На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ конкуренции в отрасли торговли и общественного питания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                      Федеральное агентство по образованию
 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский  государственный  торгово-экономический  университет
Ивановский  филиал
Кафедра социально-экономических дисциплин 
 
 

                 
          КУРСОВАЯ РАБОТА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ  «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
                                                   

   на тему «Анализ конкуренции в отрасли торговли и общественного питания» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнила студентка 2 курса
                                                                     дневной формы обучения
                                                                                         спец.: Экономика и управление                       
                                                                                         на  предприятии  (торговли и
                                                                                         общественного питания)
                                                                                         Завидина Л.С.   
                                                                                                 
                                                                   
                                                                                                  Научный руководитель
                                                                   Симонин П.В. к. э. н., доц. 

                                                                     
 
 
 

                                                          
 
 

                                                   
                                                              Иваново 2008 

                                  Содержание.

 
 
                                               Введение……………………………………………………………………………………...…………3 
 

    Понятие конкуренции  и ее виды…………………………………………………………….5
 
           1.1   Сущность конкуренции, условия  ее существования………………………………5 

           1.2    Виды и функции конкуренции…………………………………………….…………..9
       
            1.3    Отрасль общественного питания Ивановской области…………………………13 
 

    Анализ конкурентоспособности …………...………………………………………………19
                    
                    
    Предложения по анализу конкурентной среды………………………………………….28
           
 
Заключение...............................................................................................................................33 
 

Список используемой литературы…………………………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Введение

 
       Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
       По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
    Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться )
    Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
       В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Понятие конкуренции является фундаментальным  в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется  на всех уровнях капиталистической  экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической  системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».
       Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
       Вот почему интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность предприятий России. Все эти вопросы освещены в настоящей работе.
       Целью - курсовой работы, является теоретическое обоснование анализа конкуренции в отрасли торговли и общественного питания.
       Задачи работы следующие:
    Раскрыть сущность конкуренции и условия ее существования;
    Определить виды и функции конкуренции;
    Дать  характеристику отрасли в Ивановской области с точки зрения конкуренции;
    Провести анализ конкурентоспособности;
    Выявить предложения по анализу конкурентной среды.
     
      Понятие конкуренции и ее виды
 
      Сущность  конкуренции, условия  ее существования
 
      Конкуренция – (от лат. «Concurrentia» – столкновение, состязание) – это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, для удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка  товарами.[9,85]
     Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.  

    В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к
определению конкуренции:
    Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
    Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
    Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
 
    Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:  

    состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
    состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
    состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими                                                              экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;             
    это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
    соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
    соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;
 
    Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».
    В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».
    В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
    Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».
Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль. [1,150]
    В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
   Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
    Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.  

   Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
  Положительные стороны конкуренции:
    конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
    конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
    конкуренция стимулирует повышение качества товара;
    конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
    конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
    конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
    конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
    конкуренция вводит новые формы управления.
 
Отрицательные стороны конкуренции:
    при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
    многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
 
    Конкуренцию относят к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
1.2  Виды и функции  конкуренции
 
Существует  пять видов конкуренции: 

   1.Функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность    потребителя можно удовлетворить по-разному;
Функциональная  конкуренция возникает потому, что  любую потребность, вообще говоря, можно  удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.[1,180]
  
    2.Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.
  
     3.Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
 
    4.Ценовая конкуренция - восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
   Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и    соответствующего   повышения массы прибыли.
   Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.
    Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.
      Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.
     При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
    5.Неценовая конкуренция - выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только  доносят  до покупателей  информацию о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
      К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.  

Функции конкуренции:
     1.Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. 

    2.Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
      предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят                ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
      предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
 
    3.Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
    4.Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
      технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
      предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).
    Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
  В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
   В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
      качество конкуренции;
      само существование конкуренции;
      цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
      предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям; 
      защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
      ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные
                      промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики. 
 
 

        Отрасль общественного питания в Ивановской области
 
            
       Для многих Ивановских рестораторов 2004 год стал годом прибыльным.  В городе  было открыто более 15  баров и ресторанов с восточной кухней . На пятки лидеру сезона наступают городские кофейни — количество новых точек перевалило за 20, и это не заведения, принадлежащие крупным сетям “Идеальная чашка”, “Марко” и др. По логике, дальше должен был идти фаст-фуд, но его оттеснили рестораны с классической европейской кухней — в среднем ежемесячно в городе открывалось по заведению, гости которого оставляют от $25 на чек. Характерной чертой большинства неофитов из числа призванных кормить народ — неординарность. В концепте, в интерьере, в меню они словно пытались перещеголять друг друга.
      При выборе стратегии массового, недифференцированного  маркетинга предприятие концентрирует свое внимание и усилие не на том, чем отличаются потребности отдельных групп потребителей, а на том, что в этих потребностях общего, таким образом стремится создать ассортимент товаров, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка. Наиболее ярким примером подобной стратегии маркетинга в общественном питании является сеть "McDonald's". В практике общественного питания такими товарами являются, например, бизнес-ланчи (комплексные обеды), алкогольные напитки и т. п. Сюда же относятся прохладительные напитки, подаваемые в качестве аперитива, которые имеют аналогичную стоимость и сходные показатели качества.
      Если  же аналогичную стратегию проводят и другие предприятия общественного питания, то возможно ужесточение конкурентной борьбы и снижение прибыльности, либо введение в меню оригинальных блюд.
      В случае использования стратегии  дифференцированного маркетинга предприятие  работает на нескольких сегментах и  разрабатывает для каждого из них определенное меню. Это позволяет  достичь увеличения сбыта и более глубокого охвата каждого из охватываемых сегментов рынка.
      Подобная  стратегия предполагает значительные расходы и нацелена на большой  рынок, позволяет предлагать множество  индивидуализированных, отличающихся друг от друга видов товара. Такой  вид стратегии приемлем для особых групп потребителей, например, при создании казино, меню со специфической кухней, например, сеть "Елки-Палки" создает рестораны "По-монгольски", "По-узбекски" и др.
      Стратегия концентрированного целевого маркетинга имеет место в том случае, когда предприятие общественного питания концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка, продает товары в расчете на удовлетворение потребностей определенных групп потребителей. Согласно этой стратегии блюда в меню должны в максимальной степени отвечать потребностям соответствующей группы потребителей. Предприятие выделяет специфический сегмент рынка, используя низкие цены и уникальное предложение.
      Предприятие может контролировать издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых группах товара, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при обслуживании рынка, который может не удовлетворяться, не покрываться деятельностью конкурентов [2,345]. Выбор такой стратегии характерен для некоторых предприятий общественного питания, которые обслуживают контингент состоятельных граждан и иностранных туристов, приезжающих в Россию.
      Более стабильной с точки зрения стратегических успехов именно для предприятий  общественного питания представляется стратегия дифференцированного маркетинга. При разработке маркетинговой стратегии учитывается ряд факторов:
    качество продуктов, используемых в приготовлении пищи;
    возможность использования невысоких цен;
    количество блюд в меню;
    удобство в местоположении предприятия общественного питания;
    предоставление дополнительных услуг;
    эксклюзивность обслуживания;
    вежливое обращение с посетителями;
    компетентная информация о составе и особенностях блюд в меню.
 
      В этой связи, основной целью управления маркетингом в предприятии общественного питания является исследование маркетинговой стратегии аналогичных предприятий, являющейся основой формирования ассортимента блюд в меню, для разработки рекомендаций по финансово-экономической оптимизации ассортимента. Для этого, на наш взгляд, необходимо рассмотреть некоторые факторы, в определенной степени влияющие на изменения ассортимента.
      В последние годы количество предприятий  общественного питания значительно  увеличилось за счет создания новых  и реорганизации действующих на рынке предприятий, что повысило конкуренцию и снизило общую рентабельность данного вида бизнеса. Однако после экономического кризиса, во-первых, некоторые предприятия прекратили свое существование, во-вторых, меньшее количество потребителей может позволить себе посещать дорогостоящие рестораны.
      Ассортиментная  политика определяет оптимальное соотношение  набора блюд в меню с учетом различий в потребностях потребителей. Оптимизация номенклатуры блюд, одновременно представленных в меню, но различающихся по степени новизны и цены, позволяет гарантировать предприятию относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.
      В условиях современного рынка общественного  питания основными критериями формирования его ассортимента являются спрос потребителей и предложение на рынке продуктов, специй и напитков. Анализируя предложения, особое внимание руководство предприятия общественного питания должно обращать на следующее: сертификат качества, цену продуктов, результат анализа товароведа и санэпидемстанции, условия поставки, порядок расчета с фирмой-поставщиком.
      Как показал опрос руководителей  нескольких предприятий общественного питания в Иваново, руководители заинтересованы в получении данных, позволяющих грамотно формировать ассортиментную политику предприятия и состав меню. Следует также отметить, что все респонденты посчитали необходимым иметь обоснованную информацию об оптимальном ассортименте по каждой группе блюд, обеспечивающем максимальный доход.
     Также исследования показали, что в среднем в обычном предприятии общественного питания в меню представлены 80-100 блюд. В большинстве случаев имеются холодные и горячие закуски, первые блюда, вторые блюда, алкогольные и безалкогольные напитки и десертные блюда..
     Причинами отсутствия, ограничения изготовления и невключения этих блюд в меню является их низкая рентабельность, большой объем трудозатрат на изготовление, низкий уровень спроса, деятельность специализированных учреждений общественного питания, осуществляющих доставку, например, обедов в офисы и на дом. Ограничения закупок алкогольных напитков связаны с особенностями работы с ними, в некоторых случаях – с ужесточением контроля со стороны фискальных органов за реализацией этих пунктов меню.[7,15]
      Ивановский  рынок фаст-фуда характеризуется низкой долей заведений так называемого мелкорозничного фаст-фуда в общем количестве предприятий общественного питания и составляет около 10%. Основная масса предприятий быстрого питания - стационарные. Это одна из причин более высокого качества блюд, уровня обслуживания, лучшего соотношения цены и качества. У жителей и гостей с каждым годом все больше возможностей выбирать рестораны, кафе, бары не только по набору сервисных услуг, но и по кухне. В городе насчитывается более 100 предприятий с различными национальными кухнями, представлены 20 страны или региона мира.
      Если  говорить о соотношении дорогих  и средних ресторанов в Ивановоской области, то заведения со средней стоимостью ужина от 10 до 20 евро составляют 54%, от 20 до 40 евро - 37%, свыше 40 евро - 9%, а чек на сумму более 60 евро лишь у 7% ресторанов.
      Особенностью  ресторанного бизнеса Ивановской области  можно считать развитие сетей кофеен. Рынок этот молодой - всего 6 лет, но уже есть предприятия, успевшие себя прекрасно зарекомендовать. Первоначальные инвестиции в каждую кофейню составляют от 70 до 150 тыс. долларов. Кофейни не конкурируют со “сладкими” кафе, поскольку эти предприятия занимают разные ниши. У кафе-кондитерских - свой посетитель: сладкое любят малыши, которые приходят туда с бабушками или родителями. Кофейни начинают серьезно конкурировать с кафе только в том случае, когда организуют собственное производство кондитерских изделий. Пока петербургские кофейни в основном покупают торты и пирожные на стороне. Для этих предприятий характерны малые площади, стремление освоить территории с большой проходимостью и доступностью. Поэтому в первую очередь они стали появляться в центральных районах города, где сконцентрирована деловая и торговая активность, культурно-развлекательный бизнес.. Спрос поддерживает высокие темпы развития сетей кофеен. Вновь открывающиеся предприятия не испытывают недостатка в клиентах. Хотя кофейни и являются конкурентами, каждая из них находит свою нишу, здесь много новых идей, в каждой из них есть свое рациональное зерно, которое может привести к успеху.
      Развитие  сферы общественного питания  создает иллюзорное представление у непрофессионалов о предприятиях общепита, как об источнике получения больших и быстрых денег. Предприниматели открывают кафе, бары, закусочные без исследования рынка и обоснования необходимости и экономической целесообразности открытия предприятия в конкретном месте, что нередко приводит к их скорому краху.
      Что касается структуры рынка предприятий общественного питания в Ивановской области,  наблюдаются следующие тенденции.
      Это, во-первых, увеличение числа ПОП, занимающихся организацией досуга, и, во-вторых, сокращение численности столовых.
      Число закусочных уменьшилось в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 27,3%, несмотря на это, все оставшиеся  закусочных фактически использовались по назначению. Количество столовых сократилось лишь на 20,2%, а число мест в них - на 26%. Процент использования объектов (как ПОП, так и мест в них) увеличивается в ПОП типа «столовая» и «закусочная».
      Важнейшим показателем работы ПОП является товарооборот общественного питания в сравнении с розничным товарооборотом и товарооборотом продовольственных товаров.
Несмотря  на то, что товарооборот общественного питания ежегодно увеличивается, его доля в обороте по продовольственным товарам уменьшалась до 2004 г., а с 2005 г. начинает наращиваться. Это свидетельствует о нестабильности развития отрасли общественного питания. Доля товарооборота общепита в розничном товарообороте также снижается в период с 2001 по 2003 г., а в 2004, 2005 гг. достигла соответственно 4,8 и 5,4% (что, несомненно, очень низкий показатель). [16,115]
      Ежегодные темпы роста розничного товарооборота (как и оборота по продовольственным товарам) за период до 2003 г. опережают темпы роста товарооборота общественного питания. С 2004 г. картина кардинально меняется - товарооборот общественного питания увеличивается сравнительно быстрее, что говорит о начале развития модифицированной, адаптированной к современным условиям хозяйствования отрасли общественного питания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Анализ  конкурентоспособности 
 
       Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
    количество продавцов и покупателей;
    характер продукции;
    условия входа/выхода на рынок;
    информация и мобильность.
 
      Вышеизложенные  характеристики рыночных структур можно  записать кратко. 

                                                                                       Таблица 1
                         Рыночная структура конкуренции
    Структура рынка Количество  продавцов и покупателей
    Характер продукции
    Условия входа/ выхода на рынок
    Информация и мобильность
    1. Совершенная конкуренция
    Множество мелких продавцов и покупателей Однородная Просто. Никаких  затруднений Равный доступ ко всем видам информации
    Несовершенная конкуренция: 2. Монополия
    Одна фирма-продавец и множество покупателей Однородная Барьеры на входе Полная информация и мобильность
    3. Монополист. конкуренция
    Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов Разнородная Отдельные препятствия  на входе Полная информация и мобильность
    4.Олигополия Ограничен. число  продавцов и множество покупателей Разнородная и  однородная Возможны отдельные  препятствия на входе Некоторые ограничения  по поводу информации и мобильности
 
 
        Конкуренция должна быть рассмотрена широко, включая существующих и потенциальных конкурентов данного экономического пространства: конкуренция с производителями данной отрасли, с производителями заменяющих товаров, сведения о поставщиках, клиентуре.
    Чтобы лучше обозначить конечные характеристики отрасли, следует изучить по каждой области стратегической активности предприятия различные факторы развития конкуренции. 

                                                                                                                                   Таблица 2
                                              Факторы развития конкуренции
    Конкуренция                                Факторы развития конкуренции
    Борьба  за клиентуру (рост сектора)
      демографическая эволюция
      развитие вкусов
      развитие покупательской способности
      рентабельность
      развитие уровня организации
      развитие уровня информации
    Служащие  отрасли
      развитие степени занятости
      развитие уровня организации
      динамика ставок служащих
    Поставщики
      изменение рентабельности
      динамика степени конецентрации
      развитие информационных услуг
      изменение уровня дифференциации продукции
      каналы распределения и реализации товаров
    Товары
      возможные новации
      развитие качества
      развитие стандартизации
      производство замещающих товаров
    Техника производства
      ожидаемые инновации
      развитие производства
      совершенствование квалификации распространения знаний по
            технике производства
 
                                                                                                    Продолжение таблицы 2
    Техника распределения рекламы
      возможные инновации
      развитие масштабов производства
      совершенствование организации распределительной  сети
    Предприятия-конкуренты
      динамика экономической и финансовой ситуации
      изменение стратегии
      величина капитала при входе в отрасль
      динамика норм прибыли отрасли
 
     При проведении анализа конкурентов, необходимо ответить на некоторые вопросы. 

                                                                                                                                Таблица 3
                                        Анализ конкуренции и конкурентов
               п/п
         Постановка  вопроса при исследовании объекта или метод его анализа       Хар-ка и    оценка факт.
        состояния
              дел
    Прогноз положения, его оценка, действия по улучшению
         1      2      3      4
         1      Кто основные конкуренты данного предприятия  в каждой стране, по каждому рынку  и каждому сегменту?              
         2      Какие методы конкурентной борьбы они используют?              
         3      Какую долю рынка занимает каждый конкурент?              
         4      Каковы  перспективы развития конкуренции?              
         5      Каковы  у конкурентов цены, ценовая политика, качество товаров, упаковка?              
         6      Каковы  сильные и слабые стороны каждого конкурента?              
         7      По  отношению к каким конкурентам  и в каких странах данная фирма  действует успешнее и почему?              
         8      Способы распространения этого опыта  на  другие страны?              
         9      Отвечают  ли товары конкурентов таким требованиям, как потребительские свойства, тип, размеры, вес, упаковка, удобство пользования, цвет, вкус, запах, надёжность?              
  
                                                                                                            
                                                                                                           
                                                                                                              Продолжение таблицы 3
         10      Какова  возможная реакция конкурентов  на выведение нового товара на рынок, изменение цены данного товара, увеличение доли рынка данного предприятия?              
         11      Какие стратегии стимулирования сбыта  применяют конкуренты?              
         12      Каковы  НИОКР конкурентов?              
         13      Каковы  технологии производства конкурентов?              
         14      Какова  патентная защита их товаров?              
         15      Каковы  официальные данные конкурентов  о прибылях и убытках?              
         16      Каково  число работающих у каждого конкурента?              
         17      Как конкуренты рекламируют новые товары?              
         18      Как конкуренты подбирают себе менеджеров?              
         19      Каковы результаты выступления конкурентов на торгах?              
         20      Какова  обстановка конкурентов на торгах?              
         21      Какова  у них обстановка со снабжением сырьём и комплектующими изделиями?              
         22      Каковы  коммерческие результаты конкурентов  на выставках и ярмарках?              
 
     Анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов – важный этап проведения исследований конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегий наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта. Прогноз поведения конкурентов строится на основе учёта следующих факторов:
    размеров, темпов роста, прибыльности предприятий конкурентов;
    мотивов и целей производственно-сбытовой политики;
    текущей и предшествующей стратегии сбыта;
    структуры затрат на производство;
    организации производства и сбыта;
    уровня управленческой культуры.
     На  базе анализа факторов, указанных в таблице 2, формулируются выводы о сильных и слабых сторонах стратегии конкурентов. Разумеется, не все факторы поведения конкурентов на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особенные трудности представляет исследование структуры затрат и издержек конкурентов. Вместе с тем в этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:
    численность занятых, структура прямых и накладных расходов;
    сравнительная стоимость сырья, материалов  и комплектующих частей;
    капиталовложения в основной капитал и запасы;
    объём продаж и число предприятий.
 
     Определение сильных и слабых сторон деятельности конкурентов – это конечный итог исследования конкуренции на рынке, в котором концентрируется результат  анализа всех аспектов производства, финансов, сбыта и стратегий фирм-конкурентов, и формулируются выводы о  возможных способах противостояния им. Степень анализа сильных и слабых сторон конкурентов зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента (знак «+» ? собственное предприятие, «0» ? важнейший конкурент.).  

                                                                                                                               Таблица 4
                Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия
    Факторы, характеризующие предприятие Преимущества Оценка Недостатки
    Менеджмент  предприятия Предпринимательская культура и философия
    Цели  и формулируемые стратегии
    Система мотивации сотрудников
     
    0
     
    0 +
       0 +
    +
    Производство Оборудование
    Гибкость  производственных линий
    Качество  производственного планирования и  управления
     
     
     
    0
     
    0    0 +
    +
    +
    Научные исследования и развитие Интенсивность и результаты
    Ноу-хау
    Использование новых информационных технологий
     
     
    + +
     
     
        0 + 0
     
     
     
    0
 
                                                                                                   
                                                                                                         Продолжение таблицы 4
    Маркетинг Организация сбыта
    Расположение  сбытовых филиалов
    Фаза  «жизненного цикла» у важнейших продуктов
     
    + +
    +
     
    0 0
     
     
     
    0
    Кадры Возрастная структура
    Уровень образования
    Квалификация  и мотивация менеджмента
    -  
    0 + 0 +
    0 +
    -
    Финансы Доля  собственного капитала
    Финансовый  баланс
    Возможности получения кредитов
     
    0 0
    0
     
    + +
    +
    -
 
     Всесторонний  анализ приведенных характеристик  деятельности конкурентов, в том  числе выявление их сильных и  слабых сторон, позволяет фирме, проводящей маркетинговые исследования, сделать  выводы относительно возможных вариантов  выхода на рынок или дальнейшего расширения рыночной доли. 

          Рассмотрим в качестве примера  конкурентоспособности предприятие  ООО «Ивановомебельсбыт».
         
          Рассчитаем по каждому показателю единичный показатель конкурентоспособности продукта по отношению к эталону и сводный индекс конкурентоспособности каждого конкурента по потребительским показателям.     
                                                                                                                                       Таблица 5
         Расчет индекса конкурентоспособности по потребительским  показателям
 
  Показ-ль  крнуренто-
 способности
                  Индекс   
Вид показ-ля
 
 Вес 
                    Индекс и вес
«Иваново- мебель-
сбыт»
«Домус» «Салон Маркиз»
«Евро- Стиль»
«Иваново- мебель-
сбыт»
«Домус» «Салон  Маркиз»
«Евро-  Стиль»
1 0,6 0,6 0,4 0,8 7 0,07 0,042 0,042 0,028 0,056
2 0,8 0,8 0,8 0,6 11 0,01 0,0008 0,0008 0,0008 0,006
3 1 0,4 0,8
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.