купцов.
     Что же имеется в виду под понятиями  «предприниматель» и «предпринимательство»?
     Эти понятия в современном смысле употребил английский экономист  конца XVII – начала XVIII вв. Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.
     Позже известный французский экономист  конца XVIII – начала XIX вв. Ж.Б. Сэй (1767–1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803 г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства – Земли, Капитала, Труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов развития промышленной Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». «Предприниматель, – указывал он, – это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт».
     К сожалению, надо отметить, что классики, – основатели экономической науки  – не очень интересовались фигурой  предпринимателя. Предпринимательская  деятельность не стала предметом  их научного анализа. Английские ученые-экономисты А. Смит (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм. В таком механизме творческому предпринимательству не находилось места. Вместе с тем в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по мнению Смита, компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. Книга А. Смита была опубликована в том же году, что и Декларация независимости США – 1776 г. По мнению Р. Хайлбронера, Л. Тароу и других экономистов, трудно сказать, какой из этих двух документов имеет большее историческое значение. Декларация, они считают, прозвучала как призыв к созданию общества, основанного на «жизни, свободе и стремлении к счастью». Труд же А. Смита объяснял, как именно такое общество должно работать.
     Все участники рынка, пишет Смит, подгоняются  стремлением «сделать деньги» для  себя, «улучшить свое положение». Каким  же образом рыночное общество не позволяет  заинтересованным только в себе, жадным только до наживы людям грабить своих  сограждан? Может ли на такой опасной  антисоциальной основе выработаться нормальное социальное устройство?
     А. Смит отвечает на этот вопрос положительно. Он знакомит нас с центральным  механизмом рыночной системы – механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, помышляющему лишь об улучшении своего материального  положения, противостоит на рынке толпа  людей с аналогичным стремлением. В результате каждый действующий  субъект на рынке вынужден принять  цены, предложенные конкурентами. При  такой конкуренции, утверждает А. Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем производители  аналогичной продукции, трудно будет  найти покупателя. При этом хозяин (предприниматель), которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем  его конкуренты, не сможет найти  таких работников. Таким образом, рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка.
     А. Смит показывает, что рынок выдает те товары, которые желает получить общество, и в том количестве, которое требуется этому обществу. Таким образом, А. Смит показал, что  рыночная система – могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение  общества всем необходимым, а так  же, что эта система саморегулируется. Следует отметить, однако, что поскольку рынок саморегулируется, А. Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По мнению А. Смита, рыночная система, предоставленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.
     Д. Рикардо видел в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.
     И лишь на рубеже XIX–XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907–1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим правилам производства (Земля, Капитал, Труд) четвертый фактор – Организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.
     Американский  экономист Дж.Б. Кларк (1874–1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1. Капитал; 2. Капитальные блага – средства производства и земля; 3. Деятельность предпринимателя; 4. Труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага – ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж.Б. Кларк, свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам-то, что создается капиталом, а предпринимателям-то, что создается функцией координирования.
     Так понимал в тот период функции  предпринимателей американский экономист  Дж.Б. Кларк.
     Известный американский экономист австрийского происхождения Иозеф А. Шумпетер (1883–1950) в книге «Теория экономического развития», которая вышла впервые в 1911 г., трактует понятие предприниматель как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста: «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».
     По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской  премии по экономике за 1974 г. Ф.А. Хайек (18899–1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Последний тезис представляется очень важным.
     Ряд функций, таких, как принятие решения, несение ответственности, связывает  предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять  предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различная. С одной  стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности. С другой – эффективное управление – менеджмент во всей его сегодняшней деятельности – по силам не каждому предпринимателю. Хорошо об этом сказано в широко известной книге об основах менеджмента: «Такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности  и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. то, что  традиционно считается чертами  хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше».
     Основное  качество менеджера – способность  «внести организованность в неструктурированную  организацию» – далеко не всегда свойственно  даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю-новатору приходит хороший управляющий –  менеджер.
     Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних  условиях понятия «предприниматель»  и «менеджер» нередко совпадают, хотя один из них – собственник, а другой – управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.
     Вплотную  к понятию «предприниматель»  примыкает и понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями  по производству, оказанию услуг или  приобретению и продаже товаров  обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий или организаций.
     Интересно проследить эволюцию термина «предприниматель»  и «предпринимательство»:
     – 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска;
     – 1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность  за предпринимаемое дело; тот, кто  планирует, контролирует, организует и  владеет предприятием;
     – 1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям;
     – 1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии;
     – 1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска;
     – 1964 г. Питер Друкер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой;
     – 1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель  – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические  механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность  за возможную неудачу;
     – 1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего–то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
     А вот как трактуется понятие «предпринимательство»  в Энциклопедическом словаре  предпринимателя:
     «Предпринимательство  – инициативная самостоятельная  деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность  или от имени и под юридическую  ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая  коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными  бумагами».
     К важнейшим чертам предпринимательства  следует отнести:
     – самостоятельность и независимость  хозяйствующих субъектов. Любой  предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
     – экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства  – получение максимальной возможности  прибыли. Вместе с тем, преследуя  свои сугубо личные интересы получения  высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
     – хозяйственный риск и ответственность. При любых, самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.
     Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства  взаимосвязаны и действуют одновременно.
     Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обратили внимание упоминавшиеся выше Й. Шумпетер и А. Маршалл. Если Й. Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений, то А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе. Представляется более правильной оценка предпринимателя, данная Й. Шумпетером, как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации жизни общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции. По представлению Й. Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет «созидательное разрушение», являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.
     Из  всего сказанного выше можно сделать  вывод о том, что предпринимательство  и новаторство в современном  обществе представляют взаимосвязанное  целое. 
 
 

      Типология предпринимательской деятельности
 
     Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Поскольку  любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами производственного цикла – производством  продукции и услуг, обменом и  распределением товаров, их потреблением – можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности: производственное предпринимательство, коммерческое, финансовое. Кроме этого, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах мира выделяется, обосабливается такой самостоятельный  вид предпринимательства, как консультативный (консалтинг).
     В то же время каждый из названных  видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов.
     Производственное  предпринимательство можно назвать  ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются  услуги, создаются определенные духовные ценности. Однако именно эта сфера  деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные  связи, нарушилось материально-техническое  обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.
     Наибольшее  развитие в первые годы перехода к рынку в России получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, во многом ограниченная ранее, стала стремительно развиваться, главным образом как частное индивидуальное предпринимательство. Сюда направили свои усилия многие энергичные, инициативные люди. Нередко среди них имеются и те, кого раньше относили к так называемой «теневой» экономике. Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10–12% рентабельности предприятия, фирмы, то коммерческая – 20–30%, а нередко и выше.
     Особым  видом предпринимательской деятельности является финансовое. Сфера его деятельности – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.
     Финансовая  сделка предполагает не такую высокую  норму рентабельности, как предыдущие виды предпринимательской деятельности: эта величина может составить 5–10%.
     В последние годы все большее развитие в России получает такая перспективная  форма, как консультативное предпринимательство. Оно имеет множество направлений  и, сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми  странами, можно сделать вывод, что  в ближайшие годы консалтингу  предстоит стремительно развиваться.
     Будучи  относительно самостоятельными, виды предпринимательской деятельности взаимно переплетаются, дополняют  друг друга. При этом приоритет надо отдать производственному предпринимательству, определяющему все виды предпринимательской  деятельности и наиболее сложному.
     К производственному предпринимательству относится инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее этот предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь условную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.
     Следующий этап производственного предпринимательства  – приобретение или аренда факторов производства.
     Как известно, в число факторов производства входят: производственные фонды, рабочая  сила, информация. Производственные фонды  в свою очередь подразделяются на основные и оборотные.
     Основные  производственные фонды (орудия труда) включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, измерительные и  регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику транспортные средства, инструмент и приспособления, производственный инвентарь, прочие основные фонды. К  основным производственным фондам относят  здания производственных цехов, заводоуправления, лабораторий и др.
     Оборотные производственные (предметы труда) фонды  составляют сырье, основные и вспомогательные  материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь, запасные части для ремонтов. Сюда же отнесем  покупные комплектующие изделия  и полуфабрикаты, незавершенное  производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов. К сырью относятся предметы труда, полученные в добывающих отраслях промышленности или в сельском хозяйстве, не прошедшие промышленной переработки. Материалы – это предметы труда, прошедшие определенные этапы переработки и поступающие в производство для изготовления готовой, законченной продукции. При этом основные материалы составляют основу, субстанцию будущего готового продукта или способствуют процессу производства. Инструмент и инвентарь относят к оборотным фондам по двум признакам: стоимости и сроку службы.
     Особо следует остановиться на расходах будущего периода. Главное их назначение –  обеспечить повышенные расходы на первых порах освоения новой продукции. Впоследствии в течение определенного  времени эти расходы будут  отнесены на издержки производства.
     Рабочую силу предприниматель нанимает путем  объявлений, через биржи труда, агентства  по трудоустройству, с помощью друзей, знакомых. При подборе персонала  следует учитывать образование  кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.
     Далее предприниматель приобретает всю  необходимую ему информацию о  возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, о  рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуги и т.д.
     Потребность в финансовых средствах и ее расчет.
     Осуществление предпринимательской сделки связано  с денежными затратами. Особую потребность  в деньгах (Дп) на производственно-предпринимательскую деятельность можно рассчитать по формуле:
     Дп = Др + Дм + Дс + Ди + Ду,
     где Др – денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников;
     Дм  – денежная оплата стоимости приобретаемых  сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, топлива, энергии;
     Дс – денежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств труда – зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования, вычислительной техники, инструментов, транспортных средств и др.;
     Ди – денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации;
     Ду – оплата услуг сторонних организаций и лиц.
     Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый  стартовый капитал. Не каждый может  его иметь. В этом случае предприниматель  обращается в коммерческий банк или  к другому обладателю свободных  денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь –  получение предпринимателем факторов производства в кредит. Однако в  любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит, или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.
     Результатом производственной деятельности предпринимателя  являются реализация продукции или  работ, услуг потребителю и выручка  определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия.
     Различают валовую и остаточную прибыль  предпринимателя. Валовая прибыль  представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя  после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты  налогов. Остаточная прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.д. и представляет собой  конечный итог деятельности предпринимателя-производственника.
     Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.
     Товарная  биржа – это разновидность  оптового товарного рынка без  предварительного осмотра покупателем  образцов и заранее установленных  минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым  правилам.
     Основное  содержание коммерческого предпринимательства  составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже  товаров и услуг. Общая схема  коммерческого предпринимательства  в определенной мере аналогична схеме  производственно-предпринимательской  деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который  затем реализуется потребителю.
     Таким образом, вместо производства продукции  здесь имеет место получение  готового продукта.
     Прежде  чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый  анализ рынка.
     В общем виде маркетинг представляет собой систему организации и  управления всеми сторонами хозяйственной  деятельности коммерческого предприятия, фирмы.
     Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его  планирование.
     Структура маркетинга, наряду с оперативной  управленческой работой, включает в  себя также такие функции, как  исследование рынка, оценка ситуации, предвидение, планирование, практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций.
     Основным  полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.
     Коммерческий  банк – это финансово – кредитное  учреждение акционерного типа, кредитующее  на платной основе преимущественно  коммерческие организации, осуществляющие прием денежных вкладов и другие расчетные операции по поручению клиентов.
     Особенностью  деятельности коммерческих банков России является то, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают займы на значительно короткие сроки.
     Другая  особенность коммерческих банков России в современный период заключается  в том, что в большинстве своем  они не обладают возможностями предоставления долгосрочных кредитов в значительных размерах. Таких средств во многих банках России нет.
     Еще одним институтом рынка, элементом  финансового предпринимательства  служит фондовая биржа.
     Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий  рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости  активов.
     Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. На фондовой бирже  проводятся так называемые котировки  ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного  отдела биржи курсов покупателей  и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через  биржу. При этом текущие курсы  постоянно демонстрируются на световом табло и регулярно публикуются  в специальных бюллетенях. Текущие  курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже  можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой  для получения индексов биржевой активности – своеобразных барометров экономической конъюнктуры.
     Консультативное предпринимательство – относительно молодой вид предпринимательской деятельности. Слово консультант происходит от латинского слова – советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг.
     Консалтинговые  услуги могут осуществляться в форме  устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в  виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:
     – выявление проблем;
     – разработка решений проекта;
     – осуществление решений проекта.
     Значительный  этап в зависимости от объема проекта  может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть многолетними.
     Методы  консультирования могут быть различными. Наиболее известны и применяемы три  вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.
     Экспертное  консультирование – наиболее пассивная  форма консалтинга. Здесь консультант  самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой  информацией.
     При процессном консультировании специалисты  консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют  с клиентом, побуждая его высказать  свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.
     При обучающем консультировании главная  задача специалистов – подготовить  почву для возникновения идей, выработке решений.
     На  практике в чистом виде ни один из перечисленных  методов консультирования не применяется, а, как правило, применяется комбинирование всех трех. 
 

     1.3 Предпринимательский риск 

     В условиях командно-административной системы  управления экономикой риск, как правило, осуждался. В условиях перехода к  формированию рыночных отношений риск – ключевой, важнейший элемент  предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.
     Под риском можно понимать «действие  наудачу в надежде на счастливый случай». Существуют и другие определения  этого понятия. Характерные особенности  риска – неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что  успех придет.
     В законе РК «О предпринимательской деятельности» говорится, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.
     В условиях политической и экономической  неустойчивости степень риска значительно  возрастает. В средствах массовой информации постоянно рекламируются  предложения мелких и средних  фирм, пытающихся поправить свои дела за счет операций на рынке, используя  неосведомленность предпринимателей. Чтобы преодолеть последствия риска, нужны не только смекалка и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства, да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска.
     Высокая степень риска какого-либо проекта  заставляет искать разработчика способы  его снижения.
     Основными способами уменьшения риска могут  быть:
     – привлечение к разработке проекта  компетентных партнеров, компаньонов  и консультантов;
     – глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;
     – прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги;
     – распределение риска между участниками  проекта, его соисполнителями;
     – страхование;
     – резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
     Распределение риска состоит в том, что ответственным  за риск должен стать тот компаньон  проекта, который лучше других может  рассчитывать и контролировать риски.
     Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и  контрактных документов. Распределение  риска между участниками проекта  может качественным и количественным. При количественном распределении  риска можно использовать концептуальную модель, базирующуюся на стандартных  методах решений, основой которых  является дерево вероятностей и решений, используемое для установления их последовательности.
     Качественное  распределение риска предусматривает  принятие ряда решений участниками  проекта, направленных на увеличение или  уменьшение числа потенциальных  инвесторов, что зависит от доли риска, которую участники хотят  возложить на инвесторов. Однако это  затрудняет разработчикам проекта  привлечение опытных инвесторов. Участники переговоров должны проявлять  максимум гибкости в решении вопроса  о доле риска, который они согласны принять на себя.
     Риски подразделяются на следующие основные виды: производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), инвестиционный и рыночный.
     Производственный  риск связан с производством и  реализацией продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности. На этот вид риска  наибольшее влияние оказывают сокращение намеченного объема производства и  реализации продукции, превышение плановых материальных и трудовых затрат, снижение цен, брак, дефекты изделий, рекламации и др.
     Коммерческий  риск возникает в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров  и оказания услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать такие  факторы, как невыгодное изменение  цены закупаемых средств производства, снижение цены, по которой реализуется продукция, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
     Финансовый  риск может возникнуть при осуществлении  финансового предпринимательства  или финансовых сделок. На финансовый риск наряду с факторами, характерными для других видов предпринимательского риска, воздействуют и такие, как неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки, ограничения на валютно-денежные операции и т.п.
     Причиной  инвестиционного риска может  быть обесценивание инвестиционно-финансового  портфеля, состоящего из собственных  и приобретенных ценных бумаг.
     Рыночный  риск связан возможным колебанием рыночных процентных ставок национальной денежной единицы или зарубежных курсов валют, а возможно, и тем и другим одновременно. Любой риск зависит от партнеров  по сделке. Для принятия решения  о целесообразности участия потенциальных  партнеров в осуществлении проекта  проводят анализ риска.
     Потери  от риска в предпринимательской  деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
     Материальные  потери – это не предусмотренные  проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном  выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).
     Трудовые  потери – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными  обстоятельствами.
     Финансовые  потери – возникают в результате прямого денежного ущерба.
     Потери  времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской  деятельности идет медленнее предусмотренного проектом.
     К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные  с нанесением ущерба здоровью и жизни  людей, окружающей среде, престижу предпринимателя  с другими неблагоприятными и  морально-психологическими факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Развитие предпринимательской деятельности  в РК, на примере колбасного  цеха ТОО «Апрель»
     2.1 Организационно-экономические условия  деятельности предприятия 

     Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
     Основными задачами предприятий является удовлетворение потребностей в производимой продукции, выполняемых работах, оказываемых  услугах, а так же получение прибыли  и реализация на этой основе в соответствии с законодательством социально-экономических  интересов членов трудового коллектива предприятия, взаимоотношений с  бюджетом и хозяйствующими партнерами – поставщиками, потребителями, банками  и др.
     Для осуществления своей деятельности предприятие формирует имущество, которое может принадлежать ему  на праве собственности либо полного  хозяйственного ведения.
     Источниками имущества предприятия являются:
     – денежные и материальные взносы учредителей  предприятия;
     – доходы от реализации продукции, работ  и услуг;
     – ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;
     – капитальные вложения и дотации  от бюджетов различного уровня;
     – безвозмездные и благотворительные  взносы;
     – пожертвования организаций, предприятий  и граждан;
     – выкуп имущества государственных  предприятий путем конкурса, аукциона, тендера;
     – Выкуп имущества государственного предприятия путем акционирования;
     – Иные источники, не запрещенные законодательством.
     В соответствии с законодательством  могут создаваться и действовать  предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности  и собственности общественных и  религиозных организаций. В зависимости  от форм собственности в народном хозяйстве действуют частные, муниципальные  и государственные предприятия, а также предприятия смешанной  формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной муниципальной и  государственной собственности, собственности  иностранных государств, иностранных  юридических лиц и граждан, а  также в собственности общественных организаций. Индивидуальное частное предприятие основано на собственности граждан. В экономически развитых странах удельный вес таких предприятий существенен, особенно единоличное владение распространено в США.
     Единоличная форма имеет следующие преимущества: простота в организации; полная самостоятельность; свобода, оперативность действий; максимум побудительных мотивов; конфиденциальность деятельности; низкие организационные издержки; гибкость. К ее недостаткам следует отнести трудности привлечения больших капиталов, неопределенность сроков деятельности, неограниченную ответственность за долги, недостаток специализированного менеджмента, функциональные недостатки.
     Арендное  предприятие создается на основе договора аренды с собственником  имущества и трудовым коллективом, взявшим имущество в аренду.
     Государственное предприятие учреждается органом  государственной власти. Имущество  государственного предприятия образуется за счет бюджетных средств или  вкладов других государственных  предприятий, полученных доходов.
     Муниципальное предприятие учреждается местными органами власти. Имущество таких  предприятий образуется за счет бюджетных  ассигнований соответствующего уровня или других муниципальных предприятий.
Товарищество  с ограниченной ответственностью «Апрель  создано и функционирует в  соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан  «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»  от 22.04.98г., другими нормативными правовыми  актами Республики Казахстан, настоящим  Уставом и Учредительным договором.
      Лучшей визитной карточкой предприятия является высокое качество выпускаемой продукции, соответствующее государственным и международным стандартам, имеющее сертификаты качества и дипломированное как на Казахстанских, так и на международных выставках («АгропродЭкспо», «Сладости», «АстанаФуд» и др).
      С  результатами деятельности и в полной мере мастерство кулинарного искусства технологов, поваров, кондитеров, а также мастеров колбасных изделий предприятия населения столицы может оценить в подразделениях ТОО «Апрель». Предприятие состоит из сети торгово-кулинарных комплеусов «Апрель», ресторана «Старый замок», кондитерско-кулинарного, колбасного цехов и цеха полуфабрикатов.
      Свою продукцию ТОО изготавливает из высококачественного сырья как отечественных, так иностранных производителей, изготовленных в собственных производственных цехах, которые оборудованы по передовым достижениям технологии. Одним из первых ТОО «Апрель» внедрил систему самообслуживания в супермаркетах и их круглосуточную работу. В кондитерском производстве стали выпускать низкоколларийные торты.
      Сегодня ТОО «Апрель» является крупной структурой , которая содержит в своем штате 690 служащих и рабочих, из них 63 служащие колбасного цеха.
      Компания стремится к осуществлению проектов по улучшению качества и поднятия престижа казахстанской продукции, руководствуясь принципиальным лозунгом «Живи со вкусом».
      Целевая аудитория торговых комплексов «Апрель» - все группы населения с различным социальным статусом, преобретающие товары для удовлетворения естественных потребностей преимущественно среднего ценового сегмента.
      Ядро целевой группы – люди от всех возрастных категорий: 

         -    Ценящие комфорт и безопасность при совершении покупок;
         -    Брендоориентированность;
         -    Чувствительные к цене и скидкам.
      Основной  целью деятельности Товарищества является получение дохода. Для достижения указанной цели товарищество вправе осуществлять следующие виды деятельности:
- производство, закуп, переработка, реализация  готовой продукции, сельхозпродукции, производство хлебобулочных, кондитерских  и макаронных изделий, колбасных  изделий;
- иные  виды деятельности, не запрещенные  действующим законодательством  Республики Казахстан.
     Товарищество  руководствуется в своей деятельности действующим законодательством  РК и обладает полной хозяйственной  самостоятельностью в осуществлении  своей деятельности в рамках законодательства РК. ТОО «Апрель» несет ответственность  по своим обязательствам своим имуществом в порядке, предусмотренном законодательством  РК. Участник товарищества несет риск убытков, связанных с деятельностью  товарищества, в пределах стоимости  внесенного им вклада.
     Имущество предприятия  ТОО «Апрель»  составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость  которых отражается в балансе  предприятия. Источниками его формирования являются:
     -     денежные и материальные  взносы учредителей; 
     -     доходы от основной  и других видов деятельности;
     -     доходы от ценных  бумаг; кредиты банков и других  кредиторов;
     -      капитальные вложения  и дотации из бюджетов;
     -      поступления от  разгосударствления и приватизации  собственности; 
     - безвозмездные или благотворительные  взносы предприятий, организаций  и граждан и иные источники. 

     Предприятие ТОО «Апрель»  самостоятельно осуществляет планирование деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции, работ, услуг, и поставщиками материально-технических ресурсов.
        Предприятие состоит из мясного,  пельменного цехов, сети магазинов  и ресторана. Производство предприятия  делится на основное и вспомогательное.  

         Основное производство включает: 

     
     Забойный  цех;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.