На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предупреждение конфликтов и пути их разрешения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………….2
    Сущность и виды трудовых конфликтов…………………………………3
  1.1 Конфликты «руководитель-подчиненный»…………………………..3
  1.2 Трудовые конфликты…………………………………………………..7
  1.3 Коллективные трудовые конфликты………………………………….8
2. Предупреждение  конфликтов и пути их разрешения……………………11
  2.1 Предупреждение и разрешение конфликтов «по вертикали»……….12
  2.2 Предупреждение и пути разрешения трудовых конфликтов………..18
Заключение…………………………………………………………………….20
Библиографический список…………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Люди  издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех.
     Среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта  как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму  социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов – это кладбище.
     Но  другие учёные оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это  опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.
     Однако  сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, сторонников последней  точки зрения становится всё меньше.
     И независимо от того или иного понимания  природы конфликтов все исследователи  единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать  и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.
     Современная общественная жизнь не оставляет  нам возможности медлить с  теоретическим осмыслением социальных конфликтов. Потребность в изучении их причин, видов и способов их регулирования  становится, все более острой. Не только в нашей стране, но и в  мире в целом наблюдается взрывной рост конфликтов. Двадцатый век вошел  в историю как век разрушительных революций, мировых войн, экономических  кризисов и политического террора. Стремительный рост конфликтов, усиление их роли в общественной жизни чётко фиксируется нашей культурой, нашим языком, его словарным запасом.
1. Сущность и виды  трудовых конфликтов 

     Трудовой  конфликт представляет собой вид  социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия  их обеспечения. Трудовой конфликт отличается от трудового спора. К трудовым спорам относятся споры между работником (группой работников) и работодателем  по поводу условий труда. Трудовой конфликт – более широкое понятие. Кроме  столкновения в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или  демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и улучшения снабжения  продовольствием, а иногда и политическими  требованиями. Поэтому трудовой конфликт может регулироваться как нормами  трудового законодательства, так  и другими правовыми и не правовыми средствами.
     В зависимости от того, какие стороны  вовлечены в борьбу, можно выделить межличностные и межгрупповые трудовые конфликты, коллективные трудовые конфликты.
     Межличностные конфликты обычно являются конфликтами «по вертикали». 

      Конфликты «руководитель –  подчиненный»
 
     Проблема  взаимоотношений руководителей  и подчинённых весьма актуальна  для современной науки и практики. В центре внимания находятся вопросы  эффективности управления, стиля  руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Все они  зависят от оптимизации отношений  в звене «руководитель-подчинённый», т.е. от конфликтов «по вертикали».
     Среди причин конфликтности отношений  руководителя и подчинённого выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов донного типа.
     Субординационный  характер отношений. Существует объективное противоречие между функциональной и личностной сторонами отношений руководителя и подчинённого. В управленческой деятельности между ними имеются отношения субординации. Они характеризуются двумя сторонами – функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной). Функциональная означает объективно существующую связь между людьми, когда одни группы людей направляют деятельность подчинённых, а последние выполняют указания. Личностное содержание отношений в звене «руководитель-подчинённый» зависит от индивидуально-психологических особенностей участников взаимодействия, их темпераментов, характеров, способностей, деловых и моральных качеств, а также взаимной симпатии или антипатии.
     Противоречие  в звене «руководитель – подчинённый» заложено в том, что от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчинённого. Последний  обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т.е. подчиняться. Практически  никогда не обеспечивается полное соответствие требований ролей возможностям и  способам действий их исполнителей. Объективная  необходимость устранения этого  несоответствия и субъективное восприятие возможности его устранения неизбежно порождают конфликты.
     Деятельность  в системе «человек-человек» конфликтогенна по своей природе. Из четырёх типов деятельности («человек-человек», «человек-природа», «человек-машина», «человек-знак») наиболее конфликтны профессии типа «человек-человек».
     Большая часть конфликтов по вертикали детерминирована  предметно-деятельностным содержанием межличностных отношений. Около 96% конфликтов между руководителями и подчинёнными связаны с их совместной деятельностью. Конфликты в профессиональной сфере связаны с обеспечением качества деятельности (39%), оценкой результатов работы(8%) и введением инноваций (6%). В противоположность конфликтам в звене «руководитель-подчинённый» конфликты по горизонтали чаще носят личностный характер. Они возникают из-за антипатий, неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм и принципов, хотя это не исключает организационных и деловых причин таких конфликтов.
     Частота возникновения конфликтов по вертикали  связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов. На шесть месяцев, связанных с выполнением основных заданий года, проверками вышестоящими инстанциями, сдачей аттестаций, подведением итогов и т.п., приходится около 60% всех конфликтов «по вертикали». На остальное время, когда деятельность организуется обычным порядком, приходится примерно 40% конфликтов между руководителями и подчинёнными.
     Наиболее  конфликтно звено  «непосредственный  руководитель-подчинённый»: на него приходится более 53% конфликтов. Особенно велик удельный вес конфликтов в звеньях, где руководитель и подчинённый близки по служебному положению. По мере увеличения статусной дистанции частота конфликтов уменьшается.
     Разбалансированность  рабочего места. Рабочим местом называют совокупность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции отображаются в обязанностях и ответственности за их выполнение, а средства – в праве и власти. Рабочее место имеет структуру, элементы которой должны быть сбалансированы.
     Сбалансированность  рабочего места означает, что его  функции должны быть обеспечены средствами и не должно быть средств, не связанных  с какой-либо функцией. Обязанности  и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот. Разбалансированность рабочего места  ведёт к возникновению конфликтов «по вертикали».
     Рассогласованность  связей между рабочими местами в организации проявляется в том, что:
     а) подчинённому дают указания много начальников, и он вынужден: сам ранжировать  поступившие указания по степени  важности, требовать этого от непосредственного  руководителя; хвататься за всё подряд; отказываться от выполнения указаний и распоряжений;
     б) у руководителя много непосредственных подчинённых: более 7-9 человек, которыми невозможно оперативно управлять.
     Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца.
     Недостаточная обеспеченность по объективным  условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации.
     Среди субъективных причин конфликтов в звене  «руководитель-подчиненный» выделяют управленческие и личностные причины.
     Управленческие  причины: неоптимальные и ошибочные решения; излишняя опека и контроль подчинённых со стороны руководства; недостаточная профессиональная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звеньев; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчинённых; нарушения в системе стимулирования труда.
     Личностные  причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчинёнными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчинённому, и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчинёнными; психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т.д.). 

1.2 Трудовые конфликты 

     Трудовой  конфликт в организации рассматривается  как:
     1) прямой вызов внутреннему порядку  и стабильности трудового коллектива, позволяющий выявить интересы, разногласия,  взаимные претензии и проблемы;
     2) способ регулирования взаимоотношений,  налаживания оптимального порядка  в организации производства и  трудовых отношениях;
     3) необходимый этап в развитии  трудового коллектива.
     Исходя  из особенностей сторон, выделяются следующие  трудовые конфликты между:
     - трудовым коллективом и администрацией;
     - трудовым коллективом и профсоюзным  комитетом; 
     - администрацией и профкомом;
     - трудовым коллективом и руководством  отросли;
     - трудовыми коллективами разных  организаций;
     - трудовыми коллективами и органами  управления государства.
     В зависимости от того, в какой сфере  взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта.
     - Условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).
     - Система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование  финансовых средств; распределение  полученной прибыли; участие работников  в управлении капиталом; правила  проведения приватизации и т.д.).
     - Выполнение ранее принятых договорённостей  (взаимные поставки, расчёты; погашение  долгов и т.д.).
     Причины трудовых конфликтов:
     - бюрократическое отношение администрации  к интересам работников;
     - бездействие администрации в  улучшении условий труда;
     - попытки администрации незаконно  уволить работников;
     - незнание или игнорирование работодателем  норм действующего трудового  законодательства;
     - девальвация ценностей трудовой  культуры;
     - снижение трудовых и социальных  гарантий работающих;
     - низкая заработная плата, несправедливые  расценки;
     - несвоевременная выплата заработной  платы;
     - нецелевое расходование руководителями  финансовых средств;
     - нарушение договорных обязательств  по поставкам, оплате и т.д.;
     - рост безработицы;
     - обнищание населения, включая  наемных работников.
     Функции трудовых конфликтов.
     1. Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию, а с другой – повышает сплочённость рабочих.
     2. Трудовые конфликты выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива.
     3. Существует инновационная, творческая функция трудового конфликта. С его помощью можно преодолеть препятствие на пути экономического, социального или духовного развития коллектива.
     4. Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-психологического климата, сплочённости, авторитета, взаимного уважения. 

1.3 Коллективные трудовые конфликты 

     Конституция Российской Федерации закрепила  право работников не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры.
     Под коллективным трудовым конфликтом (спором) понимаются неурегулированные разногласия  между работниками и работодателями по поводу установления и изменения  условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
     Однако  не всякое разногласие по установлению или выполнению условий коллективного  договора следует оценивать как  коллективный трудовой конфликт (спор), поскольку возникшие разногласия  могут быть преодолены сторонами  – участниками сложившихся (или  складывающихся) трудовых отношений. Если же эти разногласия становятся неурегулированными, то наличие таких разногласий  свидетельствует о возникшем  коллективном трудовом конфликте.
     Конфликты подобного рода возникают в силу противостояния, складывающегося между  работниками и работодателями, но взаимодействие в ходе конфликта  осуществляется представителями той  и другой стороны.
     Такими  представителями являются:
    представители работников – органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им;
    представители работодателя – руководители организации и другие полномочные представители в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
     Коллективные  трудовые конфликты (споры), как и  индивидуальные трудовые конфликты, обычно бывают двух видов:
     1) конфликты, возникающие в связи  с установлением и изменением  условий труда; 
     2) конфликты по поводу выполнения  уже заключенных коллективных  договоров и соглашений.
     Предметом споров, связанных с этим видом  конфликтов, могут быть не только проблемы труда и его условия, но и различного рода социально-бытовые проблемы, связанные, например, с установлением льгот  для определенной категории работников и др. 

 

     
            2. Предупреждение конфликтов и пути их разрешения 

     Среди форм разрешения противоречия выделяют: выступления на собраниях коллектива; проведение демонстраций; обращение  в прессу, на радио и телевидение; обращение к вышестоящему руководству; обращение за поддержкой к народным депутатам, партиям; предъявление требований через профсоюзный комитет; обращение  в комиссию по трудовым спорам; организацию  пикетов, локаутов; забастовки, которые  рассматриваются большинством рабочих  как наиболее эффективное средство борьбы за свои права.
     Забастовка  – вид межгруппового трудового конфликта, заключающийся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением требований экономического, социального и политического характера. Особенности забастовки как конфликта: массовый характер участия в ней работающих; наличие органов управления; значительное влияние забастовки на тех, против кого она направлена. Забастовки подразделяют на: всеобщие, полные, частичные; срочные, бессрочные; борьбу за права и выступления в знак солидарности.
     Не  все виды забастовок являются легальными. Некоторые забастовки выходят за рамки трудового конфликта, перерастая в социальные, а порой и политические потрясения. С точки зрения действующего законодательства они должны признаваться незаконными. Незаконными считаются  забастовки:
     а) по политическим мотивам, с требованиями об изменении конституционного строя, созыве, роспуске или изменении порядка  деятельности высших органов государственной  власти, отставке их руководителей, а  также с требованиями, влекущими  нарушение национального и расового равноправия либо изменение границ;
     б) объявленные без соблюдения установленных  законом процедур.
     Прекращение работы как средство разрешения коллективного  трудового конфликта не допускается, если это создает угрозу жизни  и здоровью людей, а также на предприятиях и в организациях железнодорожного и городского общественного транспорта, гражданской авиации, связи, энергетики, оборонных отраслей, в государственных органах, на предприятиях и в организациях, на которые возложено выполнение задач по обеспечению обороноспособности, правопорядка и безопасности страны, в непрерывно действующих производствах, приостановка которых связана с тяжелыми и опасными последствиями (ст. 9-17 Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»). 

2.1 Предупреждение и разрешение конфликтов «по вертикали» 

     Практика  показывает, что бесконфликтному  взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия:
     - психологический отбор специалистов  в организацию;
     - стимулирование мотивации к добросовестному  труду;
     - справедливость и гласность в  организации деятельности;
     - учёт интересов всех лиц, которых  затрагивает управленческое решение;
     - своевременное информирование людей  по важным для них проблемам;
     - снятие социально-психологической  напряженности путем проведения  совместного отдыха, в том числе  с участием членов семей;
     - организация трудового взаимодействия  по типу «сотрудничество»;
     - оптимизация рабочего времени  управленцев и исполнителей;
     - уменьшение зависимости работника  от руководителя;
     - поощрение инициативы, обеспечение  перспектив роста;
     - справедливое распределение нагрузки  между подчиненными.
     Для руководителя важно правильно строить  взаимоотношения с подчинёнными, грамотно организовать управленческую деятельность. При этом целесообразно  руководствоваться следующими правилами.
     Ставьте подчиненным ясные, конкретные и выполнимые задачи. Распоряжение должно быть отдано простым, ясным языком. Не допускайте неопределенности, двусмысленности в содержании приказания. Задача должна соответствовать возможностям подчиненного.
     Обеспечьте  выполнение задачи всем необходимым. Предоставление подчиненному инициативы в выполнении отданного распоряжения не означает самоустранения начальника от обеспечения его выполнения.
     Приказы, распоряжения, требовательность к подчиненному должны быть обоснованы в  правовом отношении. Не идите вразрез с нормативными требованиями, не ущемляйте человеческое достоинство.
     Текущий контроль снижает  вероятность возникновения  конфликтов. Это происходит в связи с качеством выполнения указания, но контроль не должен превращаться в мелочную опеку.
     Не  спешите с однозначной  оценкой результатов  деятельности подчиненного. Если вы не уверены в том, что глубоко изучили итоги деятельности подчиненного, то лучше с оценкой не спешить.
     Достигнутое подчиненным оценивайте исходя из начального положения дел  и успехов других работников. Это правильнее, чем основываться только на поставленной задаче.
     Не  стремитесь в короткий срок перевоспитать  нерадивого подчиненного. Решительные попытки «сделать из него человека» ни к чему хорошему, кроме конфликтов, не приведут. Процесс воспитания – длительный процесс. Поэтому, проводя воспитательную работу с подчиненными, не рассчитывайте на быстрые и немедленные положительные результаты.
     Критикуйте  после того, как  похвалите. Начав разговор с подчиненным с положительных аспектов в его работе, вы тем самым настроите его на положительное отношение к вам. Критика, исходящая от вас, будет восприниматься более конструктивно.
     Критикуйте  и оценивайте не личность, а поступок, результаты служебной деятельности. Переход на личностные оценки с использованием обобщающих формулировок провоцирует подчиненного на конфликт.
     Давая критическую оценку подчиненному, не переносите ее на всю социальную группу, к которой  он принадлежит. В особенности это касается национальной принадлежности подчиненного, а также характеристики той социальной группы, которая значима для него.
     Общаясь с подчиненным, демонстрируйте, что по своему психологическому статусу вы признаете  равенство между  вами.
     Избегайте жестких, категоричных и безапелляционных по форме оценок поведения  и деятельности подчиненных. Чем резче обращаются к человеку, тем интенсивнее он настраивается на возможное противодействие по отношению к источнику такого обращения. Кроме того, вы можете ошибаться в даваемых оценках, а их категоричность усугубит вашу неправоту.
     Не  делайте подчиненных  «козлами отпущения» своих управленческих ошибок. Нет таких людей, которые не ошибаются. Не бойтесь навредить своему авторитету. Честность и порядочность всегда по достоинству оцениваются людьми, особенно если эти качества проявляются у руководителя.
     Будьте  справедливы и  честны по отношению  к подчиненным. Помните, что люди больше всего не любят несправедливость.
     Всеми силами боритесь с  проявлениями негативных эмоций в общении  с подчиненными. Гнев, злость, досада – плохие советчики при решении любой проблемы.
     Не  превращайте подчиненных  в «громоотвод» ваших  конфликтных отношений  с руководством. Разрядив на подчиненных свои негативные эмоции после неприятного общения с начальниками, вы стабилизируете свое внутреннее состояние. Однако тем самым вы создаете новый очаг конфликтной напряженности, но теперь – с подчиненными.
     Реже  наказывайте и  чаще помогайте подчиненным  исправлять ошибки. Такая стратегия в будущем даст хорошие результаты: меньше проступков – меньше конфликтов, меньше наказаний – меньше проблем.
     Уважайте  права подчиненных. Даже работник, плохо выполняющий служебные обязанности, имеет вполне определенные права как гражданин. При любой степени вины за проступок подчиненный будет защищать свои права даже посредством конфликта.
     Критикуя  подчиненного, указывайте возможные пути исправления  ошибок и просчетов.
     В повседневной жизни не всегда удается  предупредить конфликты «по вертикали». Для руководителя важно знать, что  способствует конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными.
     Руководителю  необходимо заинтересовать подчиненного в том  решении конфликта, которое он предлагает. Изменить мотивацию поведения подчиненного можно различными способами – от разъяснения неправильности его позиции до предложения определенных уступок, если руководитель в чем-то неправ.
     Аргументируйте  свои требования в  конфликте. Настойчивость в требованиях к подчиненному следует подкрепить правовыми нормами.
     Умейте  слушать подчиненных  в конфликте. Руководитель иногда принимает неверное решение из-за отсутствия необходимой информации. Ее мог бы дать подчиненный, однако руководитель не удосуживается выслушать его, что затрудняет разрешения конфликта.
     Без особой нужды руководителю не стоит идти на эскалацию конфликта  с подчиненным. После обострения конфликта его сложно разрешать, так как ухудшаются межличностные отношения, растет уровень негативных эмоций, снижается степень правоты оппонентов в результате взаимной грубости.
     Повышение голоса в конфликтном  диалоге с подчиненным  – не лучший аргумент. Как показывают исследования, в 30% конфликтов с подчиненными руководители допускают грубость, срываются на крик и т.п. Грубость – признак того, что руководитель не владеет ситуацией и собой. Слово – основное средство воздействия на подчиненного, использовать его нужно для разрешения конфликта, а не его обострения.
     Переход с «Вы» на «ты» является фактическим унижением  подчиненного.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.