На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политические права и свободы граждан Российской Федерации. Проблемы реализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАРНАУЛЬСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 

Кафедра конституционного и международного права  
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
    Тема: «Политические права и свободы граждан Российской                   Федерации. Проблемы реализации» 
     
     

                Выполнил: слушатель 2065 уч. гр.
                факультета  заочного обучения
                Дроздов И.К.
                № зачетной книжки 2367 

                Проверил:
                Оценка:_____________
                «____»_________2010 г.
                Подпись:_____________ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Барнаул 2010
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы прав и свобод гражданина РФ……………………………………….6
     1.1.Свобода как категория права………………………………………….6
     1.2. Правовой статус граждан РФ…………………………………………8
2. Политические права и свободы граждан РФ………………………………..10
3. Проблемы реализации политических прав и свобод граждан РФ…………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Конституция РФ провозгласила Россию демократическим  федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1).1 Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод2.
     Демократическое государство – выступает наиважнейшим элементом демократии гражданского общества, которое основано на свободе людей. При этом основой власти и легитимации всех органов в демократическом государстве является суверенитет народа. Государство называется демократическим, когда его устройство и его деятельность соответствуют и воле народа, и общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.
     Понятие демократического государства напрямую связано с понятиями конституционного и правового государства, в определенном смысле можно говорить о синонимичности этих трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Государство соответствует характеристикам демократического государства только при условии сформированности гражданского общества. При этом совершенно не достаточно просто провозгласить государство демократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма3.
     Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
     Свобода - это необходимое условие обеспечения  социальных прав человека. Понятие  «свобода», идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе. Вместе с тем «свобода» при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и тем более для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей4.
     В истории человечества утверждение  свободы практически всегда связано  с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.
     Целью курсовой работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации, а так же проблем их реализации.
     Предметом курсовой работы правовое регулирование  основных политических прав и свобод граждан Российской Федерации.
     Задачами  курсовой работы являются:
     - раскрытие понятия основные свободы  гражданина, как категории права;
     - рассмотреть политические права и свободы граждан РФ;
     - рассмотреть гарантии прав и  свобод гражданина РФ;
     - рассмотреть работу института  Уполномоченного по правам человека в России.
     Нормативно-правовую основу курсовой работы составляют: Конституция  Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Федеральные конституционные  законы Российской Федерации и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Основы прав и свобод гражданина РФ. 

1.1. Свобода как категория права. 
 

     Право есть форма общественных отношений  независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.
     Таким образом, говоря о понятиях «право»  и «свобода», следует согласиться  с выводами Л.Д. Воеводина о наличии  в них сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права  свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства5.
     Эта позиция является более точной по сравнению с точкой зрения некоторых  авторов, считающих эти понятия  идентичными, указывая лишь, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора6.
     Разграничение понятий «право» и «свобода»  имеет практический смысл. Если государство  в своем основном законе закрепило  право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.
     Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме и (в этом состоит ее отличие от произвольной воли) противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их волеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий.
     Однако  формальное равенство свободных  индивидов является наиболее абстрактным  определением права. «Как и личное равенство, равенство возможностей нельзя толковать дословно. Открытые перед человеком возможности должны определяться только его способностями, а не происхождением, национальной принадлежностью, цветом кожи, полом или иными факторами»7.
     В русской правовой науке XIX - XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правам человека:
     - главенствующая роль принадлежит  государству и праву;
     - закон становится всеобщим и  необходимым только в случае, если он направлен на регулирование  отношений, содержащих общечеловеческие  ценности.
     Первый  подход назывался позитивным, а второй - естественным правом. Ярким представителем позитивного права был Б.Н. Чичерин. Он писал: «Свобода не может считаться  неприкосновенным правом, ибо закон  всегда ее касается, ограничивая ее во имя чужой свободы и общественной пользы; судьей этих ограничений может быть только сам закон как высшее начало, а не подчиненное ему лицо. Если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого бы закон не мог ограничить или даже уничтожить»8.
     Сторонниками естественного права были Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен. Они рассматривали право не как переменчивое общественное установление, а как явление и закон личной жизни, считали права человека естественными, изначально присущими людям, а не предоставленными им государством9.
     М.М. Ковалевский, критикуя естественную и  позитивную концепции прав и свобод человека, в начале XX в. писал: «Между этими двумя резко противоположными точками зрения есть место для  третьей. Она состоит в признании, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности - человеческой солидарности»10. 

     1.2 Правовой статус  граждан РФ. 

     В юридическом смысле свобода есть нормативно закрепленная возможность  человека совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других, определенный правовой статус человека.
     Анализ  содержания международно-правовых документов и национального законодательства позволяет сделать вывод, что  все права и свободы делятся  на две группы:
     - Права человека, которые принадлежат ему от рождения, естественные права человека, которые государство обязано признавать, но не может предоставлять, даровать или ограничивать и которые существуют безотносительно к конкретному государству;
     - Права и свободы гражданина, которые закрепляются за человеком национальным законодательством.
     В теории конституционного права различаются  правовой статус человека и правовой статус гражданина.
     Правовой  статус человека - суть его положение, зафиксированное в международных пактах, определенный стандарт, к которому стремиться или должно стремиться национальное законодательство. Подобным статусом должен обладать каждый человек, проживающий на территории любого государства, т.к. он является членом общечеловеческого сообщества.
     Правовой  статус гражданина - это правовой статус человека, который дополнен соответствующими правами и свободами национальным законодательством государства.
     Правовой  статус выражает легальные пределы  свободы личности, объем ее прав, обязанностей, законных интересов, установленных всей правовой системой Российской Федерации.
     Термин  «личность» - собирательное понятие. Поэтому можно говорить о правовом статусе российского гражданина, иностранного гражданина, лица без  гражданства. Особенности этих правовых статусов установлены в законах РФ. В целом же содержание правового положения человека и гражданина охватывает собой совокупность закрепленными нормами права прав, свобод и обязанностей физических лиц и юридические гарантии их реализации и отражает специфику взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающим. 
 
 
 
 
 
 

     2. Политические права и свободы граждан РФ. 

     Основные политические права  начинают действовать непосредственно  с момента достижения гражданином  Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что: гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.                                                                                                                                                                                   Политические права и свободы – это права, принадлежащие человеку как члену политического сообщества, когда он выступает, прежде всего, в качестве гражданина государства. Это права и свободы, связанные с участием в общественной жизни, в управлении государством.
          В России политические права  принадлежат преимущественно гражданам,  хотя некоторыми правами (например, свободой слова, свободой объединений в неполитические организации) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства. Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда можно отнести:  избирательное право; право на референдум; право обращаться в государственные органы, право участвовать в управлении государством     и     отправления    правосудия.   Вторая группа субъективных  прав и свобод, входящих в систему политических прав, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: право на  свободу слова  и  печати, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий11.
          Избирательное право граждан  наступает с момента их совершеннолетия,  когда гражданин становится полностью  дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а так же обладание гражданством РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность)12.
          Участие же в референдуме имеет  низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями. Референдум  обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.
          Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).
          Ограничению своих гражданских  прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент  под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права.
          Конституционно закрепленное право  граждан обращаться в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления (ст. 33 Конституции  РФ) является важным средством  защиты прав и свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977г., а также в Конституции РСФСР 1978г13.
          Обращения граждан содержат неодинаковую  информацию, не совпадают по общественной  направленности. Они различаются по своей юридической направленности  и влекут разные правовые
последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.
          Право на обращение закреплено  не только за гражданами, но  и за общественными организациями,  в частности, творческие союзы,  а так же учреждения, предприятия  и должностные лица в целях  защиты своих прав и интересов,  прав и интересов своих членов имеют право обращаться в государственные органы. Закреплено так же право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.
          Нормативными актами предусмотрено  право граждан (юридических лиц)  осуществлять обращения  в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность  эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством.
     Каждый  гражданин  вправе  обратиться  с  жалобой  в суд,  если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,  общественных объединений  или  должностных  лиц нарушены его права и свободы.
          Право участия в управлении  делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия.
          Прежде всего следует уделить  внимание тому, что наиболее затрагивающим  все  иные политические права и свободы, является право участвовать в управлении делам государства  которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2.
          Участие граждан в управлении  делами своего государства, будь  то непосредственно (т.е. путем  референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия можно различить две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы  не вообще высшем выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии14.
          Что касается последовательного  осуществления народом своей  власти (через органы государства  и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание  на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть  «через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации» (ст.2 Конституции 1978г.). В действующей Конституции применена другая формула: «через органы государственной власти» (ст.3 п.2).  Таким образом, представительные органы государственной власти  уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они утратили статус «политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и полновластия Советов.
          В ст.3 п.3 конституции РФ названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.
          Референдум есть голосование  по тому или иному вопросу;  решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются.
Согласно  Конституции, референдум назначается  Президентом Российской Федерации  в порядке, установленном федеральным  конституционным законом.
          Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.
          Свободными считаются выборы, которые  проводятся без какого-либо принуждения  относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур.
     Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе.  
     Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации  по каким - либо признакам. ст. 26 ч.1, ст. 19 ч.2, 28.
        Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации,  достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается установление  при приеме  на  государственную службу каких бы то  ни было  прямых или  косвенных ограничений  в зависимости от  расы,  пола,  национальности,  языка,  социального происхождения,   имущественного   положения,   места   жительства, отношения к  религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным объединениям15.
          Не следует забывать, что во  всем мире существует система  конкурсов, тестирования, собеседований.  Так, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. Положение «О федеральной государственной службе» предполагает прием на государственную службу либо в порядке назначения, либо в порядке конкурса (п.22).
             Прием  на государственную  службу осуществляется в порядке назначения или  конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации. Государственный   служащий,  занимающий   государственную должность, подлежит аттестации не  чаще одного  раза в год, но не реже одного раза в четыре года. Аттестационная     комиссия      формируется     руководителем государственного органа. В случае  признания аттестационной  комиссией государственного служащего не  соответствующим занимаемой государственной должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности. Порядок  и   условия  проведения   аттестации  государственных служащих  устанавливаются   актами   законодательства   Российской Федерации16.
        Право граждан на участие в  отправлении правосудиядолгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен - невиновен) как основы приговора суда. Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия. Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный обвинитель и защитник.
         Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому право на свободу слова и мысли. Свобода слова прежде всего предполагает выражение своих мнений не в частной беседе, а публично, не по личным вопросам, а по проблемам общественного характера, как в устной форме, так и в любом другом виде (в печати, по радио и т.д.). Свобода слова неотделима от права искать, получать,  производить, передавать, распространять информацию любым законным способом. Ограничения касаются государственной тайны. В законах «О государственной тайне»(1993), «О безопасности» (1992), в ряде других законов, указов Президента и постановлений Правительства содержится перечень сведений которые нельзя засекречивать. Последнее касается сведений о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях, о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образовании, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности, о происшествиях, компенсациях и льготах и др.
          Порядок осуществления свободы  слова и других форм массовой  коммуникации (например, передача изображений) регулируется Законом РФ «О средствах массовой информации» 1991 г., действующим с изменениями и дополнениями.
          Учредителем средства массовой  информации может быть гражданин  РФ (с 18 лет, не находящийся  в местах лишения свободы по решению суда, не душевнобольной), а также лицо без гражданства, постоянно проживающий в России.
          В соответствии с Международными  пактами о правах человека  свобода слова (поскольку её  использование может иметь дестабилизирующее и отрицательное значение для общества) может подвергаться ограничениям. Такие ограничения возможны с целью охраны государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, уважения прав и репутации других лиц. Ограничения могут устанавливаться только законом и в соответствии с Конституцией.
          Российский закон устанавливает,  что не допускается использование  СМИ для совершения уголовно  наказуемых деяний, для разглашения  сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственного изменения конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Ограничения могут быть установлены также в соответствии с законами о чрезвычайном и          военном положении17.
          Конституция РФ закрепляет право граждан РФ проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования (ст. 31). В данной статье речь идёт о публичных собраниях и иных публичных мероприятиях по общественно значимым вопросам. Поэтому такое право предоставляется только гражданам.
          Инициаторами публичных мероприятий  могут быть граждане, достигшие  18 лет, уполномоченные общественных  объединений, трудовых коллективов,  отдельных групп граждан. Уполномоченный  подаёт заявление о публичных  мероприятиях в местную администрацию (мэрию и др.) не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты проведения мероприятия.
          Разрешение на проведение  и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.