На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социально-педагогическая деятельность с семьей «группы риска»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 «Костромской  государственный университет имени  Н.А.Некрасова»
Институт  педагогики и психологии
Кафедра социальной педагогики 
 
 
 
 
 
 

    Социально-педагогическая деятельность с семьей «группы риска» 
     
     
     
     
     
     
     
     

            Контрольная работа студентки
            1 курса Института педагогики и психологии
            (заочного  отделения)
            специальность «Социальная педагогика»
            Бауэр Марии Андреевны
            Проверила:
            к.п.н., доцент Е.М. Карпова  
             
             
             
             
             
             
             

Кострома
2010 
 
 

Содержание
Введение С.3-4
    Определение семьи группы риска
С.5
    Причины попадания семьи  в «группы риска»
С.6-9
    Классификация семей «группы риска»
С.10-11
    Социально-педагогической работы с семьями «группы риска»
С.12-20
Заключение C.21-22
Список  литературы C.23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение
     Главным социальным фактором, влияющим на становление  личности, является семья. В зависимости  от состава семьи, от отношений в  семье к её членам и вообще к окружающим людям, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
     Именно  в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно, в какой семье воспитывается  ребенок, в благополучной или  неблагополучной.
     Семейное  воспитание - это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка.
     В настоящее время семья как  социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.
     Пристальный интерес к семье объясняется  и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.
     Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов.
     Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но в работе с семьей группы риска первоочередная задача социального педагога это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название семья «группы риска».
     Общественное  мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества семей группы риска.
     Категория семей социального риска нуждается  в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он проводит социально педагогическую работу с детьми, и родителями.
     Целью данной работы является выявления причин возникновение семьи «группы риска» и планирование социально-педагогической работы, направленной на устранение этих причин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Определение семьи группы риска 
       Семья - это социокультурный феномен,  играющий особую роль в социальной  подготовке подрастающего поколения  к жизни в обществе. В ней  человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через неё и общества.[2, 149]
     Основными функциями семьи являются репродуктивное, биологическое воспроизводство  населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд  социальных функций семьи:
    воспитательная - социализация молодого поколения;
    хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
    Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
    социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение её членов в обществе, в различных сферах деятельности;
    духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
    социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
    досуговая – организация рационального досуга, развития взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
    эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи.[1, 273]
           Если в жизнедеятельности семьи одна  или несколько из функций не срабатывают, то семью относят к "группе риска".
     Таким образом, семья «группы риска»- семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия. 

     Причины попадания семьи  в группу риска
     Семья является одной из важных сфер и  одним из главных объектов социальной работы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующими общественно-экономическими и юридическими нормами.
     Сегодня в России свыше 40 млн. семей. Семья  очень быстро и чутко реагирует  на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающий для семьи процессы. В настоящее время наблюдается, что большинство населения до уровня доходов находится практически на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость, со снижением рождаемости повышается количество детей, рожденных вне брака.
     Тяжелая материальная ситуация складывается в  многодетных семьях, их составляет около двух миллионов. Возрастает количество малообеспеченных, а также беспризорных детей.
     Все социальные проблемы, с которыми связана  семья, усугубляют внутрисемейные проблемы, а социальное поведение взрослых членов семьи ведет к подростковой преступности, раннему материнству, детской, подростковой наркомании, алкоголизму. Все это ведет к необходимости социальной реабилитации детей.
     Два десятилетия назад работа с семьями  группы риска заключалась в том, что родителей либо лечили, чаще всего от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, детей отправляли в детские дома и интернаты, где упор делают на обеспечение жизненно-важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из семей группы риска из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во взрослую жизнь совершенно не подготовленными, не могут адаптироваться к группе сверстников и испытывают трудности в общении. Работа с детьми из семей группы риска должна носить комплексный характер, учитывая психологические особенности детей.
     Современная семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой семья и дети стали заложниками экономических и политических преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров. Семье не хватает средств для развития ребенка: на книги, зрелищные мероприятия, экскурсии. Это затронуло многие благополучные и относительно благополучные семьи. Что же тогда остается детям из неблагополучных семей, семей с родителями, злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими средствами? Количество таких родителей возросло, не все смогли пережить трудности. Влияние семьи на ребенка исключительно. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитывались в безопасном, предсказуемом окружении. Длительное стрессовое состояние родителей не может обеспечить безопасность, каждодневный уход за ребенком. Поэтому необходимо проводить с такими детьми социальную реабилитацию, направленную на социализацию личности ребенка, адаптации его в общеобразовательных учреждениях. Работа должна вестись по восстановлению утраченных социальных функций и связей, пополнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем.
       В трудных материальных условиях  находятся семьи с малолетними  детьми (в возрасте до 3 лет). С увеличением числа различного рода социально-неблагополучных семей возрастает количество беспризорных детей.
     В учреждениях системы социальной работы имеются специальные образовательно-воспитательные потребности, необходимо специализированная социально-педагогическая помощь в работе с социально-дезадаптированными детьми и подростками, многодетными и неполными семьями, лицами социально-негативного поведения, с людьми, больными алкоголизмом, употребляющими наркотические вещества, жертвами насилия и лицами, склонными к суицидальности.
     Социальный  педагог семье необходим, так  как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
     Задача  социального педагога в работе с семьями риска – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.
     Таким образом,  основными причинами  попадания семьи в «группу риска» является  следующие факторы:
     - социально-экономические факторы  (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
     - медико-санитарные факторы (экологически  неблагоприятные условия, хронические  заболевания родителей и отягощенная  наследственность, вредные производственные  условия родителей и особенно матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
     - социально-демографические факторы  (неполная либо многодетная семья,  семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками  и сводными детьми);
     - социально-психологические факторы  (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными  отношениями супругов, родителей  и детей, педагогической несостоятельностью  родителей и их низким общеобразовательным  уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
     - криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический  образ жизни родителей, семейные  конфликты, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
     Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация семей «группы  риска»
     Исходя  из раннее перечисленных факторов, являющихся основными причинами попадания в семьи в группу риска, можно выделить следующие типы семей:
    Семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка. Недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет родителей и школы, не желая сотрудничать с педагогами;
    Семьи, допускающие безнадзорность детей, расширяющие сферу «социального сиротства». Родите6ли, как правило, употребляют алкоголь;
    Семьи с жестоким обращением и завышенными требованиями, по отношению к детям. В такой семье детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность.  И как результат – дети растут жестокими и озлобленными;
    Семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью (разводящиеся семьи);
    Семьи с низким материальным обеспечением, находящиеся за чертой бедности, провоцирующие и стимулирующие безнравственный образ жизни и поведение;
    Семьи, ведущие аморальный образ жизни;
    Семьи безработных, не имеющие возможность обеспечить детям достойный образ жизни;
    Семьи, попавшие в экстремальную ситуацию (беженцев, вынужденных переселенцев и пр.);
    Семьи, проживающие в неблагоприятных условиях (экономических, жилищно-бытовых, санитарно-гигиенических и пр.).
    Семья, в которой отдаётся предпочтение материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях, дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют. 
     Кроме того, в «группу риска» попадают и семьи с недееспособными по разным причинам родителями, а также семьи, где имеются хронически больные или нетрудоспособные родители, семьи, где родители несовершеннолетние.
     Таким образом, в современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу. 

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Социально-педагогической работы с семьями  «группы риска»
     Работа  социального педагога направлена на оказание помощи семьям группы риска.
     Конкретное  содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном  случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом работа социального педагога с семьей группы риска имеют много общего.
     Эффективности работы способствует разделение семей  группы риска на группы в зависимости от причин и характера неблагополучия.
     Объектом  воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в  целом, как коллектив.
     Работы социального педагога с семьями группы риска включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.
     Профилактический  уровень. Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
     На  данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.
     Один  из путей к улучшению состояния  – разработка таких специальных  программ педагогического образования  и просвещения родителей, которые  способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
     Организация педагогического просвещения родителей  направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто  не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания.
     В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается  в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком.
     Педагогическое  просвещение родителей может  осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство.
     При составлении программы педагогического  образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена таким образом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.
     Данная программа должна быть направлена на: творческое усвоение педагогических знаний, с тем, чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей; формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания; взаимное обогащение опытом детско-родительских отношений.
     Педагогическое  просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана  по рассмотрению основных закономерностей  и базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению.
     Социальные  педагоги должны заниматься пропагандой  ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитывать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например, вовлекать ребенка в процесс принятия решений, избегать пустых угроз и т.д.
     Эффективность профилактической деятельности социального  педагога напрямую зависит от правильного  выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное  или слишком официальное отношение  при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
     Предвидя  трудный разговор, социальный педагог  должен тщательно подготовиться  к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.
     Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
     Обязательными этапами диагностики являются:
     - сбор информации;
     - анализ информации;
     - постановка социального диагноза.
     Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных  встреч с семьей, а также с другими  людьми. Диагностика служит отправной  точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
     Проведение  диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важных из них.
     Методологические  принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагог останавливает диагностическое исследование) эффекту; множественность источников информации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
     Этнические  принципы: конфиденциальность; степень открытости – право клиента; невмешательство в частную жизнь.
     На  данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
     - наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояния психики клиента);
     - беседа (равноправный диалог или  интервью, устный опрос по заранее  обдуманному плану);
     - анкета (письменный опрос);
     - тесты (стандартизированный набор  заданий, позволяющий определить  уровень знаний человека, состояние  его личностных, психологических  характеристик).
     Широко  используются в диагностике:
     1. Шкальные методики. Для определения  результата совместной работы семье предлагается шкала, на который ион должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можно сравнить только с показателями этой же семье в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;
     2. Карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположить карточки по времени – настоящее, прошлое и будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнуты), оказывает успокаивающие действие;
     3. Проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);
     4. Ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;
     5. Экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;
     6. Анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов – важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;
     7. Метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.
     В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.
     Реабилитационный  уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
     Цикл  социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания  детей, включает в себя все компоненты помощи:
     - Знакомство, оценка проблемы;
     - Планирование работы;
     - Выполнение намеченных действий;
     - Подведение результатов.
     Фазы  цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.
     Важно планировать стратегию помощи для  семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.
     Реабилитационный  уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного.
     На  индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:
     Консультирование – процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
     Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом, непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.