На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Агрессия и агрессивное поведение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


санкт-петербургский  государственный
институт  психологии и социальной работы 

Факультет Прикладной психологии
Кафедра Психофизиологии  и естественных наук 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
Тема: «Агрессия и агрессивное поведение» 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила студентка 2-го курса,
              вечерней  формы обучения
              Химич П.В. 

              Научный руководитель: Доцент
              Никольский  А.В. 
               
               
               

Санкт-Петербург
2007
 


Оглавление 

 

 

ВВЕДЕНИЕ
     Агрессия. Почему она возникает? Все ли подвержены агрессии? Почему современный мир не представить без агрессивности? Все эти вопросы наверняка возникают рано или поздно у всех людей.
     Невозможно  проехать в общественном транспорте и не столкнуться с агрессивным поведением. Если ты и не окажешься участником агрессивных «баталий», то уж точно будешь сторонним наблюдателем.
     Проявление  агрессивного поведения можно наблюдать  в любом месте скопления большого количества людей, будь то магазин или  многолюдная улица, где прохожие мешают друг другу быстрее добраться до намеченного пункта.
     Но  ведь агрессия всегда была спутником  людей, да и только ли людей? Разве  нам не приходилось ни разу наблюдать  животных, агрессивно настроенных друг против друга? И в связи с этим у меня возникает вопрос, так ли уж «плоха» агрессия, так ил она вредна, как мы привыкли думать?! Нет ли в агрессивном поведении каких-то скрытых, не видимых без специального изучения мотивов?!
     Приступив к изучению этой темы, а вернее сказать, к изучению материалов по данной теме, обнаружила для себя интересные моменты, которыми сразу же захотелось поделиться с другими. А так как это желание пришлось на будний рабочий день, да ещё и на обеденный перерыв, моими слушателями оказались сослуживцы. Высказав им идею о том, что агрессия есть естественный физиологический процесс, что каждый человек испытывает агрессивные состояния, натолкнулась на бурные возражения. Сотрудницы старше меня, и более умудрённые жизненным опытом доказывали мне, что уж кто-кто, а они никак не подвержены агрессии. Всё это меня очень позабавило, т.к. я ни раз была свидетельницей того, как рабочие разногласия имели у них агрессивные «оттенки». Но надо отдать должное воспитанию этих сотрудников, оно не давало перейти агрессивному состоянию во враждебную или вербальную формы. В конечном итоге все успокаивались, во всяком случае, внешне. Но имело ли продолжение такое состояние у вышеупомянутых сотрудников, и нашла ли, в конце концов, выход агрессия мне уже не ведомо.
     Описанная сцена хорошо иллюстрирует, по крайней мере, один момент, все люди пусть даже внешне и могут сдержать агрессивное поведение, но саму агрессию внутри себя всё равно испытывают.
     Какую же функцию несёт агрессия в той  или иной ситуации, и в каких  формах в зависимости от этих ситуаций проявляется агрессивное поведение?
     Попробуем в этом разобраться.
 

      

    ПОНЯТИЕ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
     Агрессия  – это мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). [1; стр.10]
     Иными словами агрессия – это поведение, направленное на нанесение вреда, вызванное какими-либо мотивами.
     Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные  в физическом и психологическом  отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс1, фрустрацию2 и другие подобные состояния. [1, стр.11]
     Здесь же можно выделить агрессивное поведение  животных. Это поведение, направленное против представителей того же или  другого вида животных. Различают  истинную и мнимую борьбу животных. Истинная борьба возникает между  хищником и жертвой. Преобладающая форма проявления внутривидового агрессивного поведения животных, в частности самцов-соперников – это мнимая (или ритуализованная) борьба. [1, стр.10]
     Наряду  с этими понятиями различают  ещё понятие агрессивности. Агрессивность – это качества личности. [5, стр.363] Вот как объяснил агрессивность В.А.Аверин: «Любое поведение – это всегда поведение конкретного человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он взаимодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение. И нередко ошибаемся в этом прогнозе, поскольку сами по себе качества – это только возможности, предпосылки того или иного действия или поступка. Они могут проявиться в поведении, а могут и не проявиться. В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством. С этой точки зрения взгляд на агрессивность как устойчивое качество личности – это всего лишь понимание того, что агрессивность есть предпосылка, возможность агрессивного поведения. Не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность, равно как не каждая агрессивная личность должна обязательно демонстрировать агрессивное поведение». [5, стр.364] 

    ВИДЫ АГРЕССИИ
     Агрессия  может появиться в силу разных причин. Ими может выступать фрустрация, и стресс, общее физическое и психологическое  состояние.
     А раз существуют разные причины возникновения  агрессивного состояния, существуют и различные виды агрессии.
     Такими  видами являются: 1) физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта (как правило, физическая агрессия более свойственна мужчинам, или если это животные – самцам); 2) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань). Эта форма агрессии свойственна скорее женщинам; 3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная агрессия – действия, которые окольным путём направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.) и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.); 5) инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели; 6) враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства. [1, стр.10-11] 

    что способствует становлению 
агрессивного  поведения
     Модели  агрессивного поведения дети приобретают  в первую очередь от родителей, или от лиц, замещающих родителей, иными словами в семье. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр со сверстниками. И ещё одним источником научения агрессии считаются символические примеры, такие как новости в СМИ, современные фильмы, где весь сюжет завязан либо на драках, либо на войне и т.п. [3, стр.93].  

      Семейные взаимоотношения
     Для ребенка семья является первым источником получения информации об окружающем мире. Как строить свои отношения с другими людьми и с миром в целом ребенок учиться на примере таких связей у родителей. И от того, чему он у них научится, в большой степени зависит, каким он вырастит в будущем. Ведь не зря говорят: «Всё идёт из детства». Так же и с агрессивным поведением, оно зависит во многом от поведения родителей.
     Реакции родителей на неправильное поведение  ребенка, характер отношений между  родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне её, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. [3, стр.93]
     Дети, у которых взаимоотношения с родителями по каким-либо причинам не складываются (бывают, например, случаи, когда женщина не желала этого ребенка, или ребенок родился без отца, и своим присутствием мешает ей заводить новую связь с другим мужчиной, может быть такое, что родители не сознательные и как результат их безалаберности - рождение ребенка и дальнейшее неумение и даже нежелание им заниматься), родители считают их никчемными, или если они не ощущают поддержки родителей и поощрения, как правило, проявляют агрессивное поведение по отношению к другим детям, да и к своим родителям тоже. Например, отмечается, что женщины, у которых взаимоотношения с матерями в детстве были плохие, сами, уже будучи матерями, для воспитания применяют меры карательного характера (бранятся, шлёпают своих детей). Это как раз иллюстрирует тот факт, что такая женщина копирует в своей сознательной жизни поведение своей матери, то, которому она научилась, т.к. другого примера не получила. [3, стр.94]
     Не  секрет, что стиль воспитания, который избирают родители, имеет самое непосредственное отношение к тому, каким станет ребёнок. Аспектами воспитания, которые упоминаются в разрезе нашей темы, являются наказания или поощрения за действия детей и контроль за их поведение со стороны родителей. Рядом исследователей в области становления агрессии, как реакции на наказание родителей, было выявлено, что дети, подвергавшиеся в 8-летнем возрасте строгим наказаниям, были более агрессивные. Тех же детей исследовали и позже, и как выяснилось эффект агрессивности от суровых наказаний проявляется уже в 18- и 30-летнем возрасте. Выявлено, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8 лет родители наказывали умеренно. А когда родители слишком снисходительно или слишком сурово относятся к агрессивности своих сыновей, эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрессивными. [3, стр.96] Иными словами можно сказать, что на агрессивность родителей, а слишком суровое наказание, как правило, и есть агрессивность, или слишком безразличное отношение родителей к поведению своих детей, приводит к агрессии у последних. Первое, в силу естественной реакции защиты при нападении, (иногда бывает, что как бы ребенок ни старался, он всё равно делает неверно), а второе, по всей вероятности, из-за несформированности у ребенка мнения в отношении его действий, он не знает, правильно он поступил или нет, потому что не получил поощрения или непоощрения. Физические наказания детей в процессе их социализации могут оказаться примером агрессивности, т.е. фактически дети усвоят правило, что более слабых можно обижать.
     Существуют  ещё два параметра, которые влияют на становление или нестановление  агрессивности у детей. Это степень  опеки и осведомленности о  своих детях – контроль. И постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия – последовательность. Дети, чьи родители не следят за их поведением и непоследовательны в наказаниях, как правило, ведут себя асоциально. [3, стр.96-97]
     Утверждается, что вмешательство родителей при агрессии между братьями-сестрами может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколько неожиданных вывод – «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте.» [3, стр.97] 

      Влияние наблюдаемой  со стороны агрессии
     Человек, ставший свидетелем насилия, зачастую открывает для себя новые грани  агрессивного поведения, то есть обучается вербальным и физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и посредством которых можно причинять вред окружающим. Индивид, наблюдающий за агрессивными действиями других, зачастую может кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно то же самое (эффект снятия запретов). Постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли. Люди, часто наблюдающие насилие склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. [3, стр.106-107]
     Дети, которые видели, как их родители «практиковали» физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими. Отсюда понятно, что упомянутые дети, перенесут эту модель поведения на свою собственную семью, которой они обзаведутся в будущем. Дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно. [3, стр.107]
     Демонстрация  насилия по телевидению, распространение  рекламы с использованием агрессивных  сцен и другая информация, которую дети невольно получают, так же может повлиять на становление агрессивного поведения. На примере героев просмотренных фильмов, дети могут строить модель поведения, в нашем случае агрессивного, в той или иной ситуации. Даже, казалось бы, безобидные детские мультфильмы могут стать причиной формирования агрессивного поведения у ребенка. Например, один мультяшный герой, чтобы взять у другого желаемый предмет, но не принадлежащий ему, может стукнуть беднягу чем-нибудь тяжелым. Какой вывод может сделать малыш? Ну конечно – «чтобы что-то взять, достаточно больно стукнуть, а просить по-хорошему не обязательно». Примером мультфильма с демонстрацией агрессивного поведения можно считать всем известный – «Ну, погоди!»
     Всё вышесказанное наводит на мысль, что дети это не «готовый» человечек и что их психика очень «пластична». Нельзя недооценивать факторы, о которых было упомянуто. Если мы не хотим, чтобы наши дети были агрессивными, чтобы они сами в будущем страдали от этого, нужно оградить их по возможности от насилия.  

    Социальные  факторы,
влияющие  на возникновение  и развитие агресии
     Агрессия не возникает сама по себе. Слова, поступки или внешность жертвы, какие-то ассоциации с этой внешностью могут способствовать появлению агрессивного поведения. 

      Фрустрация
     Фрустрация, как неожиданная преграда к достижению намеченной цели, к получению желаемого результата, является важным определяющим моментов в появлении агрессии у человека. Представим себе ситуацию, ты спешишь на работу, понимаешь, что уже опаздываешь, и делаешь это не в первый раз, за что уже получил «головомойку» от начальства, и вот в таком состоянии попадаешься на глаза не в меру разговорчивой соседки. Соседка хорошая, и добрая и отзывчивая, она просто спрашивает как твоё здоровье, как та самая работа, на которую ты так опаздываешь. И вроде бы в обычной ситуации ты даже с удовольствием «выплеснешь» на неё «ворох» информации о своей жизни, она ведь благодарный слушатель. Но беда в том, что ей то никуда спешить не надо, она пенсионерка. А ты уже представляешь лицо своего начальника, который видит, что тебя в очередной раз нет с утра на работе. Твоя реакция совершенно очевидна, ты испытываешь злость, агрессию. Не на саму ни в чём не виноватую соседку, а на ситуацию. Ты можешь даже ей нагрубить в ответ, не осознавая в том момент, что потом будет стыдно. Правда описанная ситуация не всегда приводит к агрессии, может быть и такой разворот событий: человек в такой ситуации может просто на бегу поздороваться и крикнуть уже в след: «Извините, Марья Ивановна, я опять на работу опаздываю, может вечерком заскочу к вам, на чашечку чая». В этом случае не будет никакой злости и агрессии, Марья Ивановна останется добрейшей соседкой, которой приятно излить душу. И более того, сообразительная соседка поймет, что по утрам не стоит задерживать работающих соседей.
     Здесь же можно упомянуть и о влиянии  систематических недостижений целей. В этом случае, имеет место такая  ситуация: «как бы не делал, не получается». Здесь агрессивное поведение  может быть вызвано любой мелочью. Это уже может быть не опоздание на работу, а случайное выпадение предмета из рук, слишком шумно разговаривают в соседнем кабинете, слишком ярко светит солнце и т.п. Но как только цель будет достигнута – агрессия исчезнет.
     Было  выявлено, что интенсивность агрессивных  реакций зависит от уровня фрустрации. Иными словами, чем ближе к цели человек, тем сильнее будет его агрессивная реакция на невозможность достижения этой цели. В большинстве случаев низкий уровень фрустрации либо вообще не приводит к проявлениям агрессии, либо порождает агрессивные реакции малой интенсивности. [3, стр.131]
     Ещё один фактор, влияющий на  уровень  агрессивности это неожиданность  фрустрации. Для людей характерен гораздо более высокий уровень  раздражения и агрессии, если фрустрация непредвиденна и неожиданна. [3, стр.132]
     Психические процессы потенциального агрессора  тоже предопределяют его реакцию  на фрустрацию. Если фрустрация не вызовет  негативных чувств (во втором случае примера  с соседкой, описанного выше, не было негативных последствий; по дороге на работу в этом случае вы скорее всего начали бы придумывать, что принести к чаю, на который напросились), то агрессии не будет. Например, невозможность добиться желаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Если же человек предвкушает удовольствие при достижении какой-либо цели, препятствия, возникающие на пути к ней, могут расстроить его до такой степени, что подхлестнут к агрессивным действиям. Когда фрустрация действительно вызывает отрицательные эмоции, другие психологические процессы, в том числе размышление по поводу пережитого (когнитивный процесс), будут влиять на реальное поведение. Человек может подбирать объяснения переживаемым эмоциям, анализировать свои чувства и/или пытаться контролировать эмоции и поведение. Если, например, негативной эмоцией является страх, то наиболее вероятными реакциями будут бегство или стремление уклониться от ситуации. Если переживание интерпретируется как гнев, вероятно возникновение агрессивных тенденций. [3, стр.133]
     И действительно, если вспомнить всё ту же ситуацию с соседкой, но уже в первом варианте, мы прослеживаем именно когнитивный процесс: «…ты уже представляешь лицо своего начальника, который видит, что тебя в очередной раз нет с утра на работе…» И конечно в этой ситуации возникшей эмоцией будет гнев, а дальше, как следствие, агрессия. 

      Провокация  агрессии
     Прямая  провокация физическими действиями зачастую вызывает аналогичный ответ  и является мощным стимулятором открытой агрессии. [3, стр.137] Большинство случаев физической провокации заканчивается ответом опять же в физической форме, особенно если обе стороны не превосходят по силе друг друга, но бывают случаи ответа и в вербальной форме, или вообще избегание конфликта.
     Вербальная  провокация тоже способна актуализировать  агрессивные действия, словами пользуются гораздо чаще, чем кулаками, ногами или оружием. «Убийственные» комментарии и едкие замечания могут ранить едва ли не больнее, чем прямое физическое воздействие. Когда такие комментарии делает человек, чьё мнение мы ценим, или когда с их помощью нас унижают в присутствии других людей, это может оказаться чрезвычайно неприятным переживанием. Такие действия часто вызывают мощную контратаку. [3, стр.137] 

      Характеристики  объекта агрессии
     Характеристики  объекта агрессии, в особенности  его пол и раса, также являются модными детерминантами агрессивного поведения.
     Есть  широко распространенное мнение, что  женщины подвергаются физическому  нападению реже мужчин, а если и  подвергаются, то интенсивность физического  воздействия будет ниже. Тенденция к меньшему проявлению агрессии по отношению к объектам женского пола часто интерпретируется как «рыцарство», как отражение социализированного запрета причинять вред женщинам. Мужчины, проявляющие агрессию по отношению к объекту женского пола, воспринимаются как более аморальные, чем проявляющие агрессию по отношению к объекту мужского пола. [3, стр.142] Предположили, что женщины вызывают меньшую агрессивность, так как воспринимаются менее угрожающими, чем мужчины. «То есть от женщин не ждут ответных агрессивных действий, считают их менее опасными, и поэтому им, скорее всего не будут мстить так жестоко, как мужчинам». [3, стр.143] Однако, чем тогда объяснить так часто происходящее насилие в семьях? Очевидно, рыцарство проявляется только по отношению к безобидным объектам. Страх является одним из множества факторов, подавляющих предполагаемое сдерживающее начало не причинять вреда женщине. Какой это может быть страх? Например, страх от высказанного женщиной пренебрежения, или высказанного сомнения в способностях мужчины.
     Так же предположительно люди склонны быть более агрессивными по отношению  к лицам, чья раса отличается от их собственной, чем к лицам одной  с ними расы. Однако, здесь не всё  так однозначно. В ряде экспериментов  было доказано, что белые боятся мести черных и/или общественного порицания за поведение, которое может быть интерпретировано как расизм; поэтому они подавляют свою агрессивность, если возможно возмездие или общественное осуждение, но проявляют её, когда защищены анонимностью. [3, стр.145] Предположение, что люди проявляют против чужой группы больше агрессии, чем против своей, не получило серьезно подтверждения. Скорее представляется, что ситуационные факторы, такие как анонимность и раздражение, являются промежуточными звеньями в цепи зависимости между расой объекта и агрессивностью. Люди, кажется, более склонны к дискриминации чужой группы, когда оскорблены, ощущают угрозу и/или свободны от общественного осуждения.
     Гипотеза, что лица, имеющие расовые предрассудки, будут более других стремиться к дискриминации людей другой расы, также дает минимум подтверждений. Зато в исследованиях неизменно доказан факт, что люди с предрассудками в общем более агрессивны, чем люди без предрассудков, независимо от расы объекта. [3, стр.146-147] 

      Подстрекательство и присутствие третьей стороны
     Существует  множество фактов, свидетельствующих  о том, что сторонние наблюдатели  могут оказывать существенное влияние  на агрессию, причём происходит это  двояким образом. Во-первых, они могут  подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходны эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять её, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание. [3, стр.156]
     Третья  сторона – люди присутствующие, но не являющиеся ни агрессором, ни жертвой – может повлиять на агрессивные взаимодействия множеством способов. Например, третья сторона может обладать властью и приказать одному человеку причинить вред другому. Менее авторитетная третья сторона ожжет влиять на агрессию простым подстрекательством или «подначиванием» агрессора или его жертвы. [3, стр.147] Прямые приказы представителя власти могут влиять на развитие и течение агрессивного поведения. Совершение большого количества агрессивных действий – особенно милиционерами, солдатами – является следствием приказов начальства, а вовсе не провокаций жертвы и фрустраций. Такое деструктивное и бездумное повиновение никого не удивляет. В конце концов, за приказами скрывается весомость служебного положения. Более неожиданно, однако, то, что даже лица, не облеченные реальной властью и просто использующие некоторые её внешние атрибуты, зачастую способны заставить других вести себя жестоко и разрушительно. [3, стр.148]
     Хотя  влияние представителя власти зачастую велико, оно может встретить противодействие. В частности два фактора кажутся особенно эффективными для уменьшения возможности авторитетного лица вынуждать подчиненных причинять вред другим. Во-первых, повышение ответственности за свои действия противостоит тенденции подчиняться авторитету. Во-вторых, эффективным средством против слепого повиновения приказам представителя власти может быть демонстрация примера неподчинения тех людей, которые отказываются повиноваться приказам. [3, стр.150]
     Очень часто акты агрессии происходят в обстановке, где присутствуют также другие люди, прямо в действии не участвующие. Данный факт наталкивает на интересный вопрос: могут ли эти лица, за счет лишь своего присутствия либо поведения, повлиять на последующую агрессию? Неформальные соображения позволяют предположить, что это именно так. Например, неоднократные «подначки» со стороны третьих лиц, как правило, приводят к усилению агрессивности.
     Вряд  ли нас может удивить, что сторонние  наблюдатели своими прямыми действиями могут влиять на ход агрессии: многие формы поведения опосредованы социальным давлением. Менее очевидны, однако, свидетельства, что эти наблюдатели могут влиять на агрессивное поведение, не предпринимая для этого никаких прямых действий. В частности, представляется, что наблюдатели зачастую могут воздействовать на осуществление агрессии самим фактом своего присутствия. Однако, было показано, что будет ли наличие публики способствовать появлению агрессии или, напротив, подавлять её, довольно сильно зависит от того, как оцениваются эти люди. Зависимость интенсивности агрессии от присутствия посторонних лиц обусловлена тем, как агрессор оценивает отношение этих лиц к агрессии. Если агрессор ожидает одобрения – агрессия усилится, а если неодобрения – агрессия зачастую может подавляться. Однако, независимо от знака этого эффекта, очевидно, что посторонние могут повлиять на вероятность и силу агрессии как самим фактом присутствия, так и своими явными прямыми действиями. [3, стр.154] 

    Внешние факторы,
влияющие  на возникновение  агрессии
     Тот, кто регулярно ездит в переполненном  транспорте, работает недалеко от шумной стройки или помнит, что такое  сидеть дома в жару без спасительной прохлады кондиционера, - знает из собственного опыта, что на поведение могут  сильно влиять естественные факторы окружающей среды. Наше физиологическое состояние, эмоциональный настрой и даже способность справляться с различными задачами зависит от множества составляющих физического мира. Факторы окружающей среды нередко опосредуют наши отношения с окружающими, трансформируя наши суждения о них, нашу к ним симпатию и даже готовность прийти к ним на помощь. [3, стр.158] 

      шумовое воздействие
     Шум – это внешний стрессор, связанный  с агрессивным поведением. Обладая  способностью усиления происходящих поведенческих  проявлений, шум может усилить склонность к агрессивному поведению, уже присутствующую у человека. [4, стр.110]
     Считается, что шум оказывает негативное влияние на межличностные отношения. Скажем, например, что шумную обстановку ассоциируют с уменьшением взаимопомощи и снижением социальности. Вдобавок громкий и неприятный шум может способствовать проявлениям межличностной агрессии. Контроль и возбуждение являются значимыми параметрами для зависимости агрессии от шума. [4, стр.158]
       Шум действует как усилитель склонности к агрессивным реакциям у тех индивидов, которые уже находятся в состоянии повышенной готовности к агрессивному поведению. Однако способствует агрессии, по-видимому, не сам по себе шум, а то, что зачастую он представляет собой неблагоприятное событие, которое невозможно проконтролировать. Если бы шум воспринимался человеком как контролируемый, его влияние на агрессивное поведение было бы в значительной степени снижено. [4, стр.110] 

      эффекты тесноты
     Существуют  определенные свидетельства того, что  высокая плотность населения для людей неприятна и вызывает стрессы. Неясно, однако, до какой степени этот дискомфорт трансформируется в агрессию. Часть исследований в области влияния тесноты на агрессивное состояние, показывает, что теснота усиливает агрессию, другие свидетельствуют, что она подавляет этот тип поведения. Кроме того, в нескольких экспериментах продемонстрировано усиление агрессии в тесной толпе мужчин, но не женщин. [4, стр.169]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.