На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Становление социологии права XVII XIX в.в.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Контрольная работа
по Социологии
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА XVII – XIX в.в.
СОДЕРЖАНИЕ
4. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА XVII – XIX в.в.
4.1 Теория Естественного права (Г.Гуго, Г.Гобс, Д.Локк,
Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье) …………………………………………………..3-14
4.2. Историческая школа права(Г.Гуго, Г.Пухта, К.Савьиньи)…………...15-18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА XVII – XIX в.в.
      4.1. Теория Естественного права(Г.Гуго, Г.Гобс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье)
      Теория естественного права. Разработка идей естественного права началась с творчества великого голландского юриста Гуго Гроция (1583—1645). Если до него естественное право рассматривалось и обосновывалось в рамках теологической концепции права как божественное установление, то Гроций впервые трактует его как порождение здравого человеческого разума. Он двумя разными способами доказывает существование естественного права.
      Во - первых, естественное право соответствует  требованиям разума и потребностям общества (априорный способ). Во-вторых, естественное право или его элементы наблюдаются у всех без исключения народов, и потому можно сделать вывод о его всеобщности (апостериорный способ). Волеустановленное (позитивное) право, существующее в государстве, полностью базируется на естественном праве. Его составляют гражданские законы, принятые на основании договора. Всеобщие принципы естественного права не зависят, по мнению Гроция, от воли Бога. Бог не может изменить их, как не может изменить законов логики и математики.
      Даже  если предположить, что Бога не существует, естественное право существовало бы. Он пишет о естественном праве, что оно «столь незыблемо, что не может быть изменено самим Богом... Действительно, подобно тому, как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро». Концептуализация понятия естественного права составляет главную теоретическую заслугу Гроция. Он по праву считается человеком, давшим понятию естественного права наиболее законченную форму.
      XVII — XVIII века. По своей рациональной основе теория естественного права была близка учениям юристов античности. Она также полностью соответствовала умонастроениям мыслителей XVII и XVIII веков, много внимания уделявших проблеме естественного состояния человека и происхождения государства и права как «искусственного», производного из естественного, состояния.
      Томас Гоббс (1588-1679). Выдающийся английский мыслитель, стал основоположником так называемой «договорной» теории происхождения государства и права. Его политико-юридическая доктрина которого содержится в его трудах: “Философское начало учения о гражданине”(1642 г.), “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”(1651 г.).
      Согласно  представлениям Гоббса, все люди от природы обладают одинаковыми способностями и качествами. Кроме того, все они стремятся к максимальной реализации своих эгоистических интересов, ничем не ограничивая это свое желание. По этой при чине естественным изначальным состоянием человеческого общества является «война всех против всех» — никем и ничем не регулируемое хаотическое силовое противостояние индивидов друг другу. Тем не менее, считает Гоббс, люди наделены от природы способностью и желанием находить выход из неблагоприятного положения. Ими движет здоровый инстинкт самосохранения, страх смерти и здравый смысл, или естественный разум. Все это в совокупности подводит их к пониманию необходимости преодоления естественного — досоциального и доправового — состояния.
      Изначально  все люди созданы равными в  отношении физических и умственных способностей и каждый имеет наравне с другими одинаковое “право на все”. Но жадность и эгоизм человека приводят к неизбежной войне “всех против всех”. И это -  “естественное состояние рода человеческого”. В природе людей заложены свойства, которые побуждает людей находить выход из естественного положения - страх смерти и инстинкт самосохранения, естественный разум.
      Главный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все остальное - средства для этого. Второй естественный закон - отказ каждого от своих прав  в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Право переносится по договору на определенное лицо или на группу лиц. Третий закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения - источник и начало справедливости. Есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, которые можно свести к правилу: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.
      Обмен и договор выступают предпосылками  установления мира в человеческом общежитии.
      Естественные  законы сами по себе к исполнению не обязательны. Естественный закон - свобода что-либо делать или не делать, позитивный закон - предписание делать или не делать что-либо.
      Абсолютная  власть государства - гарант мира и  реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы, которые опираются на силу.
      Государство учреждается людьми для того, чтобы  покончить с “войной всех против всех”. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен, который обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.
      Однажды заключив договор, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Обладатель же верховной власти никаким договором со своим народом не связан и потому ответственности перед ним в принципе не несет.
      Гоббс выделяет 2 пути возникновения государства: через добровольное согласие индивидов (основанные на установлении или политические государства), или приобретение верховной власти силой (основанные на приобретении).
      Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет  войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д. прерогативы суверена неделимы и не непередаваемые никому - Гоббс против разделения властей. Верховная власть не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.
      Государство выполняет полицейско-охранительные  функции, поощряет развитие экономики, совершает воспитательно-просветительскую деятельность.
      Свобода - право делать все то, что не запрещено  гражданским законом. Единственное мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья - законодатель.
      Долг  суверена - хорошо управлять народом, ибо государство установлено не ради самого себя, а ради граждан.
      Существует 3 формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены.
      Народ имеет право на восстание тогда, когда суверен обязывает индивида убивать или калечить самого себя или запрещает защищаться от нападения врага. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Этот закон не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.
      С этой целью индивиды заключают между  собой общественный договор о  создании государства, которое бы оберегало  и защищало индивидуальные права каждого и тем самым ограничивало бы естественную свободу доправового состояния. Государство, возникшее таким образом, выступает гарантом соблюдения прав каждого гражданина. Оно имеет силовую природу и требует абсолютного подчинения. Созданное путем договора каждого с каждым, государство отчуждает у индивидов и использует ради их блага их совокупную силу. Теперь индивиды лишаются права и возможности сопротивляться решениям суверенного носителя власти. Взамен этого они приобретают безопасность и спокойное существование под охраной закона.
      Аналогичной концепции происхождения государственной  власти придерживался Джон Локк (1632- 1704), который, однако, более позитивно оценивал естественное, доправовое состояние человечества.
      Разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Но он дополнил ранее известные учения и создал доктрину раннебуржуазного либерализма.
      До  возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии, не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью, господствует равенство. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми. Все это порождает обстановку неуверенности. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.
        Государство представляет собой  совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой или же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Государство воплощает политическую власть, то есть право во имя всеобщего блага создавать законы и право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
      Право на жизнь, владение имуществом, свободу  и равенство человек не отчуждает  никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
      Главная цель политического сообщества - чтобы  все и каждый могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и “владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и др. (Локк - “собственность”). Средства, призванные содействовать осуществлению данной цели - законность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблением властью и др.
      Титул закона имеет лишь тот акт, который  указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.
      Кто бы конкретно не обладал верховной  властью в государстве, тот должен управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом, а не путем импровизированных указов.
      Каждый  человек, согласившись вместе с другими  образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным.
      Принцип разделения властей. Законодательная  власть - представительное учреждение всей нации - парламент. Исполнительная - монарх, кабинет министров. Они ведают также сношениями с иностранными государствами - федеративная власть.
      Принципы  связи и взаимодействия отдельных  ветвей власти: законодательная власть - верховная. Другие власти оказывают  на нее активное влияние - с помощью комплекса официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов.
      Форма государства должна вырастать из общественного договора и добровольного согласия людей, иметь надлежащую структуру правления, охранять естественные права и свободы индивида, заботиться об общем благе всех. Локк отдавал предпочтение конституционной монархии.
      Суверенитет народа выше суверенитета созданного им государства. Народ имеет право на восстание против нарушивших общественный договор правителей.
      По  мнению Локка, в доправовом обществе нет взаимной враждебности, доходящей до уровня «войны всех против всех»; наоборот, оно характеризуется свободным и взаимным соблюдением прав каждого. Естественное состояние включает наличие и соблюдение индивидами определенных социальных норм, но не располагает средствами сделать эти нормы обще обязательными и подвергать заслуженному наказанию нарушителей. Для преодоления этого недостатка в общественных отношениях люди путем заключения общественного договора создают государство и наделяют его силой, позволяющей реализовать политическую и судебную власть.
      Французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712- 1778) был автором иной версии теории общественного договора. Если в понимании Гоббса и Локка естественное, догосударственное состояние общества по сравнению с обществом, обладающим государственностью, характеризуется рядом существенных недостатков, то для Руссо, наоборот, оно имеет огромные достоинства. В этом состоянии все индивиды свободны и равны друг другу, у них нет частной собственности и социального гнета.
      Однако  в дальнейшем, с возникновением частной  собственности и имущественного неравенства, начинаются бедствия и  страдания, связанные с неограниченным произволом богатых. На помощь, как  и в теориях Гоббса и Локка, приходит общественный договор, но в интерпретации Руссо он несет с собой не добро, а зло, поскольку с его заключением люди теряют свою естественную свободу, бывшую величайшим благом. Возникшие органы власти «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».
      Такое плачевное состояние общества, согласно Руссо, может и должно быть изменено путем пере заключения общественного  договора на новой основе. Тогда  народ расторгнет неправедные отношения  с сувереном и учредит новое  государство, фор мой которого станет республика и которое будет соблюдать и оберегать естественные права своих граждан. Только подобное государство и соответствующие ему законы и порядок могут стать достойными преемниками естественного состояния общества.
      Другой  великий француз Шарль-Луи Монтескье (1689—1755), один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель, тремя основными его произведениями являются “Персидские письма” (1721), “Размышления о причинах величия и падения римлян” (1734) и “О духе закона” (1748)., также придерживался теории естественного права.
      Согласно  Монтескье, законы существования человека вытекают непосредственно из характера  человеческой природы, почему и могут  быть названы естественными. Эти  законы господствуют в догосударственном бытии, характеризуя естественное состояние людей. От природы человек добр, миролюбив и общителен, не стремится нарушать права других, дружелюбен. Однако жизнь в обществе делает его агрессивным по отношению к другим. Для обуздания агрессивности и взаимной враждебности необходимо введение государства и законов.
      Догосударственное состояние социальной жизни Монтескье  трактует как гражданское состояние, которое должно достигнуть определенного  уровня развитости, чтобы стало возможно возникновение государства.
      Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в  любом обществе объективные общие  причины морального и физического порядка, определяющие “дух народа”.
      Главная ценность - политическая свобода, условия  обеспечения которой - справедливые законы и надлежащая организация государственности.
      Закон выражает присутствие разумного  в отношениях. Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Человек управляется неизменными естественными законами, но нарушает как их, так и изменчивые человеческие законы. Естественные законы - стремление к миру, добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе (из-за того, что человек вначале крайне боязлив). Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода - между отдельными лицами и между народами. Появление этих двух видов войны побуждает установить законы между людьми. Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право), законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право), законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).
      Потребность людей, живущих в обществе, в общих  законах обуславливает необходимость  образования государства. Такое  соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е. гражданское состояние.
      Необходимым законообразующим фактором является характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Только в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными для другого народа.
      Положительные законы должны соответствовать природе  и принципам установленного правительства (т.е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, климату, качеству почвы, образу жизни населения, его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т.д. особое внимание уделяется взаимосвязанности законов (системной целостности законодательства).
      Монтескье различает 3 формы правления: республиканская (верховная власть в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия)), монархическая (правление одного человека посредством твердо установленных законов) и деспотическая (воля и произвол одного лица вне всяких законов и правил). Каждой форме правления присущ определенный принцип правления - то, что заставляет ее действовать - человеческие страсти. В республике это - добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх.
      При демократии народ является государем  только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. В демократии основные законы - определяющие право голосования. Оно принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы постановления сената - акты временного действия.
      Основные  законы аристократии - те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением.
      В монархии основные законы те, которые  определяют существование посредствующих, подчиненных и зависимых властей, их правомочий. Главная - власть дворянства.
      Основной  закон деспотического правления  - наличие должности полновластного визиря.
      Монтескье различает 2 вида законов о политической свободе: 1. Законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству. 2. Законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину.
      Основная  цель разделения властей - избежать злоупотребления властью, для чего существует система взаимного сдерживания властей.
      Свобода есть право делать все, что дозволено  законами. Личностный аспект свободы - в безопасности гражданина, средством которой является доброкачественность уголовных законов и судопроизводства.
      Политическая  свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению.
      Для обеспечения свободы необходимы и определенные судебные формальности (процессуальные правила и нормы).
      Разряды (типы) законов: естественное право, божественное право (право религии), церковным(каноническим) правом, международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной), общим государственным правом, относящимся ка всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом.
      Правила составления законов:
      Слог  закона должен быть сжатым и простым. Слова закона должны быть однозначными. Законов не должны вдаваться в тонкости. Когда закон не нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них. Мотивировка закона должна быть достойна закона.
      Закон по своей природе, считает Монтескье, представляет собой приложение естественного  разума, присущего человеку, к политической и правовой действительности конкретного  государства. Законы политические и  гражданские должны быть всего лишь частными модификациями естественного права.
      Законы, существующие в обществе, согласно Монтескье, классифицируются на следующие  виды: божественное право и церковное (каноническое) право; естественное право; гражданское право; между народное право; общее и частное государственное право; право завоевания; гражданское право отдельных обществ; семейное право.
      Монтескье исследует и классифицирует формы  государственного устройства, выделяя  среди них республику, монархию и  деспотию. Монархия представляет собой  правление одного человека, опирающееся на систему законов. Деспотия отличается от монархии отсутствием законов и ограничений произвола правителя. Республика как форма правления характеризуется принадлежностью верховной власти народу.
      Политическая  свобода возможна только при умеренном правлении. Гарантирует ее введение в практику принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
      В эту эпоху индивидуалистические тенденции, порожденные рационалистическими теориями, подкреплялись интересами, социально-политического характера. За исключением Гоббса и немногих других авторов, английские и французские публицисты видят в праве результат естественного стремления людей на ходить решения, которые оптимальным образом примиряли бы их индивидуальное благосостояние с общественным благом. Эти попытки нашли свое наиболее полное воплощение в первой «Декларации прав человека и гражданина» (1789) и в этой связи можно, кстати, отметить, что между субъективным и объективным значением слова «право» произошло ощути мое сближение.
      Считается, что объективное право, норма  права, имеет основной целью защитить индивида, обеспечить его максимумом благосостояния и свободы, словом, гарантировать  ему возможность пользоваться «его правами». Несмотря ни на что, эти идеи еще в ходу и не потеряли своей привлекательности и в современном мире.
      4.2. Историческая школа права (Г.Гуго, Г.Пухта, К.Савьиньи)
      Историческая  школа права. В конце XVIII и в  начале XIX века идеалистические теории, наиболее ярким выражением которых  является естественное право, подверглись первым и энергичным нападкам со стороны движения, возникшего тогда в Германии и получившего название «исторической школы права». Ее главными представителями были Густав Гуго (1764-1844), Георг Пухта (1798-1846), Карл-Фридрих Савиньи (1779—1861).
      Карл-Фридрих Савиньи (1779—1861) главой школы и был наиболее видным теоретиком права из этой группы. Как указывает само название, предпочтительной областью исследований новой школы была история. Именно она была од ним из наиболее слабых звеньев господствующей теории, рассматривавшей правовые нормы как по рождения разума, который неизменен повсюду и во все времена. Единственный, или почти единственный из юристов, Монтескье обратил внимание на огромное разнообразие юридических предписаний. Он еще не воспользовался тогда этой констатацией для критики рационалистской доктрины, которой строго придерживался. Савиньи и его ученики исходи ли из совершенно иной точки зрения.
      Исследуя  истоки юридических норм, они надеялись  найти их в национальном самосознании народов, в их Volksgeist (народ ном духе). Каждое сообщество вырабатывает свое собственное право, и оно соответствующим образом про является в обычаях, которые лучше законов отражают его требования и направленность. Мы еще вернемся к вопросу различия между обычаем и правом. Здесь до статочно указать на коренное отличие подобного учения от теорий, описанных нами выше.
      Вместо  общего и универсального права историческая школа дает нам целый букет  отдельных прав, теоретически чуждых друг другу и являющихся тем совершеннее, чем они национальнее.
      Кроме того, если сторонники классической школы  предпочитали «ясные и четко выраженные»  идеи, то иначе обстояло дело с новой  доктриной, в которой основной движущей силой права считались скорее инстинкт и бессознательное.
      Однако  конфликт между эти ми двумя тенденциями  был менее острым и обозначенным, чем можно было бы предполагать. Это объясняется прежде всего  большой широтой взглядов главы  исторической школы, Савиньи, который  умел избегать крайностей и проявлял гибкость при отстаивании своих принципов. Более того, оставаясь верным своему учению, этот великий юрист не переставал проводить идею об изначальном родстве всех видов права.
      Савиньи считал, что с развитием национального  духа происходит и стихийная эволюция права. Это органический процесс: дух народа как субстанция медленно раскрывается в праве подобно тому как развивается зародыш в утробе матери.
      Исходным  элементом — зародышем — права  является народный обычай, который  впоследствии подвергается обработке  в трудах ученых-правоведов. Гуго в этом смысле сравнивал право с национальным языком: язык не устанавливается и не принимается обществом посредством какого-либо договора, не вводится свыше и не является божественным да ром, а стихийно формируется в лоне народного духа. Так и право: это такое же порождение национальной природы конкретного народа, возникающее из стихий но складывающихся норм общения людей.
      Заслуга исторической школы права заключается  в том, что ее представители впервые  попытались ввести в теорию права элемент историзма, отсутствовавший в построениях теоретиков «общественного договора». Однако этот историзм имеет существенный изъян: субстанцией права становится нечто иррациональное, ту манное и романтизированное, само по себе выходящее за рамки теоретического рассмотрения — национальный дух. Такая посылка с необходимостью влекла за собой общую консервативную направленность этой концепции. Так, согласно Гуго, назначение права состоит в том, чтобы сохранять государственный порядок, каким бы консервативным он ни был. Если позитивное право соответствует народному духу, то оно должно уважаться как нечто данное свыше и непогрешимое, и ценность закона только в точности его соответствия духу нации. Опираясь на эти принципы, представители исторической школы выступали апологетами крепостного права, феодальной зависимости, монархической государственности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.