На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формы безработицы в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    Кафедра социальной работы и социальной педагогики 
     

    Специальность: Социальная работа, 5,5 лет обучения 
     

    Реферат 

    По  предмету: Экономические основы социальной работы 

    Тема: «Формы безработицы в России» 
     
     
     

    Выполнил: студентка IV курса
    Волгина М.А. 

    Проверил: доц. Кремнева Т.Л. 
     
     

    Москва 2010

Содержание

 
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Виды безработицы…………………………………………………………………4
2. Факторы, способствующие  безработице в России.
3. Проблемы занятости  населения
4.Основные причины  безработицы
5. Последствия безработицы

Список используемой литературы.

Введение

 
    Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую  травму.
    Полная  занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает  с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет  нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
    Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов.  Поэтому процессы, затрагивающие  коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно  должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
    Экономисты  изучают безработицу для определения  ее причин, а также для совершенствования  мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных  программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают  возможность их будущего трудоустройства.
          Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто  является предметом политических дискуссии.
     Главное в жизни человека, обеспечивающим ему полноту жизни, является наличие  у него рабочего места. Вряд ли можно  назвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин  в отдельности, лишены возможности  содержать себя и быть полезным в  обществе. 

     1. Виды безработицы
     Безработица – это явление, органически связанное  с рынком труда. По определению Международной  организации труда (МОТ) – безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
     Современные экономисты рассматривают безработицу  как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В  этой связи большое внимание уделяется  анализу типов безработицы. Критерием  разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения  и продолжительность, а основными  видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д.
     Фрикционная безработица – безработица, вызванная  постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и  сферами производства товаров и  услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В  результате наниматель не находит нужного  ему работника, а работник – нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную  квалификацию, но для выполнения уже  не требующихся обществу работ. Сегодня  фрикционную безработицу считают  той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности  экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы  является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица  – явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.
     Структурная безработица – безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.
     Циклическая безработица, как следствие спада  производства в переходный период достигает  своей максимальной величины. Поэтому  в совокупности общей уровень  безработицы может превысить  ее естественный уровень (состояние  рынка труда, при котором на нем  существует примерный баланс между  числом свободных рабочих мест и  числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8…10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.
     Еще один из видов безработицы – сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ – массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим – фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
     Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
     Исходя  из необходимости учета безработных  и принятия соответствующих государственных  мер по обеспечению работой всех желающих, различают:
    зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
    скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.
    Характерной чертой безработицы в России в  кризисный период является то, что  она значительно ниже, чем можно  было бы ожидать из уровня спада  производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада  промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.
     Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы  достигает 50%.
                     2. Факторы, способствующие безработице в России.
 
    Проблему  безработицы усугубляет трудное  материальное положение, толкающее  искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
    В соответствии с уже накопленным  службой занятости опытом и мнением  экспертов увеличение числа безработных  в РФ будет способствовать наличие  следующих факторов:
-подавление  безработицы (досрочные  проводы   на  пенсию мужчин в 58, женщин  в 53);
-частичная  принудительная безработица (сокращенный  рабочий день, сокращенная рабочая  неделя, удлинение отпусков);
-условная  безработица (непостоянная работа);
-временная  безработица (декретный отпуск, уход  за ребенком, за инвалидами детства,  тяжелобольными и стариками, отпуск  без сохранения содержания);
-потенциальная  безработица (в связи с выходом  на инвалидность);
-безработица  в связи с высвобождением женщин  из производства с вредными  и опасными условиями труда;
-безработица  структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
-вынужденная  безработица (вследствие отсутствия  сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
-безработица  вследствие повышения производительности  труда и его интенсификации;
-безработица  вследствие демобилизации, увольнения  в запас и структурной перестройки  в армии;
-безработица  членов семей военнослужащих  и военных советников, возвращающихся  в РФ из-за рубежа;
-безработица  в закрытых городах в связи  с конверсией и городах заводах  вследствие остановки предприятий;
-первичная  безработица (выпускники школ, ПТУ,  техникумов, ВУЗов);
-безработица  молодежи, отчисленной из учебных  заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
-безработица  вследствие недостаточной профессиональной  квалификации;
-безработица  субъективная вследствие нежелания  или неспособности переквалифицироваться  и получить иную профессию;
-безработица  вследствие вынужденной миграции (беженцы)
-безработица  специалистов работавших по долгосрочным  контрактам за рубежом;
-безработица  возвращающихся из мест лишения  свободы;
-безработица  тех, кто после длительного  перерыва хочет возобновить работу;
-безработица  вследствие стихийных бедствий  и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение  предприятий и учреждений в  результате взрывов или военных  действий);
-безработица  в связи с невозможностью без  нарушения паспортного режима  и утраты жилья перемещаться  из мест с избытком трудовых  ресурсов в регионы с избытком  рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все реально  существующие пути пополнения армии  потенциальных безработных. Под  неучтенными источниками подразумеваются  несколько групп населения. Как  и в каждом государстве в России есть определенная часть населения  не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец  государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в  качестве безработных. Однако эта масса  людей, достигающая по некоторым  оценкам несколько миллионов  человек, не оказывая давления на рынок  труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
      Безработица - это неотъемлемый спутник рыночной экономики. Резерв рабочей силы в  пределах естественной нормы является одним из факторов ее эффективного функционирования.

3. Методы борьбы  с безработицей

    При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.
    В социально - трудовой политике первоначально  превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные  перемены в собственности и структурные  сдвиги в экономике. Важнейшими из них  были поддержание доходов на минимальном  уровне и гарантии занятости в  условиях спада производства и роста  безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем  приведения его в соответствии с  международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.
    В связи с рыночными изменениями  наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.
    Вместе  с тем увеличивалась вынужденная  безработица, порожденная новыми условиями  функционирования предприятий и  формами найма. Высвобожденные по экономическим  мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных  работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим  мерам по трудоустройству социально  незащищенных маргиналов.
    Неуклонный  рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.
    Однако  безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости  трансформировалась в организацию  по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему  числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.
    Курс  на обеспечение возможно полной занятости  и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство  увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного  капитала путем мобилизации ресурсов накопления.
    В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования  промышленности источником стабилизации экономики  становились доходы населения. На смену  социальным приоритетам и монетаристским моделям  пришли узкопрагматические  задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.
    Обеспечение занятости и массовая безработица  находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить  высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.
    Наряду  с этим расширяется « исход  » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с  простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация  высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
    Суть  новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный  переход от полной занятости, заждавшейся  на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу  труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда  и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.
    Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
    Давно пора заменить архаичные и неэффективные  формы законодательного регулирование  труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и  ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в  государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует  установить минимум оплаты за единицу  отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.
    Предстоит признать приоритет социального  партнерства по закону над государственным  управлением трудом в его бюрократическом  исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении  занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать  нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства  и местной администрации систему  активного содействия безработным  на основе страховых взносов. Следует  рассматривать безработицу как  неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости  понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию  добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических  стимулов привлечение к труду.
    Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование  структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих  трудовую активность, но зачастую неспособных  к профессиональному труду, в  органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
    Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.
    По  мере углубления реформ число безработных  должно возрастать в прямой пропорции  с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более  того, необходимо форсировать структурную  безработицу в соответствии с  реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный  резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы. 

3. Проблемы занятости населения
      В соответствии с действующим в  России законодательством, под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
      Различают понятия полной и эффективной  занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения : с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной. 
      Одним из видов структуризации рынка труда  является его разделение по демографическим  и профессиональным признакам. Так, различают:
    рынок труда молодежи.
    Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и  характеризуется тенденциями к  ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди  молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий  приводит к ужесточению условий  вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых  людей и без того ограничены в  силу их более низкой конкурентоспособности  по сравнению с другими категориями  населения.
    рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.
    рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
      Профессиональные  рынки труда - это сегменты национального  рынка труда, в которых работники  объединены профессиональными интересами. Могут быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников,сельхозпроизводителей и др.
      Поиск путей решения проблем занятости  привел к образованию нестандартных  ее форм, которые выходят за рамки  нормативной продолжительности  рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет  сократить общую численность  незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа  слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости  идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления  их между работниками и сокращения рабочего времени.
      Под гибкими формами занятости понимаются:
    занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
    Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной  рабочей недели, а также административные отпуска без  сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали  широко распространенной практикой  на многих российских предприятиях. Различают  две формы неполной занятости: видимую  и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление  с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс  в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного  потенциала работника или низкая производительность Существует две противоположных трактовки данного феномена: либо как неполной занятости, либо как формы скрытой безработицы. Некоторые авторы занимают промежуточную позицию, называя неполную занятость скрытой безработицей, но не соглашаясь с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении фактического уровня безработицы.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.