На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Статистика черного импорта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
КАФЕДРА
“ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ И РЫНКОВ” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: “Статистика черного импорта” 
 
 
 
 

Выполнила: Шевченко М.Е
Группа 22
Проверила: Рахматулина З.С 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2010 
 
 
 

Содержание 
 

Глава I.   Масштабы и формы теневого рынка……….3
    Сущность теневой экономики
    Структура теневой экономики.
 
Глава II. Контрабанда  как угроза  национальной  безопасности России: проблемы противодействия…..17
 
Заключение………………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I . Масштабы и формы теневого импорта в России 

     Теневая экономика - явление, которое возникло отнюдь не вчера. Однако хотя ее изучением экономисты занимаются уже не одно десятилетие, долгое время она находилась для них как бы «в тени» более важных вопросов И только в последние годы минувшего XX века эта тема стала стремительно набирать популярность как за рубежом, так и, в особенности, в нашей стране. Впрочем, и сейчас обобщающих работ по этой тематике в России пока довольно мало, причем практически все они имеют довольно «узкий горизонт» - рассматривают теневую экономическую деятельность исключительно как феномен современной эпохи.Мы попытаемся взглянуть на теневую экономику в более широком ракурсе По нашему мнению, теневая экономика есть органический компонент развития экономических систем, поэтому в нашей брошюре она будет рассматриваться в основном с позиции экономической компаративистики.
     Прежде  чем анализировать это явление, сформулируем исходные принципы нашего исследования как мы понимаем сущность теневой экономики, как ее структурируем  и насколько вообще правомерно искать какие-либо закономерности в экономике, находящейся вне закона
     Сущность  теневой экономики. Система национального счетоводства отражает те экономические потоки, которые регистрируются официальной статистикой, отражаются отчетной документацией Однако существуют многочисленные и разнообразные виды экономической деятельности, которые не находят отражения в официальной статистике или вообще
никак не документируются  Эти явления называют по-разному  «подпольная экономика» (underground economy), «неформальная экономика » ( i n f o rmal economy), «вторая экономика » (second economy), «теневая экономика» (shadow economy) и т. д. Последнее из перечисленных названий стало в отечественной литературе общепринятым и наиболее общим.
     Сущность  теневой экономики можно определить с разных точек зрения. Как правило, используется экономико-статистический подход: теневая экономика (ТЭ) — это все виды экономической деятельности, которые официально не учтены, не отражены в официальной статистике (т. е. это экономика, укрытая от статистического учета).
     Возможны  и иные подходы к определению сущности ТЭ. С юридической точки зрения, теневыми можно называть экономические процессы, идущие вразрез с правовыми нормами (укрываемые от «ока закона»). С точки зрения этики, теневой называют экономическую деятельность, нарушающую общепринятые моральные нормы (укрываемую от морального осуждения).
     Нетрудно  заметить, что хотя все перечисленные  определения по-разному очерчивают границы теневой экономики, но согласованно отмечают главный ее признак —  скрытый характер. В экономическом  анализе за основу берется экономикостатистическое определение ТЭ.
     Структура теневой экономики. Масштабы и характер деятельности в сфере ТЭ варьируются в очень широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Если попытаться типологизировать теневую деятельность, приняв за основной критерий ее отношение к «белой» (официальной) экономике, то вырисовываются три сектора ТЭ:
1) вторая («беловоротничковая»)  теневая экономика,
2) серая (неформальная) теневая экономика и
3) черная (подпольная) теневая экономика.
Если серая  экономическая деятельность в основном одобряется гражданами, то черная всегда служит мишенью для всеобщего  осуждения. Черной теневой экономикой в широком  смысле слова можно считать все виды деятельности, которые полностью исключены из нормальной экономической жизни,
поскольку считаются  несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но и производство. В современной литературе внимание концентрируется прежде всего на экономике организованной преступности. Таким образом, черная теневая экономика (экономика преступности, прежде всего организованной3) — это запрещенная законом (нелегальная) экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг (организация наркобизнеса, проституции, азартных игр, рэкета и т. д.). Черная ,ТЭ обособлена от «белой» еще в большей степени, чем серая
ТЭ, хотя на уровне «большого бизнеса» может наблюдаться
их взаимопереплетение.
     Ослабление  государственного регулирования внешней  торговли в 90-е годы в условиях неэффективного действия рыночных механизмов способствовало развитию в этой сфере ряда негативных тенденций, которые до сих пор не изжиты. Одна из таких тенденций – рост теневого импорта товаров и услуг.Наводнение внутреннего рынка дешевыми товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, т.е. не облагаются, или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Условия добросовестной конкуренции на внутреннем рынке России грубо нарушаются, что ведет к вытеснению отечественного производителя с рынка, особенно в таких отраслях промышленности как обувная, кожевенная, текстильная, швейная и др.
     Принятие  нового таможенного кодекса не привело  к кардинальному улучшению ситуации в этой области. Выборочные проверки выявляют широко распространенную практику многократного занижения таможенной стоимости в грузовых таможенных декларациях, ввоз больших партий товаров без всякого оформления на таможне. Хроника работы таможенной системы за последнее десятилетие свидетельствует о массовых нарушениях тарифно-таможенного контроля, о широком распространении коррупции.1 Засилье теневого импорта вызывает озабоченность не только в государственных структурах, но и среди самих участников ВЭД, которые инициировали ряд комплексных исследований с целью выявить причины живучести “цветных” схем в сфере импорта.2 Признавая обвинения в коррумпированности таможенной системы, новый глава Федеральной таможенной службы А.Жерихов ссылается на коррумпированность российского бизнеса и низкий уровень правосознания участников внешнеэкономической деятельности.3
     Для повышения эффективности таможенного  контроля необходимо располагать возможно более полной реальной картиной положения в этой области. Материалы контрольных рейдов и отраслевых исследований не могут дать такой картины, поскольку они выявляют лишь отдельные разрозненные эпизоды деятельности таможенной системы или положение в отдельных отраслях. Оценить общие масштабы теневого импорта, как в целом, так и по товарам и товарным группам, по странам- партнерам, а также по формам фальсификации таможенной стоимости, можно только на основе анализа таможенной статистики внешней торговли, обобщающей и систематизирующей данные более двух миллионов грузовых таможенных деклараций, заполняемых непосредственными участниками внешнеторговой деятельности. При этом таможенная статистика предоставляет исследователю данные, как о количестве, так и о стоимости всех ввозимых товаров с разбивкой по дробным товарным позициям.
     Один  из возможных подходов к статистическому анализу проблем теневого импорта - использование так называемой “зеркальной статистики” экспортно-импортных товаро-потоков, т.е. сопоставление данных таможенной статистики РФ о российском импорте товаров с данными стран-партнеров об экспорте тех же товаров в Россию. Сопоставление позволяет рассматривать каждый отдельный товаропоток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. Расхождения в оценках сверх принятых допущений может указывать на несогласованность статистического учета в странах-партнерах, но чаще всего они свидетельствуют о нарушениях таможенного контроля и учета. Принципы построения таможенной статистики РФ и ОЭСР определены с учетом рекомендаций Статистического бюро ООН, направленных на гармонизацию национальных концепций и процедур таможенного учета. Принята единая товарная классификация, ведется согласование по вопросам определения таможенной территории, охвата товаропотоков и т.п. Вследствие этого данные таможенной статистики РФ и ОЭСР могут в целом рассматриваться как сопоставимые, несмотря на сохранение ряда национальных особенностей таможенного учета.
     На  макроуровне сопоставительный подход используется Международным валютным фондом для определения суммарного экспорта (импорта) той или иной страны по данным об импорте (экспорте) ее торгового партнера.4 Аналогичный подход на уровне 4-х и 6-значных товарных позиций российского экспорта и импорта использован в исследовании ИМЭМО РАН.5 Развернутое сопоставление таможенной статистики РФ с данными статистики международной торговли ОЭСР позволило дать систематизированное количественное описание масштабов расхождений в оценках партнеров по количеству, стоимости и удельной стоимости товаропотоков, обозначить товарные позиции и страны, где расхождения наиболее велики, а также проследить их динамику.
     Возможности сопоставительного подхода иллюстрирует сравнение российского импорта из десяти стран – важнейших торговых партнеров с экспортом этих стран в РФ. На долю этих десяти стран приходится около половины внешнеторгового оборота и 47% импорта России. Сравнение российского импорта по статистике ГТК РФ с экспортом стран-партнеров в РФ по статистике ОЭСР показало, что за четыре года (2003-2006) Россия импортировала из 10 стран товаров на сумму 81,7 млрд долл., тогда как таможни этих стран зарегистрировали экспорт в Россию, равный 119,5 млрд долл., то есть российские импортеры не отразили в таможенных декларациях 37,8 млрд долл., что составляет 46% от учтенного импорта (см. таблицу 1). 
 

Таблица 1 

Сопоставление импорта РФ с экспортом 10 стран-партнеров в РФ 

  2003 2004 2005 2006 Сумма за 4 года
1.   Импотр  в Россию из 10 стран,         по данным ГТК РФ,млрд.долл 13,8 18,6 22,1 27,2 81,7
2. Экспорт из 10 стран в Россию,  по данным  ОЭСР, млрд долл
19,9 27,2 31,0 41,4 119,5
3. Абсолютное  отклонение (1)-(2) млрд. долл -6,1 -8,6 -8,9 -14,2 -37,8
4. Соотношение экспорт/импорт, (2) / (1) , %
144 146 140 152 146
 
     Предполагается, что оценки стоимости импорта и корреспондирующего экспорта не должны быть абсолютно равными. Расхождения могут быть обусловлены, во-первых, разницей в ценах импорта и экспорта. Внешнеторговая статистика международных организаций исходит из того, что стоимость экспорта товаров на условиях ФОБ в среднем на 10% ниже стоимости импорта на условиях СИФ. Следовательно, с
учетом принятого допуска выявленные расхождения между стоимостью российского импорта и экспорта партнеров по международной статистике должны быть увеличены на соответствующую величину.
     Во-вторых, разница в оценках импорта и экспорта может быть связана с календарными различиями в отправке и получении груза. Чтобы устранить влияние этого фактора, при сопоставлении наряду с годовыми использовались среднегодовые данные за четырех- и шестилетний период.
     В-третьих, сопоставимость оценок товарных потоков в статистике разных стран зависит от согласованности товарных
классификаций. Однако выявленные расхождения не могут быть списаны и на этот фактор, поскольку используемая ГТК РФ система агрегирования и кодирования товаров полностью соответствует товарной классификации, принятой в статистике внешней торговли ОЭСР, что обеспечивает сопоставимость статистических данных без какой-либо перекодировки товаров.6
     Наконец, столь значительные расхождения в оценках товарных потоков не могут быть хотя бы частично объяснены импортом, осуществляемым физическими лицами, поскольку ввоз, равно как и вывоз, физических лиц в данные таможенной статистики, как стран импортеров, так и стран экспортеров, как правило, не включается, он учитывается отдельно.7 Наблюдаемые расхождения в оценках импорта РФ и экспорта стран-
партнеров в РФ свидетельствуют о нарушениях таможенного контроля с целью неуплаты таможенных платежей и использования внешней торговли в качестве канала незаконного вывоза капитала.
     Типичной  для России тенденцией в торговле с большинством стран-партнеров является существенное занижение российского импорта относительно корреспондирующего экспорта в Россию. График 1
иллюстрирует эту тенденцию. На графике страны ранжированы по абсолютному отклонению российского импорта от экспорта стран-партнеров в млн долл. США. Полное соответствие между российским импортом и
экспортом в РФ в указанный период было характерно только для торговли с Польшей. По США и Японии российский импорт незначительно превышал экспорт. По остальным семи странам наблюдалась обратная законо-
мерность - наличие значительных объемов неучтенного импорта. Лидерами по абсолютным и относительным объемам теневого импорта в Россию являются ее самые крупные поставщики - Германия, Китай, Италия и Финляндия. Из этих стран за четыре года поступило товаров в обход рос-
сийской таможни на сумму 32,7 млрд долл., или 87% от общего объема неучтенного импорта по 10 странам. Поток теневого импорта из Германии составил за этот период 14,8 млрд долл.
 

     Сравнение данных немецкой таможни с данными ГТК РФ показывает, что за 2003-2006 гг. наши импортеры закупили за четыре года товаров на 39,2 млрд долл., а на таможенных постах России предъявили только на 24,4 млрд долл. Из Китая в Россию с нарушениями таможенного законодательства,
было импортировано  товаров на 6,2 млрд долл., из Италии - на 6 млрд, из Финляндии - на 5,7 млрд долл. В отдельные годы теневой импорт из этих стран в 2-3 раза превышал легальный импорт России. В среднегодовом
выражении экспорт  из Финляндии и Нидерландов был практически вдвое больше соответствующего российского импорта. На российской таможне было учтено соответственно 49% и 51% общей стоимости экспорта в Россию из этих стран, т.е. около 50% ввозилось без таможенной регистрации
(таблица 2).
 

     Вопреки прогнозам таможенных служб, масштабы теневого импорта в 2003- 2006 гг. не только не сокращались, но продолжали расти. Если в 1996-1999 гг. расхождение в оценках стоимости российского импорта и корреспондирующего экспорта по 10 странам составляло 35%, то в последующие четыре года произошло увеличение разрыва до 46%.
При этом суммарная  стоимость неучтенного импорта за 2003-2006 гг. выросла до 39 млрд долл. против 25,8 млрд долл. За предшествующий период. На графике 2 представлена динамика суммарного импорта
и экспорта 10 стран  за 8 лет.
 
 

     Сопоставление таможенной стоимос-ти импорта и  экспорта на уровне стран дает лишь самое общее представление о размерах отклонений и не выявляет истинных масштабов теневого оборота. При агрегировании
экспортно-импортных потоков по странам происходит нивелирование объемов нелегального и полулегального импорта, поскольку по одним товарам наблюдается занижение стоимости импорта, а по другим, например,
по “товарам прикрытия” - завышение. Так, в 1996-2004 гг. импорт в Россию из США (по учтенной нами выборке из 20 товарных позиций в целом) примерно совпадал с экспортом из США в Россию: соотношение
импорт-экспорт  составляло 101,7%. Однако,за совпадением  по выборке в целом таится большой разброс расхождений по конкретным товарам: по 6 товарным позициям импорт был меньше экспорта на 474,2 млн долл., или на 16,8%, а по 14 позициям наблюдалось превышение экспорта над импортом на 520,4 млн долл., или на 18,5%. Таким образом, в сумме общее превышение экспорта по выборке в целом составило лишь1,7%. Но, как будет показано ниже, масштабы теневого импорта из США, были сопоставимы с объемом “белого” импорта. Такое несоответствие объясняется тем, что отклонение
определяется  разностью между корреспондирующими импортом и экспортом, т.е. между завышением и занижением встречных оценок, в то время как “серый” импорт суммирует обе составляющие, ибо любое
отклонение (как  с плюсом, так и с минусом) связано с искажениями в таможенных декларациях.
     “Серые” схемы - условное название большого спектра технологий, существенно различающихся по степени отклонения практики от нормативных требований. Прибегая к различным схемам, импортеры
находят способы  уйти от уплаты таможенных пошлин в полном объеме. С помощью так называемых товаров прикрытия под видом дешевого ширпотреба провозят товары класса “ЛЮКС”, происходит подмена товаров
высокой стадии обработки, по которым установлены высокие ввозные пошлины, полуфабрикатами и изделиями начальной стадии обработки с более низкими таможенными ставками. “Серые” схемы – чрезвычайно многообразны, более того, они оперативно изменяются, приспосабливаясь к
новациям таможенного  контроля. Суть этих схем - искажение таможенных деклараций по следующим направлениям: таможенные коды,
количество ввозимых товаров в натуре, инвойсные цены, лжетранзит.8
     Чтобы установить масштабы искажения таможенной стоимости, требуется анализ конкретных товаропотоков с учетом их физического объема (в натуре) и цены (удельной стоимости импорта). Такой анализ был проведен на базе выборки из 64 товарных позиций импорта из 10 стран. На выборку
приходится в  среднем 14% от импорта в РФ из этих стран. По некоторым странам выборка более представительна. Так, по Китаю она включает 19%, по Японии - 24%, по США –25%. В выборке наиболее полно представлены потребительские и продовольственные товары, а из-за несоответствия единиц измерения менее всего – машины и оборудование.
     Проведенный расчет исходит из того, что отклонение импорта от экспорта по стоимости есть производная от двух факторов: количества и удельной стоимости. Сопоставив значения этих факторов по данным российской таможни с данными поставщиков, можно вычислить для каждого
товарного потока отклонения по количеству и по цене (как в сторону занижения, так и в сторону завышения) и выразить их в стоимостной форме.
     Занижение физического объема ввозимых товаров означает сокрытие части товаропотока от таможенного досмотра и должно интерпретироваться как полностью нелегальный импорт с использованием “черных” схем.
     Наши  расчеты по 64 товарным позициям, по которым имеются сопоставимые данные о количестве и удельной стоимости импорта, показали, что серые схемы имеют абсолютный приоритет. Из общего объема поставок в Россию “по белому”, то есть абсолютно легально, с соблюдением всех таможенных правил, ввозилось 39% поставок; незарегистрированный (“черный”) импорт9 составлял, примерно, 20% и наибольшая часть – 41% проходила по “серым”схемам, то есть легально, но с теми или иными
искажениями в декларациях. Различные “цвета” российского импорта по каждой из 10 стран-партнеров представлены в таблице 3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Согласно  данным таблицы 3 самый высокий уровень нелегальных поставок (65% всего импорта) зафиксирован в торговле с Китаем. Более 40% всей контрабандной продукции, проникающей в Россию из 10 стран, это - одежда и обувь из Китая. Доля контрабанды в суммарных поставках из Нидерландов в Россию также очень высока – 45%, из них около 20% приходится на мясо домашней птицы и яблоки. Из Японии “по черному” за 6 лет ввезено легковых автомобилей на сумму 430 млн долл., что составило
43% потребительского  импорта из Японии.
“Черный” цвет преобладает в импорте из 5 европейских стран – важнейших торговых партнеров России. Это – Китай, Нидерланды, Польша, Япония,Германия. Товары по этим позициям ввозились с занижением цен в 2-3 и более раз, а масштабы искажения таможенной стоимости за 6 лет составили 864 млн долл.
     Самые значительные отклонения (в абсолютном выражении) допускались при ввозе товаров из Германии. Только по четырем из 22 товарных позиций, включенных в расчет, за 6 лет пошлины не были собраны с суммы в 1,9 млрд долл. При этом выявлено занижение таможенной стоимости, как за счет искажения цены, так и количества (в
натуре). Более  всего нарушений наблюдалось по таким товарам, как сыры и творог (661 млн долл.), шоколад (656млн.), кондитерские изделия, не содержащие какао (270 млн), бумага обойная (268 млн долл.).
     С наименьшими отклонениями, согласно данным таблицы 3, осуществлялся импорт из США, Италии и Японии. Здесь “белый цвет” является преобладающим. По США только одна позиция из 20 существен-
но нарушает равновесие в оценках импорта-экспорта, это - мясо домашней птицы, по которой контрабанда составляет 0,5 млрд долл., или 11% от общей стоимости экспорта США в Россию. По остальным 19 позициям относительно небольшие отклонения в ту или другую сторону в сумме не превышают 1/3 стоимости импорта. В Японии на “белые” схемы приходится 57% всех поставок, это са- мый высокий показатель для рассматривае-
мых стран. Однако, и уровень нелегального импорта здесь выше среднего.
     Что же касается Италии, то относительное благополучие - всего лишь кажущееся. За высокой долей “белого” импорта (50%) и самым низким уровнем контрабанды (6%)скрывается большое число нарушений. Но из-
за несопоставимости единиц измерения и, как следствие, отсутствия по многим позициям данных о физическом объеме товаров, не представляется возможным сделать соответствующие расчеты структуры импорта по формам искажения таможенной стоимости.      Однако “зеркальное” сопоставление по показателю таможенной стоимости
позволяет предположить, что в торговле с Италией не всё обстоит благополучно. Так, по некоторым потребительским товарам
экспорт из Италии в Россию в десятки раз превышал данные ГТК по импорту: по кожаной обуви - в 12,3 раза, женской одежде - 27,2, по мужской одежде - 66,6, кухонной мебели из дерева - 68,1, спальной мебели
из дерева - 63,2, стиральным машинам автоматам - 63,2, керамическим раковинам и ваннам - в 6,1 раза. В целом по семи перечисленным товарам стоимость импорта за 6 лет составила 66,1 млн долл., а экспорта - 583,6 млн долл., т.е. в 8,8 раза больше.
     Возможности “зеркального” сопоставления не ограничиваются определением масштабов легального и теневого импорта. Сравнение данных таможенной статистики РФ и ОЭСР по количеству и удельной стои-
мости конкретно  каждой товарной позиции позволяет сгруппировать импортные потоки по формам фальсификации таможенной стоимости и рассчитать, какая часть теневого импорта связана с занижением и завышением цены, какое количество товаров ввозилось без регистрации в таможенных декларациях и сколько - под фальсифицированным кодом. Такая структура теневого импорта представлена в таблице 4. 

 

     Из  таблицы 4 следует, что в среднем 2/3 нарушений при прохождении российского импорта через таможенную границу вызваны занижением цены и количества ввозимых товаров, что означает огромные недоплаты таможенных пошлин и налогов в бюджет страны. Наибольшие потери российского бюджета связаны с импортом из Германии, Китая, Польши и Италии, по которым масштабы занижения таможенной стоимости превышали 2/3 стоимости импорта (среднюю величину по 10 странам).
     Сопоставительный  анализ импорта позволяет выявить различные формы нарушения таможенного режима, но как уже указывалось выше, таможенная статистика неполна: она не включает импорт физических лиц. Специфика России переходного периода состоит в том, что этот вид импорта
достиг в рассматриваемый  период беспрецедентно больших объемов. Нерегистрируемый беспошлинный импорт - это товары, ввозимые физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты (до 1000 долл. США и 50 кг) и товары, перемещаемые через таможенную границу в упрощенном (льготном) порядке (от 1000 до 10000 долл.
США и от 50 до 250 кг). Размеры этой части импорта определяются путем соответствующего досчета, который осуществляется Центральным Банком России на основе сопоставления розничного товарооборота на внутреннем рынке и объемов поступления товарных ресурсов по учтенным каналам по
данным Госкомстата  РФ. Стоимость товаров, ввезенных физическими лицами за 1994- 2001 гг., составила около 1/4 от официальной оценки импорта России по методологии платежного баланса. Самых больших
значений эта  доля достигла в 1996 г. - 31%, в 1999 г. она упала до самого низкого уровня - 23%, в 2004 г. составляла 23,5%10 и оставалась, по нашей оценке, примерно на том же уровне в 2005 и в 2006 гг. Существенного сокращения этой доли не отмечено11 .
     Ввоз  товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот - это вполне легальный канал поступления товаров без регистрации таможенными органами. Однако эту часть импорта можно
считать законной лишь с определенными оговорками. Дело в том, что импорт
физических лиц  несколько лет назад составлял подавляющую часть нерегистрируемого таможенной статистикой импорта. В последние годы объем такого импорта резко сократился, а использование таможенных
льгот для физических лиц превратило этот бизнес в один из самых распространенных способов провоза «серого» импорта. Крупные карго-фирмы, организовавшие бизнес на беспошлинном ввозе товаров под видом
физических лиц, провозят товары в промышленных объемах, разбивая их на
мелкие партии, и каждую партию оформляют по доверенности подставного физического лица. Импортируемые по такой схеме потребительские товары в зависимости от размера партии ввозятся беспошлинно, или облагаются пошлинами по льготным ставкам. На “серый” импорт потребительских товаров приходится, по разным оценкам, 80-90%
общего объема этого вида торговли.12 . Таким образом, мелкий бизнес превратился в прикрытие «серого» импорта. С учетом
“серого” импорта  оценка «теневого» импорта существенно  возрастает, поскольку при оценке «теневого» импорта должны суммироваться обе составляющие: незарегистрированный таможней импорт (превышение
экспорта партнеров  над импортом) и «серый» импорт физических лиц.
     Масштабы  нелегального и полулегального импорта  достигли угрожающих размеров.Негативные последствия такого положения
сказываются не только в том, что государственный бюджет теряет огромные
суммы. Не менее  важно и то, что нарушаются условия равноправной конкуренции внутри страны, создаются серьезные препятствия для
развития внутреннего  производства. «Теневой» импорт затрудняет реализацию регулирующей функции таможенной системы, сводит на нет
эффективность тарифной политики государства.
     Межстрановые  сопоставления импортных потоков помогут точнее определить масштабы потерь, обозначить группы товаров и торговых партнеров, по которым чаще всего происходит нарушение таможенного
законодательства  и по которым требуется более эффективный контроль. Анализ статистической информации по внешней торговле, которую предоставляют ГТК РФ и статистические органы международной торговли стран ОЭСР, позволяет выявить объем и динамику расхождений в оценках
импорта РФ и, как  следствие, правильнее оценить состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей Российской Федерации. 
 
 
 
 

Примечания:
1 Газета “Таможня”  за 1999-2005г.г. ; Таможенный компьютерный сервис (TKS.RU).
2 Например, проекты  “Издержки легализации”, инициированные  Ассоциацией торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). См. С.Барсукова. Три цвета импорта. “Свободная мысль”, №6, 2004, с.28- 45.
3 В один день  всего не отменишь. (Интервью А. Жерихова). “Ведомости”, 20.01.054 Direction of Trade Statistics Yearbook. IMF. 2002.
5 Экспортно-импортные  потоки РФ (Сопоставление данных  таможенной статистики РФ и
статистики международной  торговли ОЭСР). В.М. Жуковская, И.Н. Трофимова, Н.Т. Чертко. Руководитель проекта - И.С.Королев. М.: ИМЭМО РАН, 2003. – 173 С.
6 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых
Государств (ТН ВЭД СНГ). Издание 2-е. М.: ГТК, 1996.
7 О масштабах  осуществляемого физическими лицами  импорта в России см. ниже.
8 Так через  страны-участницы Таможенного союза СНГ (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан) и Украину-участницу Ялтинского Соглашения о едином экономическом пространстве, то есть через те страны, в торговле с которыми отменены или отменяются
пошлины и другие ограничения, поступает по “беспошлинному коридору” в Россию до половины контрабанды и почти 65% демпингового импорта из дальнего зарубежья (см. “Российская бизнес- газета” , 24.08.04 – “Импортеров лишают упрощенки”).
9 Здесь учтена  только та часть “черного” импорта, которая прошла регистрацию на таможне страны-экспортера, но не зарегистрирована на российской таможне.
10 Ф.А. Тринич. Некоторые особенности статистической информации по внешней торговле РФ. “Внешнеэкономический бюллетень”, №10, 2004 г. с. 63.
11 Оценка на  основе данных Таможенной статистики внешней торговли РФ. М.: ГТК РФ, 2004, т. 1, с.5 и Российского статистического ежегодника, М.: 2004, с.650. 12 “Коммерсант”, 17.01.05. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. КОНТРАБАНДА КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ 
 

     Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от содержания его внутреннего развития, но и от характера соприкосновения с внешним миром. Соприкосновение осуществляется главным образом через границы и в определенном пространстве (таможенная территория и таможенная граница), что закономерно предопределяет необходимость выведения таможенной политики России, в общем, и борьбу с контрабандой, в частности, на принципиально важное место в системе реализации ее национальных интересов.
     Как социальное явление, контрабанда выражается в значительном ввозе/вывозе товаров и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства. Анализ служебной деятельности органов пограничного и таможенного контроля свидетельствует, что на современном этапе главными предметами контрабанды на путях международного сообщения являются:
вывоз - энергоресурсы, стратегическое сырье и материалы, цветные металлы, оружие и боеприпасы российского производства, антиквариат, древесина, морепродукты, медикаменты и др.;
ввоз - алкогольные  напитки, табачные изделия, автомобили, оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества иностранного производства, наркотики, наркосодержащее сырье и другие товары широкого потребления.
     Активность  контрабандной деятельности зависит  от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности РФ и способствующим контрабанде, относятся:
преобладание  сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;
зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического  значения, продовольственных товаров;
недостаточный экспортный и валютный контроль и  не замкнутость таможенной границы;
неразвитость  современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности  российского экспорта и рационализации структуры импорта.
     К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:
унаследованная  от прошлого структурная деформированность  национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической  базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;
вытеснение отечественных  товаропроизводителей, особенно потребительских  товаров, с внутреннего рынка  зарубежными фирмами;
высокий уровень  отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;
несовершенство  правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;
криминализация  экономики и коррупция в области  управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.
     В России контрабандная деятельность имеет ряд особенностей. 

Особенность первая - социально-географическая. Российская Федерация занимает настолько большое  пространство, что объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Достаточно сказать, что Россия граничит с 16 государствами, а протяженность границ РФ составляет 60 тыс.932,8 км. Однако почти 14 тыс.км. границ не оформлены в международно-правовом отношении и не оборудованы в инженерном отношении, имеющиеся 400 пунктов пропуска не способны качественно осуществлять контроль и оформление транспортных средств, товаров и людей.
     Из 89 субъектов Российской Федерации - 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории России и в них проживает 43,1% населения. Трудное социальное, экономическое и политическое положение в приграничных субъектах вынуждает значительную часть населения этих регионов заниматься контрабандной деятельностью.
     Следует отметить также, что 24 субъекта РФ оказались в положении приграничных впервые. Следовательно, трудно ожидать от населения в 47,4 млн. человек моментального осознания указанного события. Значит, потребуется еще не один год, чтобы приграничное население осознало свой статус, во многом ограничивающий права граждан . Следовательно, налицо объективная закономерность существования контрабанды в приграничных районах. 

Особенность вторая - социально-экономическая. Радикальные  изменения в социальной, экономической, политической и других сферах нашего государства совпали по времени и содержанию с существенными изменениями в соседних государствах. Экономический кризис и социальная нестабильность неизбежно стимулируют соседние государства использовать ситуацию в России для решения своих национальных задач. Как следствие - огромные масштабы контрабанды сырьевых источников (металл, нефть, газ, лес, рыбопродукты, и др.) из России в эти страны. Российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств, организаций, политических и экономических структур. В связи с этим актуальными и по сей день становятся слова, сказанные знаменитым русским ученым Д.И. Менделеевым: «Россия - это «особая», непознанная и неосвоенная страна. Она представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. Еще больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнуться с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства».
     Среди тенденций контрабандной деятельности на современном этапе следует отметить:
тесное взаимодействие международных и российских мафиозных  структур;
стремление преступных элементов действовать не только в экспортно-импортных операциях, но и завладеть контролем над  объектами государственного сектора экономики;
активизация деятельности международной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, незаконного  оборота через границу оружия и боеприпасов;
появление нового вида контрабандного товара - людей, что  ведет к увеличению потоков незаконной иммиграции граждан третьих стран через территорию России, попыткам оседания части из них в пограничных регионах нашей страны и экономического освоения российской территории.
     Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни российского общества, и во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому государство в лице специальных органов предпринимает различные меры в борьбе с контрабандой.
     В системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.