На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка системы стратегического планирования на предприятии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                                      
 
 
 
 

Кафедра «Экономика и менеджмент» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Стратегический менеджмент» 

Разработка  системы стратегического планирования на предприятии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» 
 
 

Выполнила: студентка гр. 07-МНТ 2
Трофимова Л.
Преподаватель: к.э.н., доцент
Бабич О.В. 
 

Брянск 2010
     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 
     В связи с постоянными изменениями, происходящими в экономике и требующими от организаций значительной гибкости в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в современном мире роли менеджменте отводится все больше внимания. Из-за перемен во внешней среде на первый план выдвигаются потребность приведения целей, стратегий и общей политики предприятия в соответствие с ними. 
     Одна  из важных частей происходящих изменений  – это постижение науки и искусства  менеджмента. Менеджмент – наука и практика управления коммерческой фирмой в условиях рыночной системы хозяйствования, способствующая повышению эффективности работы фирмы.
     Менеджер  – специалист-профессионал по управлению, которого собственник или команда  собственников нанимают для осуществления эффективного хозяйствования в пределах выделенных ему ресурсов. [9, с.4]
     Стратегическое  управление – набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации. [20, с.11]
     Положение предприятия ОАО «Брянский хлебкомбинат КАРАВАЙ» на рынке хлебобулочных изделий и то, насколько это положение соответствует намерениям фирмы, во многом зависит от эффективности разработки и применения управленческих решений.
     Стратегические  планы предприятия должны быть ориентироваться на долгосрочную  перспективу, которая определяется конкретными целями и задачами и заключается в конечном итоге в обеспечении успешной деятельности фирмы.
     Цель курсового исследования состоит в определении путей успешного развития ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в дальнейшем, повышения уровня его конкурентоспособности с помощью разработки и внедрения программы мероприятий стратегического планирования на предприятии.
     Эта программа должна быть связана с выделением важнейших целей и стратегий, а также с обозначением миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на рынке.
     Задачи  данной курсовой работы тесно связаны  с ее целью и состоят в следующем:
     - определение миссии (философии) бизнеса;
     - определение общих долгосрочных целей предприятия;
     - рассмотрение общекорпоративной структуры, существующей на предприятии, потребностей и вариантов ее изменения;
     - определение ситуационного положения предприятия, характеристика основных элементов его микросреды;
     - проведение отраслевого анализа;
     - формирование стратегии предприятия и определение конкретных рекомендаций ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» для реализации предложенных стратегий.
     Объектом  исследования в данной курсовой работе является предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат».
     Предмет исследования – это управленческая деятельность данного предприятия  на рынке хлебобулочных изделий.
     В процессе курсового исследования и решения поставленных задач будут использоваться методики PEST(E) и SWOT-анализа, анализ пяти конкурентных сил Портера, помимо этого, будут применены различные статистические, математические, маркетинговые модели, финансовые и балансовые методы анализа.
     Информационная база данного исследования – научная литература, статистические данные, данные интернет-сайтов и СМИ. 
 
 

1. Определение миссии (философии) бизнеса

 
     Стратегическое  планирование – это совокупность действий и решений руководства, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных достижения целей организации. Стратегическое планирование предполагает постановку стратегических целей, которые должны быть достаточно конкретными и измеряемыми с помощью определенных критериев. [9, с.64]
     Миссия – это предназначение организации, основная цель ее существования. [9, с.58] предприятие разрабатывает миссию в трех вариантах: расширенный, сокращенный и лозунговый.
     Лозунговый  вариант миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»:
     «Превосходный вкус, высокое качество, широкий  ассортимент – только лучшее для наших покупателей».
     Расширенный вариант миссии ОАО «Брянский хлебокомбиат КАРАВАЙ»:
     «Оптимальный способ удовлетворения потребностей покупателей посредством выпуска и реализации на территории Брянской и соседних областей хлебобулочной продукции высокого качества на любой вкус по доступным ценам;
     Реализация  не имеющего аналогов по своей широте ассортиментного ряда продукции;
     Избегание зависимости от конкретных предприятий, рынков и территорий, расширение горизонтов бизнеса;
     Создание  стабильной благоприятной рабочей  обстановки, обеспечение справедливого вознаграждения труда и достойного уровня жизни работников предприятия; поддержка творческой инициативы и стремление к инновациям;
     Внедрение новой техники и технологий с  целью повышения качества продукции  и совершенствования производственного  процесса;
     Проведение  политики устойчивого улучшения и повышения эффективности рабочего процесса и разных уровней управления с целью увеличения производственных мощностей и объемов производства в перспективе».
     Сокращенный вариант миссии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВЙ»:
     «Оптимальный способ удовлетворения потребностей покупателей посредством выпуска и реализации на территории Брянской и соседних областей широкого ассортимента хлебобулочной продукции высокого качества на любой вкус по доступным ценам;
     Ответственность и надежность в деловых отношениях, сотрудничестве с акционерами,  поставщиками и посредниками;
      Создание  стабильной благоприятной рабочей  обстановки, обеспечение достойного уровня жизни, возможности для развития и роста работников предприятия;
     Внедрение новой техники и технологий с целью повышения качества продукции и совершенствования производственного процесса;
     Проведение  политики повышения эффективности рабочего процесса и управления для дальнейшего развития предприятия». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Определение общих долгосрочных целей предприятия

 
     Следующим этапом стратегического менеджмента  на предприятии является разработка долгосрочных целей ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ».
     Для разработки целей на 2010-2011 гг. необходимо проанализировать развитие основных показателей деятельности предприятия в 2007-2009 гг. (см. табл.1).
     Таблица 1
     Динамика  основных показателей деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРААЙ»
     в 2007-2009 гг.
Наименование 2007г. 2008г. 2008г. в % к  2007г. 2009г. 2009г. в % к  2008г.
1 Выручка, тыс. руб. 285244 350130 122,7 407585 116,4
2 Доля рынка, % 29 31 106,8 32 103,2
3 Объем производства, т. 12760 14290 112 15050 105,3
4 Средняя заработная плата, руб. 8677 9271 106,8 12500 134,8
     Производительность  труда в 2009 г. составила 1345,2 тыс. руб./чел, темп ее роста относительно 2008г. составил 17%, т.е. с учетом прогнозируемого увеличения, в 2010г.  производительность труда составит 1573,9 тыс.руб/чел. При такой производительности труда для достижения планируемого уровня выработки необходимо, чтобы численность работников составила 305 человек, следовательно, нужно нанять двух производственных рабочих.
     По  результатам таблицы можно сделать  вывод о том, что в 2008 г. наблюдается  значительное увеличение основных показателей  деятельности предприятия. Это объясняется тем, что в 2008 г.  ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» оснастило цех новым оборудованием – была введена в эксплуатацию новая электропечь, что позволило открыть новую линию и увеличить объемы производства, долю рынка. Следовательно, этот год нельзя учитывать  при определении темпов роста показателей деятельности предприятия.
     В 2010 г. руководство ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ приняло решение о приобретении склада готовой продукции в Москве. Появление склада должно способствовать  проникновению продукции комбината на рынок хлебобулочных изделий Московской области.
     Долгосрочные  цели предприятия ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» приведены в таблице 2.
     Таблица 2
     Цели  ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на 2010-2012гг.
Цели  ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» 2010г. 2011г. 2012г.
Корпоративная цель: увеличение выручки на 16% каждый год
Выручка На 18% На 20% На 22%
1. Рыночные цели
1.1 Увеличение доли брянского рынка - развитие рекламной  компании
-увеличение  рекламного бюджета
1.2 Освоение новых  рынков (московский регион)
До 33% 
 
До 34% 
 
До 35% 
 
2. Производственные цели
Увеличение  объема производства -замена устаревающего  оборудования новым
На 7% На 9% На 11%
3. Финансовая цель
3.1 Увеличение чистой прибыли 3.2 Снижение издержек
На 39,1% На 2%
На 37% На 2%
На 35,42% На 2%
4. Организационные цели
4.1 Мотивация сотрудников - увеличение  фонда заработной платы
4.2 Прием на  работу двух производственных  рабочих
 
 
   
 
     Проверим  долгосрочные цели ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» через правило воздействия операционного рычага (см. табл.3-5).
     Таблица 3
     Определение прибыли и себестоимости в 2010 году
Годы Выручка, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб.
       
2009 407585 352052 25531
2010 480950 - Х
Сила  воздействия операционного рычага (СВОР) = Валовая маржа / Прибыль от продаж = (407585 - 352052) / 25531 =2,18
Изменение прибыли = Изменение Выручки * СВОР = 18*2,18 = 39,1 %
 
     Таким образом, проанализировав данные таблицы  1, можно сделать вывод, что увеличение объема продаж в 2010 г. на 18% приведет к увеличению прибыли на 39%, т.е. она составит 35488 тыс. руб. 

     Таблица 4
     Определение прибыли и себестоимости в 2011 году
Годы Выручка, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб.
2010 480950 415421 35488
2011 577140 - Х
Сила  воздействия операционного рычага (СВОР) = Валовая маржа / Прибыль от продаж = (480950 - 415421) / 35488 =1,85
Изменение прибыли = Изменение Выручки * СВОР = 20*1,85 = 37 %
     То  есть увеличение объема продаж в 2011 г. на 20% приведет к увеличению прибыли на 37%, т.е. она составит 48618,5 тыс. руб.
     Таблица 5
     Определение прибыли и себестоимости в 2012 году
Годы Выручка, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб. Прибыль от продаж, тыс. руб.
2011 577140 498505 48618,5
2012 704110 - Х
Сила  воздействия операционного рычага (СВОР) = Валовая маржа / Прибыль от продаж = (577140 - 498505) / 48618,5 =1,61
Изменение прибыли = Изменение Выручки * СВОР = 22*1,61 = 35,42 %
     То  есть увеличение объема продаж в 2012 г. на 20% приведет к увеличению прибыли на 35,42%, т.е. она составит 65635 тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Управленческий анализ

 
     Управленческий  анализ деятельности предприятия позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить параметры, которые могут стать основой конкурентных преимуществ.
     ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» (полное название: Открытое акционерное общество «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ») учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1.071992 года путем преобразования государственного предприятия «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» (основан в 1945 году) и является его правопреемником. Выдержки из Устава предприятия содержатся в прил.1.
     Сейчас  это одно из ведущих предприятий  России по выпуску хлебобулочных изделий. Сегодня комбинат выпускает свыше 40 наименований продукции.
     Таблица 6
     Основные  показатели деятельности предприятия (2007-2009гг.)
Наименование 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к  2008г.
1 Объем реализации всей продукции (тонн) 14 054 14 925 15050 100,84
2 Объем реализации продукции (тыс. руб.) 285244 350130 407585 116,41
3 Среднесписочная численность работающего персонала (чел.) 310 304 303 99,7
4 Средняя заработная плата (руб.) 8677 9271 12500 134,82
5 Производительность  труда (тыс.руб./чел) 920,1 1151,7 1345,2 116,8
 
     Таблица 7
     Финансово-экономическое  состояние ОАО «Брянский хлебокомбинат»
№ п/п Показатели Единицы измерения 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к  2008г.
1 Валовая прибыль тыс. руб. 40276 51183 55533 108,5
2 Чистая прибыль тыс. руб. 16417 22425 25531 113,85
3 Уставной капитал тыс. руб. 5306 5306 5306 100
           По результатам анализа данных таблиц 6, 7 можно проследить небольшую положительную тенденцию в развитии предприятия за рассматриваемые 2007-2009 гг.
     По  сравнению с 2008 г. в 2009 г. чистая прибыль увеличилась на 13,85%, что в условиях кризиса является достаточно хорошим результатом.
     Основная  продукция ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» – различные виды мучных изделий.
     ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» располагает необходимыми производственными площадями, оборудованием. Руководство предприятия старается внедрять и использовать в производстве новейшие технологии кондитерской отрасли.
     Вся продукция предприятия сертифицирована. Продукция ОАО «Брянский хлебкомбинат КАРАВАЙ» отличается высокими показателями качества и превосходным вкусом.
     На  предприятии ОАО «Брянский хлебокомбиат КАРАВАЙ» среди прочего, используется новое высокотехнологичное оборудование, такое как, например, введенная в эксплуатацию в 2008г. современная электропечь. Электропечь работает на противнях и непрерывном поде. Осуществляет диафрагменную резку, что позволяет ускорить формирование хлебобулочных изделий.
     В таблице 8 приведены основные показатели производственной базы хлебокомбината.
     Таблица 8
     Основные  показатели производственной базы ОАО  «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»
Наименование  показателя Ед. изм. 2007г 2008г 2009г.
Фондоотдача (выручка/основные фонды) руб./руб. 5,66 6,81 6,84
Фондовооруженность (основные средства/численность работников) руб./чел. 162,5 169,6 196
Стоимость основных фондов млн. руб. 50362 51398 59594
Товарооборот млн.руб. 285244 350130 407585
Рентабельность  основных средств % 2,62 2,7 2,38
 
     Данные, характеризующие деятельность предприятия  по производству разных видов продукции, приведены в таблице 9.
     Таблица 9
     Основные  показатели деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» по продукции
Наименование  показателя Ассортимент выпускаемой продукции
Хлеб  «ЛЮБИМЫЙ» Хлеб с семечками Хлеб здобный
2009г 2009г 2009г
Средняя цена за кг. руб. 31 24,3 22
Себестоимость, руб. 25,2 20,6 19,9
Доля  в общем объеме, % производства, % 51,6 48,2 0,2
Объем производства, т./тыс.бут 7900 7298 27
Объем производства, т.руб. 229987,8 177001,2 594
 
     В отчетном периоде на предприятии наблюдается увеличение показателей фондоотдачи и рост фондовооруженности. Постепенно на комбинате решается проблема износа оборудования. В связи с высокой стоимостью нового оборудования, предприятие не может сразу обновить все, но частичные обновления и замены производятся регулярно.
     На  финансовое благополучие предприятия напрямую влияет организация системы управления учета. Учетная политика предприятия и ее реализация связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета.                         
     Важная  составляющая часть анализа производства – факторный анализ себестоимости  продукции.
     Данные  для анализа представлены в аналитической  форме (табл. 10).
     Таблица 10
     Факторный анализ себестоимости
Показатели Базисный Период
Отчетный период
Абсолютное отклонение
Темп изменения, %
Товарооборот, Т, тыс. руб. 350130 407585 +57455 116,41
Сумма издержек, И тыс. руб. 298947 352052 +53105 117,76
Уровень издержек, Уи, % 85,24 86,25 +1, 01 101,2
 
     Построим  факторную модель, которая имеет  вид:
                                                   (2)
И - сумма издержек, тыс. руб; Т - товарооборот, тыс. руб; Уи - уровень издержек, %
     Применим  для анализа метод абсолютных разниц:
     
48988,4 тыс. руб.
     
4116,6 тыс. руб.

     
48988,4 + 4116,6= 53105 тыс. руб.
     Из  сказанного выше можно сделать вывод  о том, что увеличение суммы издержек на 53105 тыс. руб. является результатом совокупного влияние факторов, в частности под влиянием изменения товарооборота произошло увеличение на 48988,4 тыс. руб., а под влиянием изменения уровня издержек увеличение на 4116,6 тыс. руб.
     Важным  элементом анализа производственной деятельности предприятия является оценка износа оборудования. Расчет уровня физического износа оборудования осуществляется по формуле 2:
                                                   Уи = ССфакт i / ССплан i ,                                                              (3)
     Где: Уи – уровень износа оборудования,
             ССфакт i – фактический срок службы i-той единицы оборудования,
             ССплан i – плановый срок службы i-той единицы оборудования
     Большая часть оборудования ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» (автомукомеры, 2 тестомесильные машины, 3 печи, 4 транспортера готовой продукции) была введена в эксплуатацию в 1992 году после преобразования комбината  из государственного предприятия в акционерное общество.
     Учитывая, что плановый срок службы данного  оборудования составляет от 35 до 40 лет, по формуле 2 можно определить, что  уровень износа оборудования ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» колеблется от 45 до 51%. Т.е. производственная база предприятия устаревает. Сейчас руководство ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» по мере возможности старается обновлять оборудование.
     Выводы  о сильных и слабых сторонах производственной деятельности представлены в таблице 11. 
 

     Таблица 11
     Сильные и слабые стороны производственной деятельности предприятия
Сила Слабость
1. Широкий  ассортимент выпускаемой продукции 1.Часть оборудования  производственных цехов предприятия является устаревшей
2. Высокое  качество выпускаемой продукции,  подтвержденное сертификатами качества (см. прил.3) 2. Отставание  в области исследований по  расширению ассортимента выпускаемой  продукции
3. Применение  новейшего высокотехнологичного оборудования в производстве продукции 3. Необходимость  ремонта помещений цехов предприятия
 
     В ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» отдел маркетинга состоит из 4 человек:   начальник   отдела,   2   менеджера   по   рекламе,   маркетолог   по аналитической работе. Все специалисты имеют высшее образование по специальности.
     Основными    направлениями    деятельности    отдела    маркетинга являются:
     1. Изучение рынка сбыта и спроса.
     2. Прогнозирование и планирование  маркетинга.
     3. Разработка стратегий маркетинга на разные сроки.
     4. Рекламная деятельность.
     5. Формирование положительного имиджа  предприятия и продукции.
     6. Разработка систем поощрения  (лояльности) покупателей (клиентов).
     Функции отдела маркетинга:
     1. Работа с информацией о продукции, конкурентах.
     2. Выбор сегментов рынка для  обследования, определение необходимой  информационной базы, методов исследований.
     3. Изучение новых рынков сбыта,  позиционирование продукции на  рынке.
     4. Анализ конкурентоспособности выпускаемой  продукции предприятия.
     5. Изучение потребностей и предпочтений покупателей.
     6. Выявление тенденций развития производства и анализ спроса.
     7.  Систематическое наблюдение за рынком и корректировка прогнозов.
     8.  Разработка и представление руководству предложений по созданию                  новой продукции, определение ее конкурентоспособности, выработка рекомендаций по повышению определенных показателей новой продукции.
     9.  Анализ эффективности организации фирменного обслуживания, сбыта, рекламы и разработка предложений по их совершенствованию.
     10.   Организация обратной связи с потребителями (клиентами). Разработка предложений по повышению качества продукции.
     11.   Участие в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
     12.  Разработка предложений по формированию фирменного стиля.
     13.  Организация рекламы.
     14.  Составление смет и затрат на проведение рекламных мероприятий.
     15.   Определение эффективности рекламы.
     Маркетинговая политика ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» состоит из этапов: от выбора видов продукции, определения их цен, методов сбыта до продвижения товара.
     Анализ  рынка хлебобулочных изделий свидетельствует о том, что в последние годы имеется устойчивая тенденция к росту их потребления. Хлебобулочная продукция пользуется постоянным спросом. Емкость рынка хлебобулочных изделий РФ в 2010 г. составляет 755000 т.
     Удельный  вес хлебобулчной продукции предприятий на Брянском рынке (емкость равна 46235т.) рассчитывается по формуле 2:  
                          ,                                                       (4)
     где  У – удельный вес предприятия  в общем объеме товаров или  услуг;
            ПП – объем производства товара на предприятии;
            С – емкость рынка.
     По  данным таблицы 1:
     У1=(15050/47031)*100%=32%(ОАО«БрянскийхлебокомбинатКАРАВАЙ)
     У2 = (21634/47031)*100% = 46% (ОАО «Брянский хлеб»)
     У3 = (3292/47031)*100% = 7% (ОАО «ЛУКОШКО»)
     Доля  продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на Брянском рынке составляет 39,4%. Самым опасным конкурентом является ОАО «Брянский хлеб».
     Целевыми  сегментами для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» являются платежеспособные магазины, ИП и торговые организации; конечные потребители со средним уровнем дохода.
       В таблице 12 приведены показатели рентабельности продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ».
     Таблица 12
     Рентабельность  продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»
Продукция Выручка от продажи, тыс. руб. Себестоимость проданной продукции, тыс.руб. Прибыль, тыс.руб. Рентабельность, %
Любимый 229987,8    201450 28766,8 14,3
Хлеб  с семечками 177001,2 150237,6 26763,6 17,8
Хлеб  здобный 594 537,3 56,7 9,5
 
     Таким образом, наименьшую рентабельность (9,5%) имеет сдобный хлеб. Наибольшую прибыль ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» приносит производство хлеба с семечками, рентабельность данной продукции составляет 17,8%,а хлеб любимый – 14,3%.
     Цена  продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» рассчитывается на основе затратного метода, т.е. складывается из себестоимости (переменные издержки + постоянные издержки), рентабельности и НДС (18%).
     Организацией  сбыта продукции ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» занимается коммерческая служба предприятия. Прием заказов осуществляется предварительно или непосредственно на предприятии, когда покупатель приезжает и заказывает нужный ему товар по ассортиментному перечню, после чего заключается договор на поставку продукции.
     Процесс товародвижения включает транспортные расходы, расходы на содержание отдела продаж и складов информационное обеспечение, по учету и контролю складских запасов которые в сумме составляют приблизительно 450000 руб. в год.
      Проведение  коммуникативной политики предприятия  связано, прежде всего, с рекламой. Главная цель рекламы – увеличить товарооборот. Реклама товаров ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» нацелена на покупателей потребительских товаров, а также снабженцев и деловых закупщиков для предприятий; направлена на продвижение товаров с целью увеличения объемов продаж.
     Размещается реклама в основном на телевидении, в печатных изданиях (газетах, журналах, листовках, плакатах), помимо этого ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» проводит выставки и дегустации продукции в магазинах, торговых павильонах и других местах продаж.

     Бюджет на рекламу  разрабатывается по методу исчисления «в процентах к сумме продаж». В 2009 г. на ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» рекламный бюджет для продукции составит 630500 руб.

     Основные цели маркетинговой политики предприятия – это повышение степени конкурентоспособности, освоение новых рынков сбыта.
     Программу маркетинга ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на 2010 год можно представить в форме таблицы 13.
     Таблица 13
     Программа маркетинга ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на 2010 год
Направление Мероприятия Затраты, тыс. руб.
Товарная политика 1. Модификация товара 2. Максимальное увеличение срока хранения продукции при минимальном ущербе качеству
3. Расширение предлагаемого ассортимента за счет внедрения в производство новых видов продукции
800
Ценовая политика 1. Повышение  уровня механизации и автоматизации производства за счет внедрения новой техники и технологий 2. Поиск  новых поставщиков, аналогичное  сырье которых обойдется предприятию  дешевле
3. Переговоры  с существующими поставщиками  по поводу предоставления дополнительных  скидок
4. Пересмотр  расхода сырья и энергии
1500
Сбытовая  политика 1. Снижение суммы  предоплаты на 10% и издержек на  транспортировку на 5% 2. Долгосрочное  планирование продаж
3. Контроль  над ценообразованием дилеров
4. Расширение  собственного автопарка
3000
Коммуникативная политика 1. Увеличение  рекламного бюджета до 630,5 тыс.  рублей 2. Направление  средств в размере 400 тыс. рублей  на развитие рекламы по телевидению  и в Интернете
3. Увеличение  количества проводимых презентаций,  выставок и дегустаций продукции
630,5
ИТОГО 5930,5
 
     Сильные и слабые стороны маркетинговой  деятельности предприятия представлены в таблице 14.
     Таблица 14
     Сильные и слабые стороны маркетинговой  деятельности предприятия
     Сила      Слабость
1. Способность быстрого реагирования на изменяющиеся потребности потребителей 1.Слабая политика  по продвижению сдобного хлеба, недостаточная реклама
2.Проведение  всего комплекса маркетинговых  исследований, связанных с рынком, продуктом, потребителями и конкурентами 2.Отсутствие  четкой маркетинговой стратегии по производству сдобного хлеба
3. Высокая  квалификация сотрудников отдела  маркетинга  3. Слабое финансирование  маркетинговых исследований
 
     Рассмотрим  кадровую структуру ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ».
     Среднесписочная численность работников за 2009г. составляет 303 чел.,  средняя заработная плата 12500 руб. (см.табл.15).
       Средний возраст рабочих колеблется от 25 до 40 лет. Персонал предприятия обеспечен всеми благоприятными условиями труда. Прием на работу осуществляется посредством собеседования с претендентом.
Таблица 15
Среднесписочная численность работников и средняя  заработная плата
Показатель  2007г. 2008г. 2009г.
Численность работников, чел. 310 304 303
Средняя заработная плата, руб. 8677 9271 12500
 
     Среднесписочная численность работников  в 2009г. снизилась на 2,2 % по отношению к 2007г. Средняя заработная плата в 2009г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 44%, по сравнению с 2008г. – на 34,8%.
Таким образом, наблюдается положительная  тенденция, так как на фоне относительно стабильной численности работников происходит увеличение средней заработной платы.
Средняя заработная плата работников ОАО  «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» приведена в таблице 16.
Таблица 16
Средняя заработная плата работников ОАО  «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ», руб.
Персонал 2007г. 2008г. 2009г.
Управленческий  персонал 13191 13905 17972
ИТР 7890 8422 11981
Производственные  рабочие 7252 7761 10450
Прочий 6378 6989 9605
ИТОГО 34711 37077 50008
 
     Увеличение  средней заработной платы в 2009г. в сравнении с 2008г.: управленческий персонал – 4067 руб., ИТР – 3559 руб., производственные рабочие – 2689 руб., прочие – 2616 руб.
     Текучесть кадров отражена в таблице 17.
Таблица 17
Текучесть кадров ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»
Персонал 2007г. 2008г. 2009г.
Прибыло Убыло Прибыло Убыло Прибыло Убыло
Управленческий  персонал 1 0 2 1 0 0
ИТР 2 3 4 6 2 4
Производственные  рабочие 12 9 8 11 6 7
Прочий  7 5 4 6 9 7
ВСЕГО 22 17 18 24 17 18
 
Рассчитаем  коэффициенты приема и выбытия кадров за 2009г. (см. формулы 5, 6).
Кпр = (Чпр/ЧСС)*100%                                           (5)
где Кпр – коэффициент приема кадров;
Чпр – число принятых на работу;
ЧСС –  среднесписочная численность работников.
Кпр = (17/303)*100% = 5,61%
Квыб = (Чвыб/ЧСС)*100%                                             (6)
где Квыб – коэффициент выбытия кадров;
Чвыб – число выбывших работников.
Квыб = (18/303)*100% = 5,94 %
     Следовательно, коэффициент выбытия незначительно превышает коэффициент приема.
     На  ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» осуществляется переобучение персонала, в 2009г. затраты составили 53580 руб. Затраты предприятия на переобучение персонала за последние годы представлены в таблице 18.
Таблица 18
Затраты на переобучение персонала
Данные 2007г. 2008г. 2009г.
Затраты на переобучение, руб. 46210 48929 53580
 
     Кадровая  деятельность «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» реализуется в направлении поиска, отбора, обучения персонала. При этом необходимо учитывать соответствие подбираемых кадров задачам деятельности предприятия, которые решаются в стратегической перспективе предприятия.
     Рабочие ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» обеспечены социальным пакетом, в который включаются: оплачиваемые больничные и отпуска, предоставление путевок, премии.
     Оценить сформированную систему управления ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» можно с помощью таких коэффициентов как аппаратная норма (АП) и коэффициент управленческих расходов (Купр. р.).
     АН = У/Ч,                                                                   (7)
     Где У – число работников, занятых  в управлении предприятием;
     Ч – общая численность работников предприятия.
     АН = 12/303 = 0,039
     Купр р = Зу/ФОТ,                                                           (8)
     Где Зу – заработная плата управленческого персонала (за год):
     Фот – общий фонд оплаты труда (годовой)
     Купр р = 2587968/7201152 = 0,34
     Сильные и слабые стороны кадровой деятельности предприятия представлены в таблице  19.
     Таблица 19
     Сильные и слабые стороны кадровой деятельности предприятия
     Сила      Слабость
1. Наличие  системы мотивации персонала 1. Нехватка высококвалифицированных  кадров на производстве
2. Невысокая  текучесть кадров 2. Недостаточное  финансирование обучения персонала и повышения квалификации
3. Рост  заработной платы 3. Невысокий  уровень заработной платы производственных  рабочих и прочего персонала
 
     Важным элементом деятельности предприятия является анализ его финансового состояния, который содействует повышению эффективности коммерческой деятельности. ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» не имеет задолженности по налогам и сборам, по заработный плате, отличается обязательностью исполнения своих договорных обязательств, что поднимает репутацию предприятия на высокий уровень.
     Своевременно оплатить сырье, оборудование и другие ресурсы предприятию помогают краткосрочные кредиты и займы.
     Анализ финансового состояния предприятия осуществляется с помощью показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности.
     Рассчитаем  основные показатели деятельности предприятия  за три года (с 2007г. по 2009г.) и сведем все данные в таблицу 20.
     В таблице 20:
СК –  собственный капитал; ВБ – валюта баланса; ПЗ – производственные запасы;
ОбА –  оборотные активы; КО – краткосрочные обязательства; ДС – денежные средства; ДЗ/КЗ – дебиторская/кредиторская задолженность; ВР – выручка;
СБ –  себестоимость; ВА – внеоборотные активы; ОФ – основные фонды (средства). 
 

     Таблица 20
     Расчет  основных показателей деятельности предприятия
Коэффициент Норматив Данные  на конец года
2007г. 2008г. 2009г.
Показатели  финансовой устойчивости в долгосрочном плане
Коэффициент автономии = СК/ВБ >0,6 0,9 0,93 0,83
Коэффциент  финансовой зависимости = КЗ/СК <1 0,1 0,1 0,2
Коэффициент маневренности = СОК/СК <0,5 0,45 0,53 0,34
Собственный оборотный капитал (СОК)=СК-ВА   48568 68817 58850
Коэффициент обеспеченности производственными  запасами =СОК/ПЗ >0,8 2,67 2,86 2,74
Показатели  ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности =ОбА/КО >2 4,47 6,81 2,74
Коэффициент срочной ликвидности =(ОбА-ПЗ)/КО 0,8-1 2,1 4 2,1
Коэффициент абсолютной ликвидности = ДС/КО >0,2 0,85 0,29 0,42
Показатели  деловой активности (данные за год)
Оборачиваемость средств в расчетах = (ДЗ*360)/ВР, дней Не более 73 40 52 44
Оборачиваемость производственных запасов = (ПЗ*360)/СБ, дней Не более 120 27 29 22
Оборачиваемость кредиторской задолженности = (КЗ*360)/СБ Не более 190 17 11 35
Показатели  рентабельности (данные за год)
Рентабельность СК = ВР/ВА 4,72 5,74 3,62
Рентабельность ВА = ВР/ОФ 5,66 6,81 6,84
Рентабельность ОФ = ВР/СК 2,62 2,7 2,38
Рентабельность продаж = ВР/СБ 1,16 1,17 1,17
Рентабельность  основной деятельности = ВР/ВБ 2,37 2,53 1,98
Рентабельность  общего капитала = СБ/ВР 0,86 0,85 0,87
 
     Анализ  осуществляется на основании бухгалтерской отчетности предприятия (см. прил.1).
      По  данным таблицы 16 можно сделать вывод, что показатели финансовой устойчивости в 2009г. по сравнению с 2008г. ухудшились, но по прежнему соответствуют нормативам. Следовательно, данное предприятие является платежеспособным, имеет стабильное финансовое положение.
      Значение  коэффициента текущей ликвидности  в норме, что говорит о том, что ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в состоянии покрывать текущие долги.
      Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какую часть кредиторской задолженности  предприятие может погасить немедленно, у предприятия составляет 0,42, значит,  дефицита платежеспособных средств нет.
      Показатели  оборачиваемости средств в расчетах, производственных запасов  и кредиторской задолженности соответствуют норме. Таким образом, показатели деловой активности указывают на успешную финансовую деятельность предприятия, на эффективность использования им имеющихся денежных средств.
     Коэффициенты рентабельности являются показателями формирования прибыли предприятия.  В 2009г. произошло незначительное снижение данных показателей по сравнению с 2008г.
     Наличие дебиторской задолженности сроком до 12 месяцев дает определенные гарантии в случае убыточной работы предприятия, так как за счет нее можно будет погасить долги и убытки.
     Выводы  о сильных и слабых сторонах финансовой деятельности предприятия представлены в таблице 21.
     Таблица 21
     Сильные и слабые стороны финансовой деятельности предприятия
     Сила      Слабость
1.Увеличение  рентабельности внеоборотных активов  и общего капитала 1. Снижение показателей  ликвидности и рентабельности  капитала, основных средств
2. Сокращение  оборачиваемости средств и производственных  запасов 2. Снижение показателей  рентабельности капитала, основных средств и основной деятельности
 
     Руководство предприятия ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» представлено следующими должностями: генеральный директор, технический директор, главный бухгалтер, директор по финансам и экономике, заместитель генерального директора по управлению персоналом, директор по производству, помощник директора по техническому и информационному обеспечению, начальник службы сбыта, начальник отдела маркетинга.
     Все сотрудники, занимающие руководящие  должности имеют высокую квалификацию, высшее образование и периодически проходят переподготовку.
     Управление  предприятием осуществляет генеральный  директор Сагайдако Юрий васильевич. Персонал организации обеспечен высоким уровнем оплаты труда и предоставляемыми социальными гарантиями.
       Выводы о сильных и слабых сторонах управленческой деятельности предприятия представлены в таблице 22.
     Таблица 22
     Сильные и слабые стороны управленческой деятельности предприятия
Сила Слабость
1.Большой  опыт управления предприятием  у руководителей 1. Нечеткое разграничение  функций маркетинга и сбыта
2. Обмен  информацией между службами маркетинга  и сбыта 2. Единоличное принятие решений руководителем предприятия
 
     Предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» обладает значительным потенциалом в сфере финансов, маркетинга, менеджмента, производства, научных разработок, кадровой службы. В целом положение предприятия можно назвать благоприятным.
Организационную структуру ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» можно квалифицировать как линейно-функциональную, так как имеются структуры функционального назначения, и структуры, содержащие вертикальные связи управления, т.е. элементы линейной структуры.  

 
 
 

     Среди преимуществ линейно-функциональной структуры можно отметить:
- высокая  централизация принятия решений; 
- сосредоточение  ресурсов в центре и уменьшение  их потребления в функциональных  областях;
- стимулирование деловой и профессиональной специализации по направлениям деятельности.
     Основная  должность в ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» принадлежит генеральному директору предприятия, который является менеджером  высшего звена. Он выполняет обязанности  управления, руководства, планирования, организации, мотивации и контроля над средним звеном управления. Генеральному директору подчинены заместители, директора и начальники отделов:  технический директор, зам. ген. директора по управлению персоналом, директор по производству, директор по финансам, начальник отдела маркетинга, заведующий производства.
     Недостатком линейно-функциональной структуры  предприятия является то, что цели структурных подразделений могут  ставиться выше целей предприятия, так как работающие в одном подразделении специалисты концентрируют усилия  в сфере своих взаимных интересов.
     Чтобы определить тип организации, необходимо проанализировать организационную  структуру ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» по трем уровням:
    «Организация – внешняя среда». ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» имеет механистический тип организации.
    Данный тип характеризуется экстенсивным использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определённой ответственностью в работе и иерархией власти в организации. Количественный анализ предприятия на уровне внешней среды представлен в таблицах 23 и 24.
     Таблица 23
           Анализ ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» на уровне внешней среды 
Параметры Шкала от 1 до 5 Оценка 
«Чистый» тип организации Механический  тип Органический  тип  
1. Специализация Узкая Широкая 2
2. Много  правил и процедур Работа по правилам Мало правил и Процедур
2
3. Четкость  прав и ответственности Чёткие права  и ответственность
Амбициозная ответственность
1
4. Ясная  иерархия Чётко выделенные уровни  иерархии
Уровни иерархии Размыты
2
5. Система  вознаграждения Объективная Субъективная 3
6. Критерии  отбора кадров Объективные Субъективные 1
7.Служебные  отношения Формальные, носят  официальный характер Неформальные 3
     Суммарная оценка – 14, почти чистый механистический тип.
     Специализация  в ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» узкая, четко выделены уровни иерархии, права и ответственность, объективная система вознаграждения.
     Организационная структура комбината со стороны взаимодействия с внешней средой полностью соответствует условиям, в которых существует учреждение.
Таблица 24
Оценка  условий существования ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»
Параметры Шкала от 1 до 5 Оценка в  орг-и
Условия Механический  тип Органический  тип  
1. Внешняя  среда Несложное стабильное окружение Сложное нестабильное окружение 2
2. Цели  и задачи Известны Не известны 2
3. Делимость  задач Поддаются делению Не имеет  четких границ 2
4. Простота  и ясность задач Простые и ясные Сложные 2
5. Измеримость  работы Измеряема Измерить сложно 1
     Суммарная оценка 9 - условия, приемлемые для почти  чистого механистического типа.
    «Организация – человек» (см.табл.25). На предприятии ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» определяется корпоративная организация.
Таблица 25
Анализ  ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» «организация – человек»
Параметры Шкала от 1 до 5 Оценка 
Чистый  тип организации Корпоративная организация
Индивидуалистская организация  
1. Характер  объединения людей Объединение людей по соц. и проф. критериям Свободное объединение  людей 2
2. Приоритет  интересов Интересы производства определяют интересы человека Интересы производства определяются интересами человека 2
3. Принятие  решений Принцип большинства  или старшинства Принцип меньшинства или право вето 1
4. Согласование  интересов Интересы согласовываются  лидерами Интересы согласовываются  всеми членами организации  
2
5. Характер  тактического управления Монополия на информацию Сочетание конкуренции  и кооперации в деятельности организации  
1
6. Роль  работы Человек существует для работы Работа существует для человека 1
7. Мораль Принцип двойной  морали в поведении Общечеловеческая  мораль 2
     Суммарная оценка – 11, почти чистая корпоративная организация.
     Корпоративная организация – это объединение человеческих ресурсов, поддержание монополии на информацию, обеспечивающую власть, принятие решений по принципу большинства,  интересы производства определяют интересы работника, где человек существует для работы и применяется.
    «Подразделение – подразделение». Предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» имеет линейно-функциональную структуру, в которой каждое подразделение возглавляет руководитель, обладающий  всеми функциями управления и полномочиями по принятию решений.
    Функции подразделений предприятия отражены в таблице 26
    Таблица 26
    Функции подразделений ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ»
    Содержание  функции Название функции Исполнитель
    Работа  с рынком Функция «Маркетинг» Начальник отдела маркетинга
    Выпуск  продукции Функция «Производство» Директор по производству
    Финансирование  основного и вспомогательного видов  деятельности Функция «Финансы» Финансовый  директор
    Обеспечение персоналом Функция «Человеческие ресурсы» Начальник кадровой службы
    Создание  новых видов продукции Функция «НИОКР» Технический директор
    Сбыт  продукции Функция «Сбыт» Начальник службы сбыта
     Таким образом, все перечисленные функции  соответствуют подразделениям, которые их осуществляют.
     По  результатам анализа можно свести в общую таблицу выделенные сильные  и слабые стороны в деятельности предприятия (табл.27).
     Таблица 27
Сильные стороны Слабые стороны
Производство 
1. Широкий  ассортимент выпускаемой продукции 2. Высокое качество  выпускаемой продукции
3. Применение новейшего высокотехнологичного оборудования
1.Часть оборудования  производственных цехов предприятия  является устаревшей 2. Отставание  в области исследований по  расширению ассортимента выпускаемой продукции
3. Необходимость  ремонта помещений цехов предприятия
Маркетинг
1. Способность быстрого реагирования на изменяющиеся потребности потребителей 2.Проведение  всего комплекса маркетинговых  исследований
3. Высокая квалификация сотрудников отдела маркетинга
1.Слабая политика  по продвижению минеральной воды  и кваса, недостаточная реклама 2.Отсутствие  четкой маркетинговой стратегии  по производству минеральной  воды
3. Слабое финансирование  маркетинговых исследований
Кадры
1. Наличие системы мотивации персонала 2. Невысокая  текучесть кадров
3. Рост заработной  платы
1. Нехватка высококвалифицированных  кадров на производстве 2. Недостаточное  финансирование обучения персонала  и повышения квалификации
2. Недостаточное  финансирование обучения персонала и повышения квалификации
Финансы
1.Увеличение  рентабельности внеоборотных активов  и общего капитала 2. Сокращение  оборачиваемости средств и производственных  запасов
1. Снижение показателей  ликвидности и рентабельности  капитала, основных средств 2. Снижение показателей  рентабельности капитала, основных  средств и основной деятельности
Менеджмент
1.Большой  опыт управления предприятием  у руководителей 2. Обмен информацией  между службами маркетинга и  сбыта
1. Нечеткое разграничение  функций маркетинга и сбыта 2. Единоличное  принятие решений руководителем  предприятия
 
      Сильными  сторонами деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» являются производство пряников, печенья и крекера, наличие товарной марки, отдела маркетинга, рекламного бюджета. Основные слабости предприятия – производство минеральной воды и кваса, отсутствие инноваций в области новой продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Стратегический анализ внешней  среды

 
     На  деятельность предприятия оказывают  влияние факторы внешней среды, которые  можно разделить на факторы прямого и косвенного воздействия. На любое предприятие влияют внешние факторы, которые не зависят от действий самого предприятия: политические, экономические, социальные, технологические, правовые, экологические – PESTE-факторы. Они относятся факторам косвенного воздействия и могут влиять на фирму как положительно, так и отрицательно.
     Рассматривая  политические факторы, необходимо отметить, что в соответствии с ГК РФ порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяет, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров, ФЗ от 26.12.1995 №208-ФЗ с изм., внесенными ФЗ от 13.10.2008 №173-ФЗ, от 27.10.2008 №175-ФЗ.
       Настоящий Федеральный закон  распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
     В соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть I) ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» выплачивает следующие налоги:
     1. В соответствии с главой 21 – налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог включен в цену всех товаров производимых организацией. Весь объем товаров облагается по ставки 18% в соответствии со статьей 164.
     2. В соответствии с главой 24 – единый социальный налог, налоговая ставка которого определяется в соответствии со ст. 241. Для ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» налоговая ставка 26%
     3. Налог на прибыль организации  (гл. 25). Налоговая ставка определяется в соответствии со ст. 284 и снижена в 2009 г. с 24% до 20%.
     4. Налог на имущество организации (гл. 30). В соответствии со ст. 380 налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не превышают  2,2%.
Важную  роль при анализе макросреды организации играю экономические факторы.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий показатель экономической деятельности страны. На стадии производства – это сумма добавленной стоимости по видам экономической деятельности в основных ценах и чистых налогов на продукты, а на стадии использования – стоимость товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.
     Существенное  влияние на уровень цен, а значит и на промышленные предприятия оказывает  уровень инфляции в стране. В 2009 г. в России уровень инфляции составил 5,8-7%.    
     Индекс  промышленного производства в 2009г. по сравнению с 2008г. составил - 105,4%, в 2008г. по сравнению 2007г. - 101,4% .
Объем ВВП России за 2009г. составил в текущих  ценах 39016,1 млрд.рублей. Его физический объем относительно 2008г. составил 92,1%. Индекс-дефлятор ВВП за 2009г. по отношению к ценам 2008г. составил 102,7%.
     В 2009г. использовано 4761,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал или 113,4% к уровню предыдущего года.
     В 2009г. в экономику России поступило 46,5 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 22,9% меньше, чем 2007 года.
     Объем инвестиций по Брянской области составил 21313,8 млн. руб. за 2009г., что означает увеличение относительно 2007г. на 71%.
Для анализа  экономических факторов необходимо привести основные экономические показатели РФ (см. табл.28).
Таблица 28
     Основные  экономические показатели РФ в динамике

и т.д.................


Показатели 2007г. 2008г.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.