На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Техника как социокультурное явление

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федераций
Факультет среднего профессионального образования 
УГГУ 
 
 
 
 
 
 

Реферат по культурологи.
Техника как социокультурное явление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Выполнил студент  группы ГМО.К.- 06з
                                             Ибрагимов И.С.
                                             Проверил преподаватель
                                             Храмцова И.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Екатеринбург
2008 

Содержание

 
Введение 3
Понятие техники 4
Взаимодействие техники, природы и человека 5
Мир техники в пространстве культуры 7
Техника как средство создания культурной среды 8
Техника как ответ культуры на социальный заказ 10
Техника как инструментарий культуры 11
Техника как знаковая система культуры 12
Образ техники в культуре 14
Перспективы технического прогресса 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 
   ?Культура - очень сложный фактор человеческого бытия. Существуют различные подходы к ее пониманию. Исследование культуры выступает как одна из важнейших проблем науки об обществе. Это не только теоретическая, но и практическая проблема, которая с особой остротой встает сегодня перед мировой цивилизацией.
   В данной работе я попытаюсь показать, основываясь на источниках информаций, что техника, технология, являются социокультурным явлением.
   Для этого:
    Докажем что культура и техника развиваются совместно.
    Докажем что культура является двигателем техники, технологий.

Понятие техники.

 
   В современной  научной литературе под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Такой подход к пониманию техники выделяет главное, что объединяет всевозможные ее виды.
   В область  техники попадает также то, что  в обиходной речи техникой не называют (и лопата, и пуговица, и веник, и т. п. - все это средства деятельности, а следовательно, техника, пусть хотя бы и «примитивная»). Но в то же время не являются техникой естественные, взятые человеком из природы «в готовом виде» средства и способы деятельности: например, зубы (в отличие от зубного протеза), необработанный камень (в отличие от каменного топора), рефлекторная способность младенца к крику и плачу (в отличие от техники пения и актерской игры). Техника - это всегда артефакт, т. е. нечто искусственно созданное, выдуманное, изготовленное человеком.
   К миру техники относятся артефакты  двоякого рода.
   Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности. Они являются как бы дополнением к человеческому телу и многократно увеличивают силы и возможности человека.
   Во-вторых, это исполнительская техника, т. е. совокупность способов, приемов деятельности, мастерство выполнения действий. Она есть техника знаний и умений, закрепленная в психике человека, «внутри» его тела.
   В речи слово «техника» может употребляться  как в широком смысле, включающем оба указанных вида техники, так  и в узком смысле, когда имеется  в виду лишь первый - вещественные, материальные средства деятельности. Технические  науки имеют дело главным образом с техникой в узком смысле.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Взаимодействие  техники, природы и человека.

 
   Давайте вспомним истоки техники, когда первобытные  люди зависели от природных явлений. Когда шёл дождь, искали укрытие. Когда мучил голод, искали пропитание. Впоследствии человек сам не дожидаясь капризов природы, готовился к непогоде, делал запасы пищи и т.д. Этот момент и стал началом развития социо (технологической) культуры.
   Техника - результат встречи человеческого разума с природой. Эта «встреча» рождает удивительный парадокс.
   С одной стороны, техника есть артефакт, изобретение человека. Она не возникает в природе сама собой, а появляется и сохраняет свое существование благодаря тому, что человек ее эксплуатирует, регулирует, ремонтирует. Брошенная людьми и не обслуживаемая ими техника рано или поздно перестает работать и разрушается. Но, с другой стороны, в технике нет ничего, что нарушало бы законы природы. Она создается и функционирует в полном соответствии с ними. То, что противоречит законам природы, сделать невозможно. Таким образом, искусственные, придуманные человеком технические объекты и технологические процессы являются вместе с тем естественными - в том смысле, что подчиняются естественным законам природы.
   Объяснение отмеченного парадокса состоит в следующем. Все, что согласно законам природы является возможным, имеет определенную вероятность возникновения. Но теоретическая вероятность случайного образования условий, необходимых для естественного возникновения хотя бы каменного топора, настолько мала, что даже 20 миллиардов лет существования нашей Вселенной недостаточно для реализаций этой малой вероятности. Человек с помощью разума создает условия, которые случайно сами по себе в природе не возникают. Это и позволяет ему делать по законам природы то, что она сама по своим законам сделать не в состоянии.
   Техника - это реализация «невозможных возможностей» - возможностей, которые в природе потенциально существуют, но без человека остаются неосуществимыми. Человек оказывается в некотором смысле «могущественней» природы, поскольку реализует такие ее потенции, которые она сама реализовать не может. Он, как фокусник, творит чудеса, ибо любое техническое изделие или сооружение есть чудо, парадоксально противоречивое явление - созданная по законам природы и в то же время внеприродная вещь. В этом отношении техника «неестественна», устроена иначе, чем природа, и противостоит ей.
   В мире природы есть неорганические и органические тела. Технические объекты же - тела нового типа, которые не являются ни неорганическими, ни органическими. Это тела организованные. Они, как отмечал Н. Бердяев, появляются «после человека и через человека».
   Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники.
   С первобытных времен техника - это не просто совокупность средств человеческой деятельности, но и способ человеческого бытия. Человек не мог бы существовать без техники. Техника не только играет служебную роль в обеспечении человеческих потребностей: она создает новые потребности. Совершенствуя технику, люди изменяют не только окружающую их природу, но и самих себя. В этом смысле можно сказать, что техника - это образ жизни человека. Она есть выражение его сущности. Она является как бы продолжением и дополнением человека, своего рода социальным органом человека - подобно тому, как крылья орла или клыки тигра являются биологическими органами этих животных. И как сущность орла или тигра выражается в том, что они обладают данными им природой органами, так и сущность человека выражается в творимой им самим технике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мир техники в пространстве культуры.

 
   Техника как совокупность средств и способов человеческой деятельности выполняет в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она выступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития.
   Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека - ту искусственную, артефактную «вторую природу», В которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры.
   Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материальнопрактических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества.
   В-третьих, она создает инструментарий культуры - средства и способы деятельности в сфере культуры.
   В-четвертых, она выступает как культурный код - как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.
   Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте - как форму получения, хранения, обработки и использования информации, форму культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.
   Рассмотрим подробнее основные характеристики техники как формы культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Техника как средство создания культурной среды.

 
   Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для него природных процессов и приспособления природы к своим нуждам. Если животные адаптируются к окружающей среде благодаря устройству своих органов, то человек благодаря растущему умению изготовлять искусственные органы, внешние «добавки» к его телу, увеличивающие его силы и способности. Эти искусственные органы и есть техника. Таким образом, через технику осуществляется адаптивная функция культуры.
   В ходе истории растет технизация среды обитания человека. С помощью техники люди «окультуривают» эту среду, превращают ее в «материальное тело» культуры. Значение техники в этом процессе настолько велико, что уже первые стадии развития человеческого общества историки именуют, указывая на то, какие технические средства используются людьми: каменный век, бронзовый век, железный век
   В зависимости от уровня развития техники различают и последующие этапы исторического развития общества. Освоение приемов обработки камня, изобретение лука и стрел, каменного топора и мотыги, гончарного круга и повозки на колесах - все это привело к неолитической революции (Х- I века до н. э.), результатом которой стало возникновения земледелия, а затем - обособление от него ремесла. На этой основе сложился «традиционный», или «прединдустриальный» тип цивилизации, опирающийся на ручной труд и ручную технику. Главным объектом производственной деятельности людей в нем служит природа, а ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, охота, рыболовство, горнорудное дело).
   Внедрение в производство машинной техники привело в ХVIII веке к промышленной революции, с которой начинается развитие цивилизации «индустриального» типа. Главным объектом производственной деятельности становится уже не столько сама природа, сколько продукты добывающего производства - сырье, материалы, подвергаемые Дальнейшей обработке. Культурная среда все больше наполняется сложными техническими конструкциями и сооружениями. Технизация захватывает сферу быта: в повседневную жизнь входят пароходы, железная дорога, телеграф, электрическое освещение, автомобили, радиотехника.
   Во второй половине ХХ века наступает время научно-технической революции, развертывается переход от механизации к широкой автоматизации труда. Это кладет начало формированию цивилизации нового типа – «постиндустриального». Возникают Новые виды производства: атомная энергетика, микроэлектроника, роботостроение. Производительность труда возрастает настолько, что постиндустриальное общество становится «обществом изобилия», способным полностью исключить из жизни людей голод и нищету. Главным объектом деятельности людей становится информация. Компьютерная техника становится неотъемлемым атрибутом не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизаций.
   Таким образом, создаваемый с помощью техники «защитный пояс» культурной среды все больше окружает со всех сторон не только человека, но и окутывает всю нашу планету - «космический дом» человечества. По аналогии с атмосферой и биосферой эту рукотворную оболочку Земли называют «техносферой» или, следуя В. и. Вернадскому, «ноосферой» («сферой разума»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Техника как ответ культуры на социальный заказ.

 
   Техника тесно и непосредственно связана с материально-практической жизнью людей. Благодаря этому она служит звеном, соединяющим культуру с практикой. Без техники (предметной и исполнительской) мир культуры существовал бы только в сфере духа, в сфере мысленных образов.
   Стимулы для развития и совершенствования техники различны.
   Но если они порождаются условиями общественной жизни, то воздействие их на культуру принимает вид социального заказа. Под этим термином понимается назревшая общественная потребность в решении некоторой практически важной задачи.
   Разумеется, никакой социальный заказ не может быть выполнен, если для его выполнения не созрели необходимые предпосылки. Для любой технической новации, отвечающей запросам общества, нужен определенный уровень развития технологической культуры. Общественные потребности в средствах избавления от рака, СПИДа, эпидемий гриппа и других болезней остаются пока неудовлетворенными, хотя и вполне отчетливо понимаются всеми. Однако существование осознанного социального заказа стимулирует финансовую и моральную поддержку работ по его выполнению. Наличие его является мощным фактором развития не только техники, но и науки.
   Потребности культуры могут и напрямую стать основанием социального заказа. Так получили жизнь книгопечатание и пишущая машинка, фонограф и кинематограф, электронные музыкальные инструменты и Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Техника как инструментарий культуры.

    
   Деятельность в сфере культуры, как и повсюду, имеет технологический аспект. В первобытные времена технология культурной деятельности была слабо оснащена материальной техникой. Она требовала главным образом владения техникой исполнительской. Обособление различных культурных форм сопровождалось не только ростом исполнительского мастерства, но и разработкой орудийного инструментария культуры (ее «материально-технической базы»). Инвентарь инструментов культуры со временем разрастался, включая в себя и универсальные, общие для всех форм культуры, и специфичные для каждой из этих форм инструменты.
   Одним из важнейших универсальных технических инструментов культуры можно назвать язык, без использования которого существование культуры просто немыслимо. К этим инструментам следует отнести и технику мышления. Важнейшей частью инструментария культуры издавна стала и остается доныне информационная техника. Ее первыми образцами были древние сигнальные барабаны и палочки для написания пиктограмм. Настоящую революцию в культуре произвело появление книгопечатания в ХV веке. В последней трети XIX века начался бурный процесс технизаций информационной деятельности, а в ХХ веке этот процесс принял буквально лавинообразный, характер. Радио, телевидение и, наконец, компьютерные системы стали техническим базисом культуры, и трудно представить, как могла бы без них существовать современная цивилизация.
   Наряду с универсальными информационными инструментами культуры есть масса специальных технических средств и способов научной, художественной, правовой, политической и других форм культурной деятельности. Так, техника живописи включает в себя и орудия труда художника и приемы обработки используемых материалов, и способы построения живописных образов. Особенно велика роль техники в тех видах искусств, которые даже иногда называют техническими (фотография, кино, компьютерная графика). Аналогичным образом есть своя техника у политиков (например, технологии избирательных компаний, техника голосования в парламенте), у юристов (скажем, приемы обвинения и защиты в суде), у ученых (математическая техника, экспериментальные установки, измерительные приборы). Естественно, что в каждой области культуры приходится учиться использованию ее технического инструментария.
   Таким образом, техника (материальная и исполнительская) проникает во все «ниши» культурного пространства, и без овладения ею невозможно сделать ни шага в мире культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Техника как знаковая система культуры.

   В любых технических объектах содержится информация об их назначении и употреблении. Поэтому наряду с прагматической техника выполняет и семиотическую функцию: ее можно рассматривать как семиотический код, как особый язык культуры, который способен служить средством хранения и передачи информации. Можно сказать, что взятая в этом плане техника есть гигантский аккумулятор информации.
   Первый информационный слой в техническом объекте - это технологическая информация, относящаяся к его употреблению. Технический объект, предназначенный для выполнения определенных функций, выступает как код действий, которые человек с ним может производить. Это наиболее наглядно обнаруживается в ручных орудиях, которые своей формой и размерами подсказывают, как с ними обращаться. Ручное орудие понятно, ибо оно есть просто продолжение руки.
   Но есть и второй информационный слой, имеющий гораздо более широкое содержание: техника может служить источником массы сведений об обществе, в котором ее создают и используют, о жизни людей в этом обществе. Археологи воссоздают по найденным образцам орудий технологическую культуру той эпохи, в которую эти орудия изготовлялись и применялись, и особенности культурного мира в целом. А в повседневной практике мы постоянно делаем выводы об образе жизни и занятиях людей из наблюдений над тем, какими техническими устройствами и изделиями они пользуются.
   Семиотика техники приобретает новый характер, когда сложные технические устройства входят в быт людей. В простых бытовых изделиях «инструкция по употреблению» задавалась самой внешней формой. Со сложной же бытовой техникой дело обстоит иначе. Уже зажигание электрической лампочки принципиально отличается от действий, которые нужно произвести для разжигания свечи: нет огня, который надо разжечь, надо всего лишь щелкнуть выключателем. А это действие совсем не похоже на то, что делали паши пращуры для получения огня. Фотоаппарат «рисует» портрет, но принцип действия фотоаппарата не имеет абсолютно ничего общего с процедурой рисования портрета с помощью карандаша или кисти. Таким образом, бытовая техника утрачивает код действий, что наиболее очевидно проявляется в автоматике, сводящей к минимуму вмешательство человека в ее работу. Нажатие кнопок - стандартное действие, которое всегда одинаково выполняется, но ведет совсем не к одинаковым последствиям.
   Однако в пространстве культуры не может быть объектов, лишенных семиотического смысла, ничего не говорящих ни уму, ни сердцу. Перестав видеть в сложной бытовой технике код действий, люди начали придавать больше значения другому знаковому коду, в качестве которого она может выступать: в ней, как и во всех предметах быта, закодирована информация о её владельце - о его образе жизни, имущественном положении, социальном статусе. В результате бытовая машинерия и электротехника стали усиленно наделяться символическим значением. Сложная бытовая техника ныне «говорит» не языком действий, а языком символов.
   Символическое значение приобретает уже не только эти предметы как таковые: важна их марка. Возникает символическое, или как его называют, демонстративное потребление вещей, в котором главное не их прагматическая функция, не их реальная польза, а престижность марки. Язык техники «переводится» на язык марок, торговых знаков, этикеток, которые «прочитываются» как «тексты», говорящие не столько о качествах вещей, сколько о качествах их владельцев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Образ техники в культуре.

 
   Образ техники - представление о ней, которое характерно для данной культуры, - определяет отношение людей к технике и применению, оценку ее достоинств и недостатков, духовную атмосферу, в которой она развивается.
   В первобытной культуре техника (ручные орудия, простейшие механизмы) в духе мифологического мышления наделялась магическими свойствами. Охотники и воины совершали особые ритуальные действия, чтобы придать силу своему оружию. Добывание и хранение огня было окружено сакральным (священным) культом. Техника колдовства - как исполнительская (жесты, танец, заклинания), так и предметная (талисманы, жезлы, сосуды) - считалась способом общения с духами.
   В античные времена люди стали смотреть на технику как на творение разума. Изобретательский талант считался божественным даром. Греки не проводили различия между техникой и искусством, ремеслом и художеством: и то и другое для них было «техне», мастерством, искусной работой.
   В религиозной культуре Средневековья техника считалась одним из данных Богом условий человеческого бытия. Технические новации осуждались, как попытки отойти от установленных Богом канонов. Тем не менее, творческая мысль в Средние века не останавливалась, и новшества постепенно входили в жизнь, хотя это подчас и дорого стоило изобретателям, которых обвиняли в колдовстве и связях с нечистой силой.
   С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.
   Однако вместе с тем появление машин, заменяющих ручной труд, вызывает, и недовольство у части населения. В глазах пролетариев, теряющих работу из-за того, что применение машинной техники ведет к сокращению рабочих мест, машина представляется источником их бед. В первой трети XIX века в Англии возникает луддистское движение против машин, участники которого громят их.
   Образ техники в массовом сознании получает у разных народов национальную окраску, связанную с историко-географическими особенностями страны. У земледельческих народов представление о технике связано, прежде всего, с сельскохозяйственными работами (соха, плуг, телега, мельница). Со времен древнего Рима в западноевропейских странах долгое время техникой называлась главным образом строительная техника (подъемные механизмы, тачки, инструменты для обработки камня). На Востоке культ духовного совершенствования издревле связал образ техники преимущественно с техникой специальных упражнений: школы йоги, восточной борьбы медитации и т. п.
   В России, где крестьянство до ХХ века составляло основную массу населения, народный образ техники формировался как отражение нехитрых хозяйственных и бытовых приспособлений. Молот, горн, наковальня и искусство кузнеца - создателя техники - пользовались, как и он сам, особым уважением. Не случайно до сих пор часто встречается фамилия «Кузнецов»: причастность к кузнечному делу была, видимо, предметом гордости. Техника воспринималась крестьянами как естественное условие быта, им было чуждо противопоставление ее природе.
   С эпохи Петра I развитие промышленности в России сопровождалось ввозом западной машинной техники. Ее отличие от традиционной сельскохозяйственной и ремесленной техники с самого начала бросалось в глаза. К ней относились как к чужой, «басурманской», она нередко казалось ненадежной, вызывала подозрение и недоверие.
   После Октябрьской революции, в период быстрого роста социалистической индустрии, крестьянское недоверие к «мудреным машинам» сменяется представлением о могуществе производственной и военной техники и надеждой, что она обеспечит материальное изобилие и защиту страны о врагов. В советской России воспевается жизнь «в буднях великих строек, в веселом грохоте, огнях и звонах», восхищение вызывают электричество, «железный конь» (трактор), аэропланы, «грозные боевые машины» (танки).
   В ХХ веке во всех странах развертывается начавшаяся еще в XIX. веке борьба двух тенденций - техницизма (технофилий) и антитехницизма (технофобии). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм - как зло. Эти два противоположных образа техники сосуществуют в мировой культуре и поныне, выражаясь в общественном мнении, в искусстве и философии.
   Технофилы уверены в необходимости и благотворности дальнейшего технического прогресса, они оптимистично смотрят в будущее, полагая, что развитие техники обеспечит процветание человечества. Технофобы, наоборот, считают технический прогресс пагубным для человечества, они весьма пессимистично оценивают будущее человеческого общества, если оно не свернет на путь «нетехнологического» развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.