На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перфекционизм как фактор социальной дезадаптации студентов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Федеральное  агентство по образованию РФ
               Российский государственный университет  им.И.Канта
                       Факультет педагогики и социальной  работы 
 
 

              
             КУРСОВАЯ  РАБОТА 
         

Тема: ”Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации” 
 
 

                               

                            Студентки 4 курса
                       факультета П и Ср
                    специальности:
                        “Социальная  работа”
                       заочного отделения
                      Ивановой К.А.
                                                                                           Научный руководитель
                                          Лифинцев Д.В. 
 
 
 
 

                 Калининград  2010
                            СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………..5
1.1. Перфекционизм : История изучения и современное состояние проблемы……………………………………………………………………..5
1.2.Адаптация  и дезадаптация в студенческой среде……………………..21
1.3.Личностные  факторы адаптации и дезадаптации в студенческой среде………………………………………………………………………….31
1.4.Методы изучения  и оценки перфекционизма…………………………34
Глава 2. Методологические основы исследования перфекционизма у студентов-первокурсников…………37
2.1. Организация  и методы исследования проблемы  перфекционизма…………………………………………………………….37
2.2.Результаты  экспериментального исследования………………………39
Заключение………………………………………………………………….49
Список используемой литературы………………………………………...50
Приложения…………………………………………………………………53 
 
 
 
 

                 ВВЕДЕНИЕ:
     Вступление  в юношеский возраст, сопряжённый  с высоким риском психической  и соматической патологии, совпадает  с началом обучения в вузе. Неизбежный для этого момента стресс может  стать причиной эмоциональных расстройств  и суицидальных попыток.
     Аффективные расстройства в студенческой популяции  отмечаются у 20-30% опрошенных.Исследования показывают что дисфункциональные личностные черты(нейротизм, межличностная зависимость и т.д.) могут предрасполагать к депрессивному и тревожному реагированию перед лицом стрессогенных жизненных событий. Анализ отечественных исследований по данной проблематике показал, что они сфокусированы на оценке распространённости эмоциональных нарушений в студенческой популяции.
     В последние годы в этом контексте интенсивно исследуется перфекционизм – склонность следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигать к собственной личности чрезмерно высокие требования
     Перфекционизм (от латинского perfectio — совершенство) стал предметом интенсивных исследований в психологии и психиатрии. Наряду с возрастанием интереса к этой личностной характеристике отмечается усиление дискуссий по отдельным положениям учения.
     Психологический анализ тенденций современной культуры свидетельствует о том, что перфекционизм (чрезмерное стремление к совершенству) стал важной характеристикой человека нашего времени . Данное обстоятельство служит стимулом к интенсификации исследований этого феномена в клинической психологии. В настоящее время многие психологи и психиатры убеждены в деструктивности компульсивного стремления к совершенству. Исследования перфекционизма в популяционных и клинических выборках показывают его тесную связь с наиболее значимыми в эпидемиологическом отношении расстройствами (депрессиями, тревожными расстройствами, нарушениями пищевого поведения, сердечно-сосудистыми заболеваниями, состояниями хронического переутомления и профессионального выгорания).
     Основная  цель исследования – выявление уровней перфекционизма у студентов-первокурсников.
     Объект исследования – студенты первых курсов.
     Предмет исследования – перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации.
     В ходе исследования решались следующие задачи:
    изучить теоретический материал по данной проблеме
    экспериментально выявить уровень перфекционизма в студенческой среде
     Для эмпирической проверки выдвинута гипотезы:
     1)Студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют более высокие показатели эмоциональной дезадаптации по сравнению со студентами с умеренным перфекционизмом.
     2)Уровень перфекционизма у студентов первокурсников можно выявить на основе экспериментальных исследований с помощью различных опросников и вычислений.     
 
 

    Глава 1. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    1.1.Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы
    Что такое перфекционизм? Это подсознательное требование к себе. То, что есть в данный момент, человека не устраивает. Он постоянно контролирует себя и свои действия. Например, он должен постирать или убрать, а он сидит и пьет чай. От этого его начинает разрывать на части, он становится полипсихичным и практически сходит с ума внутри себя от самодиверсии, от недовольства собой. Он сам себе неприятен. Внутри него разгорается гражданская война.
    Перфекционизм – склонность следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигатт к собственной личности чрезмерно высокие требования.
    Термин перфекционизм имеет множество значений и используется для обозначения разных понятий. В настоящее время ни одно определение перфекционизма не является общепринятым. Ниже представлены различные определения и термины, относящиеся к перфекционизму. В самом широком значении перфекционизм — это стремление к безупречности, к совершенству, а перфекционист — это человек, который стремится быть лучшим во всех аспектах своей жизни.
    Проблема  перфекционизма стала последовательно изучаться в Европе и Америке начиная с 1980-х гг. Фактически перфекционизм как явление психической жизни человека был отмечен гораздо раньше (у А. Адлера) как компенсаторное стремление к совершенству и превосходству, как нарциссическая патология характера в работах К. Хорни, но термин «перфекционизм» практически не употреблялся. Первое упоминание термина в клинико-психологической литературе встречается у М. Холлендера в 1965 г.
    А. Пахт писал о том, что перфекционизм — широко распространенная и чрезвычайно тяжелая проблема, связанная с множеством психологических и физических расстройств (алкоголизм, психосоматические заболевания, личностные расстройства, неврозы, депрессия и т. д.). Она имеет не только клинико-психологическое, но и социально-психологическое, социологическое, культурное значение.
    К настоящему моменту  было проведено множество исследований перфекционизма, касающихся разных аспектов его изучения: определения, концептуализации, разработки методов оценки, связи с личностными чертами и психопатологией; однако в этой сфере по-прежнему остается необъятное пространство для изучения. 
 

ВИДЫ  И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА 

     Существует  два подхода к  концептуализации перфекционизма: одномерный и многомерный. Исторически первый акцентировал свое внимание на когнитивных факторах перфекционизма в форме иррациональных убеждений или дисфункциональных установок. Одномерный подход также доминировал в литературе по расстройствам питания, где большинство исследователей использовали шкалу перфекционизма из опросника расстройств питания (Eating Disorders Inventory, EDI), состоящую из шести пунктов. Одномерный подход включает единственный параметр — «высокие личные стандарты»: «Перфекционист— это личность, чьи стандарты существенно превышают разумные, компульсивно устремленная к недостижимым целям, измеряющая собственную ценность исключительно в терминах продуктивности и достижений». С этих позиций были разработаны первые инструменты, предназначенные для диагностики перфекционизма, - Шкала перфекционизма Д. Бернса (The Burns Perfectionism Scale) и Шкала дисфункциональных установок А. Вайсман и А. Бека (Dysfunctional Attitude Scale).
     В более поздних исследованиях  были получены доказательства, что перфекционизм многомерен, т. е. включает множество связанных между собой черт, одни из которых в целом адаптивны, а другие способствуют дезадаптации. Фактически все концепции перфекционизма признают, что центральным его компонентом является установление чрезмерно завышенных личных стандартов выполнения деятельности. Главная проблема при таком определении состоит в том, что оно не позволяет различать дезадаптивных перфекционистов и высококомпетентных, успешных людей. Установление и стремление к высоким нормам само по себе, конечно, не является патологическим. Наоборот, есть подтверждения, что оно отражает позитивный взгляд на жизнь Идея о многомерности перфекционизма была последовательно развита в трех концепциях, разработанных несколькими коллективами — канадской группой П. Хьюитта и Г. Флитта, британской группой Р. Фроста и американской группой Р. Слэни и Дж. Эшби. Концепции были освещены в отечественных публикациях , поэтому кратко приведем основные сведения.
     В канадской концепции за основу взята объектная направленность черты и выделены четыре ее параметра: «Я-адресованный перфекционизм» (изнурительно высокие стандарты, постоянное самооценивание и цензурирование поведения), «перфекционизм, адресованный другим людям» (нереалистичные стандарты для значимых людей, ожидание людского совершенства и постоянное оценивание других), «перфекционизм, адресованный миру» (убежденность в том, что в мире все должно быть точно, аккуратно, правильно, а все человеческие и общемировые проблемы должны находить правильное и своевременное решение) и «социально предписываемый перфекционизм» (убеждение в том, что другие люди нереалистичны в своих ожиданиях, склонны очень строго оценивать и оказывать давление на индивида с целью заставить быть совершенным). На этой теоретической основе разработан диагностический инструмент — Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флитта (Multidimensional Perfectionism Scale, MPS-H) [34].
    Британская  концепция описывает шесть параметров черты: «личные стандарты» (склонность выдвигать чрезмерно высокие стандарты), «озабоченность ошибками» (негативная реакция на ошибки, склонность приравнивать ошибку к неудаче), «сомнения в собственных действиях» (постоянные сомнения относительно качества выполнения деятельности), «родительские ожидания» (восприятие родителей как делегирующих очень высокие ожидания), «родительская критика» (восприятие родителей как чрезмерно критикующих) и «организованность» (важность порядка и организованности). Они тестируются Многомерной шкалой перфекционизма Фроста (Multidimensional Perfectionism Scale, MPS-F).
    В американской концепции в качестве основных параметров перфекционизма выделены «высокие стандарты», «склонность к порядку», «тревога», «прокрастинация» (склонность откладывать начало деятельности) и «проблемы в интерперсональных отношениях». Для диагностики используется Шкала «недостигаемого совершенства» (Almost Perfect Scale, APS) . 
 
 
 
 
 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА 

     Активный перфекционизм — тенденция действия, в основе которой лежат высокие стандарты, мотивирующие поведение.
     Всемирно-ориентированный перфекционизм — убежденность, что существуют точные, правильные и совершенные решения всех человеческих и мировых проблем.
     Высокие личные стандарты — установление и навязывание себе высоких стандартов огромной важности.
     Дезадаптивная озабоченность оценкой — негативные аспекты перфекционизма, отражающие озабоченность ошибками, сомнения в действиях, родительскую критику и ожидания и социально предписанный перфекционизм.
     Невротический перфекционизм — стремление к чрезмерно высоким стандартам из-за страха неуспеха и боязни разочаровать других.
     Негативный перфекционизм — перфекционное поведение, являющееся функцией отрицательного подкрепления и тенденции избегания.
     Нормальный перфекционизм — стремление к разумным и реалистичным стандартам, которое ведет к самоудовлетворенности и повышению самооценки.
     Объектно-ориентированный перфекционизм — предъявление чрезмерно высоких стандартов для других людей.
     Озабоченность ошибками — тенденция к негативной реакции на ошибки, предвосхищению неодобрения и интерпретированию ошибок как равнозначных неуспеху.
     Организованность — убежденность в важности аккуратности и порядка.
     Восприятие  родительской критики  — убежденность в том, что родители слишком строги.
     Восприятие  родительских ожиданий — убежденность индивида в том, что родители устанавливают для него очень высокие стандарты.
     Пассивный перфекционизм — бездействие из-за крайней озабоченности ошибками, сомнений в действиях и тенденции к оттягиванию действий.
     Перфекционистская самопрезентация — стиль, включающий потребность казаться совершенным или избегать казаться несовершенным другим людям.
     Перфекционные когниции — автоматически возникающие мысли, отражающие потребность быть совершенным, и осознание несовершенств.
     Позитивные  стремления к достижению — положительные аспекты перфекционизма, отражающие высокие личные стандарты, субъектно-ориентированный перфекционизм, объектно-ориентированный перфекционизм и организованность.
     Позитивный перфекционизм — перфекционное поведение, являющееся функцией положительного подкрепления и тенденций приближения к идеалу.
     Расхождение — ощущение неспособности соответствовать установленным для себя высоким стандартам.
     Сомнения  в действиях — степень, в которой человек сомневается в своей способности выполнить задание.
     Социально предписанный перфекционизм — ощущение индивида, что ему навязывают нереалистично высокие стандарты.
     Нормальный (адаптивный) и невротический (дезадаптивный) перфекционизм. Фактически различие между «нормальным» (т.е. адаптивным) и «невротическим» (т.е. дезадаптивным) перфекционизмом было введено авторами-клиницистами до того, как были созданы психометрические методики измерения перфекционизма. Д. Хамачек на основе клинического опыта описал различия между невротическим и нормальным перфекционизмом. Нормальный перфекционист — это тот, кто устанавливает для себя высокие стандарты, но при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможности допускать ошибки. Следовательно, у последних никогда не бывает ощущения, что что-то сделано достаточно хорошо. Смысл этого различия в том, что перфекционизм подразумевает завышенные стандарты выполнения действия в сочетании с тенденцией к чрезмерно критическим оценкам своего поведения. Таким образом, психологические проблемы, связанные с перфекционизмом, скорее зависят от этих тенденций к критическому оцениванию, чем с установлением завышенных стандартов.
     В литературе по перфекционизму описаны составляющие невротического перфекционизма.
       Первая из них  касается обеспокоенности индивида недостатками своей деятельности. Нормальный перфекционист стремится к разумным и реалистичным стандартам, что ведет к чувству самоудовлетворения и повышению самооценки. Невротические пер- фекционисты так сильно обеспокоены недостатками своей деятельности, что даже самые несущественные из них с большой вероятностью приведут, пер- фекциониста к ощущению, что он не соответствует своим требованиям. Чрезмерное беспокойство по поводу ошибок, согласно Д. Хамачеку, заставляет перфекционистов стремиться к своим целям скорее за счет страха неуспеха и боязни разочаровать других, чем потребности в достижении. Д. Берне охарактеризовал боязнь ошибок как часть дихотомического стиля мышления депрессивных индивидов, описанных А. Беком.
     Вторая  составляющая — это  сомнение в качестве полученного результата. Это не осознание  или оценивание отдельных  недостатков, а общее ощущение, что работа сделана неудовлетворительно. Такое ощущение было подробно описано в литературе по обсессивным переживаниям как чувство неуверенности в действии или убеждении. Дж. Рил относит перфекционизм к характеристикам обсессивно-компульсивных индивидов, которые отражают «сопротивление завершению деятельности». Главная черта, по Дж. Риду, — это неуверенность в завершенном деле.
     Третья  составляющая заключается  в том, что перфекционисты придают большое значение ожиданиям и оценкам своих родителей. Многие исследователи в этой области описывали эту связь с родителями как причину расстройства и его источник. Они предположили, что перфекционисты росли в обстановке, где любовь и одобрение были обусловлены их успехами. Чтобы получить любовь и одобрение, они должны делать все с возрастающим совершенством. Любая неудача или ошибка были связаны с риском неприятия родителями и потери любви. Для перфекциониста собственные оценки результатов деятельности неразрывно связаны с представлением о родительских ожиданиях и одобрении или неодобрении. Перфекционисты чувствуют, что их родители предъявляют требования, которым они не могут соответствовать, и невозможность соответствовать означает потенциальную потерю родительской любви и принятия. Эти моменты — существенная и, возможно, центральная составляющая перфекционизма.
     Характерной чертой перфекционистов является придание слишком большого значения пунктуальности, порядку и организованности. М. Холлендер описывает это как культ аккуратности: «всему свое место». В связи с этим встает вопрос: относится ли организованность к характеристикам перфекционизма или это обсессивно-компульсивная черта и можно ли говорить о существовании перфекционизма как самостоятельного паттерна дезадаптации и личностной черты или как характеристики обсессивно-компульсивного расстройства (обсессивной личности).
     Негативный  и позитивный перфекционизм. Некоторые авторы предполагают, что исследования перфекционизма имеют тот же общий недостаток, который характеризует психологию в целом, а именно, тенденцию сосредоточивать внимание на негативных аспектах, не замечая позитивных аспектов конструкта. Дополнительные способы концептуализации перфекционизма возникли из попыток выявить его позитивные аспекты. Л. Терри-Шорт и другие ] описывали позитивный перфекционизм как поведение, являющееся функцией положительного подкрепления; оно включает готовность взаимодействовать со стимулами. Наоборот, негативный перфекционизм — это функция отрицательного подкрепления, и он включает желание избежать неприятных исходов.
     Концепция перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта. П. Хьюитт и Г. Флетт выявили три составляющие перфекционизма: субъектно- или лично- стно-ориентированный перфекционизм (завышенные и нереалистичные требования, предъявляемые к себе, и усиленное исследование себя, самокопание и самокритика, которые делают невозможным принятие собственных изъянов, недостатков и неудач), объектно-ориентированный перфекционизм (предъявление преувеличенных и нереалистичных требований к другим) и социально предписанный перфекционизм (генерализованное убеждение или ощущение, что другие предъявляют к субъекту нереалистичные требования, которым трудно, но необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение и принятие). В более ранней работе они также описывали отдельные элементы перфекционной мотивации и всемирно-ориентированного перфекционизма. Понятие перфекционной мотивации затем было включено как составляющая в понятие субъектно-ориентированного перфекционизма. Всемирно-ориентированный перфекционизм (т.е. убежденность в необходимости совершенных решений широкого круга проблем) — глобальное понятие, введенное Р. Джонсом в работе по специфическим иррациональным убеждениям. 

     Генерализованный перфекционизм и специфические области перфекционизма.
     В настоящее время большая часть исследований в сфере перфекционизма фокусируется прежде всего на индивидуальных различиях черт в генерализованных формах перфекционизма. Допущение, скрытое в этом внимании к личностному перфекционизму, состоит в том, что крайние перфекционисты — это те, кто следует завышенным стандартам во многих областях жизни (например, достижения, межличностные отношения и внешность). Возможно, дезадаптивная и адаптивная формы перфекционизма различаются тем, что адаптивный перфекционизм ограничивается одной или двумя сферами, а дезадаптивный перфекционизм глобален и затрагивает все аспекты личности. Высказывалось мнение (требующее проверки), что структурный компонент перфекционизма активизируется в определенных ситуациях. Этот вопрос практически не был изучен эмпирически.
     В последнее время  некоторые авторы начали задаваться вопросом о возможности изучения природы и коррелятов перфекционизма в определенных областях жизни. Дж. Митчелсон и Д. Берне модифицировали многомерную шкалу перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта (Multidimensional Perfеctionism Scale, MPS) с тем чтобы респонденты указывали уровень своего перфекционизма дома и на работе. Они обнаружили значимые индивидуальные различия в полеспецифичных формах перфекционизма. Сравнения показали, что уровни субъектно-ориентиро- ванного, объектно-ориентированного и социально предписанного перфекционизма были значительно выше в рабочем контексте, чем дома. 

     Перфекционные когнитивные установки.
     В эмпирическом исследовании П. Хьюитт и Г. Флетт установили роль когнитивных факторов в перфекционизме, разработав опросник перфекционных когниций (Perfec- tionism Cognitions Inventory, PCI). Эта шкала оценивает частоту автоматически возникающих мыслей, отражающих потребность достичь совершенства. Суть этого подхода в том, что определенные личностные конструкты, отвечающие за подверженность дистрессу, имеют компонент автоматически возникающих мыслей, которые отражают темы, связанные с этой подверженностью. Авторы показали, что индивидуальные различия в частоте автоматически возникающих мыслей способны предсказывать значительные различия в показателях дистресса и обладают намного большей предсказательной силой, чем различия черт перфекционизма. 

     Перфекционная самопрезентация.
     Наконец, еще один способ концептуализации перфекционизма отражает тенденцию некоторых перфекционистов пытаться замаскировать то, что они считают своими недостатками. Отдельные авторы предполагают, что у перфекционистов очень хорошее самосознание и они имеют сильное желание скрыть свои ошибки и недостатки от других. Исследование Р. Фроста с коллегами показало, что люди с высоким уровнем обеспокоенности ошибками в меньшей степени готовы показывать их другим после того, как сами сделали несколько ошибок.
     Исследования, проведенные в  лаборатории П. Хьюитта и Г. Флетта были посвящены проверке допущения, что во внешнем проявлении перфекционизма существуют устойчивые индивидуальные различия .Эти различия могут включать потребность казаться другим людям совершенным или потребность избежать того, чтобы показаться несовершенным. Шкала перфекционной самопрезентации (Perfectionistic Self-Presentation Scale;) основана на допущении, что специфическая невротическая форма перфекционизма включает потребность публично предъявлять другим безупречный образ.
     Различия  между перфекционизмом и достижением совершенства. Важный для исследования перфекцинизма вопрос касается различия между перфекционными стандартами и достижением этих стандартов. Методики измерения перфекционизма оценивают уровни личных и социальных стандартов и не оценивают, насколько близок человек к совершенству.
     Рассматривая  этот вопрос, Р. Слэйни с коллегами решили включить отдельную методику измерения расхождения (несоответствия) в дополненную версию разработанной ими Почти совершенной шкалы (Almost Perfect Scale — Revised, APS-R). Расхождение показывает, как человек оценивает степень достижения им перфекционных стандартов. Очевидно, ощущения несоответствия играют важную роль в переживании дистресса.
     Согласно  Р. Слэйни, субшкала расхождения — центральный аспект конструкта перфекционизма; это ключевой фактор в определении его адаптивности или дезадаптивности. П. Хьюитт и Г. Флетт также начали разрабатывать многомерную методику измерения расхождения, которая будет сопутствовать MPS. Они считают, что определение перфекционизма должно ограничиваться перфекционистскими стремлениями и что индивидуальные различия в воспринимаемых расхождениях должны рассматриваться как часть отдельного, хотя и близкого, конструкта, который делает упор на самооценке.
     Расхождение и личностный перфекционизм могут различаться в нескольких аспектах. Например, одно ключевое различие между перфекционизмом и самооценкой касается временных факторов. В то время как перфекционизм рассматривается как относительно устойчивый личностный конструкт, расхождение может и должно существенно флуктуировать как непрерывная функция обратной связи, касающаяся деятельности, жизненного опыта и т.д.
     Предложение рассматривать перфекционизм и расхождение как отдельные понятия согласуется с результатами исследования Б. Хэнкина, Дж. Робертса и И. Готлиба, которые изучали эмпирическую связь между элементами перфекционизма и расхождениями в Я на выборке учеников старших классов. Они обнаружили, что субъектно-ориентированный перфекционизм не коррелировал с показателями расхождений «актуальное/идеальное Я» и «актуальное/должное Я». Они тем не менее обнаружили маленькую, но значимую положительную корреляцию между социально предписанным перфекционизмом и расхождениями «актуальное/идеальное Я». Социально предписанный перфекционизм не был значимо связан с большими расхождениями между актуальным и идеальным Я. Б. Хэнкин с коллегами предположили, что элементы перфекционизма и расхождения в Я могут важным образом различаться концептуально и эмпирически, потому что перфекционизм в концепции (и в опроснике) П. Хьюитта и Г. Флетта оценивает «величину личных стандартов индивидов, независимо от способности достичь их».
     Необходимость различать перфекционизм и самооценку также выявляется в исследовании перфекционизма и самоэффективности. Экспериментальные исследования установления стандартов и самоэффективности основаны на посылке, что желательно и имеет смысл проводить различия между стандартами и тем, как человек воспринимает свою способность соответствовать этим стандартам.
     О потенциальной полезности различения перфекционизма и самооценочных тенденций говорит исследование перфекционизма, самооценки и депрессии. К. Райс и Дж. Эшби с коллегами проверяли гипотезу, согласно которой самооценка опосредствует связь между перфекционизмом и депрессией. Хотя подтверждение опосредствующих влияний было неоднозначным, явное значение исследования состоит в том, что имеет смысл различать перфекционизм и валентность самооценок. А П.Хьюитт и Г. Флетт, кроме того, считают, что точно так же имеет смысл различать перфекционизм и оценки степени, в которой было достигнуто совершенство. 
 
 

     Негативные  последствия перфекционизма и связь с психическими расстройствами.
     Исследователи выделяют несколько  сфер, на которые  оказывает негативное влияние перфекционизм: эмоциональное состояние, продуктивность деятельности, межличностные контакты. Последствия для эмоционального состояния — это частые, даже хронические, переживания недовольства собой,тоски,тревоги, стыда и вины. У перфекциониста страдает и мотивационная сфера. Определенный тип перфекционистов не способен испытывать настоящий интерес к какому бы то ни было занятию, так как на самом деле его интересует не то, чем он занимается, а принятие, одобрение, восхищение, самоутверждение, которые он может получить, успешно справляясь с этим делом или достигая в нем совершенства. Если же по какой-то причине он не получает этих желаемых реакций или они перестают служить достаточным мотивом, перфекционисту грозит потеря смысла жизни, ощущение своей никчемности, незанятости, в конечном итоге — депрессия.
     Последствия для продуктивности деятельности могут проявляться в виде: 1) поведения избегания, 2) состояния паралича, невозможности начать действовать (то, что западные исследователи называют procrastination — промедление), так как любой результат, отличный от превосходного, неприемлем, 3) снижение продуктивности и хроническое переутомление в силу генерализации высоких стандартов на все виды деятельности (это напоминает истощение обсессивного пациента).
     В межличностных контактах  возможны (1) конфликты и разрывы из-за чрезмерных требований и ожиданий в адрес окружающих, (2) конкурентные отношения с людьми из-за сравнений себя с ними, зависти, ревности, (3) недостаток близких и доверительных отношений. Трудности в отношениях были включены в качестве составляющей в конструкт перфекционизма, предложенный Р. Слэйни с коллегами.
     Исторически перфекционизм был связан с большим количеством проблем клинического характера, однако только в последние 20 лет исследователи стали изучать роль перфекционизма в таких расстройствах, как депрессия тревожность расстройства питания , личностные расстройства, хронические боли и другие виды тяжелой дезадаптации.
     А. Пахт связывал перфекционизм с множеством психологических и физических расстройств: с алкоголизмом, эректильной дисфункцией, синдромом раздражения кишечника, депрессией, анорексией, обсессивно-компульсивными личностными расстройствами, болью в абдоминальной области, дисморфофобией, язвенным колитом, спазмами руки при письме, поведением типа А, связанным с риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, и хроническими ольфакторными параноидными синдромам. Другие исследователи связывали перфекционизм с мигреневыми головными болями , суицидом и даже низкими отметками в школе.
     Перфекционизм легко спутать со сходными личностными чертами или формами дезадаптации: педантичностью, психастенией, обсессивными расстройствами, нарциссической патологией личности. Многие современные авторы — например, Р. Фрост, Р. Слэйни, Й. Штебер — отмечают неспособность принимать решения и закончить дело в качестве одной из ключевых особенностей перфекционистов, а Р. Слэйни даже включил шкалу промедления в свою методику измерения перфекционизма.
     Исследователи перфекционизма выделяли характерные для перфекциониста черты, сходные с чертами нарциссической личности, которые описывает Е.Т. Соколова . В частности, у нарциссической личности нарушена мотивационная сфера. Такая личность способна достичь успеха в профессиональной деятельности, но «мотивация профессиональной активности лежит не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху, удовлетворению честолюбивых амбиций, всеобщему восхищению. Деловая мотивация быстро истощается». То же самое с некоторыми поправками можно сказать и о перфекционистах.
     В сфере общения  нарциссические личности склонны к чрезмерной идеализации и последующему обесцениванию отношений. Эта черта также присуща перфекционистам, на что указывали разные авторы. Доминирующими в отношениях с людьми для нарциссической личности являются эгоцентрическая мотивация, низкий уровень эмпатии и доверительности, нестойкость отношений.
     Еще одна черта нарциссической личности — непереносимость критики, которая угрожает грандиозному Я и фрустрирует реальное Я.
     Перфекционисты также отрицательно реагируют на критику, так как воспринимают ее в качестве свидетельства своего несовершенства или несостоятельности .
     Перфекционизм имеет черты сходства не только с нарциссической патологией, но и с неврозами (важно отметить, что в последнее время многие авторы делают акцент на том, что перфекционизм имеет и положительные, т.е. не невротические, аспекты. Перфекционистам присущи невротические способы реализации потребностей в любви и одобрении (без различия партнера), поддержке (потребность избавиться от страха и одиночества и для этого заслужить любовь другого через попытки стать совершенным), в доминировании (стремление к все большему совершенству сочетается с неуверенностью в себе; эта потребность может стоять за объектно-ориентированным перфекционизмом), в публичном восхищении, признании (от которых зависит самоценность). Е.Т. Соколова отмечает, что невротику присуща внутренняя противоречивость стремлений (желание доминировать и необходимость отказаться от этого для получения принятия), из которой вытекает ощущение невозможности самостоятельного изменения своей жизни. У невротиков, отмечает она, экспериментально выявлено преобладание внешнего локуса контроля, полезависимости и внешней мотивированности в разных сферах жизни. Описанные черты свойственны дезадаптивным перфекционистам.
     1.2.Адаптация и дезадаптация в студенческой среде.
     Адаптацией  (от лат. adaptare — приспособлять) называется процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Этот процесс может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). Адаптация человека подразделяется на биологическую и психологическую. Первый аспект включает в себя адаптацию организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, температуре, влажности, атмосферному давлению, холоду, жаре и другим физическим факторам.
     Психологическая адаптация – это приспособление человека как социоиндивида, личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиями самого общества, а также с учетом личностью своих собственных индивидуальных качеств, особенностей психики в целях адаптации, под возникновением требования самого общества в процессе коммуникации. Физиологическая адаптация протекает автоматически. Социально – психологическая же представляет собой процесс активного приспособления. В системе отношений «личность – среда» человек не только приспосабливается к данным социальным и природным условиям, но и изменяет, «приспосабливает» эти условия под себя, то есть преобразует среду в той мере, в какой это оказывается целесообразным для нормального функционирования человека.
     Социальная  адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией  — процессом взаимодействия с  социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами  социального поведения и усваивает  его нормы, имеющие адаптивное значение. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую  деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу  ролевым ожиданиям, которые предъявляет  к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, называется социально-психологической
     В проблемных ситуациях, не связанных  с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеобразования, целеполагания, конформного поведения). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов (регрессии, отрицания, формирования реакции, вытеснения, подавления, проекции, идентификации, рационализации адаптированностью.
     Механизм  социальной адаптации в широком смысле представляет собой, на наш взгляд, систему взаимодействия всех элементов, сторон, "узлов", составляющих сам процесс социальной адаптации и его результаты. Механизм адаптации включает: разновидности и формы адаптации; ее этапы, стадии, уровни; предпосылки, источники и стимулы и др. Главное в этом механизме - способы и средства воздействия на процесс и результаты адаптации, используемые как взаимодействующими сторонами процесса адаптации, ее субъектами, так и социальными институтами общества управляющими функциями.
     В зависимости от различных оснований  и критериев выделяют разные виды и формы адаптации, например, добровольную и вынужденную, "позитивную" и "негативную". В этом смысле можно  говорить о двух ее.
     Первый, исходный – адаптация, происходящая в среде, в которой непосредственно  и осуществляется жизнедеятельность. Имеется в виду адаптация к  профессии, работе, учебе и их условиям, к коллективу (социально-психологическая  адаптация), приспособление к особенностям и условиям жизни по месту жительства и др.
     Второй  уровень (срез) предполагает адаптацию  к макросоциальной среде. На этом уровне объектом освоения выступает  социум, общественные отношения и характер социальных взаимодействий. Критерий адаптации на этом уровне: принимают или не принимают индивиды на этом уровне социально-экономические, социально-политические, социально-культурные и другие отношения и условия жизни, насколько они готовы интегрироваться в эти условия. 

            Эти два уровня представляют ступени и звенья единого процесса. Адаптация в социуме осуществляется через адаптацию к непосредственной среде жизнедеятельности, близкому социальному окружению. Общество воспринимается и оценивается во многом в зависимости от того, удалось или не удалось индивиду "вписаться" в свою первичную среду. , сублимации, юмора и т.д.
     При рассмотрении структуры социальной адаптации допустимо выделить такую  ее разновидность как адаптация  в конкретных условиях данного региона, занимающую срединное положение  между указанными двумя видами. Природные, экономические, социальные, социокультурные, этносоциальные и другие особенности определяют специфические особенности процесса адаптации в регионе или их группе. Это, в частности, относится к нашему отдаленному от центра страны краю.
     В кризисных условиях распространены негативные, регрессивные формы адаптации, которые по сути представляют собой разновидности социальной дезадаптации. Они имеют место там, где индивиды входят в общности, цели которых не соответствуют ни потребностям развития общества, ни интересам развития самой личности. Достаточно указать на организованную преступность, различные группы с асоциальным (девиантным) поведением. 

     Каждый  человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент – это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.
     В настоящее время существует необходимость  в поиске путей, направленных на обеспечение  адаптации молодежи к самостоятельной  жизни в условиях нестабильного, быстро меняющегося социума.
     В процессе социализации адаптация становится более сложной и дифференцированной. Личности нередко приходится адаптироваться к условиям нескольких социальных сред, поскольку у нее значительно  расширяется число социальных ролей  и путей их реализации. Молодой  человек оказывается в роли учащегося, наемного работника, молодого специалиста, мелкого коммерсанта. Примерно в  это же время он вступает в семейную жизнь. В соответствии со сферами  общественной жизнедеятельности, в  которые включается молодежь и в  рамках которых осуществляется адаптация, она может иметь огромное видовое  разнообразие.
     Молодежь  входит в общественную жизнь, учитывая опыт предшествующих поколений, вырабатывая  собственный взгляд на мир, стиль  его восприятия и рефлексии, корректируя  свои убеждения с требованиями времени  и той социальной среды, в которой  ей предстоит жить. «Пробиваясь» в этой жизни, она достигает определенного социального статуса, основанного на соответствующем уровне образования, физического и психического здоровья, профессии, квалификации, опыта (стажа) работы, семейно-брачных отношений, доходов и т. д. Вместе с тем, у различных групп молодежи процесс социальной адаптации происходит по-разному.
     Эволюция  молодежи в процессе адаптации к  социальным изменениям в обществе закономерно  приводит к формированию у нее  устойчивых механизмов коммуникативного взаимодействия со средой. Они не менее  сложны, чем сами адаптационные формы. Центральное место в механизме  адаптации занимает сама молодежь со всей совокупностью ее признаков  и особенностей, поскольку не только ее отдельные подгруппы, но и она  в целом как социально-поколенческая группа вступает в адаптационные отношения с социальной средой.
     Вместе  с тем, очевидно, что не все молодежные группы находятся в рав ном положении, имеют одинаковые адаптационные ресурсы, условия и степень подготовленности к включению в адаптационные процессы. Одни из них могут быть более, другие менее, а некоторые совсем не подготовленными.
     Признаками  неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности.
     Адаптированный  человек – это субъект жизнедеятельности  и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок  движения вперед.
     Для учащихся ПТУ это означает способность  соответствовать требованиям и  нормам учебного заведения, а также  способность развиваться в новой  для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.
     Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом  сознательных и целенаправленных воздействий  педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально  – психологическим закономерностям. 

     Нарушения процесса адаптации.
     Помимо  собственно адаптации различают  девиантную и патологическую адаптацию. Понятие «девиантная адаптация» объединяет в себе способы адаптации личности, обеспечивающие удовлетворение ее потребностей неприемлемым для группы путем. Различают две формы девиантной адаптации — неконформистскую и новаторскую. Неконформистская девиантная адаптация нередко приводит к конфликтам с группой, новаторская (творческая) девиантная адаптация сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций. Патологическая адаптация — это процесс, который осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию невротических и психотических синдромов.
     Наряду  с различными формами адаптации  существует явление дезидаптации. Дезадаптацией называется процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и внутриличностными конфликтами. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.). Эти критерии находят свое отражение в различных определениях дезадаптивного поведения, например в кратком словаре-справочнике «Отклоняющееся поведение молодежи» дезадаптация определяется как «поведение, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения» (Попов В.А., Заваржина С. А., 1994).
     По  продолжительности влияния на личность различают временную, устойчивую, ситуативную  и общую устойчивую дезадаптированность личности. Временная адаптация связана с включением в новую ситуацию, в которой необходимо адаптироваться (поступление в школу, на работу, рождение ребенка и др.). Устойчивая ситуативная дезадаптированность связана с невозможностью найти приемлемые способы адаптации в специфических условиях при решении проблем (в условиях профессиональной деятельности, в сфере семейных отношений и др.). Общая устойчивая адаптированность — это состояние стабильной неприспособленности личности, активизирующее защитные механизмы.
  Причинами возникновения состояния дезадаптированности являются:
  1) пережитый психосоциальный стресс, вызванный разводом, пpoфeccиoнaльными проблемами, хроническими заболеваниями и др.;
  2) пережитые экстремальные ситуации  — травматические ситуации, в  которых человек участвовал непосредственно  как свидетель, если они были  связаны с восприятием смерти  или реальной ее угрозы, тяжелых  травм и страданий других людей  (или своей собственной), испытывая  при этом интенсивный страх,  ужас, чувство беспомощности (подобные  ситуации вызывают особое состояние  — посттравматическое стрессовое  расстройство);
  3) неблагополучное включение в  новую социальную ситуацию или  нарушение устоявшихся взаимоотношений  в группе.
     Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, по отношению к которым ранее не возникало противодействия. Такого рода предписания обозначаются терминами «социальная норма» и «социальная ценность». Социальные нормы и ценности являются регуляторами социального поведения людей. Социальная норма — это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом.
     Ненормативное поведение называют отклоняющимся, или девиантным (от лат. deviatio — отклонение, уклонение). А. И. Ковалева дает следующее определение: «Отклоняющееся поведение — форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» (Ковалева А. И., 1996). Выход за пределы обычного, нормативного связан со сменой состояния, а также условий и характера деятельности, с совершением особого действия. Такое действие называется поступком. Поступок обеспечивает возможность:
  2) испытания себя, выявления своих  качеств, особенностей, намерений;
  3) опробования и выбора способов  достижения поставленных целей.
     Таким образом, термином “девиантное поведение” обозначается отклонение от нормы, связанное с внеинституциональным поведением. Подобное поведение регулируется системой норм, не принятой данной группой, и нередко возникает в подростковом возрасте, поддерживая намерение исследовать, изучать, экспериментировать, выявлять свои потенциальные возможности. «Положительная девиация» коррелирует с творческими способностями и стремлением к их реализации. «Отрицательная девиация» выражается в таких формах поведения, как ложь, обман, грубость, бездействие, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий (у детей и подростков), наркомания, алкоголизм.
     Девиантное поведение — отклонение от нормы, связанное с внеинституциональным поведением.
     Делинквентное поведение — противонормное сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом.
     Делинквентное, антиинституциональное поведение (от лат. delictum — проступок, правонарушение) — противонормное, сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является поступок, критерием делинквентного поведения — преступление. Делинквентное поведение связано c нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т. е. уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей. Некоторые авторы не считают делинквентное поведение результатом нарушения уголовной нормы, полагая, что к нему относятся и такие нарушения поведения, как школьные прогулы, сквернословие, т. е. противоправные, но отнюдь не антисоциальные действия. Такой подход размывает границы между девиантным и делинквентным поведением. На самом деле границы между этими формами ненормативного поведения существуют, однако при определенных условиях первая форма поведения легко может трансформироваться во вторую.  
  Укрепление  психофизического здоровья студентов  вузов является одной из актуальных медико-социальных проблем, эффективное решение которой имеет определяющее значение в улучшении медицинской помощи населению. Многолетний опыт подтверждает, что важной задачей в этом направлении оказывается исследование структуры дезадаптации  и  ее профилактика у обучающихся в вузе, что и определило целевую установку данной работы. Методом прямого наблюдения и индивидуального собеседования у 92 студентов первых курсов вуза, была выявлена реакция дезадаптации на протяжении первых трех месяцев обучения. В результате проведенного исследования было установлено, что реакция дезадаптации у большинства обследованных студентов (87%) проявлялась уже на протяжении первого месяца обучения. По своей структуре она носила полиморфный характер и включала следующие компоненты: астенический (58,2%), обсессивный с выраженным чувством неуверенности в своих способностях продолжать обучение (30,1%),  депрессивный (6,5%) и фобический (5,2%). На фоне возникшей реакции дезадаптации 81% учащихся не скрывали появившихся сомнений в правильности их профессиональной сходной ориентации. 

     Таким образом, дезадаптация приводила к резкому снижению исходной мотивации к обучению в вузе. Эффективность учебной деятельности во многом зависит от наличия у учащегося мотивации к данному виду деятельности. Обучение идет более успешно, если студент правильно оценил значение выбранной специальности, убедился в целесообразности и необходимости учения, сознательно и ответственно относится к усвоению изучаемого материала, если у него есть познавательный интерес и познавательная потребность. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что при обучении в вузе необходимо уделять большое внимание профилактике и коррекции дезадаптаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3.Личностные факторы адаптации и дезадаптации студентов
     Личностные факторы, это факторы которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом  когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом  уровне.
     При социально - психологической адаптации  существенное значение имеют личностные особенности учащихся и адаптирующая способность группы. Она предполагает наличие определенной установки  по отношению к новому индивиду, регламентирующую активность группы, наличие действенной групповой  эмоциональной идентификации. Процесс  адаптации учащихся в новом для  себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.  
     На  фоне социально-экономической нестабильности последних десятилетий в России имеет место значительный рост числа  расстройств аффективного спектра  у молодежи, что повышает риск возникновения  социальной дезадаптации и девиантного поведения в молодежной среде. Психосоциальные проблемы молодежи и студенчества привлекают все большее внимание исследователей .Хотя Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству суицидов среди молодежи, до сих пор отсутствуют программы профилактики суицидального поведения. Важной частью таких программ должно стать своевременное выявление расстройств аффективного спектра, включающих субклинические состояния эмоциональной дезадаптации. Вышесказанное делает особенно актуальной задачу исследования факторов, влияющих на возникновение и течение этих расстройств у молодежи и студентов. Современные исследования расстройств аффективного спектра подтверждают диатезстрессовую модель их возникновения. Согласно этой модели, биологическая уязвимость выливается в болезнь только при условии воздействия стрессоров — неблагоприятных психологических и социально-психологических факторов.
     Отечественными  авторами разработана интегративная многофакторная психосоциальная модель эмоциональных расстройств включающая мак- росоциальные, семейные, интерперсональные (межличностные) и личностные факторы возникновения и течения этих расстройств. Данная многофакторная модель послужила концептуальной основой для большого количества популяционных и клинических исследований и подтвердила свою эвристичность. Так, в ряде исследований доказывается важная роль макросоциальных факторов в распространенности депрессивных и тревожных расстройств, таких как социальные стрессы, алкоголизация в семьях, а также высокий уровень конкуренции, культ успеха и совершенства в обществе. На основе данной модели в качестве личностных факторов эмоциональных расстройств в последнее десятилетие интенсивно исследуются перфекционизм и враждебность.
     По данным зарубежных и отечественных авторов, перфекционизм — чрезмерное стремление к совершенству — порождает конкурентные отношения, что приводит к социальной изоляции, дефициту поддержки. Он может стать причиной постоянного напряжения, интенсивного негативного аффекта, депрессии, суицидальных намерений студентов и дезадаптивного поведения в форме академической прокрастинации — склонности откладывать выполнение учебных задач.
     Еще одним личностным фактором эмоциональной  дезадаптации может быть враждебность — склонность наделять социальные объекты негативными качествами. В современных исследованиях высокие показатели враждебности и гнева были зафиксированы у больных депрессиями. В исследованиях детского и юношеского контингента была установлена тесная связь агрессии с различными страхами.
     Согласно  описанной выше многофакторной модели важным источником формирования таких личностных черт, как перфекционизм и враждебность, является дисфункциональное семейное окружение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.