На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие, виды, субъекты права природопользования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Негосударственное образовательное учреждение
      высшего профессионального образования
      МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
      при Правительстве Москвы
      Тульский  филиал 

      Кафедра правового обеспечения государственного и муниципального управления 
 

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
      по  дисциплине «Экологическое право»
      ТЕМА  «Понятие, виды, субъекты права природопользования» 

      Выполнил: Смирнова Е.Ю.
      2 год обучения
      Группа 30
      Проверил: Филатов
      ученая  степень 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Тула 2011
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение.
      1. Права и обязанности по пользованию  природными объектами. 
      2. Лицензия на право природопользования.
      3. Договоры на природопользование.
      4. Лимитирование природопользования.
      5. Основания прекращения права  природопользования.
      Заключение. 

 

      
      ВВЕДЕНИЕ 

      1 Права и обязанности  по пользованию природными объектами
      Институт  права природопользования занимает одно из центральных мест в системе  экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.
      Право природопользования можно рассматривать  и в субъективном смысле как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных  субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.
      Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям.
      В зависимости от того, какие природные  ресурсы являются объектами права  природопользования, выделяются:
      землепользование,
      водопользование,
      лесопользование,
      недропользование,
      пользование животным миром и др.
      По  порядку и условиям пользования различаются:
      право общего природопользования;
      право специального природопользования.
      Право общего природопользования – это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека, поэтому является общедоступным и не требует какого-либо разрешения компетентных государственных органов.  
Право общего природопользования непосредственно вытекает из Конституции РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42), и конкретизируется в нормах текущего законодательства – земельного, водного, лесного и др.

     Так, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность  для граждан бесплатно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс РФ – право общего водопользования граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 88), Земельный кодекс РФ – право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 76). Примерами установления права общего природопользования могут служить также нормы законодательства о разработке гражданами общераспространенных полезных ископаемых и использовании недр для строительства подземных сооружений в пределах своих земельных участков, использовании природной среды пригородных, зеленых зон, национальных, природных парков, курортных и лечебно-оздоровительных местностей и т. д. 
     Право специального природопользования означает возможность использовать в установленном законом порядке и на основе специального юридического документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества.
     Оно, как правило, является платным. В качестве примеров права специального природопользования можно привести предоставление земельного участка для строительства жилого дома, использование леса для заготовки древесины, водного объекта – для сброса или забора воды, животного мира – для отстрела диких зверей и птиц. 
      Субъектами права природопользования являются лица, которые обладают правом использовать природные ресурсы в результате их приобретения в установленном законом порядке. Это могут быть юридические лица - предприятия, организации и учреждения, а также граждане.
     Право специального природопользования связано  с потребностью обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий. 
     Необходимой предпосылкой приобретения права природопользования является правосубъектность - наличие  правоспособности и дееспособности, причем для юридических лиц - как  общей правоспособности, так и  специальной, если последняя предполагает возможность использования природных ресурсов в соответствии с целями их деятельности, предусмотренными в уставе или других учредительных документах.
      Объектом права природопользования признается индивидуально определенная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установления ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свидетельстве о праве собственности на земельный участок, договоре аренды учаcтка лесного фонда и др.).
      В отличие от права общего природопользования, субъектами которого являются только граждане, право специального природопользования могут приобретать и юридические  лица. Другие отличия указанных двух видов прав, как видно из их определения, касаются целей, порядка и условий  пользования природными ресурсами. Различия проявляются также в основаниях возникновения данных видов права природопользования. Если право общего природопользования вытекает прямо из закона, то основаниями возникновения права специального природопользования являются юридические факты.
      Конкретный  набор прав и обязанностей (правомочий) зависит от вида природного объекта, субъекта и цели пользования. Так, предприятия – лесопользователи вправе осуществлять рубку леса и заготовку древесины, возводить на срок пользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом, а также обязаны производить лесовосстановление на вырубках, соблюдать противопожарные и санитарные правила, не оставлять недорубов и т. д. (ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ). Горнодобывающие предприятия-недропользователи могут проводить геологическое изучение недр, разработку полезных ископаемых и др. Вместе с тем они обязаны вести геологическую, маркшейдерскую и иную документацию, предоставлять данные о разведанных и добытых полезных ископаемых в компетентные государственные органы и др. (ст. 22 Закона РФ «О недрах»). В то же время можно выделить наиболее общие для всех природопользователей права и обязанности по использованию предоставленных им природных ресурсов. 
      Субъекты  права природопользования имеют  право:
      использовать природный объект в установленных пределах; 
      выбирать способы своей хозяйственной и иной деятельности; 
    требовать возмещения убытков и получения компенсаций в связи с изъятием природного объекта для государственных или муниципальных нужд; 
      защищать свое право природопользования от нарушения.
    Природопользователи обязаны: 
    использовать природный объект в соответствии с целевым назначением; 
    соблюдать законодательство, условия лицензии и других документов на право природопользования; 
      вносить своевременно плату за пользование природным объектом; 
    выполнять правила рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. 
      Предоставление  природного ресурса в пользование  всегда осуществляется в соответствии с определенной целью. Например, земельные участки могут выделяться для крестьянского хозяйства, строительства жилого дома или производственного объекта; участки лесного фонда – для заготовки древесины или организации охотничьего хозяйства; участки недр – для добычи полезных ископаемых или геологического изучения и т. д. 
      Цель  будущего использования фиксируется  в юридическом документе, оформляющем  право природопользования: в лицензии на право пользования недрами, договоре аренды земельного участка, лесорубочном билете и др.  
Природный объект должен использоваться согласно этому целевому назначению. Невыполнение данного требования рассматривается как нарушение законодательства и влечет для природопользователя неблагоприятные юридические последствия (изъятие природного объекта, привлечение к ответственности). 

      В подавляющем большинстве случаев  право природопользования является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности. 
      Плата вносится единовременно (при получении  данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) (в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей). 
      Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. 
      Конкретные  виды и ставки платежей установлены  в актах экологического законодательства применительно к отдельным природным  ресурсам. Так, за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при  краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного  фонда) (ст. 103 Лесного кодекса РФ). Система платежей, связанных с  пользованием водами, включает плату  за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов (ст. 123 Водного  кодекса РФ). При пользовании недрами  производятся платежи в виде сбора  за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование  недрами, отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, акцизов (ст. 39 Закона РФ «О недрах»). 
      Ставки  платы устанавливаются специальными нормативными актами.  
Поскольку большая часть природных богатств страны находится в собственности государства, оно предоставляет их в пользование гражданам и юридическим лицам посредством выдачи специальных документов на пользование – лицензий.

      В процессе осуществления права пользования  природными ресурсами проявляется  ряд его важных особенностей (принципов), основными из которых можно назвать  целевой характер, платность, лицензирование и лимитирование природопользования.  
 

      2 Лицензия на право природопользования
     Основания возникновения права специального природопользования обычно представляют собой сложные юридические составы, то есть совокупность юридических фактов, среди которых определяющее значение имеют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов. Лицензия на право природопользования – наиболее типичное и распространенное основание возникновения права природопользования. 
      В каждой сфере природопользования применяются  свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов:
      при использовании лесов – лесорубочный и лесной билеты;
      при использовании вод – лицензии на водопользование и разрешительные лицензии;
      при использовании недр – лицензии на пользование недрами;
      при использовании животного мира – долгосрочные и именные разовые лицензии,
      при использовании атмосферного воздуха – разрешения на выброс загрязняющих веществ и др. 
      Виды  лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия  выдачи регулируются законодательством: федеральными законами «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О животном мире», Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и др., а также подзаконными нормативными актами, например, Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. 
     Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат:
    утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ;
    проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита;
    осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
     Лицензированию  подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Федеральная служба выдает лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ. Соответственно, ее территориальные органы выдают лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ.
     В лицензии указываются:
    вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
    срок действия лицензии;
    условия осуществления лицензируемого вида деятельности (правила и нормы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность, перечень мероприятий по обеспечению экологической безопасности, дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого вида деятельности и др.).
     Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются:
    сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать провести аттестацию специалистов на профессиональную пригодность;
    данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения видов деятельности, информация о предыдущей деятельности и опыте работы;
    экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией указанных территорий).
     До  принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:
    проводит экспертизу представленных материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах;
    определяет условия действия лицензии (лицензионные условия);
    организует в случае необходимости проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудита.
     Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. В случае проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее, чем через 60 дней со дня подачи заявления.
     Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
    наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
    отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям экологической безопасности.
     Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.
     При ликвидации юридического лица или прекращении  действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
     В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензия должна быть переоформлена.
     Лицензионный  орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях:
    представления лицензиатом соответствующего заявления;
    обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
    нарушения лицензиатом условий, определенных в лицензии;
    невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью рез образования юридического лица;
    ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
     В случае изменения обстоятельств, повлекших  приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
     Лицензия  и договор на природопользование являются основаниями возникновения права природопользования. Лицензия на природопользование — это документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.
     Получение лицензии необходимо при возникновении  права пользования:
    участком недр;
    участком лесного фонда;
    объектами животного мира;
    права комплексного природопользования.
         Лицензия содержит следующие сведения:
    данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием;
    границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием;
    перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования;
    перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;
    план природоохранных мероприятий;
    особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность;
    сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений;
    ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.
     Общий порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности». 
 

     3 Договоры на природопользование
     В условиях административного методы регулирования природопользования лицензия как акт распорядительного органа власти является единственным документом регулирующим взаимоотношение сторон, а договор служил средством уточнения прав, обязанностей, сроков и т.д.
     По  мере дальнейшей экономизации охраны окружающей природной среды договор принимает более самостоятельную форму.
     Наибольшее  развитие получает тип договора - аренды. Наиболее характерна в земельных отношениях.
     Недра, вода, леса, животный мир остается государственной  собственностью - многоуровневый, т.е. собственность республики, областей, краев и т.д.
     Вслед за арендой в области лесопользования, водопользования, рыбного и охотничьего  хозяйства возможны и другие виды договоров. Так закон о недрах говорит о концессиях, закон об охране окружающей среды предусматривает - договор о комплексном природопользовании.
     Но  несмотря ни на что основанием возникновения  экологического природоресурсового отношения будет считаться лицензия, а договор - средством ее конкретизации и выполнения.
     Если  лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности как для органов власти, так и для природопользователя.
     Природоресурсное  законодательство предусматривает специфические виды договоров:
    законодательство о недрах — лицензионный договор и соглашение о разделе продукции;
    водное законодательство — договор пользования водным объектом;
    земельное законодательство — договор аренды и временного пользования земельным участком.
     Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном  лесопользовании или при пользовании  объектами животного мира гражданами.
     Согласно статье 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Таким договором предусматриваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
     Договоры на право природопользования могут иметь самостоятельное значение как основания возникновения права природопользования (например, при аренде земель), или же действовать совместно с лицензией. В таком случае договор играет вспомогательную роль, так как заключается только при наличии лицензии и уточняет, конкретизирует ее содержание (например, договор на право водопользования).  
 
 

      4 Лимитирование природопользования
      Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов.
      Природопользование  осуществляется путем изъятия природных  ресурсов (т.е. тех или иных веществ, площадей, объемов и т.д.) из природы  и внесения в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование  производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм внесения загрязняющих веществ - выбросов и сбросов в среду и размещения отходов.
      Лимиты  устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства  автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных  каналов и др. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты (другое название лимитов) для вылова рыбы и охоты.
      Лимитами  для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды. Эти нормативы носят следующие названия:
        ПДВ — предельно допустимые выбросы в атмосферу;
        ПДС — предельно допустимые сбросы в водные источники;
        ПДК — предельно допустимые концентрации;
        ПДУ — предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей;
        ПДН — предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий и т.д.).
      В связи с тем, что запасы природных  ресурсов небезграничны и необхо- димо их рационально эксплуатировать и охранять, устанавливается система определенных экологических ограничений в использовании природных ресурсов - лимиты природопользования.
      Лимиты  природопользования представляют собой предельные нормы воздействия на окружающую природную среду. Применительно к двум основным формам такого воздействия (использованию и охране окружающей среды) законодательством предусмотрено два вида лимитов: объемы предельного использования природных ресурсов (предельно допустимые нормы изъятия природного вещества из окружающей среды) и предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов) (ст. 19 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Например, лимиты водопотребления, расчетная лесосека (объем вырубки леса), квоты вылова рыбы, объемы добычи полезных ископаемых, нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.