На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Методологический аппарат географии

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лекция  №2
Методологический  аппарат географии
      Вопросы:
     1. Иерархия научных знаний
     2. Научные подходы
     №1
     Иерархия  научных знаний 

     Научные знания обычно подразделяются на теоретические и эмпирические.
     Существует  иерархия научных знаний. 

     1.1. Учение
     Учение — совокупность теоретических положений в какой-либо области научных знаний, которое может включать в себя ряд теорий, концепций. 

Общегеографические  учения 

      Учение  о географической среде.
      Понятие географическая среда было введено в науку еще в конце XIX века французским географом Элизе Реклю и русским географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым.
      По определению Э. Б. Алаева географическая среда — это та часть географической оболочки..., которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества. 

      Учение  о геосистемах.
      Понятие о геосистеме было введено в научный обиход акад. В.Б. Сочавой в 1963 году. Под геосистемами В. Б. Сочава понимал природные образования, возникающие в сфере наземной жизни и в сфере морей и океанов. Природной геосистемой он называл конкретную территорию, на которой отдельные компоненты природы находятся в тесной связи друг с другом, с соседними участками, с человеческим обществом, с космосом.
      Позднее В. Б. Сочава предложил свою иерархию геосистем с выделением трех главных  уровней:
      планетарного (вся географическая оболочка Земли, физико-географический пояс),
      регионального (природные зоны, подзоны, провинции и др.)
      локального
      Он  считал учение о геосистемах стержнем всей физической географии.
      В дальнейшем это учение получило развитие в работах многих известных физико-географов. 

      Учение  о геоэкологии.
      Термин  «экология» в буквальном переводе с  греческого означает «наука о местообитании». Он был предложен еще в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем и стал применяться для характеристики взаимоотношения организмов растительного и животного мира с окружающей природной средой.
      Что же касается собственно геоэкологии, то это понятие возникло на Западе в 30-х годах XX века. Из советских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад. В. Б. Сочава в 1970 году.
      Постепенно  сложилось и современное представление о геоэкологии. Согласно одному из определений геоэкология — это наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий.
      Соответственно  были сформулированы и две основные задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия  внешних условий, включая антропогенные, на геосистемы,
      2) исследование воздействия природных  условий на состояние и развитие  триады: растение — животное — человек.  

      Учение  о конструктивной географии.
      Каждая  наука имеет два главных направления  исследований — фундаментальное  и прикладное.
      Под термином «прикладные исследования» принято понимать совокупность научных работ, направленных на применение результатов прикладных исследований к конкретным проблемам и видам практической деятельности.
      Все это полностью относится и  к географии. Даже будучи на протяжении долгого времени преимущественно  описательной наукой, география была тесно связана с практикой. В качестве примеров такого рода приведем хотя бы практическую потребность Нидерландов, бывших в XVII веке крупнейшей морской державой, в географических знаниях и хороших географических картах.
      Сам термин «прикладная география» возник после второй мировой войны на Западе, в условиях, когда география все больше переставала быть кабинетной, «университетской» наукой и начинала уделять гораздо больше внимания прикладным исследованиям.
      В 1964 году в структуре Международного географического союза появилась постоянная комиссия по прикладной географии. Зародились прикладная климатология, прикладная геоморфология, прикладное ландшафтоведение и др. В СССР главным проповедником идей прикладной географии стал Институт географии Сибири и Дальнего Востока в Иркутске, возглавлявшийся акад. В. Б. Сочавой, а затем акад. В. В. Воробьевым. В качестве примеров прикладных географических исследований можно привести участие в проектировании полезащитных лесных полос, освоение Волго-Ахтубинской поймы, строительство Каракумского канала, а позднее — сооружение БАМа.
      По мере углубления научно-технической революции традиционное обслуживание географией запросов практики оказывалось уже недостаточным. Нужны были новые идеи, и одной из них стала выдвинутая акад. И. П. Герасимовым идея «конструктивной географии».
      С началом НТР география стала  превращаться из прежней описательно-познавательной в экспериментально-преобразовательную науку. Основным объектом ее исследования становятся не «белые пятна» на карте  мира, а давно открытые и освоенные территории.
      Развитие  конструктивной географии тесно  связано с новыми требованиями к  использованию естественных ресурсов, с сильным возрастанием воздействия  общества на природную среду. По существу, речь шла о новом научном учении, тесно связанном с преобразованием природной среды и управлением этим процессом. Соответственно И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на решение двух крупнейших конкретных задач:
      1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой,
      2) рациональную территориальную организацию  жизни самого общества.
      Добавим, что понятие о конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных  до прикладных. 

      Учения  в физической географии
      Учение  о географической оболочке.
      Учение  о географической зональности
      Учение  о географическом ландшафте
      Учение  о природно-территориальном комплексе
      Учения  в социально-экономической  географии
      Учение  об ЭГП
      Учение  о географическом разделении труда
      Учение  о территориально-производственных комплексах
      Учение  о территориальной организации  хозяйства 

      1.2. Теория 

     Теория — форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных взаимосвязях, основных идеях в той или иной области знания; как правило, подтверждается экспериментом или расчетом. 

     Общегеографические  теории
     Теория  регионального развития (регионализма)
     Теория  географических оценок 

     Теории  физической географии
     Теория  физико-географического районирования
     Теория  тектоники литосферных плит 

     Теории  социально-экономической  географии
     Теория  размещения производительных сил
     Теория  экономического районирования
     Теория  территориальной структуры хозяйства
     Теория  расселения населения
     Теория  геоурбанистики
     1.3. Концепции и гипотезы 

     Концепция — совокупность наиболее существенных элементов теории или теорий, точка зрения, руководящая идея для понимания сущности определенных процессов и явлений, конструктивный принцип.
     Гипотеза — вероятное предположение о причинах каких-либо явлений, еще не проверенное и не подтвержденное экспериментом; после такой экспериментальной проверки может либо отмереть, либо превратиться в научную теорию. 

     Общегеографические  и физико-географические концепции
     Концепция мониторинга окружающей среды
     Концепция проблемного страноведения
     Концепция природно-ресурсного потенциала
     Концепция территориальных сочетаний природных  ресурсов 

     Концепции социально-экономической  географии
     Концепция больших циклов
     Концепция энергопроизводственных циклов
     Концепция опорного каркаса территории 

     Гипотезы
     Гипотезы  происхождения жизни на Земле
     Гипотеза  дрейфа материков
     Гипотеза  стабилизации численности населения  Земли 
 

     Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.
     Термин слово или словосочетание, отражающее наименование научного понятия и фиксирующее его в краткой дефиниции или имеющее более самостоятельное значение.
     Парадигма. По определению родоначальника этого термина американского философа и историка науки Томаса Куна, парадигма — это всеми признаваемая совокупность знаний и оценок, накопленных данных, которые в течение некоторого времени используются специалистами в качестве своего рода «шаблона» при постановке задач и их решении.
     Закон определяется как внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, как прочное, остающееся, повторяющееся, не так часто меняющееся, идентичное в явлении.
     Если  общее правило допускает какое-то количество исключений, его обычно называют закономерностью. 

№2
      Научные подходы 

      Территориальный подход.
        «Территориальный подход признается  общим и обязательным при изучении  любых проблем как физической, так и экономической географии», — писал Н.Н. Колосовский.
        «Территория, будучи универсальным  и все более важным ресурсом, как бы цементирует все географические  науки» — это по Я. Г. Машбицу. 
      А В. В. Покшишевскому принадлежит  крылатая фраза о том, что территорией «заведует география».
      Территория выступает в качестве арены жизнедеятельности человека и общества. Именно с ней связаны все процессы природопользования, образования геосистем, природных и антропогенных ландшафтов, территориальной организации общества, физико- и экономико-географического районирования, расселения населения, размещения производительных сил и т. п. Именно она обладает такими важнейшими свойствами как географическое положение, размеры, протяженность, «емкость» (т. е. большая или меньшая возможность для заселения и хозяйственной деятельности), а сам характер использования территории принадлежит к числу важнейших географических проблем. Поэтому «чувство территории» так важно для каждого географа.
      Территория  изучается на уровнях:
      - глобальном
      - региональный (субрегиональный),
      - национальный (страновой),
      - районный,
      - локальный  

      Комплексный подход.
      В течение XX века комплексный подход привел к тому, что география все более переставала быть наукой об отдельных фактах, превращаясь в науку о взаимосвязях, в первую очередь между природой и обществом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.